Международный день охраны памятников и исторических мест

18 апреля 2013 г. в компании ООО "Гарант-Инфо" состоялась интернет-конференция с участием начальника Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области Светланы Анатольевны Шмелевой, начальником Управления государственной охраны объектов культурного наследия Ивановской области Александра Федоровича Мартынова, доцента Ивановского государственного университета, эксперта государственной историко-культурной экспертизы, члена Общественного совета по сохранению объектов культурного наследия в Ивановской области Александра Михайловича Тихомирова, заместитель председателя Общественного совета по сохранению объектов культурного наследия в Ивановской области, Почетный архитектор Ивановской области Татьяны Юрьевны Логинычевой.

Тема интернет-конференции: "Актуальные вопросы в сфере охраны объектов культурного наследия"

Ведущая – Екатерина Крохина, специалист по связям с общественностью компании ООО "Гарант-Инфо".

Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория, уважаемые гости! Благодарю участников конференции за то, что нашли возможность прийти к нам сегодня, в Международный день охраны памятников и исторических мест.

Мы начинаем нашу интернет-конференцию, которая называется "Актуальные вопросы в сфере охраны объектов культурного наследия". Первый блок вопросов адресован начальнику областного Департамента культуры и культурного наследия – Светлане Анатольевне Шмелевой.

Светлана Анатольевна, какая законотворческая и нормотворческая работа проведена Департаментом культуры и культурного наследия в 2012 году и каковы планы Департамента на текущий год?

Шмелева С.А.: Добрый день, уважаемые коллеги! Прежде чем ответить на первый вопрос, мне бы хотелось поблагодарить администрацию "Гаранта" за предоставленную возможность общаться сегодня со средствами массовой информации и с нашими зрителями, тем более по таким актуальным, злободневным вопросам. Я хотела подчеркнуть перед началом работы, что это не будет какой-то отчет, рассказ о достижениях, это нормальный обстоятельный диалог о тех результатах, которых мы достигли, естественно с общественностью, о тех проблемах (а их у нас в общем-то очень много в сфере охраны объектов культурного наследия) и, конечно, о тех совместных добрых инициативах, которые нам предстоит реализовать. Ну а теперь – ответ на Ваш первый вопрос. Понятно, что без законотворческой и нормотворческой работы мы не сможем реализовать все наши инициативы. Поэтому Департамент культуры и культурного наследия работает в тесной связи и с депутатами Ивановской областной Думы, и с руководством нашего Правительства Ивановской области, и с общественностью. О роли общественности в этом вопросе мы расскажем чуть позже. Поэтому, я считаю, основной документ, который сейчас поможет нам в работе, – это в прошлом году мы приняли закон о ежегодном докладе о состоянии объектов культурного наследия. Что это за нормативный акт? Теперь, в соответствии с этим законом, у нас каждое муниципальное образование ежегодно будет обязано представлять свой отчетный доклад о работе в сфере охраны объектов культурного наследия. Что мы здесь получим? Во-первых, мы сможем ближе, контактнее работать с нашими муниципальными образованиями. Во-вторых, у них уже сейчас появились ответственные руководители, специалисты в каждом муниципальном образовании, которые курируют именно этот блок вопросов. Ну и основная цель – поскольку в Российской Федерации у нас формируется ежегодный Российский доклад, то Ивановская область также будет представлена в этом докладе. Мы надеемся, что в рамках подготовки этих отчетных докладов мы сможем, возможно, серьезнее, быстрее реагировать на те актуальные проблемы, которые будут вскрываться; мониторить ситуацию, как органы местного самоуправления у нас заботятся о сохранности наших памятников, и в то же время выявлять творческие инициативы, тех лидеров – общественников, которые подсказывают нам, порой направляют нас, на что обратить особое внимание в решении той или иной проблемы. Но есть еще у нас Постановления руководства Ивановской области, например, об утверждении перечня документов, необходимых для оформления охранных обязательств. Это наиболее частый вопрос, который задают нам граждане. Все эти документы сегодня у нас выставлены и в информационных системах (Гарант, Консультант), на сайте Департамента культуры, специально ведется у нас прием граждан. Это естественно помогает намного быстрее и качественнее подготовить гражданам документы. Кого, может быть, интересуют вопросы о новых выявленных объектах, тоже могу назвать несколько вот таких нормативных актов. Это распоряжение Правительства Ивановской области "О включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия". Есть такой у нас жилой дом Гандурина, построенный в 1913 году (этот дом был построен по желанию и при помощи нашего фабриканта Гандурина). И еще одно распоряжение, о включении также в единый государственный реестр, прекрасного здания, которое находится в Холуе, – это дом иконописцев Горбуновых. Это вот что касается прошлого года. В этом году мы, естественно, вносим поправки в закон об объектах культурного наследия, в части корректировки положения в отношении исторических поселений. А вы знаете, что у нас три исторических поселения. Также мы вносим изменения в закон Ивановской области об административных правонарушениях, для того, чтобы жестче сделать наши нормы закона, чтобы люди, которые не охраняли, не сохраняли наше духовное и культурное наследие, могли отвечать за свои правонарушения. Тем более, что мы все прекрасно понимаем, что охранять нашу культуру, объекты культурного наследия – это значит, прежде всего, сохранять нашу память, потому что без истории прошлого не может быть истории ни настоящего, ни будущего.

