Новости и аналитика Интервью Новое водное законодательство Российской Федерации

Новое водное законодательство Российской Федерации

 

 



Интернет-конференция
Руководителя Федерального агентства водных ресурсов
Хамитова Рустэма Закиевича

 

17 июля 2006 г. в 13:00 в компании "Гарант" состоялась интернет-конференция Руководителя Федерального агентства водных ресурсов Хамитова Рустэма Закиевича.

Тема конференции: "Новое водное законодательство Российской Федерации".

Интернет-конференция организована компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

В подготовке стенограммы принял участие журнал "Законодательство".

Ведущий интернет-конференции - Шаманов Евгений Вячеславович (директор по внешним связям компании "Гарант").

Ведущий:

Добрый день, уважаемая интернет-аудитория. Мы начинаем интернет-конференцию, тема которой сегодня сформулирована так: "Новое водное законодательство Российской Федерации". И я представляю нашего гостя Хамитова Рустэма Закиевича - Руководителя Федерального агентства водных ресурсов. Здравствуйте, Рустэм Закиевич. 3 июня 2006 года был принят новый Водный кодекс Российской Федерации, который вступает в силу с 1 января 2007 года. Кодексом вводится ряд существенных изменений и дополнений в законодательство о водных ресурсах. Процесс его обсуждения и согласования был очень сложным, он вызвал множество дискуссий, некоторые из которых продолжаются по сей день.

Чем вызваны такие изменения в законодательстве? Каким образом в новом кодексе будут решаться вопросы об обороте водных объектов, о приватизации земельных участков и водных объектов, входящих в состав этих участков, о замене лицензионных отношений гражданско-правовыми, договорными и т.д. Как будут разделены полномочия по использованию и охране водных объектов между центром, регионами и муниципальными образованиями?

Сегодня на эти и другие актуальные вопросы, связанные с изменениями водного законодательства, в ходе интернет-конференции ответит Руководитель Федерального агентства водных ресурсов Хамитов Рустэм Закиевич.

 

 

Ведущий: Первый вопрос о Водном кодексе прислала из Ярославля Елена Желдакова: Уважаемый Рустэм Закиевич, считаете ли Вы окончательную редакцию нового Водного кодекса достаточно полно проработанной? Какие нормы Водного кодекса, по Вашему мнению, следует дополнить, а какие, может быть, исключить?

Хамитов Р.З.:

Добрый день. Обращаюсь прежде всего к пользователям Интернета. Безусловно, для нас, специалистов, занимающихся водным хозяйством, водными ресурсами, чрезвычайно важно установить вот такую прямую связь с потребителями, скажем так, этого Водного кодекса, с людьми, которые заинтересованы в реализации тех или иных положений этого закона. Закон, как уже было сказано, рождался действительно проблемно. По-другому это быть и не может. Вода - основа нашей жизни. Вода затрагивает все стороны нашей деятельности - и в бытовом плане, и в производственном, и в промышленном, и в социальном и т. д. Водный кодекс достаточно быстро был разработан, вели эту разработку специалисты Министерства экономического развития и торговли РФ. Примерно три года понадобилось, чтобы разработать этот текст, написать его, обсудить и принять в конечном итоге. Три года - тысячу дней - это совсем немного для такого законопроекта - например, в Париже, во Франции, Министерство экологии сейчас занимается доработкой водного законодательства Франции. Решение это было принято в 1997 году, сейчас 2006-й - через девять лет после принятия решения обсуждаются поправки в водное законодательство Франции. А мы говорим о новом Водном кодексе за три года. Для чего и почему принимался этот законопроект? Министерство экономического развития исходило из следующих предпосылок: первое - попытаться сферу водных отношений приблизить к рыночным; второе - дебюрократизировать, упростить отношения, которые возникли в водном законодательстве, в управлении водными ресурсами. Вот эти две задачи и были главными. Так вот, новый текст Водного кодекса, конечно, в известной мере приблизил водные отношения к рыночным, но, тем не менее, этот переход полностью не состоялся, и не может он состояться, потому что водные ресурсы, управление водными ресурсами и все, что связано с водой, в обществе никогда, ни при каких условиях не станут полностью рыночными. И мировая практика всех стран мира свидетельствует о том, что полностью рыночные отношения, связанные с оборотом воды, с оборотом водных ресурсов, невозможны. Вода - основа жизни, и поэтому переход только к рыночным отношениям, только на формулу "товар - деньги - товар" невозможен. Поэтому во многом, и в новом Водном кодексе, отношения, связанные с управлением водными ресурсами, остаются административными, и преодолеть эту административность не смогли ни разработчики, ни законодатели. Это связано и с особой ролью воды в жизни любого человека, в жизни государства в целом. Дебюрократизация, как следующий вопрос, который надо было решать, уход от лицензирования - задача более простая, чем первая. И более или менее получилось ее разрешить. Лицензии, как инструмент административного регулирования водными отношениями, уходят в прошлое. С 2007 года будут реализовываться договорные отношения между водопользователем и собственником водных ресурсов. Собственником водных ресурсов является по определению государство. Вода является общенациональной собственностью, достоянием народа. А в законе написано так, что это федеральная собственность. Водные объекты, тем не менее, могут находиться в разной форме собственности - федеральной, в собственности субъектов, муниципальной, собственности юридических лиц и собственности физических лиц, частных лиц. Вот расширение перечня собственников по водным объектам и является одной из новаций, значительных, существенных новаций этого Водного кодекса. Данный Водный кодекс разрешает приватизацию водных объектов. Или, вернее, так: водные объекты следуют судьбе земельных участков. И если водный объект расположен на земельном участке физического лица, то он становится собственностью этого физического лица. Класс таких водных объектов ограничен. Это всего два типа водных объектов - пруды и обводненные карьеры. Несмотря на то, что Водный кодекс принят, до сих пор продолжается дискуссия о том, что считать прудом и что считать обводненным карьером. Сам текст определения не дает, законодатель посчитал возможным не давать определение этим водным объектам, что может вызвать коллизии при, скажем так, определении правового статуса этого водного объекта при соответствующим образом оформлении собственности на тот или иной водный объект. Понятно, что по определению реки большие, малые, озера не могут быть частной собственностью. Но в то же время пруд, который, вообще-то говоря, может образоваться только в результате того, что строится плотина, может быть частной собственностью. Как в этом случае быть? Пока законодатель ответа не дает. Поэтому ответ на первый вопрос получается таким достаточно развернутым. И я могу сказать следующее. Редакция нового Водного кодекса, на мой взгляд, не является окончательной. И анализ текста, который мы сегодня имеем, показывает, что достаточно много поправок, уточнений, предложений будет приниматься к этому закону. Этот процесс, вообще говоря, уже начался. Совет Федерации перед уходом на каникулы сформулировал поправки, касающиеся возможности приватизации водных объектов питьевого назначения и хозяйственно-бытового назначения. Так вот, Совет Федерации инициирует следующее. Приватизация питьевых источников и водных объектов хозяйственно-бытового назначения невозможна. Кстати говоря, эту позицию поддерживает и Госдума, и, безусловно, Правительство РФ. Я думаю, что с принятием такой поправки проблем не будет. Ну, а в 2007 году, уверен, в результате такого практического подхода к реализации положений Водного кодекса, скорее всего, будут еще поправки. Эти поправки будут касаться, прежде всего, собственности на водные объекты, разграничение полномочий между Федерацией, субъектами Федерации и муниципалитетами, совершенствования работы бассейновых управлений, возможности управления водными ресурсами как интегрированными (т. е. комплексное управление подземными водными ресурсами - поверхностными водными ресурсами и качеством водных объектов). Сегодня управление по всем этим трем позициям осуществляется тремя разными ведомствами. А что касается качества водных ресурсов, здесь просто-напросто на правовом поле действует около 10 федеральных органов исполнительной власти, что не является оптимальным, вообще говоря, с точки зрения достижения качества. Поэтому вопросов еще очень много, работа будет продолжаться. И мы только можем говорить о том, что принятый Водный кодекс является основой для начала большой работы.

