Экономическое развитие Краснодарского края в 2015 г.

Предлагаем ознакомиться с видеозаписью интернет-конференции.

23 апреля 2015 года в конференц-зале Компании АПИ "Гарант" состоялась интернет-конференция первого заместителя министра экономики Краснодарского края Андрея Владимировича Палий, заместителя министра экономики Краснодарского края Ивана Алексеевича Куликова, начальника управления по развитию малого и среднего предпринимательства департамента поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края Снежаны Анатольевны Илясовой.

Тема интернет – интервью: "Экономическое развитие Краснодарского края в 2015 г."

Ведущая интернет-интервью: Долгих Надежда Анатольевна.

Ведущая: Добрый день, уважаемые гости и интернет-аудитория! Рада всех приветствовать в этом зале. Меня зовут Долгих Надежда – ведущая интернет-конференции.

Сегодня мы поговорим на тему: "Экономическое развитие Краснодарского края в 2015г".

Разрешите представить участников интернет-конференции:

  • Первый заместитель министра экономики Краснодарского края – Палий Андрей Владимирович
  • Заместитель министра экономики Краснодарского края – Куликов Иван Алексеевич
  • Начальник управления по развитию малого и среднего предпринимательства департамента поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края – Илясова Снежана Анатольевна

В ходе интернет-конференции мы планируем обсудить следующие вопросы:

  • Результаты экономического развития Краснодарского края по итогам 1 квартала 2015г.;
  • Итоги реализации Плана мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Краснодарском крае в 2015 году и на период 2016 и 2017 годов;
  • Основные направления развития и поддержки малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае;
  • Способы сохранения инвестиционной активности в Краснодарском крае.

Андрей Владимирович, вам предоставляется приветственное слово.

А. В. Палий: Добрый день, уважаемые участники в студии, а также те, кто просмотрит нас в интернете. Спасибо, что интересуетесь, что происходит в Краснодарском крае. Мы, конечно же, постоянно общаемся с населением, доносим основные тенденции и основные результаты деятельности экономики Краснодарского края, пытаемся выстроить прогнозы, успокоить всех и донести мысль о том, что достижение запланированных результатов зависит от того, как слаженно мы сработаем. Я сейчас говорю об основном макроэкономическом показателе – валовом региональном продукте.

Перед тем как перейти к результатам 1 кв. 2015 года, несколько слов об общих итогах 2014 года. В 2014 году у нас было масштабное мероприятие, оно касалось всей страны, всего мира. Все вы знаете – это были Олимпийские игры и, естественно, на подготовку данного мероприятия были потрачены огромные силы. Наши усилия нашли свое отражение в развитии таких отраслей как транспорт, связь, сельское хозяйство, курорты, строительство. Например, успехи в туристической отрасли – большое количество, с одной стороны, участников, с другой стороны, отдыхающих – позитивно отразились на услугах транспорта, связи, на потребительской сфере, которые приросли в 2014 году от 10 до 26%. Конечно же, перед олимпиадой было массовое окончание спортивных и инфраструктурных объектов, требующихся для проведения мероприятия. Их ввод в эксплуатацию также послужил основой для дальнейшего развития экономики.

Анализируя результаты экономики в первом квартале текущего года, по отдельным показателям мы видим рост, но есть также и те отрасли, которые в сравнении с аналогичным периодом 2014 года немного "просели". Однако это только промежуточные результаты, нужно понимать, что большая часть года еще впереди и по его итогам запланированные темпы роста отраслей связи, транспорта и потребительской сферы с высокой вероятностью будут достигнуты, несмотря на то, что с августа прошлого года у нас несколько изменилась и политическая ситуация, и экономическая. В результате этих перемен, как вы знаете, возникла необходимость подготовки, так называемого, "антикризисного плана", рекомендованного Правительством РФ. Созданный в итоге совместной работы органов исполнительной власти и бизнес-сообщества региональный документ включил в себя комплекс мер по всем направлениям, связанным с развитием, поддержкой бизнеса, в том числе малого бизнеса, развитием сельского хозяйства, промышленности, вопросами труда и занятости, социальной стабильности. Я уверен, что вы знакомились с этим документом, и, наверное, уже успели увидеть его вторую редакцию, которая находится в открытом доступе на сайте министерства экономики. Первоначально план был разработан на 2015 год и включал в себя 96 мероприятий, но затем был расширен до 90 пунктов, а срок его реализации был продлен до 2017 года. Это не говорит о том, что положения будут реализованы только в 2017 году. Они будут носить постоянный характер и в 2016, и 2015 годах.

