|
Новости для бухгалтера госсектора
|
28 сентября – 4 октября 2015 года Бухгалтерский (бюджетный) учет Бюджетная классификация Бухгалтерская (бюджетная) отчетность Налоги и взносы Бюджетное законодательство Организационно-правовые аспекты Финансовый контроль Ответственность за финансовые нарушения Бухгалтерский (бюджетный) учет - Показатели объектов учета на 1 октября 2015 года должны быть сформированы по новым правилам!
Все организации госсектора с 1 октября 2015 года обязаны применять рабочий план счетов, скорректированный с учетом новых положений Инструкции № 157н (в редакции приказа Минфина России от 06.08.2015 N 124н). В частности, новой редакцией Инструкции № 157н предусмотрено, что коммуникации внутри зданий входят в состав зданий и самостоятельными инвентарными объектами не являются. К таким коммуникациям относятся, например, лифты и подъемники, телефонные и сигнализационные сети. В то же время к самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование указанных систем (оконечные аппараты, приборы и устройства). Другое принципиально важное новшество: к счету 0 210 03 000 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам" необходимо открывать забалансовые счета 17 и 18. Подробнее – в материале Энциклопедии решений "Обзор изменений в Инструкцию № 157н, внесенных приказом Минфина России № 124н". - Казенные учреждения и органы власти с 1 октября 2015 года применяют также новые положения Инструкции № 162н (в редакции приказа Минфина России от 17.08.2015 № 127н). Ряд требований не стали новостью - они уже выполнялись организациями на основании Инструкции № 157н, учетной политики и разъяснений Минфина России. В то же время появились принципиально новые корреспонденции.
Например, определен порядок отражения в учете перемещения объектов основных средств между группами и (или) видами имущества, разукомплектации или частичной ликвидации основных средств - все эти операции отражаются в учете с использованием счета 1 401 10 172 . При этом в результате разукомплектации допускается принятие к учету новых объектов основных средств. Другой пример. Уточнено, что к расходам будущих периодов могут быть отнесены расходы по платежам в бюджеты Списание расходов будущих периодов допускается не только в дебет счета 1 401 20 200, но и в дебет счета 1 109 60 000 . Подробнее – в материале Энциклопедии решений "Обзор изменений в Инструкцию № 162н, внесенных приказом Минфина России № 127н". - Земельные участки, право собственности на которые не разграничено, передаются в аренду. Как организовать бухучет?
Письмо Минфина России от 31.08.2015 № 02-07-10/49963 По своей экономической сути, земельные участки, право собственности на которые не разграничено, расположенные в границах публично-правого образования и передаваемые им в возмездное пользование (аренду), являются активом. Однако положения п. 141 Инструкции N 157н не позволяют учитывать их на счете 1 108 00 000 "Нефинансовые активы имущества казны" - на этом счете отражаются только активы, составляющие государственную (муниципальную) казну. Учитывая вышеизложенное, а также положения п.п. 333, 381 Инструкции № 157н, до принятия соответствующих федеральных стандартов такие земельные участки могут одновременно числиться на следующих забалансовых счетах: - 01 "Имущество, полученное в пользование"; - 25 "Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)". Читайте также материалы Энциклопедии решений: - Учет в госучреждениях земельных участков, полученных на праве постоянного (бессрочного) пользования - Непроизведенные активы госучреждения. Счет 103 00 - Госучреждение. Счет 01 "Имущество, полученное в пользование" - Госучреждение. Счет 25 "Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)" - Учреждением получен объект недвижимости. Как организовать его учет до госрегистрации? Необходимо ли уплачивать налог на имущество?
Письмо Минфина России от 06.08.2015 № 03-05-04-01/45434 Налогом на имущество облагаются движимые и недвижимые вещи, учитываемые на балансе как основные средства. Если объект передан учреждению в оперативное управление, но соответствующее право не зарегистрировано, то необходимо учитывать следующее. На балансовых счетах отражается сумма капвложений в объеме фактических затрат в объекты нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании), модернизации, изготовлении, формирующая первоначальную стоимость (0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы"), на забалансовых – операции с объектом в течение периода оформления госрегистрации прав на него (счет 01 "Имущество, полученное в пользование"). При этом эксплуатационные расходы признаются затратами текущего финансового года и отражаются на счете 0 401 20 200 "Расходы хозяйствующего субъекта". До госрегистрации права оперативного управления имущество составляет казну. Соответственно, оно не является объектом бухгалтерского (бюджетного) учета в качестве основных средств. При отсутствии права оперативного управления налог на имущество не уплачивается (см. также письмо ФНС России от 07.08.2015 № БС-4-11/13907@). Ранее специалисты финансового ведомства обращали внимание на еще один аспект учета полученной недвижимости: недопустимо изъятие информации об имуществе, находящемся в государственной (муниципальной) собственности, в случае прекращения на него права оперативного управления у передающей стороны без регистрации указанного права за принимающей стороной (новым правообладателем) из данных бюджетного учета и отчетности как по балансовым счетам, так и по забалансовым счетам (письмо Минфина России от 17.07.2015 № 02-07-10/41190). Читайте также материалы Энциклопедии решений: Учет госучреждением полученного недвижимого имущества до регистрации прав на него Налог на имущество в госучреждениях.