 

Ведущий: Уважаемый Рустэм Закиевич, вопросов действительно очень много. Еще один вопрос из Ярославля: Как Вы считаете, решит ли новое водное законодательство проблему бесхозных гидротехнических сооружений? Не повлечет ли приватизация некоторых водных объектов к их бесконтрольному использованию или, возможно, ситуация изменится в лучшую сторону?

Хамитов Р.З.:

Начну со второй части. Приватизация водных объектов потребует от владельцев прудов и обводненных карьеров представление данных службам надзора. А именно: данных о качестве этого водного объекта, его состоянии, его характеристиках. То есть собственник водного объекта должен будет вести мониторинг основных показателей вот такого водного объекта. Если говорить о гидротехнических бесхозяйных сооружениях, то данный текст впрямую не описывает эту ситуацию никаким образом. Это, скорее всего, сфера отношений гражданского законодательства, это сфера отношений, связанных с безопасностью гидротехнических сооружений. И новый Водный кодекс напрямую нигде эту ситуацию не описывает и не говорит, что нужно делать с бесхозяйными гидротехническими сооружениями. Хотя могу сказать о том, что работа о переводе в собственность этих брошенных плотин, сооружений гидротехнических ведется. 

 

Ведущий: Вопрос от Анатолия Красина из Волгограда: В каком объеме в новом Водном кодексе заложены "рычаги" для предупреждения и борьбы с проявлениями вредного воздействия вод: заболачивание и засоление земель, эрозия почв, образование оврагов, оползней, селевых потоков?

Хамитов Р.З.:

Вы знаете, и эти вопросы тоже впрямую не отражены в Водном кодексе. Заболачивание, засоление земель, эрозия почв, овраги, оползни - это все предметы действия Земельного кодекса. Там достаточно подробно описаны все эти моменты, и в Водном кодексе, безусловно, этого ничего нет. 

 

Ведущий: Следующий вопрос из Архангельска прислала Лидия: Как новый Водный кодекс регламентирует правовое регулирование использования и охраны подземных водных бассейнов, в том числе общих для России и сопредельных с нею стран?

Хамитов Р.З.:

Отвечая на первый вопрос, я уже сказал о том, что, вообще говоря, в мире сейчас реализуется интегрированное управление водными ресурсами. Имеется в виду интеграция единовременная из единого центра с единым пониманием управления подземными, поверхностными водами и с обязательным наложением на этот процесс, так скажем, управления качеством этих водных ресурсов. В Российской Федерации пока не все так, как хотелось бы нам с точки зрения управления. В частности, вопросы подземных вод определяются законодательством о недрах, потому что подземные воды относятся к полезным ископаемым. Разработка, поиск, постановка на баланс этих месторождений подземных вод, вопросы, связанные с описанием этих месторождений, вопросы, связанные с регулированием, передачей в пользование - все это описывается законодательством о недрах. Безусловно, мы говорили и о том, что вопросы управления подземными водами должны быть описаны в комплексе вместе с водами поверхностными, но наша точка зрения не была учтена. Поэтому до сих пор есть и какое-то время будет этот разрыв т.к., новый Водный кодекс не регулирует управление подземными водными ресурсами.

 

Ведущий: Следующий вопрос из Москвы от Руслана Гусева: Согласно новому водному законодательству будут созданы специальные бассейновые советы. Объясните, в чем будет их основное назначение? С какой целью они создаются и какие планируется получить результаты от работы бассейновых советов?

