Новости и аналитика Интервью Проблемы и перспективы законодательного регулирования доверительного управления средствами пенсионных накоплений

Проблемы и перспективы законодательного регулирования доверительного управления средствами пенсионных накоплений

 

21 октября 2003 года в 15:00 по московскому времени в компании "Гарант" состоялось интернет-интервью Заместителя Министра финансов Российской Федерации Златкис Беллы Ильиничны.

Тема интервью: "Проблемы и перспективы законодательного регулирования доверительного управления средствами пенсионных накоплений"

Интервью организовано компанией "Гарант".

Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N77-14642). При распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона о СМИ).

Ведущая интернет-интервью - заместитель директора по внешним связям компании "Гарант" Татьяна Юрьевна Комарова.

Ведущая:

Добрый день, уважаемая интернет-аудитория! Добрый день, Белла Ильинична! Сегодня мы берем интернет-интервью у Заместителя Министра финансов Российской Федерации Златкис Беллы Ильиничны. Тема интервью: "Проблемы и перспективы законодательного регулирования, доверительного управления средствами пенсионных накоплений".

Одним из важнейших достижений пенсионной реформы стало право граждан размещать свои индивидуальные пенсионные накопления по своему выбору. Каждому будущему пенсионеру предстоит выбрать так называемую управляющую компанию, которая в дальнейшем будет вкладывать его пенсионные накопления. Если же будущий пенсионер не решится доверить свои пенсионные деньги негосударственным структурам или просто проигнорирует предложение по выбору управляющей компании, то пенсионные накопления отойдут в распоряжение государственной управляющей компании. По итогам конкурса по отбору управляющих компаний для заключения с ними Пенсионным фондом договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений было отобрано 55 управляющий компаний.

Каким образом государство осуществляет контроль над управляющими компаниями? Как государство законодательно регулирует процесс инвестирования накопительной части пенсии? По каким принципам следует выбирать управляющую компанию для размещения индивидуальных пенсионных накоплений?

На эти и другие вопросы нашей интернет-аудитории сегодня ответит наш гость - Белла Ильинична Златкис.

Ведущая:

Белла Ильинична, чем государственные управляющие компании отличаются от негосударственных?

Златкис Б.И.:

Эти компании различают в зависимости от того, кто является собственником. Государственная управляющая компания принадлежит государству, и это основное отличие. Кроме того, у Правительства было право самому выбрать принципы организации пенсионных накоплений тех граждан, которые не высказали свои предпочтения, поэтому государство выбрало государственную управляющую компанию из числа банков, принадлежащих государству. ВЭБ стал государственной управляющей компанией - он, в отличие от управляющих компаний, не является профессиональным участником рынка ценных бумаг, что есть обязательное правило для негосударственных управляющих компаний. Он имеет значительно меньшее количество видов активов для размещения пенсионных накоплений, за ним значительно более жесткий и, мы надеемся, качественный контроль.

 

 

Ведущая:

Каким образом государство осуществляет контроль над управляющими компаниями?

Златкис Б.И.:

Если над государственной управляющей компанией контроль полный и тотальный - так предусмотрено нормативными актами - то за негосударственными управляющими компаниями основной контроль будет осуществляться через спецдепозитарии. В соответствии с законодательством спецдепозитарии в ежедневном, ежечасном режиме организуют и осуществляют контроль за движениями пенсионных накоплений, за каждой сделкой, которая производится негосударственной управляющей компанией. Ежедневно оценивается стоимость активов, рост или снижение стоимости активов по тем пенсионным накоплениям, которые в управляющей компании находятся в управлении, и обо всех отклонениях по стоимости активов, по сделкам, которые отличаются от разрешенных законодательством и подзаконными актами, сообщают в Министерство финансов в режиме он-лайн.

Ведущая:

Сейчас отобрано более 50 управляющих компаний, большинство из них абсолютно неизвестны широкой аудитории. Каковы основные критерии надежности этих управляющих компаний?