Вы, наверное, внимательно следите за прессой, заявлениями лидеров страны, прогнозами о том, сколько продлится та ситуация, которую мы сегодня наблюдаем. Нужно сказать, что она меняется. В начале года на возможности экономического роста мы смотрели несколько пессимистично, а сегодня отдельные экономические показатели улучшают свою динамику роста. Я говорю не только о таких показателях как стоимость рубля, стоимость нефти, а, в том числе, обращаю внимание на ключевую ставку, которая является основополагающей для бизнеса. Т.е. увеличивается доступ к финансовым ресурсам, это положительно повлияет на реализацию тех пунктов, которые задекларированы в плане. Губернатор делал заявления, что в этом году в 3 раза будет увеличена финансовая поддержка малого бизнеса – до 700 млн. руб., всего для финансирования мероприятий плана планируется направить около 7 млрд. руб. Сразу добавлю, что в плане мы не пытались просто переписать бюджет. Выполнение социальных программ, строительство школ, детских садов – это все уже заложено в основной финансовый документ. Мы говорим о дополнительных мерах, в частности о дополнительной поддержке малого и среднего бизнеса.

Мы уверены в том, что отрасли, о которых я говорил: сельское хозяйство, курорты, транспорт, топливно-энергетический комплекс, промышленность обеспечат нам выход на докризисный уровень 2014г. В положительной области развития остается промышленность, объемы которой достигли 770 млрд. руб., мы превысили объем Ростовской области. Никогда этого в истории Краснодарского края не было, в том числе и в советские времена. Естественно, этот успех сразу отразился на базе и дает нам возможность прирастать и в этом году.

Задачи по импортозамещению нашли свое закономерное отражение в вопросах развития сельского хозяйства. У нас край традиционно отождествляется с сельским хозяйством и курортами. И эти направления работы не могли быть не учтены в антикризисном плане. Если вы внимательно посмотрите, есть пункты, которые касаются в целом проектов импортозамещения. Иван Алексеевич подробно об этом расскажет, по крайней мере, задекларирует направления. В плане свое место занимают сельскохозяйственные проекты – строительство логистических парков. Все прекрасно понимают, что как только появится подобный способ транспортировки и хранения, тогда можно думать не только о выращивании овощей и "продажи с колес", но и о долгосрочном хранении, переработке, упаковке. Есть дорожная карта по реализации данных проектов.

В целом, по результатам 2015 года мы планируем удержать ВРП края на уровне 2014 года, несмотря на незначительное его падение в первом квартале. Сумели же мы в 2014г. по отношению к 2013 году выйти на уровень 100,8%. Практически 1% прироста. У нас экономика диверсифицирована. На территории развиты шесть базовых отраслей.

В строительном комплексе в прошлом году было введено в эксплуатацию 4,7 млн. кв. м. площадей. 2013 год стал максимальным по объемам ввода объектов для олимпиады.

По промышленности, как я уже говорил, Краснодарский край опередил Ростовскую область.

Сельское хозяйство: все слышали про урожай 2014 года. Собранный и переработанный рекордный урожай, естественно, отразился на финансовых результатах отрасли.

Количество отдыхающих. Прирост туристов только в одном постолимпийском Сочи на 1 млн. человек. Про инфраструктуру, которая было построена к олимпиаде, пессимисты говорили, что она не будет востребована. На 8 марта или 23 февраля кто-нибудь пытался туда поехать отдохнуть? Невозможно, т.к. все отели были заняты. На майские праздники тоже все забронировано.

В целом мы ожидаем в этом году 15 млн. туристов. Задача по привлечению туристов поставлена перед всеми отраслевыми структурами (транспорт, связь, потребительская сфера, курортный комплекс).

Ведущая: Спасибо, Андрей Владимирович.

Далее поговорим на тему "Сохранение инвестиционного роста"

Одной из причин замедления роста в экономике стало снижение инвестиционной активности. На какой объем инвестиций Краснодарский край рассчитывает в текущем году, за счет каких отраслей экономики планируется его достичь?

