29 декабря 2017

Письмо отображается некорректно? Посмотрите исходную версию на сайте!


ГАРАНТ. Еженедельный мониторинг федерального законодательства от 29.12.2017

Горячие документы Информация Минфина
и ФНС
Бизнес-справки Бланки документов Форум


Присоединяйтесь к нам в: ВКонтакте  

 

Еженедельный мониторинг федерального законодательства

Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 29 декабря 2017


  • Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений от 22 декабря 2017 г., протокол N 11"
    Оплата труда бюджетников: единые рекомендации на 2018 г.
    Подготовлены единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 г.
    Определены принципы формирования систем оплаты труда. Так, зарплата должна зависеть от квалификации сотрудника, сложности работы, количества и качества затраченного труда. Ее предельный размер ограничивать нельзя. Реальные зарплаты должны повышаться.
    Перечислены обязательные нормы и условия оплаты труда. К ним отнесены МРОТ, районные коэффициенты, повышенная оплата "за вредность" и т. д. Также должны применяться профстандарты, Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
    Системы оплаты труда устанавливаются и изменяются в т. ч. с учетом годового фонда оплаты труда, мнения профсоюзов, аттестации работников, систем нормирования труда.
    Пересмотр норм труда допускается по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост эффективности труда. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за 2 месяца.
    Отдельно рассмотрены вопросы оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров.
    Даны рекомендации по формированию фондов оплаты труда.
    Приведены особенности систем оплаты труда педагогических и медицинских работников, а также в учреждениях культуры, искусства и кинематографии.
     
  • Указание Банка России от 06 декабря 2017 г. N 4638-У "О формах, порядке и сроках раскрытия кредитными организациями информации о своей деятельности"
    Новый порядок раскрытия кредитными организациями информации о своей деятельности.
    Обновлены правила раскрытия кредитными организациями информации о своей деятельности. Представляется важным отметить следующие нововведения.
    Требуется формировать пояснительные данные к промежуточной отчетности в соответствии с МСФО (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность" (с поправками).
    Кредитные организации (кроме банков с базовой лицензией) должны раскрывать информацию об условиях и сроках выпуска (привлечения) инструментов капитала, а также об основных характеристиках последних.
    Изменены сроки раскрытия информации. Так, годовая отчетность должна быть раскрыта не позднее 3 рабочих дней после составления аудиторского заключения по результатам обязательного аудита.
    Дата годового общего собрания акционеров, утвердившего годовую отчетность и (или) распределение прибыли, раскрывается не позднее 3 рабочих дней после проведения мероприятия.
    Сведения о рисках, подготовленные за отчетный год, раскрываются не позднее 130 рабочих дней после наступления отчетной даты, а о рисках на полугодовой и ежеквартальной основе - в течение 40 рабочих дней после наступления отчетной даты.
    Указание вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 декабря 2017 г. Регистрационный № 49423.
     
  • Информация Банка России от 29 декабря 2017 г. "Об отзыве у банка "Северный Кредит" лицензии на осуществление банковских операций и назначении временной администрации"
    АО КБ "Северный Кредит" лишился лицензии.
    С 29 декабря 2017 г. отозвана лицензия у АО КБ "Северный Кредит".
    Был установлен факт отсутствия в распоряжении банка первичных документов, подтверждающих его права собственности на приобретенный в конце декабря 2017 г. крупный портфель ценных бумаг. Надлежащая оценка принятого риска по указанной сделке выявила полную утрату кредитной организацией собственных средств (капитала). Банк неспособен своевременно исполнять обязательства перед кредиторами и вкладчиками.
    Кроме того, ЦБ РФ неоднократно применял в отношении АО меры надзорного реагирования, в т. ч. дважды вводил ограничения на привлечение вкладов населения.
    В банк назначена временная администрация до определения конкурсного управляющего либо ликвидатора. Полномочия исполнительных органов приостановлены.
     
  • Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 441-ФЗ "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о расширении территории пункта материально-технического обеспечения Военно-Морского Флота Российской Федерации в районе порта Тартус и заходах военных кораблей Российской Федерации в территориальное море, внутренние воды и порты Сирийской Арабской Республики"
    Ратифицировано соглашение с Сирией о расширении военной базы в Тартусе.
    Президент РФ ратифицировал соглашение между Россией и Сирией о расширении территории пункта материально-технического обеспечения ВМФ РФ в районе порта Тартус и заходах российских военных кораблей в сирийские территориальное море, внутренние воды и порты. Соглашение подписано в Дамаске 18 января 2017 г.
    Сирия передает России в безвозмездное пользование на весь срок действия Соглашения земельные участки и акватории в районе порта Тартус, а также объекты недвижимости.
    Соглашением определен статус личного состава названного пункта, членов экипажей, юрисдикция пункта. Урегулированы имущественные отношения по использованию и обеспечению функционирования объектов движимого и недвижимого имущества, а также условия использования земельных участков и акваторий.
     
  • Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 440-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия о сотрудничестве в области военной фельдъегерско-почтовой связи"
    Обеспечена защита воинской корреспонденции, доставляемой на российскую военную базу в Южной Осетии.
    Ратифицировано Соглашение между правительствами России и Южной Осетии о сотрудничестве в области военной фельдъегерско-почтовой связи.
    Соглашение подписано в Москве 31 марта 2017 г. и направлено на обеспечение защиты воинской корреспонденции при ее доставке в воинские формирования российской военной базы, дислоцированной на территории Южной Осетии. В нем закрепляется правовой статус фельдъегерей и прописывается порядок доставки ими воинской корреспонденции.
    Для обеспечения безопасности и своевременности доставки служебной корреспонденции положения Соглашения позволяют военным фельдъегерям использовать воздушные суда гражданской авиации, железнодорожный и автомобильный транспорт. При доставке воинской корреспонденции фельдъегеря наделены правом иметь при себе табельное оружие.
    В соответствии с Соглашением доставляемая воинская корреспонденция является неприкосновенной и не подлежит вскрытию, задержанию, а также пограничному и таможенному контролю.
     
  • Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 439-ФЗ "О ратификации Конвенции Совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения"
    Конвенция о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения, ратифицирована с заявлениями.
    Ратифицирована Конвенция Совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения. От имени России она была подписана в Москве 28 октября 2011 г.
    Отмечается, что конвенция является первым общеевропейским соглашением по данному вопросу. Она направлена на активизацию на новом уровне межгосударственных механизмов защиты населения от рисков, связанных с оборотом фальсифицированных и недоброкачественных лекарств и медицинских изделий.
    В рамках подготовки к ратификации в российское законодательство были внесены комплексные изменения, позволяющие оперативно выявлять и своевременно изымать из гражданского оборота небезопасную фармацевтическую и медицинскую продукцию, а также эффективно предотвращать правонарушения в данной сфере и бороться с ними.
    Конвенция содержит иные правила, чем предусмотренные российским законодательством. Так, отягчающим обстоятельством признается использование средств широкого распространения (информационные системы, включая Интернет) при совершении правонарушений, перечисленных в конвенции.
    При ратификации Россия сделала следующие заявления.
    Во-первых, Россия будет привлекать к уголовной ответственности иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на ее территории, только в случаях, предусмотренных УК РФ.
    Во-вторых, при отсутствии договора о выдаче или правовой помощи Россия будет рассматривать конвенцию в качестве правового основания для сотрудничества с другими сторонами, в том числе в целях привлечения к ответственности юрлиц.
    В-третьих, национальным контактным пунктом, отвечающим за передачу и получение запросов, за исключением запросов о выдаче и оказании правовой помощи по уголовным делам, будет Росздравнадзор.
     
  • Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 438-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации некоторых актов гражданского состояния в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг"
    МФЦ разрешено выдавать свидетельства о рождении или о смерти.
    Внесены изменения в отдельные законодательные акты в части госрегистрации некоторых актов гражданского состояния в многофункциональных центрах (МФЦ) предоставления государственных и муниципальных услуг.
    В МФЦ предусмотрено составление записей актов гражданского состояния, выдача свидетельства о рождении (за исключением рождения, которое регистрируется одновременно с госрегистрацией установления отцовства) и о смерти. МФЦ будет передавать в органы ЗАГС документы, послужившие основанием для госрегистрации. Указанными полномочиями МФЦ наделяется законом субъекта Федерации. При этом органы ЗАГС свои функции сохраняют.
    Полномочия по внесению исправлений и изменений в записи актов, составленные МФЦ, а также их восстановление закреплены за органами ЗАГС.
    Ряд поправок связан с созданием региональных порталов госуслуг.
    Права, обязанности и ответственность, определенные Законом об актах гражданского состояния, распространены на МФЦ и их работников при госрегистрации актов гражданского состояния.
    Работники МФЦ отвечают за причиненный незаконными решениями, действиями (бездействием) вред при осуществлении госрегистрации. Возложенные на МФЦ полномочия в случае их ненадлежащего осуществления могут быть изъяты на основании представления Минюста России.
    Уточнен срок вступления в силу поправок в Закон об организации предоставления госуслуг, сокращающих перечень документов личного хранения.
    Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
     
  • Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 437-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
    Теплоснабжающим организациям и антимонопольным органам грозит ответственность за нарушение стандартов раскрытия информации.
    Поправки к КоАП РФ призваны сформировать систему контроля и ответственности за несоблюдение стандартов раскрытия информации в сфере теплоснабжения.
    К единообразию приведено применение административной ответственности для субъектов электроэнергетики и теплоснабжения.
    Нарушение субъектом оптового или розничного рынка электроэнергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования данных влечет штраф. Ответственность теперь грозит и при предоставлении заведомо ложных сведений. Напомним, что для должностных лиц размеры штрафа варьируются от 20 тыс. до 30 тыс. руб., для юрлиц - от 200 тыс. до 500 тыс. руб.
    Смягчена ответственность за нарушение порядка размещения информации в ГИС ЖКХ. Установлено, кому ответственность не грозит. Предусмотрены особенности назначения наказания.
    Невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, об устранении нарушений законодательства о ГИС ЖКХ повлечет штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.
    Ранее уже была предусмотрена ответственность за непредоставление (передачу заведомо ложных) сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий. Она распространена на операторов (в т. ч. региональных) по обращению с твердыми коммунальными отходами, на теплоснабжающие организации. Наказывать будут и должностных лиц органов власти, осуществляющих регулирование цен (тарифов).
    Напомним, что штраф для должностных лиц варьируется в пределах от 5 тыс. до 20 тыс. руб., для юрлиц - от 100 тыс. до 500 тыс. руб., а если правонарушение совершается не впервые, то грозит дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет.
    Закон вступает в силу с 1 января 2018 г. Для лиц, осуществляющих деятельность на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, отдельные положения, связанные с ГИС ЖКХ, применяются с 1 июля 2019 г.
     
  • Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
    Налоговая амнистия для граждан, льготы по земельному налогу для пенсионеров и другое.
    Поправки к НК РФ касаются налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, а также реализуют президентскую инициативу о списании налоговых долгов граждан.
    Решено списать долги граждан по имущественным налогам по состоянию на 1 января 2015 г., а также задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку.
    Налоговая амнистия касается также ИП. Будут списаны их недоимки по страховым взносам и задолженность по соответствующим пеням и штрафам, образовавшиеся на 1 января 2017 г., а также долги по налогам по состоянию на 1 января 2015 г. (кроме НДПИ, акцизов и налогов, уплачиваемых при перемещении товаров через границу).
    Освобождены от обложения НДФЛ доходы, полученные гражданами с 1 января 2015 г. до 1 декабря 2017 г., при получении которых налог не был удержан налоговым агентом (кроме зарплаты, дивидендов, процентов, выигрышей и призов, подарков).
    Пенсионеры, ветераны, инвалиды и некоторые иные льготные категории граждан освобождены от уплаты земельного налога на принадлежащие им участки площадью 6 соток (за лишние сотки налог платить придется).
    Для организаций IT-сферы, заключивших соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физлицам, работающим в технико-внедренческой или промышленно-производственной ОЭЗ, вводятся пониженные тарифы страховых взносов.
    Также корректируются правила налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний. Уточняются правила исчисления и уплаты налога на прибыль резидентами ОЭЗ в Калининградской области.
    Ряд изменений касается удержания НДФЛ с выигрышей, полученных участниками азартных игр и лотерей, исчисления НДС субъектами естественных монополий.
    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, кроме отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.
     
  • Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сферах вывоза и ввоза культурных ценностей и архивного дела"
    Пересмотрен порядок вывоза и ввоза культурных ценностей: эксперты будут проходить аттестацию, на струнные смычковые музыкальные инструменты будут оформлять паспорта.
    Принятые поправки направлены на совершенствование госуправления в сферах архивного дела, а также вывоза и ввоза культурных ценностей.
    Большой блок изменений связан с созданием ЕАЭС. Стоит отметить, что готовится межправительственное соглашение, регулирующее порядок перемещения культурных ценностей между государствами ЕАЭС.
    Закон о вывозе и ввозе культурных ценностей распространяется в том числе на лиц, обладающих дипломатическими и иными привилегиями и иммунитетами. Их личный багаж может быть подвергнут таможенному досмотру.
    Установлено, что понимается под культурными ценностями, в том числе имеющими особое значение.
    Будет создан Совет по сохранению культурного наследия и развитию международного обмена культурными ценностями.
    Регламентирован порядок экспертизы культурных ценностей. Установлены случаи, когда она выполняется в обязательном порядке. Будут вести реестр экспертов. Его размещают в Интернете. Появится процедура аттестации экспертов.
    Предусмотрен перечень культурных ценностей, которые не подлежат вывозу без обязательства их обратного ввоза.
    Чтобы вывезти культурные ценности, в отношении которых правом ЕАЭС установлен разрешительный порядок, потребуется заключение (разрешительный документ), а ИП и юрлицам - лицензия.
    Если правом ЕАЭС не установлен разрешительный порядок вывоза, по желанию заявителя ему выдадут соответствующее уведомление.
    Упрощен порядок временного вывоза струнных смычковых музыкальных инструментов. По желанию физлица на такие инструменты, отнесенные к культурным ценностям, оформляется паспорт. При этом при повторном временном вывозе не потребуются экспертные заключения, а также фотографии инструмента или смычка. Паспорт можно оформить и на инструменты, смычки, которые не относится к культурным ценностям либо в отношении которых не установлен разрешительный порядок вывоза.
    Изменения затронули также страхование временно вывозимых культурных ценностей.
    Кроме того, урегулирован порядок создания негосударственных музеев. Правительство РФ сможет предоставлять им статус негосударственного музея федерального значения.
    Предусмотрены переходные положения.
    Закон вступает в силу по истечении 30 дней после официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.
     
  • Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 434-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2018 году"
    Приняты масштабные поправки к БК РФ.
    Скорректирован БК РФ.
    Изменен норматив распределения доходов от акцизов на средние дистилляты - 50% будут зачисляться в федеральный бюджет и 50% - в бюджеты регионов.
    Поправками к НК РФ введена пошлина за внесение изменений в запись о регистрации СМИ, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории региона, муниципалитета, либо на всей территории России, за ее пределами, на территориях двух и более регионов. Закреплено, что она зачисляется в бюджеты регионов.
    Предусмотрена возможность устанавливать условия предоставления субсидий как в договорах (соглашениях), так и в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
    Правительство РФ решено уполномочить определить основания, порядок и условия списания с учета и восстановления в учете задолженности юрлиц перед федеральным бюджетом, учитываемой в составе задолженности кредитных и иных организаций (их правопреемников), осуществлявших предоставление и (или) обеспечивавших возврат бюджетных средств на основании заключенных с федеральными органами власти договоров.
    Поправками допускается утверждение не распределенного между регионами объема субсидий в размере не более 5% общего объема соответствующей субсидии, утвержденного на первый год планового периода, и не более 10% общего объема указанной субсидии, утвержденного на второй год.
    Указан предельный срок заключения соглашений о предоставлении субсидий - 15 февраля текущего финансового года.
    Поправки вступают в силу с 01.01.2018.
     
  • Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 433-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
    Приняты комплексные поправки к Закону об обороте алкоголя.
    В Закон об обороте алкоголя внесены комплексные изменения.
    Так, снято ограничение на производство, закупку, поставки, хранение и/или перевозки пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре объемом более 1,5 л в целях вывоза из России. На этикетке должно быть написано "Только на экспорт". Розничная продажа такой продукции запрещена. Эти нормы вступают в силу с 1 января 2018 г.
    Установлены особенности оборота алкоголя, а также его распития в России в связи с ЧМ-2018.
    С 1 июля 2018 г. федеральная специальная и акцизная марки должны содержать двухмерный штрихкод, нанесенный организацией - изготовителем марок и содержащий закодированный идентификатор ЕГАИС.
    Для организаций Крыма вступление в силу ряда норм (например, об оснащении основного техоборудования счетчиками измерения и учета объема готовой продукции) перенесено на 1 января 2020 г.
    Закреплено, что на региональном уровне проводится госконтроль за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и об объеме собранного винограда для производства винодельческой продукции. Должностные лица уполномоченных органов наделены правом проводить контрольную закупку без предварительного уведомления проверяемых юрлиц, ИП и сельхозпроизводителей при наличии оснований для внеплановой проверки.
    Кроме того, с 1 июля 2018 г. не проводится плановая проверка в отношении лицензиата, продающего алкоголь в розницу, кроме продажи сельхозпроизводителями вина и шампанского.
    Введены требования к бюджетным учреждениям, продающим алкоголь в розницу в городских и/или сельских населенных пунктах при оказании услуг общественного питания.
    Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
     
  • Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 432-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
    Программа маткапитала продлена, его средства разрешено использовать на ежемесячные детские выплаты и оплату детсадов.
    Приняты поправки к Закону о маткапитале.
    Во-первых, программа маткапитала продлена до 31 декабря 2021 г.
    Во-вторых, еще одним направлением его расходования стало получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка.
    В-третьих, разрешено использовать маткапитал до достижения ребенком 3 лет для оплаты образовательных услуг по программам дошкольного образования, иных связанных с получением такого образования расходов, а также для получения упомянутой выплаты.
    Закон вступает в силу с 1 января 2018 г.
     
  • Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 431-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
    Отложен срок перехода к оформлению ветеринарных сопроводительных документов исключительно в электронной форме.
    Перенесен на полгода - с 1 января 2018 г. на 1 июля 2018 г. - срок начала оформления ветеринарных сопроводительных документов исключительно в электронной форме.
    Это вызвано недостаточной степенью готовности ряда регионов к внедрению системы электронной ветеринарной сертификации.
    Также разрешено оформление ветеринарных сопроводительных документов на бумаге в случае невозможности эксплуатации федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии из-за аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия; при отсутствии в определенных населенных пунктах доступа к Интернету; если в таких документах содержатся секретные сведения.
    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
     
  • Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 430-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
    Ввоз в страну культурных ценностей полностью освобожден от НДС, а размеры госпошлины за их вывоз пересмотрены.
    Поправки к НК РФ касаются культурных ценностей.
    Во-первых, полностью освобождается от НДС ввоз в страну культурных ценностей.
    Во-вторых, пересмотрены размеры госпошлины за право вывоза культурных ценностей. Они дифференцированы в зависимости от установленного порядка вывоза культурных ценностей. Вводятся льготы по госпошлине для негосударственных музеев федерального значения.
    Федеральный закон вступает в силу через 1 месяц со дня его официального опубликования.
     
  • Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 429-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О карантине растений"
    Лабораторные исследования ввозимой подкарантинной продукции будут оплачиваться ее собственником до 1 января 2021 г.
    Установлено, что лабораторные исследования ввозимой подкарантинной продукции проводятся за счет ее собственника до 1 января 2021, а не 2018 г.
    Порядок осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) утверждается Правительством РФ.
    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
     
  • Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 428-ФЗ "О внесении изменений в статью 33.1 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
    Действие тарифов страховых взносов на ОПС в размере 22% и 10% продлено до 2020 г.
    До 2020 г. продлено действие тарифа страхового взноса на ОПС в размере 22% с сумм выплат, не превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов, и 10% - с сумм выплат, превышающих эту величину.
    Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2018 г.
     
  • Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 427-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"
    Закон о валютном регулировании и валютном контроле: поправки.
    Скорректирован Закон о валютном регулировании и валютном контроле.
    Исключено требование об обязательности представления физлицом-резидентом уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления.
    Установлены особенности для совершения валютных операций с использованием счетов (вкладов) в заграничных банках сотрудниками диппредставительств, консульских учреждений, постоянных представительств России при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях. В частности, речь идет об использовании резидентами своих банковских счетов для получения сумм от нерезидентов, причитающихся в качестве возмещения НДС и выплачиваемых компетентными органами государства пребывания таких сотрудников. Также расширен перечень разрешенных случаев зачисления средств на счета (вклады) физлиц-резидентов, открытые ими в заграничных банках, минуя уполномоченные банки.
    Предусмотрено одновременное представление некредитными финансовыми организациями отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в заграничных банках с подтверждающими банковскими документами налоговому органу по месту учета и ЦБ РФ.
    Решено освободить россиян от выполнения обязанностей по уведомлению налоговых органов об их счетах (вкладах), открытых в заграничных банках, от ограничений на совершение операций, а также по представлению отчетов налоговым органам о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) физлиц-резидентов. Речь идет о случаях, когда срок пребывания россиян за границей в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней независимо от количества въездов на территорию России в таком календарном году.
    Поправки вступают в силу с 01.01.2018.
     
  • Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 426-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
    Предложено продлить срок предоставления документов для приобретения статуса СРО кредитных потребкооперативов.
    Внесены поправки в Закон о саморегулируемых организациях (СРО) в сфере финансового рынка.
    Продлен с 2-х до 4-х лет срок предоставления документов для приобретения статуса саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов (СРО КПК).
    Напомним, что установленный ранее 2-летний переходный период для приобретения статуса СРО должен был истечь 11 января 2018 года, после чего кооперативы были бы не вправе принимать новых членов и привлекать сбережения. Для получения статуса СРО таким организациям необходимо объединить в своем составе в качестве членов не менее 26% от общего количества КПК, что является фактически невыполнимой задачей, так как большинство КПК не соответствуют новым требованиям.
    Кроме того, отложен на 2 года срок вступления в силу изменений, внесенных в июле 2016 г. в законодательство (N 292-ФЗ), обязывающих соответствующие СРО осуществлять контроль и применять установленные законом меры воздействия в отношении сельскохозяйственных КПК.
    Закон вступает в силу с 31 декабря 2017 г.
     
  • Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 425-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств"
    Обязательную маркировку лекарств внедряют с 2020 г.
    Принят Закон о маркировке лекарственных средств.
    Он предусматривает создание системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя с использованием средств идентификации. Такие средства производители будут наносить на упаковку лекарства. Данные о них будут поступать в информационную систему мониторинга движения лекарственных препаратов. Любой гражданин сможет с помощью указанной информационной системы проверить легальность препарата.
    Систему мониторинга движения лекарственных препаратов планируется внедрить с 1 января 2020 г. Это позволит исключить оборот фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств.
    Кроме того, закон обязывает держателей (владельцев) регистрационных удостоверений лекарственных препаратов, производителей лекарственных препаратов для медприменения и производителей фармацевтических субстанций направить до 1 января 2019 г. в уполномоченный орган сведения о регистрации в качестве налогоплательщика в стране регистрации. Эти данные надо обязательно указывать при госрегистрации лекарственного препарата.
    Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2018 г., за исключением положений о внедрении системы мониторинга движения лекарственных препаратов, которые вводятся в действие с 1 января 2020 г.
     
  • Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 424-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"
    Аграрные вузы включены в систему мер господдержки.
    Внесены поправки к Закону о развитии сельского хозяйства.
    Меры господдержки в сфере развития сельского хозяйства распространены на научные и образовательные организации, осуществляющие в процессе научной (научно-технической, образовательной) деятельности также производство сельхозпродукции, ее переработку. Ранее они относились только к товаропроизводителям.
    Закон вступает в силу с 1 января 2018 г.
     
  • Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 423-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования государственных информационных систем на государственной гражданской службе Российской Федерации"
    Об использовании госинформсистем на гражданской службе.
    Закреплено использование госинформсистем на гражданской службе.
    Так, на федеральной гражданской службе используется федеральная госинформсистема в области госслужбы. Порядок использования системы определяет Правительство РФ, а особенности ее использования в отдельных федеральных госорганах - Президент РФ.
    Для гражданской службы в региональных госорганах используется федеральная госинформсистема в области госслужбы или будет создаваться совместимая с ней госинформсистема в области гражданской службы региона.
    Сведения из личных дел служащих хранятся в базах данных госинформсистем (ранее - на электронных носителях).
    Предусмотрено создание реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия за коррупционное правонарушение. Он размещается на сайте федеральной госинформсистемы.
    Закон вступает в силу с 1 января 2018 г.
     
  • Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 422-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
    Из объектов экологической экспертизы исключена проектная документация объектов капремонта на ООПТ.
    Внесены поправки в Закон об экологической экспертизе. Он приведен в соответствие с изменениями, внесенными в ГрК РФ и отдельные законодательные акты в части отмены требования по проведению экологической экспертизы при капитальном ремонте объектов, расположенных на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Из указанного закона такие нормы также исключены. Таким образом, проектная документация объектов капремонта на ООПТ больше не направляется на экспертизу.
    В состав материалов, направляемых на экспертизу, включены материалы оценки воздействия строительства, реконструкции объектов на любую ООПТ регионального и местного значения. Ранее речь шла только о некоторых таких ООПТ, а также ООПТ федерального значения.
    Кроме того, на год отложено вступление в силу некоторых изменений, внесенных в Закон об охране окружающей среды, об оснащении стационарных источников объектов I категории автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов/сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации в госфонд данных государственного экологического мониторинга.
     
  • Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения"
    МРОТ повышен до прожиточного минимума.
    Внесены изменения в отдельные законодательные акты в части повышения МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения.
    С 01.01.2018 МРОТ устанавливается в сумме 9 489 руб. в месяц (85% от прожиточного минимума за II квартал 2017 г.).
    Начиная с 2019 г. МРОТ устанавливается в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России за II квартал предыдущего года.
    Если величина прожиточного минимума за II квартал предыдущего года будет ниже его величины за II квартал года, предшествующего предыдущему году,то МРОТ не уменьшается.
    Указано, что Закон о потребительской корзине действует до 31.12.2020 включительно. Ранее предельный срок не устанавливался.
     
  • Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 420-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений Федерального закона "О страховых пенсиях", внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии"
    Вниманию неработающих пенсионеров! В следующем году страховые пенсии и фиксированную выплату проиндексируют на 3,7%
    Часть поправок касается пересмотра размера социальной доплаты к пенсии в связи с изменением величины прожиточного минимума пенсионера. Закреплено, что при таком пересмотре общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом соцдоплаты к пенсии текущего года не может быть меньше показателя предыдущего года. В случае уменьшения прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Федерации на следующий финансовый год, это положение позволит сохранить (не снизить) общую сумму материального обеспечения неработающего пенсионера, который уже является получателем соцдоплаты к пенсии и имеет сложившийся уровень материального обеспечения.
    Также предусмотрена индексация страховых пенсий и фиксированной выплаты к ним неработающим пенсионерам с 1 января 2018 г. на 3,7%. Стоимость одного пенсионного коэффициента установлена в размере 81 руб. 49 коп. Кроме того, с 1 января 2018 г. актуализирован размер фиксированной выплаты к страховым пенсиям неработающих пенсионеров - 4 982 руб. 90 коп.
    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.
     
  • Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 419-ФЗ "Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2018 год"
    Каков ожидаемый период выплаты накопительной пенсии на 2018 г.?
    Установлен ожидаемый период выплаты накопительной пенсии на 2018 г. - 246 месяцев (20,5 лет).
    Продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии определяется на основании статистических данных о продолжительности жизни получателей накопительной пенсии.
    Отметим, что на 2017 г. ожидаемый период выплаты накопительной пенсии, применяемый для расчета ее размера, составлял 240 месяцев. Чтобы не допустить резкого увеличения продолжительности ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, с 2016 по 2020 г. ежегодно этот период увеличивается на 6 мес.
    Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2018 г.
     
  • Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей"
    С 2018 г. назначаются ежемесячные выплаты на первого и второго ребенка.
    Принят Закон о ежемесячных выплатах семьям в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка.
    На выплату могут рассчитывать постоянно проживающие в России граждане, если ребенок рожден (усыновлен) после 1 января 2018 г. При этом размер среднедушевого дохода семьи не должен превышать 1,5-кратную величину регионального прожиточного минимума трудоспособного населения.
    Ежемесячная выплата равна региональному прожиточному минимуму для детей за II квартал года, предшествующего году обращения за ее назначением.
    Выплаты на первого ребенка финансируются за счет федеральных субвенций, на второго - за счет маткапитала.
    Выплату назначают на 1 год. Затем надо подать новое заявление. Выплату назначат до достижения ребенком полутора лет.
    Подать заявление можно в любое время в течение полутора лет со дня рождения ребенка. При этом если обратиться за выплатой в течение первых 6 месяцев, ее назначат со дня появления малыша на свет. В остальных случаях - со дня обращения.
    Выплату не назначат, если ребенок находится на полном гособеспечении, а также если гражданин лишен родительских прав.
    Закон вступает в силу с 1 января 2018 г.
     
  • Федеральный конституционный закон от 28 декабря 2017 г. N 5-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
    Переход Крыма на общероссийские коммунальные тарифы отложен еще на два года.
    Внесены поправки в Закон о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании новых субъектов Федерации.
    До 1 марта 2020 г. продлен срок действия особенностей применения российского законодательства о госрегулировании тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях Республики Крым и г. Севастополя.
    Напомним, что крымские тарифы были ниже российских, переход на которые намечался с 1 января 2018 г. Это могло привести к одномоментному росту платежа граждан на коммунальные услуги. Поправки позволяют Крыму плавно перейти к действующим в России тарифам.
    Также установлено, что плановые проверки юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля (надзора), муниципального контроля в указанном регионе, если периодичность их проведения ограничена законом одним разом в 3 года, не будут проводиться до 1 марта 2019 г. (а не до 1 января 2018 г.).
    Закон вступает в силу с 1 января 2018 г.
     

 

Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 28 декабря 2017


  • Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 5 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27 декабря 2017 г.)
    Очередное обобщение практики ВС РФ!
    В обзоре проанализирована практика Президиума, судебных коллегий ВС РФ, приведены правовые позиции международных договорных органов ООН и Европейского Суда по правам человека.
    Некоторые разъяснения сформулированы в виде ответов на вопросы.
    Освещены споры, связанные с защитой права собственности, других вещных прав; с корпоративными, жилищными, трудовыми, обязательственными, административными и иными публичными правоотношениями. Разобраны некоторые правила, касающиеся применения процессуальных норм.
    Среди основных выводов можно выделить следующие.
    Собственник жилого дома, в непосредственной близости от которого ведутся строительные работы вправе требовать, чтобы застройщик обеспечил их безопасное производство.
    Если установлены двухкомпонентные тарифы на горячую воду, количество теплоэнергии, использованной на ее подогрев, определяется по соответствующим нормативам расхода независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме.
    Цена госучастка, приватизируемого собственником недвижимости на нем, определяется исходя из кадастровой стоимости этой земли на момент обращения с заявлением о ее выкупе.
    Если права на недвижимость регистрируются на основании нотариально удостоверенной сделки, совершенной при отсутствии запрета распоряжаться этим имуществом, госрегистратор не проверяет ее законность.
    Закон не обязывает включать в базу для начисления страховых взносов не принятые ФСС РФ к зачету суммы выплаченного работникам страхового обеспечения.
    Если в обеспечение исполнения обязательств по кредиту заключен договор ипотеки права аренды земли, на которой возводится недвижимость, при банкротстве залогодателя требования банка могут быть признаны обеспеченными залогом незавершенного строительством объекта.
     
  • Указание Банка России от 27 ноября 2017 г. N 4623-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности о деятельности, в том числе требованиях к отчетности по обязательному пенсионному страхованию, негосударственных пенсионных фондов"
    НПФ будут отчитываться о своей деятельности по новым правилам.
    Установлены новые формы, сроки и порядок составления и представления в ЦБ РФ отчетности о деятельности НПФ (в т. ч. требования к отчетности по ОПС).
    Указание вступает в силу по истечении 10 дней после официального опубликования. Указание о формах, сроках и порядке составления и представления в ЦБ РФ отчетности о деятельности НПФ (в т. ч. требованиях к отчетности по ОПС), порядке и сроках раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторского и актуарного заключений НПФ при этом утрачивает силу.
    Отчетность составляется и представляется по новым правилам начиная с отчетности за период, в котором Указание вступает в силу.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2017 г. Регистрационный № 49384.
     