Златкис Б.И.:

Надежность управляющей компании, как известно, это надежность ее персонала. Потому что управляющая компания сама по себе как профессиональный участник рынка ценных бумаг не принимает на себя риски потери актива. Риски обесценения актива, то есть снижение стоимости актива, присутствуют на финансовом рынке всегда, и в умении персонала их минимизировать и прирастить стоимость актива и заключается качество работы компании. Тем не менее, известно, что чем более крупная компания, тем более квалифицированные кадры она в состоянии нанять, тем более серьезную технику она в состоянии купить. И если у компании есть опыт работы - это означает, что она умеет работать не только на растущем рынке (сегодняшний рынок быстро растущий, на нем особо больших проблем заработать средства ни у какой управляющей компании нет). Если компания работает с 1997 года и выжила, это значит, что она умеет работать и на падающем рынке, и это дополнительный аргумент надежности компании. Безусловно, я считаю правильным смотреть на объем собственных средств, на объем средств, находящихся в управлении. Это все характеризует на самом деле опыт компании, но я советую смотреть еще, конечно, если есть возможность, на тех людей, которые там работают.

Ведущая:

Каковы риски размещения индивидуальных пенсионных накоплений в управляющих компаниях?

Златкис Б.И.:

Рисков потери актива практически нет. Управляющие компании должны застраховать свой риск потери активов, причем застраховать свой риск в страховых компаниях, имеющих очень высокую степень надежности. К тому же, еще есть спецдепозитарий, который каждую сделку разрешает или не разрешает, и проверяет ее на соответствие законодательству. Есть Министерство финансов, которое каждый день видит все отклонения по стоимости актива по каждой управляющей компании. Однако, риски обесценения актива, конечно, присутствуют. Они присутствует не только на российском рынке, но и на любом другом рынке, поэтому, когда выбирается управляющая компания для пенсионных накоплений, самое интересное для застрахованного лица - это перечень тех активов, с которыми работает соответствующая управляющая компания. Естественно фиксинг, т.е. активы с фиксированной доходностью, менее рисковый актив, на нем меньше вероятность потерять номинальную сумму долга, или номинальную сумму, куда размещены пенсионные накопления. Что касается акций, это значительно более в перспективе волотильный актив, который имеет тенденцию к росту снижения в зависимости от того, как идут дела у корпорации. Поэтому, выбирая компанию, каждое конкретное застрахованное лицо должно для себя определить, в какой степени оно в состоянии рисковать.

Ведущая:

Следующий вопрос. В каком случае и в каком объеме государство гарантирует сохранение пенсионных накоплений в случае банкротства управляющей компании?

Златкис Б.И.:

Я частично ответила на этот вопрос. Государство не гарантирует, не страхует и не дает гарантии по сохранности, активы эти застрахованы в страховой компании. Но страховые компании, предусмотренные российским законодательством, т.е. Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", - это высшая категория надежности. Чтобы аудитория хорошо меня понимала, по объемным показателям надежности характеристикам соответствует только одна компания - это Ингосстрах - компания мирового уровня. Что касается всех остальных страховщиков, то они должны будут сложить страховой пул ответственности, потому что у каждого из них нет достаточных показателей. Поэтому 100% все активы от потерь будут застрахованы страховыми компаниями. Это единственный способ обеспечения их сохранности. Государство их сохранности не гарантирует, за исключением, конечно, государственной управляющей компании.

Ведущая:

Шестой вопрос. Как мы уже сказали, по итогам конкурса отобраны 55 управляющих компаний. Будет ли проводиться очередной конкурс? Возможно ли появление новых управляющих компаний на рынке?

Златкис Б.И.:

Не просто возможно, а обязательно будет проводиться, и будет проводиться каждый год - так предусматривает закон. Поэтому если какая-то управляющая компания в этом году не успела или, наоборот, создает управляющую компанию специально под управление пенсионными накоплениями, она в следующем году придет, подаст документы, пройдет конкурс, и будет работать. Кстати, часть из отобранных компаний, видимо, работать на рынке не будет.

