Компания и партнеры Cотрудничество Сотрудничество с органами государственной власти Интернет-мероприятия Региональные интернет-мероприятия Тенденции и изменения в правовом пространстве региона. Обзор ключевых направлений деятельности Управления Минюста по Тамбовской области

Тенденции и изменения в правовом пространстве региона. Обзор ключевых направлений деятельности Управления Минюста по Тамбовской области

15 июля 2013 года состоялось интернет-интервью с начальником Управления Минюста России по Тамбовской области Александром Владимировичем Турецких.

Тема интервью: "Тенденции и изменения в правовом пространстве региона. Обзор ключевых направлений деятельности Управления Минюста по Тамбовской области".

Организатор мероприятия: региональный партнер разработчика системы ГАРАНТ - компания "Плюс Гарантия".

Ведущая: Рита Багатурия (компания "Плюс Гарантия").

Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория! В рамках сегодняшней встречи мы обратимся к руководителю регионального Управления Минюста с просьбой ответить на вопросы, присланные Вами в его адрес и, в целом, более подробно обсудим деятельность Управления, отдельные направления работы, особенно актуальные на сегодняшний день.

Итак, Александр Владимирович, один из весьма обсуждаемых вопросов – это оказание юрпомощи, в частности, бесплатной. Квалифицированная юридическая помощь – одна из действенных гарантий защиты прав и законных интересов человека. На Ваш взгляд, какие проблемы в сфере обеспечения доступности и качества квалифицированной юридической помощи существуют в Тамбовской области?

А. В. Турецких: Проблемы в этой сфере в Тамбовской области такие же, как и в целом по стране.

Во-первых, квалифицированная помощь доступна не всем гражданам, в силу относительно высокой стоимости. Во-вторых, необходим регулятор для всех субъектов, претендующих на оказание гражданам квалифицированной юридической помощи. Речь идет о четких требованиях и допуску юристов к этой работе и, безусловно, об ответственности за оказанные услуги. В связи с чем, мы приветствуем принятие Федерального закона от 21.11.2011 №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), направленного на создание условий для получения бесплатной юридической помощи малоимущими и иными социально незащищенными категориями граждан.

Однако, система оказания бесплатной юридической помощи в Российской Федерации только формируется и задача государственных органов власти - создать все необходимые условия для ее успешного развития во всех регионах. Граждан, которые остро нуждаются в этой помощи, достаточно и нужно предложить им как можно более короткий и простой путь для ее получения, обеспечив тем самым соблюдение их конституционных прав на квалифицированную юридическую помощь. 

Ведущая: Какова Ваша личная позиция относительно темы, ставшей дискуссионной, и вызванной активными обсуждениями – 324-ФЗ от 21.11.2011 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»?

А. В. Турецких: Безусловно – это большой прорыв в сфере оказания бесплатной юридической помощи. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» закрепил конституционное право граждан на получение бесплатной правовой помощи и юридические основы организации бесплатной правовой поддержки.

Указанный федеральный закон - это закон, появление которого продиктовано самой жизнью, общественной потребностью в правовом регулировании.

К сильным сторонам Закона могу отнести четкое структурирование и упорядочение системы, выделение государственной и негосударственной частей; перечисление субъектов и форм, в которых каждый из них может оказать гражданину бесплатную юридическую помощь.

В федеральном законе названы три формы помощи: устное и письменное консультирование, составление юридически значимых документов, представление интересов в суде и организациях. Важно, что круг лиц, которые могут претендовать на бесплатную юридическую помощь за бюджетные средства, шире, чем было предусмотрено статьей 26 Федерального закона №63-ФЗ от 31.05.2002 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" до принятия Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Таким образом, главная задача на современном этапе создать необходимые условия, механизмы для работы закона, а несколько позднее провести мониторинг его правоприменения и определить слабые и сильные стороны, нормы требующие корректировки. 

Ведущая: В решении каких вопросов Управление Минюста может оказать соучастие в приеме граждан, проводимым главным федеральным инспектором аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЦФО С.И. Маркиным?

А. В. Турецких: Мы довольно тесно сотрудничаем с аппаратом полномочного представителя Президента РФ в ЦФО. С 2010 года сотрудники нашего Управления по приглашению главного федерального инспектора аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЦФО С.И. Маркина участвуют в проводимом им приеме граждан. В ходе личного приема граждан, вопросы, поставленные заявителем, анализируются с учетом информации, предоставленной органами государственной власти и местного самоуправления региона по существу обращения в рамках их компетенции.

