Итоги и планы развития законодательства в сфере образования и молодежной политики

27 июня 2013 года в 11:00 в Законодательном Собрании состоялось интернет-интервью с депутатом Законодательного Собрания Омской области, председателем комитета по образованию, науке, культуре и молодежной политике Моденовым С.Н.

Тема интернет-интервью: "Итоги и планы развития законодательства в сфере образования и молодежной политики".

Организатор мероприятия: ООО "Агентство Правовой Информации "Гарант-Энтерпрайз".

Ведущая интернет-интервью: Петрякова Ольга Николаевна (ведущий специалист по работе с органами государственной власти Агентства Правовой Информации "Гарант-Энтерпрайз").

Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем интернет-интервью. Позвольте представить – Сергея Николаевича Моденова, депутата Законодательного Собрания Омской области, председателя комитета по образованию, науке, культуре и молодежной политике. Добрый день, Сергей Николаевич!

Моденов С.Н.: Добрый день!

Ведущая: Сергей Николаевич, позвольте выразить благодарность за то, что нашли время встретиться с нами и ответить на вопросы интернет-аудитории.

К моменту начала нашего интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы предлагаем Вас осветить.

Сергей Николаевич, позвольте задать вам первый вопрос. В 2011 году Вас избрали депутатом Законодательного Собрания Омской области, и сейчас Вы - председатель комитета по образованию, науке, культуре и молодежной политике. Расскажите, что изменилось в законодательстве Омской области за этот период, чего удалось достичь, а над чем, еще придется потрудиться?

Моденов С.Н.: За пятый созыв по профилю комитета принято 9 законов, еще ряд проектов находится на рассмотрении на стадии первого чтения и принятия.

Отдельно стоит выделить Закон Омской области № 1501-ОЗ "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию на территории Омской области". Целью принятия этого закона было улучшение ситуации в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних, уменьшения числа преступлений, совершаемых в отношении лиц, не достигших возраста 18 лет. Законом определены места, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию. Кроме того предусмотрено сокращение ночного времени, в течение которого не допускается нахождение детей без сопровождения родителей или лиц, их замещающих. Еще один важный момент – это определение в законе тех лиц, которые проводят мероприятия с участием детей, в общественных местах.

Закон готовился рабочей группой, созданной при комитете Законодательного Собрания по образованию, науке, культуре и молодежной политике. В состав группы вошли депутаты представительных органов местного самоуправления, Общественной палаты Омской области, Уполномоченный при Губернаторе Омской области по правам ребенка, специалисты ряда министерств, сотрудники прокуратуры Омской области и УМВД России по Омской области. Ими была тщательно проработана проблема, подготовлены рекомендации.

Кроме вышеназванного закона, в 2013 году приняты Закон Омской области "О внесении изменения в статью 7.1 Закона Омской области "О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области"; Закон Омской области "О внесении изменений в Закон Омской области "Об Общественной палате Омской области"; Закон Омской области "О внесении изменений в Закон Омской области "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Омской области".

В сфере деятельности Комитета Законодательного Собрания по образованию, науке, культуре и молодежной политике – воспитание гражданственности и патриотизма, вопросы культуры и искусства, защита детства и физическая культура, спорт, образование, инновационная деятельность, информационные отношения и информационное развитие.

За время работы комитета этого созыва мы провели три выездных заседания, в ходе которых обсуждались проблемы, происходил обмен опытом практической деятельности:

В настоящее время идет широкое обсуждение проекта закона Омской области "О музеях и музейном фонде Омской области".

Существует интересная практика и вместе с тем требует дальнейшего продолжения работа над механизмами реализации Закона Омской области от 13 июля 2004 года № 527 – ОЗ "Об инновационной деятельности на территории Омской области" и ряда других.

Чтобы иметь возможность изучения общественного мнения и подготовки независимых заключений по обсуждаемым комитетом вопросам при комитете на срок его полномочий создан общественный экспертный совет. Цель его работы - привлечение высококвалифицированных ученых, специалистов и практиков к законотворческой деятельности комитета.

Ведущая: Спасибо. Сергей Николаевич, могут ли жители Омской области обращаться к Вам с каким-либо жалобами, просьбами и как их правильно оформлять?

Моденов С.Н.: Безусловно. В каждом районе избирательного округа № 15 работают приемные депутата Законодательного Собрания Омской области Моденова С.Н.

1. Большереченский муниципальный район:
646670, р.п. Большеречье, ул. Бронского, 1А.
Эл.почта: Skupova_NA@om.mrsks.ru
Среда, с 10.00 до 13.00.
Тел. (38169) 21-301.

2. Знаменский муниципальный район:
646550, с. Знаменское, ул. Ленина, 13, каб.28.
Среда, с 10.00 до 13.00.
Тел. 8-951-410-45-58.

3. Тарский муниципальный район:
646531, г. Тара, ул. Немчиновская, 69.
Эл.почта: klient@om.mrsks.ru
Вторник, с 10.00 до 12.00.
Тел. (38171) 21-508.

4. Тевризский муниципальный район:
646560, р.п. Тевриз, ул. Советская, 29,каб.1.
Эл.почта: tevriz@mr.omskportal.ru
Понедельник, с 11.00 до 13.00.
Тел. (38154) 21- 333.