Ведущая:

Согласно ст. 25 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" управляющие компании и спецдепозитарий обязаны застраховать свои риски перед Пенсионным фондом. Расскажите, каким образом будут осуществляться выплаты пенсионерам в случае банкротства управляющей компании? Какие именно риски страхуют управляющие компании и спецдепозитарии?

Златкис Б.И.:

В случае банкротства будут произведены обычные действия, связанные с банкротством. Определена та масса, которая пойдет на выплату по доверительному управлению. Если ее не хватит, то в дело пойдут страховые суммы, страховое возмещение, которое будет получено у страховой компании. Вся масса средств, полученных в пользу застрахованных лиц, будет переведена в Пенсионный фонд, и он эти средства зачислит на счета тех застрахованных лиц, которые пользовались недобросовестной управляющей компанией.

Ведущая:

Статьей 8 Федерального закона Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ предусмотрено создание Общественного совета по инвестированию пенсионных накоплений. Создан ли уже такой совет и кто в него входит?

Златкис Б.И.:

Такой совет создан 4 месяца назад, если я не ошибаюсь, указом Президента РФ. Советом руководит Олег Еремеев. Туда входят довольно известные общественные деятели, такие как Михаил Шмаков - известный профсоюзный деятель, Каха Бендукидзе - наш известный предприниматель, большое количество предпринимателей, работодателей и профсоюзов - объединений работников. Он уже дважды собирался. Члены наблюдательного совета - 4 человека - являлись членами конкурсной комиссии по отбору управляющей компании и спецдепозитария, и мы уже давно работаем вместе.

 

 

 

Ведущая:

Конкурс по отбору спецдепозитария проводился на основе рейтинга по ряду показателей. Расскажите, пожалуйста, что это за рейтинг, и как проводился данный конкурс?

Златкис Б.И.:

Постановлением Правительства РФ определены условия конкурса по отбору спецдепозитария, и эти условия заключались в том, что победит тот спецдепозитарий, который наберет большее количество баллов по целому ряду критериев. Этими критериями были и объем собственных средств, и объем средств, которые обслуживает соответствующий спецдепозитарий, и количество людей, имеющих соответствующие дипломы, и гарантия, - это очень существенно, - которая предоставляется спецдепозитарию на случай потери актива. Как известно, в управляющих компаниях актив потерять сложно, а в спецдепозитариях, в принципе, это возможно. И целый ряд других показателей, характеризующих качество работы профессионального участника рынка ценных бумаг. Участвовали три спецдепозитария, и когда собрали общее количество баллов по каждому спецдепозитарию, победил спецдепозитарий ЗАО "Объединенная депозитарная компания". Кому более подробно хочется что-то узнать, можно посмотреть на сайте Минфина.

Ведущая:

Согласно упомянутому федеральному закону, управляющая компания обязана инвестировать средства в определенные активы и иметь определенную структуру инвестиционного портфеля. Не ограничивают ли данные требования закона инвестиционную активность управляющих компаниий?

Златкис Б.И.:

Ограничивает. Самая большая инвестиционная активность называется словом "беспредел" - быстренько раскидав все деньги по кустам. Иногда получается в пользу того, чьи средства застрахованы, иногда нет. В данном случае речь идет об очень консервативных деньгах, потерять которые совершенно исключено. Поэтому законодатель исключил самые рисковые виды активов. Девять классов активов, куда инвестируются средства - это наиболее качественные активы, как у нас, так и во всем мире. Практически все виды активов, которыми торгуют сегодня профессиональные сообщества в РФ, присутствуют в этих классах активов: там акции, облигации, государственные ценные бумаги, бумаги субъектов федерации, муниципальные бумаги, рубли, иностранная валюта. Для того, чтобы качественно и достаточно надежно инвестировать, активов более чем достаточно. Если вы посмотрите любого профессионального участника, который просто работает с чужими деньгами, он, пожалуй, и не пользуется большим набором финансовых продуктов, нежели те, которые разрешены для негосударственных управляющих компаний.