Одновременно, при необходимости заявителям оказывается квалифицированная юридическая помощь на безвозмездной основе в виде устной и письменной консультации, а также составления юридически значимых документов.

С 2011 года эта работа ведется совместно с юрисконсультами Тамбовского регионального отделения «Ассоциация юристов России» и доказала свою эффективность. Это позволило увеличить количество лиц, которым оказана помощь в результате их обращения в Приемную.

С 2012 года на Управление Минюста России по Тамбовской области возложены функции по осуществлению координации деятельности участников государственной системы бесплатной юридической помощи региона, что обусловлено принятием Федерального закона от 21.11.2011 №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и закреплением соответствующих полномочий за территориальными органами юстиции.

Законом Тамбовской области от 01.03.2013 №248-З «О внесении изменений в Закон Тамбовской области «Об организации оказания бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан в Тамбовской области» в число участников государственной системы оказания бесплатной юридической помощи региона включено государственное юридическое бюро Тамбовской области, основной целью деятельности которого является оказание гражданам бесплатной юридической помощи. Официальная процедура государственной регистрации бюро в качестве юридического лица завершена 10 июня 2013 года.

В этой связи, считаю целесообразным привлекать сотрудников государственного юридического бюро к участию в приемах граждан в приемной Президента Российской Федерации в Тамбовской области.

Мы вышли с инициативой, и в настоящее время рассматривается вопрос о возможности заключения Соглашения о взаимодействии между главным федеральным инспектором в Тамбовской области, Управлением Минюста России по Тамбовской области, Тамбовским региональным отделением «Ассоциация юристов России» и государственным юридическим бюро Тамбовской области (далее - Соглашение).

Такое взаимодействие в рамках работы приемной Президента Российской Федерации, позволит, на мой взгляд, в значительно большей степени защитить либо восстановить конституционные права и свободы.

Надеюсь, что наша инициатива будет поддержана коллегами – потенциальными участниками Соглашения.

Ведущая: Какие важные изменения в законодательстве, касающиеся деятельности некоммерческих организаций, произошли и произойдут в текущем году?

А. В. Турецких: Законодательство Российской Федерации, регулирующее общественные отношения в сфере государственной регистрации и деятельности некоммерческих организаций, действительно, в последнее время значительно развивается и совершенствуется.

В прошлом году наиболее заметные и ощутимые гражданами Российской Федерации поправки были внесены в Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях», которые в значительной мере упростили процедуру создания в нашей стране такого важного общественного института, как политическая партия. В частности, минимальное количество членов политической партии, необходимое для ее создания, сократилось с сорока тысяч до пятисот человек, а требования к такому количеству членов региональных отделений политической партии были исключены из Федерального закона.

Наиболее резонансным нормативным актом, вступившим в действие в 2012 году явился Федеральный закон от 20 июля 2012 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», который утвердил порядок регистрации, деятельности и учета некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В текущем году, изменения законодательства Российской Федерации коснулись некоммерческих организаций, которые созданы в такой органзационно-правовой форме как ассоциации и союзы. Поправками, которые внесены законодателем в Гражданский кодекс Российской Федерации, были детально закреплены основные положения об ассоциациях и союзах, требования к их учредителям и учредительным документам, особенности управления данными некоммерческим организациями, а также основные права и обязанности членов ассоциации или союза.

Из ожидаемых изменений в законодательстве Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, следует отметить вступающий в законную силу 01 сентября 2013 года Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании». Указанный нормативно-правовой акт внесет коррективы в порядок создания и деятельности образовательных учреждений, которые могут образовываться в форме негосударственных (некоммерческих) учреждений и на которые будут распространяться новые положения Федерального закона «Об образовании», в частности требования к содержанию учредительных документов указанных некоммерческих организаций. 

Ведущая: С 04.07.2013 изменились формы заявлений о регистрации юридических лиц. Касаются ли данные изменения некоммерческих организаций?

А. В. Турецких: 4 июля 2013 года вступил в силу приказ Минюста России от 07.05.2013 № 68 «Об определении форм документов, предоставляемых в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы для государственной регистрации некоммерческих организаций».

