Новости и аналитика Интервью Актуальные проблемы обеспечения единства системы финансового контроля в Российской Федерации

Актуальные проблемы обеспечения единства системы финансового контроля в Российской Федерации

 

 


Интернет-Конференция
Председателя Счетной палаты
Российской Федерации
Степашина Сергея Вадимовича

1 июля 2009 года в 11.00 часов в Информационном агентстве ГАРАНТ состоялась интернет-конференция Председателя Счетной палаты Российской Федерации Степашина Сергея Вадимовича.

Тема конференции: "Актуальные проблемы обеспечения единства системы финансового контроля в Российской Федерации ".

Интернет-конференция организована Информационным агентством ГАРАНТ. Информационное агентство ГАРАНТ свидетельство: ИА N 77-14642. При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

Ведущий интернет-конференции Царь Сергей Петрович (ИА ГАРАНТ).

Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!

Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Разрешите представить нашего гостя Степашина Сергея Вадимовича - Председателя Счетной палаты Российской Федерации.

Уважаемый Сергей Вадимович, позвольте поприветствовать Вас в компании "Гарант" и поблагодарить за то, что Вы нашли время приехать к нам и ответить на вопросы нашей интернет-аудитории!

Тема сегодняшней конференции: "Актуальные проблемы обеспечения единства системы финансового контроля в Российской Федерации".

Контроль за различными сферами общественной жизни является одним из главных направлений деятельности органов государственной власти.

Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере бюджетной деятельности государства, т.е. в процессе образования, распределения и использования определенных фондов денежных средств.

Механизм управления государством посредством централизованной аккумуляции финансовых ресурсов и организации процесса их перераспределения требует создания четкой системы финансового контроля, способной обеспечить законность финансовой деятельности государства и оценить ее эффективность и целесообразность.

Проблемы обеспечения единства системы финансового контроля в современной действительности занимают ключевое место.

Принятые поправки в Бюджетный кодекс РФ не смогли решить такую актуальную проблему, как законодательное обеспечение системы государственного финансового контроля в России.

В нынешних условиях существуют факторы, ограничивающие действенность государственного финансового контроля в Российской Федерации. Основные из них заключаются в том, что в настоящее время в России:

  •  отсутствует четкая и полная нормативно-правовая база и собственно само определение государственного финансового контроля в бюджетном законодательстве, нет единого федерального закона о системе финансового контроля;
  • организационная структура органов государственного финансового контроля недостаточно отражает специфику государственного устройства Российской Федерации;
  • законодательно не определены статус органов государственного финансового контроля Российской Федерации и ее регионов, место и роль каждого субъекта государственного финансового контроля в его целостной системе;
  • отсутствует четкое разграничение сфер деятельности, что вызывает многочисленные коллизии и перекладывание ответственности;
  • органы контроля слабо взаимодействуют между собой, присутствует некоторая разобщенность в приоритетах деятельности контрольных органов;
  • отсутствует единая информационная база, единый методологический подход к процессу осуществления контроля.

В ходе интернет-конференции планируется обсудить основные направления государственной политики в сфере финансового контроля, проблемы взаимодействия различных ветвей власти в данной области, принципы их взаимодействия и координации, обсудить пробелы и недостатки действующего законодательства в области финансового контроля и сформулировать предложения по его совершенстваованию. На эти и многие другие вопросы в ходе интернет-конференции ответит Председатель Счетной палаты Российской Федерации Степашин Сергей Вадимович.

К моменту начала нашей конференции поступило несколько десятков разных, интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.

 

 

Ведущий: Как известно, вопрос о необходимости принятия Федерального закона "О финансовом контроле в Российской Федерации" поднимался неоднократно. Скажите, пожалуйста, насколько сейчас сформирована единая система государственного контроля?

