Интернет-конференция

29 мая 2013 года в конференц-зале Прокуратуры Белгородской области состоялась обзорная информационная встреча с прокурором области, Савруном Николаем Дионезовичем и заместителями прокурора области – Логвиновым Эдуардом Валентиновичем и Данченко Павлом Валерьевичем. Уважаемые эксперты поделились оценкой актуальных общественных вопросов общего плана с аудиторией пользователей системы ГАРАНТ. По окончании интервью Николай Дионезович отметил, что в рамках грядущих информационных встреч с компанией "Гарант-Сервис-Белгород", он и его коллеги будут рады ответить на поступившие от наших читателей вопросы.

Ведущий: Николай Дионезович, исходя из вашей практики, какая социальная проблема на сегодняшний день имеет особенную значимость?

Саврун Н.Д.: Я бы отнес к числу крайне значимых социальных проблем, как прошлого года, так и нынешнего необходимость защиты прав граждан в сфере ЖКХ. Именно по данной сфере к нам зафиксировано наибольшее количество обращений от населения. В первую очередь, это вопросы о работе управляющих компаний. Не секрет, что их деятельность, зачастую, недостаточно прозрачна для граждан, хотя закон требует обратного. В ряде городов области и в Белгороде, по нашей оценке, имеется круг недобросовестных должностных лиц управляющих компаний, которые допускают незаконное взимание с граждан платы за содержание, обслуживание и ремонт жилищного фонда, а также хищение этих средств. В прошлом году по материалам прокурорских проверок по вопросам хищения возбуждено три уголовных дела. Многие действующие, а также предполагаемые изменения законодательства в части тарифной политики сферы ЖКХ не должны реализовываться такими недобросовестными чиновниками.

Действительно, Государственная Жилищная Инспекция, Роспотребнадзор, Прокуратура и иные органы государственного контроля призваны защищать интересы граждан в сфере ЖКХ. Обращаясь к аудитории пользователей системы ГАРАНТ в Белгородской области, мне бы хотелось отметить, что многое могут сделать для защиты собственных прав и сами граждане. Выбор управляющей компании и контроль за ее деятельностью – это ваше право, как собственников жилых помещений. Вы вправе поднимать вопросы формирования средств, собираемых на содержание жилья (особенно на общедомовые нужды), проводить ревизионную деятельность в отношении управляющей компании, вправе и отказаться от ее услуг. В нашей области уже есть несколько примеров, когда, в суде, отказавшись от обслуживания жилья управляющей компанией, граждане ставили вопрос о возмещении причиненного им вреда.

Ведущий: Как обстоят дела в части защиты прав социально незащищенных категорий граждан?

Саврун Н.Д.: В первую очередь это вопросы, связанные с защитой прав детей-сирот, инвалидов, ветеранов Великой Отечественной Войны. Начнем с последней категории.

На сегодняшний день острой проблемой стоит обеспечение ветеранов жильем в рамках законодательства, которое с 2008 года определило возможность выделения им жилья. В первую очередь органы местного самоуправления обязаны вести учет этой категории граждан, своевременно представляя в субъект федерации актуальный перечень поставленных на учет ветеранов. Далее формируются соответствующие списки и за счет федеральных средств для этих граждан приобретается жилье. Порядок примерно такой. Но у нас есть факты, когда ветеранам, участникам Великой Отечественной Войны отказывалось в постановке на учет под всевозможными предлогами. То говорили им, что имеющееся у них жилье пригодно для проживания, несмотря на то, что оно ветхое и, фактически уже, аварийное. Либо утверждалось, что они, мол, с кем-то живут. Всю жизнь у них не было своего жилья, а тут вдруг племянник или внучка их теперь у себя опекают. Выходит, у них есть жилье, и собственного им не надо! Предлоги самые различные. Я бы еще понимал, иди речь о средствах собственно муниципальных органов, где денег всегда недостаточно. Однако же, их задача - выявить нуждающихся граждан и поставить их на учет. Далее идет схема работы через средства федерального бюджета. В подобных случаях мы вынуждены идти с заявлениями в суд и требовать признания таких граждан нуждающимися в получении жилья. В прошлом году более 30 граждан этой категории по требованию прокуратуры были обеспечены жильем или восстановлены в списки нуждающихся в предоставлении жилья.

