Перспективы развития электронных торгов в 2012 году

16 декабря в конференц-зале ООО "Гарант-Инфо" состоялся интернет-круглый стол директора Ивановского регионального агентства конкурсов и аукционов Шамина Кирилла Сергеевича, директора направления "Электронный экспресс" компании "Гарант-Инфо" Зобнина Павла Александровича на тему: "Перспективы развития электронных торгов в 2012 году".

Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория, уважаемые гости. Мы начинаем нашу интернет-конференцию, тема которой "Перспективы развития электронных торгов в 2012 году". Наши гости сегодня — директор Ивановского регионального агентства конкурсов и аукционов Шамин Кирилл Сергеевич и директор направления "Электронный экспресс" компании "Гарант-Инфо" Зобнин Павел Александрович.

Добрый день, уважаемые гости. Перейдем к обсуждению поступивших вопросов.

Первый вопрос к Вам, Кирилл Сергеевич. Прогнозируется ли увеличение количества проводимых электронных торгов в связи с принятием закона №223-ФЗ?

Шамин К.С.: Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными категориями юридических лиц" от 18 июля 2011 года №223-ФЗ вступит в силу с 1 января 2012 года. В течение трех месяцев достаточно большое количество юридических лиц перейдет на новую систему осуществления закупок. Однако прогнозировать четкое увеличение именно электронных торгов в 2012 году нельзя. Есть две причины, одна из которых носит организационный характер. Она связана с тем, что Правительством Российской Федерации и профильными министерствами еще не подготовлены необходимые нормативные документы, которые обязали бы заказчиков проводить торги именно в электронной форме. Вторая причина — традиционная, электронные торги не являются привлекательными для заказчиков, поэтому во всяком случае в первом полугодии 2012 года однозначно большая часть из них будет стараться уходить от этой системы. Я думаю, что в случае принятия нормативных документов, с четвертого квартала 2012 года эта система начнет развиваться и, конечно, даст серьезный прирост. Если брать количественный показатель, то заказчики, попадающие под действие 223-ФЗ, составляют не менее 30% от всего существующего количества государственных и муниципальных заказчиков. С 2013 года этот перечень будет дополняться и со временем в количественном плане электронные торги в сфере действия 223-ФЗ увеличатся в два или в три раза.

Ведущая: Насколько целесообразно использование формы размещения заказа способом открытого аукциона в электронной форме отдельными категориями юридических лиц, на которых распространяет свое действие закон №223-ФЗ?

Шамин К.С.: Как я уже говорил, изначально данная форма размещения заказа, данная форма закупки не является для них привлекательной, потому что во-первых, это для них новый процесс, во-вторых, форма достаточно сложная и не позволяет, так скажем, эффективнее решать поставленные перед данными юридическими лицами задачи, которые считают, что для них важнее все-таки не соблюдение принципов конкуренции, а выбор поставщика. Тем не менее электронные торги имеют много плюсов и я думаю, что со временем придет понимание того, что именно электронный аукцион является основополагающей формой размещения заказа — как в российской современной действительности, так, в принципе, и в перспективе развития закупки.

Дело в том, что электронные торги проводятся гораздо быстрее, чем иные формы закупки — взять тот же конкурс, конкурентные переговоры и запрос предложений. Во-вторых, они все-таки достаточно формализованы и если в начале заказчику очень трудно перейти на эту систему, то в дальнейшем издержки очень сильно сокращаются — и трудовые, и организационные, и технологические, и даже финансовые. На примере своего агентства могу сказать, что проведение открытого аукциона в электронной форме по стоимости гораздо дешевле, чем проведение открытого конкурса. Это связано прежде всего с тем, что данная система намного проще и понятнее. Более того, при проведении электронных торгов обеспечивается своеобразная страховка заказчика от нарушений действующего законодательства, то есть если задумано проводить открытый конкурс, он потенциально может совершить 29 самостоятельных правонарушений только в рамках одной закупки. Соответственно, за каждое из этих нарушений предусмотрен административный штраф, сумма которого от 3000 до 500000 руб. Я подчеркну, что это не совокупно, а за каждое правонарушение, поэтому с точки зрения своей правовой безопасности, конечно, лучше перейти на электронные торги.

