Новости и аналитика Интервью Перспективы предоставления государственных услуг в электронном виде Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии

Перспективы предоставления государственных услуг в электронном виде Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии

28 сентября в 13-00 часов в Информационном агентстве "ГАРАНТ" состоялось интернет-интервью с заместителем руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Сапельниковым Сергеем Алексеевичем

Ведущая интернет-интервью - Татьяна Нифталиева ( ИА "ГАРАНТ").

Ведущая: Доброе утро, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя - Сергея Алексеевича Сапельникова, заместителя руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Уважаемый Сергей Алексеевич, позвольте поблагодарить вас за то, что нашли время прийти сегодня на наше интернет-интервью.

Тема интернет-интервью: "Перспективы предоставления государственных услуг в электронном виде Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии".

Стремясь упростить процедуру предоставления государственных услуг, сделать обслуживание более качественным и доступным, сократить его сроки, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии приступила к масштабному оказанию услуг в электронном виде. За последние годы этот формат обслуживания приобрел в России особую актуальность.

Значительно растет количество заявлений, подаваемых гражданами и организациями через Интернет.

На сегодняшний день портал государственных услуг Росреестра предоставляет следующие сервисы:

бесплатное получение общедоступной справочной информации из государственного кадастра недвижимости (ГКН) и государственного реестра прав (ГРП) в режиме реального времени;

- предоставление сведений о территориальных отделах: расписание, контакты, схема проезда, веб-камеры;

- предоставление по запросу сведений государственного кадастра недвижимости в виде юридически-значимых электронных документов (только для физических лиц);

- интерактивная публичная кадастровая карта;

- опросный лист "Организация приема граждан";

- постановка объектов на кадастровый учет в электронном виде;

- бесплатное распространение необходимого программного обеспечения для последующего заполнения заявления о постановке на кадастровый учет в электронном виде.

Об особенностях работы с интернет-порталом государственных услуг, оказываемых Росреестром, перспективах развития информационных технологий в деятельности территориальных органов службы, а также о проблемах, возникших при переходе на электронный формат обслуживания, в ходе интернет-интервью расскажет заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Сапельников Сергей Алексеевич.

К моменту начала интернет-интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня хотим предложить нашему уважаемому гостю.

В настоящее время в связи с созданием в России Информационного общества и развитием информационных технологий органы государственной власти активно оказывают госуслуги в электронном виде. Ваша служба не является исключением. Уважаемый Сергей Алексеевич, как вы оцениваете достигнутый вами уровень информационного взаимодействия и информатизации?

Сапельников С.А.: Добрый день! Благодарю за возможность принять участие в организованном вами мероприятии.

Что касается ответа на ваш вопрос, то отмечу, что хотелось бы услышать оценки нашей деятельности от пользователей. Мы можем только популяризировать сервисы, которые сегодня предлагаются Росреестром. Сегодня у нас очень большой объем работы. Руководством страны оказывается прессинг на федеральные структуры, на правительства регионального уровня, муниципальные власти для того, чтобы переводить услуги в электронный вид. Ни для кого не секрет, что по этому поводу идет кропотливая работа, издается много постановлений. Нас все больше и больше стимулируют к тому, чтобы это происходило.

За Росреестром на сегодняшний день закреплено несколько услуг: выдача сведений из земельного кадастра, из реестра прав, постановка земельных участков на кадастровый учет и регистрация прав в электронном виде. На сегодняшний день от граждан и организаций поступило 360 тысяч обращений за выписками из кадастра и постановкой земельных участков на кадастровый учет. Все это делается полностью в электронном виде. Результат работы - электронный документ, подписанный цифровой подписью Росреестра. В данный момент к этим услугам подключено уже 53 региона. До конца года мы планируем предоставлять услуги в электронном виде на территории всей страны, причем по всем видам услуг, которые имеются на сегодняшний день. Поэтому, на мой взгляд, оценкой нашей деятельности можно считать те 360 тысяч обращений. Это означает, что 360 тысяч человек направили свой запрос в электронном виде, а не пришли к нам, не отстояли очередь, не занимали места у окошек, а дали возможность другим людям получить те услуги, которые сегодня в электронном виде еще не доступны.