Ведущая:

На заседании Общественного совета, о котором мы говорили, по инвестированию средств пенсионных накоплений, было констатировано, что "работа по информационному обеспечению пенсионной реформы не имеет системного характера и не рассчитана на конечного потребителя - будущего пенсионера". Какие действия собирается предпринять Минфин и другие органы государственной власти для изменения сложившейся ситуации?

Златкис Б.И.:

Должна сказать, что я в определенной мере согласна с Общественным советом. Работа по информированию населения по пенсионной реформе, на мой взгляд, действительно ведется недостаточно. Это не функция Минфина, но тем не менее мы поможем и Пенсионному фонду, и Министерству труда, на которых была возложена эта функция. В том числе поэтому я на этой конференции отвечаю на вопросы интернет аудитории. Известно, что застрахованное лицо не всегда настолько активно, чтобы выходить на сайт Гаранта (http:// www.garant.ru/) или на сайт Минфина (http://www.minfin.ru/), поэтому мы подключили средства массовой информации, в том числе с наиболее крупным объемом выпусков, мы разослали соответствующие письма главам всех территорий, включая поселковые советы, муниципальные образования с просьбой подробно объяснить, что такое пенсионная реформа. Пенсионный фонд РФ сейчас готовит целый ряд брошюр, ряд брошюр готовит Министерство труда и социальных вопросов, я думаю, что все равно этого недостаточно. Нужно в разы увеличивать охват населения и, конечно, на наш взгляд, увы в этом году это не получилось. Были определенные срывы технического характера с доведением информации до населения. Самый идеальный вариант было бы положить вместе с извещением застрахованному лицу и краткую записочку о том, что, куда и как он должен сделать. Но вот мы сейчас исполняем роль этой краткой записочки и пытаемся всеми доступными нам способами выйти на это застрахованное лицо. У нас есть помощники, они называются управляющие компании, понятно, что у них тот же интерес - как можно более широко охватить население, и они это делают через работодателя. А работодатель соответствующим образом доводит все до каждого своего работника.

Ведущая:

Существуют ли какие либо ограничения по проведению рекламной компании управляющими компаниями?

Златкис Б.И.:

Только те, которые содержаться в Федеральном законе "О рекламе". Управляющая компания может безудержно, с полным сознанием того, что она делает все правильно, рекламировать себя, свой опыт, те услуги, которые в соответствии с лицензиями она предоставляла и может предоставлять в дальнейшем. Вот чего она не может делать - это обещать доходность. Этого она не может делать в соответствии с нашим законодательством: по рынку ценных бумаг и по рекламе. Управляющая компания не может обещать то, что она не может гарантировать, то есть будущую доходность. Но при этом она может рассказать о своих прошлых достижениях - о доходности за предыдущий год.

Ведущая:

В одном из недавних интервью председатель Пенсионного Фонда РФ Михаил Зурабов высказал личную точку зрения в отношении готовности бизнеса распорядиться пенсионными деньгами. В частности, он заявил: "Я считаю, что бизнес пока эти деньги принять не готов, потому что не знает, как их занять". Скажите, у Минфина существуют какие-либо расчеты, какой процент пенсионеров доверит свои деньги негосударственным управляющим компаниям?

Златкис Б.И.:

