Новости и аналитика Интервью Правовое обеспечение и ход реализации реформы местного самоуправления

Правовое обеспечение и ход реализации реформы местного самоуправления

Интернет-интервью
Председателя Комитета Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам местного самоуправления
Мокрого Владимира Семеновича

26 сентября состоялось интернет-интервью Председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам местного самоуправления Мокрого Владимира Семеновича.
 
Тема интервью: "Правовое обеспечение и ход реализации реформы местного самоуправления".

Интервью проведено компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона о СМИ).

В подготовке стенограммы принял участие журнал "Законодательство".

Ведущая интернет-интервью - Тевосова Анетта Георгиевна (компания "Гарант").

Ведущая:
Добрый день, уважаемые дамы и господа, уважаемая интернет-аудитория!
Сегодня мы проводим интернет-интервью с Председателем Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам местного самоуправления Владимиром Семеновичем Мокрым. Здравствуйте, Владимир Семенович. Тема нашего сегодняшнего интервью "Правовое обеспечение и ход реализации реформы местного самоуправления".
Реализация реформы местного самоуправления в Российской Федерации началась с принятия в октябре 2003 года Федерального закона N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Данным федеральным законом были обозначены общие направления развития местного самоуправления и принципы его организации. Принятый федеральный закон носил рамочный характер, поэтому не до конца решенными остались вопросы финансового обеспечения муниципальных образований и формирования муниципального имущества, вопросы территориальной организации, а также развития муниципальной службы.
В развитие реформы местного самоуправления Президентом РФ в июне 2006 года был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона "О муниципальной службе Российской Федерации". Рассмотрение законопроекта в первом чтении cостоялось 15 сентября 2006 года.
В настоящее время регулирование муниципальной службы осуществляется федеральным законом от 1998 года "Об основах муниципальной службы в РФ" и  принятыми в соответствии с ним законами субъектов Федерации. Однако данный закон носит рамочный характер, в результате в законодательстве субъектов существуют различия в регламентировании муниципальной службы. Новый законопроект направлен на обеспечение единства основных принципов организации муниципальной службы на всей территории Российской Федерации. Законопроектом устанавливаются понятия муниципальной службы и муниципального служащего, определяются особенности правового статуса муниципального служащего, а также обеспечивается взаимосвязь государственной гражданской службы и муниципальной службы Российской Федерации. Разработчики законопроекта полагают, что принятие закона позволит создать необходимую правовую основу для организации муниципальной службы в Российской Федерации и определить правовой статус муниципального служащего в соответствии с новыми требованиями федерального законодательства.
Какие законы планируется принять в целях реализации реформы местного самоуправления? Какие проблемы стоят на пути развития местного самоуправления? Как видится развитие информационного и правового обеспечения муниципальных образований? Что понимается под муниципальной службой и кого считать муниципальными служащими? Какие полномочия даны органам государственной власти субъектов Федерации в сфере правового регулирования муниципальной службы? На эти и другие вопросы о ходе реализации реформы местного самоуправления мы попросим ответить Председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам местного самоуправления Владимира Семеновича Мокрого.

Владимир Семенович, первый вопрос задает Капустин Егор Викторович, из г. Ижевска: Уважаемый Владимир Семенович! Мне совершенно не понятно для чего нужно местное самоуправление. Я считаю, что полная вертикаль власти Федерация - Субъект - Административно- территориальная единица это гораздо эффективнее. Органы МСУ не могут решать вопросы местного значения, так как у них нет ни денег, ни кадровых ресурсов (особенно в деревнях, где население спивается), ни нормальных методов управления. Мне не понятна цель реформы и какими средствами она будет реализовываться? Не является ли это очередным разбазариванием средств бюджета? И еще один вопрос - кто конкретно является автором этой реформы? Спасибо.