Хамитов Р.З.:

Даже из общих соображений понятно, что водными ресурсами логично управлять исходя из бассейнового принципа. Реки, притоки, ручейки, родники и т. д. - все это формирует единую систему. Это как кровеносная система организма человека. Безусловно, управлять такой бассейновой системой можно и нужно исходя из задач, которые решаются в этом бассейне, исходя из нагрузок, которые имеются в этом бассейне. Поэтому в Водном кодексе - кстати говоря, и в старом Водном кодексе - было прописано, что управлять водными ресурсами надо исходя из бассейнового принципа. Так действуют все более или менее цивилизованные страны. Бассейновые советы, к сожалению, в данном Водном кодексе наделены не очень большими полномочиями. Скорее всего, это полномочия консультационного плана, возможности обсуждения неких рекомендаций. Поэтому пока я не преувеличивал бы роль бассейновых советов, которые закреплены в новом Водном кодексе. В качестве поправок, которые наверняка будут вноситься в этот законопроект, мы будем предлагать депутатам рассмотреть возможность усиления роли бассейновых советов. Сейчас же этот текст предполагает все-таки управление водными ресурсами исходя из административного деления РФ. Достаточно большие полномочия будут у субъектов Российской Федерации, даже у муниципалитетов. А у бассейновых советов - нет. Да и бассейновые советы как таковые будут создаваться только для выработки рекомендаций. Нет финансов, нет ресурсов, нет административных рычагов, нет возможностей выдавать предписания с точки зрения каких-то экологических ограничений, поэтому роль бассейновых советов в этом тексте невелика.

 

Ведущий: Отвечая на первый вопрос, Вы кратко рассказали о тех новациях, которые несет в себе новый Водный кодекс, в том числе о замене лицензионных отношений гражданско-правовыми. На эту тему следующий вопрос из Зеленограда от Евгения Завадского: В отличие от действующего законодательства, новый Кодекс предусматривает приобретение права пользования водным объектом либо на основании договора, либо на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование. Как Вы считаете, не приведет ли такой расклад к новым проблемам на практике?

Хамитов Р.З.:

Действительно, как я уже сказал выше, с 1 января 2007 года будет постепенный переход от системы лицензирования между водопользователями и собственниками водных ресурсов к системе договорных отношений. Договоры будут заключаться между водопользователями, которые забирают воду из водных объектов, которые используют воду для производства электроэнергии и используют акваторию водных объектов для рекреационных целей. На эти три вида водопользования будут заключаться договоры. Раньше эти виды водопользования регламентировались лицензиями. Приходил водопользователь в соответствующую государственную структуру, писал заявление, получал кучу документов, которые ему нужно было согласовать в разных инстанциях. Затем получал лицензию. Эта лицензия фактически являлась административным документом, который разрешал делать что-то конкретное, но не более того. С 1 января водопользователь должен заключать договор водопользования. То есть собственник по идее должен был бы обеспечивать водопользователю, например, водные ресурсы определенного качества, в необходимом количестве, описывать ситуации, связанные с нарушением, допустим, этих обязательств, и т. д. Ответственность в этой ситуации несет и водопользователь, и собственник водных объектов. Но природа водных отношений столь сложна, что пока настоящего гражданско-правового договора не получается. И этот договор, который будет заключаться, все-таки носит административный характер. И многие моменты из лицензирования переходят в новые договорные отношения. Помимо прочего, переход от лицензирования к договору будет весьма растянут по времени. Дело в том, что лицензии, даже если они выданы до 2020 года, все равно будут действовать, если только водопользователь не захочет перезаключить или переоформить эти отношения с лицензионных на договорные. Поэтому процесс будет идти достаточно долго. И в 2007 году не будет обвала, скажем так, связанного с переходом всех водопользователей, а их 50 тысяч в РФ. Конечно, проблемы будут и при оформлении договоров - тоже достаточно сложный бюрократический процесс, двухстадийный. Первая стадия - заключение договоров на уровне субъектов РФ. Субъект РФ определит специально уполномоченный орган, который будет такие договоры разрабатывать, заключать. Вторая стадия предполагает, что эти договоры будут регистрироваться в государственном водном реестре. А государственный водный реестр будет вести специальный уполномоченный орган федеральной власти. Конечно, пока говорить о том, что участь водопользователей будет облегчена, я не могу. Хотя мы будем стараться идти к тому, чтобы как можно меньше административных барьеров было на пути получения этих разрешительных документов для водопользования. Большая часть водопользователей будет работать на основе решения. А решение фактически - это суть тех же самых лицензий, только называется по-другому, и оформляться они будут чуть проще. Хотя на самом деле там сложностей тоже хватает.

