Ужесточены санкции за нелегальные денежные операции

Для борьбы с вывозом капитала за рубеж, обналичиванием и другими инструментами незаконного оборота денег законодатели увеличили санкции за совершение подобных преступлений. В Уголовном кодексе появились и новые нормы, например контрабанда денег или денежных инструментов.

Указом Президента РФ «О долгосрочной государственной экономической политике»1 поставлена задача по повышению прозрачности финансовой деятельности хозяйственных обществ, включая противодействие уклонения от налогообложения с помощью фирм-однодневок. Указанная задача требует усиления борьбы с такими негативными явлениями, как переход реального капитала в теневые секторы, распространенность фирм-однодневок и иных организаций, созданных в целях совершения и сокрытия преступлений, криминализация экономики в целом. Данное негативное явление, с одной стороны, значительно снижает инвестиционную привлекательность страны, а с другой — представляет собой реальную угрозу экономической безопасности государства.
Во исполнение этого указа разрабатывался Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»2.
Закон носит комплексный характер и охватывает несколько блоков, начиная от государственной регистрации юридических лиц, возможности дополнительного контроля со стороны государственных органов, заканчивая ответственностью недобросовестных хозяйствующих субъектов и их контролирующих собственников. Кроме того, в законопроект включены нормы, направленные на приведение российского антиотмывочного законодательства в соответствие с рекомендациями группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег, ФАТФ, положения которых являются для России обязательными.
Закон вступил в силу со дня официального опубликования, то есть 30 июня 2013 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки. В данной статье остановимся на «силовой» составляющей проекта (это изменения в уголовное, оперативно-разыскное законодательство, закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма).

Борьба с отмыванием и вывозом денег
В сфере уголовного законодательства внесены поправки, изменяющие санкции за совершение преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 Уголовного кодекса. В ряде случаев они ужесточают наказание за легализацию денежных средств, приобретенных в результате совершения преступления. Изъята оговорка об исключении преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса, из числа предикатных к отмыванию средств. Кроме того, понижен порог крупного размера совершения финансовых операций с 6 до 1,5 млн рублей, установлен особо крупный размер — 6 млн рублей.
Усиливается уголовное законодательство в части наступления ответственности за невозвращение валютной выручки — крупным размером теперь признается невозвращение в течение одного года более 6 млн рублей (ранее — 30 млн руб.) с максимальным наказанием в виде лишения свободы на срок до трех лет. Вводится понятие особо крупного размера. Он составит 30 млн рублей, и максимальное наказание — лишение свободы на срок до пяти лет. Из данной нормы также исключено указание на специальный субъект совершения преступления — руководителя предприятия.
В целях предотвращения вывода средств за рубеж по мнимым и притворным сделкам введена новая норма — статья 193.1, предусматривающая уголовную ответственность за использование подложных документов или фирмы-однодневки при переводе денежных средств нерезидентам. Максимально возможное наказание по ней составит пять лет лишения свободы, а совершение данного преступления организованной группой лиц в особо крупном размере наказывается лишением свободы на срок уже от пяти до 10 лет. При этом крупный и особо крупный размер также составят 6 млн рублей и 30 млн рублей соответственно.
В последнее десятилетие широкое распространение получили услуги так называемых курьеров, которые под прикрытием отдельных сотрудников правоохранительных органов и служб транспортной безопасности практически бесконтрольно перемещали через таможенную границу нашей страны значительные суммы наличных денежных средств (огромными спортивными сумками и чемоданами). В случае задержания такие лица давали показания, что иностранный гражданин попросил их перевезти денежные средства для погашения долга, в качестве вклада в уставной капитал юридического лица и т. д. Версии разнились в зависимости от широты воображения перевозчиков. Скоро находился и «хозяин» денег, который просил вернуть ему честно нажитые средства. В результате бизнес по перемещению наличных процветал, ширились коррупционные схемы, а у государства не было эффективного механизма противодействия этому явлению. Отныне Уголовный кодекс дополнен новой статьей 200.1 — «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов», которой предусмотрена уголовная ответственность за незаконное перемещение через границу Таможенного союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, а именно: дорожных чеков, векселей, банковских чеков и иных документарных ценных бумаг по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата. Крупным размером признается сумма, эквивалентная более 20 тысячам долларов США, а особо крупным — более 50 тысяч долларов США. При этом часть суммы, разрешенная к перемещению без письменного декларирования (то есть сумма, эквивалентная 10 тысячам долларов США), либо часть суммы, которая была задекларирована, при расчете крупного или особо крупного размера будет подлежать исключению.

Новые возможности результатов ОРД
Наряду с изложенным расширяются возможности использования результатов оперативно-разыскной деятельности. Ранее в силу, в основном скрытого характера, ее осуществления только по признакам совершенного преступления. Контролирующие органы в лице, например, налоговой службы не могли пользоваться наработками, получаемыми в результате проведения оперативно-разыскных мероприятий. Новеллы закона «Об оперативно-разыскной деятельности»3 позволяют налоговым инспекторам использовать результаты ОРД при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц.

Бенефициаров выведут из тени
Также коснусь и еще одной новеллы, на это раз закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»4, в который введено понятие «бенефициарного владельца». Таковым считается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Клиенты организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, будут обязаны предоставлять этим организациям информацию о своих бенефициарах. Очевидно, что для реализации данной нормы на практике банковское сообщество должно понимать механизм и критерии сбора такой информации.

Новации и перспективы
В целом же вполне понятно, что усиление государственного контроля в финансовой сфере вызывает у некоторой части представителей предпринимательских кругов опасения относительно возможности чрезмерного вмешательства в тихую и несуетливую атмосферу денежного воспроизводства. Однако, с моей точки зрения, законопослушные бизнесмены как раз должны приветствовать такие изменения. Ведь бесспорным является то, что в конкурентной борьбе нечестным путем получают преимущество те, кто, применяя различные схемы, уклоняется от уплаты налогов, осуществляет обналичивание денежных средств, использует в своей работе услуги фирм-однодневок. Все это создает условия для уменьшения налогооблагаемой базы, оставления части средств, подлежащих уплате в бюджеты, в распоряжении заинтересованных лиц, получения неучтенных наличных денежных средств, которые впоследствии могут быть направлены в том числе и на коррупционные цели.
Среди прогнозируемых последствий принятия закона предполагается, что новые нормы будут непосредственно влиять на значительное сокращение незаконных финансовых операций. Учет данного фактора особенно актуален в свете предстоящего в 2013 году президентства Российской Федерации в ФАТФ и ожидаемой миссии Совета Европы по проверке соответствия национальной антиотмывочной системы международным стандартам в данной сфере.

Сноски:
1 Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596
2 Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ
3 Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ
4 Федеральный закон от 07.08.2011 № 115-ФЗ