Выездная приемная также работает в каждом муниципальном районе по отдельному плану, в райцентре или одном из сельских поселений. О месте и времени ее работы заранее сообщается в местных СМИ и по указанным выше адресам.

В г. Омске я веду прием по личным вопросам в региональной общественной приемной Председателя партии "Единая Россия" Д.А. Медведева по заранее утвержденному графику и в третью среду каждого месяца, с 15.00, в здании Законодательного Собрания Омской области по вопросам, входящим в ведение комитета.

Можно обратиться и в письменном виде. Письменные обращения нужно оформить в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Обратившийся гражданин указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, куда должен быть направлен ответ, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату и отправляет письмо по адресу Законодательного Собрания Омской области.

Ведущая: Следующий вопрос. Могут ли простые жители принять участие в изменении законодательства? Как это сделать?

Моденов С.Н.: Могут. Согласно пункту 1 статьи 40 Устава Омской области – право законодательной инициативы принадлежит гражданам Российской Федерации, проживающим в Омской области и обладающим активным избирательным правом в соответствии с федеральным законом. Если есть проект областного закона, и он поддержан 25 тысячами граждан, такой проект подлежит обязательному рассмотрению Законодательным Собранием Омской области.

Ведущая: А есть ли примеры, когда жители области инициировали принятие того или иного закона?

Моденов С.Н.: Пока в Омской области такой инициативы не было.

Ведущая: Как Вы думаете, нужно ли что-то менять в омском законодательстве в связи с принятием нового закона об образовании, какие возникают вопросы и проблемы?

Моденов С.Н.: В конце 2012 г. был принят Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ).

Документ подготовлен Минобрнауки России в целях систематизации и совершенствования законодательства в области образования. С 1 сентября 2013 г. он заменит целый ряд действующих нормативных правовых актов, например Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон N 3266-1), Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Закон № 273-ФЗ представляет собой комплексный документ, в который вошли и общие положения, и нормы, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования (дошкольном, общем, среднем профессиональном, высшем образовании). Закон сохранил существующие базовые принципы и нормы (в том числе в части государственных гарантий реализации прав в сфере образования, права выбора образовательной организации и получения образования в соответствии со склонностями и потребностями, обучения на родном языке, правовых гарантий доступности и качества образования и др.). Кроме того в Законе нашли отражение закрепленные действующим законодательством принципы общедоступности и бесплатности образования в России. Государство гарантирует соблюдение этих принципов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также бесплатность высшего образования на конкурсной основе, если образование данного уровня получается впервые.

Сейчас согласование проходит новый областной закон, который призван урегулировать отношения в сфере образования на территории Омской области в соответствии с требованиями нового федерального законодательства.

Ведущая: С 2011 года идут попытки создания Молодежного парламента при Горсовете. Почти год избранные члены парламента не могут начать работать. Каково ваше отношение к этому? Возможно ли все-таки развитие молодежного политического движения в Омской области?

Моденов С.Н.: Могу сказать о Законодательном Собрании Омской области. С сентября 2009 года при Законодательном Собрании действует Молодежная палата депутатов.

Палата состоит из 37 молодых депутатов Законодательного Собрания, Омского Горсовета и председателей молодежных палат депутатов при представительных органах муниципальных районов Омской области.

Палата успешно реализует свои основные задачи: разработку предложений по совершенствованию федерального и областного законодательства, затрагивающего права и интересы молодежи; обобщение и анализ практики применения федерального и областного законодательства в области реализации прав и законных интересов молодежи; привлечение молодежи к активному участию в деятельности институтов гражданского общества.

Что касается развития молодежного политического движения в Омской области.

Я считаю, что задача молодежной политики в целом – это создание условий для развития и реализации способностей и потенциала молодого человека и молодого поколения не только в своих собственных интересах, но и в интересах общества и государства.

При представительном органе власти в таком крупном городе как Омск вполне может быть создан Молодежный парламент или Совет, который, на мой взгляд, должен включать в себя представителей (извините за тавтологию) самых широких слоев молодежи: студенческих профсоюзов и стройотрядов, научных объединений учащихся и молодых ученых, поисковых отрядов, театральной молодежи, других творческих союзов, молодежных объединений и движений.

Инициаторам его создания в Горсовете видимо не хватило организаторских навыков, или осознания того, зачем же он создается.

В Омской области существуют все возможности для развития молодежного политического движения и омская молодежь эти возможности успешно реализует.

Министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области привлекает молодежь к обсуждению нормативных правовых документов, регламентирующих работу органов сферы молодежной политики, к работе в рамках планирования и разработки долгосрочных целевых программ.

Еще одна форма вовлечения молодежи в участие в политической жизни региона – через деятельность общественных организаций. Есть сформированный комплекс мероприятий, который позволяет на одной площадке собрать представителей различных молодежных организаций и движений, обсудить вопросы и проблемы, обменяться мнениями.

Наиболее масштабные проекты – молодежный форум "РИТМ", фестиваль детских и молодежных общественных организаций и объединений, действующих на территории Омской области, межвузовский учебно-деловой игровой семинар "Перспектива". Ежегодный региональный форум "Институты гражданского общества как ресурс развития региона", организатором которого выступает Правительство Омской области, дает возможность обсудить проблемы на дискуссионной площадке "Роль молодежи в развитии региона" с участием представителей молодежных организаций и движений, органов власти и Общественной палаты Омской области.