Полгода назад, когда я впервые сказала о том, что совершенно уверена в том, что больше 10% средств пойдет в негосударственную пенсионную систему, народ просто на меня зашикал. Все считали, что если будет 2-3%, будет очень хорошо. Потом случился скандал со сроками принятия подзаконных актов, под угрозой были вообще сроки проведения пенсионной реформы, но все-таки уложились, провели все необходимые конкурсы, приняли все документы. Но, тем не менее, очень сильно сократили время, которое дано нам на то, чтобы более подробно ознакомить профессиональных участников и общественность с принципами пенсионной реформы. Казалось бы, я должна была сделать прогноз вниз. Сегодня я делаю прогноз вверх. Я думаю, что это будет больше 10%, в глубине души думаю, что намного больше. У меня есть некоторая информация: я вчера вечером уже узнала, что есть трансфер-агенты, которые при помощи управляющих компаний, собрали большое количество заявлений граждан в негосударственные управляющие компании. Их много, очень много, значительно больше, чем я предполагала. Поэтому я думаю, что в негосударственные пенсионные фонды пойдет больше 10%. Судя по тем портфелям, которые они представляли, в основном эти деньги пойдут не в государственный сектор экономики, т.е. в акции и облигации. Именно эти бумаги представляют сегодня определенный интерес, поэтому выдаю прогноз: думаю, что в этом году те 38 млрд. пенсионных накоплений, которые поступили на счет застрахованных лиц, распределятся в следующем порядке: около 4 млрд. пойдет в негосударственные активы, естественно разрешенные, все остальное - в государственные. В следующем году, все показывает на то, что пропорция будет 40% (в негосударственные) и 60% (в государственные), если не 50 на 50. К этому меня подталкивает целый ряд факторов, и прежде всего, что зарплата у нас в стране очень структурирована, т.е. крупные зарплаты структурированы по отраслям и работодателям. Управляющей компании проще выйти на крупного работодателя, она сразу собирает большую сумму, - может небольшое количество людей, но большую сумму средств застрахованных лиц. Поэтому я предполагаю, что мы увидим первые итоги пенсионной реформы уже в этом году.

Ведущая:

На заседании упомянутого Общественного совета было признано "необходимым ускорить разработку предложений по совершенствованию законодательства и нормативных правовых актов по проведению конкурсов по отбору нескольких специализированных депозитариев и управляющих компаний". Что имеется ввиду? Необходимо ли менять действующее законодательство в части проведения конкурсов по отбору управляющих компаний и спецдепозитариев?

Златкис Б.И.:

Общественный совет считает, что спецдепозитарий должен быть не один, их должно быть несколько. Они считают, что один спецдепозитарий нарушает конкурентность, а конкурсность всегда дает лучший результат. Мне трудно ответить на этот вопрос. Возможно, он имеет право на существование. Вообще говоря, спецдепозитарий на рынке - это не просто депозитарий, даже вообще не столько депозитарий, сколько это контролер. Основной ключ к слову спецдепозитарий все-таки - спец. Он контролер на этом рынке. Нужно ли, чтобы было много контролеров, или достаточно одного, зато более качественного, который позволит более качественно проводить контроль? Ответить на этот вопрос сегодня сложно. Я придерживаюсь пока позиции, что централизованный контроль через один спецдепозитарий - это во всяком случае более удобный способ ежедневно видеть состояние дел по каждой управляющей компании. Думаю, что вывод можно будет сделать, когда мы посмотрим первые итоги. Месяца три-четыре придется нам с Вами подождать.

Ведущая:

Какие требования предъявляются к управляющим компаниям на сегодня?

Златкис Б.И.:

К управляющим компаниям применятся все те условия, которые были названы для конкурса по отбору управляющих компаний. Известно, что нужно было иметь собственные средства в размере 40 миллионов, 100 миллионов денег в управлении, иметь профессиональные аттестаты менеджмента в каждой управляющей компании, руководство, не имеющее судимости и прочего плохого прошлого. Естественно, управляющая компания должна иметь соответствующие дипломы, соответствующие лицензии Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, управлять несколькими ПИФами или инвестиционными фондами. Я назвала весь перечень.

Ведущая:

Как Вы в целом оцениваете ход и успехи пенсионной реформы?

