Новости и аналитика Интервью Новая концепция формирования Федерального бюджета на период до 2010 года

Новая концепция формирования Федерального бюджета на период до 2010 года



Интернет-конференция
Заместителя Председателя Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации
Орловой Светланы Юрьевны

19 февраля 2007 г. в 13:00 в компании "Гарант" началась интернет-конференция Заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Орловой Светланы Юрьевны.

Тема конференции: "Новая концепция формирования Федерального бюджета на период до 2010 года".

Интернет-конференция организована компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

В подготовке стенограммы принимает участие журнал "Законодательство".

Ведущий интернет-конференции - Шаманов Евгений Вячеславович (директор по внешним связям компании "Гарант").

Доброе утро, уважаемые дамы и господа, уважаемая интернет-аудитория!

Сегодня у нас гостях Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Орлова Светлана Юрьевна. Позвольте приветствовать Вас в компании "Гарант".

Тема сегодняшней конференции: "Новая концепция формирования Федерального бюджета на период до 2010 года".

Особенностью бюджетной политики в настоящее время является реформирование бюджетного процесса и переход к программно-целевым методам бюджетного планирования. Предполагается, что это позволит приступить к формированию трехгодичного бюджета. Главное, что акценты бюджетного процесса переносятся с управления затратами на управление результатами. Перспективное планирование имеет много плюсов, оно позволяет более гибко и точно подходить к решению финансово-хозяйственных вопросов. Это позволит упорядочить расходы, а также планировать ход долгосрочных экономических реформ.

С проектом трехгодичного федерального бюджета связаны и готовящиеся поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Изменения в Бюджетный Кодекс Российской Федерации вызваны необходимостью повышения роли среднесрочного финансового планирования, которое принесет свои плоды лишь при условии более точных прогнозов.

В ходе интернет-конференции мы осветим вопросы изменении в законодательстве о бюджете, перспективного планирования, а также другие актуальные вопросы, связанные с новшеством трехгодичного формирования федерального бюджета.

К моменту начала интервью поступило несколько десятков разных, интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.

Ведущий: Первый вопрос, который мы хотели бы задать Светлане Юрьевне, пришел из города Саратов от Антона: Уважаемая Светлана Юрьевна. Новый проект закона предусматривает ежегодное составление и утверждение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на три года (очередной финансовый год и плановый период). В чем заключаются преимущества именно трехлетней системы бюджетного планирования? Почему не пять или десять лет? Как правильно понимать "метод скользящей трехлетки", заложенный в законопроекте?

Орлова C.Ю.:

Первое - я считаю, что это очень важный фактор. Впервые страна будет принимать трехлетний бюджет. Он стабильно скажется на экономике, он стабильно скажется на развитии регионов. Я хочу сказать, что сегодня впервые за многие годы регионы имеют планы социально-экономического развития не на один год. Это тоже очень важный фактор. Мы показываем всему миру, что сегодня имеем на три года в развитии нашей страны. Первая очень важная позиция - это диверсификация экономики. И в трехлетнем бюджете на три года будет расписано поддержка важнейших отраслей экономики. Для инвестора это важно. Любой инвестор увидит, что сегодня мы поддерживаем авиастроение, судостроение, что государство целостно поддерживает структуру на 208 миллиардов. Общая сумма инвестиционного фонда будет 208 миллиардов. Это очень важный фактор, это тоже посыл для бизнеса.

Сейчас мы примем бюджет-2008, 2009, 2010. Потом будет бюджет-2009, 2010, 2011. Жизнь есть жизнь, и мы должны какие-то вещи поправить, какие-то вещи внести. Но государственная политика в развитии Дальнего Востока и Сибири выстроена последовательно. Нефть и газ когда-то закончатся, и мы должны это понимать. Сегодня серьезно обсуждаются и другие виды электроэнергии. И во многих федеральных программах уже поднимается вопрос малой энергетики, других видов электроэнергии. Серьезная работа с теми же тарифами.. В частности, будет заложенное повышение и пенсии, и зарплат, в каком размере, сейчас не могу точно сказать, но допдоходов будет 986 миллиардов. Еще раз хочу сказать - это предварительная цифра. 380 миллиардов планируется на повышение заработной платы. И 404 миллиарда на повышение пенсии. Но как это будет - это счетные вещи, поэтому пока мы говорим о проекте. Цифры сегодня еще окончательно не представлены. И хочу сказать, что мы, как Палата регионов, открыты, мы на сайте вывесили постановление Совета Федерации. Оно в меру эффективное и с серьезными предложениями к правительству. И не все правительство поддерживает. В том и процесс принятия бюджета, потому что мы знаем проблемы регионов и нам очень важно, чтобы у нас, в России, было не 15-20 регионов-доноров, а чтобы хотя бы 50 регионов были самодостаточными. Это тоже серьезный посыл для инвесторов. Поэтому в таком ключе, думаю, мы сейчас будем работать.

Ведущий: Спасибо. Сейчас очень часто звучит такое понятие, как национальные проекты, в том числе и в Совете Федерации. Наверное, жизнь гораздо сложнее и многообразнее. В связи с этим вопрос из Москвы от Виктора Андреевича: Уважаемая Светлана Юрьевна. Какие проекты, входящие в бюджет на 2007 год, являются приоритетными, кроме нацпроектов?

