Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
![]() |
| © iofoto / Фотобанк Фотодженика |
Конституционный Суд РФ отказался рассматривать жалобу на неконституционность ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ, которая устанавливает наказание за публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций (в аспекте придания норме обратной силы). Заявительница указала на то, что ее оштрафовали за старый пост на своей странице в соцсети: ранее она разместила несколько сообщений, содержащих символику общественного движения альтернативного электорального поведения, которое на момент опубликования сообщений не было признано экстремистской организацией. Лишь спустя значительный промежуток времени данное общественное движение отнесли к экстремистским, а уже затем привлекли к ответственности и заявительницу. По ее мнению, спорная норма позволяет привлекать к административной ответственности за деяние, которое в момент его совершения не являлось административным правонарушением, чем противоречит ряду статей Конституции РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 28 марта 2024 г. № 575-О).
По мнению Конституционного Суда РФ, оспариваемое законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявительницы:
Таким образом, после обновления перечня экстремистских объединений гражданам рекомендуется просмотреть свои старые посты и картинки на предмет публикации символики организаций, которые попали в данный перечень.
Отметим, однако, что и тут граждан могут ждать неприятные сюрпризы. – согласно прямому указанию Закона о противодействии экстремизму, символика экстремистской организации - это символика, описание которой содержится в учредительных документах организации, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Между тем, у общественных движений зачастую нет учредительных документов, а значит, – нет и символики, описание которой было бы ими установлено (именно так было и в деле заявительницы).
Тем не менее, данное обстоятельство не смутило суд общей юрисдикции, который оставил в силе административное наказание заявительницы, сославшись исключительно на судебное решение о запрете деятельности общественного движения. Кроме того, и Конституционный Суд РФ в феврале 2024 года отклонил жалобу на неопределенный термин "символика экстремистской организации" в ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ (жалоба была подана той же самой заявительницей, и, вероятно, содержала ссылку на то, что во вменяемом ей деянии в качестве экстремистской символики суд указал на такую символику, которая не отвечает критериям п. 4 ст. 1 Закона о противодействии экстремизму): по мнению КС РФ, "часть 1 статьи 20.3 КоАП РФ не допускает возможности произвольного применения и не содержит неопределенности в вопросе о том, публичное демонстрирование какой символики влечет привлечение к административной ответственности".
Документы по теме:
Кодекс об административных правонарушениях
Читайте также:
ВС РФ выпустил обзор судебной практики по делам о банкротстве за 2023 год
ПЦР-исследования на COVID-19 у контактных лиц без симптомов не оплачиваются из средств ОМС
С 15 мая вступили в силу поправки о возмещении процессуальных издержек
Суды запретили публиковать вакансии "для славян"