Новости и аналитика Интервью Актуальные вопросы развития инноваций и информационных технологий на примере Тверской области: правовой аспект

Актуальные вопросы развития инноваций и информационных технологий на примере Тверской области: правовой аспект

15 февраля в 15-00 часов в ИА "ГАРАНТ" состоялась интернет-конференция губернатора Тверской области Дмитрия Вадимовича Зеленина.

Тема интернет-конференции: "Актуальные вопросы развития инноваций и информационных технологий на примере Тверской области: правовой аспект".

Интернет-конференция организована Информационным агентством "Гарант".

В конференции также принимают участие Президент компании "Гарант" Першеев Дмитрий Викторович, Генеральный директор ЗАО "ГАРАНТ-Центрпрограммсистем" г. Тверь Лорман Виктор Александрович.

Ведущий интернет-конференции - Царь Сергей (ИА "ГАРАНТ").

Совершенствование и развитие информационных технологий в Российской Федерации Президент Д. Медведев назвал одним из приоритетных направлений развития страны в своем Послании Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 года.

Тверская область является одной из ведущих областей центрального региона и может побороться за звание передовика в развитии целого ряда информационных и инновационных технологий.

Постановлением администрации Тверской области "Об организации деятельности по формированию инновационных научно-технологических кластеров на территории Тверской области" программирование определено в качестве приоритетного вектора развития экономики и социальной сферы региона. Здесь разрабатываются специализированные образовательные программы, которые позволяют повысить общий уровень информационной культуры жителей.

Значительное внимание уделяется внедрению информационных технологий в систему культурного и гуманитарного просвещения, а также в законодательную систему. Большое внимание власти области уделяют урегулированию нормативно-правовой базы, что обеспечит успешное применение ИКТ во всех отраслях. Администрацией региона поставлена задача по выработке на федеральном уровне единых технологических стандартов формирования электронных форм и их обработки информационными системами.

Открытость работы региональной власти, прозрачность базы данных – основные принципы, на которых строит свою работу Правительство Тверской области. Информационные технологии активно внедряются в систему госуправления. На уже созданном федеральном портале государственных услуг Верхневолжье разместило 49 стандартов своих государственных услуг. На территории области активно ведется работа по внедрению системы идентификации личности гражданина, желающего воспользоваться госуслугой в электронном виде.

Внедряются ИКТ и в здравоохранении. Тверская область стала одним из первых регионов, в котором на данный момент активно используются возможности телемедицины. Ведется работа по внедрению удаленной диагностики, электронных медицинских карт и многое другое.

В ходе интернет-конференции планируется рассмотреть основные направления информационной и инновационной политики Тверской области на ближайшую перспективу и программы ее реализации, преимущества и недостатки действующего законодательства в данной сфере, дальнейшие пути его развития и совершенствования, а также обсудить другие актуальные проблемы, связанные с внедрением информационных технологий в жизнь региона.

К моменту начала интернет-конференции поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня хотим предложить нашему уважаемому гостю

 

Ведущий: 8 февраля в Уфе прошло заседание правительственной комиссии по вопросам регионального развития. На заседании освещались вопросы и перспективы развития информационных технологий в субъектах РФ. Расскажите, какие амбициозные планы и задачи были поставлены перед Вашим регионом по итогам заседания?

Зеленин Д. В.:

Во-первых, хочу сказать, что заседание еще раз подчеркнуло важность внедрения электронного Правительства. Я бы сразу хотел сказать, что это не просто электронное правительство, это некий набор возможностей для населения и для руководства муниципалитетов, чтобы максимально быстро принимать решения и доводить их до соответствующих служб. Поэтому, термин "электронное правительство", это некая совокупность многих, многих проектов. И В. В. Путин, проводя совещание, подчеркнул, что если не будет инициативы с мест, не будет инициативы регионов, то и не будет быстрого внедрения очень комфортной для жителей структуры и системы обслуживания населения. Лучшие регионы В. В. Путин предложил поощрять. Одно из главных направлений, это предоставление госуслуг в интернете. На серверах, порталах, на федеральном портале госуслуг размещено уже порядка 250 госуслуг.

 

Ведущий: Дмитрий Вадимович! Как обстоят дела в Вашей области с предоставлением госуслуг в электронном виде гражданам?