Орлова C.Ю.:

Во-первых, 2007 год - это бюджет инновации. Вы знаете, что очень серьезная поддержка произошла в целом инновационного процесса в стране. Кроме принятых законов, которые были приняты, ряд программ серьезных разработок увеличены статьи НИОКРОФ по многим министерствам и ведомствам. И вы знаете, что нам удалось и в инвестиционном фонде хотя бы 108 миллиардов. Но нельзя сказать, что сейчас все проекты и все 180 миллиардов должны быть использованы. И в какой-то момент Министерство экономического развития подверглось критике со стороны Счетной палаты, что оно на 0,3 использует эти деньги, но это и есть инвестиционные деньги. Они не могут быть использованы за один год, это серьезные проработки. Это прорывные рынки, это те же информационные технологии, это те же нанотехнологии. Поэтому я считаю, что, наоборот, может быть правительство скрупулезно подходит. Если только мы опять заложим в инвестиционный фонд одни инфраструктурные проекты, и которые касаются инфраструктуры, это будет неправильно. У нас сегодня есть разработки во многих отраслях, которые опережают разработки во многих странах мира. Считаю, что бюджет 2007 года и потом там же был прогноз трехлетний, прогноз трехлетний показывал стабильность нашей финансовой системы, укрепление рубля. И мы сегодня все убедились. Пока население не очень идет к тому, чтобы покупать, например, акции Сбербанка. Не скрою, сегодня один из начальников мне позвонил и спрашивает: как ты считаешь, можно покупать акции Сбербанка? Если начальник спрашивает, что думает тогда население об этом? Не просто нужно покупать акции Сбербанка. И пусть даже если 10% населения в России у нас будет иметь кто-то акции Сбербанка, кто-то акции уже наших предприятий, которые имеют сегодня конкуренцию на мировом рынке. Я вам хочу сказать, на рынке средних магистральных самолетов мы держим конкуренцию. На рынке танкерного флота, ледокольного флота Россия не потеряла конкуренцию, она удерживает. И в ближайшее время, я думаю, это продукты экологически чистые, это вода, потому что это тоже серьезные товары. Продукты и товары машиностроения, по которым мы сегодня прорабатываем. Но здесь есть ряд проблем. Вот мы ставим задачу 6%-ного роста на трехлетний бюджет, но 2% - это нефтяной и газовый сектор. И здесь очень важно, кроме нефти и газа, сейчас нам насытить эти рынки. И у нас есть чем насытить эти рынки.

Ведущий: Вы уже озвучили одну из основных новаций - это именно трехлетнее скользящее планирование. Если можно немножко поподробнее. Вопрос из Смоленска от Сергея Бузуева.

Орлова C.Ю.:

Почему скользящее? Потому что мы не можем принять бюджет на три года и больше к нему не возвращаться. Жизнь поставит и будет ставить какие-то изменения. И я уже сейчас могу сказать, что, в частности, мы хотим вернуться к доходам регионов, особенно местного самоуправления. Где жизнь идет? В поселке, в городе, в городском округе. Кто сталкивается каждый день с проблемами. А у них не хватает источников. Мы ставим задачу передачи подоходного налога на уровень, где человек проживает. Мы просим Министерство финансов 2% налога на прибыль вернуть регионам, потому что при передаче полномочий не все вещи были учтены. Мы сегодня ставим задачу вернуть арендную плату за землю. Почему она вся в федеральном бюджете? Получается, вот они сидят, огромные территории и огромные куски земли, а они от этого ничего не получают. А кто тогда будет заниматься этими всеми вопросами? А это же жизнеобеспечение. Может быть, эту землю нужно сегодня перевести из земель сельскохозяйственного назначения в промышленную землю. И тут же удешевиться квадратный метр по сдаче жилья. Нужно переходить на строительство жилья не только крупных домов, но и деревянного домостроения. И в ближайшее время будет принят такой законопроект. 70% американцев строят деревянное домостроение, Европа - 50%, а Россия только 15%. А дом - это уже другая идеология. В доме рождается ребенок. Человек, даже взявший кредит, может позволить себе рассчитаться с этим кредитом. И когда это не общая коробка, в которой было время, создавались такие коробки. Страна имеет возможность поднимать уровень проживания людей. А это совсем другая идеология. Тогда он уже моментально чувствует, что государство действительно вырабатывает свою государственную политику таким образом, чтобы человек уже может видеть не на один год, на два, пока на три, потом перейдем на пять. Я вам хочу сказать, сейчас при принятии планов социально-экономического развития многие берутся за голову. Нормативные акты были 1946 года. А от этого страдали люди и укрепление нашей государственности. То, о чем сказал Президент России. Конечно, многим не выгодно, чтобы страна наша сегодня была великая и сильная, но она будет великая и сильная, потому что у нас есть сегодня все предпосылки.

Ведущий: Следующий, достаточно общий, вопрос из Москвы от Сергея: Добрый день, Светлана Юрьевна. В чем заключаются главные нововведения в сфере формирования бюджета России?