Ведущая: Мы знаем, что в настоящее время серьезное внимание уделяется вопросам охраны культурного наследия. Президентом Российской Федерации дан ряд поручений в сфере охраны памятников истории и культуры. Расскажите, пожалуйста, об этих поручениях и о том, как они будут реализованы на территории нашего региона.

Шмелева С.А.: Вы все, наверное, прекрасно понимаете, что в последнее время действительно особое внимание уделяется этой теме, как со стороны Правительства Российской Федерации, так и со стороны Правительства Ивановской области. Что касается охраны объектов культурного наследия, у нас два поручения от Президента Российской Федерации. Первое поручение – от 20 августа 2012 года, оно касается завершения правового оформления земель музеев-заповедников, включая внесение сведений и в документы территориального планирования, и градостроительного нашего зонирования. Мы также знаем, что на территории нашей области находится Плесский музей-заповедник; и как раз частью отработки первого поручения Президента является работа с Плесским музеем-заповедником. Очень нам помогает администрация Приволжского района и, конечно же, правоохранительные органы, для того, чтобы все своевременно выполнить. Что в этом ключе у нас уже сделано: не для галочки, не для проформы у нас создана и очень системно работает такая межведомственная комиссия, в которую входят сотрудники Департамента культурного наследия, сотрудники правоохранительных органов, Росреестра и других организаций, – в общем все те органы, с которыми необходимо взаимодействовать не от случая к случаю, а в ежедневном режиме. Также у нас разработано планово-картографическое отображение границ Плесского музея-заповедника. На сегодняшний день важный вопрос – подготовлены сметы на оцифровку планово-картографического отображения границ Плесского музея-заповедника. И была у нас, где-то месяца четыре назад, проблемным аспектом финансовая составляющая, но не может не радовать то, что сейчас финансовый вопрос решен, и мы просто уверены в том, что до конца текущего года сможем завершить работу по исполнению данного указа Президента.

Ну и второе поручение – оно не менее важное, также было нам дано в сентябре 2012 года, касается как раз необходимости разработки комплекса мер по сохранению исторических поселений, установлению особого порядка регулирования градостроительной деятельности на территории Ивановской области. Не может нас не радовать то, что у нас три естественных исторических поселения – это Кинешма, это Шуя, это Плес. Надо отдать должное, что общественность очень ярко реагирует на это. Были заданы вопросы (в том числе и через Твиттер): "А почему только эти территории? Почему не является историческим поселением у нас, например, Пучеж, Палех, Юрьевец?". Мы должны сказать, что работа не остановлена, и сейчас управление по охране объектов культурного наследия находится в тесном контакте с администрациями всех наших районов, и им также предложено рассмотреть возможность подготовки документов для того, чтобы получить статус исторического поселения. Но здесь есть одна сложность. Это к сожалению вопрос такой материально затратный, – для того, чтоб получить этот статус, необходимо от 5 до 10 млн рублей. Но тем не менее прорабатываем мы этот вопрос, в частности с Юрьевцем уже прошли у нас переговоры, поэтому работа продолжается. Вот таковы поручения Президента. Я должна сказать, эти вопросы на постоянном контроле у нашего руководителя, у первого заместителя Губернатора Ивановской области Ольги Анатольевны Хасбулатовой, которая тоже в общем-то регулярно заслушивает нас об исполнении данных поручений.

Ведущая: Вы сегодня говорили о большой роли общественности. Расскажите, пожалуйста, как Департамент культуры взаимодействует с различными институтами гражданского общества?