Зеленин Д. В.:

Всего таких услуг 99, они должны быть разработаны в этом году. 49 услуг уже имеют стандарты, регламенты, они уже вывешены на портале государственных услуг. Но есть определенные трудности. Во-первых, все стандарты проходят согласование, там не должно быть ошибок. Я также являюсь членом Совета информационного общества при Президенте РФ Д. А. Медведеве, которое проходило в декабре 2009 года. На тот период мы не смогли сделать в регионе 11 стандартов, да и никакой регион не мог этого сделать в связи с тем, что не хватало нормативной базы на федеральном уровне. С того времени прошли определенные изменения. Например, по ЗАГСу, по отцовству, по детству было принято федеральное решение, чтобы отдать эти полномочия в регионы. Осталось всего 3 стандарта, которые мы не можем сделать своими силами. Два из них по историко-культурному наследию, и один из них по градостроительным планам. То есть, что происходит? Это услуги, которые должны предоставлять муниципалитеты, но порядок работы муниципалитета должен быть определен вышестоящей инстанцией. Федеральная инстанция должна обозначить правила игры, и уже дальше муниципалитет работает по этим правилам, а мы фиксируем эти правила игры и поставляем на портал. Вот это и есть трудность, поэтому мы ждем от федерального правительства быстрейшего принятия решения, или они разрабатывают эти правила игры, или отдают это на региональный уровень. Тогда мы в течение месяца их разработаем. Таким образом, 99 услуг к концу года должны быть на портале и предоставляться населению в полном объеме.

 

Ведущий: Какие сервисные услуги с использованием IT-технологий Вы можете предложить для малого и среднего бизнеса?

Зеленин Д. В.:

Для малого и среднего бизнеса вся документация и государственные услуги должны иметь свое отражение в электронном виде. Количество этих действий и разрешений федеральных и региональных уровней властей велико. Поэтому, это задача не быстрая, но, тем не менее, решаемая. Мы вводим деловые информационные центры по всей территории региона преимущественно на базе библиотек. В этот центр может зайти предприниматель и получить консультацию. Например, в вашей компании в режиме on-line или off-line можно получить консультации, методические материалы, находящиеся в интернете.

Важный момент - электронные торги. Сейчас мы все больше переходим к полному покрытию электронными торгами всех проектов по закупкам. Еще год назад в январе 2009 года, находясь в Берлине на "Зеленой неделе", крупнейшей сельскохозяйственной выставке, мы проводили on-line торги. Руководители крупных сельскохозяйственных предприятий были шокированы тем, что малый бизнес обходит их по заключению контрактов с региональными властями, предоставляя лучшие условия. Малый бизнес сейчас гораздо мобильнее, чем многие крупные компании. Еще один очень важный аспект: доступ малого бизнеса не только к региональным базам данных, но и федеральным. Сейчас на федеральном уровне нет конкретного закрепления специального федерального ведомства за каждой базой данных. Я этот вопрос поднимал перед В.В. Путиным в Уфе. То есть, сейчас непонятно где малому бизнесу можно взять в аренду, например, адресную книгу объектов недвижимости. Это муниципалитет, налоговая инспекция, учреждения госрегистрации, ГИБДД и т.д. Но единого, главного ведомства нет. Ведомства иногда ссорятся между собой, у кого база лучше, полнее, главнее. Считаю, что Постановлением Правительства на федеральном уровне нужно определить, что за базу данных адресов отвечает определенное ведомство, например, налоговое, за базу данных транспортных средств – ГИБДД и т.д. А всем остальным ведомствам присоединяться к этому.

 

Ведущий: Вы затронули вопросы развития региональной информационно-библиотечной сети. Какие мероприятия планируется проводить в 2010 году в рамках реализации проекта "Тверская региональная электронная библиотека"?