Орлова C.Ю.:

Во-первых, это будет новый Бюджетный кодекс, это как финансовая конституция страны, которая распишет все правила игры. Но есть маленький нюанс, о котором мы будем спорить с Минфином. Те позиции, которые прописаны в этом кодексе, не дают возможности стать регионам самодостаточными. Мы посмотрим очень четко, чтобы у регионов была возможность. Чтобы не сидели, не ждали из федерального бюджета эту помощь, чтобы у регионов была возможность динамично развиваться. Еще раз повторяю. Самая главная идеология и самая главная национальная идея может жить достойно на своей земле. Чтобы в любом населенном пункте в больнице вас хорошо обслужили, сертификат вы получили. Если у вас рождается ребеночек, вы бы не бегали, по 14 справок не собирали, кучу денег не платили чиновникам, которым за 250 тысяч вы еще должны какие-то деньги заплатить. Многие даже не знают, что они сегодня могут прийти получить детское пособие. И этот очень важный фактор, мы должны серьезно прописать в Бюджетном кодексе, чтобы у регионов была возможность быть самодостаточными.

Ведущий: Переходим к следующему вопросу: Расскажите, пожалуйста, как на практике при составлении трехгодичного бюджета будут учтены следующие инструменты: 1) доклады о результатах и основных направлениях деятельности федеральных субъектов бюджетного планирования; 2) бюджетные целевые программы (федеральные и ведомственные); 3) перспективный финансовый план; реестр расходных обязательств РФ? Спрашивает из Москвы Людмила Сергеевна.

Орлова C.Ю.:

Хороший вопрос. Вот почему должен быть принят Бюджетный кодекс до внесения бюджета в правительство. Потому что в Бюджетном кодексе все уже будет расписано. Бюджетирование на результат - это очень важный фактор. Денег много, но эти деньги должны быть очень рационально использованы. Поэтому очень важный фактор во всех федеральных программах, вы знаете, что мы их резко сократили. Сегодня федеральные программы уже будут тоже приниматься на три года. Потому что нельзя оставить те обязательства, которые были даны и не выполнены. Просто очень многие объекты социального значения, и нужно будет предусмотреть их финансирование. Будет несколько новых программ. Думаем, что будет программа по чистой воде, и считаем эту программу очень важной. Россия владеет 24% мировых запасов воды, а вода - это здоровье. Очень важно учитывать в бюджете государственный заказ. Особенно то, что касается оборонного комплекса. Потому что 831 миллиард, который сегодня выделен, это очень важный фактор. И, конечно, это все обязательства, которые были сказаны в послании Президента России. Обратите внимание. Сейчас в каждом законе все, что было сказано в послании Президента России, становится реальностью, такого не было никогда в России. Я хочу отметить, что в связи с национальными проектами изменился социальный статус женщины. Но почему-то общество об этом не говорит. Социальный статус женщины изменился впервые за 100 лет. И это надо обязательно учесть. Теперь может быть надо будет в перспективе подумать не только о программах "Дети России", "Материнский капитал", но и, я не шучу, нужно подумать о мужчинах России. У нас очень много мужчин умирает в трудоспособном возрасте, они живут меньше на 16 лет, чем женщины в трудоспособном возрасте. Поэтому это тоже очень важный фактор. Поэтому я бы внесла соответствующие поправки в Бюджетный кодекс и трехлетний бюджет с учетом государственной политики и энергетической стратегии на 30 лет. Не случайно Дмитрий Анатольевич Медведев сказал, что мы предусматриваем, что материнский капитал можно использовать в качестве одной из составляющих частей пенсии до 2050 года, это очень правильно. Человек должен сам определиться, куда и в какой пенсионный фонд он положит эти деньги. Когда он выйдет на пенсию, что он с этого получит. И это очень важный фактор. А в целом это стабильность и уверенность людей, что у страны есть стратегия развития не на один год и не на три года, а на перспективу. А пока начнем с трехлетнего бюджета.

Ведущий: Когда мы предложили интернет-аудитории воспользоваться возможностью и задать вопросы заместителю председателя Совета Федерации, конечно, вопросы стали поступать самые разнообразные. Если можно, мы на секундочку отвлечемся. Вопрос из другой области, из Екатеринбурга, от Максима: Уважаемая Светлана Юрьевна. Какие вопросы в Совете Федерации вы курируете как заместитель председателя Совета Федерации? И как вам удается совмещать работу в трех комиссиях и в Комитете по бюджету Совета Федерации?

Орлова C.Ю.:

Я курирую весь экономический блок. Спасибо Максиму за вопрос, так как в некоторых регионах мало знают о работе Совета Федерации, но это не означает, что мы не бываем в регионах. Мы постоянно посещаем регионы и встречаемся с населением. Председатель Совета Федерации объехал практически все регионы. Я занимаюсь вопросами экономического блока - это бюджет, это Комитет по экономической политике, предпринимательству и собственности, это Комитет по денежному обращению, это Комитет по промышленной политике. Помимо этого я занимаюсь работой с Правительством, представляю Совет Федерации в Комиссии по законопроектной работе. Также я занимаюсь взаимодействием Совета Федерации с Государственной Думой. У меня все по часам: понедельник - в 3 часа комиссия у Жукова, вторник и четверг в 10 часов Совет Палаты. Поэтому, конечно, времени не хватает, но я стараюсь бывать на заседаниях комитетов и комиссий, потому что это очень важно. А самое главное, бывать в том регионе, который меня избрал. Это Кузбасс, поэтому бывать я там стараюсь каждый месяц. Почему? Потому что закалка у меня хорошая. Я шесть лет была депутатом от Приморья. Поэтому я каждый месяц в Кузбассе. Кузбасс, кстати сказать, сегодня входит в десятку регионов экономически развивающихся. За 11 лет политической деятельности я получила хорошую закалку. Тем более за 10 лет впервые женщину избрали зампредом Совета Федерации.