Шмелева С.А.: Ну должна отметить, что принципы работы Департамента – работать открыто, работать прозрачно. Мы доступны, – как руководитель, так и руководители управлений и отделов, – для населения, для общественности. У нас налажены очень серьезные, прежде всего творческие, контакты с нашими общественными организациями, творческими союзами, но поскольку сегодня речь идет именно об охране объектов культурного наследия, нам есть и здесь что рассказать. На сегодняшний день при Департаменте культуры созданы два коллегиальных органа: это общественный совет (как раз коллегия общественного совета присутствует на нашей интернет-конференции) и специальный реставрационный совет. Все эти советы опять же мы создали не просто для "бумаготворчества", они у нас реальные, деятельные, и в общем-то работаем мы в ежедневном контакте. Все эти общественные органы созданы в рамках реализации проекта "Открытое правительство". Кто вошел в состав общественных советов? Это прежде всего специалисты – архитекторы, археологи, историки, краеведы, культурологи, в общем-то все, кто не просто не без интереса относятся к сфере охраны объектов культурного наследия, но являются профессионалами своего дела. Нет, наверное, такой вот необходимости озвучивать все цели и задачи этих коллегиальных органов. Это, прежде всего, – сохранение культурного наследия, ежедневный контакт с нашим Департаментом и с Правительством Ивановской области, мониторинг ситуации и в тоже время развитие инновационных форм работы по защите наших памятников. Будем честно говорить, очень серьезно мы работаем и с реставраторами. Они нам помогают, в частности в признании необходимости реставрации того или иного здания. Например, в прошлом году, я считаю, очень удачный был проект по "новому дыханию" здания, которое находилось в Плесе, и было бывшим зданием женской гимназии (это здание Присутственных мест). Здание практически было в руинированном состоянии, и благодаря усилиям вот этих организаций, реставраторов мы сумели обновить это здание, и сегодня оно является у нас хорошим примером взаимодействия между реставраторами и органами власти. Но если интересно по этому году, я знаю, что сейчас очень активно работает администрация Заволжского района, совместно с реставраторами они возрождают усадьбу "Студеные ключи" (это тоже положительный пример нашей совместной работы).

Ведущая: Светлана Анатольевна, в настоящее время на территории Российской Федерации реализуется мультимедийный проект "Россия 10" Расскажите, пожалуйста, о нем и о том, как представлена в этом проекте Ивановская область?

Шмелева С.А.: Это очень хороший проект, я считаю. Знаете, такой достойное начало для всей территории Российской Федерации. Проект "Россия 10" позволяет выявить 10 лучших достопримечательных мест Российской Федерации. Наша Ивановская область представлена в этом проекте. Инициировали этот проект у нас телеканал "Россия 1", Министерство культуры РФ и Русское географическое общество. Цель проекта – не просто поддержать наши прекрасные объекты культурного наследия, наши достопримечательные места, но и "достучаться" до жителей нашей огромной России, что мы живем в прекрасной стране, что у нас действительно много своих сокровенных мест. Мы любим путешествовать – это здорово. Но прежде всего мы должны гордиться теми местами, где мы живем. Я бы сказала, что этот проект и очень патриотичный, потому что он содействует и познанию истории своей страны, своих малых краев, где люди выросли, да и сейчас проживают, и в тоже время заботятся о том, чтобы Ивановская область была достойно представлена. Следующие наши объекты культурного наследия здесь представлены – это колокольня Воскресенского собора (Шуя), это Свято-Николо– Тихонов Лухский монастырь, это Свято-Воскресенская церковь (в Вичугском районе), церковь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" (в нашем областном центре), Щудровская палатка. В настоящее время (опять же по инициативе общественности, если кто отслеживает интернет-пространство) высказано предложение о том, чтобы включить в этот проект дом "Корабль". Это тоже наша знаменитость, очень многие приезжают именно для того, чтобы посетить дом "Корабль", сфотографировать его, чтоб познать историю. Это главный у нас памятник конструктивизма. И одно из вторых предложений – это наш Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей– заповедник. Мы знаем насколько действительно много направлений имеется в работе этого Плесского музея, как ежегодно наращивает он обороты по развитию туристического потенциала (переговоры ведутся с Министерством культуры). Пользуясь случаем, что мы сейчас общаемся с вами в рамках интернет-конференции, мне бы хотелось обратить внимание (для наших жителей, для школьников, студентов, молодежи), что поскольку этот проект продлится до 29 сентября, ежедневно можно голосовать за три объекта культурного наследия. И я так думаю, что если все вместе, всем миром, действительно дружной командой будем голосовать за свои достопримечательности, то мы тоже будем услышаны. Я сегодня утром, опять же собираясь на работу, заглянула в интернет, больше всех голосов у нас сейчас набирают колокольня Воскресенского собора (по Ивановской области 6503 голоса), на втором месте – Свято-Николо-Тихонов Лухский монастырь. Поэтому я хочу, чтоб мы все поддержали этот проект и еще раз показали, что в Ивановской области живут патриоты – патриоты своей малой Родины – земли Ивановской.

Ведущая: Спасибо, Светлана Анатольевна, за исчерпывающий ответ. А следующий блок вопросов адресован Александру Федоровичу Мартынову, начальнику управления государственной охраны объектов культурного наследия Ивановской области.