Златкис Б.И.:

Мы все читаем прессу и слышим, как сильно ругают и Пенсионный фонд, и пенсионную реформу. На самом деле за то, что на 2 или 3 месяца позже пришли извещения застрахованным лицам. Пока оценить успехи пенсионной реформы очень сложно. Вся необходимая законодательная база принята и действует. Технологии тоже приняты и тоже действуют. Главное, что разнесены по счетам те средства, которые поступили на эти накопительные счета от работодателя, и это главное и основное. Успех пенсионной реформы не в том, как Зурабов через почту или каким другим способом положит нам в почтовый ящик извещение. Успех пенсионной реформы заключается в том, что мы накопим на будущую старость. И сумеем ли мы это сохранить. Сегодня мы пока еще не пробовали инвестировать, первые итоги нам не известны. Мы знаем только итоги инвестиций самого Пенсионного фонда, он в 2002 году от своего имени инвестировал средства застрахованных лиц. Это очень неплохие итоги. Но это государство инвестировало, и пока трудно распространять успехи этих инвестиций на всю негосударственную систему управления пенсионными накоплениями. Все будет зависеть от того, сколько денег поступит на счета застрахованных лиц. Выйдет ли из тени зарплата, и сколько заработают управляющие компании, чтобы стимулировать население и застрахованных лиц платить налоги.

Ведущая:

Спасибо. Мы планируем и в будущем информировать нашу интернет-аудиторию о ходе пенсионной реформы. Может быть, вы ответите еще на несколько вопросов, напрямую не связанных с пенсионной реформой. Сейчас в СМИ активно обсуждается вопрос о пересмотре кредитного рейтинга для России. Ожидаете ли вы в связи с этим реального притока иностранных инвестиций в Россию. По вашему мнению, в состоянии ли финансовые рынки России выдержать натиск иностранного капитала, если он действительно случится?

Златкис Б.И.:

На прошлой неделе одним из агентств был пересмотрен кредитный рейтинг, и это уже вызвало целый ряд событий на финансовом рынке. Конечно, мы ощущаем приток иностранного капитала. И то, что творится на рынке рубль-доллар, это, видимо, в большей степени, последствия этого шага рейтингового агентства и оценки инвесторов России, как возможных целей инвестиций. Да, конечно, мы надеемся и ожидаем приток инвестиций в реальный сектор экономики, что было бы желательно для России, как и для любой другой страны, потому что инвестор, приходящий в реальный сектор экономики, приносит не только деньги, но и новые технологии, но главное - заинтересован в политической и экономической стабильности России, потому что его бизнес здесь - что стратегически для нас очень важно. Мы надеемся на приток капитала такого рода. Но при этом предполагаем, что будет приток капитала и другого рода - все-таки, в России достаточно высокие процентные ставки и при этом страна с высоким рейтингом и малыми рисками. Спекулятивный капитал обожает такие страны, а центральные банки и власти должны немножко охлаждать эту степень обожания, т.е. ставить некоторые преграды на пути того капитала, в котором Россия не заинтересована. В частности, на рынок ГКО, я думаю, пока рано допускать иностранных инвесторов. Они не нужны стратегически российскому рынку внутреннего долга, потому что на нем денежная ликвидность, явно совершенно, выше, чем предложение бумаг. Спрос и предложение не соответствуют друг другу с точки превышения денежного предложения на этом рынке, и ставки поэтому достаточно низкие. Не надо забывать, что у нас профицит бюджета - мы не можем раздувать государственный долг в той мере, в которой это делают США, имеющие беспрецедентный дефицит бюджета. Поэтому у нас и нет оснований думать, что рынок будет намного увеличиваться. А это значит, что мы не заинтересованы в спекулятивном капитале, что нам, конечно, не нужен краткосрочный капитал, и потому мы будем принимать меры, одну из которых я сейчас вам назвала - делать либо невозможным для нерезидентов участие в каких-то видах рынка, либо недостаточно выгодным. В то же время целый ряд мер нам придется принимать, в том числе, у нас есть акции, которыми торгуют в России и за рубежом, и у них абсолютно разная стоимость, что позволяет немногим участникам рынка получать дополнительный доход за счет арбитража. Все эти вопросы нужно решать, потому что приток вовнутрь капитала будет дестабилизировать внутренний рынок, что нам совсем не интересно.

Ведущая:

Приход на российский рынок иностранных банков, по Вашему мнению, это благо для России или нет?

