Новости и аналитика Интервью Совершенствование системы предоставления государственных услуг в городе Москве, в том числе с использованием современных информационных технологий

Совершенствование системы предоставления государственных услуг в городе Москве, в том числе с использованием современных информационных технологий

Степанов Алексей Владимирович

31 июля в 10-00 часов в ИА ГАРАНТ состоялось интернет-интервью председателя Комитета государственных услуг города Москвы Степанова Алексея Владимировича.

Тема: "Совершенствование системы предоставления государственных услуг в городе Москве, в том числе с использованием современных информационных технологий"

Комитет государственных услуг города Москвы является подведомственным Правительству Москвы функциональным органом исполнительной власти, реализующим политику города Москвы в сфере предоставления государственных услуг. Основными задачами комитета являются:
1. Внедрение и совершенствование принципа "одного окна" в работе органов исполнительной власти, государственных учреждений, государственных унитарных предприятий города Москвы и, как следствие, упрощение процедур подготовки, согласования и выдачи различных документов заявителям вышеуказанными организациями.
2. Создание центров обслуживания населения и организаций по принципу "одного окна" на территории административных округов и районов города Москвы, а также комплексное обеспечение и развитие деятельности указанных Центров.
3. Разработка и проведение мероприятий по совершенствованию процесса исполнения государственных функций и оказания государственных услуг органами исполнительной власти города Москвы и городскими организациями, в том числе по принципу "одного окна", предусмотренных законодательством Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.
Задача по совершенствованию механизмов предоставления государственных услуг населению и организациям и внедрению принципов "одного окна" была поставлена Мэром и Правительством Москвы в 2003 году. За прошедшее время в столице создана серьезная нормативно-правовая база работы органов исполнительной власти и городских организаций по выдаче документов заявителям. Созданы службы "одного окна".
31 октября 2006 года было принято постановление Правительства Москвы N 856-ПП "О дальнейшем совершенствовании деятельности органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий города Москвы по оформлению и выдаче документов заявителям".
В 2007 году были разработаны и утверждены регламенты подготовки документов. То есть на каждый документ, выдаваемый городскими подразделениями, разработан алгоритм действий госслужащего и заявителя.
В настоящее время в городе действует свыше 620 служб "одного окна". Такое количество организаций выливается на практике в целый комплекс проблем. С ними сталкиваются граждане и предприниматели, желающие получить документы. В ряде подразделений имеет место стесненная, дискомфортная обстановка в помещениях служб, очереди на сдачу и получение документов. Кроме того, около половины всех служб "одного окна" оказались расположены недостаточно удобно с точки зрения транспортной доступности. Это приводит к потере времени, денежных средств и отрицательно влияет на психику, что в комплексе формирует негативное отношение граждан к действующей системе подготовки и выдачи разрешительных документов в Москве.
В целях решения задач комплексного совершенствования системы предоставления государственных услуг принято постановление Правительства Москвы от 24 июня 2008 г. N 554-ПП "О Городской целевой программе по созданию окружных и районных центров обслуживания населения и организаций по принципу "одного окна" на территории города Москвы на 2009-2011 гг."
Первый опыт по созданию подобных центров был проведен в 2007 году на базе префектур Центрального и Юго-Западного административных округов города Москвы, управы Рязанского района города Москвы, а также ЕИРЦ города Зеленограда.
В ходе интернет-интервью планируется рассмотреть основные направления деятельности Комитета государственных услуг города Москвы, проблемные вопросы совершенствования законодательства по предоставлению государственных услуг населению и организациям, предполагается обсудить принимаемые меры по информированию населения о правилах оказания госуслуг.
На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории в ходе интервью ответит председатель Комитета государственных услуг города Москвы Степанов Алексей Владимирович.

В подготовке стенограммы принимает участие журнал "Законодательство".

Ведущий интернет-интервью - Царь Сергей Петрович (компания "Гарант").

Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя - Степанова Алексея Владимировича, председателя Комитета государственных услуг города Москвы.

Ведущий: Андрей из Москвы задает вопрос. Скажите, пожалуйста, насколько эффективно решены основные задачи Городской целевой программы, такие как организация работы служб "одного окна" и прием заявителей в комфортных условиях на современном качественном уровне, обеспечение шаговой доступности получения государственных услуг по выдаче документов и т. д. Расскажите подробней об этом?

