Компания и партнеры Cотрудничество Сотрудничество с органами государственной власти Интернет-мероприятия Региональные интернет-мероприятия О формировании списков присяжных заседателей и возможности реализации гражданами права участвовать в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей

О формировании списков присяжных заседателей и возможности реализации гражданами права участвовать в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей

3 декабря 2015 года в День Юриста состоялось интернет-интервью с Поповой Ю. В. – заместителем руководителя администрации Губернатора Астраханской области – начальником государственно-правового управления администрации Губернатора Астраханской области.

В интернет интервью обсуждалось формирование списков присяжных заседателей и возможности реализации гражданами права участвовать в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей.

Ведущая интернет-интервью – Надежда Илюхина, директор компании "Гарант" в Астрахани.

Ведущая: Юлия Вячеславовна, Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" дает возможность гражданам Российской Федерации принимать участие в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей.

Расскажите об истории формирования суда присяжных в России и о его значении в настоящее время. 

Ю. В. Попова: Суд присяжных в России появился в 1864 году, после судебной реформы Александра II и просуществовал до 1917 года.

Спустя продолжительный период времени, более семидесяти лет, в 1991 году народные депутаты, одобрившие Концепцию судебной реформы в РСФСР, согласились, что важнейшей "остается самая выстраданная и наиболее укоренившаяся в сознании людей надежда на суд присяжных".

Согласно первоначальному замыслу, отраженному в Концепции, суд в составе профессионального судьи и коллегии присяжных заседателей из 12 человек должен был рассматривать по требованию обвиняемого уголовные дела "о преступлениях, влекущих за собой наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года", а также ряд гражданских дел "при отсутствии согласия истца и ответчика на единоличное разбирательство".

С принятием поправок в Конституцию РСФСР, а затем Конституции России право обвиняемых на рассмотрение их дел судом присяжных закрепилось на высшем законодательном уровне.

Суд присяжных вошел в правовую практику России с определением в Конституции Российской Федерации права обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

До введения в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации суд присяжных мог рассматривать уголовные дела в 9 регионах России: в Ивановской, Московской, Рязанской, Саратовской областях и Ставропольском крае – с 1 ноября 1993 года; в Ростовской и Ульяновской областях, а также Алтайском и Краснодарском краях – с 1 января 1994 года. Астраханский областной суд получил возможность осуществлять правосудие по принципиально новым правилам судопроизводства – судом с участием присяжных заседателей с 2003 года. В 2010 году завершилось введение суда с участием присяжных заседателях во всех судах уровня субъектов Российской Федерации.

Учреждение суда с участием присяжных заседателей в новых регионах России – республике Крым и городе федерального значения Севастополь, планируется с 1 января 2018 года.

Система суда присяжных – это возможность для граждан принять участие в работе судебной власти. В России суд присяжных возможен только в уголовном судопроизводстве. Это особая форма именно судебного разбирательства, когда суд одновременно состоит из судей-профессионалов и двенадцати присяжных заседателей-непрофессионалов, не обладающих специальными знаниями.

Данные граждане привлекаются к рассмотрению только одного конкретного случая, являются незаинтересованными, поэтому их решение зависит только от убедительности доводов сторон.

Профессиональные судьи решают вопросы, требующие юридических познаний, например, об уголовно-правовой квалификации содеянного подсудимым и полагающейся ему мере наказания. А присяжными заседателями решается вопрос: виновен или невиновен подсудимый в совершении преступления.

Но во всех случаях присяжные выносят обвинительный или оправдательный вердикт независимо от мнения и позиции профессиональных судей.

Коллегия присяжных участвует в рассмотрении дел по отдельным тяжким и особо тяжким преступлениям, определенным Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, когда об этом ходатайствует в суде обвиняемый.

В 2008 году из компетенции присяжных заседателей были выведены дела о терактах, насильственном захвате власти, массовых беспорядках, шпионаже, а в 2012 – дела по изнасилованиям, взяточничеству, похищению людей, захвату заложников, бандитизму, вооруженному мятежу, диверсии.

Вопрос о необходимости реформирования суда с участием присяжных заседателей вновь становится актуальным. Это отметил и Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, который не исключил возможность расширения полномочий суда присяжных.