Мокрый В.С.:
Откровенно говоря, меня подобные вопросы огорчают. Вот уже более десяти лет мы не перестаем говорить о построении демократического государства, гражданского общества, но в то же время люди так и не хотят понять самого главного, того, с чего необходимо начинать - с местного самоуправления. Каждому человеку нашей страны дано ценнейшее конституционное право на местное самоуправление. Являясь публичной властью, местное самоуправление - весомая гарантия развития правового демократического государства. Принятие федерального закона о местном самоуправлении в новой редакции в октябре 2003 года не преследовало цель провести еще одну реформу. Давайте вернемся на пять-шесть лет назад. Расцветала "самостийность" регионов, которые брали власть и полномочий столько, сколько им хотелось. Каждый имел свою конституцию или устав, которые далеко не всегда соответствовали Основному закону страны. При этом бюджет в 2001-2002 годах был достаточно скудным. Как можно было повысить эффективность власти, если за социальные обязательства государства перед человеком отвечали по сути все (и Правительство РФ, и субъекты, и муниципальные органы) - но никто конкретно? Поэтому и была разработана концепция разграничения полномочий. И 131-ый закон - это как раз один из тех законодательных актов по разграничению полномочий между уровнями власти, по их более полному обеспечению финансово-бюджетными средствами. Конечная цель была и, надеюсь, остается - повышение эффективности власти на всех уровнях. Но мало прописать местную власть в законе, надо чтобы она еще была востребована населением, конкретно каждым человеком. Почему-то все всегда хотят вдруг "проснуться в новой стране". Но такого не бывает. Людям надо понять, что местное самоуправление - это они сами и есть. Надо самоорганизоваться, а не писать президенту или губернатору, что дорога в ухабах и крыши текут. Еще вчера государственный чиновник давал деньги на ремонт школы и сельского клуба, на мостик через речушку. Сегодня ситуация изменилась. Сегодня необходимо формировать власть которая находится рядом, в том же селе, которая будет создавать нормальные условия жизни: строить и ремонтировать школу, убирать мусор, благоустраивать территорию, и непосредственно от которой люди смогут потребовать обеспечение нормальных условий жизни. На Западе история местного самоуправления насчитывает не одно столетие. У России же, к сожалению, нет такого богатого опыта. Мы не сможем получить внезапно благодаря одному закону эффективное местное самоуправление. Людям, если они хотят жить достойно, хотят обеспечить будущее своим детям, необходимо учиться навыкам публичной власти. И меня очень радуют примеры, когда граждане наконец-то начали потихоньку оживать, проявлять инициативу, пытаются получить права и деньги, хотят сами решать жизненно важные вопросы, чтобы нормально жить на своей земле.

Ведущая:
Следующие два вопроса задают аспирант Кирилл и Алексей Иванов из Москвы. С 1 января 2009 г. 131-ФЗ вступает в силу в полном объеме. Какие еще законодательные акты планируется принять до этого времени, в том числе и в сфере бюджетных правоотношений, для обеспечения эффективности проводимой реформы местного самоуправления? С момента вступления в силу 131-ФЗ прошло уже более полугода, какие проблемы возникли в процессе применения данного закона? Как решаются возникающие проблемы?