Степанов А. В.:
Начнем с того, что рано говорить о том, что задачи Городской целевой программы по созданию центров решены. Программа была утверждена летом 2008 года, она имеет срочный характер, рассчитана на 2009, 2010, 2011 годы. В настоящий момент мы завершаем первый этап организации работ по выполнению решений Правительства Москвы, связанных с реализацией программы. Перед тем, как мы с вами обсудим вопросы, связанные с реализацией самой основной задачи, которая сегодня стоит перед Комитетом государственных услуг города Москвы: это создание окружных и районных центров обслуживания населения, я обращусь к истории создания системы "одного окна" в городе. Итак, 2003 год - период серьезной деловой активности в городе Москве, период развития бизнеса. Органы исполнительной власти по своим функциям осуществляют выдачу разрешительно - согласующих документов, осуществляют координацию деятельности во многих отраслях городского управления. Так получилось, что с 2002 по 2003 гг. в Правительство Москвы поступало большое количество жалоб на работу системы исполнительной власти, а именно по порядку сложившегося взаимодействия с заявителями. Эти обращения касались вопросов организации процедуры строительства в Москве, розничной торговли, земельно-имущественных, многих других моментов связанных с получением того или иного разрешительного, согласующего документа от органов исполнительной власти. На одном из заседаний Правительства Москвы в 2003 г. Мэр Москвы Ю.М. Лужков поставил задачу создания в городе Москве системы "одного окна". Что подразумевается под этой системой? Какие на сегодняшний день шаги мы сделали, и какие итоги получили к 2009 году? Какие проблемы предстоит решить в будущем? Первое, что было сделано, это практически в каждом органе исполнительной власти, выдающем разрешительный или согласующий документ, создали службу "одного окна". Служба "одного окна": это выделенное, обособленное структурное подразделение органа исполнительной власти, функции которого состоят в подготовке согласования и выдачи запрашиваемых документов обращающемуся гражданину или организации. Данные службы укомплектовали необходимым штатным персоналом, создали достаточно удобные, комфортные условия для обслуживания самих заявителей. Одновременно был проведен опрос органов исполнительной власти города, и на основании полученной информации составлен Единый реестр документов. До этого времени никто не знал, какое же количество разрешительных документов всего выдается в городе Москве. Оказалось, что в городе предоставляется около 500 видов разных документов: разрешения, свидетельства, сертификаты, согласования и т.д. Следующая важная задача, которая была поставлена, это формирование базы данных регламентов подготовки и выдачи документов, описание процедуры подготовки каждого выдаваемого документа. Заявитель, обращаясь в орган власти в тот период времени, не знал ни срока, в течение которого этот документ будет получен, ни необходимого объема требований или исходных разрешительных документов, которые он должен предоставить в данный орган. Не знал процедуру, по которой дальше взаимодействовать с чиновником для получения конечного результата. По итогам проведения указанных мероприятий система "одного окна" в городе Москве была создана, но мы на этом не остановились. Проанализировали опыт, изучили, как организована система предоставления государственных услуг, система выдачи разрешительных документов в мире, в наиболее развитых странах. В первую очередь, конечно, ориентировались на те страны, которые имеют схожую правовую организационную систему власти. Посетили Берлин, Вену, где детально изучили местную систему оказания государственных услуг. В Европе существует один единый центр на уровне района или округа, и жители и предприниматели знают, что для получения любой государственной услуги на уровне своего муниципального образования они могут обратиться в данную организацию. Там сосредоточены все службы, работающие с заявителями по совершенно разным направлениям, отраслям городского хозяйства. У нас же Москва поделена на 10 административных округов и на 123 района и было создано более 600 служб "одного окна". В итоге получилось, что заявитель, приходя в одну службу "одного окна" и получив там документы, шел в другую службу, дальше в третью, в четвертую и т. д., что естественно неудобно. К тому же эти службы "одного окна" на тот момент времени создавали в существующих условиях, т.е. орган исполнительной власти создавал и размещал в своем помещении выделенную службу "одного окна", а это достаточно серьезные ограничения по площади. На западе эта система работает, таким образом, как я уже говорил. Существует центр, это, как правило, современные технологически оснащенные здания, где собраны все службы разных отраслевых и территориальных органов исполнительной власти. Все структуры, находящиеся в данном учреждении осуществляют взаимодействие между собой, что помогает в решении различного рода вопросов возникающих при подготовке документов. И даже с учетом того, что, все они связаны между собой информационными коммуникациями, часто возникает необходимость личного общения между сотрудниками структур, т.е. это все-таки труд не совсем машинальный, его полностью автоматизировать и регламентировать нельзя. Часто возникают такие ситуации, когда чиновник должен у другого чиновника, уточнить какую-либо информацию при подготовке определенного документа, поэтому, когда службы сосредоточены в одном месте, на одной площадке это сделать проще. К тому же в данных центрах заявитель может получить ряд дополнительных услуг. Приходя за получением какого-нибудь разрешения или свидетельства и т.д., часто возникает необходимость сделать ксерокопии документов, тогда специалисты центра оказывают данную услугу заявителю. Если это какой-то разрешительный документ, где нужна его фотография, заявитель имеет возможность сфотографироваться в помещении данного центра. Если законом установлено, что документ выдается на платной основе или нужно оплатить государственную пошлину за выдачу запрашиваемого документа, в помещении центра имеется терминал для оплаты. Если требуется нотариальная доверенность, есть услуги нотариуса. Если требуется какая-то консультация правового характера, есть юрист. Вот такие задачи, и такую систему мы должны создать в Москве в итоге реализации Городской целевой программы. Отвечая на ваш вопрос, насколько решены основные задачи, могу сказать, пока эти задачи решены не в полном объеме. Мы начали реализацию Городской целевой программы с проведения эксперимента, создали три окружных центра на территории Юго-Западного, Центрального и Зеленоградского административных округов, а также районный центр в Юго-Восточном административном округе. Если судить по данным социологического опроса, 98% граждан (это высокий показатель), посетивших центры были удовлетворены качеством предоставления государственных услуг. Создание данных центров осуществлялось на базе префектур и управ, опять же в достаточно стесненных условиях. Учитывая полученный опыт по функционированию вышеперечисленных Центров в 2008 году на базе префектуры Центрального округа по адресу: ул. Марксистская, д. 24 был построен еще один Центр обслуживания населения и организаций. Данный Центр имеет высокий уровень информационного обеспечения и комфорта. По подобию Центра в Центральном административном округе, мы планируем в течение ближайших 3-х лет, построить объекты во всех административных округах и районах города.

