Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В начале недели началось общественное обсуждение подготовленного Минфином России законопроекта1, который, в случае его принятия, существенно изменит принципы функционирования системы ОСАГО (далее – Законопроект). Так, сумму максимального размера страховой выплаты при оформлении европротокола предлагается повысить с 50 тыс. до 100 тыс. руб. Кроме того, в соответствии с Законопроектом форму европротокола будет определять Банк России, а не МВД России, как сегодня (подп. "б" п. 8, подп. "г" п. 12 ст. 3 Законопроекта, приказ МВД РФ от 1 апреля 2011 г. № 155 "Об утверждении формы бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии"). Как подчеркивает разработчик Законопроекта, это позволит упростить процедуру оформления извещения о ДТП и понизить количество спорных ситуаций, возникающих между участниками ДТП и страховщиками.
Также предлагается определить в качестве преимущественной формы страхового возмещения восстановительный ремонт поврежденного автомобиля за счет страховщика. Ремонт пострадавших транспортных средств предполагается производить на той станции технического обслуживания (далее – СТО), которую выберет сам потерпевший по согласованию со страховщиком. При этом, осуществляя страховое возмещение в такой форме, страховщики не будут учитывать износ комплектующих изделий, подлежащих замене при ремонте (абз. 2 подп. "з", подп. "м" п. 9 ст. 3 Законопроекта). Иными словами, водителю не придется доплачивать за то, что его деталь, которая уже какое-то время эксплуатировалась, была заменена на новую.
Кроме того, Законопроектом определяются критерии, с учетом которых Банк России должен будет разработать требования к организации восстановительного ремонта. При этом предполагается, что если эти требования страховщик выполнить не сможет, то потерпевший будет вправе либо получить страховую выплату в денежной форме, вместо непосредственного восстановления автомобиля, либо согласиться на восстановительный ремонт на СТО, которую предложит страховщик (и ремонт в которой обязательным требованиям отвечать не будет). К таким критериям предлагается отнести:
Между тем Законопроектом определяются также случаи, при которых страховое возмещение осуществляется исключительно в денежной форме. К ним относятся, в том числе:
Эти поправки в первую очередь призваны устранить ряд негативных тенденций, сложившихся в сфере обязательного страхования, подчеркивают авторы документа. Речь идет, в частности, о проблеме несоответствия размеров выплачиваемых страховщиками сумм страхового возмещения реальным затратам автовладельцев на восстановительный ремонт принадлежащих им транспортных средств. Это, по словам разработчиков Законопроекта, приводит к росту числа судебных исков, заявляемых к страховщикам недовольными страхователями. При этом выплаты в рамках судебных споров, как правило, существенно выше непосредственно страховых выплат по договорам ОСАГО и не только в связи с необходимостью компенсировать истцу судебные издержки, но и за счет уплаты страховщиками различных дополнительных компенсаций и штрафов по решениям судов. Это, отмечают в Минфине России, создает условия для формирования профессионального рынка по взысканию со страховщиков страховых выплат сверх размеров номинальных страховых возмещений. Одновременно, это приводит к ухудшению финансовых результатов страховщиков и негативно сказывается на доступности услуг по заключению договоров ОСАГО в отдельных регионах.
Важным новшеством стало также уточнение порядка предъявления страховщиком, выплатившим страховое возмещение, регрессного требования к виновнику ДТП. Так, в случае принятия Законопроекта, страховщики будут не вправе предъявлять такие требования к пешеходам, получившим ранения, увечья либо погибшим в результате ДТП. Это же правило распространяется и на их родственников и наследников (подп. "б" п. 11 ст. 3 Законопроекта).
Одновременно предлагается отдельно прописать обязанность владельцев тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин предъявлять страховщику при заключении договора ОСАГО свидетельство о прохождении технического осмотра (абз. 4 подп. "а" п. 12 ст. 3 Законопроекта).
Добавим, что информация об остальных новеллах ОСАГО, распространенная некоторыми СМИ на прошлой неделе, подтверждения в тексте Законопроекта не нашла. В частности, пока Минфин России не планирует разделять полисы автострахования на "эконом-полисы", "стандартные" и "премиальные" в зависимости от размера страховой премии и страховой выплаты.
Кроме того, пока ведомство не намерено отменять коэффициент мощности автомобиля при расчете ОСАГО (РСА уже высказалось против такой идеи), а также вводить дополнительные повышающие и понижающие коэффициенты за опасное либо, наоборот, аккуратное вождение.
Документы по теме:
Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
Читайте также:
Запущена система продажи полисов ОСАГО в проблемных регионах
Агенты от лица не представленных в регионах компаний будут продавать их полисы.
Обязательный порядок выдачи электронных полисов ОСАГО и другие нововведения, вступающие в силу с 1 января 2017 года
Успеют ли страховщики подготовиться к обязательному оформлению полисов ОСАГО онлайн, и как отразится на страхователях признание самостоятельно организованной ими технической экспертизы недействительной?
Некоторые особенности рассмотрения споров, связанных с договорами ОСАГО
ВС РФ уточнил, почему необязательно привлекать страховщика причинителя вреда к участию в деле по иску потерпевшего к своей страховой организации о прямом возмещении убытков, и ряд других моментов.
______________________________
1 С текстом законопроекта "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (02/04/08-16/00052772).