Бюджетная классификация - Разъяснен порядок применения КБК при госзакупках в целях зачисления в бюджет сумм неустоек, штрафов и средств, удержанных из обеспечения заявок
Письмо Минфина России от 17.09.2015 № 02-08-07/53443 Согласно разъяснениям специалистов финансового ведомства по КБК 000 1 16 33000 00 0000 140 "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" зачисляются: - соответствующие штрафы , предусмотренные КоАП РФ; - денежные средства, внесенные участником закупки в качестве обеспечения заявки и удержанные в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Средства от применения мер гражданско-правовой ответственности в случае, если стороной договора является получатель бюджетных средств , действующий от имени публично-правового образования, относятся к неналоговым доходам бюджетов (п. 3 ст. 41 БК РФ). Уплаченные соответствующими поставщиками (подрядчиками, исполнителями) неустойки (штрафа, пени) зачисляются в бюджет по КБК 000 1 16 90000 00 0000 140 "Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба". О порядке учета расчетов по неустойкам и суммам, удержанным из обеспечения заявок, читайте в материалах Энциклопедии решений "Учет расчетов по неустойкам в госучреждениях" и "Учет расчетов госучреждения по средствам, полученным во временное распоряжение, в случае их перевода в состав доходов". Правильно определить размер неустойки поможет материал Энциклопедии решений "Штрафные санкции по контракту по Закону № 44-ФЗ" и другие аналитические материалы по теме (их список приведен в правом окне в рубрике "См. также").
Бухгалтерская (бюджетная) отчетность - Разъяснен порядок составления бюджетной отчетности на 1 октября 2015 года
Письмо Минфина России и Федерального казначейства от 28.09.2015 № 02-07-07/55198, 07-04-05/02-642 Уточнен порядок формирования Справок (ф. 0503125). Кроме того, даны рекомендации по заполнению новой формы 0503296. Справка по консолидируемым расчетам ( ф. 0503125) В частности, указано, что показатели Справок (ф. 0503125) ГРБС, наделенных полномочиями по перечислению межбюджетных трансфертов, в части операций начисления расходов должны быть подтверждены Уведомлениями по расчетам между бюджетами (ф. 0504817). Кроме того, показатели Справок (ф. 0503125), представляемых главными администраторами средств бюджетов соответствующим финансовым органам и в Федеральное казначейство должны быть выверены с идентичными показателями других участников консолидируемых расчетов. Представление Справок (ф. 0503125) в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства осуществляется в установленном порядке в срок не позднее 16.11.2015 . При этом не отражаются показатели в графах 2, 10, 11, 12 по строкам "Итого", "в том числе по номеру (коду) счета", "из них: денежные расчеты, неденежные расчеты". Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета ( ф. 0503296) При формировании бюджетной отчетности на 1 октября 2015 года организации госсектора впервые должны заполнить новую форму – Сведения (ф. 0503296). Специалисты финансового ведомства обращают внимание на то, что в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160) должен быть раскрыт характер задолженности по исполнительным документам, отраженным в Сведениях (ф. 0503296), правовое обоснование ее возникновения и принятые меры по ее устранению. Кроме того, необходимо указать: - направления расходов по исполнительным документам (задолженность по уплате налогов, заработной плате и т.д.); - подробную информацию по каждому неисполненному денежному обязательству, превышающему 1 млн. руб. (наименование контрагента-кредитора, объем обязательства, дата возникновения обязательства и т.п.). Смотрите также подборку актуальных нормативных актов и разъяснений по вопросам составления и представления бюджетной отчетности. Налоги и взносы - Какие документы вправе требовать налоговая при камеральной проверке?