Ведущий: Спасибо.

Ведущий: Сколько окружных и районных универсальных центров выдачи документов по принципу "одного окна" вы планируете создать в ближайшие годы?

Степанов А. В.:
Как я уже говорил, в городе функционирует 600 служб "одного окна", мы себе поставили задачу сократить их количество. При вводе в эксплуатацию Центров обслуживания населения, как окружного, так и районного уровней, количество служб уменьшится практически в 6 раз. Городской целевой программой предусмотрено строительство 123 центров обслуживания населения в районах и 10 центров обслуживания населения в округах. Напрашивается вопрос: почему районные, почему окружные? Система исполнительной власти города Москвы устроена таким образом, что ее районные подразделения отраслевых органов исполнительной власти, это как правило, те структуры, которые ориентированы на работу с физическими лицами. А окружные подразделения отраслевых органов власти, работающие на уровне административных округов, в первую очередь взаимодействуют с юридическими лицами. Например, Департамент социальной защиты населения города Москвы - это структурное подразделение, которое имеет свои отделы в каждом без исключения районе города. Взаимодействует, как правило, с социально незащищенными категориями граждан - физическими лицами. Соответственно на уровне района мы объединяем структуры, имеющие в городе районные отделения служб "одного окна". На уровне административных округов в центрах будут работать организации, которые имеют окружные отделения служб "одного окна", это Департамент имущества, Департамент земельных ресурсов, соответственно территориальные агентства Департамента имущества со своим комплексом услуг, территориальные отделы регулирования землепользования Департамента земельных ресурсов города Москвы. Короче говоря, направленность деятельности окружных центров - юридические лица, районных центров - физические лица.

Ведущий: Спасибо.

Ведущий: Каковы ваши прогнозы относительно реализации создания окружных и районных центров обслуживания населения и организаций по принципу "одного окна" в установленные сроки?

