Приоритеты бюджетной политики Краснодарского края в 2015 году

Предлагаем ознакомиться с видеозаписью интернет-конференции. 

6 мая 2015 года в конференц-зале Компании АПИ "Гарант" состоялась интернет-конференция заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края, министра финансов Краснодарского края Ивана Александровича Перонко

Тема интернет – интервью: "Приоритеты бюджетной политики Краснодарского края в 2015 году"

Ведущая интернет-интервью: Долгих Надежда. 

Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория! Меня зовут Долгих Надежда – ведущая интернет-конференции.

Сегодня мы поговорим на тему: "Приоритеты бюджетной политики Краснодарского края в 2015 году".

Разрешите представить нашего гостя:

заместитель главы администрации (губернатора) Краснодарского края, министр финансов Краснодарского края, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации, заслуженный экономист Кубани – Иван Александрович Перонко

В ходе интернет-конференции мы планируем обсудить следующие вопросы:

  • Основные направления бюджетной и налоговой политики края в 2015 году;
  • Итоги исполнения бюджета края в первом квартале 2015 года;
  • Выполнение утвержденного губернатором Кубани "Плана по наполнению доходной части консолидированного бюджета Краснодарского края в 2015 году";
  • Меры по стабилизации ситуации на финансовом рынке края. 

Иван Александрович, вам предоставляется приветственное слово. 

И.А. Перонко: Добрый день, уважаемые коллеги! Искренне рад приветствовать аудиторию пользователей АПИ "Гарант"!

Благодарен компании за предоставленную возможность прямого диалога с представителями профессионального сообщества и со всеми жителями края, которым интересны те вопросы, которые мы сегодня вынесли для обсуждения. Они действительно интересны и животрепещущи. Сейчас, как никогда, важно вести диалог власти с бизнесом, населением для того, чтобы в непростых экономических, геополитических условиях общаться и обсуждать те основные приоритеты и направления, которые администрация края, муниципальные образования сейчас реализуют в рамках нормативных и правовых документов.

Если говорить о бюджетной и налоговой политике края, она формируется на основе бюджетной и налоговой политики России, посланий Президента РФ, бюджетного и налогового законодательства.

На 3-х летний период (2015-2017 годы), мы считаем, что бюджетная политика должна быть достаточно сконцентрирована для решения тех приоритетов и тех стратегических задач, которые определены, прежде всего, в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации и в соответствующих направлениях бюджетной и налоговой политики, которые утверждены на этот период губернатором края. 

В целом при формировании бюджета на этот период основные задачи следующие.

Мы должны обеспечить в непростых условиях доходами все уровни бюджета в тех объемах, которые позволяют выполнить все социальные обязательства края, прежде всего публичные – принятые или вновь принимаемые, при этом обеспечить развитие края, государственную поддержку экономики Краснодарского края в рамках тех мероприятий, которые определены в РФ и у нас в крае по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности;

В нынешних условиях очень важно поддерживать сбалансированность всех бюджетов, проводить разумную политику по оптимизации расходов, обеспечить повышение эффективности бюджетных расходов.

Не менее важно проводить взвешенную долговую политику, обеспечить эффективное управление государственным долгом и сохранить умеренную долговую нагрузку, эффективно управлять государственным имуществом.

Жителям края важно понимать, каковы приоритеты и как мы собираемся их реализовать в этом периоде.

Всех волнует достаточно не простой 2015год, в котором наибольшее влияние будет оказывать та ситуация, которая сложилась в конце 2014г. в экономики России, в экономике Краснодарского края с учетом резкого снижения цен на нефть, экономических и финансовых санкций против России.

Мы наметили целый комплекс мер, прежде всего, они предусмотрены планом по обеспечению устойчивого развития экономики. Есть четкая программа пополнения доходной части бюджета. В этом направлении сейчас активно работают краевые органы власти, прежде всего министерство финансов, министерство экономики. Мы стремимся повышать эффективность всей бюджетной политики, реформировать региональные финансы. Еще в 2014г. проделали в этом направлении большую работу, принят целый ряд нормативно-правовых актов, а также программа повышения эффективности управления государственными финансами Краснодарского края на период до 2018 года.

