Актуальные вопросы присвоения званий "Ветеран труда" и "Ветеран труда Республики Марий Эл"

14 июня 2013 года состоялось интернет-интервью с заместителем Министра социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл Жирновым Владимиром Михайловичем.

Тема интернет-интервью: Актуальные вопросы присвоения званий "Ветеран труда" и "Ветеран труда Республики Марий Эл"

Ведущая интернет-интервью: специалист Отдела обучения Йошкар-Олинского филиала ЗАО "Компьютерные технологии" Сидоркина Наталья Алексеевна.

Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя Жирнов Владимир Михайлович – заместитель Министра социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл.

Тема интернет-интервью: "Актуальные вопросы присвоения званий "Ветеран труда" и "Ветеран труда Республики Марий Эл". Уважаемый Владимир Михайлович, позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время прийти сегодня на наше интернет-интервью.

Жирнов В.М.: Всем добрый день! С удовольствием отвечу на все Ваши вопросы. Давайте приступим.

Ведущая: Владимир Михайлович, такой вопрос: кому из граждан может быть присвоена категория "Ветеран труда"?

Жирнов В.М.: Согласно статье 1 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" (далее – Федеральный закон "О ветеранах") одной из категории ветеранов являются ветераны труда. Данное звание учреждено государством с целью поощрения граждан за трудовые заслуги и продолжительный добросовестный труд.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами труда являются лица:
1) имеющие удостоверение "Ветеран труда";
2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Ведущая: Владимир Михайлович, а у нас, в Республике Марий Эл, есть какие-то дополнительные возможности для присвоена гражданам такой категории?

Жирнов В.М.: В соответствие с частью 4 Федерального закона "О ветеранах", порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В настоящее время в Республике Марий Эл действует Закон Республики Марий Эл от 4 октября 2006 г. № 50-З "Об условиях и порядке присвоения званий "Ветеран труда" и "Ветеран труда Республики Марий Эл" и Постановление Правительства Республики Марий Эл от 7 ноября 2006 г. № 227 "О реализации закона Республики Марий Эл "Об условиях и порядке присвоения званий "Ветеран труда" и "Ветеран труда Республики Марий Эл".

В соответствии с Порядком присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Республики Марий Эл", утвержденным Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 7 ноября 2006 г. № 227 (далее – Порядок), ветеранами труда являются лица:

  • имеющие удостоверение "Ветеран труда";
  • награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
  • лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Ведущая: А много ли у нас таких граждан имеющих звание ветеран труда в Республике?

Жирнов В.М.: На сегодняшний день звание "Ветеран труда" в республике имеют 43 747 человек.

Ведущая: Владимир Михайлович, сейчас мы с Вами говорили о Ветеранах труда России, но ведь у нас в Марий Эл, есть еще и ветераны труда нашей республики, так ведь?

Жирнов В.М.: Да, вы правы, есть такая категория граждан. С 1 января 2007 года наряду с ветеранами труда общероссийского уровня, Законом Республики Марий Эл от 4 октября 2006 г. № 50-З учреждено звание "Ветеран труда Республики Марий Эл", присваиваемое гражданам, награжденным государственными наградами Республики Марий Эл.

В соответствии с пунктом "а" части 2 указанного Порядка, ветеранами труда Республики Марий Эл являются лица, награжденные государственными наградами Марийской АССР, Марийской ССР, Республики Марий Эл, имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости, и достигшие возраста 60 – лет это мужчины и 55 лет – женщины.

Перечень государственных наград Республики Марий Эл установлен статьей 2 Закона Республики Марий Эл от 31 мая 1994 года № 96-III "О государственных наградах Республики Марий Эл".

Ведущая: Спасибо, Владимир Михайлович, а много таких людей у нас в Республике?

Жирнов В.М.: На сегодняшний день звание "Ветеран труда Республики Марий Эл" по наградам имеют 1345 человек.

Ведущая: Объясните, пожалуйста, любой граждан нашей республики может получить такое звание?