Степанов А. В.:
Сложно сейчас говорить о сроках. Утверждая эту программу летом 2008 года, была абсолютная уверенность в том, что программа будет выполнена в установленные сроки. Программа была принята единогласно, было обеспечено достаточно серьезное бюджетное финансирование для ее реализации, после чего известные события: кризис, серьезные сокращения расходов бюджета города Москвы. На сегодняшний день наша целевая программа по финансированию подверглась секвестированию в достаточно крупных масштабах. Бюджет пересматривается, анализируется, практически ежемесячно какие-то плановые показатели ставятся на будущее, но, тем не менее, сложно говорить о том, какое количество денежных средств будет направлено на реализацию программы, ведь в вопросе создания центров, одним из самых основных моментов в программных мероприятиях, является создание материально-технической базы. Предпроектный этап подготовки строительства объектов, проектирование, строительство зданий общей площадью 2500-3000 кв. м, все это очень недешево. Здания требуется оснастить должным образом, чтобы создать в максимальной степени удобные и комфортные условия для обслуживания заявителя, все это серьезная и существенная нагрузка на бюджет. Поэтому говорить о безусловном выполнении программы в те сроки, которые установлены распорядительным документом Правительства Москвы, я бы пока не стал. Мы делаем все возможное, для того, чтобы эти сроки сохранить. Я думаю, что смогу ответить на этот вопрос ближе к концу года, когда мы будем понимать, какие у нас показатели бюджета в будущем году и плановые показатели на 2011 г.

Ведущий: Спасибо.

Ведущий: В Городской целевой программе сотрудники организаций, оказывающие государственные услуги по подготовке и выдаче документов заявителям в Центрах, должны иметь высокий уровень теоретической и практической подготовки и обладать навыками делового этикета и культуры общения в работе с населением. Скажите, пожалуйста, как обстоят дела в этом направлении? Есть ли программы по обучению и повышению квалификации сотрудников на этот год? Алексей Юрьевич (Москва)

Степанов А. В.:
Конечно, есть программы по повышению квалификации и обучению. Городская целевая программа - это комплекс сбалансированных мероприятий. Если вы внимательно изучите постановление Правительства Москвы от 24 июня 2008 года N 554-ПП, то увидите, что это целая система действий органов исполнительной власти, которые имеют отношение к ее реализации. И одно из самых основных программных мероприятий - это обучение сотрудников. Мы задействуем силы Городского университета управления Правительства Москвы. Там есть профессорско-преподавательский состав, имеющий большой опыт подготовки студентов, которые в будущем становятся государственными гражданскими служащими. Подготовлены специализированные программы обучения тех сотрудников, которые будут работать в Центрах обслуживания населения и организаций. Есть программы дистанционного обучения, это тоже специализированные курсы, разработанные специализированными организациями с непосредственным участием Комитета государственных услуг города Москвы. К вопросу обучения специалистов мы подходим самым серьезным образом, потому что человек, работающий в "одном окне" и контактирующий с заявителем в конечном итоге, это и есть то самое лицо власти. Это человек, который должен иметь высокие знания, быть грамотным, опытным, разбираться в разных жизненных ситуациях, при этом быть комфортным для общения, психологически устойчивым. Это то, чего как раз недостает многим чиновникам сейчас в общении с заявителем. Не секрет, что особенно в более ранние периоды были жалобы, что оскорбили, нахамили, не выслушали, не поняли и т.д. Очень важная составляющая человеческого общения, она доминирующая, наверное, в этом процессе взаимодействия власти и населения. Мы на нее обращаем большое внимание.

Ведущий: Расскажите, пожалуйста, какие органы власти, помимо Комитета государственных услуг города Москвы, участвуют в реализации программы по созданию окружных и районных центров обслуживания населения по принципу "одного окна"? Кузьмин Никита Иванович (Москва)

Степанов А. В.:
Органы власти практически все без исключения участвуют в реализации данной программы, только каждый на своем этапе и в своей роли. В создании условий для реализации Городской целевой программы на первом этапе высокую роль в работе по подготовке материально-технического обеспечения центров выполняет Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы. Данная организация готовит все предпроектные предложения, градостроительные планы земельных участков, обосновывающие материалы для будущего строительства объектов. Следующий этап - проектирование, строительство, это зона деятельности Департамента городского заказа капитального строительства. Управление информатизации города Москвы должно обеспечить информационную инфраструктуру деятельности этих центров. Таким образом, это три органа власти, которые участвуют непосредственно, и соответственно Комитет государственных услуг города Москвы, который осуществляет координацию указанной деятельности, методологию, оснащение и т. д. Если говорить о непосредственных участниках работы центров, то на территории районов это Департамент социальной защиты населения города Москвы, МосгорБТИ, Центр жилищных субсидий, Московский городской Единый информационно-аналитический центр, Государственная жилищная инспекция города Москвы и т.д. На уровне административных округов Департамент земельных ресурсов города Москвы, Департамент имущества города Москвы, МосгорБТИ, Мосжилинспекция. То есть, практически все органы городского управления, осуществляющие функции по выдаче разрешительных документов, являются участниками реализации Городской целевой программы.