Письмо Минфина России от 03.09.2015 N 03-05-05-01/50668 В письме отмечается, что в формально-юридическом смысле налоговые ставки и льготы являются разными элементами налогообложения. Налоговые органы вправе истребовать у лиц, пользующихся льготами, подтверждающие это документы. Аналогичная норма для подтверждения права на применение дифференцированных ставок налога НК РФ прямо не предусмотрена. При этом если в ходе проверки выявлены ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия, то плательщику выставляется требование дать необходимые пояснения или внести исправления в материалы. При направлении пояснений или корректировке показателей плательщик вправе дополнительно предоставить выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных. Также предлагаем ознакомиться с материалом Энциклопедии решений "Камеральная налоговая проверка" и другими аналитическими материалами по теме (их список приведен в правом окне в рубрике "См. также"). - Кто платит транспортный налог при лизинге?
Письмо Минфина России от 17.08.2015 № 03-05-06-04/47422 Плательщиком транспортного налога признается тот участник договора лизинга, который зарегистрировал транспортное средство в органах государственной регистрации. Читайте также материалы Энциклопедии решений: - Плательщики налога на транспортное средство, находящееся в лизинге - Приобретение бюджетным (автономным) учреждением основных средств по договору лизинга
- Как регистрировать электронный билет в книге покупок и декларации по НДС?
Письмо ФНС России от 18.08.2015 № ГД-4-3/14544 Бюджетные и автономные учреждения в рамках приносящей доход деятельности в целях осуществления операций, облагаемых НДС, могут направлять работников в командировки. В этом случае согласно Правилам ведения книги покупок при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в книге покупок регистрируются бланки строгой отчетности (или их копии) с выделенной отдельной строкой суммой НДС. Поскольку указание в контрольном купоне электронного проездного документа (билета) ИНН и КПП перевозчика не предусмотрено, то данные в графе 10 книги покупок и, соответственно, по строке 130 "ИНН/КПП продавца" раздела 8 декларации по НДС не отражаются. Читайте также об НДС по проезду к месту командировки в материале Энциклопедии решений "Налоговые вычеты по НДС по командировочным расходам на проезд и проживание". Бюджетное законодательство - Планируется корректировка порядка ведения бюджетных смет, санкционирования отдельных расходов учреждений, а также порядка составления отчета о результатах деятельности учреждения
Проект Приказа Министерства финансов РФ "О внесении изменений в нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации" (подготовлен Минфином России 18.09.2015 г.) При составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы на 2016 год КОСГУ не применяется , а группировка расходов осуществляется путем применения классификации расходов бюджетов. В связи с этим планируется внесение изменений в следующие правовые акты: - Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утв. приказом Минфина России от 20.11.2007 № 112н; - "Порядок санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений...", утв. приказом Минфина России от 16.07.2010 № 72н; - "Порядок санкционирования расходов федеральных государственных унитарных предприятий...", утв. приказом Минфина России от 31.12.2013 № 144н. В частности, при санкционировании оплаты денежных обязательств бюджетных и автономных учреждений, возникших в рамках операций с субсидиями на иные цели субсидиями на капвложения, будет проверяться наличие указанного в Заявке на кассовый расход кода видов расходов бюджетов в соответствующих Сведениях. Кроме того, проектом предусматривается внесение изменений в "Общие требования к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения...", утв. приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 114н , с целью приведения отдельных положений Общих требований в соответствие с положениями действующих нормативных правовых актов. - Определена форма и порядок представления Отчета о расходах бюджета субъекта РФ за счет единой субвенции из федерального бюджета
Приказ Минфина России от 11.08.2015 № 125н Региональным бюджетам предоставляется единая субвенция. Утверждена новая форма отчета об осуществлении расходов бюджета субъекта РФ, источником финобеспечения которых является единая субвенция из федерального бюджета. Указанный отчет представляется в Минфин России (ранее – в Минрегион России) ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно не позднее 25 января года, следующего за отчетным годом. Прежний приказ Минрегиона России о формах и сроках отчета признан не подлежащим применению.