Златкис Б.И.:

С точки зрения технологий, с точки зрения банковских традиций, у меня нет никакого предубеждения против западных банков, и скорее у нас у всех есть предубеждение против наших банков. Это естественно, они очень молодые. Конечно, было бы неплохо, чтобы стабильные и крупные западные банки принесли нам сюда свои технологии, свои методы работы - это было бы замечательно. Но допускать без ограничения западные банки в Россию, на мой взгляд, означало бы, что, скорее всего, наш рынок банковских услуг может получить недостаточно позитивный импульс. Иными словами, он может быть задавлен той конкуренцией, которая придет с Запада, и это не всегда правильно и нужно. Нужно развивать собственный бизнес, и некоторый протекционизм здесь я лично приветствую, потому что внутренний бизнес - это все-таки внутренние налоги, рабочие места, выработка новых возможностей, технологий. Я думаю, что у нас нет оснований безоговорочно уступать рынок банковских услуг западным банкам, хотя допускать их, безусловно, надо.

Ведущая:

В заключение, последний вопрос о Минфине. На заседании Правительства, посвященном административной реформе, было озвучено решение о передаче части избыточных функций от государства к саморегулируемым организациям. К числу избыточных функций было отнесено регулирование в области бухучета и аудита, осуществляемых Министерством финансов. Как Вы можете прокомментировать это?

Златкис Б.И.:

Я непосредственно не занимаюсь ни бухучетом, ни аудитом, но, естественно, поскольку я занимаюсь финансовым рынком, я не могу не знать обе эти тематики. Высказываю свою собственную точку зрения, все-таки я ученый, кроме того, что заместитель министра финансов. Я думаю, что так безоговорочно решать вопросы о передаче всех функций Министерства финансов по регулированию аудиторской деятельности и бухгалтерского учета саморегулируемым организациям преждевременно. Весь мир сегодня пошел прямо в противоположном направлении. Если 20 лет назад мир шел в направлении передаче саморегулируемым организациям целого ряда функций, в том числе и тех, о которых идет речь, то натолкнувшись в прошлом году на крупные скандалы с аудиторскими организациями, которые повлекли за собой суперкризисные явления на американском пенсионном рынке, мощный американский бюджет был вынужден компенсировать потери пенсионеров. Я сильно сомневаюсь, что у нас была бы возможность, не дай Бог случись такое в России, компенсировать в той мере, в которой это смогли сделать американцы. Но я думаю, что легче и правильнее этого не допустить. Чтобы это не допустить, я думаю, что нам сегодня не надо безоговорочно отказываться от всех функций регулирования аудиторской деятельности государством. Возможно, функции избыточные, целый ряд функций можно было бы передать, но отдавать все функции саморегулируемым организациям я бы, мягко выражаясь, повременила. Боюсь, что даже не повременила, а, пожалуй, и не решилась бы вообще. Теперь, что касается бухгалтерского учета. Принципы бухгалтерского учета, по-моему, должны разрабатываться государством. Если честно сказать, мир не пришел к однозначному решению, кто же должен разрабатывать в конкретной стране основные принципы бухучета. Другое дело, что большая часть мира работает на общих принципах, разработанных для всех сразу международными организациями. Я думаю, что функция создания общих принципов бухучета должна остаться за государством. Что касается всего остального, связанного с бухгалтерским учетом, такого как получение квалификаций, лицензий, правил работы бухгалтеров, это, конечно, может быть отнесено к функции саморегулируемых организаций, в этом нет никаких сомнений.

Ведущая:

Спасибо за интересное интервью. Позвольте напомнить, что сегодня у нас в гостях была заместитель Министра финансов Российской Федерации Златкис Белла Ильинична. Интернет-интервью организовано и проведено компанией "Гарант". Еще раз большое Вам спасибо.

Златкис Б.И.:

И вам спасибо.

 

"Проблемы и перспективы законодательного регулирования доверительного управления средствами пенсионных накоплений"

Читать ГАРАНТ.РУ в и