Ведущий: Немногим более года прошло с момента создания Комитета государственных услуг города Москвы. Алексей Владимирович, расскажите, пожалуйста, о наиболее важных достижениях, которые вам удалось решить, и о проблемах, с которыми вы столкнулись в течение этого года?

Степанов А. В.:
Пока рано говорить о каких-то достижениях. В 2003 году нам посчастливилось стоять у истоков создания системы "одного окна". Мы начали развивать эту тему с маленького сектора в составе Управления координации деятельности комплекса со сложным названием, который тогда возглавлял Вице-мэр города Москвы Валерий Шанцев. Мы сумели организовать деятельность всех городских структур по выполнению тех задач, которые стояли перед нами в рамках темы административной реформы и темы организации процедур выдачи разрешительных документов по принципу "одного окна". В городе созданы и существуют службы "одного окна", а также утвержденный Единый реестр документов, выдаваемых органами исполнительной власти и городскими организациями. Существует достаточно серьезный уровень информационного обеспечения. Он далек от идеала, еще много предстоит сделать. Но, тем не менее, имеются конкретные положительные результаты, так сформированы регламенты подготовки документов. Комитет государственных услуг города Москвы осуществляет взаимодействие с регионами. Мы встречаемся с представителями разных субъектов Российской Федерации, обмениваемся опытом, перенимаем друг у друга те или иные технические решения, которые используем при создании центров "одного окна". И это тоже большой шаг вперед, поскольку дает позитивный импульс и динамику в развитии нашей работы. Если говорить о проблемах, которые на сегодняшний день сопровождают деятельность нашего Комитета, то это вопросы финансового обеспечения, тормозящие строительство центров в кризисных условиях. Кроме того, имеются трудности во взаимодействии органов исполнительной власти с заявителями. Сотрудник службы "одного окна", как представитель власти, и заявитель, обращающийся к этой власти, должны стоять на одном уровне, должны общаться одинаково уважительно, эффективно. Мы пытаемся искоренить из работы чиновника укрепившееся годами понимание, что "я где-то сверху, ты ко мне пришел, ты мне что-то должен, обязан" и т.д. Это сложный момент психологического взаимодействия людей, но я надеюсь, что он останется в прошлом.

Ведущий: Алексей Владимирович, какие меры осуществляет ваш Комитет для своевременного информирования граждан города Москвы и юридических лиц о проводимой Правительством Москвы работе по совершенствованию системы предоставления государственных услуг по подготовке и выдаче документов заявителям на территории города Москвы?

Степанов А. В.:
По нашей тематике мы всегда открыты для прессы. Достаточно часто в Комитет государственных услуг приезжают журналисты, мы всегда общаемся с ними, даем развернутые интервью. Но поскольку мы не имеем собственных подведомственных учреждений на территории города, ведущих информационное обеспечение, в нашей работе задействованы префектуры и управы административных округов. Их возможность информационного обеспечения, окружные, районные издания мы используем для того, чтобы вовремя информировать москвичей о тех новшествах, планах и действиях, которые Правительство Москвы осуществляет по тематике работы по принципу "одного окна". Серьезным образом относимся к информированию граждан посредством глобальной сети - интернет. В настоящее время на официальном сайте Правительства Москвы www.mos.ru имеется раздел "одно окно", который содержит перечень органов исполнительной власти города, выдающих разрешительные документы. Имеется база данных регламентов. Можно ознакомиться с порядком взаимодействия с органами власти по получению того или иного разрешительного документа, получить какие-то информационные консультации и т.д. Мы стараемся вести информационную политику всеми возможными способами, которые на сегодняшний день есть в распоряжении органов власти.

Ведущий: Внедрение каких информационных технологий по реализации принципа "одного окна" и обеспечения автоматизированного межведомственного взаимодействия осуществляется в настоящее время в столице?

Степанов А. В.:
Если говорить об информационных технологиях, то это, наверное, одна из самых основных задач, которую нужно решить для того, чтобы власть работала эффективно. Поэтому мы тесно взаимодействуем с Управлением информатизации, которое в городе является единственной структурой, занимающейся внедрением информационных технологий по реализации принципа "одного окна". Городу нужна такая система, чтобы при осуществлении межведомственного взаимодействия одного органа власти с другим, полностью исключить бумажную переписку. Это очень важно, это основной способ, основная методика сокращения срока подготовки документов. Необходимо исключить бумажное общение, курьерские службы доставки и т.д. Мы внедряем данную технологию, для того чтобы создать такую систему, в которой каждый орган исполнительной власти формировал бы свою собственную базу данных. Очень важно, чтобы эти базы данных "понимали друг друга". Если одна база данных отправляет запрос в другую базу, надо, чтобы они были интегрированы, находились на одной информационной платформе. Достаточно специфическая вещь - создание базы данных автоматизированных регламентов. То есть полностью автоматизированный процесс подготовки документа - серьезная задача, которая стоит перед системой органов исполнительной власти. На сегодняшний день службами "одного окна" в городе выдается около 400 видов документов. Мы автоматизируем процесс подготовки этих документов, создаем автоматизированные регламенты по наиболее востребованным документам.