В частности сама структура электронных площадок не даст, например, неправильно опубликовать информацию, она всегда предупреждают о строках совершения тех или иных юридически значимых действий. В случае проведения процедур на бумажных носителях такого напоминания не будет и велик шанс того, что вы совершите ошибку, поэтому я считаю, что электронных аукционов не надо бояться. Той категории субъектов, которая указана в 223-ФЗ как раз и следовало бы начать с этой формы размещения заказа как более технологически простой, перейти от простого к сложному. Понимаю, что задачи эффективности не менее важны, но не все возможно сразу, поэтому считаю, что это целесообразно.

Ведущая: Насколько факт принятия "третьего антимонопольного пакета" повлияет на развитие системы электронных торгов?

Шамин К.С.: Третий антимонопольный пакет, и специалисты об этом знают и широко обсуждают этот факт, принимается в условиях параллельного принятия федерального закона о федеральной контрактной системе, поэтому в условиях конфронтации Федеральной антимонопольной службы и Министерства экономического развития, в связи с принятием закона о ФКС, в третий антимонопольный пакет не включены очень многие позиции, которые изначально планировались — это прежде всего позиции, связанные с 94-ФЗ. На мой взгляд влияние будет крайне незначительным.

Вообще третий антимонопольный пакет содержит очень интересную норму, он разрешает не проводить конкурсы на закупку услуг по страхованию имущества. Это на мой взгляд очень серьезное достижение нашей правовой действительности, которое означает, что крупным заказчикам подобных услуг (чтобы было понятно — например, Управление внутренних дел, которое обладает огромным автопарком и закупает на огромные суммы эти услуги) будет целесообразно проводить электронные аукционы. Если раньше закон их обязывал независимо от суммы заказа закупки запускать конкурсную процедуру, то теперь все гораздо проще, особенно с учетом структуры тарифа по ОСАГО, электронный аукцион будет эффективнее и его, естественно, будут применять все эти субъекты. Управление внутренних дел — это не единственный орган, который обладает автопарком, упомянем также станции скорой помощи, практически все органы власти и государственный муниципальные учреждения, активно использующие автотранспорт, они на эту систему сразу же перейдут.

Также нельзя забывать, что и на государственном и на муниципальном уровне существуют предприятия и организации, обладающие значительными запасами объектов недвижимости. Соответственно, это имущество они также страхуют в различных ситуациях, а с учетом структуры страхового тарифа проводить конкурс фактически бессмысленно. Все равно существует так называемый топ 10 страховщиков, все они по квалификации фактически одинаковые, здесь конкурсная процедура бессмысленна. В аукционе они могли бы, конечно же, определенным образом соревноваться и еще раз подчеркну, что это было бы намного быстрее, поэтому если рассматривать в таком косвенном аспекте, то, конечно, третий антимонопольный пакет повлияет на электронные торги, но каких-то конкретных норм касаемо самих процедур он не содержит.

Есть еще один аспект — третий антимонопольный пакет направлен прежде всего не регулирование отношений, связанных с согласованными действиями различных хозяйствующих субъектов. На самом деле, в 2011 году я думаю, что впервые в практике антимонопольной службы, эта сфера попала под достаточно пристальное внимание и огромное количество административных дел было возбуждено как раз по этому факту, причем согласованные действия при проведении в том числе и электронных торгов также попали в поле зрения правоохранителей. Активно сейчас работает Управление по картелям Федеральной антимонопольной службы, мы с ними также взаимодействуем и получаем оперативную информацию. Как выяснилось, могут осуществляться согласованные действия в электронных торгах и не является эта форма размещения заказа такой безопасной, как изначально это позиционировалось, поэтому третий антимонопольный пакет будет интересен прежде всего профессиональным участникам торгов, которые проводят огромное количество закупок, вступают в различные взаимодействия с заказчиками, участниками, которые имеют возможность пусть не монопольно осуществлять свою деятельность на определенном товарном рынке, но захватывают значительную долю этого рынка, потому что там есть нормы напрямую влияющие на их правовой статус и положение.

Ведущая: Каковы особенности открытого аукциона в электронной форме в существующей редакции закона о ФКС?

Шамин К.С.: Вопрос правильно поставлен, нужно говорить именно о существующей редакции, потому что закон о ФКС находится сейчас в очень странном для законопроекта состоянии. Формально он внесен в правительство РФ, но сразу от нескольких министерств и ведомств содержит очень серьезный пакет разногласий, поэтому прогнозировать, каким будет этот документ на выходе достаточно сложно. Но что касается открытых аукционов в электронной форме, то этот блок фактически был изъят из 94-ФЗ и туда скопирован. Это понятно, потому что система выстроена технологически, сайт на этом построен, электронные площадки выстроены с учетом определенных особенностей и, конечно, законодатель тут может быть и хотел бы внести некие поправки, но технологически для него это просто невозможно, потому что перестроить всю систему размещения заказа РФ в течение одного года невозможно, для этого нужна серьезная подготовка и серьезные технологические и организационные затраты.