Мокрый В.С.:
С 1 января 2006 года в реализации 131-го Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наступил новый этап, применяются практически все положения закона. При этом, в связи с разной степенью готовности регионов к реализации закона, мы продлили до 1 января 2009 года переходный период. В течение него субъекты Федерации своими законами могут определять объем полномочий органов местного самоуправления вновь образованных поселений. Часть вопросов местного значения этих поселений может передаваться органам местного самоуправления муниципального района. Таким образом, муниципальные органы вновь образованных поселений приступают к осуществлению полномочий, учитывая уровень своего социально-экономического развития. На сегодняшний день практика в регионах складывается различная. Не все из них воспользовались данным правом - 46 субъектов приступили к реализации закона с 1 января текущего года в полном объеме. Есть несколько субъектов, которые все полномочия передали на уровень муниципального района. Другие определенную часть вопросов местного значения оставили за поселениями. Некоторые подходили к решению этого вопроса дифференцированно, то есть конкретно по каждому муниципальному образованию. Что касается существующих муниципальных образований, то их органы местного самоуправления с 1 января 2006 года решают все вопросы местного значения, установленные в 131-ым законе. В то же время законодательный процесс продолжается. Для успешного осуществления реформы местного самоуправления требуется разрешение еще ряда проблем. К примеру, необходимо отрегулировать вопрос статуса депутата и выборного должностного лица местного самоуправления. Проблема заключается в том, что 131-ый закон не относит к полномочиям субъектов Российской Федерации принятие законов о статусе указанных лиц, в итоге многие из регионов признали соответствующие законы утратившими силу. Однако норм федерального законодательства, по урегулированию данного вопроса недостаточно. На этапе обсуждения находятся вопросы совершения органами местного самоуправления отдельных нотариальных действий, самообложения граждан. Продолжается работа по разграничению полномочий между уровнями публичной власти. В то же время, чтобы обеспечить органам местного самоуправления возможность полной реализации 131-го закона, требуется корректировка ряда других федеральных законов. В частности, 131-ый закон предоставляет возможность создания межмуниципальных хозяйственных обществ. Но гражданским законодательством ни статус, ни порядок и условия их создания не урегулированы. Необходимо исправлять ситуацию и в вопросе бюджетного обеспечения местного самоуправления, ведь понятно, что от его финансовой самостоятельности напрямую зависит действенность местной власти, то есть, в конечном итоге, - качество жизнеобеспечения людей. Практика показывает, что денег на исполнение всех закрепленных за местной властью полномочий не хватает. Проблему необходимо решать. Я полагаю, что это можно будет сделать в рамках проводимой сейчас работы по совершенствованию межбюджетных отношений. Сегодня нам надо говорить не только о проблемах 131-го Федерального закона. Нужно более четко сформулировать цели и задачи следующего этапа реформы местного самоуправления, перейти от решения вопросов организационного и правового обеспечения к обеспечению эффективности реализации права на местное самоуправление. Нужно более углубленно и системно изучать проблему качества услуг, оказываемых муниципалитетами. Местная власть должна иметь возможность и инструмент для того, чтобы формировать политику устойчивого развития городов и сел, создания комфортных условий жизни для человека.

Ведущая:
Следующий вопрос от Орловской Ольги, сотрудника Управления правового обеспечения Администрации Омского муниципального района. Уважаемый Владимир Семенович! Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос. В соответствии с Федеральным законом 131-ФЗ в уставе муниципального образования необходимо указывать вопросы местного значения. На территории Омской области ст. 14, 15 Федерального закона применяются с 01.01.2006 г. в полном объеме. Получается, что частые изменения указанных статей Федерального закона требуют постоянного внесения изменений в уставы муниципальных образований, проведения соответствующих процедур:  опубликования проекта решения, публичных слушаний по проекту, проходить очередную регистрацию и т.д. Возможно ли избежать слишком частого внесения изменений в Устав муниципального образования, сделав в статье, перечисляющей вопросы местного значения муниципального образования, ссылку на иные, предусмотренные действующим законодательством вопросы местного значения?

Мокрый В.С.:
Данная тема затронута абсолютно справедливо. Действительно, законодательство постоянно совершенствуется, в том числе и в вопросах компетенции местного самоуправления. В результате возникает ситуация, когда положения уставов муниципальных образований не соответствуют федеральному законодательству. Я согласен, что внесение изменений и дополнений в устав является достаточно сложной и трудоемкой работой, требующей тщательной подготовки. Но отвечая на Ваш конкретный вопрос, скажу, что такую ссылку на иные, предусмотренные действующим законодательством вопросы местного значения, сделать нельзя, так как 131-ый федеральный закон предполагает конкретный перечень вопросов местного значения. В то же время подчеркну, в федеральном законодательстве не установлены какие-либо общеобязательные сроки для приведения уставов муниципальных образований в соответствие с федеральными законами. И до тех пор, пока устав не приведен в данное соответствие, нормы федерального закона должны исполняться органами местного самоуправления со дня их вступления в силу, так как имеют более высокую юридическую силу.