Александр Федорович, расскажите, пожалуйста, об административной реформе в Департаменте культуры и культурного наследия. Что сделано для того, чтобы граждане могли беспрепятственно получать государственные услуги?

Мартынов А.Ф.: Добрый день. Я с Вашего позволения буду краток, чтобы наши коллеги успели тоже пару слов сказать. Вы знаете, основная цель реформы – это все-таки создать условия для того, чтобы действительно и те процедуры, которые осуществляет государственный орган, и граждане, которые обращаются за оказанием услуг, получали их в полном объеме, чтобы им было понятно, как их получить. В этом направлении мы завершили в полном объеме издание всех правовых актов по административным услугам (такая работа завершена). Следующим этапом мы проводим работу по передаче некоторых услуг в многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг. Мы считаем, что это удобно, – удобно и гражданину обратиться в единый центр с тем, чтобы получить, в частности, разрешение на реставрацию, т.е. с тем, чтобы не ходить и не искать, где Департамент, какие необходимы документы, т.е. он может прийти, что называется по системе "одного окна", в МФЦУ и получить эту государственную услугу. И второе направление, которое получило развитие в 2013 году – это создание единого охранного обязательства для собственников многоквартирных домов. Мы считаем, что это одно из важных направлений, поскольку, вот как мы сегодня говорили о доме "Корабле", дом "Корабль" – это многоквартирный жилой дом, где очень много собственников и пользователей, и каждому собственнику квартиры приходится идти в Департамент, писать заявление, прикладывать документы. Понятно, что есть люди преклонного возраста, которым это не удобно. Поэтому сегодня мы провели работу с нашим управлением Росреестра по Ивановской области, издали нормативный правовой акт – одно охранное обязательство на весь объект культурного наследия. Так, сегодня гражданину не нужно беспокоится за то, что его документы (которые еще требуются) утратят свою силу в связи с истечением сроков, или им придется дополнительно обращаться в Департамент, ждать месяц, платить госпошлину в Росреестре. Сейчас эти все мероприятия упразднены, т.е. сегодня не нужно идти в Департамент. Нужно прийти только в Росреестр, написать одно всего заявление о регистрации права, регистратор сам внесет информацию об охранном обязательстве, а обременение будет зарегистрировано специалистами Департамента. Росреестр уведомляет нас о получении такого заявления и специалисты Департамента сами оформляют заявление об ограничении права, тем самым гражданин освобождается от уплаты государственной пошлины. Мы считаем, что сегодня это очень серьезная оптимизация действий, и я даже больше скажу, с позволения Светланы Анатольевны. У нас в Ивановской области этот проект реализован первый в России; в городе Москве этот проект изначально задумывался, но он пока не запущен, не созданы у них определенные правовые условия для формирования и создания, и реализации такого механизма. Но вот у нас уже с марта месяца этот механизм работает. Я думаю, что это дополнительно создаст условия для граждан, чтобы получать свои государственные услуги. Я думаю, это главная задача административной реформы, в этом направлении по такой системе мы работаем в настоящий момент.

Ведущая: А какие шаги предпринимаются сейчас в сфере популяризации объектов культурного наследия?

Мартынов А.Ф.: Популяризация. Вы знаете, это одно из важных направлений. Конечно, есть и другие направления работы – это и сама государственная охрана и сохранение, и использование объектов, но популяризация – это существенно, поскольку граждане должны знать и понимать, какие объекты расположены на территории субъекта, какая у них типологическая принадлежность, они четко должны понимать, сколько у нас памятников в Ивановской области, какой они категории. Знаете, в работе по популяризации, пропаганде памятников истории культуры, на самом деле есть ряд направлений. Эта большая работа проводится совместно вот и с издательским домом "Референт", и Александр Михайлович Тихомиров очень много участвует у нас в этой работе (это издание книг). И если вы помните, "Иваново-Вознесенск. История в открытках" (первая часть, вторая часть с Барсуковым Валерием Аркадьевичем), это и "Прогулки по городу" – работа Александра Михайловича (т.е. мы также очень активно участвуем в этой работе). Сегодня я "приоткрою занавес", мы сейчас работаем над новым проектом, который ожидаем в августе – сентябре, это книга "10 лучших особняков Иваново-Вознесенска", автором которой будет Александр Михайлович Тихомиров. Сейчас мы очень плотно работаем, копим фотографический материал, Александр Михайлович работает над историей. Есть и другие направления, скажем, очень большое внимание мы уделяем (как уже Светлана Анатольевна сказала) работе с органами местного самоуправления, потому что хоть мы Департамент областной, но на территории региона, в районах, конечно, многое зависит от того, как построят работу органы местного самоуправления. Мы знаем ряд муниципалитетов, которые очень активно работают в этом направлении, – это Лух, Шуя, Юрьевец, Плес. И скажу вам так, что сегодня, в Международный день охраны памятников, в городе Шуя проводится большая акция, сегодня будут открыты все памятники истории культуры, где расположены учреждения культуры, административные здания, музеи. Сегодня любой гражданин, любой житель Шуи может туда прийти, и его будут встречать и показывать, и рассказывать о том, кто здесь раньше жил, историю этого дома (сегодня большая акция продлится до обеда). А вот в 14 часов сегодня состоится "круглый стол" на тему популяризации объектов культурного наследия – еще раз сегодня мы встретимся с нашими представителями общественности и обсудим эту тему. Нам есть, что самим рассказать. Я думаю, что многие расскажут сегодня и о планах на 2013 год. Ну и последнее, что я хотел бы сказать. При поддержке и Правительства Ивановской области, и при личном очень активном участии Светланы Анатольевны, ею подписано распоряжение об областном конкурсе на лучший проект в области популяризации объектов культурного наследия. Мы сегодня во второй половине дня чуть больше расскажем об этом проекте, мы на 2013 год его запускаем, будем предлагать принять участие в нем и органам местного самоуправления, общественным организациям, средствам массовой информации. Наша основная цель – выявить лучший проект в области пропаганды объектов культурного наследия, и мы бы хотели все-таки сделать акцент на популяризацию среди молодежи и детей. Поскольку действительно, как показывает практика, они об этом мало знают. Надеемся, что этот проект будет востребован, и нам к концу года будет еще что рассказать вам о популяризации объектов. Спасибо.