 

Ведущий: Спасибо, Рустэм Закиевич, за интересный ответ. Следующий достаточно специфический, но интересный вопрос о ледовых сооружениях пришел от Светланы из Санкт-Петербурга: Специфическими сооружениями на воде являются ледовые дороги и переправы, которые играют немаловажную роль при обеспечении транспортных связей в зимнее время для многих районов нашей страны. Иногда эти дороги и переправы разрушаются еще до наступления тепла, например, в случае применения ледоколов, когда стремятся приблизить сроки навигации на судоходных реках. Зимний взлом льда может последовать на реке ниже плотины ГЭС, если крупные массы воды из водохранилища будут пропущены через турбины ГЭС. Поскольку ледовые сооружения бывают фокусом межотраслевых конфликтов, они заслуживают специального внимания закона. Уделено ли внимание этой проблеме в новом Водном кодексе?

Хамитов Р.З.:

Нет, не уделено. Вопрос достаточно большой по объему, но ответ у меня будет кратким. Вопросы, связанные с ледовыми дорогами и переправами, в Водном кодексе никак не обсуждаются.

Ведущий:

А вообще, будет ли эта проблема как-то урегулирована?

Хамитов Р.З.:

Мне трудно сказать, потому что водные дороги, ледовые переправы - это проблемы, которые связаны уже с инфраструктурами и больше относятся к компетенции, конечно, субъектов Федерации, муниципалитетов, может быть. Поэтому какого-то федерального регулирования здесь, может быть, и не нужно. Хотя, когда речь идет о плотинах ГЭС, о пропусках с ГЭС дополнительных объемов воды с точки зрения опорожнения, допустим, этих водохранилищ, конечно, эти вопросы могут встать. Но в Водном кодексе и при его обсуждении даже я не помню, чтобы этот вопрос каким-либо образом затрагивался. Хотя я себе пометочку сделаю обязательно. Конечно, мы будем обсуждать эту проблему тоже.

 

Ведущий: Вопрос от Алексея Астафьева из Москвы: В новом Водном кодексе закреплены нормы, которые содержат антимонопольные требования в области использования водных объектов. Согласно ст. 40 запрещается монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция водопользователей, в результате которых ущемляются или могут быть ущемлены права и законные интересы других водопользователей, а также иных физических и юридических лиц. Каким образом комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю и надзору в области природопользования будет отслеживать и пресекать деятельность недобросовестных водопользователей? Каков должен быть состав этой комиссии?

Хамитов Р.З.:

Безусловно, существуют теоретически, риски, что появится монополист на водном объекте, который будет забирать столько воды, что другим попросту не хватит, или займет акваторию этого водного объекта или будет добывать песок из этой реки, и другим места не останется. Но это теоретическая предпосылка, хотя, безусловно, иногда и самые смелые теоретические проекты воплощаются в жизнь. Но статья ст. 40 написана специалистами Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации. И мы с ними договорились о том, что действительно будем создавать такую комиссию. И при выдаче разрешений на подписание договоров на пользование водными объектами мы будем рассматривать на заседаниях с этой комиссией вопросы о больших объемах изъятия воды из водных объектов и постараемся учесть интересы всех водопользователей, хотя раньше, вообще говоря, такие вопросы не возникали у нас в средней полосе России. Но на юге России, где воды мало и где вода является источником конфликтов, там, конечно, антимонопольная комиссия должна работать очень активно. И мы будем работать активно.

