Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
![]() |
| © yourapechkin / Фотобанк 123RF.com |
В 1951 году две новорожденные девочки были перепутаны в роддоме и воспитывались в неродных (с биологической точки зрения) семьях. В 2022 году эти уже почтенные дамы познакомились, провели молекулярно-генетические экспертизы и выяснили, что фактически воспитавшие каждую из женщин родители являются же биологическими отцом и матерью второй женщины. Полагая, что неправомерными действиями сотрудников роддома, которые перепутали младенцев, им причинены глубокие нравственные страдания, выразившиеся, в том числе, в непрерывных замечаниях, что они непохожи на свою семью, две дамы обратились с иском о возмещении моральных страданий к роддому и Министерству финансов РФ. Свои моральные страдания они "оценили" в 10 млн руб., суды удовлетворили иск частично, на 1 млн руб. каждой, исходя из следующего (Определение СКГД Верховного Суда РФ от 25 июня 2024 г. № 48-КГ24-10-К7):
С этим согласились апелляционная и кассационная инстанция, однако Верховный Суд РФ вернул дело на пересмотр:
1. Разрешая спор, суд сделал вывод, что надлежащим ответчиком по данному делу является Российская Федерация, поскольку ответственность за вред, причинённый действиями работника роддома, являющейся государственным учреждением, несла РСФСР, а не Челябинская область. При рассмотрении дела Минфин РФ оспаривал данный вывод, указывая, что в соответствии со ст. 1071 ГК РФ на него возлагается обязанность по возмещению причинённого вреда за счёт казны РФ в случаях, предусмотренных ГК РФ или другими законами. А по смыслу действующего законодательства возмещение вреда за счёт средств казны РФ возможно лишь в случае его причинения федеральными органами государственной власти (ст. 16, 1069, 1070 ГК РФ), иных случаев не предусмотрено. Упомянутый же роддом в период своего существования не являлся государственным органом или государственным органом, находящимся в ведомственной подчиненности Минфина РФ, а его сотрудники не являлись должностными лицами государственных органов по действовавшему на тот период времени законодательству. Данные возражения суд не проверил и не оценил.
2. Кроме того, в исковых заявлениях истцы связывали причинение им нравственных и физических страданий с действиями лиц, указанных в качестве их родителей, а также родственников, знакомых и соседей (шептались, шутили, что "цыгане подбросили" и т.п.). В чём конкретно при таких обстоятельствах заключается вина Российской Федерации, суд при разрешении спора не указал.
3. Судом при рассмотрении дела установлено, что в книгах ЗАГС и в свидетельствах о рождении истцов содержатся записи об их происхождении от небиологических родителей. Несмотря на то, что истцы ссылались на причинение им физических и нравственных страданий их воспитанием не в родных семьях, исковые заявления не содержат указания на то, что истцами оспаривались вышеуказанные записи, и нет сведений о том, что в настоящее время в предусмотренном законом порядке установлены факты происхождения истцов от их биологических родителей и внесения изменений в акты гражданского состояния, характеризующие правовое состояние граждан.
4. Наконец, судом допущено неправильное применение норм права о действии закона во времени. Впервые на территории РФ закон, предусматривающий возможность возмещения морального вреда, причинённого неправомерными виновными действиями причинителя вреда, присуждением в его возмещение денежной компенсации, принят 31 мая 1991 г. Согласно ст. 5 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ "О введении в действие части первой ГК РФ" часть первая кодекса, регулирующая и устанавливающая возможность компенсации морального вреда, применяется к гражданским правоотношениям, возникшим после введения её в действие. По гражданским правоотношениям, возникшим до введения её в действие, часть первая кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения её в действие. Из разъяснений, содержащихся в п. 7 постановления Пленума ВС РФ от 15 ноября 2022 г. № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", следует, что если моральный вред причинён до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе и в случае, когда истец после вступления этого акта в силу испытывает нравственные или физические страдания, поскольку на время причинения вреда такой вид ответственности не был установлен и по общему правилу действия закона во времени закон, усиливающий ответственность по сравнению с действовавшим на время совершения противоправных действий, не может иметь обратной силы (ч. 1 ст. 54 Конституции РФ). Моральный вред подлежит компенсации, если противоправные действия (бездействие) ответчика, причиняющие истцу нравственные или физические страдания, начались до вступления в силу закона, устанавливающего ответственность за причинение морального вреда, и продолжаются после введения этого закона в действие;
Документы по теме:
Читайте также:
Регионы обеспечат кадрами для систем здравоохранения и образования
Детей-сирот могут освободить от оплаты услуг ЖКХ до момента использования жилья
Суд отказал СФР в возмещении расходов из-за повторной выплаты пособия
Кабмин уточнил порядок оплаты допрасходов на реабилитацию при травматизме