Ведущая: Спасибо, Сергей Алексеевич! Интернет-портал государственных услуг, оказываемых Росреестром в электронном виде, запущен с марта 2010 года. Как вы можете оценить его работу к данному моменту? Какие недостатки в его работе выявлены? Каких новшеств следует ожидать на портале в ближайшее время?

Сапельников С.А.: Мы с нетерпением ждем регистрации в Министерстве юстиции РФ двух приказов Министерства экономического развития РФ. Первый приказ касается вопросов выдачи сведений из Единого государственного реестра прав, а второй - способов взимания платы за эту услугу. Отмечу, что на сегодняшний день у нас предусмотрен только один способ оплаты - через банк. Затем полученную в банке квитанцию необходимо предоставить в Росреестр. Эти приказы дадут нам возможность запустить услугу по выдаче сведений из реестра прав гражданам и юридическим лицам, наладить межведомственное информационное взаимодействие в рамках запроса - единичного ответа. Эти услуги до 2010 года должны быть доступны на всей территории РФ. Минюстом РФ зарегистрирован приказ "О порядке оплаты услуг, связанных с выдачей информации из государственного кадастра недвижимости". До момента вступления в силу этого приказа, а, насколько мне известно, это произойдет где-то к концу октября, выписки из кадастра предоставлялись бесплатно. Была такая небольшая историческая ошибка в Налоговом кодексе РФ, забыли указать эту услугу, и она 2 года была бесплатной. Сейчас она снова становится платной. Это плохая новость. Но хорошая новость заключается в том, что электронный способ получения этих услуг становится в три раза дешевле, чем традиционный способ. Электроника будет стоить порядка 150 рублей, обычный же способ будет стоить от 400 рублей и выше, в зависимости от размера справки, услуги. Это все указано в приказе. В ближайшее время появятся два способа оплаты: оплата на интернет-портале с использованием банковских платежных карт VISA, MASTERCARD и при получении уникального кода платежа в момент размещения заявки, когда заявитель сможет оплатить эту услугу в банковском платежном терминале или в терминале банковского платежного агента, не приходить к нам с квитанцией установленного образца, потому что электронное уведомление о том, что он уплатил, мы получим по нашим каналам благодаря информационному взаимодействию с банком, с которым у Росреестра будет заключено соответствующее соглашение. Такие основные новации нас ждут до конца 2010 года.

Ведущая: Скажите, пожалуйста, все ли территориальные органы Росреестра по субъектам РФ уже имеют возможность предоставления государственных услуг в электронном виде? В каких регионах такие услуги еще не работают?

Сапельников С.А.: Это достаточно сложный процесс. Руководителем Росреестра Сергеем Васильевичем Васильевым был издан приказ, который содержал информацию о графике внедрения государственных услуг в электронном виде. На сегодня по плану, если не ошибаюсь, к услугам должны быть подключены порядка 60 регионов. 25 оставшихся регионов отнесены на конец года, услуги для них станут доступны в декабре. Для того чтобы понять, подключен ваш регион или нет, достаточно зайти на наш портал электронных услуг. Там есть сервис, который называется "Обслуживаемые регионы", в котором приведена таблица со всеми муниципальными районами. Зелеными галочками отмечено, какие сервисы на сегодняшний день доступны в данном регионе. Вообще у Росреестра имеется 6300 офисов, поэтому довольно сложно подключить сразу всех. Поэтому мы подключаем по субъектам РФ и муниципальным районам.

Ведущая: Спасибо за ответ! В каких регионах России физические и юридические лица наиболее активно пользуются услугами, оказываемыми Росреестром в электронном виде? Есть ли у вас статистические данные о том, насколько востребованы оказываемые вами услуги в электронном виде? Сколько уже пользователей обратилось в Росреестр для того, чтобы воспользоваться предоставляемыми вами услугами? Какие сервисы наиболее востребованы на сегодняшний день среди пользователей?