И. А. Куликов: Краснодарский край в ЮФО является лидером по объему инвестиций в основной капитал. Если говорить о цифрах, то в период 2012-2014 годы в экономику края в общем объеме привлечено 2,4 трлн. руб. Если говорить про 2014 год – это порядка 700 млрд. руб. инвестиций в основной капитал. Да, мы наблюдаем снижение инвестиций в основной капитал, по сравнению с 2013 годом, когда был пик – более 900 млрд. руб. Причина этому, как сказал Андрей Владимирович, колоссальный объем строительных мероприятий, которые проводились в рамках проведения олимпийских игр, проведения этапа Чемпионата мира "Формула-1". Колоссальный объем денег был вложен в экономику региона и данное снижение закономерно. При этом мы идем с опережением индикативного плана, который был утвержден Законодательным Собранием Краснодарского края. План по итогам 2014 года перевыполнен. Что касается тенденции, то сегодня многие говорят с учетом новой экономической ситуации, которая складывается в стране, что интерес иностранных и российских инвесторов, несколько снизился по отношению к региону и вообще в целом к стране. Я могу сказать, может быть в чем-то и ощущается замедление темпов развития, темпов интереса к региону. Однако мы наблюдаем, что те инвесторы, в том числе и иностранные, которые почувствовали вкус ведения бизнеса на территории Краснодарского края, желают его продолжать. И не просто развивать, а хотят создавать что-то новое. Пример тому – строительство второй очереди завода ООО "КЛААС" по производству сельскохозяйственной техники. Эти проекты являются, в том числе, и импортозамещающими. Что касается действий со стороны администрации Краснодарского края в части улучшения инвестиционного климата, то действительно, 2014 год стал для региона знаковым, потому что было успешно осуществлено внедрение всех 15 стандартов инвестиционной привлекательности регионов РФ. С 1 января 2015 года мы перешли в стадию мониторинга. В 2014 году Краснодарский край принял участие в пилотном проекте, который был организован при участии администрации президента РФ, "Опоры России", Агентства стратегических инициатив – Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности региона. Было исследовано 22 субъекта РФ, среди которых Краснодарский край занял 7 место. Считаем, что данный результат для нас недостаточно высокий. И в рамках работы по улучшению инвестиционного климата для достижения более высоких показателей в Краснодарском крае была принята дорожная карта по реализации требований национального рейтинга, которая включает в себя, в том числе, и сокращение сроков по подключению инвесторов к объектам инфраструктуры, механизмы дополнительной поддержки инвесторов в реализации инвестиционных проектов на территории края. В 2014 году мы приняли новую редакцию Закона Краснодарского края от 2 июля 2004 г. N 731-КЗ "О стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае", в котором предусмотрели, прежде всего, защиту интересов и прав инвесторов на территории края. При этом тот комплекс мер, который сегодня предпринимается руководством региона по повышению инвестиционной привлекательности края, считаем, даст нам уверенное развитие в будущем, позволит оставаться лидером не только в ЮФО, но и в РФ. Мы сегодня занимаем 4 место по объему инвестиционного капитала после таких регионов, как г. Москва, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-ненецкий автономный округ. Надеемся, что мы будем не только оставаться на том же уровне, но и достигать более высоких результатов.

Ведущая: Спасибо, Иван Алексеевич!

Следующий вопрос, так сказать, "о наболевшем".

Какое влияние оказали на динамику инвестиций санкции? Напугали ли они инвесторов? Как обстоят дела с уже реализуемыми крупными проектами? Есть ли заморозки, задержки?

И. А. Куликов: Мы действительно ощущаем, пусть незначительно, влияние тех санкций, которые были введены в отношении Российской Федерации, при всем при этом, повторюсь, что интерес иностранных инвесторов (знаю не понаслышке, я постоянно общаюсь с иностранными инвесторами), новых компаний, которые планируют войти на территорию Краснодарского края с целью реализации крупных инвестиционных проектов, присутствует. Что касается тех проектов, которые сейчас находятся в стадии реализации (сегодня в активной стадии порядка 198 проектов), данные проекты ведутся в соответствии с утвержденным графиком. Если мы видим, что где-то идет отставание по той или иной причине, у нас в крае в министерстве экономики работает институт менеджеров проектов, так называемое сопровождение, которое осуществляется в рамках коллегиального органа, который был создан при комиссии по улучшению инвестиционного климата региона. Цель данного органа – помочь инвестору при реализации инвестиционных проектов во всех сферах, начиная от выделения земельных участков до получения мер государственной поддержки. Поэтому, если мы говорим сегодня о тех проектах, которые реализуются, нет таких, которые бы приостанавливали реализацию и уходили с территории Краснодарского края. Наоборот, появляются новые. И российские инвесторы проявляют интерес, потому что край с диверсифицированной экономикой, промышленное производство и сельское хозяйство на высоком уровне. А в условиях санкций, мы, как никто другой, понимаем необходимость создания производств в пищевой промышленности. Мы производим сегодня сырье в необходимом количестве, есть все возможности, чтобы данное сырье перерабатывать. У нас достаточно рук, достаточно умов, достаточно ресурсов для производства собственной продукции, но в каких-то отраслях экономики нам казалось, что проще ее приобретать за пределами страны. В той ситуации, которую сегодня имеем, мы понимаем, что где-то у нас даже и лучше. Мы же можем производить сыр с голубой плесенью. Да, нам нужно повышать качество, нам нужно увеличивать объемы производства и это все можно делать. Эта продукция конкурентоспособна и с теми мерами государственной поддержки, которые оказываются со стороны Правительства РФ и Администрации Краснодарского края может качественно улучшиться. Колоссальный объем денежных средств, нефинансовых мер государственной поддержки дает возможность производителям быть конкурентоспособными, а самое главное – выходить на рынок, выходить в сети и кормить жителей собственным производством, а не иностранным импортом.

