Соблюдение законодательства о контрактной системе

Соблюдение законодательства о контрактной системеЭксперт: Начальник отдела государственного контроля Комитета государственного и  финансового контроля Мурманской области Михайлов Д. В. 

Тема интервью: "Соблюдение законодательства о контрактной системе".

Организатор мероприятия: региональный партнер разработчика системы ГАРАНТ – компания "Корунд-Софт"

Ведущая: Сенько Анастасия (компания "Корунд-Софт")

Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория! В наши дни для большинства учреждений бюджетного сектора актуальна тематика соблюдения законодательства о контрактной системе. Мы не могли оставить эту тему без внимания и провели беседу с Начальником отдела государственного контроля Комитета государственного и финансового контроля Мурманской области Михайловым Дмитрием Владимировичем.

Дмитрий Владимирович, расскажите, пожалуйста, какие задачи стоят перед Комитетом государственного и финансового контроля Мурманской области?

Михайлов Д. В.: Основными задачам Комитета государственного и финансового контроля Мурманской области является осуществление:

  • в пределах своих полномочий последующего внутреннего государственного финансового контроля в соответствии с бюджетным законодательством РФ;
  • контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере;
  • контроля за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

В структуре Комитета государственного и финансового контроля Мурманской области (далее — Комитет) существуют два отдела, имеющих соответствующие названия: отдел государственного контроля и отдел финансового контроля.

На каждый отдел возложены свои контрольные функции в рамках действующего законодательства.

Являясь начальником отдела государственного контроля Комитета, обозначу основные направления его деятельности.

Итак, отдел государственного контроля состоит из шести человек и осуществляет контроль за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов в сфере закупок в рамках осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд Мурманской области:

  • как органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, 
  • в отношении закупок для государственных и муниципальных нужд Мурманской области в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон);
  • как органа внутреннего государственного финансового контроля – в отношении закупок для обеспечения государственных нужд Мурманской области в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона.

Проще говоря, отдел осуществляет контроль за соблюдением государственными и муниципальными заказчиками Мурманской области законодательства о контрактной системе не только на стадии определения ими поставщиков (подрядчиков, исполнителей), но и на стадии планирования и исполнения контрактов.

Ведущая: Какие учреждения могут попасть под проверку отдела государственного контроля Комитета? Существует ли план проверок, и по какому принципу он формируется?

Михайлов Д. В.: В части контроля за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок отдел государственного контроля осуществляет проведение внеплановых проверок в отношении государственных и муниципальных заказчиков Мурманской области и плановых проверок исключительно в отношении государственных заказчиков Мурманской области.

К государственным заказчикам, в общем, относятся исполнительные органы государственной власти Мурманской области и их подведомственные учреждения, осуществляющие закупки за счет средств областного бюджета.

К муниципальным заказчикам относятся муниципальные органы или муниципальные учреждения, действующие от имени муниципального образования, осуществляющие закупки за счет средств местных бюджетов.

Субъектами контроля помимо заказчиков являются: контрактные службы, контрактные управляющие, комиссии по осуществлению закупок и их члены, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, осуществляющие предусмотренные Законом действия, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд Мурманской области.

Плановые проверки осуществляются отделом в соответствии с графиком плановых проверок, утверждаемым руководителем Комитета в соответствии с планом контрольных мероприятий Комитета на очередной год, утверждаемым Губернатором Мурманской области.

Как правило, формирование плана контрольных мероприятий Комитета осуществляется с учетом длительности периода, прошедшего с момента проведения планового контрольного мероприятия в отношении объекта контроля (плановые проверки в отношении одного субъекта контроля и одной темы проверочного мероприятия проводятся не чаще чем один раз в шесть месяцев), информации о возможных нарушениях законодательства о контрактной системе, осуществления исполнительными органами государственной власти ведомственного контроля своих подведомственных учреждений, а также значимости и объема закупок, осуществляемых субъектами контроля.

На сегодняшний день план контрольных мероприятий Комитета на первое полугодие 2015 года и график плановых проверок на указанный период утверждены и размещены на официальном сайте Комитета.

Ведущая: В каких случаях может быть осуществлена внеплановая проверка учреждения?

Михайлов Д. В.: Внеплановая проверка осуществляется по следующим основаниям:

1) получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации или ­комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего;

2) поступление информации о нарушении законодательства в сфере закупок, в том числе содержащих признаки административного правонарушения;

3) истечение срока исполнения ранее выданного Комитетом предписания.

Здесь необходимо отметить, что контроль в отношении операторов электронных площадок, а также при проведении электронного аукциона (с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона до момента заключения контракта) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. В нашем регионе это Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области.

Ведущая: Расскажите о регламенте проведения проверки и ее длительности?