Организационно-правовые аспекты - Выходные и праздники – 2016
Постановление Правительства РФ от 24.09.2015 № 1017 В 2016 году выходные дни 2 и 3 января (суббота и воскресенье), совпадающие с нерабочими праздничными, переносятся на 3 мая и 7 марта соответственно. День отдыха с субботы 20 февраля – на понедельник 22 февраля. Таким образом, в январе 2016 года нас ждут 10-дневные Новогодние и Рождественские каникулы, в феврале – трехдневный отдых для празднования Дня защитника Отечества, в марте - четырехдневный, совпадающий с празднованием Международного женского дня, а также четыре дня отдыха с 30 апреля по 3 мая (Праздник Весны и Труда). Остальные праздничные и выходные дни в 2016 году – в нашем производственном календаре на 2016 год. http://www.garant.ru/calendar/buhpravo/
Финансовый контроль - Счетная палата РФ будет контролировать реализацию результатов своих контрольных мероприятий по новому стандарту
Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 106 "Контроль реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий" (утв. Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 17 июля 2015 г. N 33К (1044) Целью контроля реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий является полное, качественное и своевременное выполнение требований, предложений и рекомендаций, изложенных в документах, направляемых Счетной палатой. В ходе этого контроля будут решаться, в частности, задачи по анализу поступившей в Счетную палату информации о рассмотрении органами государственной власти, иными государственными органами и иными объектами аудита (контроля) документов, подготовленных по результатам проведенных мероприятий, анализ и оценка полноты и результативности выполнения требований, предложений и рекомендаций, содержащихся в документах, направленных Счетной палатой по результатам проведенных мероприятий. Ответственность за финансовые нарушения - Ответственность за бухгалтерские нарушения ужесточат?
Проект федерального закона № 890123-6 "О внесении изменений в статьи 4.5 и 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (вносится Правительством Российской Федерации) Правительством РФ внесен в Госдуму законопроект, предлагающий усилить ответственность за грубые нарушения в бухучете. Напомним, что сейчас штраф на должностных лиц за это составляет 2 000-3 000 рублей (ст. 15.11 КоАП РФ). Законопроектом предполагается, что он должен составлять 5 000-10 000 рублей. За аналогичное повторное нарушение предлагается штрафовать на 10 000-20 000 рублей или дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет. Само понятие грубого нарушения бухучета может быть расширено. Кроме занижения налогов и искажения показателей отчетности не менее чем на 10%, грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности предлагается считать: - регистрацию не имевшего места факта хозяйственной жизни, мнимого, притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета; - ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета; - составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных регистров бухгалтерского учета; - отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов и (или) регистров бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности в течение установленных сроков хранения таких документов. Самостоятельная сдача уточненки и уплата налога, а также исправление ошибок до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности, вероятно, будут освобождать от ответственности по-прежнему. Кроме того, законопроектом вносятся изменения в ст. 4.5 КоАП РФ в части установления срока давности за привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете РФ, равного двум годам со дня совершения административного правонарушения. Положения КоАП РФ в части ответственности за совершение правонарушений в бюджетной сфере будут скорректированы? Проект Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности лиц за нарушения бюджетного законодательства" (подготовлен Минфином России 15.09.2015 г.) В частности, к нарушению порядка представления бюджетной отчетности (ст. 15.15.6 КоАП РФ) будет относиться формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ. Планируется уточнить положения (ст. 15.15.7 КоАП РФ). Должностные лица казенных учреждений будут привлекаться к ответственности по данной статье в том числе и в случае нарушения порядка учета показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, а также принятых бюджетных и денежных обязательств . Напомним, что ранее специалисты финансового ведомства уже указывали, что ст. 15.15.7 КоАП РФ применяется в случае нарушения установленного Инструкциями № 157н, 162н порядка учета бюджетных обязательств (см. письма Минфина России от 29.04.2015 № 02-06-05/25080, от 07.05.2015 № 02-10-07/26357). При таких обстоятельствах желательно подробно описать в учетной политике порядок организации учета на счетах по учету санкционирования расходов, чтобы минимизировать риски претензий со стороны уполномоченных органов. Сформировать соответствующие положения поможет Конструктор учетной политики. К ответственности, предусмотренной ст. 15.15.11 КоАП РФ, планируется привлекать как за несвоевременное распределение , так и за несвоевременный отзыв бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств. Кроме того, планируется изменений положения ст. 15.15.3, 15.15.4 КоАП РФ.