Сапельников С.А.: Хороший, большой вопрос. Статистика по электронному способу услуг публикуется на портале Росреестра. Если не ошибаюсь, сейчас вывешена информация по итогам июля. В ближайшее время ее обновим по итогам сентября. Общее количество обращений составляет 360 тысяч, - это наиболее активные регионы. Назову пять самых активных среди них: Башкирия, Татарстан, Краснодарский край, Кемерово и Красноярский край. Московская область – это наша восходящая звезда, которая была подключена гораздо позже, только два месяца назад. Перечисленные ранее передовые регионы сегодня достигают удельный вес электронных услуг - 35-40% от общей доли услуг. В Московской области пока обращалось около шести человек в день, но есть отдельные муниципальные районы, где, допустим, к нам в офис приходят 30 человек в день, но это реальная способность принять. Но в этом же районе одновременно в день приходит до 700 заявок в электронном виде. Т.е. налицо такие диспропорции. Такой спрос порождает для нас проблемы, иногда мы не успеваем вовремя обслуживать. Но мы идем на это сознательно, потому что это первый рывок, толчок, и надо это просто пережить. Уважаемые пользователи, если мы вам задерживаем ответ на несколько дней, недель, прошу вас быть более лояльными к нам. Иногда на двух сотрудников сваливается до 700 запросов в день. И в выходные дни офис-портал не закрывается. Мы в выходные собираем до 2000 заявок в день. Сегодня около 8000 заявок приходит в день в среднем по России. При этом у нас не предполагается увеличение штата, а, напротив, планируется его сокращение на 20% в течение следующих 2 лет.

Ведущая: Сергей Алексеевич, каким же образом вы планируете выполнять такой большой план при нехватке сотрудников?

Сапельников С.А.: Хороший вопрос. У нас разработана стратегия ухода от разовых запросов по разовым единичным объектам. Во-первых, сегодня закон нам дал возможность предоставлять доступ к информационным ресурсам. Для нас это технологическая проблема, потому что у нас до сих пор нет федерального объединенного кадастрового, реестрового ресурса. Мы над этим усиленно работаем.

И второе: Министерству экономического развития РФ необходимо подготовить приказ, определяющий порядок предоставления доступа, который одновременно ввел понятие "биллинг" этих услуг. Например, если это доступ к ресурсу, то надо уметь как-то считать: кто, сколько насобирал данных. Либо это абонентская плата, либо это разовый запрос. Над этим сейчас мы работаем совместно с Министерством экономического развития, потому что такого способа у нас нет. Тем более что кому-то это должно быть предоставлено платно, кому-то бесплатно, кому-то можно давать полный доступ к ресурсу, если это, допустим, следователь или судебный пристав в рамках исполняемого дела, а кому-то нельзя. Например, в соответствии с законодательством не все имеют право знать, какая собственность есть у отдельного лица. Фискальные и следственные органы имеют полное право в рамках своих полномочий, а простым гражданам можно только узнать информацию по отдельному объекту. Эта информация открыта, а так называемые обобщенные права отдельного лица закрыты. Доступ к ресурсу надо закрывать в соответствии с объемом полномочий. Проблема довольно не простая с технологической точки зрения, и нормативно ее тоже надо решить. Параллельно мы работаем над созданием территориальных и федеральных информационных ресурсов, из которых в режиме онлайн будут выдаваться сведения. Сейчас это осуществляется не онлайн, а следующим образом: ваш запрос заносится к нам в бэк-офис, в котором работает сотрудник. В будущем мы планируем поднимать данные с электронно-цифровыми подписями с регионов, а уже из этого выверенного эталонного ресурса выдавать сведения в режиме онлайн, пользуясь "технолошической" ЭЦП, чтобы человек не сидел и 7 тысяч запросов сам своей ЭЦП не подписывал, хотя в законе ее (технологической ЭЦП) и нет, но другого способа не предусмотрено. Надеюсь, такая стратегия позволит нам справиться с сокращением персонала и с возрастающими нагрузками. Другого способа разрешения ситуации я не вижу.

Ведущая: Благодарю, Сергей Алексеевич! От граждан поступает много вопросов по поводу очередей. Зачитаю один из них. Чтобы зарегистрировать права на недвижимость или землю, в приемных Росреестра в очередях приходится отстоять многочасовые очереди. Представители Росреестра неоднократно сообщали, что для решения этой проблемы была запланирована установка "электронных очередей", веб-камер и внедрение информационных технологий. Можно ли уже сейчас делать выводы о том, что эти нововведения приносят положительный результат и очереди, наконец-таки стали сокращаться?