Самое главное, в 2014г. несмотря на сложности, создан серьезный "запас прочности". И сегодня экономика и бюджетная сфера края динамично развиваются.

В 2014г. мы исполнили бюджет с ростом по отношению к 2013г. почти на 8%, мобилизовали более 200 млрд. рублей налоговых и неналоговых доходов. Это доходы собственного консолидированного бюджета. По итогам 2014г. мы занимаем пятое место в РФ, впереди Москва, Санкт-Петербург, Московская область и Ханты-мансийский автономный округ. За последние 3-4 года, системно проводя работу по наращиванию налогового потенциала, мы добились таких успехов. И на сегодня Краснодарский край по объему доходов опережает целый ряд экономически мощных регионов, таких как Татарстан, Свердловская область, Челябинская область, Башкирия, Нижегородская область.

Эта позитивная динамика продолжается. По данным четырех месяцев достаточно неплохо сработали по доходам бюджета. Есть определенные проседания по отдельным видам налогов.

Однако в марте и особенно в апреле ситуация по налогу на прибыль изменилась в лучшую сторону за счет роста цен на нефть и стабилизации курса рубля к доллару, к евро. Все это и те меры, которые были приняты Правительством РФ и администрацией края позволили в последние 2 месяца (март-апрель) значительно изменить ситуацию в экономике в лучшую сторону. Есть некоторые проблемы с поступлениями в бюджет налога на доходы физических лиц. Идет оптимизация расходов и как бюджета, так и бизнеса, корпоративные финансы стремятся оптимизировать свои расходы. В отдельных отраслях есть снижение заработной платы, есть сокращение численности работающих. Не такое глубокое снижение, как в других регионах, но все-таки есть. Уверен, что во 2-3 квартале эта ситуация должна поменяться. Мы с достаточным оптимизмом смотрим на наши доходы бюджета. При этом очень жестко и целенаправленно работаем с бизнесом, боремся с "теневой" экономикой, чтобы обеспечить легализацию всех доходов, снижать задолженности по налогам, работать и не допускать убыточность деятельности наших предприятий. Самое главное в этих условиях не допустить резкого снижения реальных доходов населения. Когда снижаются реальные доходы населения, это затрагивает покупательский спрос, потребительскую сферу, затем может перейти в отрасли экономики, которые производят товары для населения.

Если сравнивать с другими регионами РФ, край имеет неплохую динамику по основным нашим отраслям экономики: сельское хозяйство, потребительская сфера, транспорт, санаторно-курортный комплекс, которые всегда были и есть приоритетными для края. Некоторое снижение идет в строительстве, но это характерно для всей РФ. Для нас снижение объемов строительства связано в основном с завершением олимпийских строек.

Но самое главное, что строительный бизнес постепенно выходит на тот уровень, который мы от него ждем. Прежде всего это строительство жилья, в прошлом году край сдал в эксплуатацию почти 5 млн.кв.м. жилья, это второй показатель в РФ после Московской области. По итогам 1 квартала 2015г. край вышел на первое место, сдали 1,2 млн.кв.м. В этих условиях для дальнейшего развития отрасли нужно поддержать ипотеку. В 2014г. мы достигли рекордной суммы на ипотечное жилищное кредитование, было привлечено почти 50 млрд.руб., 33 тыс. кубанских семей решали вопросы улучшение жилищных условий через ипотеку. В конце 2014г. и вначале 2015г. произошло сжимание ипотечных кредитов, но сейчас в результате принятых мер правительством РФ осуществляется механизм льготной ипотеки по достаточно низким ставкам 12% и ниже, мы наблюдаем некоторое оживление на ипотечном рынке кредитования.