Ведущая: Александр Федорович, расскажите, пожалуйста, как в Департаменте организована работа по контролю за состоянием объектов культурного наследия?

Мартынов А.Ф.: Вы знаете, вот в этом направлении мы определили два основных приоритета – это мероприятия, связанные с государственным контролем и надзором, и мониторинг состояния. Если говорить о государственном контроле, надзоре, существует специальное профильное законодательство, которое регулирует правоотношения, как и между Департаментом культуры, и определяет права и обязанности лиц, которых мы проверяем. Эта работа проводится Департаментом с 2010 года, нам были переданы соответствующие полномочия. Я хочу сказать, что ежегодно статистика по государственному контролю, надзору существенная, динамика наблюдается. Это не связано с тем, что мы выявляем больше нарушений, это больше носит такой профилактический характер. То есть легче и понятней будет вынести какой-то, скажем, на стадии возможного нанесения ущерба объекта, чем нежели когда этому объекту нанесен ущерб. Поэтому в этом направлении много работаем как планово, так и внепланово. И второе направление – это сам мониторинг. Начальником Департамента утверждена концепция (в октябре прошлого года) проведения общерегиональных мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия. Согласно этой концепции (до 2015 года), мы четко поймем, в каком состоянии какие объекты находятся, и сможем реально спрогнозировать наши дальнейшие шаги и действия. Работаем мы совместно с органами местного самоуправления. У нас получается, что примерно месяц-полтора в каждом муниципальном районе работает группа специалистов, которые осуществляют и фиксацию объектов, и сбор необходимых материалов, и предпринимают шаги, чтобы сохранить объекты (если такие выявляются), предотвратить их дальнейшее ухудшение. Понятно, где дела обстоят хорошо, это мы отмечаем. Это все формируется в большой информационный материал, который доводится и до органов местного самоуправления, ну и для нас это тоже очень важно, чтобы понимать состояние объектов.

Ведущая: житель нашей области задает вопрос: "Почему символом России в Иванове (городе невест и текстильном крае) выступает Щудровская палатка"?

Мартынов А.Ф.: Вы знаете, ну вот так случилось. На самом деле нам сейчас сложно однозначно ответить, но когда формировался этот перечень объектов (которые представят Ивановскую область), к сожалению этот перечень не попал в Департамент культуры. Его формировало Всероссийское географическое общество, нам сложно сказать, по какому принципу они отбирали объекты. Но главное, наверное, в другом. Главное в том, что мы сегодня понимаем, что этот список нам надо дополнить, и мы можем его дополнить. Мы уже связались с организаторами мультимедийного конкурса "Россия 10" и мы дополним этот список, как сказала Светлана Анатольевна, и домом "Кораблем" и, скажем, Плесским государственным музеем-заповедником. Александр Михайлович, ну вот как вы считаете, все-таки Щудровская палатка достойна?

Тихомиров А.М.: Это самое старое каменное здание в Иванове, конечно, в этом плане есть интерес. Затем, это здание все-таки административное, т.е. первое административное здание в городе. Щудровская палатка по назначению была приказной избой князей Черкасских, т.е. шло управление селом. Ну а так, наверное, символом города невест, например, наш дворец бракосочетаний – великолепный особняк в стиле неоклассицизма – мог бы служить символом города невест. Потому что он строился конкретно как свадебный подарок сыну Дмитрия Геннадьевича Бурылина, и сейчас используется для проведений свадебных церемоний (т.е. тут прямая связь).