  • Указание Банка России от 11 октября 2017 г. N 4579-У "О порядке расчёта текущей рыночной стоимости и стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении по договору доверительного управления средствами пенсионных накоплений, порядке и сроках расчёта рыночной стоимости активов, в которые размещены средства пенсионных резервов, и совокупной рыночной стоимости пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда"
    Гармонизированы подходы к определению стоимости активов в рамках деятельности НПФ по НПО или ОПС и бухучёта.
    Установлены новые правила расчета стоимости активов, составляющих пенсионные накопления или пенсионные резервы НПФ.
    Стоимость чистых активов определяется как разница между текущей рыночной стоимостью активов и величиной всех обязательств, подлежащих исполнению за их счёт, кроме обязательств по договорам об ОПС и НПО, на момент расчёта стоимости чистых активов. Активы и обязательства принимаются к расчёту в случае их признания в соответствии с МСФО, введёнными в действие на территории России.
    Стоимость активов и величина обязательств рассчитываются по справедливой стоимости в соответствии с МСФО (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости". Стоимость активов можно рассчитывать на основании отчёта оценщика.
    Предусмотрено требование о хранении и раскрытии информации, в том числе о произведённых расчётах.
    Установлены требования к содержанию правил определения стоимости чистых активов, утверждаемых управляющей компанией ПФР либо НПФ по согласованию со специализированным депозитарием.
    Указание вступает в силу с 1 января 2018 г.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2017 г. Регистрационный № 49399.
     
  • Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с добровольным страхованием имущества граждан (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27 декабря 2017 г.)
    Добровольное страхование имущества граждан: результаты обобщения судебной практики.
    Утвержден новый обзор судебной практики по делам, связанным с добровольным страхованием имущества граждан. А предыдущий обзор, утвержденный в 2013 г., утрачивает силу.
    В частности, подчеркивается, что страховая стоимость имущества, указанная в договоре, не может быть впоследствии оспорена. Исключение - случай, когда страховщик, не воспользовавшийся до заключения договора своим правом оценить страховой риск, был умышленно введен в заблуждение относительно нее.
    Договором может быть предусмотрено, что страховщик не возмещает утрату товарной стоимости застрахованного автомобиля.
    Если у суда возникли сомнения по толкованию условий договора и установить действительную общую волю сторон невозможно, то нужно исходить из наиболее благоприятной для потребителя трактовки.
    Даже если заявление о выплате страховки подано уже после прекращения договора страхования, но имущество пострадало в период его действия, страхователь вправе получить соответствующее возмещение.
    Освещены и многие другие вопросы, в т. ч. касающиеся применения Закона о защите прав потребителей.
     
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов"
    Разъяснения по использованию в судах документов в электронном виде!
    Даны разъяснения по вопросам использования документов в электронном виде в деятельности судов арбитражных и общей юрисдикции.
    Имеются в виду электронные документы и электронные образы документов (т. е. электронные копии того, что изготовлено на бумажном носителе).
    Подчеркивается, что при разрешении подобных вопросов применимы аналогии и закона, и права.
    Затронуты моменты, связанные с подачей в суды таких документов, с получением извещений в электронном виде, с заявлением ходатайств о направлении извещений и вызовов без использования Интернета.
    Обращения в электронном виде подаются посредством заполнения форм, размещенных на сайтах судов.
    Указывается, что следует понимать под документами, подтверждающими размещение судом на его сайте сведений о времени и месте заседания или совершения отдельного процессуального действия.
    Приведен перечень процессуальных действий, о которых лица в любом случае должны уведомляться путем направления извещения и на бумажном носителе.
    Рассмотрены некоторые нюансы подготовки и рассмотрения дел с использованием документов в электронном виде, а также исполнения и направления судебных актов, выполненных (изготовленных) в такой форме.
    Перечислены случаи, когда суд может затребовать подлинники доказательств, уже направленных ему в виде электронных образов.
     
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов"
    Взыскание алиментов: новые разъяснения.
    Пленум Верховного Суда РФ дал новые разъяснения по спорам, связанным со взысканием алиментов.
    В частности, указано, как определяется подсудность, в каких случаях выносится судебный приказ, когда во взыскании алиментов может быть отказано.
    Обращается внимание на особенности взыскания алиментов на несовершеннолетних детей.
    Так, подобное требование подлежит удовлетворению судом независимо от трудоспособности родителей, а также нуждаемости ребенка в алиментах.
    Суд вправе определить размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно, в твердой сумме или одновременно в долях и в твердой сумме, если плательщик имеет нерегулярный, меняющийся заработок. Это касается и случаев, когда он получает доходы в натуре или в иностранной валюте либо вовсе их не имеет.
    Разъяснены и многие другие вопросы, касающиеся алиментных обязательств в отношении других категорий получателей, изменения, расторжения и недействительности соглашения об уплате алиментов, изменения установленного судом размера алиментов, ответственности за их несвоевременную уплату.
    Прежние разъяснения по данной тематике утрачивают силу.
     

 

Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 27 декабря 2017


  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
    Пленум Верховного Суда РФ обновил разъяснения по ОСАГО.
    Пленум Верховного Суда РФ дал новые, более подробные разъяснения по применению законодательства об ОСАГО.
    Освещен достаточно широкий круг вопросов. В их числе - заключение договора ОСАГО, оформление документов о ДТП без участия сотрудников полиции, прямое возмещение убытков, восстановительный ремонт, ответственность страховщика за просрочку выплаты страхового возмещения и т. д.
    Так, если при оформлении договора в электронном виде страхователь сообщил недостоверные сведения, из-за чего размер страховой премии уменьшился, то это не влечет незаключенность договора. И страховщик не освобождается от страхового возмещения при наступлении страхового случая.
    Заявление о страховой выплате и необходимые документы должны направляться способами, обеспечивающими фиксацию их направления и доставки адресату.
    Важно, что по договору уступки требования не могут передаваться права потерпевшего на возмещение вреда жизни и здоровью, на компенсацию морального вреда и на получение штрафа за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего. Но присужденные судом суммы компенсации морального вреда и штрафа могут быть переданы по указанному договору любому лицу.
    Прежние разъяснения утрачивают силу.
     
  • Приказ Минфина России от 29 ноября 2017 г. N 212н "О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению"
    Изменения в плане счетов бухучета бюджетных учреждений.
    Скорректированы план счетов бухучета бюджетных учреждений и инструкция по его применению.
    В частности, из плана счетов исключены счета "Активы в управляющих компаниях", "Увеличение стоимости активов в управляющих компаниях", "Уменьшение стоимости активов в управляющих компаниях", а также счета "Вложения в управляющие компании", "Увеличение вложений в управляющие компании" и "Уменьшение вложений в управляющие компании".
    Уточнено наименование ряда счетов, касающихся расчетов по авансам по пенсиям и пособиям.
    Скорректированы порядок формирования номеров отдельных счетов, правила отражения объектов основных средств при передаче имущества в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, на хранение. Изменения также затронули порядок отражения внутреннего перемещения объектов нематериальных и непроизведенных активов, правила отражения передачи произведенных вложений в объекты нефинансовых активов в рамках расчетов между головным учреждением, обособленными подразделениями (филиалами), при передаче государственным и муниципальным организациям.
    Кроме того, коррективы коснулись учета субсидий на выполнение госзадания, вычетов НДС по авансам.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 декабря 2017 г. Регистрационный № 49437.
     
  • Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. N 89 "О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию"
    Принят техрегламент по безопасности нефти.
    С 1 июля 2019 г. вступает в силу техрегламент ЕАЭС "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию".
    Он не распространяется на нефть, экспортируемую за пределы Союза; поставляемую по гособоронзаказу; находящуюся на хранении в организациях, обеспечивающих сохранность государственного материального резерва; используемую изготовителем (производителем) только для собственных нужд.
    Каждая партия нефти должна сопровождаться паспортом. Определено его содержание.
    Урегулированы вопросы оценки соответствия нефти установленным требованиям. Закреплены правила маркировки товара единым знаком обращения продукции на рынке ЕАЭС.
    Приведены требования к показателям нефти. Речь идет, в частности, о содержании сероводорода, воды, о концентрации хлористых солей, органических хлоридов.
    Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
     

 

Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 26 декабря 2017


  • Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2017 г. N 1598 "О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти"
    Военнослужащим, а также сотрудникам правоохранительных органов с нового года повысят денежное довольствие.
    С 1 января 2018 г. на 4% повышается денежное довольствие военнослужащих-контрактников и размеры окладов по воинским должностям военнослужащих-срочников.
    В аналогичном размере с указанной даты будет проиндексировано денежное довольствие лиц, проходящих службу в войсках нацгвардии и имеющих специальные звания полиции, сотрудников ОВД, учреждений и органов УИС, ФПС ГПС, таможенных органов и лиц начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи.
    Указанная индексация учитывается при пересмотре размеров пенсий гражданам, уволенным со службы в федеральных органах наркоконтроля, и членам их семей.
     
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2017 г. N 54 "О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки"
    Уступка требования: разъяснения Пленума Верховного Суда РФ.
    Пленум Верховного Суда РФ дал разъяснения по применению положений ГК РФ о перемене лиц в обязательстве на основании сделки.
    В частности, отмечается, что отсутствие в возмездном договоре условия о цене передаваемого требования само по себе не дает оснований для признания его недействительным или незаключенным.
    Несоблюдение требования о госрегистрации и формы уступки не влечет негативных последствий для должника, предоставившего исполнение цессионарию на основании надлежащего уведомления об уступке.
    Первоначальный кредитор не может уступить новому кредитору больше прав, чем имеет сам.
    Вместе с тем на основании закона новый кредитор в силу его особого правового положения может обладать дополнительными правами, которых не было у первоначального кредитора. Например, правами, предусмотренными Законом о защите прав потребителей.
    Затронуты в т. ч. такие вопросы, как допустимость уступки требования, уведомление должника об уступке, его возражения против требования цессионария, перевод долга, передача договора.
     
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2017 г. N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве"
    Пленум Верховного Суда РФ разъяснил правила привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности при банкротстве.
    Пленум Верховного Суда РФ дал подробные разъяснения по вопросам привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности при банкротстве.
    В первую очередь обращается внимание на то, в каких случаях лицо признается контролирующим.
    Так, номинальный руководитель, формально входящий в состав органов юрлица, но фактически ничего не решавший, не утрачивает статус контролирующего лица. В этом случае по общему правилу номинальный и фактический руководители несут субсидиарную ответственность. Вместе с тем при определенных условиях размер субсидиарной ответственности первого из них может быть уменьшен.
    Часть разъяснений касается субсидиарной ответственности за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника о собственном банкротстве, а также за невозможность полного погашения требований кредиторов. Подчеркивается, что руководитель обязан подать такое заявление независимо от того, есть ли средства для финансирования процедур банкротства.
    Указано, кто вправе обратиться с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности. Раскрыты процессуальные особенности рассмотрения таких заявлений.
    Разъясняются и некоторые другие вопросы (тождественность исков (заявлений) о привлечении к субсидиарной ответственности, исковая давность, стимулирующее вознаграждение арбитражного управляющего, особенности привлечения к ответственности по корпоративным основаниям при банкротстве).
     

 

Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 25 декабря 2017


Вопросы и ответы Правового консалтинга

29 декабря 2017

Налоги и налогообложение
При электронном документообороте (далее - ЭДО), например при покупке электроэнергии, акты выполненных работ высылаются не ранее 15 числа следующего месяца, а значит, и подпишутся покупателем электронной цифровой подписью следующим месяцем, а по истечении квартала - в следующем квартале. Акты выполненных работ датированы последним числом месяца (например, акт на потребление электроэнергии за март датирован 31.03.2017, а выслан и подписан по ЭДО уже в апреле 2017 года). В акте указано, что электроэнергия за март 2017 года. Имеет ли право покупатель включить НДС в книгу покупок в тот период, когда услуга была оказана?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: Организация может принять к учету потребленную услугу в периоде ее фактического оказания (на дату акта (31.03) по услугам за март), а не в периоде поступления и подписания документа в рамках электронного документооборота (в апреле). В таком случае...
Бухучет и отчетность
Платежный агент имеет одну зарегистрированную на его имя ККТ, заключил агентские договоры с двумя юридическими лицами по приёму платежей от физических лиц (плата за парковку) с двух рядом находящихся парковок, принадлежащих этим юридическим лицам. Поставщиками услуг являются две организации, которые владеют определенными площадями паркинга и оборудованием (поставщики). Третья организация в соответствии с условиями договора оказывает услуги по техническому обслуживанию оборудования паркинга, осуществляет организацию деятельности паркинга (далее - исполнитель, оператор паркинга). В обязанности оператора паркинга также входит обязанность принятия в пользу поставщиков денежных средств за пользование услугами паркинга. В данной части договора оператор паркинга указан как платежный агент, на которого распространяются положения Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". Может ли платёжный агент принимать платежи по этим договорам через одну ККТ, не разделяя потоки в момент приема оплаты, в том числе через банковские карты? При составлении ежемесячного отчёта заказчикам может ли платежный агент для разделения потоков денежных средств между заказчиками по согласованию всех сторон делить выручку пропорционально площадям парковок или руководствоваться данными навигационного оборудования?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: Оператор паркинга, в обязанности которого в соответствии с условиями договора входит прием оплаты за услуги паркинга, организацию деятельности которого он осуществляет, должен применять ККТ (выдавать кассовые чеки и осуществлять передачу в момент...