Тем не менее закон о ФКС содержит гораздо более разнообразные способы размещения заказа и открытый аукцион в электронной форме не является исключением. Появляются, скажем так, базисные надстройки, они не новы сами по себе, по конструкции. Приведу пример, в настоящий момент проводятся в том числе и посредством открытого аукциона в электронной форме торги на строительство и капитальный ремонт объектов стоимостью свыше 50 млн руб., там появляются определенные особенности, то есть с участников начинают требовать дополнительные квалификационные данные. В законе о ФКС предусмотрены аукционы с ограниченным участием, предусмотрены закрытые аукционы, которые по своей технологической структуре могут быть также воспроизведены на электронных площадках. Я думаю, что курс этот будет задан и в принципе, открытый аукцион в электронной форме таким, каким мы его видим сейчас, не будет широко распространен, будут использованы эти дополнительные формы размещения заказа, но тем не менее по структуре они будут совпадать во многом.

На самом деле мы со специалистами в сфере размещения заказа постоянно общаемся, взаимодействуем, пытаемся найти какие-то конструктивные решения в сфере развития законодательства, пытаемся спрогнозировать, как будет эта система развиваться. Само технологическое оформление электронной площадки выстроено таким образом, что и конкурсы можно потенциально привести к электронному виду, для этого есть все основания, все ресурсы. Я думаю, что к этому законодатель и придет, потому что, конечно, положительный эффект от перехода открытых аукционов из бумажной формы в электронную очевиден. Да, это не идеальная форма размещения заказа, но очевидные плюсы есть, они видны невооруженным глазом, даже не специалисту. Конкурсы страдают той же болезнью бумажных аукционов — это определенная коррупциногенность, возможность воздействия на заявки участников, возможность переписывать заявки, переделывать их, мы ушли от бумажных именно по этой причине, уже достаточно серьезных масштабов эта проблема стала достигать. Думаю и в конкурсах такая же система будет принята, но как таковых серьезных особенностей нет, то есть торг будет проходить единообразно, более того — будет происходить единообразно во всех сферах законодательства, потому что еще раз подчеркиваю, государство в этом вопросе стремиться к унификации всех процессов, чтобы проще было их регулировать, поэтому будем работать также.

Ведущая: В настоящий момент анонсировано и является весьма вероятным принятие законопроекта №612874, включающего помимо прочего нормы о порядке размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, для нужд заказчиков, каким образом это затронет систему электронных торгов?

Шамин К.С.: Как специализированная организация, мы все законопроекты отслеживаем, как только они поступают в Государственную Думу, неважно от депутата ли, имеет ли он поддержку, мы их изучаем и на основании этого анализа строим определенный прогноз развития системы законодательства. Этот законопроект №612874, в кругу специалистов его называют закон Хинштейна по фамилии депутата, который его вносит (напомню, это достаточно известный депутат фракции Единая Россия) вызвал неоднозначную реакцию и на самом деле систему электронных торгов он затронет напрямую.
На самом деле в этом законопроекте есть простая норма, что в ФЗ-94 будет внесена одна поправка, связанная с возможностью проведения торгов на капитальное строительство и реконструкцию объектов капитального строительства. Поправка эта будет связана с тем, что их вернут в сферу конкурсов, то есть у заказчиков будет возможность выбора. Норма оптекаемая, можно и конкурсом, и открытым аукционом в электронном виде проводить подобные торги, но, как вы сами понимаете, ни один заказчик в здравом уме этого делать не будет, потому что отобрать себе строителя по целой совокупности характеристик гораздо привлекательнее, гораздо эффективнее, чем проводить электронные торги. Строительство занимает очень серьезный сектор объема размещаемых заказов. Объяснение очень простое, ведь все иные потребности заказчиков, как правило, укладываются до 100 тысяч или до 500 тысяч и размещаются иными формами, запросами котировок, а строительство как раз выходит за эти суммы и соответственно очень серьезную долю составляет в объеме размещаемых посредством электронных торгов заказов.