Степашин С.В.:

Начну с того, что необходимость в специальном законе о финансовом контроле могла бы стать неактуальной, если бы в новый Бюджетный кодекс был внесен раздел о финансовом контроле, законодательно регулирующий всю систему государственного аудита. Что греха таить, в стране существует слишком много проверяющих органов. Бюджетные расходы проверяют все - начиная с участкового милиционера и заканчивая аудитором Счетной палаты. Необходимо разграничение внутреннего, внутриведомственного контроля и внешнего независимого финансового контроля. Внешний финансовый контроль - это Счетная палата, внутренний - это структура, которая работает и в Минфине, и в других министерствах и ведомствах. И самое главное, необходим единый план контрольных мероприятий. В исполнительной власти этот единый план контролирует Контрольное Управление Президента. Все проверки должны быть систематизированы, созданы единые стандарты. Так что проблем еще достаточно.

 

Ведущий: Вопрос из Москвы. Каков уровень финансовых и административных злоупотреблений в секторе системы управления и контроля на местном уровне?

Степашин С.В.:

Пожалуй, сегодня это самая большая проблема, с учетом того, что Федеральный закон о местном самоуправлении относительно новый. Он работает всего несколько лет. А в полном объеме вступил в силу только в этом году. Кстати, именно Счетная палата обратилась в свое время к Президенту Владимиру Путину с предложением отложить вступление в силу Федерального закона о местном самоуправлении из-за его неготовности - кадровой и финансовой. И, конечно, слаба система организации финансового контроля. Поэтому достаточно много злоупотреблений именно на местном уровне. Я могу привести только несколько живых примеров. Недавно мы закончили проверку в Твери, где выявлены нарушения на сумму более 1 миллиарда рублей. Проверка Счетной палаты в Ингушетии выявила грубые финансовые нарушения на сумму 1,7 миллиарда рублей. Сегодня уже возбуждено 10 уголовных дел в отношении бывших руководителей республики. Еще пример, город Королев, достаточно скандальная история, когда нам просто не предоставляли материалы. Сейчас Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело против мэра этого города. Злоупотребления в Мурманской области связаны с атомным флотом и с Мурманским морским пароходством. В Ленинградской области мы выявили грубейшие нарушения, связанные с лесом. Таким образом, как вы видите проблем и на муниципальном, и региональном уровнях достаточно. И в этой связи мы ставим сегодня вопрос о необходимости создания действительно вертикали финансового контроля: федеральный центр, региональный уровень и муниципальный. И, конечно, чрезвычайно важный вопрос - это подготовка кадров, которых нам очень и очень не хватает.

 

Ведущий: И следующий вопрос. Сергей Вадимович, как Вы оцениваете на данный момент Бюджетный Кодекс с точки зрения эффективности обеспечения финансового контроля? В чем на ваш взгляд его недостатки?

Степашин С.В.:

Хочу еще раз подчеркнуть, что Бюджетный кодекс Российской Федерации - это по сути дела наша финансовая бюджетная Конституция. Это важнейший закон, который регламентирует совершенно иное отношение к формированию бюджета. Впервые в нем озвучено то, о чем так долго говорили люди, работающие в современной экономической, бюджетной сфере нашей страны. Мы перешли согласно Бюджетному кодексу к бюджетированию, ориентированному на результат, и на трехгодичный цикл планирования. И даже кризис показал, что основная конструкция бюджета, ориентированного на эффективность, инновации, срабатывает и сегодня, т. е. Бюджетный кодекс оказался впереди многих тех решений органов исполнительной власти, которые работают сейчас. Что касается недостатков, пожалуй их два. Первое. Некоторые статьи Бюджетного кодекса, регламентирующие исполнение бюджета, достаточно размыты и не совсем прописаны. Поэтому мы иногда не можем анализировать вопросы, связанные с эффективностью использования бюджетных средств в оперативном режиме. Мы можем спрашивать только по итогам. И второе. В течение двух лет Министерство финансов Российской Федерации не выполняет поручение Президента, Премьера, Государственной Думы и Совета Федераций о внесении раздела о финансовом контроле в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Это самый большой и существенный пробел, на мой взгляд. Его устранение упорядочило бы весь процесс финансового контроля в стране.