Реформированием суда присяжных по поручению Президента Российской Федерации занимается Верховный суд Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации, Администрацией Президента Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

В рамках подготовки предложений о расширении применения института присяжных заседателей Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека разработан законопроект "Об обеспечении права граждан Российской Федерации на участие в отправлении правосудия". Данный проект расширяет перечень преступлений, вердикт по которым выносит суд присяжных, а также предлагает вернуться к практике заседания профессионального судьи и двух присяжных заседателей.

Верховный суд подготовил свой проект реформы, согласно которому предлагается сократить численность коллегии с 12 до 7 человек, предоставить председательствующему на процессе судье принимать участие в обсуждении и вынесении вердикта, имея при этом один голос присяжного заседателя.

Генпрокуратура также отмечает необходимость уменьшения числа присяжных заседателей, рассматривающих уголовные дела в суде, и участия судьи в работе присяжных.

В настоящее время продолжается обсуждение данных предложений.

Ведущая: Как осуществляется отбор граждан на роль присяжных заседателей на территории Астраханской области?

Ю. В. Попова: В настоящее время суд присяжных функционирует в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 № 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".

На территории Астраханской области порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели утверждены постановлением Правительства Астраханской области от 14.03.2014 № 64-П.

Право быть присяжным заседателем состоит из двух взаимосвязанных, но все же относительно самостоятельных правомочий: права быть включенным в списки кандидатов в присяжные заседатели и права рассматривать в качестве присяжного заседателя конкретное уголовное дело.

Специфика реализации гражданином своего права быть присяжным заседателем заключается в том, что для того, чтобы стать присяжным, недостаточно объективных правовых положений – гражданство РФ, возраст, отсутствие судимости. Возможность реализовать свое право быть присяжным возникает у гражданина, отвечающего всем требованиям Закона.

Правительство Астраханской области каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели в том количестве, которое требуется для Астраханского областного суда. Проекты данных списков подготавливаются государственно-правовым управлением администрации Губернатора Астраханской области на основании поступивших от органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области списков кандидатов в присяжные заседатели, составленных из избирательных списков.

После подписания Губернатором Астраханской области списки с фамилиями, именами и отчествами кандидатов в присяжные заседатели публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования Астраханской области и передаются в Астраханский областной суд в электронном виде. И когда в суде появляется необходимость сформировать коллегию присяжных заседателей по уголовному делу с помощью компьютерного метода случайной выборки, формируются предварительные списки для конкретного уголовного дела.

В ноябре текущего года Губернатором Астраханской области подписаны дополнения в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели Астраханской области на 2016 год, которые направлены в Астраханский областной суд.

В 2016 году Правительством Астраханской области планируется составление общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели Астраханской области на 2017-2020 годы.

Ведущая: Расскажите, пожалуйста, подробнее, все ли граждане смогут реализовать право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей?

Ю. В. Попова: Право граждан на участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей может быть реализовано не иначе, как посредством включения гражданина в списки кандидатов в присяжные заседатели и последующем привлечении гражданина посредством выборки из данного списка к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Законом установлены основания, не позволяющие определенным категориям граждан быть не только присяжным, но даже и кандидатом в присяжные.

На практике это означает невключение в список кандидатов в присяжные заседатели либо исключение из списка лиц, не достигших к моменту составления списков возраста 25 лет; лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость; лиц, признанных судом недееспособными или ограниченных судом в дееспособности; состоящих на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

Кроме того, Законом установлено, что к участию в рассмотрении дела судом не допускаются лица, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство или имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом дела.

В настоящее время актуален вопрос народовластия, гражданского общества. Считаю, что ничего более конкретного, чем суд присяжных, цивилизация не придумала. И как отметил в одном из своих интервью полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации Михаил Барщевский: "Суд присяжных – это как раз действенный и быстрый способ преодоления ментальной пропасти между населением и властью. Когда часть населения на время становится властью, она потом начинает понимать действия власти".

Ведущая: Есть ли у граждан, включенных в списки присяжных заседателей, право на исключение их из данного списка?

Ю. В. Попова: Закон содержит ограниченный перечень категорий граждан, которым в связи с занимаемым служебным положением либо профессиональной деятельностью предоставляется право обратиться в Правительство Астраханской области с заявлением об исключении их из списка кандидатов в присяжные заседатели. При этом учтено, что именно служебная деятельность с большой вероятностью не позволит этим категориям граждан принять участие в судебном разбирательстве в качестве присяжных в силу занятости по службе (лица, замещающие государственные и выборные муниципальные должности, военнослужащие), информированности об обстоятельствах совершенного преступления и личности подсудимого (судья, прокурор, следователь и другие), религиозных убеждений (священнослужитель).