Если эта норма будет принята, конечно же около 90% заказчиков перепрыгнут сразу же на проведение конкурсов, электронные торги в этой сфере останутся только в случае, когда закупку нужно провести быстро. Все-таки нужно помнить о том, что конкурс — это процедура от полутора до двух месяцев, а электронный аукцион гораздо быстрее. В ситуации, когда необходимо срочное освоение бюджетных средств, конечно, электронный аукцион будет применяться. Еще раз подчеркиваю, что этот законопроект глубоко нас расстраивает как специалистов, потому что переход торгов по строительству в электронную форму был величайшим достижением нашей антимонопольной системы, именно они продвинули в свое время эту поправку. Вызывает, конечно, опасения, что партия, имеющая большинство в Государственной Думе, этот закон примет и мы откатимся немножко назад.

Ведущая: Сейчас на некоторых площадках встречаются извещения о проведении электронных аукционов при проведении процедур банкротства, каковы тенденции в данной сфере?

Шамин К.С.: Электронные торги в сфере банкротства на самом деле оформились как самостоятельная сфера еще в 2010 году. С 15 февраля 2010 года приказ Министерства экономического развития №54 об утверждении порядка проведения этих аукционов был принят, они оформились в правовом поле, но по факту не существовали, потому что не было технологической базы. В течение 2010 и начала 2011 года эта система поэтапно развивалась очень активно и можно сейчас уже сказать, что в 2011 году становление этой системы произошло. Оно несколько хаотично, потому что в отличие от размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, где существует всего 5 площадок, на которых концентрируется практически весь государственный и муниципальный заказ, здесь площадок великое множество, их на сегодняшний день уже более 100 и они никак не поддаются централизации.

Тем не менее введенный порядок, требования к этим площадкам позволяют проводить определенную унификацию и работать на них единым унифицированным ключом. Это большой плюс, потому что изначально эта система дала крен, так как человек, желающий прикупить какое-то имущество в сфере банкротства вынужден был этих ключей иметь целый набор на каждую площадку, она в любой момент могла смениться, их более 100, это было просто экономически нецелесообразно. Сейчас ситуация приходит в правовое русло, я могу сказать, что провинция в этом аспекте отстает от крупных городов — от Москвы, от Санкт-Петербурга, от Екатеринбурга, городов федерального значения и крупных центров окружных.

В частности в Ивановской области эта система не развита абсолютно, но во всяком случае на встречах, собраниях бизнес-сообщества, где обсуждаются эти вопросы, а все-таки предприятий-банкротов не так мало — это целый сектор, целая сфера жизнедеятельности, поднимается уже вопрос, что в первом квартале 2012 года эту систему в том числе и мы будем повсеместно внедрять на территории Ивановской области и соседних регионов. Поэтому, конечно, электронные торги в сфере банкротства неизбежны, они будут обретать все больший размах. Сейчас конкурсные управляющие, арбитражные управляющие с опаской к этой системе относятся, она для них нова, они под час не обладают специальными познаниями, но работать с ними проще, их объединили в систему СРО, теперь проведя переговоры с СРО мы автоматически подключаем себе целый полк арбитражных управляющих, с которыми можно взаимодействовать и оказывать им содействие. Я думаю, что если 2011 год стал годом становления системы электронных торгов в банкротстве, то 2012 станет годом развития этой системы и она станет повсеместной. Конечно, мы очень ждем и надеемся, что государство все-таки ограничит количество электронных площадок и сведет этот процесс к унифицированному порядку, потому что если ключ можно использовать один и тот же, то порядок аккредитации, порядок работы на площадках абсолютно разный, это вызывает существенные сложности.

Ведущая: В чем особенности электронных торгов по продаже и аренде государственного и муниципального имущества?

Шамин К.С.: Здесь тоже процесс очень интересный. На самом деле в отличие от банкротства, где электронные торги являются обязательными, в сфере продажи государственного и муниципального имущества, аренды государственного и муниципального имущества, эти торги являются факультативными, то есть заказчик, организатор торгов сам вправе принять решение о проведении, допустим, продажи имущества посредством открытого аукциона в электронной форме. Сейчас особенностью данного сектора является то, что поскольку рынок не насыщен еще средствами электронного документооборота, в основном ими оснащаются участники госзаказа в принудительном порядке, они вынуждены это делать, то в сфере продажи это не так распространено и охват не очень широкий. Если проводить данные торги в электронной форме, а законодательство это допускает, есть специальный регламент, даже федеральные площадки предоставляют подобные услуги и разрешают продаваться у них, то как правило организатор торгов рискует остаться без участников, потому что у людей нет этих ключей, они не знают, как это делать и конечно возникают серьезные проблемы. В этом плане бумажные торги, когда печатается извещение в местной газете и все местные жители пишут бумаги и знают, что все у них будет в порядке, они смогут приобрести тот или иной объект недвижимости или то или иное государственное или муниципальное имущество, то конечно с электронными торгами возникают серьезные сложности.