Мартынов А.Ф.: Наверное, тогда мы будем смотреть и по этому объекту; то есть по мультимедийному проекту будем дополнять список и другими объектами.

Ведущая: Следующий вопрос я задаю известному в регионе краеведу, члену Общественного совета по сохранению объектов культурного наследия в Ивановской области Александру Михайловичу Тихомирову. Александр Михайлович, как могли бы Вы оценить деятельность общественного и реставрационного советов? Нужны ли они сейчас и какие вопросы они призваны решать?

Тихомиров А.М.: Здравствуйте. Ну то, что советы нужны, это однозначно – и общественные и реставрационные. Оценить деятельность пока сложно, потому что советы только начали работать. А круг вопросов, какой они должны решать, – это, прежде всего, проблемы сохранения объектов культурного наследия, выявление объектов и современное использование реставрации. Вот самая сложная, конечно, задача сейчас – это приспособить объекты культурного наследия к современной жизни (старинный дом, например, строился в других условиях и имел другое функциональное назначение, которое должно измениться). Вот это самое главное, на советах и нужно оценить те мероприятия, те действия, которые предлагается сделать, чтобы его ввести в современную жизнь (т.е. оценить уровень какого-то реставрационного проекта или приспособления). Такие вопросы очень сложные, потому что нужно и объекту, как говорится, не навредить, чтобы он сохранил облик, и в тоже время, чтобы кто-то его мог взять себе, ведь нельзя же человека ограничивать полностью и тогда мы можем просто потерять объект. Вот это очень сложно – найти золотую середину, здесь нужен коллегиальный орган, потому что нужно решать коллективно, поскольку разные точки зрения могут быть, их можно обсуждать, обмениваться мнениями и приходить к чему-то единому. Вот это самая главная задача, я считаю. Много спорных вопросов, а коллегиальный орган позволяет как-то найти золотую середину.

Ведущая: Александр Михайлович, просим Вас поделиться Вашим мнением с интернет-аудиторией о качественном составе памятников истории культуры Ивановской области. Возможно, Вы видите какие-то новые объекты в реестре памятников (например, в качестве памятников федерального значения)?

Тихомиров А.М.: Вообще, реестр памятников у нас достаточно богат объектами разных категорий, здесь и отдельные памятники, связанные с какими-то историческими событиями, или памятники архитектуры, которые ценны своим архитектурными достоинствами, затем сюда входят ансамбли (городские усадьбы, монастыри, храмовые комплексы и достопримечательные места), т.е. фрагменты городской застройки, которые, например, сохранились не полностью, а какие-то улицы. Ну вообще, любой реестр это вообще говоря как бы итог знаний на определенный период времени, на тот период, когда это все создавалось, знания были такие. Выбор объектов был иногда несколько субъективный. Например, объекты, связанные с историей. История понималась очень узко, т.е. революция, все что связано с революцией; а все, что не связано, оно как бы и не фигурирует почти. В этом плане нужно видимо расширять наши представления. История гораздо шире, и началась она, конечно не в 1917 году, а гораздо раньше во всех городах. Затем архитектурные объекты. Например, если взять свод памятников, то туда включен целый ряд объектов, которые вообще-то не являются как бы объектами культурного наследия в плане реестра (они там не включены), – например, фабрики почти все. Ну вот предстоит работа соответственно по подготовке первичной учетной документации, по материалам для включения в реестр. Поскольку я работаю сейчас по одной теме, связанной с храмом и строительством, выясняется, например, немалое число храмов (даже действующих), которые вообще нигде не учтены, вот такая странная вещь. Почему-то их не нашли или не знали о их существовании, т.е. работа эта бесконечная (так как меняются наши знания, меняются критерии) и она должна продолжаться. А что касается статуса, конечно, я не думаю, что сейчас новый объект мы найдем и сразу его на федеральный уровень, это маловероятно (все-таки основная-то масса объектов выявлена). А постепенно повышать статус может быть стоит уже выявленных объектов и переводить из, допустим, местной или региональной категории, в федеральную категорию. Такая работа в перспективе нужна.

Ведущая: Благодарю Вас Александр Михайлович. И прошу на следующий вопрос ответить заместителя председателя Общественного совета по сохранению объектов культурного наследия в Ивановской области, почетного архитектора Ивановской области, Татьяну Юрьевну Логинычеву.