Разработана и эффективная система участия в выборных процессах депутатского корпуса, руководящих органов муниципалитетов, посредством выдвижения кандидатур от молодежных организаций, объединений и движений.

Я думаю, что возможностей для принятия участия в политической жизни региона молодым людям Омской области достаточно. А если есть какие-то идеи, замыслы или проекты – готовы обсудить в комитете.

Ведущая: Сейчас в России большое внимание уделяется развитию наукоемких отраслей. Что делается в Омской области для поддержки вузовской науки, для развития сектора исследований и разработок?

Моденов С.Н.: В целях развития научных исследований и распространения знаний в обществе, сохранения и поддержки эффективной работы научных школ, научных коллективов и отдельных ученых, обладающих высоким потенциалом и работающих в Омской области Правительством Омской области заключены соглашения с Российским гуманитарным научным фондом (далее – РГНФ) и Российским фондом фундаментальных исследований (далее – РФФИ).

За период с 2008 по 2012 годы финансовую поддержку получили 58 научных проектов, общий объем финансирования составил 10 млн. рублей, из них: 5 млн. рублей из бюджета Омской области, 5 млн. рублей – РГНФ.

В 2013 году финансовую поддержку получат ещё 8 научных проектов в области гуманитарных наук в размере 1 млн. рублей.

Соглашение с РФФИ предусматривает финансовое обеспечение научных проектов в области фундаментальных наук ежегодно в объеме 10 млн. рублей: 5 млн. рублей за счет средств РФФИ и 5 млн. рублей из бюджета Омской области.

В 2012 году финансовую поддержку получили 18 научных проектов, в 2013 году поддержку получат еще 18 проектов.

Для вовлечения студенческой молодежи в научно-исследовательскую деятельность и создания условий её научного развития Министерством образования Омской области совместно с учреждениями высшего профессионального образования ежегодно проводятся научно-практические конференции, выставки студенческих работ, олимпиады, конкурсы.

В первом полугодии 2013 года прошли следующие наиболее значимые мероприятия, в которых приняли участие более 5 тыс. человек из числа студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых:

  • международная научно-практическая конференция искусства и дизайна "Формула моды: Восток – Запад";
  • межрегиональный конкурс для студентов и школьников с международным участием "Декада экологии";
  • научно-практическая конференция "Развитие региональных инновационных систем в России: проблемы и перспективы";
  • региональная научно-практическая конференция "Молодежь третьего тысячелетия";
  • межвузовская научно-практическая конференция аспирантов и студентов "Молодежь, наука, творчество".

Ежегодно в рамках реализации Постановления Правительства Омской области от 11 апреля 2007 года № 48-п проводится конкурс работ студентов, аспирантов, молодых ученых по актуальным вопросам реализации приоритетных национальных проектов в Омской области.

Конкурс проводится в целях поощрения творческой активности студентов, аспирантов, молодых ученых, изучающих вопросы и проблемы приоритетных направлений государственной политики и использования актуальных идей и разработок в деятельности органов государственной власти Омской области.

Победителям конкурса выплачиваются премии:

1) студентам и аспирантам - первая премия в размере 40 тыс. руб., вторая премия в размере 30 тыс. руб., третья премия в размере 20 тыс. руб.;
2) молодым ученым - первая премия в размере 50 тыс. руб., вторая премия в размере 40 тыс. руб., третья премия в размере 30 тыс. руб.

Ежегодный объем финансирования – 300 тыс. рублей.

С 2010 года в Омской области идет реализация проекта "Малая Родина", направленный на привлечение студентов (на конкретный год) к решению задач социально-экономического развития муниципальных районов области. На сегодняшний день в проекте "Малая Родина" приняли участие 505 студентов учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территории Омской области, из них: в 2010 году – 158 человек, в 2011 году – 173 человека, в 2012 году – 174 человек.

В рамках проекта "Малая Родина" проводится региональный этап конкурса студенческих проектов по следующим номинациям:

  • "История успеха" (модельные проекты, позволяющие распространять опыт решения проблем на другие территории);
  • "Эффективное решение" (реализуемые проекты, имеющие существенное влияние на развитие муниципального образования);
  • "Инновационный подход" (проектные решения на этапе разработки, содержащие новые методы работы).

Начиная с 2012 года, ежегодно на организацию и проведение регионального этапа конкурса студенческих работ "Малая Родина" областным бюджетом предусматривается 150 тыс. рублей.

Ведущая: Спасибо. Какие существуют гранты, специальные стипендии для одаренных детей (школьников, студентов), стимулирующие научную и творческую активность?

Моденов С.Н.: Поддержка одаренных детей и молодежи в Омской области осуществляется в рамках нормативных документов:

1) Указ Губернатора Омской области от 1 ноября 2004 года № 205 "О стипендии Губернатора Омской области для аспирантов, студентов учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования" (далее – Указ).
В соответствии с Указом 15 аспирантам, 40 студентам учреждений высшего профессионального образования и 40 студентам учреждений среднего профессионального образования, проявивших себя в научных изысканиях, творческой и изобретательской деятельности, общественных мероприятиях, проводимых в учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования, ежегодно выплачивается стипендия Губернатора Омской области
2) Указ Губернатора Омской области от 11 сентября 2008 года № 104 "Об учреждении стипендии Губернатора Омской области для победителей и призеров международных и всероссийских олимпиад школьников 2008 года и последующих годов, обучающихся в высших учебных заведениях".