Ведущий: Светлана Юрьевна, возвращаясь к нашей теме, следующий вопрос из Витебска от Инны Рассказовой: Уважаемая Светлана Юрьевна, учитывает ли новая концепция интересы экономических партнеров по СНГ? Как бюджетное планирование отразится на внешнеэкономической деятельности России? Спасибо.

Орлова C.Ю.:

Вы знаете, у нас очень серьезно в последнее время увеличился товарооборот со многими странами СНГ. Это и Казахстан, это и Азербайджан, это и другие страны СНГ. Сам Президент России придает этому большое значение. Сергей Михайлович Миронов является председателем Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ. Сейчас мы вместе продумываем закон о приграничном сотрудничестве и считаем его очень важным. Если Инна Рассказова имела в виду проблемы по ценам на газ, то скажу, что бесплатного газа больше никому не будет, даже странам СНГ. Всем известно, что газ добывается на Севере в очень трудных условиях, и мы хотим, чтобы люди там жили очень достойно. Любая страна сегодня продает свою продукцию по рыночной цене. Почему же мы должны продавать ее по цене, ниже рыночной? Я считаю - это принципиальная позиция государства и ее поддерживаю. Именно поэтому у нас так хорошо складывается на парламентском уровне взаимодействие с бывшими странами СССР. И я всегда говорю так: мы обречены на согласие, другого пути у нас нет.

Ведущий: Следующий вопрос от Кирилла Лангова из Приморска: Уважаемая Светлана Юрьевна! Проводился ли мониторинг в регионах? Какие регионы поддерживают новую концепцию бюджетного планирования, какие нет? И второй вопрос: Какой орган власти будет увязывать на трехлетний срок планы всех регионов?

Орлова C.Ю.:

Давайте начнем с последнего, орган власти - это Министерство регионального развития, которое занимается социально-экономическим развитием регионов, прогнозом занимается Министерство экономического развития. Основной свод делают два министерства: Минфин и Министерство экономического развития, но нельзя забывать, что есть комиссия по бюджетным вопросам, которую ведет сам премьер. И я вам хочу сказать: она работает очень конструктивно. Там очень живо обсуждается вопрос, в очередной раз обсуждался вопрос понижения НДС до 15%. И думаю, что это объективный фактор, потому что чем меньше будет сегодня этот налог, потому что его возврат заставляет сегодня серьезно задумываться, и есть еще пока проблемы с фирмами-однодневками и неэффективно идет возврат по НДС. Поэтому пусть он лучше будет меньше, но нам нельзя забывать, что это и доходы федерального бюджета уменьшает, а у нас большие социальные программы. Значит, нам надо подумать: а чем он будет замещен, снижение НДС, а не просто так взять и снизить НДС. Хочу отметить, и журналисты должны это отметить: за последние годы очень ответственная политика на государственном уровне, если что-то говорится, то это все последовательно выполняется. Такого никогда не было в России. Вспомните времена, когда на 6 триллионов был принят закон "О финансово необеспеченных". Вот это тоже очень важный фактор, это говорит о серьезной стабильности в стране. Поэтому, думаю, в таком ключе мы будем работать. Если, конечно, у молодого человека или у молодой девушки есть предложение, то мы готовы это тоже выслушать. Но диалог сегодня будет у 88 регионов, которые спокойно могут задать любой вопрос министру у нас, в Совете Федерации. В регионах если бы началось движение как бюджеты в регионах, когда они принимаются, есть ли планы, но люди-то это не спрашивают, но это серьезно так. У нас у половины муниципальных образований нет бюджетов. А как они тогда живут? А куда они девают эти деньги? А какие там есть деньги? А почему нет света на улице? Да, на федеральном уровне, я считаю, мы уже многое сделали. И вот сейчас нам очень важно всем бы вместе, всем слушателями интернет-конференции поднимать бы эти вопросы в регионах, потому что главный закон - это бюджет любого региона.

Ведущий: Я знаю, что в зале присутствуют представители средств массовой информации. Я предлагаю тогда дать им слово, а потом мы вернемся к вопросам от интернет-аудитории. Если можно, пожалуйста, представляйтесь, называйте свое издание. Роман Ларионов, журнал "Законодательство": Светлана Юрьевна, добрый день. Изменится ли график рассмотрения проекта бюджета? И когда планируется окончательно принять документы?

Орлова C.Ю.:

Разумеется, график изменится, потому что этот год выборный. И это тоже фактор стабильности. Мы планируем, что 30 апреля правительство внесет его на обсуждение. Сегодня, считайте, мы уже начали. Мы первооткрыватели, нулевое чтение бюджета будет в Совете Федерации. На прошлой неделе рассмотрела "Единая Россия" на встрече, где присутствовал министр финансов и министр экономического развития. И Совет Федерации планирует принять бюджет в конце июля. То есть примерно в мае-июне законопроект будет рассматриваться Госдумой. Такой динамики у нас никогда не было. Важно отметить, что бюджет будет приниматься примерно за полгода до выборов. То есть если идти и обещать, то народ должен спросить: заложены ли эти траты в бюджете? Да? Тогда покажите, пожалуйста, соответствующую строку или федеральную программу, в которой об этом говорится. Очень многие у нас, к сожалению, перед выборами обещают такое, что потом сидишь и думаешь, возможно ли это.