Я так думаю, что в этой сфере в 2012 году мы серьезного перелома не увидим, нет пока никаких факторов, позволяющих говорить об эффективности работы на электронных площадках в данном секторе, причины я обозначил. В дальнейшем, в среднесрочной перспективе будет формироваться так называемый электронный портал торгов, где будут сосредоточены все торги по всем направлениям деятельности государства и общества, поэтому в такой перспективе, конечно, электронные торги будут основополагающими. Курс взят на то, чтобы полностью бумажные торги убрать и в не самом далеком будущем мы к этому придем, но 2012 год это только самое начало.

Ведущая: На сегодняшний день существуют разрозненные торговые электронные системы, планируется ли их интеграция?

Шамин К.С.: Да. Планы такие есть, На конференциях, на общественных советах при органах государственной власти, в том числе и федеральных органах, неоднократно эта мысль высказывается и разрабатываются даже механизмы подключения электронных площадок в единую интегрированную систему. Однако мы должны понимать, что этот процесс встречает ожесточенное противодействие со стороны во-первых самих площадок, которые естественно не могут конкурировать с существующими федеральными системами, они просто проваливаются по сравнению с ними и принятие некого повышенного стандарта их просто выкинет из системы, они не смогу работать. Во-вторых, мы также должны понимать, что и организаторы торгов этому процессу сопротивляются, ведь ни для кого не секрет, что организаторы торгов в подавляющем большинстве случаев не заинтересованы в большом количестве участников, для них является приоритетным, хоть это и противоправное стремление, чтобы это извещение как можно меньше людей видело и чтобы как можно меньше участников могли подать заявление на участие в торгах, чтобы реализовать какие-то свои внутренние процессы.

С учетом такой мощной волны сопротивления этому процессу, я думаю, что к унификации мы не придем. Более того, не нужно забывать, что существует достаточно серьезные электронные площадки, так называемые киты, которые не попали в федеральную систему, но имеют очень серьезный вес на территории РФ — это и Фабрикант, и Б2Б. И если начнет каким-то образом законодательство в этой сфере развиваться, они начнут сразу судиться, всячески противодействовать этому процессу, поэтому я так думаю, что определенная унификация будет, это процесс неизбежный, это процесс, который будет когда-нибудь доведен до конца, но он пройдет не во всех сферах и будет тянуться очень долго.

Ведущая: Существуют ли отличия в электронном документообороте при проведении различных видов электронных торгов?

Шамин К.С.: Да, конечно. Я немного затронул тему того, что закон о ФКС вводит новые так называемые предквалификационные аукционы с ограниченным участием. Существуют в нынешнем формате различия в проведении электронных аукционов до 50 и свыше 50 млн рублей, существуют отличия при размещении заказа для муниципальных нужд и для нужд оборонной безопасности государства, когда требуются по постановлению Правительства РФ дополнительные квалификационные данные. Здесь механика, конечно, различается прежде всего по составу документов, по порядку их оформления. Технологически проведение аукциона, порядок добавления документов, порядок подачи заявок не отличается и является единообразным. Взять площадку Сбербанка, несмотря на то, что при проведении электронных торгов в сфере банкротства они могли бы выставить самостоятельную электронную систему, могли бы в принципе не нарушая требований законодательства проводить электронные аукционы по-другому, но это просто лишено здравого смысла. Если у вас есть действующая система, если она отлажена, если она работает, почему бы ее не распространять на все остальные сферы. Я думаю, что и законодатель пойдет по этому пути в свое время.

Электронные документооборот по своей технической составляющей не имеет особых различий ни в той и ни в другой процедуре торгов, а вот по своему содержательному наполнению, конечно, он очень серьезно отличается и в зависимости от сферы регулирования, в зависимости от вида электронного аукциона, наполнение содержательной части будет существенно различаться.

Ведущая: Заключительный вопрос к Вам, Кирилл Сергеевич. Возможно ли совмещение электронных и бумажных процедур торгов и насколько это эффективно?