Данный Указ Губернатора Омской области предусматривает выплату стипендии с момента зачисления соискателя стипендии в высшее учебное заведение на очную форму обучения в течение всего срока обучения. Размер стипендии составляет 1725 рублей в месяц с учетом районного коэффициента.

С 2008 года, стипендии Губернатора Омской области присуждены 48 школьникам - победителям и призерам международных и всероссийских олимпиад, обучающихся в высших учебных заведениях (2008 год – 9 чел., 2009 год – 10 чел., 2010 год – 9 чел., 2011 год – 9 чел., 2012 год – 11 чел.).

Ведущая: Следующий вопрос. Очень часто выпускники омских вузов жалуются на невозможность трудоустроиться по специальности после окончания вуза, многие их них уезжают из города. Как Вы считаете, как привлечь молодое поколение оставаться в родном городе? Что нужно для этого сделать?

Моденов С.Н.: В Омской области ежегодно выпускается более 8 тыс. специалистов, обучающихся по очной форме в учреждениях высшего профессионального образования.

Анализ данных трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования за последние три года показывает положительную динамику по всем уровням профессионального образования. В первый год после окончания обучения в Омской области трудоустраивается по полученной профессии или специальности около 65% выпускников. Это достаточно хороший уровень и Омская область по данному показателю относится к благополучным регионам Российской Федерации.
В то же время в 2012 году численность выпускников, обратившихся в центры занятости за содействием в трудоустройстве, составила 407 человек, что составила 4,6% от общего количества выпускников учреждений высшего профессионального образования. Из них было зарегистрировано в качестве безработных 198 человек, что составляет 2,3% от общего количества выпускников учреждений высшего профессионального образования. Это данные Главного управления государственной службы занятости населения Омской области (далее – Главное управление).

Основные причины, по которым выпускники не могут трудоустроиться после окончания учреждений высшего профессионального образования:

1) требования работодателей к наличию опыта работы;
2) уровень квалификации, не соответствующий требованиям работодателя;
3) низкая мотивация молодежи на трудоустройство в муниципальных районах Омской области;
4) завышенные требования молодежи к оплате труда относительно квалификационного уровня;
5) недостаточный уровень навыков поиска работы;
6) стремление к получению высокодоходного рабочего места в ущерб приобретению опыта работы по полученной профессии (специальности).
7) перепроизводство специалистов определенных направлений, например юристов и экономистов.

В 2012 году было зарегистрировано в качестве безработных 76 выпускников экономических и юридических специальностей, что составляет 0,9% от общего количества выпускников учреждений высшего профессионального образования.

В области существует ряд документов, определяющих перечень мероприятий по содействию трудоустройству выпускников образовательных учреждений профессионального образования:

1) ведомственная целевая программа "Содействие занятости населения Омской области" на 2011 – 2013 годы;
2) соглашение о сотрудничестве между Министерством образования Омской области и Главным управлением от 24 декабря 2009 года.

Мероприятия, о которых идет речь в этих документах:

1) издание и распространение в учреждениях профессионального образования газеты "Биржа труда" для молодежи;
2) трансляция на видеоресурсах центров занятости видеороликов, информирующих о государственных услугах, направленных на содействие занятости молодежи, популяризацию рабочих профессий;
3) размещение на официальном портале Главного управления информации о ситуации на рынке труда Омской области, об образовательных учреждениях, о проведении мероприятий по оказанию государственных услуг службы занятости населения выпускникам;
4) проведение информационных акций в целях содействия трудоустройству и повышению конкурентоспособности на рынке труда выпускников: "Омской экономике – молодые кадры", "Карьера. Молодость. Успех";
5) проведение ярмарок вакантных рабочих мест и востребованных профессий (специальностей) на рынке труда Омской области с участием работодателей и образовательных учреждений профессионального образования; презентации организаций; мастерские поиска работы с целью обучения выпускников технологии поиска работы, профориентационные мастер-классы: "Этапы поиска работы", "Составление резюме", "Правила телефонных переговоров", "Собеседование с работодателем"; модульные программы "Выпускнику на заметку", "Клуб предприниматель"; курс "Адаптация на рынке труда"; конкурсы-аукционы "Работодателям – лучшие молодые кадры";
6) в целях приобретения опыта работы организуется стажировка выпускников образовательных учреждений профессионального образования (далее – стажировка). В 2012 году стажировку прошли 138 человек из числа выпускников учреждений высшего профессионального образования, на период до 1 июня 2013 года – 45 человек из числа студентов выпускных курсов.

Последнее мероприятие особенно эффективно: по результатам стажировок 89% выпускников продолжили трудовые отношения с работодателями по месту прохождения стажировки. Ежегодно мероприятиями по организации стажировки охвачены работодатели более 10 различных отраслей экономики.