Ведущий: Есть ли еще вопросы? Пожалуйста.
Добрый день, журнал "Юридическая юстиция":
Скажите, пожалуйста, как изменится порядок принятия бюджета? Изменится ли он вообще в связи с новыми планируемыми поправками?

Орлова C.Ю.:

Нет, у нас это тоже очень важный фактор. У нас принят, у нас есть закон, кстати, о принятии бюджета. А вот закона о принятии федерального закона у нас нет. Вот мы на перспективу должны задуматься. Какие сроки, какой принимается закон, как он нужен, важен ли он обществу, насколько он коррупционен или не коррупционен? Поэтому у нас есть закон федерального принятия бюджета. И, конечно, важный фактор, что мы сегодня меняем Бюджетный кодекс, который мы примем до внесения бюджета. И уже бюджет будет основываться на Бюджетном кодексе.

Ведущий: Вопрос от Регионы.ру, Юрий Чулюков: Скажите, пожалуйста, Светлана Юрьевна, будут ли согласовываться бюджеты регионов с среднесрочным планированием на три года?

Орлова C.Ю.:

Сейчас на правительстве каждый четверг один из регионов рассматривается со своим планом социально-экономического развития. Такой практики никогда раньше не было. Почему это очень важный фактор? Мы разграничили полномочия, вопрос в том, как идет реализация этих полномочий, как идет развитие планов социально-экономического развития: Конечно, часть бюджетов будет увязана, но не все регионы еще имеют трехгодичный план, но хорошо то, что такой процесс пошел. Надеюсь, в перспективе все получится. Вы слышали, что сказал Президент России? Мы должны выйти на топливно-энергетический баланс страны. Принимаем закон о бюджете, принимаем финансовый план развития. При этом мы должны видеть топливно-энергетический баланс, где какое потребление газа, угля, что мы видим, что с тарифами. Это очень важный фактор. Объясню почему: мы поднимаем зарплату и пенсии, пришли тарифы, и все равно есть элементы, которые мы должны свести в единое целое. Мы заканчиваем реформирование энергетики, у нас наступает сегодня второе рождение промышленного Кузбасса, потому что уголь становится очень востребованным. У нас угля на 14 веков. Мы должны поберечь газ сегодня на внешний рынок, высвободить газ - это очень важный фактор. Газ должен прийти во все населенные пункты России. И, конечно, газ мы должны продавать на внешний рынок, потому что это важно для страны, это большие доходы, а у нас есть социальные задачи. Поэтому пока, конечно, не все регионы это имеют, но мы будем идти к этому, и мы сегодня идем. Я благодарю премьер-министра Фрадкова М.Е. за готовность обсуждать эти серьезные темы. Также скажу, что регионы очень ответственно относятся к этому. Они начинают готовиться за три-четыре месяца. Там необходимо озвучить все бюджетные показатели, чтобы возможно было оценить положительные сдвиги. Для примера, я только вернулась сейчас с Яковлевым из Кемерово. И хочу сказать, что очень интересный у нас произошел разговор с мэрами городов. Взять, например, товарищества собственников жилья, казалось бы, приняли соответствующий закон - и все должно быть нормально. Но половина жилищного фонда области ветхая. Если сейчас собственники жилья создадут товарищество, то туда придет налогообложение в полном объеме. А на кого ляжет это бремя? Это ляжет на тех же граждан. Раньше вам сказали приватизироваться, и все и приватизировались. А теперь говорите, вы сами должны ремонтировать квартиры? А это вопрос, который касается практически каждой семьи, особенно проживающих в старых домах. Поэтому сейчас мы должны продумать: а как сделать правильно? Значит, в переходный период нужно обеспечить льготы по налогообложению. Как сделать правильно, чтобы эти товарищества заработали, чтобы все снова не перелегло на плечи населения. На этом рынке, скажу вам, 1 триллион 320 миллионов рублей и население платит за ЖКХ 82%.

Ведущий: Есть ли еще вопросы? Пожалуйста.

Михаил Ножкин, "Независимая газета": Светлана Юрьевна, вопрос по поводу рассмотрения сейчас в новом чтении бюджета на три года. Каковы основные вопросы или претензии Совета Федерации к данному документу? И как Вы оцениваете вообще текущую деятельность Правительства РФ? Спасибо.