Ведущая: Спасибо.

Скажите, пожалуйста, какие ключевые инвестиционные проекты сыграют особую роль в постолимпийском периоде развития Краснодарского края?

И. А. Куликов: Прежде всего, хотел обратить внимание на качественно новую инфраструктуру, которая была создана в рамках олимпийских игр. Многие говорили о том, что эта колоссальнейшая инфраструктура, которой нет нигде на территории РФ, не будет востребована. На самом деле это не так. Сегодня и спортивные объекты, и рекреационные объекты более чем загружены и даже где-то перегружены. Вспомним ситуацию в горном кластере, которая была зимой, был очень высокий спрос на горнолыжный отдых, что говорит об эффективном и правильном использовании этих объектов. Что касается крупных инвестиционных проектов, нельзя не сказать о проектах федерального масштаба. В первую очередь, это расширение трубопроводной системы "Тенгиз – Новороссийск", строительство трубопроводной нефтяной системы "Юг", системы газопроводов "Южный коридор", развитие новороссийского транспортного узла. Также можно сказать о строительстве транспортного перехода через Керчинский пролив. Это те инвестиционные проекты, которые реализуются в крае. Сегодня можно сказать о новом подходе в реализации проектов, связанных с глубокой переработкой нефти в рамках Туапсинского нефтеперерабатывающего завода. Экс-губернатором было принято решение о создании промышленного кластера на территории г. Краснодара в рамках восточной промышленной зоны, под строительство которой отдано порядка 330 Га земли, которая позволит создать большое количество производств, в том числе и в сфере перерабатывающей и пищевой промышленности. Данный проект даст мощный толчок для г. Краснодара так и для Краснодарского края в комплексе. Сегодня утвержден план мероприятий министром промышленности и энергетики Краснодарского края по реализации данного проекта. Есть договоренности с сетевыми компаниями по сокращению сроков инвестиционной программы, созданию и обеспечению сетевой инфраструктуры в рамках восточной промзоны. Это та малая часть, которая сегодня реализуется, при этом сегодня в крае создана единая информационная система, которая включает в себя порядка 1800 инвестиционных проектов, которые в он-лайн режиме постоянно обновляются. У каждого инвестора есть возможность зайти и присмотреть для себя удобную площадку или проект с четким пониманием по инфраструктуре, по земле, по структуре собственности этой земли, по назначению земельного участка. Весь этот комплекс мер нам дает ежегодно 20-30% обновления единого реестра. Т.е. эти 20-30% находят своего инвестора – это и мелкие и крупные проекты. Интерес со стороны инвестиционного сообщества Краснодарского края присутствует и сегодня, на мой взгляд, он высок.

Ведущая: Спасибо, Иван Алексеевич!

Далее поговорим об итогах реализации Плана мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в Краснодарском крае

Остановимся более подробно на поддержке предпринимательства.

Какова сегодня роль малого бизнеса в краевой экономике? Сколько человек занято в этом секторе и есть ли предпосылки к его увеличению?

А. В. Палий: В самом начале выступления я сказал о реализации нашего антикризисного плана, сообщил о том, что поддержка будет в этом году колоссальная. Федерация смотрит, где же малый бизнес действительно развивается, чтобы деньги дать тому региону, который, с одной стороны, имеет возможности софинансирования, с другой стороны, может своевременно освоить эти деньги.

Поддержка носит характер стимулирующей меры. Для оказания помощи выбираются те виды малого бизнеса, которые сегодня востребованы обществом, которые нужны.

Приведу несколько цифр. На начало 2015г. в крае осуществляют деятельность 282 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, из них почти 63 тыс. субъектов – малые предприятия. В 2014г. их оборот составил 3,98 млрд. руб., рабочими местами были обеспечены 369 тыс. человек. По итогам прошлого года объем инвестиций в основной капитал этих предприятий составил 37 млрд. руб. Если в среднем по стране вклад малого и среднего предпринимательства в валовой внутренний продукт страны составляет 21%, то в Краснодарском крае – 27%.

С. А. Илясова: Среди мер поддержки субъектов МСБ в приоритете такое направление как увеличение капитализации фонда микрофинансирования. В связи с чем выдан уже 171 микрозайм на общую сумму 129 млн. руб., из которых в 2014 году выдано 94 микрозайма на общую сумму более 70 млн. руб. Динамика положительная, мы ожидаем продление срока кредитования до 3-х лет, соответственно капитализацию необходимо увеличить, для того, чтобы в дальнейшем выдавать микрозаймы в том же темпе. Гарантийный фонд, начиная с 2010г., субъектам выдал 209 поручительств на общую сумму 734 млн., что позволило привлечь кредитов на развитие бизнеса более 1,5 млрд. руб., в том числе в 2014г. предоставлено 7 поручительств на сумму 64,5 млн. руб., что позволило привлечь кредитов на сумму 120 млн. руб. За 3,5 месяца 2015г. уже выдано 9 поручительств на сумму 37 млн. руб. До конца текущего года планируется выдать поручительств на сумму более чем на 70 млн. руб. Соответственно сюда мы тоже планируем направить средства. В 2014г. на базе гарантийного фонда был открыт центр поддержки предпринимательства, который планирует оказывать юридическую, финансовую, бухгалтерскую помощь предпринимателям. На его деятельность тоже планируем направить в 2015 году более 100 млн. руб.