Шамин К.С.: Совмещение электронных и бумажных процедур — это нынешние реалии, потому что если, например, при размещении заказа для государственных и муниципальных нужд переход на электронную форму произошел, он окончателен и теперь не требуется никакого бумажного взаимодействия, то ведь существуют и иные сферы. Если мы возьмем в частности третий антимонопольный пакет, который я уже упоминал, там ведь заложена норма о том, что частично в электронную форму переходят и торги лесопользования, и торги в сфере охотопользования, и торги по рыболовству, и торги по водопользованию.

Здесь есть понимание, что единым порывом, краткосрочным движением нельзя перевести всю систему сразу в электронный вид, ведь и система размещения заказа для государственных и муниципальных нужд два года практически переходила при том, что до этого много времени было потрачено, много усилий было вложено, сколько проводилось обучений, разъяснений и так далее. В этих сферах вообще темный лес, люди привыкли, они не представляют иных форм. Если участники размещения заказа находятся все-таки в приоритетном положении. Если мы возьмем 94-ФЗ от 21 июля 2005 году мы поймем, что на протяжении 6 лет, он изменялся постоянно, это динамика, привыкание происходит, люди готовы реагировать. Если мы возьмем аукцион в сфере лесопользования или охотопользования, то они вообще не менялись на протяжении десятилетий, поэтому ожидать, что произойдет безболезненный переход сразу в электронную форму невозможно и эта форма неэффективна, потому что на самом деле эта переходная форма вбирает в себя недостатки как электронных торгов, так и недостатки бумажных форм, то есть она совмещает в себе все плохое, что есть в тех или иных формах размещения заказа либо проведения закупки. Однако она является временной по сути.

Я уверен, что если с 1 января 2012 года третий антимонопольный пакет частично в электронную форму переведет ряд категорий аукционов, то с 2013, а наверное, если точно говорить, то с 2014 году, через два года, как это было на примере электронных торгов в 94 законе, мы все-таки потихонечку туда укатимся и бумажные торги отомрут вообще. Они станут настолько редкой формой размещения заказа и останутся, наверное, только в коммерческом гражданском обороте, для лиц, которые этим занимаются, ведь коммерсанты тоже иногда продают имущество, они тут ничем не связаны, им может быть интереснее проводить торги в бумажной форме. Этот процесс неизбежен, еще раз повторю, что технологическое построение площадок позволяет и конкурсы проводить в электронном виде, поэтому я думаю, что к 2014 году можно смело делать прогноз, что бумажный документооборот просто вымрет. Он коррупциногенен, неэффективен и поэтому скорее всего мы с ним расстанемся.

Ведущая: Спасибо огромное. Напомним, что для участия в электронных торгах необходима электронная цифровая подпись. Следующий вопрос к Вам, Павел Александрович. Каков механизм получения того самого ключа, о котором мы сегодня уже говорили?

Зобнин П.А.: Начнем с того, что ЭЦП может получить как физическое лицо, так и индивидуальный предприниматель и юридическое лицо. Если организация захотела принимать участие в торгах ей нужна ЭЦП, процедура получения которой довольно проста. Нужно собрать необходимый пакет документов. Я не буду сейчас зачитывать перечень, потому это он для каждой формы он свой. Этот пакет документов можно посмотреть или в соответствующих федеральных законах или на нашем сайте www.garantinfo.ru или www.garantexpress.ru.

Соответственно, предоставив этот пакет в регистрационный центр или в удостоверяющий центр, клиент получает счет на оплату. Необходимо также сразу же определиться, какое количество ключей он хочет получить, какие права эти ЭЦП будут иметь. Подавляющее большинство приобретает одну ЭЦП с максимальными правами. Собственно говоря, процедура выдачи ЭЦП после предоставления всех документов и оплаты заказа занимает 1 день.

Ведущая: Какие основные моменты нужно учесть приобретая ЭЦП? На что обратить внимание, чтобы совершить минимум ошибок?

Зобнин П.А.: Надо обратить внимание, на каких торговых площадках будет действовать эта ЭЦП. Большинство подписей работает на всех пяти площадках, выбранных для проведения госторгов, но,как сказал мой коллега, их больше сотни, потому надо учитывать, на какой площадке планируется проведение соответствующих торгов и смотреть, есть ли этот УЦ в списке принимаемых на данной площадке.

