Итоги работы органов прокуратуры Липецкой области за первое полугодие 2011 года

12 июля в 10-00 в конференц-зале прокуратуры области состоялась интернет-конференция, на которой выступил прокурор Липецкой области Пантюшин Игорь Станиславович.

Ведущий: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Сегодня компания "Гарант" и прокуратура Липецкой области проводят совместную интернет-конференцию. Пантюшин И.С., Существуют ли какие-либо сложности в деятельности органов прокуратуры? Что сделано в минувшем году для обеспечения законности в Липецкой области? Имеются ли у нас какие-либо тревожные тенденции?

Пантюшин И.С.: Прокуратура была и остается главным координатором борьбы за утверждение верховенства закона и приоритета прав человека, поэтому мы стремится к тому, чтобы не только соответствовать постоянно развивающимся общественным отношениям, но и быть на полшага впереди, чтобы своевременно и оперативно реагировать на возникающие угрозы.

Это сложная задача, но профессионализм оперативных работников прокуратуры области позволяет ее успешно решать, наглядный тому пример - растущее число обращений граждан к нам.

Прокуратура области ориентирует всех горрайпрокуроров, в первую очередь, на реальное устранение выявленных нарушений законности, недопустимость искусственного наращивания показателей и дублирования функций контролирующий органов, необходимость во всех случаях выявлять виновных лиц и добиваться их привлечения к установленной законом ответственности. При этом, как и ранее, главными направлениями работы определены защита конституционных прав и законных интересов граждан, надзор за соблюдением бюджетного, трудового, экологического законодательства, законов, регулирующих вопросы жилищно-коммунального хозяйства, при реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, жилищного строительства, образования и сельского хозяйства.

В поле зрения прокуроров вопросы соблюдения законности при закупке товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, деятельности службы судебных приставов, защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.

О том, что нами сделано для утверждения на территории области законности, говорят такие цифры: только по итогам 1-ого полугодия текущего года мерами прокурорского реагирования устранено более 24,5 тысяч нарушений законности во всех сферах жизни. В этих целях в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в контролирующие ведомства, руководителям хозяйствующих субъектов внесено свыше 3700 представлений, принесено 2600 протестов. По требованиям прокуроров к дисциплинарной и административной ответственности привлечено в общей сложности 4000 виновных лиц. В суды области предъявлено более 4400 заявлений на сумму почти 58 млн. рублей.

По сравнению с началом года, более, чем в 5 раз снизилась задолженность по заработной плате.
Нам удалось добиться снижения преступности, в т. ч. таких опасных преступлений, как убийства, грабежи, разбои.

Достигнутый нами уровень взаимодействия с органами власти всем правоохранительным блоком позволяет нам работать на упреждение негативных тенденций, которые в ряде случаев имеют место в других регионах.

Вместе с тем, каждый день жизнь ставит перед нами новые проблемы, новые задачи, от решения которых зависит состояние законности в нашем регионе, уровень социальной защищенности нашего населения.

Ведущий: Спасибо за ответ! Следующий вопрос поступил к нам от Исаевой Екатерины, студентки юридического факультета. Здравствуйте, Пантюшин И.С.! По каким вопросам граждане обращаются в прокуратуру чаще всего? Есть ли изменения в тематике обращений и жалоб по сравнению с предыдущим годом?

Пантюшин И.С.: О повышении доверия населения к правозащитной деятельности прокуратуры свидетельствует неуклонный рост количества обращений граждан, которое в 2009 году составило более 12000, в 2010 году более 13500, за 6 месяцев 2011 года - более 6000.

Наибольшее число среди разрешённых прокуратурой обращений составляли обращения, связанные с нарушениями жилищного законодательства, трудового законодательства, по вопросам соблюдения конституционных прав граждан в ходе следствия и дознания. При этом каждая четвертая жалоба на нарушения в сфере жилищного законодательства касалась деятельности управляющих компаний при содержании общедомового имущества и оказании коммунальных услуг. Анализ жалоб участников уголовного судопроизводства свидетельствует о том, что большая часть обращений связана с обжалованием процессуальных решений и действий (бездействия) органов дознания и следствия при приеме, регистрации, рассмотрении сообщений о преступлениях.