Орлова C.Ю.:

Вы немножко опоздали. В нашем постановлении Совета Федерации все это обозначено. У нас есть предложения, а о претензиях еще рано говорить. Сегодня должны заслушать проект бюджета. Слушание состоится сегодня в 15 часов. Будем считать вместе с правительством. Потому что попросить можно все. К примеру, для увеличения пенсии на 40% необходимо полтора триллиона рублей. А где их взять? Значит, надо смотреть, пока увеличение не на 40%. Надо обязательно поднять вопрос по нашим беспризорным детям. Очень мало средств в бюджете выделено на эту программу. Надо обязательно проследить, чтобы материнский капитал был проиндексирован с учетом инфляции. Правильно? Правильно. Значит, надо обязательно поднять вопрос, чтобы 2% налога на прибыль вернуть в регионы. Вернуть арендную плату за землю, потому что у муниципалитетов 20% только доходов от тех налогов, которые они собирают. Да, министр финансов может сказать, у нас 330 миллиардов на счетах. Хорошо, есть на счетах. Давайте по каждому региону посмотрим. Почему они на счетах? Почему они не могут быть использованы? А потому что половина денег пришла в конце года. А почему в конце года? Кто какие механизмы не отработал? Вы же знаете, что после принятия бюджета принимается еще ряд постановлений правительства, но это так правильно, это так принято. Вот почему по программам деньги приходят только во второй половине года. То есть тут масса вопросов. Нам есть что сказать правительству. Не все позиции наши могут быть учтены, потому что есть стратегические задачи, такие как укрепление рубля. Надо продолжить рассчитываться с внешним долгом. Многие говорят, давайте на это возьмем деньги из Стабфонда. А если цена на нефть упадет? Чего мы будем делать со своими социальными программами, которые мы заложили? А люди поверили. И людей подвести сейчас нельзя. Можете мне назвать время, когда бы в стране в любом населенном пункте был Интернет в сельской школе, я не знаю.

Ведущий: Я предлагаю снова перейти к вопросам интернет-аудитории. Вопрос из Лангепаса Тюменской области от Пленкина Виктора Александровича: Уважаемая Светлана Юрьевна, прошу сообщить, при реализации намечаемой среднесрочной стратегии в бюджетных отношениях, изменится ли положение с местными бюджетами, только 2% (по большинству оценок специалистов) из которых являются самодостаточными, а расходные обязательства их постоянно увеличиваются?

Орлова C.Ю.:

Во-первых, обязательства уже не увеличиваются, потому что мы их разграничили на три года. Каждому уровню власти: поселковому, районному городскому, городским округам, региональным. Сейчас стоит вопрос: что те источники, которые мы отдали, особенно на муниципальный уровень, их недостаточно. Мы предлагаем отдать подоходный на 100%, там, где живет человек. Правительство пока не соглашается. Мы предлагаем 2% налога на прибыль, объясню почему. Мы дали ускоренную амортизацию, но она к вам в регион придет этим налогом только года через три, когда предприятие модернизирует и больше начнет начислять налогов. Но у меня-то это был источник. Источник-то уходит, понимаете?

Теперь то, что касается имущественных налогов. Мы должны посмотреть: у нас половина жилья муниципалитеты. В поселках оно же ветхое. Ну что это бабуся, которая 50 или 80 лет прожила в этом доме, она пойдет какую-то справку оформлять? Значит, надо для этого категории упростить. В частности, по шести этим соткам. Сказали, что все будет бесплатно, раз тебе 1400 плати. Да половина людей откажется от этих 600. Но в законе это бесплатно, это уже чиновники выстраивают схему. Надо разобраться с чиновниками в этом плане. У нас есть мысли, предложения, и мы будем настаивать. Сегодня будет разговор с бюджетом как раз по источникам муниципалитетов. Давайте и мы им вопрос зададим. У них своих бюджетов нет, пускай бюджеты-то соберут. Ну не все, но половина-то не имеет своих бюджетов, они даже не могут сказать, как у них земельный налог собирается в одном населенном пункте, а рядом другой населенный пункт. Как они переводят? Посчитали ли эти земли? Прошел земельный кадастр, какая стоимость этой земли? Чтобы снизить цену квадратного метра, нам выйти нужно на земельную ипотеку. Чтобы на нее выйти, мы должны знать каждый квадратный метр: где он, сколько и как он будет стоить, чтобы любой пришедший строить знал, а не потом, как по "Социальной инициативе": проснулись - "Инициативы" нет. А дольщикам я хочу сказать: Дума вносит законопроект, чтобы помочь разрешить этот вопрос.

Ведущий: Видимо, эта проблема очень многих волнует, потому что похожий вопрос из Орла: Добрый день, Светлана Юрьевна. Когда поправки в Бюджетный кодекс РФ, касающиеся дотационных регионов, будут подготовлены, приняты и смогут вступить в действие?

Орлова C.Ю.:

При планировании бюджета мы ставим задачу, чтобы как можно больше было самодостаточных регионов. Сейчас на рассмотрении трехлетнее планирование, прогноз, в перспективе закон о топливноэнергетическом балансе. Но так складывалось, что основной промышленный потенциал в стране - это Сибирь. Дальний Восток - это оборона. Центральные регионы России - это житница. И даже сегодня эта житница готова давать в 10 раз больше зерна, которое можем продавать, но она не может, потому что комбайн стоит столько, что ни один колхоз, совхоз этот комбайн купить не сможет. Вот почему мы сейчас и говорим, что важность этого трехлетнего плана важна вдвойне. Мы сможем спланировать промышленную политику России в целом, не только на три года. В целом, необходимо понять, какие в этом мире рынки прорывные. Где мы уже потеряли, где мы еще не потеряли и должны продолжать завоевывать. И, конечно, это очень важный фактор - сбережение населения. У нас с учетом роста производства огромная нехватка рабочих рук. Никто не хочет вспомнить, 10 лет назад Починок говорил, что у нас будет нехватка плотников, каменщиков, хороших фрезеровщиков, хороших токарей. А сейчас это есть, потому что те же заводы, которые строят самолеты ТУ-204, ТУ-214, там уже другие должны быть люди. Специалисты этих профессий должны уметь работать на компьютере. А то, что мы сейчас двигаем реформу образования, вы должны знать. Половина людей, вышедших из наших вузов, на рынке не находят применения, их работодатель не берет. Значит, мы и в этом плане должны подумать. Вот трехлетний бюджет. Я считаю, что это бюджет великой державы, и не надо бояться это говорить, но это бюджет, который показывает, куда и каким путем пойдет наша страна, четко подкрепленная финансовыми обязательствами.