Также надо учитывать тот факт, что кроме удостоверяющих центров на территории Ивановской области работают и регистрационные центры при удостоверяющих центрах и их работа также подлежит соответствующему лицензированию. Наш регистрационный центр, который относится к удостоверяющему центру "Электронный экспресс", прошел лицензирование в Федеральной службе безопасности и имеет все необходимые лицензии на осуществление подобного вида деятельности: лицензию технического обслуживания шифровальных и криптографических средств, лицензию на распространение шифровальных и криптографических средств и лицензию на оказание услуг в области шифрования информации. Это немаловажно, так как подтверждает, что ЭЦП выдается по всем требованиям действующего законодательства.

Ведущая: На какое время она выдается?

Зобнин П.А.: Согласно договору ЭЦП выдается на один календарный год с момента ее активации. Через год эту ЭЦП надо переоформлять.

Ведущая: Эта процедура проще, чем оформление?

Зобнин П.А.: В целом, да.

Ведущая: Можно ли подделать ЭЦП?

Зобнин П.А.: При правильном хранении электронно-цифровой подписи фактически исключена возможность подделки, потому что на сегодняшний день не существует таких вычислительных мощностей, которые в нужные сроки смогут эту ЭЦП подделать. Используя систему криптозащиты, ЭЦП шифруется таким образом, что шансов ее подделать практически нет.

Ведущая: Что делать, если сотрудник, на которого была оформлена ЭЦП, уволился с предприятия?

Зобнин П.А.: Вопрос важный. В случае, если сотрудник уволился с предприятия, руководителю или ответственному сотруднику необходимо проинформировать удостоверяющий или регистрационный центр об этом факте. Удостоверяющий центр поместит этот сертификат в список отозванных сертификатов для того, чтобы с помощью него нельзя было совершить никакие действия на торговых площадках. В этом случае этот сертификат не будет действовать и операции с ним будут невозможны.

Ведущая: А что делать, если ключ утерян?

Зобнин П.А.: В этом случае также необходимо уведомить удостоверяющий центр о факте потери или компрометации ключа, процедура будет похожей. Удостоверяющий центр помещает этот сертификат в список отозванных и фактически блокирует таким образом работу ключа. Организации, в которой произошла такая ситуация, может быть оказана дополнительная услуга по восстановлению ключа на необходимый срок. Как я уже говорил, ЭЦП выдается на один год, но в случае ее утери или компрометации срок выдачи ЭЦП может быть изменен для удобства на более короткий. Не все удостоверяющие центры это могут сделать, непосредственно УЦ "Электронный Экспресс" эту услугу предоставляет.

Ведущая: На что нужно опираться при выборе компании — поставщика ЭЦП?

Зобнин П.А.: Как я уже говорил, надо в первую очередь обращать внимание на то, насколько деятельность центра соответствуют законодательству, имеет ли он необходимые лицензии на осуществление этого вида деятельности. Во-вторых, надо учитывать, на каких площадках будет действовать эта электронно-цифровая подпись и какие дополнительные услуги можно получить от организации, которая эту ЭЦП выдает. Например, помощь в аккредитации на площадках — процедура, в принципе несложная, но для занятых специалистов или если таких специалистов в компании просто нет, наш регистрационный центр оказывает такие услуги. На площадках, где проходят торги есть свои требования по предоставлению документов, специалисты наши помогут. Также есть выезд к клиенту, установка, настройка, проверка работоспособности подписи.

Напомню, что электронная цифровая подпись имеет более широкое распространение, то есть не только для участия в электронных торгах. Есть ЭЦП для сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности. Удостоверяющий центр "Электронный Экспресс" также оказывает услуги по выдаче ЭЦП для сдачи тчетности. Когда все находится в одном месте, гораздо удобнее работать.

Ведущая: Если мы говорим о возможностях, которые предоставляются, есть ли какая-то техническая, информационная поддержка?

Зобнин П.А.: Да, несомненно. Такая поддержка заключается как в выезде специалиста непосредственно в офис заказчика, решении вопросов, которые могут возникнуть с работой ЭЦП, так и в поддержке по телефону. У "Электронного Экспресса" есть поддержка федеральная, то есть можно позвонить по бесплатному федеральному номеру и специалисты техподдержки ответят на все ваши вопросы. Также можно позвонить и непосредственно к нам в офис, наши специалисты оказывают целый комплекс услуг, связанных с использованием ЭЦП. Это тоже очень важно, чтобы клиент всегда чувствовал, что в случае возникновения сложных ситуаций, вопросов, он может обратиться и получить грамотный ответ специалиста.