Жирнов В.М.: Нет, не любой. В целях социальной поддержки лиц, имеющих продолжительную трудовую деятельность, не удостоенных государственных наград Российской Федерации или Республики Марий Эл, Законом Республики Марий Эл от 3 августа 2010 г. № 38-З "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл в сфере социальной защиты населения" с 1 января 2011 года учреждено звание "Ветеран труда Республики Марий Эл" за продолжительный трудовой стаж, которое присваивается лицам, которым назначена трудовая пенсия по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца, имеющим трудовой стаж не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин.

Ведущая: Как считается данный трудовой стаж? Какие года входят в него, какие не входят?

Жирнов В.М.: Порядок исчисления трудового стажа, дающего права на присвоение звания "Ветеран труда Республики Марий Эл" утвержден Приказом Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл от 31 декабря 2010 г. № 447.

В целях оценки прав лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда Республики Марий Эл", в соответствии с вышеназванным порядком, под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности, в которую включаются:

а) периоды работы в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;
б) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
в) период временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы и период пребывания на инвалидности I и II групп, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
г) период получения пособия по безработице и период участия в оплачиваемых общественных работах;
д) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке.

Ведущая: Владимир Михайлович, подскажите, куда граждане могут обратиться для исчисления данного стажа, и как производится такой расчет?

Жирнов В.М.: Исчисление трудового стажа производится органом социальной защиты населения в календарном порядке. При этом каждые 30 дней периодов трудового стажа переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.

Периоды, в течение которых гражданин являлся членом колхоза, но не выработал установленный минимум трудового участия (независимо от причины), засчитываются в трудовой стаж как полные календарные годы. Календарные годы, указанные в трудовой книжке колхозника, в которых не было ни одного выхода на работу, из подсчета исключаются.

На сегодняшний день звание "Ветеран труда Республики Марий Эл" за продолжительный трудовой стаж имеют 8 399 человек.

Ведущая: Спасибо за разъяснение, Владимир Михайлович. Однако из того, что Вы рассказали, следует, что продолжительный трудовой стаж для мужчин – это минимум 45-лет, для женщин – 40 лет. Ведь это очень большой период времени. Например, если брать период трудовой деятельности женщин практически от 18 до 55лет, то всего получается 37 лет трудовой стаж. Значит они должны работать еще не совершеннолетними? как исчисляется данный период, как это регулируется законодательством?

Жирнов В.М.: Постановлением Конституционного Суда Республики Марий Эл от 15 мая 2012 г. "По делу о проверке соответствия Конституции Республики Марий Эл пункта "б" части 2 статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 04 октября 2006 года № 50-З "Об условиях и порядке присвоения званий "Ветеран труда" и "Ветеран труда Республики Марий Эл" в связи с жалобой гражданина Александрова Ивана Григорьевича" положения пункта "б" части 2 статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 4 октября 2006 года № 50-З "Об условиях и порядке присвоения званий "Ветеран труда" и "Ветеран труда Республики Марий Эл" признаны соответствующими Конституции Республики Марий Эл в той мере, в какой они устанавливают в качестве условия присвоения звания "Ветеран труда Республики Марий Эл" наличие 40-летнего трудового стажа для женщин и 45-летнего трудового стажа для мужчин.
Ни буквальный смысл указанной нормы, ни смысл, придаваемый этой норме правоприменительной практикой, не свидетельствуют о необходимости начала осуществления трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте, либо обязательности прекращения трудовой деятельности по достижении пенсионного возраста.

Назначение лицу пенсии по старости не ограничивает право указанного лица на дальнейшее осуществление трудовой деятельности в соответствии с его возможностями и состоянием здоровья.

Продолжение осуществления трудовой деятельности после назначения трудовой пенсии является свободным волеизъявлением гражданина и поощряется государством, в том числе, путем присвоения звания "Ветеран труда Республики Марий Эл" за продолжительный трудовой стаж.

Ведущая: Теперь стало понятнее, спасибо Владимир Михайлович. Скажите, пожалуйста, а есть какие-то особые критерии присвоения звания ветеран труда в Республике Марий Эл?

Жирнов В.М.: Звание "Ветеран труда Республики Марий Эл" является дополнительной мерой поощрения граждан наряду с социальным обеспечением по возрасту, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Марий Эл.