С названной даты при государственной регистрации некоммерческих организаций применяются единые формы документов для юридических лиц всех организационно-правовых форм, утвержденные приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, этим же приказом утверждены и подробные методические рекомендации по порядку их заполнения.

Пользуясь случаем, хочется еще раз напомнить представителям некоммерческих организаций, что формы заявлений о государственной регистрации некоммерческой организации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» в настоящее время утратили свою силу и применяться как основание для государственной регистрации некоммерческой организации не будут. 

Ведущая: Возможно ли в настоящее время представление в территориальный орган Минюста России отчетности некоммерческих организаций с использованием сети Интернет, т.е. без личного обращения?

А. В. Турецких: Да, такая возможность вот уже несколько лет предоставляется и обеспечивается Минюстом России.

Согласно методическим рекомендациям, все некоммерческие организации могут представить соответствующую их организационно-правовой форме отчетность тремя способами, а именно: представить отчетность в Управление непосредственно, почтовой связью с обязательной описью вложений, либо путем представления данных форм отчетности при помощи Информационного портала Минюста России о деятельности некоммерческих организаций, который доступен через официальный интернет-сайт Минюста России. Создав свой личный кабинет, каждый представитель некоммерческой организации может представить соответствующие формы отчетности по каналам сети Интернет.

Важно отметить, что при представлении в территориальный орган Минюста России некоммерческими организациями форм отчетности в электронной форме через Информационный портал Минюста России, дополнительное представление их на бумажном носителе не требуется.

Кроме того, еще одним положительным моментом представления отчётности в электронном виде, является исполнение в данном случае некоммерческой организацией своей обязанности по опубликованию сведений содержащихся в отчетах в средствах массовой информации. Напомню, что данная обязанность для некоммерческих организаций, также как и обязанность представлять в установленные сроки, соответствующие формы отчетности, предусмотрена Федеральными законами «О некоммерческих организациях» и «Об общественных объединениях».

В свою очередь, рекомендую пользоваться электронным порталом, поскольку это в значительной степени упрощает взаимодействие некоммерческой организации и территориального органа Минюста России. 

Ведущая: Какую работу осуществляет региональное Управление Минюста по части противодействия коррупции?

А. В. Турецких: Говоря о такой важной работе, как борьба с коррупцией, хочется отметить, что нашим Управлением ей уделяется значительное внимание. Противодействие коррупции в Управлении осуществляется в двух направлениях. Первое - это работа внутри Управления, и второе - это работа по предупреждению коррупционных проявлений в нормативных правовых актах органов государственной власти Тамбовской области и уставах муниципальных образований области.

Первое направление реализуется в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции, утвержденным Президентом РФ 31 июля 2008 г. № Пр-1568, приказами Минюста России от 13.08.2010 №193 «Об утверждении порядка уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения федерального государственного гражданского служащего Минюста России к совершению коррупционных правонарушений и перечня сведений, содержащихся в уведомлениях», от 27.01.2011 №25 «Об утверждении Порядка формирования и деятельности Комиссии территориального органа Минюста России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов», приказом Управления от 01.02.2011 №101 «О Комиссии Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов», а также в соответствии с Планами по противодействию коррупции, утвержденными приказом Минюста России от 28.06.2012 № 121 и приказом Управления от 09.07.2012 № 177.

Так, Управлением организована работа комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Информация о нарушениях федеральными государственными гражданскими служащими требований к служебному поведению, а также информация о личной заинтересованности федеральных государственных гражданских служащих, которая приводит или может привести к конфликту интересов в комиссию не поступала, что является следствием грамотно организованной работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

В соответствии с вышеуказанными нормативно-правовыми актами, помощником начальника Управления на постоянной основе осуществляются необходимые профилактические мероприятия по устранению причин порождающих коррупцию и противодействию условиям, способствующим её проявлению, повышению ответственности за совершение коррупционных действий, формирование антикоррупционного общественного сознания и создание обстановки нетерпимости по отношению к коррупционным действиям.

Проверяется соблюдение государственными гражданскими служащими Управления запретов и ограничений, установленных Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами. В результате проведенной проверки недостоверных сведений выявлено не было.

Проверяется достоверность и полнота сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданскими служащими Управления (в том числе о супругах и несовершеннолетних детях государственных гражданских служащих Управления). В ходе проверки каких-либо несоответствий выявлено не было.

В соответствии с Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» проведена работа по организации представлений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в Управлении и членов их семей за период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2012 года и размещение их на Интернет – сайте Управления.