Зеленин Д. В.:

У нас в этом году очень значимое событие - 150 лет Библиотеке им. Горького. Это одна из старейших библиотек в сравнении с регионами РФ. И мы собираемся широко праздновать эту дату. Реализуется специальный проект по внедрению электронных технологий, электронных баз данных, начиная от оцифровки, заканчивая взаимодействием с другими библиотеками на федеральном и муниципальном уровнях. У нас в регионе 880 библиотек. К сожалению, интернет подключен чуть больше, чем 10% библиотек, и эта цифра меня не удовлетворяет. Отмечу, что в регионах подключение в два раза меньше. Задача по передаче интернета в библиотеки сельской местности - одна из наиболее приоритетных. Причем, мы это делаем по уже упомянутым мною деловым информационным центрам, созданных на базе библиотек, проводя туда интернет, ставя компьютеры. Все это делается вместе с муниципалитетами для того, чтобы предоставлять консультации в том числе и фермерам. Как раз фермерам не надо ездить ни в районный центр, ни в региональную столицу для того, чтобы получить консультацию. В этом году в областной администрации будет прописана программа под кодовым названием "Интернет-кафе" для сельских библиотек. Сельским библиотекам мы организуем места для общественного пользования интернетом. Такие сельские библиотеки обслуживают порядка 300-400 человек.

 

Ведущий: Расскажите, развитием каких информационных технологий в сфере образования может похвастаться Ваша область? Какие новшества уже были внедрены?

Зеленин Д. В.:

Что касается образования, то это информационные центры в школах. Я считаю их очень важным проектом. У нас есть система базовых школ, это 170 школ по территории региона, в которых учится 80% учеников. Всего школ больше, их 630, но такие дорогостоящие информационные центры, мы, к сожалению, во все школы поставить не можем. Программа завершается, необходимая техника поставлена, остается часть школ подключить к интернету. Задача: чтобы было у 2/3 школ (это 120 школ) - 10 Мб поток, у оставшейся 1/3 - 2 Мб поток, потому что дорого. Но сейчас и 2 Мб поток школа не имеет. Мы знаем, что по федеральной программе это 128, максимум 256 килобит в секунду. И плюс к этому, это, конечно же, WiFi по школе, это центры ксерокопирования, другая техника, которой, школы ни в Твери, ни в региональных центрах, конечно, не имели. Это серьезный проект, переводящий на другую базу обучения 80% учеников. Многие школы добавляют к этому свои центры, например, собственные телестудии. И мы им помогаем. В этом году пройдет первый фестиваль телестудий, он будет межрегиональным. Проходить он будет в Тверской губернии, там где школы будут рассказывать о том, какие у них телецентры. После внедрения цифрового телевидения будет реальная конкуренция. Еще один проект, это дистанционное обучение детей-инвалидов. Мы, конечно же, заботимся о том, чтобы была социализация инвалидов. И ребенок, если может идти в школу, он туда должен идти. Там ему должны быть созданы все условия для того, чтобы он учился в школе. Но, тем не менее, в ряде случаев такое невозможно. Поэтому, есть федеральная программа, мы активно в ней участвуем. Создаем ресурсный центр, который дает образование этим детям, находясь в специальном учреждении, также это и проведение интернета, установка компьютеров у каждого ребенка. Создание информационных центров помогает и этому процессу, педагоги из различных школ могут давать уроки. Дальнейшее развитие этого проекта включает приобретение специальных устройства для детей, у которых есть нарушения опорно-двигательной системы, которые не позволяют им работать на обычном компьютере. 2 июля проходил Тверской экономический форум, его основная тема касалась обмена информационными технологиями по различным отраслям, государственным отраслям, региональным отраслям, такие как образование, здравоохранение, муниципальная работа и т. д. На этом широкомасштабном форуме был и Руководитель Администрации Президента Нарышкин С. Е., там были показаны технические решения, чтобы решить проблему доступа к компьютеру тем детям, которые не имеют возможности это сделать в виду своих физических возможностей.

 

Ведущий: Для многих людей пожилого возраста интернет - это новинка и пользование им весьма проблематично. Проводятся ли в регионе какие-либо мероприятия для обучения населения программам, разъяснение куда и в каких случаях следует обращаться, какие услуги можно получить?

Зеленин Д. В.:

Я уже упоминал о деловых информационных центрах в библиотеках, но кроме этого считаю очень важным развитие взаимодействия с Почтой России. И не только по предоставлению обучающих технологий. У нас порядка 900 отделений почты, из которых в 470 есть услуга коллективного доступа в интернет. В них организовано предоставление услуг интернета для жителей, в том числе, и для старшего поколения. Кроме этого, на заседании информационного совета при Президенте РФ и в декабре, и в Уфе на совещании, которое проводил В. В. Путин, я предлагал использовать Почту России, и ее отделения для предоставления госуслуг. Пока госуслуги могут предоставляться в специальных центрах, в многофункциональных центрах по линии Минэкономразвития, которое помогает регионам их создавать, по различным местам коллективного доступа в муниципалитетах. Но почта, я считаю, очень перспективна для использования, потому что, во-первых, их на порядок больше чем муниципалитетов. А с другой стороны, там сидит квалифицированный персонал уже с интернетом, и может оказывать всем приходящим услугу, каким образом получить ту или иную госуслугу в этих центрах. Поэтому, я считаю, что на федеральном уровне нужно принять решение и ввести Почту России, как юридическое лицо, в систему юридических лиц, которые могут оказывать госуслуги. И тогда уже юридически, почта может предоставлять эти госуслуги, пользуясь федеральным или региональным порталом госуслуг.

 

Ведущий: Все ли учреждения здравоохранения Тверской области оборудованы современными медицинскими техническими средствами? Какая работа в настоящее время проводится по введению электронных медицинских карт?

Зеленин Д. В.:

Если говорить об оборудовании, то очень много сделано по национальному проекту "Здоровье". С одной стороны, Россия в целом вышла на новый качественный уровень. С другой стороны, многого не достает в наших муниципальных учреждениях, и прежде всего, в сельской местности, в районных центрах. Конечно, рентген и УЗИ есть везде, но другие технологии очень затруднены, потому что это большие затраты. На оснащение больниц уйдет еще определенное время. Даже в Перми, казалось бы, таком богатом регионе, имели место нарекания по больницам, когда там был В.В. Путин. Хочу сказать, что не все складывается благополучно в Тверской области. Но мы работаем над элементами телемедицины, когда диагностика может проводиться удаленным способом в столице и в крупных региональных центрах здравоохранения. Там происходит обмен знаниями, обмен диагнозом. Причем, подготовка идет заранее, потому что проводится мастер-класс. Приезжает лучшая профессура из Москвы и дает новые диагностики. И при этом возникает контакт между врачами, что потом положительно сказывается при электронном контакте.

Кроме этого, разработаны технологии по больницам. Если мы говорим о врачах общей практики, то для России это очень важно, потому что каждый врач общей практики - это около 5 ставок с врачом высокой квалификации, который должен обслуживать от 1500 до 1800 граждан населения вокруг своего офиса. Это и в сельской местности, и в небольших городах, и в удаленных элементах мегаполиса, даже в крупных городах. Наша задача - провести широкополосный интернет. Это очень дорого, к сожалению, в некоторых случаях мы ограничиваемся мобильной связью с возможностью интернета.

В здравоохранении назвал бы еще одну серьезнейшую проблему - очереди. Бороться с очередями в поликлинике можно через электронные каталоги, через электронную удаленную запись. Конечно, она должна быть одновременно и физической, и удаленной, но, тем не менее, важнейший вопрос - внедрить электронную запись в поликлинику.

По поводу электронных медицинских карт момент такой. В России пока нет сертифицированной и устоявшейся социальной карты, в которую можно было бы в качестве элемента внедрить медицинскую карту. Социальная карта может и должна позволить жителям всей России пользоваться социальными услугами здравоохранения на всей территории области.

В Тверской области нам 3 раза приходилось начинать новый этап. Сначала это был "Связьбанк", затем Сбербанк. Теперь регламентация будет в Минсоцздравразвитии, т.е. это новые правила игры. Пора иметь единую базу. В Башкирии это было на базе разработок Уралсиба. Хочу отметить, что в Сбербанке и в Уралсибе хорошие разработки, многоуровневые чипы, позволяющие здравоохранение, образование, социальную защиту внести вместе с персональными данными. Но пора бы нам все-таки утвердить единый регламент по регионам. По медицинским картам это не только унификация самих карт, но и возможность обмена между базами данных, потому что они тоже не определены. Каждое ведомство старается это делать на собственной базе, поэтому имеются препятствия. Но, тем не менее, программы внедряются в Тверской области, в том числе во многих школах. Можно было бы помочь с федерального уровня следующим образом. Есть программы и должен быть рынок, но эти программы должны быть зафиксированы в ведомстве. Более того, хотелось бы для некоторых регионов, в которых меньше денег, отдавать бесплатно. А уже инсталляция, организация - это уже за деньги региона. Это позволило бы унифицировать подходы во всей области по всей РФ. И когда бы они установились приблизительно в половине регионов РФ, не было бы больших проблем в унификации всей базы данных. Тогда человек с медицинской картой, переезжая из одного региона в другой, мог бы передать ее вместе с карточкой, пока такого, к сожалению, нет, но будет в перспективе.