Ведущий: Считаете ли вы целесообразным внедрение механизмов оплаты и стимулирования труда сотрудников центров обслуживания населения и организаций по принципу "одного окна" в зависимости от конечных результатов и инициативы по повышению качества предоставляемых услуг? Эта идея обсуждалась в прессе, но хотелось бы услышать ваше мнение.

Степанов А. В.:
Сложный вопрос, поскольку система оплаты труда государственного служащего регламентирована федеральными, московскими нормативными документами достаточно жестко. Одна из задач административной реформы, которая проводится на территории России - создание и внедрение механизмов оплаты и стимулирования труда сотрудников, государственных служащих, создание системы оценки эффективности их труда и оплаты труда, в зависимости от конечного результата. Я не стал бы выделять эту тему в какую-то отдельную категорию с предложением стимулировать особым образом тех сотрудников, служащих, работающих в системе "одного окна", которые достигают выдающихся результатов. Систему оценки эффективности и оплаты труда в зависимости от результата, нужно создавать и применять для всех без исключения государственных служащих. Человек, работающий эффективно, умело, достигающий высоких показателей в своем труде, несомненно, должен получать дополнительную оплату за свою работу. Существуют механизмы дополнительного стимулирования и премирования сотрудников. Но бывает так на практике, что количество денежных средств, которые можно потратить на поощрение государственного служащего, слишком мало. На мой взгляд, система нуждается в определенной корректировке.

Ведущий: В какие сроки осуществляется выдача документов и кто осуществляет контроль за сроками исполнения государственных услуг?

Степанов А. В.:
Сроки выдачи документов разные, они зафиксированы действующими, утвержденными постановлениями Правительства Москвы регламентами, где указан максимальный срок для подготовки того или иного разрешительного документа. Мы для себя ставим задачу сокращения имеющихся сроков. Многие документы, которые достаточно простые с точки зрения оформления, выдаются в день обращения заявителя в службу "одного окна". Например, обращаясь в инженерную службу района за получением лицевого счета, заявитель получает ответ на запрос в день обращения, тот же механизм работает при обращении в Департамент социальной защиты населения города Москвы при запросе справки о социальном статусе заявителя. Есть документы, которые относятся к сложным отраслям городского управления, как, документы по градостроительству, выдаваемые Москомархитектурой, например, градостроительный план земельного участка. Сам документ непосредственно выдается в течение 45 дней, но предварительная работа с согласующими и подведомственными организациями занимает месяцы, это процесс творческий. Заявитель в данном случае взаимодействует с архитектором, решает какие-то вопросы, уточняя отдельные параметры проекта и т. д. Здесь мы ни в коей мере не вправе каким-то образом эти сроки сокращать. В зависимости от специфики документа, выдаваемого органом власти, у каждого есть свой срок подготовки. В целом, в отношении сроков, я не могу сказать, что мы считаем их оптимальными, безусловно, нет. По большинству документов эти сроки надо сокращать. Такие задачи стоят перед органами исполнительной власти города Москвы, и как раз в одном из последних распорядительных документов, который был рассмотрен на заседании Правительства Москвы в конце 2008 года закреплено поручение об оптимизации регламентов, именно с точки зрения сокращения сроков подготовки выдачи разрешительных документов.

Ведущий: Кто контролирует?