Ведущая:
Следующий вопрос поступил из Амурской области от Александра Кремнева. Уважаемый Владимир Семенович! Согласно 38 статье Федерального закона N 131-ФЗ в муниципальных образованиях в целях соблюдения установленного порядка подготовки и рассмотрения местного бюджета и иных контрольных целях образуется контрольный орган муниципального образования формируемый на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования. Вместе с тем, подавляющее большинство муниципальных образований являются дотационными и содержание еще одного постоянно функционирующего органа является достаточно накладным для нищего местного бюджета. Как Вы считаете, может быть есть смысл предусмотреть альтернативу самостоятельному органу в виде возможности привлечения на временной основе специалистов в области финансового контроля на время проведения проверок и подготовки отчетности.

Мокрый В.С.:
Действительно, согласно 131-ому федеральному закону в структуре органов местного самоуправления может быть предусмотрено создание контрольного органа муниципального образования. Однако его наличие не является обязательным. Решение вопроса о его создании зависит от финансовых, материально-технических, организационных возможностей муниципальных образований, а также от каких-либо других факторов, определяющих специфику их социально-экономического развития. Что касается независимых экспертов и специалистов, то они могут привлекаться для анализа, например, проектов местных бюджетов, отчетов об их исполнении, подготовке экспертных заключений по ним, а также проектов иных финансовых документов. Кроме того, необходимо учитывать, что данные привлеченные специалисты не могут осуществлять полномочия по финансовому контролю, закрепленные в уставе, а их экспертные заключения не могут подменять собой заключения муниципальных контрольных органов.

Ведущая:
Вопрос от Антона Александровича Саломихина из Твери. Законопроект о муниципальной службе предоставляет очень много самостоятельности субъектам РФ по вопросам регулирования вопросов муниципальной службы. Вы не опасаетесь, что такая излишняя самостоятельность может служить средством ограничения прав будущих муниципальных служащих в отдельных субъектах РФ, тогда как во многих положениях законопроекта отражается мысль "о единстве общих принципов" государственной гражданской и муниципальной службы?

Мокрый В.С.:
Не соглашусь с тем, что регионам предоставляется слишком большой объем полномочий в регулировании муниципальной службы. Все основные требования, на которых основывается деятельность муниципальных служащих, определены в законопроекте. Например, установлено, что является муниципальной службой, кто признается муниципальным служащим, предусматриваются определенные социальные гарантии для муниципальных служащих. Однако надо помнить, что при осуществлении местного самоуправления должны учитываться исторические и иные местные традиции. Поэтому вопросы, непосредственно относящиеся к организационной стороне муниципальной службы, переданы субъектам Российской Федерации.

Ведущая:
Юрий Иванович из Ставрополя интересуется, почему было принято решение основывать муниципальную службу на положениях ТК РФ, с учетом особенностей, установленных законопроектом, а не на принципах государственной гражданской службы? В чем видится положительные аспекты такого решения, ведь, по сути, статус муниципального служащего гораздо более близок статусу государственного гражданского служащего, чем к статусу обычного работника, нанятого по трудовому договору?

Мокрый В.С.:
Законопроект действительно основывается на том, что к муниципальному служащему применяются нормы трудового законодательства, но с особенностями, которые устанавливаются законом о муниципальной службе. Такой подход лежит в основе действующего закона, и практика доказала его целесообразность и, если можно так выразиться, "удобство" применения. Иначе пришлось бы многочисленные нормы Трудового кодекса, которые возможно напрямую использовать в отношении муниципальных служащих, переносить в закон о муниципальной службе. В нем должна быть отражена только та специфика, которая обусловлена характером деятельности сотрудников, работающих в органах местного самоуправления.

Ведущая:
Вопрос от Авдюкова Михаила из Нижнего Новгорода. Владимир Семенович, а почему закон 131-ФЗ не предусматривает для муниципальных правовых актов проведение экспертизы в Минюсте России по аналогии с тем, как проводится экспертиза нормативных правовых актов субъектов РФ? Получается, что муниципальные правовые акты не вносятся в федеральный регистр правовых актов, в то время как Президент постоянно говорит о необходимости обеспечения единства правового пространства в РФ. Будет ли каким-либо образом в ближайшее время исправлено это недоразумение? В какой срок?