Татьяна Юрьевна, как мы знаем, в соответствии с решением федеральных ведомств, в Ивановской области имеется три исторических поселения федерального значения: Кинешма, Плес и Шуя. Вы являетесь автором научной работы по разработке историко-культурного опорного плана исторического города федерального значения – г. Шуя. Расскажите, пожалуйста, об этой работе.

Логинычева Т.Ю.: Добрый день. Да действительно, Шуя у нас является историческим городом федерального значения, и тем не менее это единственный исторический город на данный момент в области, который не имел проекта зон охраны памятников истории культуры. Немножко расскажу историю, в 1986 году институтом Ленгипрогор был разработан проект зон охраны, но он не был утвержден в Министерстве культуры, и это была большая проблема для города. И вот спустя какое-то количество лет город обратился в нашу организацию, и был заключен муниципальный контракт, мы стали разрабатывать этот проект – проект зоны охраны объектов культурного наследия исторического поселения Шуя. Дело в том, что историческое поселение как территория, в рамках городской территории, не была определена. И одной из задач этого проекта являлось, конечно, выявление этой территории исторической. Шуя сейчас является средним городом по размерам, тогда это был город гораздо меньших размеров, вот и необходимо было выявить эту самую историческую территорию. Для этого мы вычленили целый этап в нашей работе (это исследовательский этап), на этом этапе мы работали с Шуйскими музеями, архивами, мы изучили массу литературы, библиографические данные какие-то у нас там были, исследовательские. И в результате у нас выявилось несколько исторических планов города. Ну поскольку Шуя город в своей истории был как правило деревянный (деревянные строения), были частые пожары, и масса документации, конечно, исторических материалов просто сгорели. Последний пожар в Шуе был в 1847 году, и Шуя практически вся выгорела. Но сохранился единственный, такой план у нас представлен в работе нашей, план 1771 года. Это еще дорегулярный план, когда Шуя просто была отражена на плане (как там располагались кварталы, где там храмы были, какие-то общественные строения). План очень интересный, но он дорегулярный, сейчас там мало что от него осталось, конечно же. Но там осталась территория городища или кремля, вот это незыблемая такая часть города. Следующий генеральный план, уже как генеральный план, был разработан для Шуи в 1788 году, когда Шуя вошла в состав Владимирского наместничества, и в этом плане была предложена та самая регулярная сетка улиц, регулярный план. Практически он не изменился, мы сравнивали все этапы развития городской территории, весь этот генезис проследили, и там практически все сохранилось в том самом виде с 1834 года. И вот как раз я сказала, что последний пожар был в Шуе в 1847 году, а потом Шуя отстраиваться стала по новому генеральному плану. Следующие генеральные планы, которые разрабатывались для города, они практически также учитывали всю эту ситуацию, но довольно деликатно относились к территории городища Шуйского, учитывали его особое положение и роль в городе. Но вот первый план 1788 года был на территории Шуи, которая была только с левой стороны Тезы (левобережная часть), а следующий генеральный план пол века спустя (1834) уже переходил на другую сторону. Там уже были промышленные предприятия, промышленные зоны были определены, и это дошло до нашего времени, вот это зонирование территории, т.е. левобережная часть насыщена гражданскими, жилыми, общественными зданиями, а правобережная, как правило, промышленными. Вот этот контраст очень характерен для Шуи, т.е. вот эти красивые фабричные комплексы, мощные корпуса, красные кирпичные архитектуры с башнями технологическими, с трубами красивыми производственными. Это очень характерно для Шуи. Это то, что касается развития территории. В нашей работе еще был один блок – исследовательский блок. Мы работали со списком, который в настоящее время действует, нам предоставил Департамент культуры. Мы его полностью проштудировали, проверили, сравнили а цель была такая – выявить, сравнить несколько источников и вот что здесь у нас получилось по итогу. Кроме того, у нас еще была одна из задач. Александр Михайлович сейчас отразил эту тему, что все памятники, которые сейчас стоят на учете (ну большинство, многие, особенно в Шуе), они сохранялись в качестве памятников истории, поскольку действительно это большой этап в развитии города. Основное, главное там действующее лицо был, конечно, Михаил Васильевич Фрунзе. И связанные с ним события отражались в этом, в этих памятниках. А дело в том, что эти объекты, которые являются памятником истории, они являются еще великолепными памятниками архитектуры. У нас еще в составе этапа исследовательского был выезд в город, многократно выезжали, практически прошли пешком весь город, зафиксировали все объекты. Выяснилось, что все эти памятники вполне достойны быть памятниками архитектуры, причем дополнены многие из них были, потому что сохранились целые ансамбли усадеб. Например, та самая усадьба Посылина, которая в центре, на площади Ленина находится. Это здание (главный дом) был учтен только как памятник истории, потому что там выступал Фрунзе. А сохранилась целая усадьба. В архивах краеведческого музея им. Бальмонта мы нашли материалы – план усадьбы, практически все строения до сих пор существуют. И мы предлагаем расширить статус видовой принадлежности, т.е. не только как историю, но и как архитектуру. И таких много объектов. Самое главное, что у нас по итогам получилось, – определилась территория исторического поселения Шуя, описаны границы этого поселения (это большой довольно участок в городе, расположенный на обоих берегах Тезы) и составлен новый список, даны предложения по новому списку, который, конечно, несколько дополнен (сейчас 104 объекта, так? У нас получилось 147 объектов культурного наследия). Выявлены в результате натурного исследования целые комплексы. Например, Красные Казармы, которые никогда не учитывались ни в одних работах. Это и "Шуйская водка" – такой комплекс, который не является уникальной постройкой, такие комплексы строились по стране, но сохранность какая, здесь она очень высокая. Та же история с Красными Казармами, они строились по стране единовременно, в период с 1911 по 1912 гг., но очень мало по стране таких комплексов осталось, а в Шуе – 100% сохранность. Просто поразительно! Они были построены за год практически, с инженерными сетями, что крайне удивительно на тот период, хотя, конечно, Шуя была очень благоустроенным городом, самым благоустроенным городом в Шуйском уезде Владимирской губернии. Вот такого порядка объекты сейчас включены в этот список новый. И результатом работы, самое главное – я принесла часть работы, конечно, здесь нет чертежей (еще 10 больших чертежей, которые здесь просто не разместятся физически) и еще 2 тома там остались. Самое главное, что создан вот такой том, где даны описания границ проектируемых зон, и границ территорий объектов культурного наследия, такого мы раньше не делали. И даны режимы использования земель, градостроительные регламенты, т.е. здесь четко обозначены территории, в границах которых что можно строить, каких размеров, каких параметров, жилое и нежилое, можно ли промышленное, нельзя ли промышленное, каких размеров, высоты – здесь все расписано. И определены такие охранные зоны памятников, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зоны охраны природного ландшафта. Вот итог этой работы. Теперь Шуя имеет такую работу.