В результате принятых мер, сотрудниками Управления в I полугодии 2013 года не было допущено должностных преступлений коррупционной направленности.

Второе направление – проведение антикоррупционных экспертиз действующих нормативных документов и их проектов. Управление проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Тамбовской области - при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов Тамбовской области, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации.

Эта работа позволит исключить возможность избыточного администрирования со стороны государства и не позволит недобросовестным чиновникам принимать вариативные решения, использовать свое служебное положение в корыстных целях.

Основной целью антикоррупционной экспертизы законодатель закрепил выявление коррупциогенных факторов, создающих потенциальную возможность для коррупционных решений и действий субъектов правоприменения и их последующее устранение.

Такими факторами являются положения нормативных правовых актов (их проектов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Ведущая: Каковы итоги проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Тамбовской области за 2012 год?

А. В. Турецких: В рамках проведения в 2012 году антикоррупционной экспертизы Управлением было рассмотрено 1730 нормативных правовых актов области, в 70-ти из них было выявлено наличие коррупциогенных факторов. В их числе: 1 акт высшего должностного лица высшего исполнительного органа, 12 актов высшего исполнительного органа, 57 актов иных органов исполнительной власти области. Общее количество выявленных коррупциогенных факторов в указанных нормативных правовых актах составило 192.

Результаты антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении по форме, утвержденной Минюстом России. При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов указанное заключение направляется в орган, принявший акт.

Данное заключение носит рекомендательный характер, хотя и подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом, организацией или должностным лицом.

Необходимо отметить, что результатом совместной работы и активного сотрудничества всех субъектов антикоррупционной экспертизы в данной сфере на территории Тамбовской области, является оперативное устранение выявляемых коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах.

Так, по результатам проведенной в 2012 году антикоррупционной экспертизы, в 43-х нормативных правовых актах выявленные коррупциогенные факторы были устранены путем внесения в них соответствующих изменений, 19 нормативных правовых актов были признаны утратившими силу. По остальным нормативным правовым актам органами исполнительной власти в адрес Управления были направлены сообщения о проводимой работе по устранению выявленных коррупциогенных факторов.

Что касается антикоррупционной оценки проектов нормативных правовых актов области, то в 2012 году Управлением проведена антикоррупционная экспертиза 207 проектов нормативных правовых актов, в результате которой в 4-х проектах были выявлены коррупциогенные факторы, которые на сегодняшний день исключены.

Антикоррупционная экспертиза была проведена также в отношении 12 уставов муниципальных образований и 238 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы. При этом коррупциогенных факторов выявлено не было.

Ведущая: Как налажено взаимодействие Управления Минюста с органами местного самоуправления?

А. В. Турецких: Такое взаимодействие осуществляется с главами муниципальных образований, сотрудниками представительных органов муниципальных образований и ассоциацией «Совет муниципальных образований Тамбовской области» в процессе реализации Управлением полномочий по государственной регистрации уставов муниципальных образований и идет по следующим, показавшим себя наиболее действенными, направлениям:

1) Предварительное рассмотрение проектов уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы. Такая практика способствует качественному и успешному осуществлению деятельности по государственной регистрации уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы, позволяя устранить нарушения законодательства до принятия муниципального акта в окончательной редакции, и, как следствие, позволяет в большинстве случаев, исключить принятие решений об отказе в их государственной регистрации.

2) Подготовка методических рекомендаций по внесению изменений в уставы муниципальных образований в связи с изменениями федерального и регионального законодательства, разработка модельных уставов муниципальных образований, и направление информационных писем главам муниципальных образований с разъяснением отдельных вопросов. В 2012 году Управлением подготовлено 4 модельных устава муниципальных образований и совместно с прокуратурой Тамбовской области 4 модельных муниципальных правовых акта о внесении изменений в уставы по вопросам осуществления муниципального контроля. Кроме того, подготовлен и направлен в адрес органов местного самоуправления Сборник методических рекомендаций по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы, который содержит пошаговые инструкции по каждому этапу разработки, принятия и предоставления уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы на государственную регистрацию.

3) Проведение семинаров, совместных совещаний, рабочих встреч, осуществление взаимного обмена информацией, консультирование по телефону и на личном приеме.