 

Мокрый В.С.:
Законодательством предусмотрена государственная регистрация основного муниципального правового акта - устава муниципального образования, который включается в государственный реестр. Перед регистрацией этот документ проходит правовую экспертизу в территориальных органах Министерства юстиции. В проведении экспертизы всех правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления, думаю нет необходимости, да и возможности тоже. Кроме того, надзор за законностью этих документов осуществляет прокуратура.

Ведущая:
Аркадий Иванович Стрекозов из г. Королев задает такой вопрос: реализация реформы местного самоуправления проходит не совсем гладко. Изменения в перечне полномочий местных администраций вызвали проблемы с нехваткой квалифицированных кадров. Так, в сельских поселениях наблюдается дефицит компетентных специалистов, т.к. многие работники на местах не подготовлены к новым принципам работы. Планируется ли разработка специальной программы для подготовки кадров на местах для более эффективной реализации реформы местного самоуправления?

Мокрый В.С.:
Проблема обеспечения органов местного самоуправления квалифицированными кадрами, действительно, существует. Могу сказать, что на федеральном уровне она решается в рамках Федеральной целевой программы государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления. Программой предусматривается выделение средств в течение 2006-2008 годов на научно-методическое сопровождение учебных программ и учебно-методических планов профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органов местного самоуправления. Кроме того, предусмотрены средства на издание научно-методической литературы для муниципальных образований. Очень много в этом вопросе зависит и от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые, надо признать, понимает значимость вопроса и организуют процесс обучения муниципальных служащих, в том числе за счет средств региональных бюджетов.

Ведущая:
Рональда Андреевича из Курска волнует, что муниципальным образованиям катастрофически не хватает денег, причем эта проблема никак не решается на законодательном уровне. Создается впечатление, что вообще, вся эта реформа местного самоуправления самая настоящая профанация и искажение смысла. Почему бы просто не выделять больше денег на функционирование муниципальных образований и спрашивать с руководителей жестче за исполнение своих обязанностей, тогда бы и все проблемы отпали?

Москрый В.С.:
Реформа федеративных отношений и местного самоуправления как раз направлена на то, чтобы полномочиям, закрепленным за каждым уровнем публичной власти - федеральным, региональным и местным - соответствовали бы необходимые доходные источники. Проблема финансового улучшения муниципальных образований - одна из самых актуальных и болезненных. В этой связи в целях улучшения финансового положения местного самоуправления членами нашего Комитета неоднократно вносились законодательные инициативы в Государственную Думу и мотивированные предложения в Правительство по увеличению налоговых доходов местных бюджетов и обеспечению сбалансированности их доходов и расходных обязательств. На данную тему Комитетом проводились и парламентские слушания, и "круглые столы", в рекомендации которых включены предложения, в частности, увеличения доли отчислений от налога на доходы физических лиц, закрепленной за местными бюджетами на постоянной основе, с 30 до 40 процентов, отнесения транспортного налога к числу местных налогов, сокращения перечня налогоплательщиков, которым Налоговым кодексом предоставлены льготы по уплате земельного налога. В настоящее время данные предложения и рекомендации рассматриваются правительством и межведомственной рабочей группой по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления Комиссии при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления.

Ведущая:
Реформа местного самоуправления продолжает порочную линию ФЗ 122-ФЗ, когда государство снимает с себя ответственность за содержание систем ЖКХ, образования, здравоохранения и перекладывает их на плечи муниципальных образований, которые содержать их не в состоянии. Вы считаете, что без государственной поддержки данные сферы могут существовать с учетом сложивших условий "дикого рынка"?