А. В. Палий: Мы подумали не только об этом. Есть федеральный план, направленный на снижение налоговой нагрузки, предпринимаются меры на краевом уровне. Сегодня это обсуждаемая тема, которая предусматривает изменения законодательства. На территории Краснодарского края уже введены "налоговые каникулы". Впервые зарегистрированный предприниматель, который работает по УСН, имеет возможность поработать по нулевой ставке налогообложения два года. Для чего это сделано? Для того чтобы те, кто сегодня хочет открыть свое дело (у нас на Кубани развит и предпринимательский дух, и инициатива) не побоялись, рискнули и реализовали задуманные проекты в направлении сельского хозяйства, производственного сектора, социального сектора и науки. Этот список не окончательный. Есть договоренность и с депутатами Законодательного собрания, и с промышленными ассоциациями, и с предпринимателями, с уполномоченным по правам предпринимателей, общественными организациями, нашими коллегами из сельского хозяйства, из промышленности, что со временем определятся и другие виды деятельности. Что касается тех субъектов предпринимательства, работающих в этих же секторах по УСН не первый год, для них предусмотрено снижение ставки с 15% до 5%. Согласитесь, что это тоже существенно. Принимать подобные решения сложно, т.к. от этого зависит наполнение бюджета, в том числе Краснодарского края, наполнение местных бюджетов. Есть обязательства, которые были приняты в ноябре, когда утверждался бюджет. У нас на 80% бюджет социальный, но мы рассчитываем на то, что те, кто начнет работать сейчас, в течение 2-х лет разовьются. Эти предприниматели сэкономят на налогах, направят финансы в основные фонды, помещения, оборотные фонды, а затем, через 2 года будет работать на равных условиях с иным бизнесом. Так мы добьемся прироста количества активных предпринимателей на территории Краснодарского края.

Ведущая: Спасибо, Андрей Владимирович.

К началу Интернет-конференции к нам поступил такой вопрос от физ. лица: "Собираюсь оформить ИП. Сфера деятельности: оказание услуг населению. Могу ли я рассчитывать на поддержку со стороны органов государственной власти Краснодарского края. Будут это субсидии или налоговые льготы (именно для начинающих предпринимателей)?"

С. А. Илясова: Подпрограммой в рамках государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика" предусмотрены виды поддержки. В 2015г. мы планируем на условиях софинансирования муниципальных программ реализовывать такие мероприятия как субсидирование процентной ставки по кредитам, первый взнос по договору лизинга и ранняя стадия стимулирования роста предпринимательской деятельности, т.е. предприниматель может получить 70% возмещения, но не более 300 тыс. руб. в случае, если деньги были направлены на приобретение основных средств.

А. В. Палий: На "налоговые каникулы" он также может претендовать, если его деятельность относится к перечню.

Ведущая: Спасибо! Следующий вопрос. Будет ли продолжено финансирование строительства (или приобретения) дошкольных образовательных учреждений?

А. В. Палий: Конечно, будет. Майские указы Президента никто не имеет права не выполнять. Согласно дорожной карте на 2015 год предполагается введение 9,8 тыс. мест в детских садах, в т. ч. за счет реконструкции, строительства, капитального ремонта. В рамках государственной программы Краснодарского края "Социально-экономическое и территориальное развитие муниципальных образований Краснодарского края" осуществляется строительство 22 объектов дошкольного образования. На реализацию данных мероприятий в этом году направлено 1,7 млрд. руб.

Ведущая: Спасибо, Андрей Владимирович.

Уважаемые гости, есть возможность задать вопросы представителям министерства экономики Краснодарского края.

Пожалуйста, представьтесь.

А. М. Половинская: (член Совета Краснодарского Регионального отделения Общероссийской Общественной организации "Деловая Россия", председатель Исполнительного Комитета Автономной некоммерческой организации "Центр общественных процедур "Бизнес против коррупции" в Краснодарском крае): Какова доля инвестпроектов для малого бизнеса среди размещенных на сайте investkuban.ru?