Успешное взаимодействие с органами власти позволило добиться сокращения обращений граждан по вопросам нарушений земельного законодательства.

Сохранилась тенденция снижения числа обращений на действия органов, применяющих меры административного принуждения, что стало следствием усиления прокурорского надзора за соблюдением законодательства органами административной юрисдикции.

В 2010 г. на 49,4% сократилось число обращений, рассмотренных по вопросам законности и обоснованности судебных постановлений, на 26,5 % - по вопросам надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний. В текущем году эта ситуация упрочилась.

Эффективность прокурорского реагирования по результатам рассмотрения жалоб граждан с каждым годом возрастает, права значительного числа жителей региона восстанавливались именно после вмешательства прокуроров, применения ими в отношении правонарушителей мер воздействия.

В 2009г. мной издано Указание № 4/20 "О порядке и сроках разрешения обращений граждан", которым установлено, что в целях надлежащей организации разрешения обращений граждан в период проведения Правительством Российской Федерации мероприятий по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики, разрешение обращений граждан по трудовым, социальным и иным вопросам, связанным с нарушением прав работодателями, структурами, обеспечивающими социальные права населения, горрайпрокурорам необходимо взять под личный контроль, разрешать их непосредственно в органах прокуратуры, приняв исчерпывающие меры по тщательной проверке доводов заявителей.

Для разрешения указанной категории обращений граждан установлен сокращенный 10-дневный срок.
Особое внимание нами уделяется вопросам обеспечения прав жителей региона, которые в силу физического, либо психического состояния здоровья не могут самостоятельно защитить свои права.
В связи с этим, нами широко применяется практика выезда как оперативных работников, так и руководителей прокуратуры области в районы для организации приема максимально приближенно к населению.

Эффективность нашей работы нашла свое отражение в благодарственных письмах граждан.

К примеру, в газете "Задонская правда" было опубликовано письмо вдовы ветерана Великой Отечественной войны со словами благодарности в адрес прокурора Задонского района, который помог ей восстановиться на жилищном учете.

Аналогичные письма поступали в адрес прокурора области, прокуроров Советского, Октябрьского, Правобережного районов г.Липецка, прокурора Долгоруковского района.

Ведущий: Как часто граждане обращаются в прокуратуру по вопросам несвоевременной выплаты заработной платы, как прокуратура может повлиять на эту проблему?

Пантюшин И.С.: Мы понимаем, в какой тяжелой ситуации в связи с систематическими задержками выплаты заработной платы, оказались люди, фактически лишенные средств, чтобы обеспечить достойное существование себе и своим детям.

Именно поэтому вопросы своевременной оплаты труда работникам предприятий всех форм собственности и получения иных установленных законом выплат находятся на постоянном контроле прокуратуры.

Совместно с органами власти мы сумели развить положительную тенденцию снижения размера долгов по оплате труда на предприятиях всех форм собственности.

Если по состоянию на январь текущего года размер задолженности составлял 9,2 млн. руб., то по состоянию на июль, сумма долгов сократилась до 2,4 млн. руб. Значительная часть этой задолженности приходится на предприятия-банкроты. Полностью погашены долги по выплате заработной платы на предприятиях транспортной сферы, в учреждениях образования, культуры и медицины.

И это при том, что в целом по ЦФО долги по заработной плате составляют почти 300 млн. руб.
Чтобы добиться выплаты гражданам зарплаты, прокуроры направили в суды почти 3 тыс. заявлений.
Как правило, прокурорами применяется весь комплекс мер реагирования в целях защиты прав граждан на полную и своевременную оплату труда.