 

Ведущий: Сергей Вадимович, соответствует ли на данном этапе Счетная палата России современным требованиям, предъявляемым к высшим органам государственного финансового контроля с международной точки зрения? Соответствует ли система государственного контроля в целом Лимской декларации?

Степашин С.В.:

По основным критериям, исходя из Федерального закона " О Счетной палате Российской Федерации?, Лимской декларации. своей деятельности руководствуется принципами законности, независимости, объективности гласности. Вы знаете, постоянно рейтинге один самых открытых власти. Сегодняшняя конференция тому свидетельство. осуществляет оперативный, предварительный последующий контроль, проводит анализ бюджета, сотрудничает правоохранительными органами. Наша работа эффективности, стратегическому аудиту в какой-то степени опередила даже многие высшие органы Европы. Все это позволяет говорить о том, что мы соответствуем международному уровню. признана одним дееспособных лучших европейских структур среди членов Европейской (ЕВРОСАИ). И как следствие - три года был Президентом ЕВРОСАИ. Сегодня Счетная палата России Национальное контрольно-ревизионное управление Великобритании членами Управляющего совета Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ). Членами являются сегодня ВОФК свыше 190 стран мира. Более того, я возглавляю одну из ключевых Рабочих групп по выработке национальных развития. Это система экономически обоснованных понятных обществу показателей прогресса, которую разрабатывает ИНТОСАИ совместно с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). < P>

Три момента есть, по которым мы отстаем. Первое. Нигде законодательно так и не прописано, что мы являемся высшим органом финансового контроля, хотя все Счетные палаты мира являются таковыми по Лимской декларации. Второе. На наш взгляд, Счетная палата должна финансироваться независимо от Министерства финансов России, только через Парламент. И третье. Это, конечно, дублирование, которое сегодня существует на поляне контроля за расходованием бюджетных средств, я имею ввиду КРУ Минфина. В Европе только две страны, которые сохранили КРУ Минфина - это Украина и Россия. Больше нигде нет такой организации.

 

Ведущий: Виктор Антонович, пожалуйста.

Садовничий В. А.:

Хочу поделиться своими впечатлениями. Мне кажется, следует просто поучиться, как за такое короткое время (в некоторых странах - это сотни лет) фактически с нуля создать такую систему контроля. В этом, безусловно, огромная заслуга Сергея Вадимовича. Он очень широко смотрит на культуру, образование, имеет широкий интеллектуальный подход и при проведении проверок в том числе.

Степашин С. В.:

Виктор Антонович Садовничий непонаслышке знаком с нашей работой, так как испытал и пережил многочисленные проверки многочисленных проверяющих.

 

Ведущий: Как часто проводятся проверки в рамках бюджетного законодательства? Какие статистические данные Вы могли бы озвучить?

Степашин С.В.:

В соответствии с бюджетным законодательством главные распорядители бюджетных средств проверяются ежегодно. Все Министерства и ведомства, имеется ввиду и Управление делами Президента Российской Федерации, и Аппарат Правительства, и Администрация Президента России, и разведка, и контрразведка, и ГРУ, и суды. Если говорить о цифрах, то ежегодно мы проверяем порядка 600 объектов в 60-70 субъектах Российской Федерации, несмотря на то, что у нас офис только в Москве. Большое количество инспекторов находится в командировках на проверках. И основные расходы в Счетной палате связаны как раз с командировками.

Что касается других цифр, то в прошлом году Счетная палата выявила финансовые нарушения на сумму 94,6 миллиарда рублей, из них 6,3 - это неэффективное использование бюджетных средств. Хотелось, чтобы в Бюджетном кодексе была прописана ответственность чиновников не только за нецелевое использование бюджетных средств, но и за неэффективное. Нецелевое использование бюджетных средств - 2 миллиарда рублей. Мы вернули в бюджет 1 миллиард рублей, приостановлен ряд сделок, наказаны чиновники. Поэтому я считаю, что мы окупаем те средства, которые тратятся на Счетную палату.