Потребность в стажировке наиболее высокая у выпускников, завершивших обучение по специальностям: "экономика", "бухгалтерский учет, анализ и аудит", "педагогика", "сестринское дело", "агрономия", "ветеринария", "зоотехния", "механизация сельского хозяйства", "автоматизация технологических процессов", "юриспруденция", "подъемно-транспортные и дорожные машины" и профессиям: "повар", "тракторист-машинист сельскохозяйственного производства", "продавец", "портной" и "закройщик".

Работодатели Омской области, принимающие участие в мероприятии

по стажировке выпускников, отмечают его эффективность. Среди постоянных участников данного мероприятия необходимо отметить такие предприятия, как: открытое акционерное общество "Высокие технологии", открытое акционерное общество "Центральное конструкторское бюро автоматики", общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "МИР".

В 2012 году на переподготовку и повышение квалификации безработных граждан направлены 143 выпускника.

Не решив социального блока проблем, сопровождающих трудоустройство молодого специалиста, невозможно рассчитывать на полноценное кадровое обеспечение. Устроившийся на работу выпускник также может рассчитывать на поддержку.

В Омской области приняты нормативно-правовые акты, предусматривающие меры социальной поддержки молодых специалистов:

1) в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 22 июля 2004 года № 153 "Об адресной поддержке в строительстве и приобретении жилья молодых специалистов, поступивших на работу в образовательные учреждения, расположенные на территории Омской области" выплачивается единовременная денежная выплата на строительство и приобретение жилья педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Омской области и муниципальных образовательных учреждений, расположенных на территории дачного или рабочего поселка, сельского поселения, имеющим стаж педагогической деятельности до трех лет в размере 54 тыс. рублей;
2) в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 9 июня 2005 года № 66-п "О единовременной денежной выплате педагогическим работникам" выплачивается единовременная денежная выплата педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Омской области и муниципальных общеобразовательных учреждений, расположенных на территории дачного или рабочего поселка, сельского поселения, трудоустроившимся впервые по полученной специальности, в размере 20 тыс. рублей;
3) в соответствии с Законом Омской области "О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области" молодым специалистам, впервые поступившим на работу по полученной специальности в государственные образовательные учреждения Омской области всех типов или муниципальные общеобразовательные учреждения, расположенные на территории Омской области, производится ежемесячная доплата к тарифной ставке (должностному окладу) в течение трех лет с момента поступления на работу в размере 150 рублей, а молодым педагогам девяти северных районов в размере 500 рублей.

Характерной особенностью современного рынка образовательных услуг является дисбаланс между количеством специалистов, подготовленных по различного рода направлениям и той потребностью, которая существует у региона. Одни из самых остронуждающихся в пополнении кадров отраслей - сельское хозяйство, машиностроение, сфера ЖКХ. Их явно недостаточно. В тоже время в Омской области практически во всех ВУЗах готовят специалистов в области экономики и юриспруденции, несмотря на то, что в этих сферах предложение значительно превышает спрос. Очевидно, что подготовка таких специалистов превышает потребности области.

Решение вопроса трудоустройства молодежи зависит и от самой молодежи. Здесь важен, во-первых, момент выбора профессии (специальности), на который не должен влиять мнимый престиж профессий. Во-вторых, отношение к учебе, обеспечивающее качество профессионального образования и соответствующий уровень полученной квалификации. В-третьих, социальная активность молодежи, которая позволяет в процессе обучения получать навыки общения с работодателями, иметь реальные представления о рынке труда и его требованиях.

Очень остро стоит вопрос об отсутствии высококвалифицированных специалистов рабочих специальностей.

Согласно распоряжению Правительства Омской области от 10 мая 2012 года № 64-рп "О результатах мониторинга потребности в специалистах и рабочих работодателей, осуществляющих деятельность на территории Омской области, в 2010 – 2012 годах" потребность работодателей в кадрах составляет:

  • 45 процентов на квалифицированных рабочих, имеющих начальное профессиональное образование;
  • 27 процентов на специалистов и служащих со средним профессиональным образованием;
  • 28 процентов на специалистов и служащих, имеющих высшее профессиональное образование.

Кроме того, наблюдается тенденция оттока выпускников в другие регионы России, предлагающие наиболее привлекательные рабочие места и условия труда.

Для закрепления кадров необходимо:

  • повысить ответственность работодателей в трудоустройстве выпускников в части установления приемлемой для молодых специалистов заработной платы, предоставления молодому специалисту "социального пакета" (например, выплата подъемных, решение жилищных проблем, в том числе за счет реализации ипотечной программы, предоставления временного жилья, места в общежитии, медицинская страховка);
  • оптимизировать структуру подготовки кадров в соответствии с запросами рынка труда и возможностями регионального рынка образовательных услуг;
  • продолжить развитие целевой подготовки по заявкам работодателей;
  • продолжить работу с вузами по организации стажировок выпускников и студентов старших курсов на предприятиях Омской области в целях получения ими опыта работы.
  • развивать отраслевые и территориальные подходы в управлении кадровым потенциалом Омской области с учетом реализуемых на территории Омской области инвестиционных проектов;
  • создавать здоровые и безопасные условия труда, повышать заработную плату, обеспечивать защиту трудовых прав работников.