И. А. Куликов: Как я уже говорил, создана единая информационная система. Она состоит из инвестиционных предложений и из инвестиционных площадок. Инвестиционное предложение – это рассчитанное технико-экономическое обоснование под реализацию конкретного инвестиционного проекта. Это может быть металлургический завод, это может быть и парикмахерская. Т.е. мы говорим о том, что для нас сегодня в Краснодарском крае важен каждый инвестор, вне зависимости от объема денег. За каждый рубль, который вкладывается в экономику Краснодарского края, мы держимся, боремся и уделяем особое внимание. Если говорить о доле, то порядка 30% всех инвестиционных предложений можно было бы отнести к уровню субъектов малого и среднего предпринимательства. Инвестор, не имея своего первоначального капитала или идеи, воспользовавшись помощью министерства экономики Краснодарского края, может реализовывать инвестиционный проект. Мы не просто разместили на сайте площадку и забыли, мы ее мониторим, отслеживаем реализацию инвестиционного проекта. Например, если участок был предоставлен для реализации инвестиционного проекта, то министерство экономики, муниципальные образования Краснодарского края отслеживают, на каком этапе находится реализация проекта, есть ли какие-то проблемы, необходимо ли вмешательство органа исполнительной власти края, муниципальных образований, если да, то мы подключаемся и помогаем в реализации инвестиционных проектов в рамках действующего законодательства.

А. В. Палий: Хотелось бы добавить, что любой проект, который реализуется, даже крупный, он все равно будет касаться малого бизнеса. Т.к. при реализации проекта невозможно сделать ставку только на одну компанию. Привлекаются субподрядчики, подрядчики при строительстве, при оказании услуг. Это притягивает малый бизнес. В дальнейшем, когда идет функционирование этого крупного проекта, опять деятельность упирается на услуги малого бизнеса. Потому что любой крупный проект, который есть, он так или иначе будет отражаться на деятельности малого и среднего бизнеса, т.е. вовлекать в свой оборот. Невозможно сегодня построить так бизнес, чтобы малый бизнес не участвовал где-то рядом. Именно поэтому ставится задача развития МСБ.

А. М. Половинская: Осуществляются ли в рамках реализации инвестпроекта строительства восточного промышленного кластера Краснодара или в рамках иных проектов модификация транспортной системы города Краснодара? В СМИ появилась публикация о начале строительства нового моста между Краснодаром и пос. Яблоновским, достоверна ли эта информация?

И. А. Куликов: В первую очередь, никто не говорит о том, что сегодня, создание такого проекта как промышленный кластер в рамках восточной промышленной зоны, скажется отрицательно на внутригородском автомобильном сообщении г. Краснодара. Есть возможности подхода к данному кластеру со стороны объездных, траса М-4 "Дон" в том числе. Сегодня уже завершаются предпроектные работы (в стадии получения государственной экспертизы документация) по строительству моста через р. Кубань. Также существует государственная программа "Краснодару столичный облик", которая была инициирована экс-губернатором Краснодарского края А.Н. Ткачевым, призванная улучшить транспортную доступность региона и г. Краснодара. Комплекс мер, который сегодня предпринимается, это и проект строительства железной дороги в обход г. Краснодара, где активно идут переговоры с Российскими железными дорогами, позволит не только разгрузить улицы, но и создать более удобную логистику, чтобы люди свободно могли добираться до мест работы, с работы домой и т.д. Я не вижу рисков, которые могли бы ухудшить сегодня ситуацию. Проблема существует, она есть не только в Краснодаре, но и в каждом крупном мегаполисе. С этой проблемой справляются, думаю, что в ближайшее время она будет решена.

А. М. Половинская: У меня есть предложение: выдавать предпринимателям при получении ими документов в налоговой инспекции памятки с информацией о мерах поддержки, о полезных интернет-ресурсах, с контактами государственных и общественных организаций, оказывающих содействие предпринимателям.

А. В. Палий: Спасибо Вам за предложение, мы заинтересованы, мы открыты.

Есть Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", по которому мы обязаны рассмотреть все обращения. Когда есть интересные продуманные предложения, с радостью рассмотрим и реализуем, если инициатива обдуманна и взвешена. Будет человек генерировать идеи и получать опыт, значит, будет успешным.

Ведущая: Спасибо, Андрей Владимирович!

И. Зуб: (Компания АПИ "ГАРАНТ"): Как вы уже говорили ранее, сейчас для новых предпринимателей создаются особые стимулирующие условия для старта. Существует ли какие-либо образовательные программы в министерстве, которые бы потенциальному предпринимателю помогали пошагово начать свое дело. Грубо говоря, нужно сделать 1-2-3 и получится результат. И в этой связи можно направлять начинающих предпринимателей на те отрасли, которые сейчас приоритетны для экономики края?

А. В. Палий: Департамент поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края совместно с министерством экономики Краснодарского края проводят мероприятия – это семинары, отраслевые совещания. Данные мероприятия проходят в форме обучения. Советую обращаться в Центр поддержки предпринимательства, о котором рассказывала Снежана Анатольевна Илясова, и получать поддержку в экономическом, юридическом направлении.