Сапельников С.А.: Меня тоже очень сильно волнуют очереди в Росреестре. Я также стоял в очередях. Могу сказать, что проблема очередей не решается мгновенно. Существуют такие макроэкономические показатели, как спрос на услугу и предложение. Наши производственные возможности сейчас ограничены тем составом персонала, его окладами и их производительностью, которые мы сегодня имеем. Здесь, на мой взгляд, ресурс по производительности во многом исчерпан. Соответственно, остается путь экстенсивного увлечения. Это увеличение количества точек приема, точек офисного обслуживания. Объединение Роснедвижимости и Росрегистрации дало возможность практически в два раза увеличить количество приемных точек. Электронные очереди в данном случае не могут помочь. Всем выдали талоны, билетики, но от этого количество народа в очереди не сокращается. Мы чувствуем, что в том офисе, где стоит электронная очередь, даже при наличии очереди социальная атмосфера менее напряженная, потому что человек знает, что его фиксирует экран, он не волнуется, что кто-то пройдет в кабинет и т.д. Поэтому мы будем продолжать устанавливать электронную очередь.

Помимо этого нам бы очень хотелось, чтобы доля электронных запросов составляла 35%. Это значит, что количество мест в очереди увеличилось бы на 35%. Так было бы, если бы одновременно не увеличивался спрос с реструктуризацией перехода в электронный вид. С кадастром, я надеюсь, мы полностью решим проблему очередей. Мне бы очень хотелось запретить подачу заявлений на постановку на кадастровый учет не в электронном виде. Я считаю, что для этого созданы все предпосылки. Есть регионы, где эта доля переваливает за 30%. Для службы это означает, что мы не отвлекаем ресурс офиса на ввод семантических данных, на их проверку. Это вынесено за пределы службы и делается профессиональным сообществом, будь то нотариус или кадастровый инженер. Служба проверяет введенные данные, проводит юридическую, инженерную экспертизу в кадастре. На регистрацию уходит в десять раз меньше времени, чем на традиционные подход, когда мы заносим эти документы. В кадастре, я надеюсь, очередей быть в следующем году не должно.

Что касается регистрации прав, то, к сожалению, сегодня закон не дает нам возможности регистрировать их в электронном виде. Это связано с тем, что мы располагаем правоустанавливающими документами старого образца, т.к. ощущаем риск злоупотреблений, неправильного сканирования или подделки документов. Мы сегодня видим поддельные паспорта и оформленные доверенности на поддельные паспорта после нотариуса. Что будет, если все это переведется в электронный вид? Только удостоверяющий центр отвечает за подпись, есть определенные риски. Тем не менее, мы не стоим на месте, сегодня мы сделали первые шаги к этому. Мы опубликовали на том же сайте наш сервис, который позволяет крупным правообладателям, застройщикам, профессиональным участникам рынка формировать в структуре заявления на регистрацию права в электронном виде, переводить в печатный вид, отправлять к нам в службу некий файл. Это позволяет сократить время приема с 40 до 10 минут и дать возможность остальным людям, которые не могут физически сдать эти бумаги, пройти в окошечко, отстояв очередь. Очередь при этом должна сократиться. Подытоживая свой ответ, скажу, что проблему очередей Росреестр решает разными способами. Конечно, во многом это зависит от личности руководителя на местах. В тех регионах, где руководитель уделяет этому особое внимание, с очередями все нормально. У нас есть регионы, где очередей нет, например, в Татарстане, Ставрополе. Огромная работа по этому поводу ведется в Москве. Но есть регионы, где очередей много. Это как хроническая болезнь, которая ничем не лечится и зависит от человеческого фактора.

Ведущая: Спасибо, Сергей Алексеевич, за интересный и подробный ответ! Позвольте, задам вам следующий вопрос. Как введение возможности предоставления государственных услуг в электронном виде отразилось на уровне коррупционной составляющей при оформлении прав собственности? Можете ли вы уже сейчас сделать какие-то либо прогнозы на этот счет?

Сапельников С.А.: Здесь не надо делать каких-то прогнозов. Портал работает 24 часа 7 дней в неделю все 365 дней в году. Не у кого спросить, куда платить деньги. Коррупционной составляющей уже нет. Кроме того, портал централизован, подача заявлений тоже централизована. Регион к данному процессу не имеет никакого отношения. Это происходит за пределами, за периметром Росреестра. Это тоже снижает коррупционную составляющую. В будущем планируем публиковать статистику, осуществлять общественный контроль, изучать видеообращения граждан, наблюдать состояние офиса. Все эти комплексные меры так или иначе направлены на снижение коррупционной составляющей, если таковая есть.