 

Ведущий: Скажите, пожалуйста, какие меры осуществляет Счетная палата по борьбе с коррупцией? Насколько, на Ваш взгляд, эффективна, введенная недавно мера, обязывающая высокопоставленных чиновников представлять отчет о своих доходах за год?

Степашин С.В.:

Все, что касается финансовых правонарушений и злоупотреблений - это тоже коррупция: где-то напрямую, где-то косвенно. По нашим материалам ежегодно возбуждается достаточно большое количество уголовных дел. В основном эти дела связаны не только с тем, что чиновник нарушил правила Бюджетного кодекса Российской Федерации, но и были допущены злоупотребления.

Мы очень активно работаем с ФСБ, МВД, Генпрокуратурой и Следственным комитетом. С ними у нас подписаны соответствующие соглашения. Мы ввели в практику проведение совместных оперативно-следственных мероприятий, когда в оперативную группу входят сотрудники Счетной палаты, представители спецслужб, МВД. Такая практика, как у нас, существует только в Штатах. С целью осуществления борьбы с коррупцией внутри Счетной палаты еще до принятия закона о противодействии коррупции мы создали специальное подразделение, куда прикомандированы сотрудники ФСБ. На некоторые проверки я направляю специальную группу, которая контролирует ход и качество проведения проверок, а также действия инспекторов во время контрольных мероприятий.

Я, как Председатель Счетной палаты и Сопредседатель Ассоциации юристов России, являюсь членом Совета по борьбе с коррупцией при Президенте Российской Федерации, поэтому в принятии сегодняшних мер, связанных с представлением чиновниками отчетов о своих доходах, непосредственно принимал участие Ваш покорный слуга. Когда читаешь декларации некоторых чиновников, выясняется, что у них нет ни квартиры, ничего за душой и зарплата мизерная. Как же они живут, бедолаги? Сегодня специальные службы будут проверять соответствие деклараций реальной жизни чиновника. Это легко сделать: посмотри на машину, на жену, на любовницу, на дом, где отдыхает, на чем летает. И те, кто обманул, должны немедленно подать в отставку.

 

Ведущий: Как Вы оцениваете антикризисный план Правительства Российской Федерации? Какова деятельность Счетной палаты в этом направлении?

Степашин С.В.:

Счетная палата в лице Экспертно-консультативного Совета при Председателе Счетной палаты косвенно принимала участие в подготовке этого плана. На основании наших проверок были подготовлены две записки в адрес Президента страны Дмитрия Медведева и Премьер-министра Владимира Путина. Ряд наших предложений были учтены. Антикризисный план Правительства России направлен на сохранение финансово-бюджетного системы, спасение ряда предприятий, решение социальных проблем. С точки зрения действенности этих мер план сам по себе хорош. Вопрос состоит в том, чтобы он точно и четко реализовывался. Мы сейчас проверили ряд банков, в том числе Центральный Банк, Альфа-банк. Причем, мы впервые проверяем коммерческие банки, потому что их поддерживает государство. Я рад, что по нашей инициативе был расширен перечень объектов, которым необходима поддержка государства, в частности, Кировский завод в Санкт-Петербурге. Он сначала, к сожалению, не попал в этот перечень. Кировский, Путиловский завод- это бренд Советского Союза, царской и современной России. В Гражданскую, в Отечественную войну, после развала Союза завод выжил. Что же мы его сейчас похороним? Грош нам цена была бы после этого.

 

Ведущий: Часто ли Вы в процессе проверок пересекаетесь с контролирующими подразделениями Минфина России? Каким образом происходит разграничение полномочий в таких случаях?

Степашин С.В.:

Хочу отметить наше эффективное взаимодействие с Казначейством. Я считаю, что это одна из самых сильных, мощно и эффективно работающих структур не только в Минфине, в Правительстве в целом. Мы, например, сегодня можем в режиме он-лайн видеть, куда и как доходит каждая копейка в течение 2-3 часов. Я надеюсь, что когда-нибудь будет создана одна структура, осуществляющая внешний финансовый контроль наряду с Казначейством, осуществляющим внутренний контроль. У нас, несомненно, были проблемы, когда мы ходили с проверками по одним и тем же объектам. Однако на данный момент договоренность с Минфином есть. Сергей Шахрай сейчас занимается урегулированием данного вопроса. Мы проводим проверки 8 регионов, где 60% бюджета состоит из трансфертов. В соответствие с Бюджетным кодексом мы обязаны полностью проверить все от и до, а это требует огромных финансовых и физических затрат. Мы договорились с Росфиннадзором о том, что 4 субъекта Российской Федерации проверяют они, а 4 субъекта - мы.