В рамках указанного взаимодействия на сайте Управления систематически обновляются и пополняются все информационные материалы, касающиеся регистрации уставов муниципальных образовании, размещается информация о последних изменениях законодательства, а также образцы необходимых документов.

На официальном Интернет-сайте Управления органам местного самоуправления оказывается методическая и другая юридическая помощь. На страницах сайта должностные лица муниципальных образований, а также иные граждане имеют возможность задавать интересующие их вопросы и практически в режиме онлайн получать на них квалифицированные ответы, а также давать им собственную оценку.

Управлением ежеквартально проводятся «Дни юстиции» в муниципальных образованиях, сотрудники Управления систематически принимают участие в селекторных совещания (видеоконференциях) с главами муниципальных образований, организуемых администрацией Тамбовской области, на которых рассматриваются вопросы регистрации изменений в уставы муниципальных образований и проведения их антикоррупционной экспертизы, в семинарах-совещаниях, организуемых ассоциацией «Совет муниципальных образований Тамбовской области» и администрацией области с представителями органов местного самоуправления по актуальным вопросам организации деятельности местного самоуправления и т.д.

Также сотрудники Управления принимают активное участие в мероприятиях по повышению квалификации муниципальных служащих по вопросам уставного нормотворчества.

С целью повышения уровня правовой культуры как муниципальных служащих, так и населения муниципальных образований области Управлением внедрена в практику еще одна форма взаимоотношений органов юстиции и органов местного самоуправления - публикации в местных средствах массовой информации информационных и праворазъяснительных материалов по направлениям деятельности Управления, в том числе и по вопросам регистрации уставов муниципальных образований.

Совокупность вышеобозначенных мер позволяет и Управлению и органам местного самоуправления поддерживать уставы муниципальных образований в состоянии, соответствующем федеральному и региональному законодательству.

Ведущая: Александр Владимирович, со стороны интернет-аудитории поступила небольшая серия вопросов по антикоррупционной экспертизе, аккредитации экспертов и прочее в рамках данной темы. В частности, люди интересуются, каким образом Управление Минюста по Тамбовской области отслеживает работу (активность) аккредитованных экспертов (в Тамбовской области) по антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов? Есть ли инструкции или указания на эту тему? Ведь по сути эксперт может работать на всей территории России.

А. В. Турецких: С целью реализации целостной системы мер, направленных на борьбу с коррупцией, государством был внедрен институт независимой экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Такая экспертиза проводится юридическими и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

По состоянию на сегодняшний день, на территории Тамбовской области аккредитованы на проведение антикоррупционной экспертизы 4 независимых эксперта: 1 юридическое лицо, 3 физических лица.

Следует отметить, что в настоящее время существует ряд проблем, связанных с недостаточной урегулированностью вопроса функционирования независимой антикоррупционной экспертизы на законодательном уровне, а именно: нет четко установленного механизма взаимодействия независимых экспертов и органов государственной власти, порядка учета результатов независимой антикоррупционной экспертизы, отсутствует единый подход к проведению антикоррупционной экспертизы всеми субъектами проведения антикоррупционной экспертизы и т.д.

В связи с изложенным, основой взаимодействия Управления с экспертами стали Соглашения, заключение которых с каждым из них инициировало Управление в целях установления порядка взаимодействия в работе по выявлению и устранению в нормативных правовых актах и их проектах коррупциогенных факторов. Рамками указанных Соглашений установлено взаимное информирование о выявленных коррупциогенных факторах, направление аккредитованными лицами в качестве экспертов копий подготовленных заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в Управление, а также информирование о фактах невыполнения органом (должностным лицом) рекомендаций эксперта. Соглашениями предусмотрена также возможность направления экспертами предложений по совершенствованию антикоррупционного законодательства.

Управление осуществляет активную работу по налаживанию взаимодействия с независимыми экспертами, которое идет по следующим основным направлениям: 1) обмен информацией о проделанной работе и проблемных вопросах; 2) участие в составе межведомственной рабочей группы по взаимодействию субъектов проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов при прокуратуре Тамбовской области; 3) проведение совместных совещаний, обсуждений, рабочих встреч, обмен опытом.

Следует отметить, что отбор нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта, который будет подвергнут экспертизе, осуществляется экспертом на свое усмотрение в зависимости от наличия у него специальных знаний в той или иной области.