В целом, одна из самых из сложных проблем в конце 2014г.- начале 2015г. – доступность кредита. Были высокие ставки на кредиты, сейчас они снижаются. Центробанк России понизил ключевую ставку до 12,5%. Самое отрадное, что кредитный портфель у нас не снижен, он превышает 1,2 трлн.руб. В последнее время оживился кредитный рынок, кредитных ресурсов больше стали получать и предприятия и население. Снизились ставки, если раньше ставка была 25-28%, то сейчас можно получить кредит под 16-18%. С учетом снижения ключевой ставки ЦБ до 12,5% кредиты могут понизиться до 14-15%. Важно в рамках механизмов государственной поддержки продержать малый и средний бизнес, граждан, которые занимаются индивидуальным предпринимательством, личным подсобным хозяйством. На это нацелена и кредитная политика.

Хотелось бы заверить жителей края, всех, кто обращается к вам за различными консультациями, разъяснениями и прояснениями, что мы видим слабые места в экономике края, над которыми предстоит работать – это промышленность и строительство. Некоторое снижение произошло в розничной торговле. Потребительская корзина по натуральному объему осталась такой же, но она значительно подешевела. Население сейчас больше ориентируется и приобретает самые необходимые и недорогие товары. Это тоже связано со снижением реальных доходов населения.

Но в некоторых сферах край имеет преимущество.

Мы рассчитываем, что часть туристов, которая раньше выезжала и отдыхала за рубежом, она в этом сезоне будет отдыхать в России, в том числе, на Черноморском и Азовском побережье Краснодарского края. Это оживит санаторно-курортный комплекс, всю потребительскую сферу, предприятия, которые обслуживают данный комплекс, транспорт в том числе.

Наше основное преимущество в том, что экономика края многоотраслевая, т.е. диверсифицированная. Экономика края не находиться в зависимости от развития одной-двух отраслей. Кроме того, у нас развито предпринимательство. Малый и средний бизнес в валовой внутренний продукт России дает около 20%, в Краснодарском крае -почти 30%. И мы стремимся нарастить этот показатель до 40%.

Самое главное, это обеспечить нормальную ситуацию на рынке труда, не допустить повышение безработицы, сокращение рабочего дня, рабочей недели и создать условия для занятости населения. Для этого в крае направляются определенные ресурсы.

Ведущая: Спасибо, Иван Александрович. К началу интернет-конференции поступило около 30 вопросов, Иван Александрович ответит на наиболее важные и интересные из них. Позвольте задать первый вопрос. Какие меры необходимо закрепить на законодательном уровне для того, чтобы наиболее эффективным образом осуществлять контроль за уклонением от уплаты налогов, а также предотвратить утечку бюджетных средств? 

И.А. Перонко: Вопрос собираемости налогов и уплата налогов имеем длинную историю – цивилизованные налоговые системы появились в 16-17 веках. И сегодня нужно ориентироваться на постулаты, которые обозначили классики экономики. Чтобы в полном объеме платились налоги, налоговая система должна быть очень удобной и понятной для всех. Многие проблемы с неуплатой налогов возникают, когда есть какая-то неясность. Есть, конечно, и преднамеренное уклонение от уплаты налогов, но это уже вторая сторона. Поэтому нужно совершенствовать налоговое законодательство, чтобы налоги было понятно и удобно платить как корпоративному бизнесу, так и гражданам. Одна из основных проблем – сложность исчисления отдельных видов налогов у нас в стране. Их нужно упрощать. В отдельных направлениях уже много сделано.

В ближайшее время, я уверен, что серьезных изменений в налоговом законодательстве не будет. Это обозначено правительством России, в посланиях Президента России, во всех документах о налоговой и бюджетной политике страны. Ставки по налогам комфортные, особенно для физических лиц. Уплата налога по имуществу, земельных налогов физических лиц производится по уведомлениям, которые своевременно должны доставляться жителям края налоговыми органами. В прошлом году это делалось централизованно, и собираемость налогов заметно улучшилась.