Ведущая: Закончилась сдача ЕГЭ у выпускников Омских школ, идет много споров о целесообразности тестирования, о возможности списывания при сдаче экзамена. Ваше отношение к ЕГЭ? Были ли проблемы в период сдачи экзаменов в Омской области?

Моденов С.Н.: Сложно однозначно ответить на Ваш вопрос.

Сегодня основной формой сдачи выпускного экзамена и единственной системой независимой оценки знаний выпускника является единый государственный экзамен (ЕГЭ).

Среди положительных моментов от введения ЕГЭ, как правило, выделяют следующие:

ВУЗы принимают сертификаты ЕГЭ в качестве вступительных экзаменов. Это избавляет абитуриентов от длительного экзаменационного марафона после окончания школы.

Считается, что результаты ЕГЭ сложно подтасовать. Таким образом, ЕГЭ помогает бороться с коррупцией, и избегать произвола при поступлении в ВУЗы. Вследствие этого, независимо от уровня достатка абитуриентов, уравниваются шансы на поступление.

ЕГЭ, как единый стандарт экзамена, дает возможность сравнивать уровень и качество образования в разных школах и регионах.

Благодаря ЕГЭ, абитуриент из любой части страны, даже из самой отдаленной провинции, может подать документы и попытаться поступить в любой ВУЗ России. При этом для подачи документов, не нужно тратиться на дорогу. Достаточно просто отправить сертификат ЕГЭ по почте.

Тестовая форма и автоматическая обработка результатов позволяют свести к минимуму влияние на результат субъективного мнения человека.

Вместе с тем, несмотря на очевидные плюсы, ЕГЭ не лишен и минусов, за которые его часто критикуют. Вот только некоторые их них:

Для того чтобы сдать ЕГЭ, не нужно понимать суть материала. Это подталкивает выпускников к простому механическому зазубриванию. В результате страдает качество образования.

С помощью ЕГЭ, а точнее с помощью тестовой формы, невозможно проверить качество знаний в области гуманитарных и общественных наук, таких как философия, обществознание, история. При этом можно проверить лишь знание исторических фактов, но никак ни понимание исторического или общественного процесса.

Также не нужно забывать, что аппаратные и программные средства, выполняющие проверку бланков ЕГЭ, создаются людьми, и вполне могут содержать ошибки. Эти ошибки, в свою очередь, могут привести к печальным последствиям в результате неправильного восприятия и обработки машиной правильного ответа.

Таким образом, ЕГЭ имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Существуют аргументы за и против. Каждый из этих аргументов можно подвергнуть сомнению и долго спорить на эту тему.
Теперь перейдем ко второй части Вашего вопроса. В Омске и в Омской области был проведен весь комплекс мероприятий по организации и проведению единого государственного экзамена: сформирована государственная экзаменационная комиссия Омской области в составе 23 человек. Из них 12 человек – представители высших учебных заведений Омской области, которые являются председателями предметных комиссий ГЭК), предметные комиссии (497 экспертов), около 4 тысяч организаторов и 130 уполномоченных представителей ГЭК, около 400 общественных наблюдателей.
Этим вопросом занималось Министерство образования Омской области. С целью информирования участников ЕГЭ, их родителей, общественности по вопросам организации и проведения ЕГЭ в Министерстве образования Омской области работал телефон "горячей линии", на официальном сайте поддержки ЕГЭ в Омской области постоянно функционирует рубрика "вопрос – ответ".

26 февраля 2013 года проведено областное родительское собрание "ЕГЭ – 2013". В средствах массовой информации размещалась необходимая информация, нормативно-правовые акты по вопросам проведения ЕГЭ. Организовано освещение на областных телевизионных каналах вопросов проведения ЕГЭ.

ЕГЭ проводился в 115 пунктах проведения экзаменов на базе общеобразовательных школ.

По предварительным результатам ЕГЭ на 24 июня 2013 года в Омской области увеличилось количество выпускников, получивших 100 баллов по результатам ЕГЭ – 91 человек: по русскому языку – 30, литературе – 2, химии – 22, обществознанию – 15, физике – 10, информатике – 4, математике – 3, биологии – 1, истории и английскому языку – по 2. (В 2011 году количество выпускников, получивших 100 баллов по результатам ЕГЭ, было 15 человек, в 2012 году – 23 человека).

В 2013 году увеличился средний балл по всем предметам в среднем на 5,6 баллов, уменьшилась доля выпускников, не прошедших минимальный порог, на 3,5% по всем предметам, кроме истории и математики.

В соответствии с распоряжением Министерства образования Омской области департаментом по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Омской области проверено 38 ППЭ города Омска и Омской области, что составляет 33% от общего количества ППЭ.

В целом отмечено соблюдение установленного порядка проведения ЕГЭ на территории Омской области. Во всех проверенных ППЭ необходимые для проведения экзамена условия были созданы.

Не обошлось без эксцессов. За нарушение установленного порядка проведения ЕГЭ составлены протоколы об административном правонарушении в отношении 16 участников ЕГЭ (15 участников ЕГЭ удалены с экзамена за наличие сотового телефона, 1 – за шпаргалки).