 

Ведущий: Федеральный закон № 94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" у многих вызывает ряд вопросов. Известно, что недавно Вами было предложено несколько изменений данного закона. Какого рода эти изменения и по каким причинами было связано их появление?

Степашин С.В.:

Сама по себе идея закона хорошая, все должно быть прозрачно, все через тендер, через конкурс, и чем дешевле, тем лучше, казалось бы. Мы не должны допускать к тендерам жуликов, завышающих суммы средств, которые идут на строительство, будь то подготовка к Олимпиаде или АТЭС-2012. Однако получается так, что, например, фирма-однодневка приходит на конкурсную комиссию и говорит: " Я за два рубля построю?. Выигрывает, получает заказ, а когда начинаем проверять, она ничего не может сделать, сроки срываются. < P>

Сегодня образовались огромные заторы, большая часть средств из-за несовершенства этого закона поступает только после всех тендеров, конкурсов, процедур. Поэтому мы предложили внести в этот закон ряд поправок, и Министерство экономического развития и Федеральная антимонопольная служба с нами согласились. Хотел бы из озвучить: "В целях предотвращения возможного злоупотребления при определении начальной и максимальной цены госконтракта предлагается внести изменения в Закон, предусматривающие необходимость разработки Правительством России порядка определения начальной цены госконтракта на все виды работ и услуг для процедуры размещения заказов".

Кроме того, предлагается внести в Закон изменение, дополнив его нормой о наделении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно- правовое регулирование в сфере размещения заказов, обязанностью утверждать типовые формы конкурсной документации. По сути дела - документы об аукционе, а также типовые формы проектов, госконтрактов, которые заключаются по результатам процедур размещения заказов.

Также предлагается внести изменение в Закон, установив для заявки на участие в конкурсе закрытый перечень предложений об условиях исполнения госконтракта, а также ввести идентичные термины для формы отображения тех условий в заявке для участия в конкурсе и аукционе, оговорив вид их представлений письменно и материально.

В целях обеспечения большей прозрачности процедуры размещения заказов в форме аукциона и запроса котировок, предлагается внести изменение в Закон, установив не только для конкурса, но и для аукциона, запросы котировок, подачу участниками размещения заказов, заявок в запечатанных конвертах, с обязательной процедурой вскрытия конвертом на заседании соответствующей комиссии, чтобы не было никакого давления.

И последнее, необходимо внести в Закон изменение, обязав госзаказчика осуществлять видео- и аудиозапись на процедурах рассмотрения заявок на участие в конкурсе, оценки и сопоставление заявок на участие в конкурсе, а также на процедурах рассмотрения заявок на участие в аукционе рассмотрения оценки котировочных заявок. Я думаю, что наши предложения должны быть учтены, тем более Премьер-министр их поддержал. Надеемся, что в этом году, предположительно осенью, эти поправки будут внесены в Закон.

 

Ведущий: Какие наиболее типичные нарушения в сфере финансового контроля выявляются при проверках за 2009 год?

Степашин С.В.:

Основным видом как и в прошлом, так и в текущем году является нецелевое использование бюджетных средств. Приведу конкретные примеры. В отношении "Росавтодора" выявлены факты нецелевого использования, которые выделялись на строительство дорог на сумму 100 миллионов рублей. В большинстве случаев речь идет не о злоупотреблениях, а о неправильных бухгалтерских проводках. Именно поэтому мы согласны с последним изменением бюджетного законодательства в части отмены блокировки финансовых средств бюджета получателя при нецелевом использовании средств. О злоупотреблениях в данном случае говорить сложно, деньги расходуются не по той статье, вроде бы и на дорогу, но не на прямое строительство какой-то магистрали, а на закупку техники, которая необходима для дороги и т.п. Поэтому деньги блокировать в данном случае нецелесообразно.