Критерием для признания гражданина ветераном труда Республики Марий Эл является продолжительный добросовестный труд. Понятия "продолжительный труд" и "присвоение звания" предполагают, что продолжительность труда лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда Республики Марий Эл" должна быть выше средней продолжительности трудового стажа граждан в регионе, что будет служить основанием для выделения указанной категории граждан, присвоения им почетного звания "Ветеран труда Республики Марий Эл" и предоставления мер социальной поддержки.

Закрепив правовые основы установления почетного звания "Ветеран труда", Федеральный закон "О ветеранах" установил, что порядок и условия присвоения этого звания определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7).

Правовые основы присвоения звания ветерана труда субъекта Российской Федерации федеральным законодательством не установлены.

При этом, на субъекты Российской Федерации не возложена обязанность по установлению мер социальной поддержки гражданам, которые имеют продолжительный трудовой стаж.

Ведущая: Владимир Михайлович, а как же регулируется данный вопрос присвоения особого звания "Ветеран труда Республики Марий Эл"?

Жирнов В.М.: В целях признания особого статуса лиц за их многолетний и добросовестный труд, создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, почет и уважение в обществе, в Республике Марий Эл осуществлено самостоятельное правовое регулирование вопросов присвоения почетного звания "Ветеран труда Республики Марий Эл" и принят Закон Республики Марий Эл от 3 августа 2010 г. № 38-3 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл в сфере социальной защиты населения".

По своей юридической природе указанное регулирование, устанавливающее звание "Ветеран труда Республики Марий Эл" за продолжительный трудовой стаж представляет собой одну из дополнительных форм гарантирования социальной защиты и поддержки граждан в Республике Марий Эл.

Таким образом, законодатель Республики Марий Эл, осуществив самостоятельное правовое регулирование вопросов присвоения звания "Ветеран труда Республики Марий Эл", реализовал собственные полномочия в области социальной защиты граждан, заслуживающих почет и уважение в обществе за многолетний и добросовестный труд. Категория граждан "Ветеран труда Республики Марий Эл" за продолжительный трудовой стаж введена не смотря на ограниченные финансовые возможности республиканского бюджета в целях поддержки указанных граждан.

Ведущая: Владимир Михайлович, давайте вернемся к категории "Ветеран труда". Скажите, пожалуйста, гражданин, имеющий какие-то ведомственные знаки отличия может претендовать на звание "Ветеран труда"?

Жирнов В.М.: В настоящее время перечень ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" не утвержден, кроме того законодательство Российской Федерации не дает четкого определения ведомственного знака отличия в труде и нет определения самого ведомства. Данная неопределенность приводит к спору между органом, предоставляющим государственную услугу и заявителями, которые разрешаются в судебном порядке.

Согласно общепринятому толкованию (также Большой юридический словарь, М., Инфра-М, 1998, с. 454) орган государства – организованная часть государственного механизма, наделенная властными полномочиями, определенной компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке государственного руководства обществом. Также согласно общепринятого толкования, словаря Ожегова (Москва, 1986 г.) ведомство – центральный орган государственного управления, образуемый в случае необходимости для руководства отдельными сферами хозяйственного и социально-культурного строительства.

В соответствии с Письмом Минтруда Российской Федерации от 4 марта 2003 г. № 1562 ГК "О социальной защите отдельных категории граждан" при присвоении звания "Ветеран труда" следует учитывать ведомственные знаки отличия в труде, решение о награждении которыми принято руководством министерств и ведомств бывшего Союза ССР или Российской Федерации, т.е. решение о награждении лица, имеющего трудовые заслуги, должно быть принято министром (его заместителем), председателем государственного комитета (его заместителем), директором федеральной службы (его заместителем) или коллегией министерства, государственного комитета, федеральной службы.

На основании вышеизложенного, органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации (до внесения соответствующих изменений в законодательные акты), в правоприменительной практике, при принятии решения о присвоении звания "Ветеран труда", ориентируются на те ведомственные знаки отличия в труде, решение о награждении которыми принято государственными структурами, входящими в систему органов исполнительной власти союзного и республиканского статуса.

Ведущая: Спасибо, Владимир Михайлович. Разъясните, пожалуйста, что подразумевается под словом ведомства?