Ведущая: Сейчас очень много говорят об инновациях. И следующий вопрос у нас также немного затрагивает эту сферу. Разрабатываются ли в Росреестре на данный момент какие-либо новые инновационные механизмы формирования и предоставления различных документов в электронном виде при постановке на кадастровый учет объекта недвижимости?

Сапельников С.А.: Да, совместно с Министерством экономического развития разрабатывается общий тренд, который мы преследуем именно в технологическом плане. Это уход от предоставления таких атамарных информационных массивов к веб-сервисам и к предоставлению полноценного онлайн-доступа к какой-либо информации внутри нас. Это касается графической, картографической информации: топографическая карта, навигационая карта. На наш взгляд, все это должно быть базово доступно через сеть интернет, где-то бесплатно, где-то платно.

В частности, у нас уже есть пример инновационности, когда Росреестр подает сервис не для себя, а для других государственных органов, наделенных полномочиями. Сегодня утром у нас состоялся первый прием экзаменов кадастровых инженеров. Есть такая категория счастливцев, которые становятся кадастровыми инженерами. Чтобы стать таковым, нужно сдать экзамен, который принимает комиссия, сформированная на уровне субъекта РФ. Росреестр туда входит, хотя это комиссия субъекта РФ. И по решению Минэкономразвития в законодательстве было закреплено, что информационную систему для этого сервиса дает Росреестр. Соответственно, у нас разработано централизованное решение, стоящее на портале в закрытом сегменте, которым пользуются 83 комиссии субъектов РФ и которым пользуются экзаменующиеся при сдаче экзамена. Экзамен очень похож на ГИБДД. Разичие заключается в количестве ответов на вопросы. Это 2000 вопросов, из них дается 80 вопросов на 2 часа, чтобы можно было на них ответить. Выбирать можно из пяти ответов. Экзамен проводится онлайн. Сегодня состоялась первая экзаменационная комиссия из 15 человек в Нахабино. Я еще не знаю официальных результатов, потому что там есть официальная процедура. Но я видел в логах информационной системы, что 13 из них ответило на достаточное количество вопросов, чтобы получить этот статус. Если сейчас не будет апелляций, эти коллеги станут первыми аттестованными кадастровыми инженерами в РФ. Такой же экзамен проходит в Омске.

По поводу экзамена также отмечу, что отъявленные кадастровые инженеры, работающие много лет в Росреестре, тоже не набрали 64 вопроса из 80-ти. Вопросы очень сложные. Я сочувствую своим будущим коллегам. По этому же сценарию мы планировали, и сейчас это делает Минэкономразвития, пилотный проект по ведению адресного реестра. Полномочия по изменению адресов, по нашему глубокому убеждению, должно находиться в муниципалитетах, потому что именно ему видней, переименовывать улицу Петрова в улицу Иванова, или наоборот. Единого адресного реестра РФ не существует. И с этим связано множество проблем, в том числе с налогами, с собственностью и т.д. Нужен сервис, который бы предоставлялся муниципальному органу через Интернет. Он вел бы в нем адресный реестр, а эта информация распределялась, публиковалась через портальные, интернетовские механизмы для всего остального сообщества.

Кроме этого там же будут реализованы сервисы по градостроительной деятельности, по получению разрешения на строительство, на эксплуатацию вод. Т.е. там разрабатывается целый блок инновационных веб-сервисов для градостроительной и кадастровой деятельности. Тендер состоялся, сейчас идут работы, до декабря должны появиться действующие образцы, макеты.

Ведущая: В соответствии с российским законодательством о регистрации на сегодняшний день получение выписки о зарегистрированных правах требуется личного обращения в органы Росреестра и предъявления документа, удостоверяющего личность. Сергей Алексеевич, как данный вопрос будет решаться, если направить в службу обращение в электронном виде?