Ведущая: Осуществляется ли правовая поддержка?

Зобнин П.А.: Правовая поддержка в рамках получения ЭЦП в большинстве случаев не предусмотрена, но если говорить непосредственно про нашу компанию в целом, то ООО "Гарант-Инфо" оказывает целый комплекс информационно-правовых услуг, таких как предоставление справочно-правовой системы ГАРАНТ, консалтинговые услуги, в том числе и по госторгам. Клиенты, которые подключены к подобной услуге, имеют возможность как смотреть консультации по специфике госторгов у себя в системе, так и обращаться в службу Правового консалтинга и получать развернутые ответы по интересующим вопросам.

Ведущая: Может ли владелец сертификата ключа подписи отказаться от своей ЭЦП под электронным документом?

Зобнин П.А.: Давайте переформулируем вопрос так: может ли человек, подписавший документ,отказаться от самого факта, сказать, что он не подписывал. Такая возможность исключена, потому что подпись в себе несет сертификат ключа, который явно дает понять, на кого конкретно оформлена эта подпись. Проверка подписи дает стопроцентную идентификацию и отказаться от нее невозможно.

Ведущая: Какими федеральными законами регулируется процедура приобретения и выдачи ЭЦП?

Зобнин П.А.: Существует три основных документа, на основании которых действует вся процедура, связанная с ЭЦП. Это закон 1-ФЗ "О цифровой подписи" от 10 января 2002 года, 63-ФЗ "Об электронной подписи" от 6 апреля 2011 года и последний документ — 94-ФЗ от 21 июля 2011 года "О размещении заказов на поставки товаров и выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Посмотреть эти документы можно в открытом доступе в Интернете и в справочно-правовой системе ГАРАНТ.

Ведущая: Каковы планы реализации ЭЦП на 2012 год?

Зобнин П.А.: Законодатели нам не дают скучать. Процедура размещения и участия в торгах постоянно меняется, то есть подключаются новые направления, поэтому конечно рынок ЭЦП будет расширяться и в дальнейшем. Есть организации, которые уже получили ЭЦП, и им необходим будет перевыпуск, так как срок действия подписи — один год.

Перечень услуг, которые предоставляются клиентам также не стоит на месте, он постоянно растет. Я могу рассказать непосредственно о тех нововведениях, которые компания Гарант-Инфо и Электронный Экспресс предоставит своим клиентам в новом 2012 году.

На мой взгляд очень важной и правильной услугой будет возможность подключить клиенту "Информационную ленту ПРАЙМ. Электронный Экспресс". Компания Электронный Экспресс активно сотрудничает с торговой площадкой Сбербанк-АСТ и в рамках этого сотрудничества появился такое интересный проект. Как мы знаем, каждый день на электронных площадках появляются новые заявки, проводятся новые конкурсы, аукционы, всю эту информацию необходимо отслеживать. Своим клиентам мы даем возможность выбрать интересующую сферу, в которой они хотят получать информацию о торгах. Данные о заявках на торги, которые проводятся на площадке Сбербанка будут приходить на электронную почту. Таким образом, клиенты всегда будут уверены в том, что они не пропустят важные для них торги. Информация поступает как о новых заявках, которые были зарегистрированы в системе Сбербанк-АСТ, так и о тех торгах, которые будут проводиться на следующий рабочий день — последнее напоминание, чтобы организация не забыла принять участие. На сегодняшний день это уникальная услуга, которую ни один удостоверяющий центр не оказывает. Сбербанк-АСТ был выбран, потому что по статистике большинство торгов, во всяком случае в Центральном федеральном округе, происходит именно на этой площадке. Это нововведение интересное и я думаю, что наши клиенты оценят его по достоинству.

Также довольно приятным сюрпризом для клиентов будет еще одно новшество. Уже сейчас они имеют доступ к нормативной базе по госторгам, которая включает в себя около 9000 документов. Со следующего года клиенты дополнительно к этой базе получат "Интерактивную энциклопедию госзаказа" - уникальный материал, собранный непосредственно из практики проведения госторгов, информация по размещению и проведению которых представлена в наглядной форме с интерактивными ссылками на нормативные документы. Это те новшества, которые мы для своих клиентов подготовили к 2012 году.

Ведущая: Павел Александрович, Кирилл Сергеевич, спасибо огромное за исчерпывающие ответы. Желаем вам профессиональных успехов и дальнейших побед!

Читать ГАРАНТ.РУ в и