Что касается детей-сирот, основная проблема здесь та же - обеспечение жильем. Прокурорам такие иски предъявлялись, но тут надо отдать должное органам власти на уровне субъектов и ряду муниципальных образований. Ведь это проблема крайне затратная, счет идет на миллиарды. Одномоментно такую задачу не решишь, но и решать ее, в любом случае, надо. А главное – решать с пониманием, без ущемления прав этой категории граждан. Здесь функции прокуратуры и органов государственного контроля направлены на выявление нарушений и недопущение нарушений в процессе строительства. Не секрет, что порой необоснованно завышаются сметы, меньше строят там, где могли построить больше или же попросту строят некачественно. Примеры тому есть, например, в городе Строитель Яковлевского района, где, по проверкам прокуратуры, были выявлены нарушения при строительстве жилья для детей сирот. Виновные должностные лица были привлечены к ответственности, на сегодняшний день объект достроен и дети получили там жилье.

Необходимо сказать об обеспечении лекарственными препаратами инвалидов, либо категорий граждан, которые под эти нормы права подпадают. Это не только бесплатное лекарственное обеспечение, но и вопросы дорогостоящих лекарственных препаратов, необходимых для жизнедеятельности этой категории людей. На сегодняшний день не секрет, что выявляются нарушения по ряду ответственных органов здравоохранения, обязанных как формировать списки лекарств и граждан, имеющих право на их получение, так и направлять эти списки на исполнение в соответствующие аптечные и лечебные учреждения. Последние, аккумулировав средства, поступающие из бюджета, должны заказывать соответствующие препараты. К сожалению, нарушения в ценообразовании по аптекам также выявляются. Не так давно Прокуратурой г.Белгорода был зафиксирован ряд аналогичных правонарушений, виновные привлечены к административной ответственности. Отмечу, что при выявлении злостных нарушений в сфере здравоохранения, по требованию прокурора в установленном порядке ставится вопрос о прекращении деятельности учреждения и изъятии лицензии.

Ведущий: Большое спасибо. Следующий вопрос. Каким образом строится взаимодействие органов прокуратуры с органами местного самоуправления?

Данченко П.В.: Органы прокуратуры с органами местного самоуправления тесно связаны, прежде всего, на правотворческой стадии. В соответствии с действующим федеральным законодательством органы местного самоуправления в пределах определенных законов обладают компетенцией по принятию правовых актов. В подготовке проектов данных актов принимают участие прокуроры районов городов. Они участвуют в заседании комитетов в представительных органах местного самоуправления, изучают проекты нормативно-правовых актов, участвуют непосредственно в заседаниях представительных органов, высказывают свою позицию и дают необходимые заключения. В случае если выявляются противоречия с действующим законодательством, принимаются меры прокурорского реагирования, которые направлены на корректировку тех ошибок или недочетов, которые были допущены со стороны органов местного самоуправления.

Второй аспект взаимодействия заключается в том, что органы прокуратуры непосредственно помогают органам местного самоуправления осуществлять свои полномочия. Во взаимодействии участвуют коллегии администрации муниципальных образований, идет обмен информацией, которая используется в рамках прокурорского надзора. По полученным от органов местного самоуправления данным проводятся соответствующие проверки, принимаются необходимые меры реагирования. Также и органы прокуратуры с определенной периодичностью информируют органы местного самоуправления о результатах прокурорской деятельности. Идет двухсторонняя связь, так сказать, взаимная корректировка. Если же, по результатам прокурорской деятельности, выявлена потребность в разработке и принятии определенных нормативно-правовых актов на уровне органов местного самоуправления, прокуроры в районах и городах Белгородской области инициируют принятие необходимых актов. Как видите, связь очень тесная, многогранная

Ведущий: Какова текущая коррупционная обстановка в регионе?

Саврун Н.Д.: Говорить о коррупции можно много. Сегодня мы констатируем значительный рост выявления фактов взяточничества в Белгородской области. И пусть отдельные случаи здесь не столь значительны по своему объему в денежном, либо в имущественном выражении, но они охватывают все сферы нашей повседневной жизни: здравоохранение, образование, ЖКХ... Мы говорим о распространении "бытовой коррупции". Это системность, когда человек не может шага ступить без того, чтобы за что-то не заплатить. Когда чиновник не выполняет возложенную на него функциональную обязанность, пока ему что-то не поднесут или не заплатят. В результате формируется уже не только негативное отношение населения к органам власти, это ведет к росту общей социальной напряженности. К каким последствиям это может привести, предсказать очень сложно. Поэтому, в первую очередь, нашей задачей является реагирование и борьба с коррупцией на этом уровне.