Мокрый В.С.:
Я бы не стал так категорично говорить, что государство перекладывает решение всех проблем на плечи муниципальных образований. Все вы знаете, что в стране уже год как реализуются четыре национальных проекта. Выделены ключевые социальные сферы: образование, медицина, жилье и сельское хозяйство. Конечно, в одночасье решить проблемы, копившиеся в данных сферах годами, невозможно, но сделать существенный скачек, призванный улучшить качество жизни граждан, реально. При этом основная нагрузка ложится именно на государство, именно оно должно внести весомый вклад в этот процесс. Что касается сфер здравоохранения и образования, то они предоставляют бюджетные услуги населению и их финансирование осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней в соответствии с установленным разграничением полномочий между тремя уровнями власти. При этом в образовательные и медицинские учреждения часть финансовых средств поступает за счет предоставления платных услуг, а в здравоохранении также еще и за счет средств обязательного медицинского страхования. Что же касается жилищной сферы, то совершенно верно, обеспечение населения качественными услугами жилищно-коммунального комплекса относится к полномочиям органов местного самоуправления. Именно они должны влиять и на увеличение строительства, и на улучшение качества жилья, и на обеспечение населения всеми необходимыми услугами в этой сфере. Конечно, всем известна проблема изношенности коммунальной инфраструктуры, требует скорейшего проведения капитального ремонта муниципальный жилой фонд, темпы жилищного строительства не удовлетворяют потребностей населения и т.д. Эти и другие проблемы с целью повышения эффективности функционирования жилищной сферы призван решить национальный проект "Доступное жилье", в финансировании которого опять таки участвуют бюджеты всех уровней, а не только местный. Но одними только бюджетными вливаниями проблемы жилищной сферы решить невозможно. В этом смысле данный проект, наверное, самый трудно реализуемый, т.к. его успех зависит от социально-экономической ситуации в стране, к примеру от состояния банковской сферы, показаний инфляции и т.п. Поэтому муниципалитетам необходимо привлекать внебюджетные источники, частный бизнес, развивать конкуренцию, разрабатывать инновационные программы развития коммунального сектора.

Ведущая:
Следующие вопросы задают Зуев Андрей из Троицка и Чибисов Леонид из Москвы. Согласны ли Вы с тем, что практика реализации муниципальной реформы свидетельствует о том, что происходящая после 1 января 2006 года отмена большого числа законов субъектов РФ по вопросам местного самоуправления приводит к серьезным законодательным пробелам и конфликтам, связанным с неурегулированностью и невозможностью решить многие ключевые проблемы организации местного самоуправления? Какова Ваша позиция? Какие, на Ваш взгляд, могут существовать новые подходы к определению полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере правового регулирования местного самоуправления?

Мокрый В.С.:
С той формулировкой, что изложена в первом вопросе, я не согласен. Когда в 1995 году был принят федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", то, имея рамочный характер, он предоставил регионам широкие полномочия по законодательному регулированию сферы местного самоуправления. И каков результат? Да, существовали регионы, в которых с местным самоуправлением было все в порядке, однако в 17 субъектах Российской Федерации местное самоуправление либо было существенно ограничено, либо не осуществлялось вовсе. В отношениях региональной власти с муниципальной чаще всего присутствовало желание приказывать, а не строить диалог, что, кстати, нередко сохраняется и до сих пор. Новая же редакция этого федерального закона, относя больший объем общественных отношений именно к общим принципам местного самоуправления и регулируя их на федеральном уровне, закладывает прочные основы гарантированного осуществления гражданами своего конституционного права на местное самоуправление на всей территории России. Субъекты РФ могут принимать свои нормативные акты только тогда, когда это предусматривает Федеральный закон. На пути законодательного произвола региональных властей возведен надежный заслон. Вместе с тем, субъекты Российской Федерации не выключены полностью из правового регулирования. Примером этого служит законопроект "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", внесенный Президентом РФ. Полномочия субъектов Федерации в нем довольно широкие. Допускаю, что в дальнейшем компетенция субъектов Федерации может быть расширена, однако на текущем этапе нынешнюю систему правового регулирования считаю правильной.