Мартынов А.Ф.: Я буквально два слова добавлю. Это огромная научная работа. Когда мы защищали эту работу в Министерстве, наверное, четвертая часть этой комнаты – это документы, объем этой информации. Самое главное – что решены ключевые фундаментальные вопросы, связанные с территориями объектов, с режимами использования территорий. Действительно, с привлечением экспертной группы проанализированы все объекты в Шуе. Это удивительная большая работа, которая у нас сегодня находится (поскольку Шуя – историческое поселение федерального значения) на утверждении в Министерстве культуры. Надеюсь, что в ближайшее время мы будем знать позицию Министерства, и это будет первая такая большая работа в Ивановской области, которая направлена на 100% обеспечение сохранности объектов культурного наследия.

 

Ведущая: Татьяна Юрьевна, как Вы считаете, другие города Ивановской области могли бы претендовать на звание исторического города России или исторического города Ивановской области?

Логинычева Т.Ю.: Я считаю, что, безусловно, в списке федеральных городов должен быть Юрьевец – это самый древний город в области, он даже на монете отражен десятирублевой, а в списках не значится. Вполне достоен, мужественный город, дамбой закрылся и держит оборону всеми своими силами, сохранив эту красоту для нас. А вообще для Ивановской области, я считаю, что характерно – здесь очень много исторических сел. Очень красивые села, которые пока никак не отражены. Может, это конечно, не федерального статуса (хотя, как знать, это нужны дополнительные исследования). Ну или поселки. Палех – безусловно, я считаю. Одним статусом своим – это росписью, он, конечно, должен быть в этом списке. А такие села, как Васильевское, Порздни – ну просто великолепны. Конечно там руинированное все, но красоты неописуемой комплексы, природный фактор шикарный, и это все в сочетании. Ну а затем, я вообще считаю, что Васильевское – уникальное село, в плане того, что планировочная структура села с расположением этого комплекса храмового (такого концентрированного по расположению) вообще напоминает Ростов Великий. Они похожи, близнецы – братья, только масштабы разные. Хотя там, по Ростову, это выдается за уникальность, ан нет, в Ивановской области тоже такое есть – Васильевское. Я считаю, что по селам очень много таких предложений могло бы быть. Южа, Холуй. Это так, навскидку.

Ведущая: На этом наша интернет-конференция завершается. Я благодарю участников конференции за выбор такой важной темы, как охрана культурного наследия, и за подробные и исчерпывающие ответы! Разрешите от лица компании "Гарант-Инфо" выразить вам признательность за участие в нашем мероприятии. Мы желаем вам успехов в профессиональной деятельности и новых побед!

Читать ГАРАНТ.РУ в и