Второе направление борьбы с коррупцией связано с нормотворчеством. Большинство сфер жизни общества регулируется правовыми нормами, в которые могут быть заложены определенные коррупциогенные факторы. Задачей антикоррупционной экспертизы ставится выявление в законопроектах факторов, позволяющих чиновнику ставить граждан в такое положение, когда они вынуждены платить за его действия. И на этой стадии Прокуратурой осуществляется соответствующая работа. Законодательство сегодня строится так, чтобы все было конкретно, чтобы нормативный акт был однозначен и не допускал различного толкования. Надо сказать, что сегодня на органы власти как субъектов федерации, так и на правовые управления муниципальных образований также возложена экспертиза проектов нормативно-правовых актов. Находясь практически рядом с разработчиками этой нормы, они должны упреждать принятие незаконного правового акта. И, в количественном выражении, на сегодняшний день коррупциогенных факторов этими органами выявляется больше, чем Прокуратурой.

Говоря о статистике, за 2012 год таких нарушений выявлено около пяти тысяч. Принесено более пятисот протестов (в том числе, на нормативно-правовые акты) 546 лиц включено в дисциплинарные ответственности. В суды по вопросам нарушения антикоррупционного законодательства в прошлом году мы направили около 40 исков, которые были этими судами рассмотрены.

Пожалуй, главный на сегодня вопрос по этой теме - требования к государственным и муниципальным служащим. Речь идет о требованиях, предъявляемыми к ним в части обязательного предоставления сведений о доходах и расходах, а также по вопросам, связанным с приобретением имущества. Если мы видим, что средства, получаемые в результате его деятельности, составляют одну величину, а приобретается нечто за совершенно иные суммы, естественно, возникает вопрос. Сегодня функции соответствующих проверок возложены, в том числе, на кадровые службы соответствующих федеральных и муниципальных государственных учреждений, однако, преимущественно такого рода деятельностью занимается Прокуратура. Нами выявляются нарушения среди чиновников самых различных уровней. В основном это недобросовестное декларирование, а порой и неуказание сведений о доходах, а также участие государственных служащих в коммерческой деятельности. Здесь надо отдать должное, нашим региональным руководителям и органами власти различных уровней. На Белгородчине вообще довольно жестко подходят к нарушителям данного законодательства. Если человек недобросовестно относится к требованиям буквы закона, ставится вопрос о прекращении с ним контрактных отношений. Такие факты в Белгородской области уже имели место, и с рядом недобросовестных чиновников и служащих расстались. Одним из показательных в этой связи является дело чиновника Россельхознадзора Николая Головина, вымогавшего и получившего взятку в размере полутора миллионов рублей. И хотя Головин пытается обжаловать приговор, его пример, безусловно, является на сегодняшний день для региона одним из наиболее значимых.

Ведущий: Эдуард Валентинович, расскажите, пожалуйста, об особенностях поддержания обвинения в суде?

Логвинов Э.В.: Все мы знаем, что логическим завершением каждого расследуемого уголовного дела является рассмотрение его в суде. И для рассмотрения дела и вынесения обвинительного приговора необходимо качественное поддержание государственного обвинения на каждом этапе, начиная с суда первой инстанции. В Уголовно-Процессуальном Кодексе РФ предусмотрены функции Прокуратуры для каждой из этих инстанций. Здесь важно, прежде всего, заблаговременно ознакомиться с материалами уголовного дела и поддержать обвинение на самом высоком уровне. На скамье подсудимых не должно оказаться необоснованно привлеченных лиц, равно как не должно быть оправдательных приговоров преступникам. Бывают случаи, когда гособвинители не согласны с позицией следствия. Эта процедура отказа от обвинения, которая также регламентирована УПК РФ, используется Прокуратурой в необходимых случаях для защиты прав граждан.

С 1 января 2013 года введена новая процедура апелляционного рассмотрения уголовных дел. В таком порядке могут быть обжалованы решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу. Причем рассмотреть дело в апелляции можно, как и в первой инстанции, в полном объеме – с представлением новых доказательств, вызовом свидетелей и так далее. Если в кассационной инстанции проверялись только материалы уголовного дела, без заслушивания свидетелей и рассмотрения доказательств, в апелляции весь процесс можно воспроизвести вновь и без пробелов. Таким образом, для граждан введение данной процедуры гарантирует, в первую очередь, объективное и всестороннее рассмотрение уголовных дел.

Ведущий: Расскажите, какие нарушения в сфере охраны окружающей среды были выявлены Прокуратурой?