 

Ведущий: Вместе с развитием информационных технологий все более обостряются проблемы информационной безопасности. Насколько физическим и юридическим лицам гарантирована безопасность и конфиденциальность передачи документов и содержащаяся в них информация по телекоммуникационным каналам связи?

Зеленин Д. В.:

Сейчас приняты нормативные акты, позволяющие мне быть уверенным в том, что если они будут реализованы в том объеме, в котором прописано, это будет гарантией безопасности по передаче и охране персональных данных. Вопрос в другом. Вот два момента. Первый момент: обобщенная секретность баз данных. Мы видим базы данных, продаваемые на улицах, в машинах. Всегда база данных - это хороший объект для любого хакера, чтобы их продать. Поэтому, считаю необходимым секретить не всю базу данных, например, в ГИБДД, а только ряд слоев этой базы данных. Например, принадлежность той или иной машины тому или иному человеку. Например, адресная база без персоналий. Мы же все знаем, какая улица, где и какой дом находятся. Но тем не менее, и эта информация секретится. Когда мы секретим ряд слоев, говоря профессиональным языком, то мы препятствуем похищению базы данных в целом, потому что конкретный слой информации украсть очень сложно в отличии от базы данных. Взял компьютер, вычистил коды, и вот вся база данных, а когда секретятся слои, то внутри блоков происходит многократное кодирование. Это один момент по сохранности и по секретности.

Второй момент заключается в том, что сейчас внедрение секретности на региональном и муниципальном уровнях упирается в стоимость. Сертификация одного системного компьютера в больнице в сельской местности стоит 10 000 рублей. Я считаю, что это очень дорого. Мы помогаем этим медучреждениям. Считаю, что на федеральном уровне нужно помочь сделать так, чтобы деньги были не такие большие, тем более, что услуги осуществляет госучреждение. Особенно для конечных элементов структуры социальной защиты, такие как школы, больницы. Иначе внедряться это будет достаточно долго в связи с отсутствием денег.

 

Ведущий: Вы предложили создать нормативно-правовую базу для информационного сотрудничества между различными инстанциями. Как Вы себе это представляете, и какой пакет документов необходим для этой базы? Может быть, уже есть какой-либо законопроект?

Зеленин Д. В.:

Законопроекта пока нет, это как раз то, о чем я говорил, что отдельные федеральные органы власти должны вести базу данных. Распределить между ними ответственность дело правительственное. На федеральном уровне нет пока специального документа по обмену данных между этими ведомствами, каждое ведомство перетягивает "одеяло" на себя. Таким образом, очень много усилий программистов, да и затрат тратится на приобретение различной техники, чтобы как-то связать ведомства между собой. Нужно иметь специальное решение по подходам на базе чего, с какими инженерными, системными решениями нужно организовывать обмен данных между ведомствами. Это бы упростило взаимодействие между ведомствами, упростило бы подтягивания ряда ведомств до лучшего уровня. Также считаю возможным принятие Постановления Правительства по унификации обмена данных между различными ведомствами.

 

Ведущий: Осветите ситуацию в области с функционированием и развитием региональных удостоверяющих центров. Насколько широко они получили распространение?

Зеленин Д. В.:

Естественно, региональные удостоверяющие центры у нас есть. Это так называемая электронная подпись. Они решаются вместе с внедрением электронного правительства, вместе с решением задач по госуслугам. Здесь, на мой взгляд, вопрос в другом. Вопрос в том, что электронной подписью могут и должны пользоваться граждане, но каждый гражданин у себя дома удостоверяющий центр не поставит. Он стоит несколько тысяч рублей, может быть, сумма не такая большая, если речь идет об организации организации, а для граждан, особенно в регионах, это вообще-то значительная сумма. Поэтому, по удостоверяющим центрам для граждан я ввел бы градацию. Если гражданин хочет получить эту возможность дешевле, то он мог бы взять на себя определенный риск в правовой части. Например, по кредитным карточкам. Там простая система удостоверения личности и идентификации. Там платим, например, за услуги в интернете, все это элементарно, и ничего не стоит. В удостоверяющих центрах, конечно, более сложная система. Если гражданин может взять на себя и хочет взять на себя часть рисков по удостоверяющим центрам, на мой взгляд, это можно гражданину разрешить. И ввести пониженную по степени защищенности градацию использования собственной электронной подписи.