Если говорить по основным нашим доходным источникам, то главная проблема – уплата налогов на доходы физических лиц, где предприятия выступают налоговыми агентами. Федеральный закон от 02.05.2015 №113-ФЗ предусматривает, чтобы налоговые агенты ежеквартально отчитывались перед налоговыми органами о начисленных и уплаченных налогах. В данном случае, это касается налога на доходы физических лиц.

НДФЛ – это основной источник бюджета края. Если на этот год нужно мобилизовать 210 млрд. руб. налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет, то из них 80 млрд. руб. – платежи налогов на доходы физических лиц. Пока здесь самая сложная собираемость и большая задолженность. Введение отчетности налоговых агентов, думаю, изменит ситуацию к лучшему.

Что касается налогов на имущество физических лиц, давно ведется дискуссия о налоге на недвижимость. Эта проблема очень сложная. Ее нужно решать тогда, когда будет проведено кадастрирование всего имущества, земли и недвижимого имущества, сделана реальная кадастровая оценка.

Мы в Краснодарском крае исчисление налогов с физических лиц по кадастровой оценке перенесли на 2017г. Сейчас мы не готовы, так как нет четкой и реальной кадастровой стоимости имущества. У нас налог на землю исчисляется в кадастровой стоимости, в связи с этим возникает много проблем, потому что в ряде случаев кадастровая оценка земли резко отличается от рыночной стоимости, поэтому возникают неоправданные налоговые нагрузки.

Очень важно совместно с фискальными и правоохранительными органами проводить разъяснительную работу, чтобы налогоплательщик в большей мере сам платил налоги и понимал, что это его конституционная обязанность.

В прошлом году мы собрали 200 млрд.руб. налоговых и неналоговых доходов, при этом задолженность составляет около 11-12 млрд.руб. Это всего 6% доходов бюджета. По всем налоговым системам, которые существуют в мире, критичной ситуация становится, когда недоимка превышает 20%. Тогда может произойти нарушение и дисбаланс может привести к серьезным последствиям для исполнения бюджета. То есть ситуацию в крае нельзя назвать критичной, однако сейчас вместе с налоговыми органами мы работаем над погашением недоимки.

Мы все должны понимать, что налоги платить необходимо, так как все мы являемся получателями государственных и муниципальных услуг в области здравоохранения, образования, культуры и т.д. Здесь должна быть обоюдная заинтересованность. И налогоплательщик, который аккуратно платит налоги, вправе возмущаться: почему он должен платить налоги в полном объеме, а кто-то находит какие-то лазейки или умышленно уклоняется от уплаты налогов. Таких недобросовестных налогоплательщиков нужно привлекать к серьезной ответственности, вплоть до уголовной.

Если мы будем эффективно работать по всем этим направлениям, то у нас собираемость налогов, эффективности всей налоговой системы будет улучшаться.

Ведущая: Спасибо, Иван Александрович! Следующий вопрос. Как изменились полномочия субъектов Российской Федерации по установлению нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты. 

И.А. Перонко: У нас межбюджетные отношения – это очень важный механизм бюджетной политики. Бюджетная система РФ построена таким образом, что все уровни бюджетов достаточно самостоятельны. Есть федеральный бюджет, бюджет субъектов РФ, бюджеты муниципальных районов и бюджеты поселений, т.е. у нас четырехуровневая бюджетная система. Все взаимоотношения между ними называются межбюджетными. Межбюджетные отношения регулируются бюджетным и налоговым кодексом РФ. В рамках межбюджетных отношений нижестоящие бюджеты или вышестоящие бюджеты могут получать межбюджетные трансферты в виде дотаций, субсидий, субвенций. Также бюджетные отношения могут решаться путем перераспределения налогов по нормативам. У нас применяются эти два механизма и достаточно эффективно.

