Стратегические объекты основных средств: понятие, бухгалтерский учет, налог на имущество
В 2015 году за ФГУП (далее - Предприятие) закреплено федеральное недвижимое имущество (объекты аэродромной инфраструктуры, стратегические), составляющее государственную казну РФ (далее - Объекты). Объекты переданы Предприятию по актам приема-передачи, утвержденным Территориальным управлением Росимущества.
Основными целями деятельности Предприятия в соответствии с его уставом являются: удовлетворение потребности физических и юридических лиц в эксплуатации и использовании закрепленного за Предприятием имущества гражданской авиации, а также его учет, сохранность и эффективное использование. Реализуя данные цели, Предприятие обычно передает закрепленное за ним имущество аэродромной инфраструктуры в аренду операторам аэропортов для организации ими взлета-посадки воздушных судов.
Объекты учтены в реестре федерального имущества и в ЕГРН, приняты к учету в составе основных средств Предприятия, их остаточная стоимость формирует налогооблагаемую базу по налогу на имущество организаций.
На момент принятия Объектов на баланс ФГУП действовал договор безвозмездного пользования, заключенный между предыдущим собственником Объектов и оператором аэропорта - эксплуатантом Объектов (далее - оператор аэропорта). По указанному договору Объекты переданы оператору аэропорта в безвозмездное пользование на 50 лет.
Руководство Предприятия считает, что с даты госрегистрации права хозяйственного ведения Предприятие является ссудодателем по договору безвозмездного пользования в силу п. 1 ст. 700 ГК РФ, данный факт также подтвержден решением суда.
В соответствии с условиями договора безвозмездного пользования оператор аэропорта несет расходы на содержанию Объектов, в т.ч. в размере расходов по налогу на имущество организаций.
Таким образом, Предприятие квалифицирует переданные в безвозмездное пользование стратегические Объекты как основные средства.
Должно ли было имущество, переданное в безвозмездное пользование, признаваться в составе основных средств и не противоречило ли это подп. а) ст. 4 ПБУ 6/01?
Нарушает ли принятие на учет федерального недвижимого имущества не в качестве объектов основных средств (например, путем списания их стоимости на расходы) положения постановления Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", постановления Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества", Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"?
В случае списания остаточной стоимости Объектов недвижимого имущества на расходы (как не удовлетворяющих критериям признания основными средствами) и их учета на забалансовом счете каковы риски претензий налоговых органов за неуплату налога на имущество организаций?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Рассматриваемые объекты предприятию следует учитывать в составе основных средств. В отношении объектов недвижимости предприятие в общеустановленном порядке должно уплачивать налог на имущество организаций.
Обоснование позиции:
В периоде получения предприятием имущества действовало ПБУ 6/01 "Учет основных средств". Согласно п. 4 названного стандарта классифицирующими признаками актива в качестве объекта ОС являются, в частности:
- предназначенность для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
- способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем (п. 7.2 Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997).
Согласно п. 7.2.1 Концепции будущие экономические выгоды - это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию. Считается, что актив принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть:
а) использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;
б) обменен на другой актив;
в) использован для погашения обязательства;
г) распределен между собственниками организации.
В информации Минфина России от 12.03.2013 N ОП 3-2013 "О применении Международных стандартов финансовой отчетности" указано: "Определяющим признаком обесценения активов, полученных подконтрольной государству организацией от государства в качестве имущественного взноса или в отношении которых подконтрольная государству организация осуществляет права собственника имущества для исполнения государственных функций и решения стратегических государственных задач, возложенных на организацию государством, является отклонение фактических финансовых и нефинансовых показателей использования активов от запланированных показателей. При этом в отношении таких активов возможны запланированные операционные убытки и чистый отток денежных средств, которые могут полностью или частично компенсироваться государством (контролирующей стороной). Соответственно, показатели прибыли (уровня рентабельности) могут не являться определяющими показателями экономической эффективности в отношении таких активов.
В связи с этим, исходя из цели использования таких активов, запланированные операционные убытки и чистое выбытие денежных средств могут не свидетельствовать о наличии обесценения данных активов в отчетном периоде и не рассматриваться в качестве признаков наличия обесценения".
Изложенная Минфином России позиция не утратила актуальности (смотрите Рекомендации аудиторам (приложение к письму Минфина России от 23.12.2022 N 07-04-09/126779), раздел "Определение признаков обесценения активов, полученных для исполнения государственных функций и решения стратегических задач".
В Рекомендации Р-144/2022-КпР "Обесценение стратегических активов" указано, что по общему правилу "ценность использования актива определяется как приведенная стоимость будущих денежных потоков, которые ожидается получить от актива.
Вместе с тем внеоборотные нефинансовые активы не всегда предназначены для генерирования денежного притока. В ряде случаев перед организацией ставятся задачи, не связанные с извлечением прибыли. Такие случаи характерны, например, для организаций стратегически значимых отраслей, либо для организаций, находящихся под контролем государства, когда организация должна решать поставленные государством задачи вне зависимости от того, принесут ли они прибыль. Также цель извлечения прибыли не ставится в некоммерческих организациях и в осуществляемых коммерческими организациями некоммерческих проектах.
В указанных случаях экономическая выгода от актива заключается в его способности служить выполнению поставленных задач. Заключенный в активе полезный потенциал, характеризующий данную способность, не может измеряться будущими денежными потоками".
Также из Рекомендации Р-144/2022-КпР следует, что актив (группа активов), предназначенный для использования организацией в основном для целей иных, чем прямое или косвенное генерирование денежного притока или получение прибыли, признается стратегическим активом (группой стратегических активов).
"Признаками предназначения актива (группы активов) для использования указанным образом, в частности, являются следующие обстоятельства:
а) основным бенефициаром задачи, для решения которой используется актив, является государство, иное лицо (лица) или социум, но не сама организация;
б) решения о заключении контрактов (реализации проектов), где используется актив, принимаются исходя из необходимости выполнить стратегически или социально значимую задачу, а не из способности контракта (проекта) принести прибыль или косвенно способствовать получению прибыли;
в) организация не может отказаться от заключения контрактов (участия в проектах), где используется актив, ссылаясь на их нерентабельность или аналогичные причины;
г) исходя из целей деятельности организации, характера взаимоотношений с государством или иным бенефициаром задачи, для решения которой используется актив, а также на основании прошлого опыта можно обоснованно ожидать, что организация получит в той или иной форме финансирование для покрытия убытков, понесенных в связи с выполнением этой задачи".
С учетом изложенного, полагаем, что рассматриваемые объекты предприятию следует учитывать в составе основных средств. Такой порядок не противоречит положениям п. 4 ФСБУ 6/2020, в частности, подп. г), в соответствии с которым объект должен быть способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, поскольку имущество является стратегическим активом.
В отношении объектов недвижимости предприятие в общеустановленном порядке должно уплачивать налог на имущество организаций (п. 1 ст. 374 НК РФ).
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Вопрос: Подлежит ли амортизации имущество, полученное унитарным предприятием в хозяйственное ведение без передачи его собственником в уставный фонд? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2024 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кошкина Татьяна
Ответ прошел контроль качества
11 ноября 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