 

Ведущий: В связи с совершенствованием и активным внедрением информационных технологий требуются высококвалифицированные кадры. Испытывает ли Тверская область дефицит в таких кадрах? И создаются ли особые условия для выпускников ВУЗов, чтобы молодежь не уезжала в столицу, а оставалась в Твери?

Зеленин Д. В.:

Если это касается информационных технологий, то удовлетворенности вообще не может быть. Нужно постоянно заботиться о том, чтобы квалифицированных людей было больше. У нас есть хорошая система подготовки таких кадров, это не только ВУЗы, это большое количество call-центров, имеющихся на территории области, которые вводят элементы практического использования компьютеров и технологий. Количество рабочих мест там больше 5000. Есть компании, которые осуществляют работу по системному программированию. Например, Центр программных систем, это высококвалифицированные люди, которые пользовались успехом еще в 80-годы, создавая программы для всей РФ. И базы данных программ, как раз были в Твери. Я, создавая такие программные комплексы в Москве в НИАСе, это институт автоматических систем, как раз сдавал их в Тверь. Такая иерархия это залог успеха, но у нас не только Центр программных систем, у нас есть и ряд других интересных компаний, которые изготавливают уникальные продукты. Вопрос в такой иерархии, когда выпускник высшего учебного заведения может сначала пойти в одну компанию повысить свою квалификацию, потом в другую и т. д. Особую зону и особое беспокойство вызывает квалификация госслужащих и муниципальных служащих. Здесь, как аттестация, так и повышение квалификации должны быть очень жесткими. И мы уделяем этому большое внимание.

 

Ведущий: Поступают вопросы из регионов. Я зачитаю один из вопросов. 1 октября 2009 г. в Минрегионе прошла демонстрация единой системы мониторинга и управления ЖКХ в субъектах РФ. Скажите, пожалуйста, сегодня в Тверской области делается что-то по созданию такой информационной системы?

Зеленин Д.В.:

Да, делается. Мы помогаем, во-первых, муниципалитетам создавать такие системы, и помогаем товарищам-собственникам жилья создавать такие системы. В этом году у нас есть специальная программа по созданию единой системы по всем соцучреждениям. Сейчас у нас не все соцучреждения по всей нашей области имеют датчики, а всего таких зданий и сооружений больше 1000, более 1200 имеет, например, датчики, тепловые датчики. Электрические датчики имеют все, на воду почти все, а вот по теплу не все. В этом году будет единая система, единый центр, который будет обрабатывать информацию и позволять, в том числе, премировать руководителей социальных учреждений, если они добьются экономии по теплу. Это практический интерес, такую работу проводим повсеместно.

 

Ведущий: Вы так или иначе затронули все присланные к нам вопросы. Поэтому я предлагаю Вам передать напутственное слово тверской аудитории, которая сейчас получает сигнал с нашей интернет конференции по спутниковым каналам связи.

Зеленин Д.В.:

Конечно. Призываю всех изучать компьютерные технологии, интернет. Пользоваться всеми возможностями которые есть. Более того по электронной почте через Живой Журнал, Твитер через сайт губернатора, органов исполнительной власти сообщать обо всех тех нарушениях, которые вы встречаете на территории региона. Это поможет привести в соответствие к нормальному уровню нашей жизни. Я знаю есть проблемы и с подключение широполостного интернета и в Твери и Вышнем Волочке, когда соответствующие компании не допускают до крыш домов, чтобы установить там кабели и приемное устройство. Предлагаю всем обращаться в жилищную инспекцию. Если кого то не удовлетворяет работа муниципалитетов по подключению интернета в ваши дома и квартиры. Телефон 58-32-62, также есть электронная почта на сайте губернатора. Призываю не только знакомиться с интернет технологиями а пользоваться ими для того чтобы надзирать за муниципальными и региональными властями. Информируйте подробнее.

Ведущий: Спасибо большое за интересные и познавательные ответы. Спасибо что нашли время прийти сегодня в ИА «ГАРАНТ» и ответили на вопросы интернет аудитории.

 

Читать ГАРАНТ.РУ в и