Прежде всего, механизм установки единых нормативов по отчислению от тех или иных налогов в соответствующие бюджеты. К примеру, по налогу на прибыль приняли такое решение и 5% налога на прибыль передали муниципальным образованиям, чтобы стимулировать их работу. Есть единые нормативы, которые установлены жестко. Например, по НДФЛ – 20% налогов проступают в муниципальные бюджеты, кроме того край имеет право 10% дополнительно перераспределять, что мы и делаем. Есть единые нормативы, которые закреплены законодательством, есть единые дополнительные нормативы, и мы эти механизмы достаточно эффективно используем. К примеру, полностью передали ЕСХН и ЕНВД в районы и города. В последнее время в целях стимулирования и обустройства дорог местного значения 10% акцизов от нефтепродуктов передано муниципальным образованиям. Сейчас рассматриваем и другие механизмы, т.е. это живая система межбюджетных отношений. В ближайшее время с целью укрепления бюджетов поселений и муниципальных районов мы рассматриваем еще единые дополнительные нормативы с целью передачи районам, городским и сельским поселениям, чтобы укрепить их финансовую основу. Потому что у них полномочий достаточно много, а налоговых поступлений – не очень. С другой стороны, за счет межбюджетных трансфертов доходная часть муниципальных образований формируется почти в объеме 50%, т.е. 50% мы передаем в виде дополнительных налоговых нормативов, либо в виде дотаций или субсидий, субвенций, а 50% они сами зарабатывают и формируют.

Эта конструкция может меняться. Мы стремимся к тому, чтобы дотации заменять едиными нормативам, заинтересовать муниципальные образования, чтобы они работали за счет наращивания налоговой базы, создать им для этого условия. К примеру, по поселениям у нас самый низкий уровень в сельских и городских поселениях. Когда в 2006г. мы их образовали, доходов было собственных всего чуть больше 2 млрд. руб., сейчас довели эту планку почти до 15 млрд. руб. Налоговые и неналоговые доходы поселений увеличиваются большими темпами.

С другой стороны, мы им отдали устойчивые налоговые источники, которые мало зависят от состояния экономики – налог на землю, налог на имущество физических лиц. Это основные источники, которые формируют бюджеты поселений.

Сейчас рассматриваем, что по другим налогам мы можем передавать им доходы в виде дополнительных единых нормативов. Сложность в том, что мы не можем дифференцированно подходить и говорить, что этому поселению 5% от какого-то налога, этому 10%, этому 15%. Должны быть единые нормативы, а налоговая база неравномерна. Когда мы от какого-то налога единый норматив даем, ряд поселений могут выиграть, а отдельные могут от этого проиграть. Поэтому здесь нужен внимательный подход. Этой работой мы занимаемся, в т. ч. доводим до населения, как доходы распределяются, чтобы они понимали и видели, если гражданин платит налоги, что эти налоги идут в бюджет его поселения. За счет этих средств они содержат свои станицы, хутора, их благоустраивают, озеленяют, освещают.

Межбюджетные отношения – очень тонкий механизм, и мы постоянно его совершенствуем. И как говорится, совершенству нет предела. Нужно учитывать интересы всех муниципальных образований, а их у нас 426. Т.е. каждый бюджет мы просчитываем в министерстве финансов Краснодарского края и с учетом нормативов, дотаций, субсидий, субвенций стремимся, чтобы каждый бюджет был сбалансирован, чтобы каждый из 426 бюджетов был устойчив.

Ведущая: Спасибо, Иван Александрович! Далее хотелось бы поговорить о социальных обязательствах.

Следующий вопрос. На какие статьи расходов направят большинство средств? Какие направления социальной сферы для исполнения обязательств по финансированию являются приоритетными для Краснодарского края? 

И.А. Перонко: Приоритеты в социальной политике определены и конкретны. Исходя из этого строится бюджетная политика в социальной сфере. Основные расходы бюджета (более 70%) идут на социальную сферу – это здравоохранение, все виды и формы образования, начиная от дошкольного и заканчивая средним и начальным профессиональным образованием, в том числе общее и дополнительное образования. Есть расходы на культуру, физическую культуру и спорт. Очень большая статья расходов на социальную политику – это поддержка малоимущих граждан, ветеранов, инвалидов, многодетных семей. И важно выполнять все в полном объеме расходные обязательства. Прежде всего, выплата заработной платы и всех пособий, которые предусмотрены законодательством. Только на социальную политику около 28 млрд. выделяем средств – это и социальное обслуживание, и социальное обеспечение.