Сапельников С.А.: Запрос подписывается электронно-цифровой подписью, которая заменяет удостоверение личности, оплачивается, поступает к нам в электронном виде. Далее мы выдаем электронный документ, подписанный нашей ЭЦП, все это происходит через 5-14 дней. Эта возможность должна быть доступна по всей РФ до конца года, как минимум с того момента, как Минюст зарегистрирует два приказа об оплате и его новом способе. Знаю, что на этой неделе Минюст зарегистрирует первый из них. Была организована согласительная комиссия, насколько мне известно, все возражения сняты. Сами с нетерпением и со страхом ждем, потому что это уже такой, на наш взгляд, серьезный поток запросов. Гражданам советую обзаводиться электронно-цифровой подписью, потому что она все равно требуется не только у нас.

Ведущая: Благодарю за ответ! Расскажите, пожалуйста, об уже сложившемся опыте и проблемах информационного взаимодействия органов кадастрового учета с органами государственной власти местного самоуправления. В какой степени органы госвласти и местного самоуправления готовы к автоматизированному обмену с органами кадастрового учета? Какие аналитические задачи по управлению земельными ресурсами и территориальному планированию наиболее актуальны для органов государственной власти и местного самоуправления?

Сапельников С.А.: На сегодняшний день существуют два основных тренда взаимодействия. Первый тренд состоит в том, что органы местного самоуправления в рамках своих полномочий занимаются градостроительной деятельностью, планированием территорий. Они очень нуждаются в информации, кадастровом и правовом слове, если говорить в терминологии геоинформационной системы. Мы опубликовали по 40 регионам публичную кадастровую карту, на которую нанесен слой земельных кадастровых участков, кадастровых кварталов, границ административных образований и т.д. Там где границ нет, мы привязали земельный участок к центру кадастрового квартала. Таких участков у нас много. Эта информация нужна муниципальным органам для того, чтобы более эффективно заниматься градопланированием или развитием территорий. Мы бы очень хотели, чтобы в процессе использования этих сервисов была обратная связь. Эту модель мы бы хотели реализовать в нормативной документации и в практическом применении.

Далее хотел бы отметить второй тренд взаимодействия, когда муниципальный орган перенаправляет между нами заявителя, чтобы он принес выписку из кадастра или иные документы для каких-то муниципальных услуг, будь то выдача субсидий на жилье или ссуды, льготы и др. Наши электронные документы отказываются принимать и муниципальные органы, и местные суды. Меня удивило, что один суд отказался принимать электронную выписку из кадастра, заверенную сотрудником Кадастровой палаты, посчитал это филькиной грамотой. Мы будем помогать этому несчастному заявителю, чтобы дело дошло до судов высших инстанций, потому что это юридически значимый документ. Если суды не принимают такие документы, то как же их будут принимать муниципальные органы, которые с юридической точки зрения могут быть гораздо менее продвинуты, чем судебные органы. Очень хочется, чтобы СМИ тоже стояли на стороне прогресса и объясняли, популяризировали, что электронный документ имеет абсолютно такой же вес, как и бумажный документ, что ЭЦП заменяет печать и подпись. И если законом такой документ предписан, ему предписано существовать, в том числе в электронной форме, другие государственные, муниципальные, судебные органы не имеют права отказать в его приеме. С этим есть проблемы, их необходимо решать, пропагандировать.

Ведущая: До образования Росреестра и упразднения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, последнее занималось созданием автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов градостроительной деятельности. Сергей Алексеевич, что вы можете рассказать об этой системе на сегодняшний день? Какие российские регионы сейчас включены в базу данных Единого государственного реестра земель РФ?

Сапельников С.А.: Законом 2008 года это было преобразовано в Государственный кадастр недвижимости. И создана соответствующая информационная система централизованного характера, которую мы сейчас посубъектно внедряем. Все, что есть в РФ, вошло туда. В базу данных Единого государственного реестра земель РФ включены все регионы, это одна из двух наших боевых систем, над которыми мы активно работаем.

Ведущая: Вы совсем недавно вернулись из рабочей поездки по Китаю. Может быть, вы могли бы немного рассказать об опыте Китая? Как там все это строится?