С. А. Илясова: Разрешите добавить. Каждый предприниматель является активным интернет пользователем. В департаменте есть интернет ресурс mbkuban.ru, на котором представлены все организации, которые образуют инфраструктуру поддержки предпринимательства. Через этот ресурс можно задать конкретный вопрос и получить компетентный ответ от органов власти. Телефон горячей линии – 8(861) 219-54-38, по нему квалифицированный специалист управления проведет необходимую консультацию. Также департамент поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края и управление по развитию малого и среднего предпринимательства Краснодарского края всегда открыты для личного приема предпринимателя.

С. В. Соколова: (главный редактор общественно-политического журнала "Местное самоуправление Кубани"): Вы говорили о том, что в связи с санкциями инвесторы не испугались. Хотелось бы узнать, какие территории Краснодарского края наиболее интересны для инвесторов?

И. А. Куликов: Я могу сказать, что интерес присутствует, начиная с севера Краснодарского края до юга. Есть сегодня интерес к Калининскому, Гулькевичскому районам. На южной территории края – это Анапа, Геленджик. Здесь больше привлекает виноделие, тепличные комплексы, рекреационные комплексы. Инвестор не концентрирует свое внимание только на центральной части города Краснодара. В первую очередь, это обусловлено спецификой бизнеса, инвестор смотрит, где ему более эффективно брать сырье, необходимое для производства. Где есть обеспеченная инфраструктурой площадка. Сегодня в Краснодарском крае централизации нет. Мы нацелены на развитие каждого квадратного метра Краснодарского края, каждого муниципального образования, каждого сельского поселения, каждой станицы, именно в этом заключается наша работа. И инвесторы также концентрируют свое внимание на территориях, где будет потенциальный спрос, стремятся ближе к территории Ростовской области, чтобы расширить площади рынков сбыта.

С. В. Соколова: Проводится ли какое-либо обучение глав муниципальных образований по инвестиционному развитию территорий?

И. А.Куликов: Безусловно, ведется обучение. Ежегодно проходит коллегия в министерстве экономики Краснодарского края, на которую приглашаются главы, заместители глав, курирующие вопросы экономического развития территорий, где проводятся практические семинары нашими сотрудниками, заместителями министров Краснодарского края, каждый в рамках своих полномочий, в том числе и рассматриваются вопросы инвестиционного развития. Сегодня министерством разработаны методические рекомендации по формированию инвестиционных предложений, которые доведены до каждого муниципального образования. Нами ежеквартально отслеживается ведение единого реестра, мы ежеквартально делаем оценку деятельности каждого муниципального образования в инвестиционном развитии. В случае проседания того или иного муниципального образования ведется беседа не с главой муниципального образования, а со специалистами, которые напрямую "трогают" эту проблему руками. Общение очень активное. Приятно, что сегодня муниципальные образования стали шагать в ногу со временем и понимают, что сегодня без инвестиционного развития территории невозможно, в том числе и выполнение майских указов президента. Мы сегодня связаны в один большой узел, который мы должны еще крепче затянуть, чтобы у нас была плотная и серьезная взаимосвязь, чтобы мы развивали Кубань вместе, начиная с инвестиций и заканчивая строительством детских садов, повышением пенсий, заработной платы бюджетникам и уровня развития края в целом.

И. А. Зуб: Данный вопрос адресован скорей всего министерству сельского хозяйства Краснодарского края, но позволю задать его и Вам. Известно, что крупная краснодарская сеть, которая представлена широко за пределами края, большое количество овощей и фруктов закупает за рубежом. К примеру, поставки некоторых овощей идут из Израиля, но, как известно, это не самый черноземный и плодородный регион, по сравнению с Кубанью. Видимо, тут вопрос не в плодородии, а в технологиях выращивания. Отсюда следует вопрос, есть ли какие-либо программы и наработки с профильным министерством для того, чтобы вкладывать в технологичное производство в нашем регионе, чтобы использовать свой потенциал, а, следовательно, и смежные отрасли: логистику, хранение, переработку и так далее?

А. В. Палий: Спасибо за вопрос. В Краснодарском крае производится достаточное количество овощей. Вырастили, сразу повезли в крупные регионы нашей страны, такие как Москва, Санкт-Петербург, и продали непосредственно с колес или за тот период, в который "живет" этот товар. На этом все…. Хотя климатические условия позволяют получать по некоторым видам и второй урожай, но нужно его где-то хранить. Вы упомянули сеть, я понял какую. И руководитель данной сети 24 февраля на совещании у экс-губернатора говорил, что сегодня у нас повышаются требования к уровню жизни: фрукты и овощи должны быть на столе у каждого человека каждый день. Сегодня эта сеть вынуждена приобретать часть фруктово-овощной продукции в Турции и там же хранить, т.к. здесь негде. Нам нужны логистические парки, овощехранилища, где будут сортировать, перерабатывать так называемый "борщевой набор". Тогда это будет способствовать дополнительному производству, аккумуляции и распределению.