Кроме того, в период досрочной сдачи ЕГЭ по физике Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки зафиксирован факт размещения экзаменационных материалов в сети Интернет. По данному делу все имеющиеся материалы переданы в прокуратуру Омской области для принятия мер прокурорского реагирования.

В период проведения ЕГЭ работает конфликтная комиссия Омской области по вопросам нарушения установленного порядка проведения ЕГЭ и несогласия с выставленными баллами. Рассмотрено свыше 600 апелляций.

Ведущая: Благодарю за содержательный ответ. Скажите, пожалуйста, поддерживаете ли Вы предложения о полном запрете рекламы алкоголя и сигарет?

Моденов С.Н.: Полностью поддерживаю.

Ведущая: Насколько я слышала, Госдумой в 2012 году принят закон о денежной компенсации за детский сад тем родителям, которые не смогли туда устроить своих детей по причине нехватки мест. Действительно ли это так? Как в Омской области получить такую компенсацию? Моей дочери уже 3,5 года, но выйти на работу не могу, из-за невозможности устроить ребенка в садик.

Моденов С.Н.: Федеральным и региональным законодательством денежная компенсация родителям, дети которых не обеспечены местами в государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, не предусмотрена.

Советом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 18 октября 2012 года отложено рассмотрение законопроекта

"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании"", предусматривающего вышеуказанную компенсацию.

Компенсация из областного бюджета выплачивается только родителям или законным представителям ребенка-инвалида, осуществляющим воспитание и обучение по общеобразовательным программам ребенка самостоятельно на дому. Это происходит в соответствии с Порядком назначения и выплаты денежной компенсации затрат на воспитание и обучение одному из родителей (законных представителей) ребенка-инвалида, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 1 ноября 2006 года № 132-п.

Ведущая: Следующий вопрос звучит так: "У нас ребенок осенью начнет посещать детский сад, но, насколько мне известно, родительская плата за него с 1 сентября составит 100% от содержания ребенка в нем, а для нас это неподъемные деньги, так что теперь сидеть дома? Или все-таки есть какие-то варианты"?

Моденов С.Н.: В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года статьи 65 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный Закон) в части установления платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее – родительская плата), изменен подход установления родительской платы (не предусмотрен предел 20 процентов затрат на содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в соответствующем образовательном учреждении с родителей (законных представителей).
С учетом нормы, предусмотренной статьей 65 Федерального Закона за присмотр и уход за ребенком, учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей), и ее размер.

Несмотря на изменения в законодательстве, планируется сохранение на территории Омской области с 1 сентября 2013 года уровня родительской платы.

Вместе с тем в целях недопущения снижения достигнутых социальных гарантий планируется сохранение на территории Омской области с 1 сентября 2013 года:

  • мер социальной поддержки одиноких матерей, родителей (законных представителей), имеющих трех и более детей), имеющих детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей с туберкулезной интоксикацией;
  • фактически сложившегося размера родительской платы на уход и присмотр за детьми в государственных образовательных организациях Омской области, реализующих образовательные программы дошкольного образования.

В местных бюджетах городского округа и муниципальных районов Омской области на 2013 год предусмотрены бюджетные ассигнования на возмещение расходов за присмотр и уход за детьми.

Областным законом (Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан родителям (законным представителям) детей предусмотрена компенсация части родительской платы. Кодексом регламентирован порядок обращения за получением компенсации родительской платы и порядок ее выплаты.

Ведущая: Спасибо. Началось лето, а значит, перед родителями встает вопрос организации отдыха для детей. Какие меры государственной поддержки реализуются в этом направлении? Можно ли рассчитывать на поддержку государства в приобретении путевки в летний оздоровительный лагерь, если да, то куда необходимо обращаться?

Моденов С.Н.: Вопросы организации летнего оздоровления детей находятся в компетенции Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области.

В Омской области действует Ведомственная целевая программа "Организация оздоровления и отдыха несовершеннолетних Омской области "Лето - детям!" в 2013 - 2015 гг.". Порядок установлен распоряжением Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области от 15 марта 2013 года № 31-мп "Об утверждении порядка по организации отдыха и оздоровления несовершеннолетних Омской области в 2013 году".

В соответствии с законодательством отработан механизм проведения заявочной кампании на получение детских путевок в оздоровительные учреждения, областных открытых конкурсов на приобретение за счет средств областного бюджета детских путевок в оздоровительные учреждения различных типов и форм собственности. Определены категории детей, имеющих первоочередное право получения путевок в оздоровительные учреждения.

Уполномоченными органами муниципальных районов Омской области и города Омска совместно с профсоюзными организациями и работодателями была организована работа в трудовых коллективах по сбору заявок на оздоровление и отдых детей в оздоровительные учреждения различных типов. Таких заявок подано свыше 122,5 тысяч.

Что нужно сделать для того, чтобы получить путевку? Для получения детских путевок родители должны обратиться в уполномоченный орган по месту работы. Это может быть профсоюз, или отдел по социальной работе. Заявки на получение путевок были собраны в марте. Те, кто не подал заявку до марта, могут напрямую обратиться в муниципальный уполномоченный орган. В городе Омске – это департамент образования, в сельских районах – комитеты образования. Неработающие родители обращаются непосредственно в уполномоченные органы.

Работают телефоны Горячей линии – в городе Омске: 20-02-95 и 20-03-59.