28 декабря 2017

Налоги и налогообложение
Могут ли взаимозависимые юридические лица продавать товар друг другу по его себестоимости, а третьим лицам - по рыночной цене с целью извлечения прибыли (в данном случае сделки между взаимозависимыми организациями не относятся к контролируемым)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Налоговое законодательство РФ не содержит запрета на продажу организациями товаров по себестоимости и не устанавливает минимальную цену продажи. В то же время, несмотря на то, что сделки в данном случае между взаимозависимыми организациями не относятся...
Бухучет и отчетность
ООО применяет общую систему налогообложения, в IV квартале 2014 года приобрело основные средства (движимое имущество - рекламные конструкции), но своевременно не отразило их в бухгалтерском и налоговом учете. Основные средства не были поставлены на баланс. Каким образом можно исправить данную ошибку (ошибка для организации является существенной) в бухгалтерском и налоговом учете?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: В бухгалтерском учете исправлять ошибку необходимо в текущем периоде. Организации необходимо представить уточненные декларации (расчеты) по налогу на имущество за истекшие налоговые (отчетные) периоды с 2015 по 2017 годы. НДС по приобретенному...

27 декабря 2017

Налоги и налогообложение
Есть ли обязанность отражать в отчетности по страховым взносам выплаты, которые производятся работникам в связи с направлением их в командировку (командировочные расходы)?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: Выплаты работникам, связанные с командировками, являются объектом обложения страховыми взносами, данные выплаты подлежат отражению в соответствующих строках и графах расчета по страховым взносам.Обоснование позиции: Согласно пп. 1 п. 1 ст. 419 НК...
Бухучет и отчетность
В 2018 году организация планирует начать осуществлять новый вид деятельности. Для этого требуются заемные средства. С этой целью был заключен договор с банком на проведение экспертизы инвестиционного проекта. Каков порядок бухгалтерского учета данных расходов?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Расходы на проведение экспертизы инвестиционного проекта признаются в полном объеме в том периоде, в котором они имели место, в составе прочих расходов. Обоснование вывода: Расходы на независимую экспертизу инвестиционного проекта являются неотъемлемой...

26 декабря 2017

Налоги и налогообложение
Организация получила информацию (со ссылками на постановление Правительства РФ от 19.08.2017 N 981) о том, что с 01.10.2017 определять цену товара расчетным способом можно только в конкретно оговоренных в главе 21 НК РФ случаях (п.п. 3, 4 и 5.1 ст. 154 и п.п. 2-4 ст. 155 НК РФ). В остальных случаях сумма НДС определяется прямым методом. А это значит, что с 01.10.2017 цена на товары (работы, услуги), облагаемые НДС, во всех коммерческих ценовых предложениях, договорных документах, определяющих цену товара, должна быть указана без НДС. С учетом вышеупомянутых изменений законодательства с 01.10.2017 все документы, определяющие цену поставляемого в адрес конкретного контрагента товара, должны содержать реквизиты: цена товара без НДС, ставка НДС, сумма НДС, стоимость товара с НДС. Обязательно ли указывать данные реквизиты в документах?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Ни налоговое, ни гражданское законодательство не требуют обязательного указания в договоре цены товара без НДС, ставки НДС, суммы налога, исчисленного по указанной ставке, стоимости товара с учетом НДС. Указание в договоре (дополнительных соглашениях)...
Бухучет и отчетность
Организация приобретает бывшие в эксплуатации основные средства. Основные средства можно условно разделить на три категории: 1) полностью самортизированные, 2) основные средства, срок использования которых составляет менее 1 года, 3) основные средства, срок использования которых составляет более 1 года. Для третьей категории организация будет устанавливать срок использования исходя из срока полезного использования, установленного прежним владельцем, уменьшенного на срок фактического использования прежним владельцем. Как следует устанавливать срок полезного использования для основных средств первой и второй категории в целях бухгалтерского и налогового учета? Каковы нижний и верхний пределы срока полезного использования оборудования при его самостоятельном выборе? Каковы возможные налоговые риски, если срок полезного использования организация будет определять самостоятельно?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: Для целей налогообложения прибыли в отношении основных средств, срок использования которых у предыдущего собственника истек (первая категория) или составляет менее года (вторая категория) организация вправе установить срок полезного использования...

25 декабря 2017

Налоги и налогообложение
Организация предоставляла своим работникам бесплатное питание в индивидуальном порядке. В настоящий момент в организации рассматривается вариант организации бесплатного питания этих работников по принципу "шведского стола", без персонификации. При этом предоставление бесплатного питания предусмотрено трудовыми договорами с работниками. Вместе с тем никакие удержания из доходов работников (в счет оплаты питания) не производятся. Необходимо ли облагать НДС услуги по предоставлению бесплатного питания работникам по принципу "шведского стола", то есть без персонификации?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: В рассматриваемой ситуации операции по предоставлению своим работникам бесплатных обедов по принципу "шведский стол" не являются объектом обложения НДС. Обоснование вывода: В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на...
Бухучет и отчетность
В производственных целях работники используют личные телефоны, оплата сотовой связи предусмотрена приказом организации. Для оплаты сотовой связи через систему Сбербанк-Онлайн работники используют личные счета (личные банковские карты). В ряде случаев вместо работников оплату могут производить третьи лица (их супруги). Как правило, в квитанциях Сбербанк-Онлайн фамилия плательщика указывается сокращенно, а номер телефона частично скрыт (вместо части цифр в середине номера телефона указаны звездочки). Правомерно ли принимать авансовый отчет (с точки зрения бухгалтерского учета и налогообложения прибыли), где подтверждающим документом на оплату за сотовую связь будет не квитанция Сбербанка, а квитанция, оплаченная через Сбербанк-Онлайн и распечатанная на принтере, или необходимо брать подтверждение в Сбербанке?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: Авансовый отчет, к которому в качестве подтверждающего документа приложен чек (квитанция) по операции Сбербанк Онлайн, распечатанный из системы Сбербанк Онлайн на принтере, может быть принят с учетом изложенных ниже особенностей.Обоснование позиции:...

Подписка на журнал "Законодательство".

Информация о контрагентах – Экспресс Проверка, Мониторинг закупок – Экспресс Тендер


События

5-7 февраля 2018 г., Дневной семинар повышения квалификации "Реформа гражданского кодекса в части регулирования финансовых сделок". Подробнее

7-8 февраля 2018 г., Практический семинар "Земельно-имущественное законодательство: новации для объектов энергетики в 2018 г.". Подробнее

23-26 мая 2018 г., Российская неделя маркетинга 2018. Подробнее


 

Настроить параметры получения рассылки Вы можете, посетив раздел "Рассылки" в настройках Вашей личной страницы.

Ждем Ваши идеи и замечания по рассылке: editor@garant.ru. Реклама в рассылке: adv@garant.ru. Информационное сотрудничество: press@garant.ru. 

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ", 2017. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.