Жирнов В.М.: Под ведомствами принято понимать федеральные органы государственной власти, входящие в структуру органов государственной власти и управления, наделенные властными полномочиями, определенной компетенцией и необходимыми средствами для осуществления, стоящих перед государством задач. Таким образом, к ведомственным знакам отличия в труде следует относить нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные и заслуженные звания работников, а также почетные грамоты, если награждение производилось от имени:

  • Правительства Российской Федерации;
  • федеральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов, федеральных служб, федеральных агентств и других, в соответствии с утвержденной структурой органов исполнительной власти);
  • федеральных органов судебной власти;
  • Прокуратуры Российской Федерации,
  • Президиумов Верховного Совета бывших СССР и РСФСР, Советов Министров бывших СССР и РСФСР;
  • Верховного Суда бывшего СССР,
  • Прокуратуры бывшего СССР,
  • министерств и ведомств бывших СССР и РСФСР.

Ведущая: Владимир Михайлович, Вы упоминали, что нет четких правовых норм в законодательстве по категории "Ветеран труда". Как следствие, возможно иногда возникают спорные ситуации, можете как-то прокомментировать это?

Жирнов В.М.: Да, конечно. В исковых заявлениях истцы ссылаются на письмо Минтруда Российской Федерации от 15 сентября 1997 года № 4545-СК "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", в соответствии с которым ранее Почетная грамота ФНПР, юбилейная медаль "100 лет профсоюзам России" учитывались при присвоении звания "Ветеран труда".

Однако, текст данного письма официально опубликован не был. В соответствии с п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

С учетом анализа правовых норм суды принимают во внимание то обстоятельство, что федеральное законодательство, законодательство Республики Марий Эл не содержит точного определения понятия "ведомственный знак отличия в труде"; такого определения не выработала до настоящего времени практика конституционного судопроизводства, практика судов общей юрисдикции. В связи с этим применение термина "ведомство" исключительно к органам государственной власти, не основано на законе, противоречит главной цели принятия Федерального закона "О ветеранах", которая заключается в оказании мер социальной поддержки перечисленным в нем категориям граждан, влечет дискриминацию прав граждан в зависимости от принадлежности организации, в которой они с отличием выполняли свои трудовые функции.

Кроме того, суды принимают во внимание то обстоятельство, что до июня 2008 г. Министерством труда Российской Федерации, являющимся отраслевым федеральным органом исполнительной власти, награды ФНПР рассматривались как ведомственный знак отличия в труде, дающий основания для присвоения звания "Ветеран труда", на что были ориентированы органы государственной власти, предприятия и организации (письмо Минтруда РФ от 7 октября 1998 г. № 5635-КС). Несмотря на то, что указанное письмо не было зарегистрировано в органе юстиции, в результате их применения гражданам присваивалось звание "Ветеран труда", в том числе и по основанию награждения юбилейной наградой. Изменения практики применения положений п.1 ст. 7 Закона №5-ФЗ в смысле его ограничительного толкования, ставит граждан, которым это звание присвоено ранее, в неравное, более выгодное положение по сравнению с гражданами, обращающимися в целях присвоения звания "Ветеран труда" в настоящее время.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 г. № 11-П по делу о проверке конституционности положений п.п. 10, 11, 12 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сформулирована правовая позиция, согласно которой соблюдение в сфере пенсионного обеспечения принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал (Постановление от 24 мая 2001 г. № 8-П, определение от 4 апреля 2006 г. № 89-О, Определение от 8 февраля 2007 г. № 321-О-П), что государство не может произвольно уменьшать обусловленный определенным статусом лица, связанным с выполнением им публичных обязательств перед государством, объем социальных гарантий. Изменение ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, предсказуемость политики в социальной сфере.

Ведущая: Благодарю Вас за исчерпывающий ответ, Владимир Михайлович. На этом, наше интернет-интервью подходит к концу. Большое спасибо Вам за то, что ответили на вопросы нашей интернет-аудитории. Думаю, что Ваши ответы на вопросы будут интересны и полезны всем жителям нашей республики. Позвольте пожелать успехов в Вашей дальнейшей профессиональной деятельности!

 

 

Читать ГАРАНТ.РУ в и