С недавнего времени, федеральным законодательством была несколько усовершенствована процедура поиска экспертами актов для проведения антикоррупционной экспертизы. Так, с 15 апреля 2013 года определен специальный сайт regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», для размещения информации о подготовке разработчиками проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

Таким образом, для отбора нормативных актов с целью их антикоррупционной оценки, эксперт территориально не ограничен и может действовать на всей территории России.

Ведущая: Второй вопрос в рамках этой темы звучит так: будет ли разработана памятка-рекомендация аккредитованным экспертам (по антикоррупционной экспертизе) по вопросам выстраивания отношений с Управлением Минюста по Тамбовской области (сроки, периодичность, содержание информации, формы обмена информацией)?

А. В. Турецких: Поскольку институт независимой антикоррупционной экспертизы является достаточно самостоятельным, выстраивание отношений между Управлением и экспертами может регулироваться лишь в рамках заключенных с экспертами Соглашений о порядке взаимодействия в работе по выявлению и устранению в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов и это нормальный цивилизованный путь взаимодействия. В противном случае независимость эксперта может остаться под вопросом.

Ведущая: И, наконец, последнее, что интересовало представителя интернет-аудитории - планируется ли разработка и принятие ведомственных (территориальных) актов по вопросам установления требований и/или рекомендаций для муниципальных образований Тамбовской области по вопросам объединения процедур правовой оценки, антикоррупционной экспертизы и оценки регулирующего воздействия в один структурированный процесс при разработке и принятии муниципального правового акта? Вопрос связан с тем, что органы самостоятельны и часто документы исходящие от исполнительной власти (Администрации) проходят эти этапы, а вот решения инициированные депутатами представительных органов нет. Это возлагает дополнительную нагрузку на органы прокуратуры при осуществлении надзора за режимом законности и порождает конфликты между исполнительной и представительной властью в муниципалитетах по вопросам оценки качества проектов МПА.

А. В. Турецких: Как известно, на основании действующего федерального законодательства органы местного самоуправления обеспечивают соответствие муниципальных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Также они проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (их проектов) в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

В связи с принятием Федерального закона от 02.07.2013 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 7 и 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов», муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, будут подлежать экспертизе, проводимой органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Проекты муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в свою очередь, будут подлежать оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Что касается объединения всех этих процедур (правовая оценка муниципального правового акта, антикоррупционная экспертиза и оценка регулирующего воздействия) в одну, то в настоящее время об этом речь не идет.

Хотя, на мой взгляд, необходимо обеспечить связь правовой экспертизы, антикоррупционной экспертизы с другими современными юридическими технологиями, уже вошедшими в практику органов государственного управления, такими как оценка регулирующего воздействия. Использование результатов соответствующих комплексных экспертных исследований позволит обеспечить выход на другой качественный уровень оценки муниципальных нормативных правовых актов и их реализации.

Ведущая: Как Вы оцениваете уровень правовой культуры населения в Тамбовской области?

А. В. Турецких: Отвечать на этот вопрос я бы начал с уровня правового просвещения населения, поскольку соответствующий уровень правового сознания и правовой культуры предполагает наличие правовой подготовки и системы убеждений, характеризующихся признанием права, пониманием необходимости следовать его предписаниям, владение умениями и навыками реализации права. Полученные в ходе правового просвещения знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и политическую активность. Правовое просвещение следует понимать как целенаправленную и систематическую деятельность государства и общества по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры. Уровень правовой культуры граждан, их готовность следовать закону является главным в правовом государстве. Для того чтобы дать конкретную оценку уровня правовой культуры, необходимо провести социальный опрос граждан, потому как состояние правовой культуры населения, нормативности его сознания, желание и готовность соблюдать населением социальные и правовые нормы, быть законопослушными гражданами определяется в значительной степени оценками населения состояния правопорядка в стране.

Полагаю, что уровень правосознания и правовой культуры в Тамбовской области нуждается в совершенствовании. Поэтому, именно квалифицированному юридическому сообществу региона необходимо уделять этой работе особое внимание. И только совместными усилиями: адвокатского сообщества, Тамбовского регионального отделения «Ассоциация юристов России», ООО «Плюс Гарантия», Минюста, администрации Тамбовской области мы сможем достигнуть тот высокий уровень правовой культуры граждан, который необходим для свободного демократического общества!

Ведущая: Александр Владимирович, благодарим Вас за интересную беседу и содержательные ответы на все вопросы!

Читать ГАРАНТ.РУ в и