Ведущая:
Степан Люлькин из Москвы очень интересуется, почему в Москве полностью искоренен принцип выборности чиновников нижних уровней? это прямое нарушение конституции, мы выбираем только депутатов да еще и их всего 33! на 9 миллионную Москву это ничтожно мало, округа в которых выбирают депутатов слишком велики, чтобы они могли эффективно работать. Спасибо!

Мокрый В.С.:
Вопрос интересен хотя бы тем, что гораздо чаще приходится слышать, что в нашей стране, наоборот, слишком много депутатов, должностных лиц и других чиновников. Никто не может сказать, сколько должно быть депутатов. Вот 450 депутатов в Государственной Думе на 140 миллионов россиян - много это или мало? А 33 депутата на 9 миллионов москвичей - это тот же уровень представительства. К тому же увеличение числа депутатов не является гарантией качества их работы. Одновременно не нужно забывать и о том, что в Москве есть не только Московская городская Дума - представительный орган субъекта Федерации, но и муниципалитеты - представительные органы внутригородских муниципальных образований. Депутаты в них тоже избираются. Так что с реализацией конституционных прав граждан избирать и быть избранными в Москве все в порядке.

Ведущая:
Петр из Москвы интересуется, выгодна ли реальная политическая конкуренция на местах федеральной власти, ведь люди начнут требовать ресурсов для реализации своих растущих амбиций?

Мокрый В.С.:
Я полагаю, что власти должно быть выгодно только одно: чтобы люди жили хорошо. Если же власть начинает мыслить категориями конкуренции, с этого момента она перестает выражать волю людей. Улучшение жизни в местах непосредственного проживания людей - в больших и малых городах, селах и поселках - это один из главных приоритетов государства. Разумеется, это требует материальных и финансовых средств. Думаю, власть это прекрасно понимает.

Ведущая:
Следующий вопрос задает Марина Юрьевна из Москвы. Субъекты Федерации по ФЗ N 131 формально лишены права восполнить возникающие пробелы законодательства. Например, когда стало очевидным, что отсутствует реальная способность вновь образованных поселений во многих субъектах РФ после 1 января 2006 г. в полном объеме осуществлять закрепленные за ними в Федеральном законе N 131 вопросы местного значения, в данный закон были внесены изменения (ФЗ N 129 от 12 октября 2005 г.). На сколько успешно, в настоящее время, происходит реализация положений закона, в которых предусматривается право субъектов РФ в своих законах определять порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений путем возложения задачи по их решению на органы местного самоуправления муниципальных районов?

Мокрый В.С.:
Еще раз подчеркну, субъекты Российской Федерации не лишены возможности осуществлять правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления на своей территории, однако случаи и порядок такого регулирования установлены 131-ым Федеральным законом. Решение вопросов местного значения вновь образованными поселениями в переходный период - как раз такой случай. Изменениями, о которых Вы говорите, внесенными в Федеральный закон 12 октября 2005 года, по просьбе субъектов Федерации был установлен переходный период, в течение которого регионам предоставлено право своими законами определить порядок решения вопросов местного значения во вновь образованных поселениях. За два года, прошедших с октября 2003 года по октябрь 2005 года, в регионах была проведена значительная работа по реализации 131-го Федерального закона. И я рад, что субъектов Федерации, воспользовавшихся новым переходным периодом, оказалось все-таки меньше половины. Мы много и часто говорим о России, о ее возможностях, но редко осознаем, что величие страны заключается в первую очередь в создании достойных условий жизни для каждого человека в городе, поселке, деревне. А сделать это без развития местного самоуправления невозможно. Да, вновь образованным поселениям сейчас нелегко, многому приходится учиться, но легко тому, кто ничего не делает. И наша общая задача, задача и органов власти всех уровней власти, и самих граждан приложить максимум усилий по развитию местного самоуправления в России.

Ведущая:
Спасибо Вам большое, Владимир Семенович, что нашли время ответить на вопросы интернет-аудитории.

Мокрый В.С.:
Спасибо. До свидания.

Читать ГАРАНТ.РУ в и