Саврун Н.Д.: Охрана окружающей среды является одним из приоритетных направлений работы Прокуратуры. Во-вторых, это конституционное право граждан Российской Федерации: каждый имеет право проживать в комфортных экологических условиях. В первую очередь, приоритетными задачами здесь является надзор за соблюдением законодательства об отходах производства и потребления, об охране вод, почв, атмосферного воздуха, а также ветеринарного законодательства.

Одна из ключевых проблем сегодня - вопрос утилизации отходов сельхозпроизводства, в первую очередь, производства свинины. Нерадивые производители отходы этого производства подчас просто-напросто не утилизируют, как это положено, в установленном порядке, а сливают по полям и иным местам. Естественно, прокуроры вместе с органами государственного контроля, в первую очередь с Росприроднадзором, ориентированы на выявление подобных актов и принятие мер. В случаях, когда собственником не закладывались средства в модернизацию производства, либо в условия хранения отходов животноводства, виновные привлекались не просто к административной ответственности. По решению суда, благодаря обращениям прокуроров и органов государственного контроля, деятельность этих предприятий до устранения нарушений поэтапно приостанавливалась. Подобные меры принимались, например, в отношении Птицефабрика "Северная" в прошлом году. Оправдания тут самые разные. Сначала, нарушители - не мы, потом – у нас нет средств на необходимые мероприятия. Однако, после того как вводились столь жесткие меры, находились средства даже у собственников, не находящихся в Белгородской области! На местных собственников у областных органов власти есть возможность прямого воздействия. Соответственно, и степень понимания требований выше. Но ведь у нас есть и предприятия, собственники которых находятся не в Белгородской области, как в случае с Птицефабрикой "Северная". В итоге, только по этому объекту, одномоментно, более 10 миллионов рублей были вложены в мероприятия, связанные с охраной окружающей среды.

Ведущий: В заключении, Николай Дионезович, скажите, какие задачи стоят в числе ключевых для Прокуратуры Белгородской области на сегодняшний день?

Саврун Н.Д.: В январе коллегией Генеральной Прокуратуры в рамках подведения итогов работы в 2012 году были определены приоритеты деятельности Прокуратуры. В первую очередь, это защита граждан от преступных посягательств. Почему заговорили об этом? Ведь и в Белгородской области, равно как и в большинстве регионов РФ, количество подобных преступлений сокращается. Однако, те сферы (например, изъятие денег граждан через платежные системы, банковские терминалы), в которых эти преступления есть, сегодня напрямую оказывают негативное воздействие на эффективность экономики страны. Отсюда и приоритетность задачи.

Особую значимость представляет как выявление подобных преступлений, проведение проверки или расследования в установленном порядке, так и установление виновных и привлечение их к ответственности. Работа ведется здесь по двум направлениям. Первое – координация работы правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью (в нашей области я являюсь председателем данного координационного совещания руководителей правоохранительных органов) в целях выявления наиболее острых направлений деятельности, требующих вмешательства всех органов правоохраны. Второе (то, о чем уже упоминал Эдуард Валентинович, по Уголовно-Процессуальному Кодексу) – это поддержка нами обвинения, осуществление Прокуратурой надзора за расследованием уголовных дел. Есть в УПК одна фраза: "Прокурор - это организатор уголовного преследования". Практически на каждой стадии уголовного процесса роль прокурора имеется.

Что хотелось бы отметить в завершении. Я не экономист, но, фактически, у нас сейчас в стране экономика переходного периода. И всем нам, гражданам в том числе, необходимо, прежде всего, осознавая реалии настоящего, не допустить социальной напряженности. Конечно, это могут быть шествия и митинги, на которые у граждан есть право и чему никто не препятствует. Но ведь недовольство может выражаться и в крайних формах. А это уже экстремизм, терроризм и прочее. Наряду с деятельностью Прокуратуры в отношении социально необеспеченных категорий граждан, несовершеннолетних, с вопросами экономики, расходования бюджетных средств, коррупции, вопрос противодействия экстремизму и терроризму стоит очень остро. Действительно, с одной стороны, на сегодняшний день фактов совершения подобных преступлений в нашем регионе нет. Однако говорить о том, что данная проблема от нас далека, нельзя. Желающие выступить с подобными действиями, "расшатывающими" стабильную обстановку в обществе, есть. Об этом говорили как руководители органов внутренних дел, так и руководители ФСБ. И это, к сожалению, необходимо признавать.

Электронный адрес для приема ваших вопросов прокурору области - vopros@belgarant.ru
Следите за обновлениями на нашем сайте!

Читать ГАРАНТ.РУ в и