Неэффективное использование бюджетных средств - это вторая проблема, и по-моему, самая главная. Вот пример: строительство аэропорта в городе Геленджик. Государство выполнило взятые на себя обязательства, выделило почти 6 миллиардов рублей, построило взлетно-посадочную полосу аэропорта со всей инфраструктурой. Однако аэропорт не может быть использован, так как частный инвестор не выполнил своих обязательств, не выделил средства на сооружение аэровокзального комплекса. Если строится полоса, логично было бы строить одновременно аэропорт. Сейчас полосу построили полностью, она стоит, портится, за ней никто не ухаживает. Получается, что шесть миллиардов закопали. И таких примеров, к сожалению, можно привести очень много.

Кроме того, как я уже отмечал, при проверке реализации крупных инвестпроектов с участием государства мы сталкиваемся с ситуацией, когда подрядчики завышают стоимость строительных работ. Завышение стоимости - это лакомый кусок, поэтому такие вещи мы должны жестко пресекать. Надо отметить, что откровенно коррупционный характер имеет такой вид нарушений, как фиктивное банкротство стратегически значимых предприятий, в быту это называется рейдерством. Мы даже в Счетной палате создали специальную инспекцию. Приведу пример. В свое время хотели обанкротить единственный в мире, уникальный Янтарный комбинат в Калининграде.

Другое типичное нарушение - злоупотребление в сфере использования госсобственности: госорганизации сдают в аренду коммерческим структурам излишки занимаемой собственности по заниженным ценам.

И последний вид нарушений - нарушения при осуществлении госзакупок в виду несовершенства ФЗ № 94.

 

Ведущий: Я предоставлю слово представителям средств массовой информации, которые присутствуют в зале. Коллеги, вы можете задать свои вопросы, прошу. Представьтесь, пожалуйста.

Вопрос:

"Российская газета". Хотела бы уточнить процедуру, которую Вы предлагаете ввести по вертикали власти: вертикаль финансового контроля, федеральных, региональных властей, муниципального уровня. Как она будет строиться?

Степашин С.В.:

Она постепенно вырисовывается - у нас есть Счетная палата России, контрольно-счетные органы (КСО) во всех субъектах федерации. Если в 2000 году они существовали только в 28 субъектах федерации, то сейчас КСО появились во всех субъектах, с разным статусом, но три четверти из них имеет юридическое лицо и действуют на основании своего закона. Региональные счетные палаты объединены в Ассоциацию контрольно-счетных органов Российской Федерации, где я являюсь Председателем. Мы оказываем методическую помощь, проводим совместные проверки, обучаем кадры.

В более, чем 2800 муниципальных образованиях также существуют КСО. Мы не ставим задачу создавать КСО в каждом муниципалитете. Поэтому сегодня в 22 субъектах федерации созданы так называемые объединения. Их возглавляет региональная Счетная палата, которая осуществляет контроль за расходованием муниципальных средств. Надо отметить, что 40% бюджетных средств - в муниципалитетах, при этом там больше всего проблем: жилье, дороги, пенсии. Это то, чем по нашему поручению занимаются региональные КСО. Все они объединены в нашу ассоциацию. Таким образом, мы создали добровольную и эффективно работающую, на мой взгляд, вертикаль.

 

Вопрос: "РИА-Новости". Существуют ли стандарты контрольной деятельности в России? Где с ними можно ознакомиться?

Степашин С. В.:

На сегодняшний день система стандартов существует и она соответствует стандартам аудита ИНТОСАИ. Ознакомиться со стандартами можно на нашем сайте.

 

Ведущий: Спасибо, Сергей Вадимович, за подробные и интересные ответы. И больших успехов в Вашей нелегкой деятельности!

 
Читать ГАРАНТ.РУ в и