 

Ведущий: Чем руководствовались законодатели, установив предельный срок предоставления водных объектов в пользование 20 лет? Спрашивает Дмитрий из Ржева.

Хамитов Р.З.:

Мы предлагали срок 25 лет, с тем чтобы была хоть какая-то согласованность с земельным законодательством, когда речь идет об аренде земельных участков. Но нас не услышали, оставили 20 лет. Наверное, эта цифра никак научно не обоснована.

 

Ведущий: Профессионалами этой области поднимаются вопросы, о которых я даже не подразумевал: Как новый Водный кодекс будет решать проблему неблагоприятного воздействия лесосплава на состояние водных объектов? Затапливаемая древесина придает воде токсические свойства и изменяет ее гидрохимический состав. В результате поступления и последующего распада легкоокисляемых органических соединений в воде снижается содержание растворимого кислорода, изменяется цветность, увеличивается окисляемость. Систематическое многолетнее воздействие лесосплава на водные объекты приводит к изменению структуры и уменьшению видового разнообразия водных биоценозов; как правило, ухудшается состав ихтиофауны и выпадают ценные виды рыб.

Хамитов Р.З.:

Лесосплав, молевой лесосплав в Российской Федерации запрещен еще и прежним водным законодательством. Новый кодекс просто подтверждает эту норму и говорит о том, что молевой сплав запрещен. Сплав леса возможет только на плотах, или кошелях, как их там называют. И если река судоходная, то обязательно такой плот должен сопровождать какое-то судоходное устройство: баржа, буксир, то есть и баржа, и буксир должны тащить такой плот по реке. Что касается загрязнения воды во время лесосплавов, такая проблема существовала, она и до сих пор существует. Когда был разрешен молевой сплав, фактически все, что рубили в лесу, сталкивали в реку. И этот лес где-то плыл, где-то тонул, где-то застревал, образовывая заторы. До сих пор существуют реки, дно которых в три, в четыре, в пять накатов устлано бревнами. Такие реки есть и в Европейской части России, и в Сибири. До сих пор эти бревна являются источником загрязнения. Здесь что-либо сделать практически невозможно - очистить нельзя, вытаскивать, видимо, нецелесообразно, потому что, во-первых, вниз спадет какая-то вообще невообразимая грязь, а во-вторых, свои ценные свойства эти бревна, этот лес уже утратили. Поэтому задача такая - не допустить и не допускать дальнейшего загрязнения и дальнейшее захламление рек, которые возможны во время лесосплава. А с тем, что произошло в 1950-60-е годы, видимо, природа сама справится. История сама справится. Через сто лет, может быть, реки очистятся. Но пока вот такая ситуация.

 

Ведущий: Следующий вопрос задает Людмила из города Химки: Будет ли новый Водный кодекс способствовать увеличению инвестиций в водное хозяйство страны?

Хамитов Р.З.:

Вопрос действительно глобальный, и, к сожалению, я могу сказать следующее. Объем инвестиций в водное хозяйство РФ на сегодняшний день недостаточно велик. Он увеличился за последние полтора-два года, и общий объем инвестиций сегодня достигает порядка 60 миллиардов рублей. Это и инвестиции из федерального бюджета - примерно 15 миллиардов рублей. Это инвестиции в сельское хозяйство, мелиоративную систему - около 10 миллиардов рублей. Это инвестиции в жилищно-коммунальное хозяйство, очистные устройства, инвестиции промышленников, производственников, промышленных предприятий - всего около 60 миллиардов рублей. Это очень мало. Во Франции эта цифра достигает 22 миллиардов евро. А в Германии - 30 миллиардов евро. В США - примерно 60 миллиардов долларов. Значит, если мы 60 миллиардов рублей выразим в долларах и евро, получится около 2 миллиардов. Получается, мы примерно в 10, а в некоторых случаях в 15, в 20-30 раз меньше инвестируем финансовых средств в наши водные объекты, в нашу водную отрасль. С чем это связано? Во-первых, страны, о которых я сказал выше, более бережно относятся к своим водным объектам, к рекам, озерам, водохранилищам. У нас с водными ресурсами намного лучше - мы занимаем второе место в мире по запасам поверхностных, пресных вод. Безусловно, мы относимся несколько легкомысленно к тому, чтобы серьезно заняться очисткой стоков, ремонтом гидротехнических сооружений, поддержкой инфраструктуры водных хозяйств. Так, 12 октября этого года на заседании Правительства РФ будет рассматриваться (по крайней мере, в плане стоит эта дата) вопрос о совершенствовании организации и управления водохозяйственным комплексом РФ, где пойдет речь и об инвестициях, и о необходимости увеличения инвестиций, и о том, что нужно делать для того, чтобы навести порядок в водном хозяйстве России. Новый Водный кодекс вряд ли будет способствовать тому, чтобы эти инвестиции увеличились. Может быть, только в части водных объектов, которые будут являться собственностью субъектов РФ, муниципальных образований, частных. Многим кажется, что частник, получивший водный объект в собственность, начнет вкладывать инвестиции, будет чистить, будет ремонтировать гидротехнические сооружения, будет чистить ложе пруда. Так ли это, покажет время. Но, может быть, произойдет и наоборот - собственник будет использовать водный объект для разведения рыбы или размещения каких-то небольших производств и сбрасывать загрязняющие вещества в этот объект. Жизнь покажет. Это все-таки вопросы экономики, вопросы общего развития страны.

 

Ведущий: Практически при любом вопросе, связанном с бюджетом, ресурсами, мы сталкиваемся с проблемой разграничения полномочий между центром и регионами. И вот такой вопрос от Ольги из Долгопрудного: Уважаемый Рустэм Закиевич, как Водный кодекс разделяет полномочия по использованию и охране водных объектов между центром, регионами и муниципальными образованиями?

Хамитов Р.З.:

Тоже очень большой и сложный вопрос, огромной важности при этом. Как разделить полномочия между Федерацией и ее субъектами, муниципалитетами в части управления водными ресурсами? С одной стороны, понятно, что водные ресурсы составляют единое целое - это комплекс, который нельзя разрывать. С другой стороны, понятно, что надо в идеале управлять этим комплексом по бассейновому принципу. Но, с другой стороны, сегодня субъекты Федерации столь сильны и их лоббистские возможности столь велики, что все-таки они по-прежнему стараются управлять водными ресурсами исходя из своих интересов субъекта РФ. Каждый губернатор видит себя хозяином этой территории, и это нормально, кстати говоря. Но при этом вот этот административный ресурс губернаторский пытается распространиться и на все виды природных ресурсов, находящихся на этой территории, в том числе и на водный ресурс. Вполне ясно, что управлять там частью реки, частью Волги, допустим, в отрыве от верховьев или в отрыве от низовьев этой реки невозможно. Не может субъект Федерации творить на реке или на участке реки, который проходит по территории этой губернии, этого субъекта Федерации, то, что он хочет, - запруживать там, где хочет, сбрасывать то, что хочет, строить что-то на ней и т. д. Но, тем не менее, ясно, что все-таки из федерального центра управлять всем многообразием водных ресурсов невозможно. В России 2,5 миллиона рек и 3 миллиона озер. Конечно, из федерального центра управиться с этим огромным хозяйством невозможно. И Водным кодексом предполагается такая схема действий. Водные ресурсы - общефедеральная собственность. Но часть своих полномочий РФ передает субъектам - это вопросы, связанные с заключением вот этих договоров, о которых я уже сказал выше, это вопросы, связанные с охраной водных объектов, вопросы, связанные с паводковыми и прочими рисками, которые имеются в субъектах РФ. Вот этими тремя вопросами - а они, кстати говоря, поглощают очень многое - и станут заниматься субъекты Федерации на основе субвенций, которые будут передаваться из федерального центра. Федеральный центр должен рассчитать объем этих ресурсов и передать субъектам РФ на выполнение данных полномочий. Муниципалы тоже должны получить полномочия по управлению своими водными ресурсами, которые располагаются на землях муниципальных. Я думаю, что предмет разграничения полномочий  - дело не одного года, а может быть, даже нескольких лет. Старый Водный кодекс 1996 года так и не был выполнен, за 10 лет не были разграничены полномочия между субъектами РФ и Федерацией. Поэтому новый Водный кодекс вряд ли в ближайшие полтора-два года эту проблему решит. Процесс будет достаточно долгий, потому что он достаточно сложный.