В областном бюджетном учреждении "Дирекция программ в сфере оздоровления несовершеннолетних": 24-47-55.

В соответствии с порядком организации и обеспечения отдыха и оздоровления для детей работников бюджетной сферы оплата составляет 10% от стоимости путевки в загородный лагерь, т.е. 1050 рублей за 21 день, для детей работников внебюджетной сферы – 50%, т.е. 5 250 рублей. Остальную часть стоимости путевки заплатит областной бюджет: для 4 тысяч детей работников вне бюджетной сферы в этом году предусмотрено 21 миллион рублей.

100% стоимости путёвки оплатит областной бюджет детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, детям ветеранов и участников боевых действий, опекаемым детям и воспитанникам детских домов и более 9 тысяч детей в 10 санаторных учреждениях области по различным медицинским показаниям. В этом году впервые в санаторных учреждениях будут оздоровлены 1100 детей – сирот, воспитанников детских домов, детей, находящихся под опекой граждан и в приемных семьях.

Еще не менее 1020 детей-инвалидов будут оздоровлены в областном реабилитационном центре за счет областного бюджета. На эти цели направлены около 37 миллионов рублей.

Кроме того, из областного и федерального бюджетов оплачено питание детей в лагерях дневного пребывания на базе образовательных учреждений и учреждений социального обслуживания семьи и детей. Здесь отдохнет свыше 74 тысяч детей.

Ведущая: Благодарю. Следующий вопрос. Принят закон об ограничении пребывания детей и подростков на улице в ночное время. Доказала ли эта мера свою эффективность?

Моденов С.Н.: На мой взгляд, закон доказал свою эффективность. Более того, его нормы постоянно совершенствуются. 13 июня 2013 года на очередном заседании Комитет по образованию, науке, культуре и молодежной политике областного парламента рассмотрел проект закона, в соответствии с которым предлагается внести изменения в областной закон "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию на территории Омской области".

Законом предлагается установить форму акта о выявлении ребенка в местах, нахождение в которых детей не допускается, и передаче ребенка родителям (лицам, их заменяющим) либо лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей. Кроме того, закон предлагается дополнить новой нормой, регулирующей вопросы размещения несовершеннолетних при отсутствии по месту обнаружения ребенка специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Этот законопроект решено рекомендовать областному парламенту принять к рассмотрению. Думаю, все эти меры позволят сделать жизнь наших детей более защищенной, более безопасной.

Ведущая: Наша семья хотела бы усыновить ребенка, но боимся столкнуться с бюрократическими проволочками, и даже не знаем с чего начать. Что посоветуете?

Моденов С.Н.: Начать советую с ознакомления с Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 года № 275. В соответствии с этим документом, граждане, желающие усыновить ребенка, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями с приложением следующих документов:

  • краткой автобиографии;
  • справки с места работы с указанием должности и заработной платы;
  • копии финансового лицевого счета и выписки из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документа, подтверждающего право собственности на жилое помещение;
  • справки органов внутренних дел, подтверждающей отсутствие судимости;
  • медицинского заключения о состоянии здоровья;
  • копии свидетельства о браке (если состоят в браке);
  • копии свидетельства о прохождении подготовки лица, желающего усыновить ребенка;
  • справки о соответствии жилого помещения санитарным и техническим правилам и нормам.

На основании заявления и приложенных к нему документов специалисты органа опеки и попечительства проводят обследование условий жизни семьи обратившегося гражданина, составляют акт обследования, и выдают заключение о возможности или невозможности заявителя быть усыновителями.

После постановки на учет граждан в качестве кандидатов в усыновители орган опеки и попечительства представляет им информацию о детях, которые могут быть усыновлены, и выдает направления для посещения детей.

Если кандидаты в усыновители не смогли подобрать для усыновления ребенка по месту своего жительства, они могут обратиться за получением сведений о ребенке, подлежащем усыновлению, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в Министерство образования Омской области по адресу: г. Омск, ул. Красный путь, д. 5, тел.: 24-78-97.

Ведущая: Сегодня 27 июня в России отмечается праздник День молодежи. Ваши пожелания молодому поколению Омской области.

Моденов С.Н.: Действительно, в этом году - 20 лет как утвержден в России День молодежи.
Отмечают этот праздник те, кто молод по возрасту и кто "молод душой".

Молодому поколению пожелать хотелось бы одного – определить свое место в этой жизни, не боятся трудностей – они были и будут всегда, а направить все свои силы для достижения желаемого, и чтобы этот путь был интересен, достижение промежуточных результатов вдохновляло и раскрывало еще большие возможности, развивало творческий потенциал, способствовало всеобщему движению вперед.

Примите искренние поздравления и пожелания здоровья, благополучия и успешной деятельности.

Ведущая: Благодарим Вас за участие в интернет-интервью, за подробные ответы на вопросы, открытость и доброжелательность. Надеемся на дальнейшее сотрудничество и взаимопонимание в области правовой и экономической информации. Желаем Вам профессиональных успехов, стабильности и процветания! Еще раз большое Вам спасибо за то, что нашли время и экспертно ответили на вопросы.

Моденов С.Н.: Спасибо Вам.

Читать ГАРАНТ.РУ в и