Ведущая: Предусмотрена ли законодательством возможность отказа гражданина от участия в суде присяжных по иным причинам, например из-за опасения за свою безопасность?

Ю. В. Попова: Хочу отметить, что на присяжного заседателя и членов его семьи в полном объеме распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31.12.96 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".

На стадии формирования общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели Законом предусмотрена возможность исключения из списков по заявлению гражданина только в случаях, указанных в статье 7 Закона.

После назначения судебного заседания лица старше 60 лет; женщины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет; лица, которые в силу религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия; лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может нанести существенный вред общественным или государственным интересам; иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном заседании, по их устному или письменному заявлению могут быть освобождены председательствующим судьей от исполнения обязанностей присяжных заседателей.

Кроме того, каждый из кандидатов в присяжные заседатели, явившихся в судебное заседание, вправе указать на причины, препятствующие исполнению им обязанностей присяжного заседателя, а также заявить самоотвод.

Это означает, что граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели, не имеющие законных оснований быть исключенными из списков, не вправе отказаться от исполнения своего долга и не участвовать в осуществлении правосудия. 

Ведущая: Присяжный вынужден на время рассмотрения дела оставлять свою работу. На какой период времени возможно отлучиться от исполнения своих должностных обязанностей и каким образом регулируется вопрос выплаты вознаграждения присяжному заседателю за время выполнения обязанностей в суде?

Ю. В. Попова: Существуют ограничения по продолжительности участия присяжных заседателей при рассмотрении уголовного дела. Один и тот же присяжный заседатель может быть привлечен к рассмотрению уголовного дела не более десяти рабочих дней в году. Конечно, если дело рассматривается продолжительное время, то он будет участвовать в судебных заседаниях в течение этого времени.

В соответствии с Законом за время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия за ним сохраняется место работы, гарантии, компенсации, предусмотренные трудовым законодательством, и соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период. Гражданин, участвующий в осуществлении правосудия в качестве присяжного заседателя, не несет никаких материальных потерь. Человек не работает, участвует в рассмотрении дела, за счет федерального бюджета ему возмещаются заработная плата и все расходы по проезду. 

Ведущая: Резюмируя наш разговор, на Ваш взгляд, что может мотивировать граждан, вызвать интерес для активной реализации права на участие в осуществлении правосудия в суде присяжных?

Ю. В. Попова: Быть присяжным в Российской Федерации – одновременно и право, и гражданский долг. Если человек получает повестку о вызове в судебное заседание для участия в отборе коллегии присяжных заседателей и у него нет причин и обстоятельств для отказа, то надо прийти в суд, участвовать в отборе на роль присяжного заседателя и рассмотрении дела. То есть проявить свою гражданскую позицию, высказать суждение путем вынесения соответствующего вердикта. Павел Крашенинников – председатель комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, в одном из своих интервью отметил: "У тех, кто был присяжным, мировоззрение переворачивается, они на самом деле становятся проводниками цивилизованного и правового государства в чистом виде".

Планируемое расширение полномочий суда присяжных – это проявление доверия к гражданам со стороны государства. В свою очередь, гражданам необходимо понимать, что от реализации их права принимать участие в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей зависят судьбы других людей, в том числе невиновных в совершении преступлений.

В заключение, в преддверие профессионального праздника искренне поздравляю коллег с Днем юриста, который отмечается в России 3 декабря.

Этот день объединяет юристов всех сфер деятельности, которые служат защите прав и свобод граждан, формируют законодательное пространство страны и региона, формируют правовую культуру населения.

Сегодня профессия юриста является одной из самых уважаемых и почетных, но она предполагает и большую ответственность. Законы работают там, где существуют те, кто имеет мужество и знания их защищать!

Коллегам желаю новых успехов и достижений, крепкого здоровья, мира, счастья и благополучия.

Пусть Ваши профессиональные качества, ответственное отношение к делу и в дальнейшем будут востребованы обществом и государством.

Читать ГАРАНТ.РУ в и