Степанов А. В.:
В городе Москве существует контроль вневедомственный, оперативный, а есть контроль электронный. Оперативный контроль осуществляет Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, которая в своем составе имеет управление, осуществляющее контроль за работой органов исполнительной власти в режиме "одного окна". То есть, это штат инспекторов, выезжающих по определенному графику в службы "одного окна" и затем подготавливающий заключения на предмет соблюдения этими службами тех положений, которые определены в действующих нормативно-распределительных документах. Кроме того на сегодняшний день эффективно работает СКиМОО (система контроля и мониторинга), которая обеспечивает электронный контроль за работой органов исполнительной власти. Данная программа в свою очередь осуществляет контроль за всеми запросами, поступившими в органы исполнительной власти. Каждый запрос, приходящий в ту или иную городскую структуру, автоматически регистрируется, система фиксирует срок, в течение которого должен быть подготовлен документ и дальше "смотрит" за каждым этапом прохождения документа, находящегося на согласовании. Если где-то идет задержка в оформлении документа, система все это фиксирует и впоследствии можно посмотреть на каком этапе согласования или выдачи документа в той или иной структуре произошла задержка в оформлении документа. Например, общий срок подготовки документа 45 дней, есть 5 этапов, 5 шагов для достижения конечного результата, получения документа. Допустим, рассмотрение одной структурой в течение 5 дней, второй структурой в течение 3 дней, третей структурой в течение 7 дней и т. д. складывается в итоге общий срок. Указанная электронная система способна следить за каждым шагом, за каждым этапом рассмотрения документа, данные этой системы, доступны для мониторинга как непосредственно самим органам исполнительной власти, так и Комитету государственных услуг и Госинспекции по недвижимости, как структурам, перед которыми в этой области поставлена задача осуществлять функции методологии и контроля. Мы осуществляем ежедневный мониторинг имеющихся данных, если выявляем, что по какому-то органу власти у нас идут существенные нарушения, принимает меры административно-дисциплинарного воздействия на тех чиновников, которые допускают нарушение сроков подготовки документов.

Ведущий: Расскажите, пожалуйста, о разработке портала государственных услуг города Москвы: какую информацию он будет содержать и каким образом граждане будут проинформированы о завершении его создания?

Степанов А. В.:
В настоящее время полномочными городскими структурами ведутся работы по созданию портала государственных услуг. Есть портал федеральных государственных услуг и соответствующие нормативно-распорядительные документы, в соответствии с которыми, должны быть созданы порталы государственных услуг субъектов федерации. Создаваемый информационный ресурс будет являться, по сути дела, помощником для всех граждан, представителей юридических лиц, которым необходимо получить сведения об оказываемых органами исполнительной власти г. Москвы и городскими организациями, государственных услугах и выдаваемых документах. Там формируются специально скомпонованные разделы, подсказки для пользователя, в которых будут содержаться адреса, телефоны, маршруты проезда к необходимым организациям, будет отражен список органов исполнительной власти, перечень выдаваемых документов, перечень тех документов, которые заявитель должен представить в органы исполнительной власти для получения запрашиваемых и последовательность действий чиновника, заявителя в каждом конкретном случае. На сайте www.mos.ru в разделе "одно окно" выложен Единый реестр документов. Гражданин, обращающийся к этой системе, не всегда знает, какой документ ему нужен. Этот портал создан именно с точки зрения существования таких жизненных ситуаций, например раздел "Имущественно - земельные отношения" будет необходим человеку, которому нужно оформить договор на право пользования земельным участком, договор на право пользования имущества, и т. д. Не все имеют достаточный уровень грамотности, чтобы правильно назвать тот документ, который нужен, но, тем не менее, человек знает, что ему необходимо решить проблему в области оформления имущественно земельных отношений. Он обращается к указанному разделу, где расписаны разные жизненные ситуации (мы в максимальной степени их все старались отразить), и выбирает из этого списка ситуаций ту, в которой он сам находится. Система с помощью автоматического навигатора выводит заявителя на тот разрешительный документ, который ему нужен. Поэтому информация будет изложена очень структурно и понятно. На завершение работы по созданию такого портала мы отводим еще максимум полгода, и обязательно проинформируем население о его создании.

Ведущий: Что необходимо сделать для того, чтобы к 2009-2011 году население и организации могли получить государственные услуги через интернет? Ведется ли работа в этом направлении?