Михайлов Д. В.: Порядок осуществления Комитетом государственного и финансового ­контроля Мурманской области полномочий по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлен постановлением Правительства Мурманской области от 27.12.2013 № 777-ПП.

Этим же порядком установлена и продолжительность проведения проверок, которая не должна превышать один месяц.

Однако, установлены случаи, при которых срок проверки может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Например, в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований со значительным объемом работ, испытаний, экспертиз и расследований.

А в случаях препятствия проведению проверки, непредставления или несвоевременного представления по запросу Комитета необходимых для проведения проверки документов и сведений срок проведения проверки может достигать шести месяцев, но такого в практике отдела еще не было.

Ведущая: Расскажите, пожалуйста, о самых распространенных нарушениях, которые выявляются на проверках в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд?

Михайлов Д. В.: К типовым нарушениям законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок можно отнести следующие:

1. Части 1 статьи 24 Закона, части 1 статьи 93 Закона — выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется с нарушением требований Закона без применения конкурентных способов закупок.

2. Части 3 статьи 103 Закона — сведения о заключении и исполнении контрактов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для их размещения в реестре контрактов на официальном сайте не направляются или направляются с нарушением срока, установленного Законом.

Соблюдение законодательства о контрактной системеВстречаются случаи направления недостоверной информации (сведений) о дате заключения контрактов (договоров) в орган, уполномоченный на ведение реестра контрактов, в целях ухода от ответственности за нарушения законодательства в сфере закупок.

3. Части 2 статьи 93 Закона — извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на официальном сайте не размещается или размещается с нарушением сроков, установленных Законом.

4. Части 9 статьи 94 Закона, пункта б части 3 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093 "О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения", — отчеты об исполнении государственных контрактов размещаются на официальном сайте с нарушением установленного Законом срока.

5. Частей 1, 3, 4 статьи 73 Закона — извещения о проведении запросов котировок содержат требование об указании и предоставлении участником запроса котировок информации и документов, наличие которых в котировочной заявке не предусмотрено Законом.

6. Частей 4, 5 статьи 34 Закона — в проекте контракта (договора) не установлен фиксированный размер штрафов, начисляемых за ненадлежащее исполнение заказчиком или поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, и определяемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063.

7. Части 6 статьи 34 Закона — уклонение заказчика от ведения претензионной работы при ненадлежащем исполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Практически по всем указанным нарушениям Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде наложения штрафов на должностных лиц в размере от 3 до 50 тысяч рублей.

Ведущая: Могут ли проверяемые учреждения не согласиться с результатами проверки? Каковы их действия в этом случае?

Михайлов Д. В.: Решения, принятые Комитетом по результатам контрольных мероприятий, в том числе о выдаче предписаний по итогам проверок, могут быть обжалованы только в судебном порядке по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Ведущая: Имеют ли право физические лица обращаться в Комитет с просьбой о проверке какого-либо учреждения? Какие для этого у них могут быть основания? Куда должны обращаться физические лица?

Михайлов Д. В.: Как я уже сказал ранее, внеплановая проверка может осуществляться Комитетом в случае поступления информации о нарушении законодательства в сфере закупок.

Таким образом, и физические лица могут обращаться в Комитет с просьбой о проверке осуществления закупки какого-либо учреждения, но только в письменном виде с указанием конкретных фактов предполагаемых нарушений законодательства в сфере закупок, с приложением подтверждающих документов (при наличии), которые будут являться основанием проведения внеплановой проверки.

Ведущая: Поделитесь, пожалуйста, статистикой по проверкам за 2014 год?

Михайлов Д. В.: Отделом государственного контроля при осуществлении функций по контролю в сфере закупок за 11 месяцев 2014 года проведено 26 контрольных мероприятия по соблюдению законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд Мурманской области.

По итогам проверок выявлено 305 нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, выдано 8 предписаний об устранении выявленных нарушений, вынесено 20 постановлений об административных правонарушениях, по которым привлечены к административной ответственности должностные лица государственных и муниципальных заказчиков Мурманской области на общую сумму 428 тыс. руб.

Исполнено постановлений по делам об административных правонарушениях на сумму 208 тыс. руб.

По состоянию на 01 декабря 2014 года отделом государственного контроля рассмотрено 1362 обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в связи с несостоявшимися процедурами закупок, из них:

  • согласовано – 1050;
  • отказано в согласовании, возвращено без рассмотрения – 312.

За аналогичный период прошлого года, для сравнения, поступило 464 таких обращений, что почти в 3 раза меньше показателей текущего года.

Ведущая: Дмитрий Владимирович, спасибо за подробные ответы на наши вопросы! Надеемся, что в Новом 2015 году число нарушителей закона будет неуклонно снижаться!