Первостепенная задача здравоохранения – повышение качества. В последнее время много в этом плане сделано. В крае уменьшается смертность, повышается рождаемость, очень низкая детская смертность. Снижено количество смертных случаев при заболеваниях сердечнососудистой системы, онкологии. Это связано с теми огромными средствами, которые направлены из бюджета.

Не менее важна доступность медицинских услуг. Мы должны развивать фельдшерско-акушерские пункты, создавать офисы врачей общей практики, местные поликлиники.

Только на высокотехнологичную медицинскую помощь в крае мы направляем около 2 млрд. рублей. Создано несколько сосудистых центров в крае, центров оказания первой помощи при ДТП. Все это сказалось на качестве услуг, и мы видим результаты. У нас продолжительность жизни значительно повысилась – до 74 лет, это выше чем в среднем по РФ. Значительно выросла рождаемость. За последние 2-3 года в крае рождаемость превышает смертность, в связи с этим улучшилась демографическая ситуация. Практически мы подходим к идеальному показателю – 15 новорожденных на 1000 жителей населения. В этом направлении также будет продолжена работа.

Вторая очень важная отрасль – это образование, особенно – дошкольное образование. Сейчас активно ведем в крае строительство новых детских дошкольных учреждений, увеличиваем количество мест.В прошлом 2014 г. и в этом 2015 г. на эти цели будет направлено около 5 млрд. рублей, это новые детские сады, новые места за счет модернизации существующих детских дошкольных учреждений, их реконструкции, ремонта и т.д.

В области социальной политики основной приоритет – поддержка малоимущих, ветеранов, инвалидов. Очень серьезная поддержка поддержка многодетных семей, поддержка детства и материнства, строительство современных перинатальных центров. Современный перинатальный центр построен в г. Краснодаре. Сейчас аналогичный центр строится в г. Сочи. Поддержка детства и материнства– это и краевой материнский капитал за третьего ребенка, который мы выплачиваем в размере 105 тыс.руб. на 2015г, ежемесячные выплаты многодетным семьям.

Т.е. целый комплекс мер социальной продержки. Возможно, их недостаточно, ведь финансовые ресурсы края не беспредельны. Однако мы очень большие средства направляем в эту сферу.

Социальные приоритеты сохраняются. Наряду с охраной детства и материнства очень серьезное внимание уделяется пожилым людям. Есть подпрограмма "Старшее поколение". Необходимо поддержать наших ветеранов и особенно участников ВОВ, тружеников тыла. По данному направлению дополнительные средства тоже будут выделяться.

Ведущая: Спасибо, следующий вопрос. По причине падения доходов населения и роста цен, возникло серьёзное кризисное явление – рост задолженности граждан перед банками в сфере потребительского кредитования и автокредитования. В частности, в Краснодарском крае данный показатель один из самых высоких по России. Какие из предлагаемых программ кубанских банков, по вашему мнению, будут наиболее эффективны в борьбе с ростом задолженности, и, как следствие, поспособствуют стабилизации финансово-экономической ситуации в крае?

И.А. Перонко: Вы говорите, что в крае показатель роста задолженности граждан перед банками один из высоких по России, это понятно и связано с тем, что у нас население больше кредитовалось по сравнению с другими регионами. Активно использовали потребительский кредит. Об ипотечных кредитах я вам говорил. Только в прошлом году выдано 50 млрд. руб. 33 тысячам человек, а в целом охвачено около 500 тыс. населения, которые в разные годы брали ипотечные кредиты для улучшения жилищных условий.

Сегодня проводится жесткая политика – ставки по ипотечным и потребительским кредитам, которые были ранее получены, не должны пересматриваться. Для заемщиков, которые попадают в сложную ситуацию, у банков есть механизмы реструктуризации кредитов. Созданы специальные агентства страхования вкладов, агентства кредитных ресурсов, которые должны в этих ситуациях разбираться.