 

Ведущий: Следующий вопрос, который Вам как руководителю Федерального агентства водных ресурсов, наверное, ближе всего. Спрашивает Николай Жуков из Москвы: Скажите, пожалуйста, изменятся ли в связи с принятием нового Водного кодекса полномочия, функции Росводресурсов? Если изменятся, то каким образом?

Хамитов Р.З.:

Мне трудно ответить на этот вопрос. Дело в том, что мы входим в систему федеральных органов исполнительной власти. Если Правительство или Президент посчитают возможным оставить Росводресурсы как структуру, которая будет заниматься управлением водными ресурсами, вполне возможно, что произойдет определенная реформа в управленческой части, касающейся водных ресурсов. Но реформы, по-моему, сейчас нежелательны, потому что за последние 15 лет минимум десять раз менялась система управления водными ресурсами. Может быть, это является одной из причин того, что реки у нас сегодня недостаточно чистые и имеются большие проблемы с качеством водных ресурсов, с защитой людей от паводков, наводнений и т. д. Я в этом смысле умеренный консерватор.

 

Ведущий: Спрашивает Анастасия Воронина: Уважаемый Рустэм Закиевич, как в своей работе Вы учитываете положительный опыт деятельности других стран в сфере водных ресурсов?

Хамитов Р.З.:

Безусловно, мы изучаем опыт всех стран мира. И я хочу сказать, что в мире, особенно в развитых, цивилизованных странах, отношение к воде, к водным ресурсам чрезвычайно бережное, трепетное я бы сказал. И понятно, что чем выше культура общества, тем отношение к природным ресурсам, к вопросам охраны окружающей среды, к экологическим вопросам, к вопросам, связанным с защитой водных ресурсов, более глубокое и цивилизованное. Мы изучаем этот опыт, берем, как мне кажется, лучшее. Есть, кстати говоря, Европейская водная директива, которая прямо предполагает, какими должны быть методы управления водными ресурсами. Весь этот опыт мы перенимаем, изучаем. Россия несет ответственность за водные ресурсы, которые располагаются на ее территории, не только перед будущими жителями нашей страны, но и перед жителями мира. Потому что в России сосредоточено 25% мировых питьевых запасов. И мы несем ответственность в мировом масштабе за то, что происходит с водными ресурсами на территории нашей страны. И очевидно, что через 15, 20, 25 лет проблемы питьевой воды в мире будут чрезвычайно остры. Сегодня Россия имеет конкурентное преимущество по отношению к другим странам с точки зрения запасов водных ресурсов.

Ведущий:

Коллеги, время нашей интернет-конференции подошло к концу. В зале присутствуют представители средств массовой информации - если есть вопросы, то вы можете их задать.

Хамитов Р.З.:

По-моему, я дал исчерпывающие ответы, поэтому дополнительных вопросов нет. Большое спасибо, желаю всем здоровья, успехов и чистой воды!

Ведущий:

Спасибо.

Читать ГАРАНТ.РУ в и