Степанов А. В.:
Да, ведется работа в этом направлении и эту тему мы также обсуждали на последнем заседании Правительства Москвы. Утвержден перечень документов, которые в 2009-2011 гг. будут выдаваться через интернет. Существуют три основные задачи, которые нужно решить для того, чтобы осуществлять государственные услуги по выдаче документов с помощью информационной сети интернет. В первую очередь, нужно создать необходимую нормативную базу, позволяющую использовать полученный посредством информационных ресурсов по удаленному доступу электронный документ. Есть правила, утвержденные положением распорядительных документов, говорящие о том, что можно пользоваться информацией и осуществлять взаимодействие между органами исполнительной власти через различные автоматизированные ресурсы и интернет. Но статус электронного документа нигде не прописан. Нужно создать программное обеспечение для возможности интеграции и межведомственного взаимодействия информационных баз данных различных органов исполнительной власти городских организаций, то о чем я уже говорил. Это вторая задача. И, наконец, необходимо разработать и внедрить автоматизированную систему авторизации, идентификации получателей электронных государственных услуг. Вот три основных условия, чтобы система работала. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 22 июля 2008 года N 590-ПП была введена в эксплуатацию информационная система "Электронная приемная", которая на сегодняшний день размещена на сайте Правительства Москвы www.mos.ru и ею можно пользоваться. Можно подать заявку на оформление некоторых документов, это - удостоверение многодетной семьи и единый платежный документ, единый жилищный документ, можно получить консультацию, посмотреть выданные документы, проверить статус своего обращения, задать вопросы и т. д. То есть, в упрощенном виде эта система сегодня существует, но для того, чтобы ею пользоваться в полном объеме, нужно выполнить те три обязательных условия, которые я назвал.

Ведущий: Коллеги, если у вас есть вопросы, можете их задать.

Вопрос из зала: Петр Чернов, газета "Московская перспектива": вы с самого начала затронули очень интересный вопрос оптимизации регламентов при выдаче различных документов. Как известно Москву чаще всего критикуют за то, что очень сложная процедура выдачи документов при строительстве. И позже вы сказали, что не чувствуете возможности вмешиваться в этот творческий процесс, как-то сокращать сроки. В тоже время, вы сами изучали зарубежный опыт, разрешение на строительство выдается там за 60 или 80 дней, процесс видимо не является там таким творческим. Допускают ли вас вообще до оптимизации этих строительных документов? Спасибо.

Степанов А. В.:
Вопрос на самом деле совершенно правильный, актуальный. По вопросу подготовки и выдачи разрешительных документов, конечно, допускают, но не так просто, как нам бы хотелось, тем не менее, работу совместно со структурным подразделением градостроительного комплекса мы ведем. Когда, я сказал о том, что не считаю возможным вмешиваться в этот процесс, я имел в виду процесс взаимодействия проектной организации и заявителя на этапе согласования и уточнения каких-то технических параметров. Потому что во многом процесс строительства на этапе разработки проекта - это фантазия заявителя, его пожелания. Вы правильно говорите о том, что сроки подготовки разрешительных документов в сфере градостроительства в большинстве случаев очень сильно затянуты. И связано это в первую очередь с тем, что за последние годы появилось множество нормативных документов. В нашем московском законодательстве они зачастую входят в противоречие друг с другом. Сейчас вступил в силу новый московский Градостроительный кодекс, в котором сроки по выдаче многих разрешительных документов сокращены. Я вам приведу пример. Во время пребывания в Вене, мы изучали, как работает их градостроительная система. В Вене имеется один орган исполнительной власти, который работает в сфере градостроительства, называется он строительной полицией. У него внутри есть структурные подразделения, которые занимаются согласованием предпроектных решений, утверждением проектной документации, выдачей разрешений на строительство. И он же осуществляет текущий и оперативный контроль за тем, что происходит на стройплощадке. У нас таких структур в городе Москве, работающих в комплексе градостроительной политики, очень много. Я не знаю насколько это правильно, но действительно очень сложный комплекс. Взаимодействие между структурными подразделениями комплекса также не простое, много разрешительных документов, которые они выдают и где имеются серьезно затянутые по многим позициям сроки. Это болевая точка, с которой мы разбираемся отдельно и надежд по этому вопросу не теряем. Для примера вам могу сказать, что раньше основным документом, выпускаемым Москомархитектурой на этапе предпроектных проработок, был акт разрешенного использования земельного участка, и на его подготовку уходило 3-4 месяца. Это было закреплено регламентом, а по факту, акт разрешенного использования земельного участка оформлялся в некоторых случаях полгода, теперь, в соответствии с требованиями нового Градостроительного кодекса Москвы, градостроительный план земельного участка оформляется строго 45 дней. Есть утвержденный регламент, и за 45 дней основной документ предпроектного этапа должен быть выпущен из стен Комитета по архитектуре и градостроительству. Сейчас в самом Комитете по архитектуре руководство серьезно занимается этой проблемой. Я надеюсь, что общими усилиями, мы справимся с этой задачей в будущем.

Ведущий: Большое спасибо, Алексей Владимирович. Хочу поблагодарить вас за то, что нашли время прийти к нам и ответить на вопросы нашей интернет-аудитории.

Степанов А. В.:
Спасибо.

Читать ГАРАНТ.РУ в и