Ведущий: Владимир из Москвы интересуется: Какова на сегодняшний день сумма неизрасходованных остатков средств на счетах бюджетополучателей?

Орлова C.Ю.:

Как я уже озвучила, сумма составляет 330 миллиардов. Но по каждому региону надо смотреть отдельно. Вот я на той неделе была в Приморье. Региону нужно датировать топливо, электроэнергию. Потому что цена мазута такова, что ни одно жилищно-коммунальное хозяйство никогда не станет рентабельным. Дали им дотации, включая адресную помощь населению, 450 миллионов. А им нужен миллиард, потому что какие-то вещи не были учтены. Вот сейчас они должны с Минфином разработать, посмотреть, чтобы Минфин им разрешил, потому что население не должно страдать. Стратегически Дальний Восток и Сибирь - это будущее России. И то, что Президент России заявил на Азиатско-Тихоокеанском форуме о том, что там будут созданы великолепные условия для проживания, для инвестиций, я думаю, что Владивосток в перспективе может стать мировым финансовым центром. И не надо этого бояться. Мы можем это все сделать. И другие страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе это сделали. И у нас сегодня есть такая возможность, но для этого нужны, конечно, серьезные программы, программа на целевой метод, бюджетирование на результат. Дальний Восток необходимо финансировать в полном объеме. Чтобы люди не уезжали оттуда, закреплялись, чтобы мы имели свою рабочую силу. Кстати, блок законов о миграции не всем понравился. Но вы назовите мне любую страну в мире, где бы мигрант приезжал и не жил по законам этой страны. Его выдворят, и даже разговаривать не будут. Поэтому правильный принят закон. Но другое дело, что не все сразу наши соотечественники займут рабочие места. Здесь нужно дифференцированно смотреть, но у нас есть такая возможность. Мы же тоже с вами по жизни знаем, что у производителя продукции скупают ее оптом, в результате тот, кто вырастил продукцию, даже свои затраты не может окупить. А разве это правильно? Вот и надо население подтянуть. Приходите, организуйте какие-то кооперативы, выходите на рынки. Рынки должны быть приличные, а не такие грязные. На каждую продукцию должны быть ГОСТ и маркировка, как положено. Мы сами с вами этого не спрашиваем даже в супермаркете. Кто из вас при покупке сливочного масла смотрит, какая его составляющая? А мы должны это спрашивать. И у тех поставщиков, которые это делают, мы должны спрашивать, и подать пару раз на них в суд. Тогда они не будут продавать маргарин под видом масла. Молоко не то, которое они там разводят, а нормальное молоко. Это наше здоровье с вами.

Ведущий: Следующий вопрос от Дениса из Москвы: В какой мере, на ваш взгляд, проект "Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год" учел и практику предыдущих лет, и требования закона, и рекомендации парламента РФ? Как вообще этот проект впишется в существующую систему права, какие изменения необходимо сделать и каков их объем?

Орлова C.Ю.:

Я думаю, что тот объем золотовалютных резервов, который у нас есть сегодня, позволяет говорить о том, что в стране избрана абсолютно правильная денежно-кредитная политика. Особенно очень важен фактор укрепления рубля, очень важный фактор, и вы знаете, для этого была проведена большая работа Центрального банка со всеми банками, кто занимался "обналичкой" и т. д. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что сократилось количество банков, обманывающих население. В перспективе необходимо рассмотреть реформу заработной платы, повышения минимального уровня жизни, возможность создания новых рабочих мест в нашей стране. Поэтому я считаю, что проводимая сегодня денежно-кредитная политика абсолютно справедлива, абсолютно последовательна и, я бы сказала, в меру вдумчивая.

Ведущий: Следующий вопрос задает Любовь из Санкт-Петербурга: Какие цели преследовали разработчики поправок, говоря о создании в органах исполнительной власти подразделений внутреннего финансового аудита? Как будет гарантироваться, что вновь созданные подразделения не вступят в сговор с руководством органа власти и не будут совместно расхищать выделенные бюджетом средства?

Орлова C.Ю.:

Первое, здесь ничего гарантировать нельзя, потому что где-то, конечно, будут ошибки. Россия - большая страна. Второе, законом "Об аудиторской деятельности" предусмотрена такая форма контроля, и это очень важно, потому что это тоже контроль. Хотя у нас столько сегодня контролирующих органов, их деятельность не всегда эффективна. Я вам хочу сказать, что сегодня количество федеральных чиновников в регионах гораздо выше, чем количество региональных чиновников. Здесь, я думаю, нужно очень внимательно заняться разграничением полномочий. Когда все регионы это примут, мы увидим общую картину и, может быть, от чего-то откажемся. Но ни от чего нельзя быть застрахованным. Они должны спрашивать, есть ли у них бюджет и сколько они отдали на финансовый аудит. Они, может быть, все доходы отдадут на финансовый аудит. По каждой территории, населенному пункту люди должны интересоваться.