И. А. Куликов: В рамках антикризисного плана Администрации Краснодарского края одним из основных мероприятий является создание логистических центров на территории Краснодарского края. В рамках тех государственных программ, которые сегодня существуют в министерстве сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности есть мероприятия, которые направлены на поддержку растениеводства. Вы правы, когда говорите, почему мы должны кушать с вами израильское, когда можно есть свое. Этот же бизнесмен сегодня активно создает собственное производство овощей, т.к. понимает, что сегодня выгодно произвести здесь и собрать не один урожай, а круглогодично получать необходимое количество по овощам. Поэтому сегодня мы все нацелены на создание своего собственного продукта. И не только вблизи г. Краснодара развиваются такие производства, но и по всей территории Краснодарского края. В Белореченском районе строится огромный тепличный комплекс, в Динском районе практически реализован комплекс. Сегодня бизнес понимает, что производить собственное выгодно, чем закупать. Себестоимость продукции невысокая, и при этом стоимость иностранной продукции высокая. Чтобы стать конкурентоспособным, нужно снизить цену, но при этом рентабельность позволяет не просто жить, но и зарабатывать и инвестировать эти деньги в дальнейшее производство. Сегодня созданы все условия, чтобы создавать свое производство, это не только касается овощей и фруктов, это касается в целом всего промышленного производства.

С. В. Коробов: Сейчас, в это непростое время, многие молодые люди задумываются об открытии своего дела. Чаще всего они задумываются о том, что на поверхности – например, перепродажа товаров из Китая. Они просто не знают, какие есть потребности у края, и в какие отрасли готов инвестировать наш край. Хотелось бы видеть готовую площадку, где описаны приоритетные направления для края, в которых предприниматели могли бы себя реализовать, и где бы могли получить поддержку от края.

И. А. Куликов: Площадки такие существуют, это самое главное. Что касается малого и среднего бизнеса это:

1) сайт mbkuban.ru;

2) сайт Управления по развитию малого и среднего предпринимательства Краснодарского края нужен точный адрес сайта;

3) центр поддержки при департаменте поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей Краснодарского края призван оказывать методическую помощь вновь образованным предприятиям, предпринимателям, у которых есть идеи, либо нет идеи, но есть финансовый потенциал.

Что касается инвестиционных проектов это:

  1. Единый реестр инвестиционных предложений;

  2. Сайт www.investkuban.ru - инвестиционный портал Краснодарского края, где размещены инвестиционные предложения Краснодарского края, где есть информация о всех мерах государственной поддержки Краснодарского края;

  3. По поручению министра экономики Краснодарского края нами сегодня ведется работа по подготовки путеводителя инвестора, где будет прописано пошаговые действия для потенциального инвестора в реализации инвестиционного проекта. Куда пройти, с кем связаться, что сделать. Чтобы инвестор четко понимал, придя на территорию Кубани у него есть некая навигационная карта, которая позволяет ему двигаться в нужном направлении.

Что касается приоритетов развития Краснодарского края, то в 2014г. была принята новая стратегия развития края до 2020г. Она также размещена на сайте www.investkuban.ru, где выделены ключевые отрасли экономики Кубани и направления развития. Где потенциальный инвестор может увидеть для себя, куда движется Краснодарский край, куда целесообразно вкладывать с учетом той конъюнктуры рынка, которая складывается на сегодня.

Если необходимо личное общение, то мы всегда открыты для диалога и мои коллеги и министерство экономики в целом для общения с потенциальными инвесторами, с людьми, которым нужны идеи и есть финансовый потенциал, либо есть большое желание создать что-то свое, но есть ограничения по финансовым ресурсам, мы готовы встречаться, разговаривать и помогать.

Ведущая: Спасибо! Это был последний вопрос. Напоминаю, что ответы на вопросы, рассмотренные в ходе сегодняшней интернет-конференции будут опубликованы в справочной правовой системе ГАРАНТ, а стенограмму и видеозапись вы сможете увидеть на сайте www.apigarant.ru, на федеральном информационно-правовом портале www.garant.ru, на официальном сайте Министерства экономики Краснодарского края www.economy.krasnodar.ru

Уважаемые Андрей Владимирович, Иван Алексеевич и Снежана Анатольевна, от лица Компании АПИ ГАРАНТ благодарю Вас за участие в интернет – конференции, за содержательные, исчерпывающие ответы на вопросы. Надеемся на дальнейшее сотрудничество и желаем Вам профессиональных успехов!

Читать ГАРАНТ.РУ в и