|
|
Вопросы и ответы Правового консалтинга
|
2 октября 2015 Бюджетное учреждение получило доход от возмещения ущерба при возникновении страхового случая от страховой компании. Средства потратили на ремонт автомашины, которая учитывается в составе имущества, используемого в рамках выполнения государственного задания. Какими бухгалтерскими проводками отразить в учете поступление этих средств? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Для отражения расчетов по суммам возмещения ущерба при возникновении страхового случая от страховой компании возможно использование счета 209 40 "Расчеты по суммам принудительного изъятия".Обоснование вывода: Бюджетные учреждения не признаются получателями... 1 октября 2015 Выплата компенсации части родительской платы за присмотр и уход за ребенком в дошкольном учебном учреждении является расходным обязательством субъекта. Законом субъекта полномочия на выплату компенсации переданы муниципальным районам. Средства на данную выплату передаются в бюджеты муниципальных районов в виде субвенции. Является ли данная выплата публичным нормативным обязательством муниципального района? По какому виду расходов следует проводить выплату? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: В данном случае в целях налогообложения прибыли арендные платежи учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ. Каких-либо ограничений для взаимозависимых лиц НК РФ в этом случае... 30 сентября 2015 Бюджетное учреждение по результатам конкурсных процедур заключило договор с организацией на бронирование, оформление, продажу и доставку авиа- и железнодорожных билетов. Контрагент является посредником (агентством) и предоставляет электронные билеты вместе со счетом-фактурой, накладной и актом. В представленных контрагентом акте и счете-фактуре отражена общая сумма, подлежащая оплате и включающая стоимость билета и стоимость услуг агентства без разделения по позициям. В накладной указаны только билет и его стоимость. Приобретение билетов осуществляется в рамках выполнения государственного (муниципального) задания. Расходы учреждения списываются на счет 401 20. Как отразить приобретение электронных билетов в учете бюджетного учреждения (корреспонденция счетов)? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Стоимость услуг агентства (бронирование, оформление, доставка) может быть списана в дебет счета 401 20 "Расходы текущего финансового года" после получения от контрагента Акта оказанных услуг. Стоимость самих авиа- и железнодорожных билетов до подтверждения... 29 сентября 2015 Как отразить в учете бюджетного учреждения поступление выручки (гонорара) в валюте за выступления в рамках зарубежных гастролей и операции по продаже валютной выручки? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Операции по движению денежных средств бюджетных учреждений в иностранных валютах, осуществляемые по счетам, открытым в кредитных организациях, учитываются на счете 201 27 "Денежные средства учреждения в иностранной валюте". В бюджетных учреждениях поступление... 28 сентября 2015 В бухгалтерском учете бюджетного учреждения в составе основных средств учитываются железные и бетонные гаражи. Гаражи не имеют фундаментов, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения. Гаражи не зарегистрированы как объекты недвижимости. Является ли нарушением такой порядок учета? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Железные и бетонные гаражи обоснованно могут отвечать условиям отнесения к основным средствам, учитываемым в бухгалтерском учете бюджетного учреждения. Решение об отнесении материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов должно основываться...
|
|
Проверьте себя
|
|
|
События
|
12-13 октября 2015 г., Москва, компания "АСЭРГРУПП" приглашает на X Всероссийский конгресс "Экономико-правовое регулирование инновационной деятельности 2015 Осень". Подробнее 13-14 октября 2015 г., Москва, Институт экономики, управления и социальных отношений (АНО) приглашает на семинар "Новое в государственно-частном партнерстве и опыт реализации концессионных соглашений". Подробнее 14-15 октября 2015 г., Москва, Институт экономики, управления и социальных отношений (АНО) приглашает на семинар "Судебная практика разрешения споров в жилищно-коммунальной сфере". Подробнее 14 октября 2015 г., Москва, РБК приглашает на конференцию "Налоговые маневры-2015". Подробнее 15 октября 2015 г., Москва, Международная ассоциация студентов-юристов (International Law Students Association – ILSA) приглашает на Форум о бизнес-стратегиях и опыте внедрения Индустриального интернета в промышленное производство. Подробнее 16 октября 2015 г., Москва, ИРСОТ приглашает на семинар "Правовые позиции ВС РФ по части первой ГК РФ: комментарий разработчиков". Подробнее 22 октября 2015 г., Москва, Портал CFO-Russia.ru и Клуб финансовых директоров приглашает на Седьмой налоговый форум "Корпоративное налоговое планирование. Актуальные налоговые споры". Подробнее 26-27 октября 2015 г., Москва, SYNERGY GLOBAL FORUM. Подробнее 26-27 ноября 2015 г., Москва, ИПБ России приглашает на конгресс профессиональных бухгалтеров и аудиторов России. Подробнее
|
|