Сапельников С.А.: В Китае модель государственного управления очень схожа с российской. У них также было две попытки подхода под названием "электронное правительство". Первая попытка, также как и в России, была неудачной. Было потрачено много денег, потом появился некий координирующий орган - Комитет по реформам. Это касалось не только IT-составляющей, но и в целом реформы государственных органов. Также в Китае строят многофункциональные центры. Только после этого в Китае, на их взгляд, начался переворот в сторону электронных сервисов. Языковой барьер не позволил нам заполнить пару заявлений в электронном виде, но этот процесс там есть. Административно там выстроено все примерно также, как выстраивается и у нас сейчас. Есть Департамент информационных технологий, есть Комиссия по административной реформе, которую возглавляет Собянин Сергей Семенович. В целом в Китае ровно то же самое.

Но мы были не только в Китае, но и в Гонконге. В Гонконге, например, выписка из кадастра или реестра получается автоматически, стоит это 10 гонконгских долларов - это примерно 2 американских доллара, или 60 рублей. У нас эта услуга стоит 150 рублей. В Гонконге совершенно иной подход к авторизации и идентификации гражданина. В Китае у всех есть ID-номер, в том числе электронный. В Гонконге то же самое. Но в отличие от Китая, в Гонконге есть некий общий портал - портал мета-ссылок на сервисы. Водительские права, например, можно обновить исключительно по интернету, потому что вы уже есть в базе. Но при этом, что меня удивило, что достаточно знать свой логин и пароль и иметь ID-номер, и никакой ЭЦП, никаких других средств идентификации пользователя там не используется. Они друг другу верят. По их словам, случаев обмана у них никогда не было. Китай не сильно от нас оторвался в этом плане, но должен сказать, что несколько опережает Россию.

Вопрос из зала: У меня вопрос по картографии. Как реализуется формирование картографической основы?

Сапельников С.А.: Хороший вопрос. Картографическая основа формируется сейчас в основном из средств программы "Глонасс". Росреестр провел летом этого года основные тендеры на создание навигационных карт. В рамках создания навигационных карт также создаются топографические карты масштабом 10 000, 25 000, 50 000. После их создания мы делаем некие преобразования, пересчитываем координаты и вывешиваем их как цифровую картографическую основу для публичных кадастровых карт. После этого процесса карты становятся окончательно цифровыми, содержат достаточно топографической информации именно для гражданских целей, а не для профессионального применения. Сейчас сделана 100 000-ная цифровая основа кадастра, чуть позже будет сделана 50 000-ная, 25 000-ная. Все это будет реализовано в 2011- 2012 гг. Помимо этого, мы ведем работу с Роскосмосом по использованию материалов ДЗЗ Роскосмоса, которые не секретны и бесплатны для народного хозяйства. Первый опыт использования таких материалов уже есть. Но у нас есть технологические проблемы в пересчете, в привязке снимков. Мы используем две разные модели пересчета, и поэтому точность оставляет пока желать лучшего. Сейчас мы работаем над этим.

Вопрос из зала: Насколько я знаю, была принята концепция развития отрасли геодезии и картографии. Расскажите, пожалуйста, что будет предусматривать эта концепция?

Сапельников С.А.: Эта концепция пока не была принята. Сейчас она на рассмотрении, проходит завершающую стадию. Концепция предусматривает нововведения в IT-сфере, предусматривает использование графических веб-сервисов. В принципе, сегодня все это мы уже можем видеть. Концепция также закрепляет, что необходимо переходить на единую государственную систему координат, не секретную. Этого ждет и кадастр. Переход к единой государственной системе координат - очень революционный шаг. В концепции вводится понятие "базовая картографическая основа". Это та основа, которую государство безвозмездно будет давать другим государственным органам и для коммерческих целей. Хотя, этот вопрос еще будет решаться. Но, тем не менее, базовые вещи, которые делаются за государственный бюджет, будут общедоступными. Все остальные тематические слои будут использоваться уже на коммерческих условиях. Это базовые вехи концепции. Проект концепции опубликован на сайте Минэкономразвития. Там можно с ней ознакомиться.

Вопрос из зала: ИА "Альянс-Медиа": Скажите, пожалуйста, как нужно будет выстраивать взаимодействие с кадастровыми инженерами, которые появятся в скором времени? Для чего они нужны? Понятно, что теперь документы можно подавать в электронном виде, можно в печатном, но чтобы они были составлены грамотно, все равно приходится консультироваться. К кому гражданам нужно общаться с этим вопросом?