Серьезная проблема, когда у человека несколько потребительских кредитов в разных банках и их надо возвращать, ведь у нас нет беспроцентных и безвозвратных кредитов. Здесь мы должны проводить очень жесткую работу по повышению финансовой грамотности населения. Каждый гражданин, когда берет кредит, должен понимать меру ответственности и понимать, что нужно обслуживать кредит, платить проценты, со временем вернуть "тело" кредита.

Граждане должны быть внимательны, не пропускать никакие сроки платежей по кредитам, своевременно обращаться в банковские учреждения, где они получали кредиты, с теми проблемами, которые у них возникли. Если срок уплаты процентов наступил, вы не можете их уплатить (снизилась заработная плата или вообще потеряли работу), сразу идите к своему кредитному инспектору. Банк в этой ситуации будет входить в ваше положение, может пролонгировать, сделать отсрочку, реструктурировать кредит. Но если вы сами не реагируете, то конечно, банк начнет реагировать, могут появиться и судебные приставы. Поэтому самое главное – это своевременно прийти в банк и рассказать о проблемах с обслуживанием кредита, его возвратом. У банка есть механизм реагирования. Нужно им воспользоваться.

Ведущая: Спасибо. Остановимся на мерах государственной поддержки экономики и реализации стабилизационного плана Кубани. Будет ли продолжено в 2015 году субсидирование личного подсобного хозяйства? Вопрос достаточно часто задаваемый, поэтому хотелось бы его осветить.

И.А. Перонко: Меры господдержки в крае достаточно велики по объемам. Наш стабилизационный план, план мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики, по своей нагрузке несет больше 7 млрд. руб. на различные мероприятия, в т.ч. в нем предусмотрены меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса, импортозамещения. Мы понимаем, как важно поддерживать и личные подсобные хозяйства, т.к. в ЛПХ у нас производится от всего объема почти 40% мяса, до 60% молока, большой объем овощей, фруктов, зелени. Мы одними из первых в стране поддерживали производителей мяса и молока, выдавали субсидии. В последнее время субсидии несколько снижены, но сейчас вместе с министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края и Законодательным Собранием разрабатываем механизмы, чтобы продолжить эту поддержку. Выделяются средства на создание семейных ферм, хуторов, где можно вести свое хозяйство. Выдается субсидия на старт своего бизнеса в области животноводства, молочного и мясного скотоводства.

Если в прошлом году поддержка села вместе с краевыми средствами составляла 6,5 млрд. руб., то в этом году будет около 10 млрд. руб. федеральных и краевых средств. Основная поддержка идет крупным хозяйствам – субсидирование процентных ставок по кредитам, страхование, но и малым формам хозяйствования в АПХ выделяются значительные средства.

Ведущая: Спасибо, следующий вопрос. На какие государственные программы края будет предоставлено софинансирование из федерального бюджета в 2015г.?

И.А. Перонко: В крае с 2014г. реализуется 26 государственных программ. Они жестко синхронизированы с федеральными государственными программами. Мы практически в рамках каждой программы стремимся получать софинансирование из федерального бюджета. Основное – это программы развития сельского хозяйства и социальное развитие села. Краснодарский край из федерального бюджета в этом году получит около 30 млрд. рублей безвозмездных поступлений – дотации, субвенции – на реализацию переданных нам полномочий, субсидии на софинансирование программ развития АПК, строительства детских дошкольных учреждений, развития санаторно-курортного комплекса, дорожного строительства. Есть подпрограммы занятости на рынке труда, отдельные программы в области образования, в области здравоохранения, высокотехнологичной медицинской помощи. Там где есть федеральное софинансирование, мы всегда стремимся его получить.