Например, в связи с имевшейся задолженностью по заработной плате прокурор Хлевенского района не только возбудил дело об административном правонарушении в отношении и.о. директора ООО "Агрофирма "Настюша – Хлевное", по которому тот был оштрафован, но и добился реального погашения задолженности размере более 700 тыс. руб. перед работниками предприятия.

Жалобы по вопросам оплаты труда, поступающие в органы прокуратуры, рассматриваются в приоритетном порядке.

Хотя был период, когда граждане неохотно обращались в прокуратуру, опасаясь возможных санкций со стороны своих работодателей.

Тогда прокуроры пошли в трудовые коллективы, разъясняли закон, убеждали людей, что только активная позиция поможет нам всем вместе переломить к лучшему ситуацию. И люди нам поверили. Мы ценим это доверие и принимаем все зависящие от нас меры, чтобы защитить их права и наказать нерадивых руководителей вплоть до привлечения к уголовной ответственности.

С начала года в адрес руководителей предприятий и организаций нами внесено 96 представлений, по результатам рассмотрения которых 50 человек привлечены к дисциплинарной ответственности. К административной ответственности привлечено 57 должностных лиц. Объявлено 49 предостережений руководителям предприятий всех форм собственности. В суд направлено 2259 исков, возбуждено 1 уголовное дело, опротестовано 154 незаконных правовых.

Ведущий: Спасибо! Хотелось бы узнать о ситуации по расследованию и раскрытию дел коррупционного характера. Как Вы оцениваете уровень коррупции в Липецкой области по сравнению с другими регионами? Этот вопрос поступил к нам от Камарина Дмитрия из Чаплыгина.

Пантюшин И.С.: Координация антикоррупционной деятельности правоохранительных органов является одной из основополагающих задач, стоящих перед органами прокуратуры в сфере противодействия коррупции.

Выработанные руководителями правоохранительных органов на совместные меры способствовали совершенствованию межведомственного взаимодействия, активизации работы оперативных подразделений, определению и устранению слабых мест в противодействии коррупции.

О наметившейся тенденции активизации деятельности правоохранительных органов в сфере уголовного преследования коррупционеров свидетельствует увеличение количества уголовных дел этой категории, направленных в суд.

В частности, в первом полугодии 2011 года в суд для рассмотрения по существу было направлено 51 дело.

В настоящее время расследуются уголовные дела, вызвавшие большой общественный резонанс, по факту получения взятки в сумме более 2 млн. руб. госслужащим областного уровня за оказание покровительства и содействия при заключении контракта на поставку товаров для государственных нужд; по факту хищения бюджетных средств в особо крупном размере с использованием служебного положения руководителем юридического лица совместно с заместителем главы районной администрации.

Совместными усилиями удалось переломить ситуацию, связанную с обеспечением интенсивности противодействия взяточничеству за счет привлечения к уголовной ответственности лиц, пытавшихся дать взятку.

Вместе с тем, важнейшей задачей органов прокуратуры на современном этапе является обеспечение качества предварительного следствия по делам коррупционной направленности.

Борьба с коррупцией ведется прокуратурой по всем направлениям, мы пытаемся задействовать весть комплекс предоставленных нам полномочий.

Одним из таких направлений является надзор за исполнением законов и законностью правовых актов в сфере противодействия коррупции. В этой сфере нами выявлено более 2 тыс. нарушений, в целях устранения которых внесено 850 актов прокурорского реагирования.

Оценка выявляемым нарушениям давалась через призму возможного создания условий для незаконного обогащения должностных лиц, хищения ими бюджетных средств, корыстного злоупотребления служебным положением.

Выявленные нарушения были связаны, с непредставлением сведений о доходах и имуществе, с несоблюдением установленных запретов и ограничений, нарушением порядка деятельности комиссий по урегулированию конфликта интересов.

К примеру, по представлению прокурора была уволена с государственной службы сотрудница Добровского отдела Управления Росреестра, находившаяся в непосредственной подчиненности своей дочери - заместителя начальника отдела.