Ведущий: Один из главных принципов это, что акценты процесса бюджетного переносятся с управления затратами на управление результатами, то есть очень хороший принцип, но который очень сложен в реализации. В связи с этим вопрос из Сызрани: Каким образом в соответствии с новыми поправками финансирование органов власти будет коррелировать с результатами их деятельности? Как это реализовать?

Орлова C.Ю.:

Первое, это бюджетированный результат. Я вам хочу сказать, надо отдать должное, все-таки в этом нам удалось навести кое-какой порядок. Почему? Потому что эффективность средств и новое формирование федеральных программ - все четко прописано. Без актов экспертизы никто у тебя сейчас заключения результативности вложения не примет. Должны быть заключения результативности вложения, везде должны отслеживаться цены. Но хотя примеры нецелевого использования есть, об этом могут сказать Счетная палата и любые другие проверяющие органы. Но в целом, почему очень важен результат бюджетирования? В перспективе можно будет посмотреть, те ли трансферты получает регион. Может быть, будет оценка работы губернаторов, она сейчас разрабатывается. Это должен быть рамочный закон. Почему? Давайте посмотрим по тому же рынку доступного жилья. Цены назначает муниципалитет. Значит, если он такую высокую цену назначает, он имеет отношение к этому вопросу. По тем же дольщикам, говорят - нет крайних. Как нет крайних? Местная власть подписывала документы на участок строительства? Кто подписывал из местной власти этот участок? Я думаю, что это процесс такой непростой, он процесс нужный, он процесс важный. И то, что мы требуем на федеральном уровне, нам очень важно, чтобы эти требования с федерального уровня перешли на все уровни власти. Понимаете? А если мы этого не будем требовать, то, конечно, и все уровни власти тогда требовать не будут. И очень важный фактор, я вообще считаю, что на рубль вложения должно быть пять-шесть рублей отдачи. Потому что любой государственный рубль должен приносить доход любого местного органа городского, регионального в казну этих бюджетов.

Ведущий: Есть ли еще вопросы у зала?

Вопрос от пресс-службы Совета Федерации: Светлана Юрьевна, для всех читателей Интернета скажите еще раз, какое сегодня мероприятие-обсуждение будет у нас в Совете Федерации? И кто из приглашенных гостей будет присутствовать? И вот об особом этом эфире регионов. Спасибо.

Орлова C.Ю.:

Во-первых, будут присутствовать все практически министерства и ведомства. Это будут Министерство финансов, Министерство экономического развития, Министерство образования и науки, Министерство сельского хозяйства. Помимо этого будут присутствовать представители Счетной палаты и всех регионов. Вести мероприятие будет Сергей Михайлович Миронов. Это будет диалог - прямое включение. Представьте, диалог, к примеру, с губернатором Пермской области. Представители министерств и ведомств, сенаторы, председатели бюджетных комитетов Думы и Совета Федерации ведут живой диалог. Вопросы, обоснования. Почему это нельзя, почему то нужно сделать именно так. И я хочу вам сказать, что это очень важно с учетом информационных технологий, что в одной аудитории могут вести разговор губернатор, председатель Законодательного собрания, председатель комитета по бюджету Законодательного собрания, министр. Могут спрашивать друг друга и отвечать. Это очень важно, так как бюджет - это главный закон страны. В каждой строке этого документа судьба предприятия, страны, человека, города. И важность выполнения этого документа вдвойне важна, чтобы человек почувствовал, что власть сегодня решает очень многие вопросы и жизнь меняется к лучшему.

Ведущий: В завершение вопрос по срокам: Сориентируйте нас, когда завершится реформирование вот этого бюджетного процесса, когда заработает новая модель и через какой период времени внедрение даст результаты, по вашим оценкам?

Орлова С.Ю.: Мы планируем принять чуть пораньше Бюджетный кодекс - в конце июля. Результаты должно почувствовать население. Вот пройдет полгода исполнения бюджета 2008 года, давайте соберемся еще раз на интернет-конференцию, спросим у населения, по каким вопросам прошли изменения. Потому что самый главный фактор - это активное взаимодействие с людьми на любом уровне власти. Россия - большая страна, и, конечно, в перспективе - это новые общения с чиновниками, которые должны прийти в те 24 тысячи муниципальных образований, которые сегодня действуют. Государственная власть и работа во власти очень ответственны, потому что за твоими плечами, за твоими решениями - судьбы людей. Люди будут судить о стране, о ее возможностях, о будущем детей только по реальным делам.

Ведущий:

Мне осталось поблагодарить вас, Светлана Юрьевна, что вы нашли возможность в своем плотном графике выделить время для нашей конференции, поблагодарить за вашу открытость, потому что у любого человека, пользователя Интернета, находящегося в сельской школе, была возможность задать вопрос непосредственно заместителю председателя Совета Федерации и получить ответ из первых уст. Спасибо большое.

Читать ГАРАНТ.РУ в и