Ведущая: Спасибо, Иван Александрович! Следующий вопрос. Федеральный закон от 20 апреля 2015г. N 87-ФЗ устанавливает обязанность Правительства РФ и ЦБ РФ ежеквартально, в месячный срок после завершения отчетного квартала, представлять в Государственную Думу и Совет Федерации отчет о реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. Готовится ли на краевом уровне отчет о реализации плана, какие первые итоги реализации данного плана? 

И.А. Перонко: Мы перед Законодательным собранием ежеквартально отчитываемся об исполнении бюджета, это обязанность в рамках бюджетного законодательства. Что касается плана по обеспечению устойчивого развития экономики, то какого-то жесткого графика отчетов по плану нет, но мы ежеквартально подводим итоги. Ситуацию по исполнению этого плана доложим губернатору и Законодательному собранию. Короткие ежеквартальные отчеты будем публиковать на сайтах министерства экономики, министерства финансов и администрации Краснодарского края, чтобы люди видели результаты нашей работы.

Ведущая: Спасибо. Хотелось бы привести справку из Википедии: Иван Александрович Перонко Доктор экономических наук, профессор. Автор более 80 научных трудов, из них 3 монографии. Создал в Краснодаре научную школу, её профиль — проблемы налогообложения, налоговое администрирование. В 2000 году открыл журнал "Налоговые известия Кубани", с 2007 года — "Налоговые и финансовые известия Кубани", председатель его редакционного совета. Скажите, как активно на данный момент вы занимаетесь наукотворчеством? Какое место это занимает в вашей жизни?

И.А. Перонко: Последнее время с учетом большого объема по основной деятельности на научную деятельность остается все меньше времени. Вы знаете, период последних 5-7 лет, начиная с кризиса 2008-2009 года, для всех нас был непростым, Он включал и серьезную подготовку к Олимпийским и Параолимпийским играм в Сочи, и ликвидацию последствий стихии в 2012 году и многое другое. Я не только министр финансов Краснодарского края, но заместитель губернатора Краснодарского края, курирую министерство экономики Краснодарского края, департамент по финансовому и фондовому рынку Краснодарского края, департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, департамент поддержки предпринимательства и внешнеэкономических связей Краснодарского края, т.е. объем работы очень большой. Работаю практически до 10-11 вечера и позже, обычно занята и суббота. Поэтому заниматься наукой сейчас несколько сложнее. Но я остаюсь профессором кафедры КГАУ, у меня есть аспиранты, докторанты. Стараюсь публиковаться в научных журналах, писать дискуссионные статьи, хоть может и меньше, чем было раньше. Сейчас работаю над 2-ым изданием своей основной монографии "История теории налогов". Книга была выпущена 6 лет назад, и сегодня кое-что требуется обновить. Очень серьезный труд. История финансовой мысли, история налоговой теории очень важны в этом направлении сейчас работаю. Не менее важна для меня работа с аспирантами, интересна работа на соискание кандидатских степеней. Есть три докторанта, которых консультирую, они готовят докторские диссертации по бюджетной, налоговой политике. Стремлюсь постоянно быть в курсе теории, а не только практики.

Ведущая: Спасибо, Иван Александрович! Это был последний вопрос.

Уважаемая интернет-аудитория, обращаю ваше внимание, что министерство финансов Краснодарского края предоставило ответы на все вопросы, поступившие в рамках проведения интернет-конференции, которые будут опубликованы в справочной правовой системе ГАРАНТ, а стенограмму и видеозапись вы сможете увидеть на сайте www.apigarant.ru, на федеральном информационно-правовом портале www.garant.ru, на официальном сайте Министерства финансов Краснодарского края www.minfinkubani.ru

Уважаемый, Иван Александрович, от лица Компании АПИ ГАРАНТ благодарю Вас за участие в интернет – конференции, за содержательные, исчерпывающие ответы на вопросы. Надеемся на дальнейшее сотрудничество и желаем Вам профессиональных успехов! 

И.А. Перонко: Спасибо, и вам удачи и успехов!

Ведущая: Спасибо!

Читать ГАРАНТ.РУ в и