Сапельников С.А.: Кадастровый инженер - это объективная реальность, без которой невозможно провести измерение своего земельного участка и обозначить его в пространстве. Это профессиональная функция, которую должен делать профессионал. Если без него нельзя обойтись, то задача государства не допустить монополий на этом рынке. Кадастровый инженер заключает с заявителем контракт, отвечает за качество своих работ, чтобы координаты не давали участку пересекаться с соседними. У кадастрового инженера есть возможность юридически значимым образом собрать подписи соседей о том, что они не возражают, что границы вашего участка именно такие, как на плане. Ближайший аналог кадастрового инженера в вопросах перехода прав на собственность это, наверное, риэлтор, нотариус. Кадастровый инженер - это некий профессиональный консультант. Без него, конечно, сегодня можно обойтись и многие обходятся.

У нас сегодня демократичный подход к проведению экзаменов на право стать кадастровым инженером, когда любой желающий подает заявление по интернету и сдает экзамен. Это ведет к тому, что цены на услуги землемеров будут снижаться. Вот такой имеет место тренд. Для Росреестра наличие таких профессиональных посредников позволяет увеличить свою производительность труда за счет перехода к электронике, улучшить обслуживания, потому что к нам приходят документы, которые уже юридически оценены, исправлены базовые ошибки. В целом для отрасли это полезно. Другое дело, чтобы это не вызывало монополизма в отдельно взятом субъекте или регионе. Вот для этого и нужна электроника, для этого и нужна конкуренция.

Вопрос из зала: Сейчас кадастровые инженеры только начинают сдавать экзамены, все остальные пока считаются нелегальными, я правильно понимаю?

Сапельников С.А.: Есть разъясняющее письмо Министерства экономического развития РФ о лицах, считающихся кадастровыми инженерами. В этом вопросе есть небольшой нонсенс. Этот список лиц опубликован на сайте Росреестра. Их можно проверять. Постепенно, по мере сдачи экзамена, Росреестру вменено в обязанность вести реестр кадастровых инженеров. Этот реестр также будет опубликован на сайте, запросом-ответом всегда можно будет узнать номер аттестата. У Росреестра есть право лишить звания кадастрового инженера, если он ошибся несколько раз.

Вопрос из зала: Может быть, эта проблема не относится к вашей компетенции, но я ее озвучу. Дело в том, что в последнее время вообще исчезло такое понятие, как почва. К сожалению, летние торфяные пожары показали, что все-таки такой учет вести нужно. Как вы думаете, кому эту миссию можно было бы поручить?

Сапельников С.А.: Она поручена. За качество почвы отвечает Министерство сельского хозяйства РФ, есть кадастр сельскохозяйственных земель. Что касается леса, то у нас есть лесной кадастр. Также существует отдельный кадастр сельскохозяйственных и сельхозугодий в целях мониторинга качества земель.

Вопрос из зала: Вы отвечаете за карту, она доступна всем. Оценка состояния почвы покупателю или инвестору будет крайне важна. Например, в каком состоянии находится озеро и т.п.? Хотелось бы услышать ваш комментарий по этому поводу.

Сапельников С.А.: Задачу Росреестра здесь можно сформулировать таким образом, обладая довольно большой кадастровой и правовой информацией, наша обязанность заключается в том, чтобы сделать ее доступной остальным федеральным или муниципальным органам власти для того, чтобы они реализовывали свои полномочия на выверенной единой топографической основе. Это тренд, к которому мы должны идти и идем.

Вопрос из зала: А вы публикуете карты в одной системе координат?

Сапельников С.А.: Мы публикуем в одной системе координат. Но каждый субъект у нас ведет свои МСК. Понятно, что на федеральном уровне нам приходится делать подшивку, она зачастую механическая. Это историческое наследие, от этого надо постепенно уходить. Это большие задачи. Представьте себе, у нас 80 миллионов земельных участков в кадастре, каждый нужно будет пересчитать. А еще нужно уведомить правообладателя о том, что ваш участок пересчитан. Но развиваться все равно нужно.

Ведущая: Вопросы коллег-журналистов закончились. Уважаемый Сергей Алексеевич, хочу вас поблагодарить от лица компании "Гарант" за то, что вы приехали к нам, ответили на вопросы нашей интернет-аудитории, представителей СМИ. Позвольте пожелать вам успехов в вашей дальнейшей профессиональной деятельности!

Читать ГАРАНТ.РУ в и