В сфере государственных и муниципальных закупок было выявлено более 150 нарушений, связанных с необоснованным отказом от конкурсных процедур, "дроблением" заказов, неправомерным отклонением заявок, проведением закупок по уже выполненным работам, отсутствием контроля за исполнением государственных и муниципальных контрактов, предоставлением преференций отдельным юридическим лицам.

Прокурором Задонского района выявлен факт заключения муниципального контракта на строительство водопровода на сумму более 2 миллионов рублей без проведения торгов.
В ходе прокурорских проверок давалась оценка не только формальному исполнению требований закона, но и комплексно анализировалась ситуация, в том числе возможные последствия действий или бездействия чиновников.

Так, при проверке исполнения законодательства о закупках в Управлении капитального строительства города Липецка было установлено, что работниками данного управления предоставлены преференции юридическому лицу, выразившиеся в непринятии мер по фактам нарушения муниципального контракта. При строительстве спортивного зала в школе №55 подрядчиком в целях снижения собственных затрат были использованы строительные конструкции, не соответствующие условиям муниципального контракта, проекту, не имеющие сертификатов, не прошедшие государственную вневедомственную экспертизу. Фактически создающие угрозу для жизни учащихся при последующей эксплуатации в образовательном учреждении.

Несмотря на это, должностными лицами управления строительства меры по устранению этих нарушений к подрядчику в течение 8 месяцев не принимались.

Незаконно установленные конструкции были демонтированы только после внесения главе администрации города представления прокуратурой области. В настоящее время строительство продолжается другим подрядчиком, отобранным администрацией с проведением конкурсных процедур, с соблюдением условий муниципального контракта.

Реальные причины бездействия должностных лиц управления строительства в рамках функционирования межведомственной рабочей группы предложено выяснить подразделению по борьбе с экономическими преступлениями.

Активизирована работа прокуроров по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

В результате изучения на коррупциогенность более 6,5 тысяч правовых актов и их проектов в 400 из них выявлены признаки коррупциогенности.

Принятыми мерами нам удалось добиться повышения качества муниципального нормотворчества, о чем свидетельствует и тот факт, что в анализируемых органами прокуратуры проектах содержалось почти в 3 раза меньше коррупционных факторов, чем в ранее принятых.

Несмотря на то, что пока еще очень преждевременно торжествовать победу над коррупцией, прокуратура Липецкой области нацелена на бескомпромиссную борьбу с этим негативным явлением, и имеет для этого необходимые силы и ресурсы.

Ведущий: Следующий вопрос поступил к нам от Путилиной Инны, предпринимателя из Усмани. Прошлым летом нас очень напугала ситуация с пожарами, и мы боимся её повторения. Слышали, что основная причина таких пожаров — поджоги. Были ли возбуждены уголовные дела или дела об административных правонарушениях? Что сделано для сохранения спокойствия граждан? Спасибо.

Пантюшин И.С.: В 2010 году в области отмечалось значительное число пожаров, связанных с неосторожным обращением с огнем. Наиболее сильно от пожаров пострадали Елецкий, Измалковский и Усманский районы.

К примеру, 29.07.2010 в результате возгорания лесного массива в с. Излегоще Усманского района и дальнейшего распространения пламени были уничтожены 45 жилых домов и 52 дачи граждан данного населенного пункта.

По фактам возгораний были возбуждены уголовные дела. Органами дознания проводятся мероприятия по установлению виновных лиц и привлечения их к ответственности.

В 2011г. перед наступлением пожароопасного периода на территории области органами власти и всеми заинтересованными ведомствами был реализован комплекс мероприятий, направленных на предупреждение повторения прошлогодней ситуации.

В частности, с 01.01.2011 на территории региона создано Управление государственной противопожарной спасательной службы Липецкой области штатной численностью 860 человек.

В апреле на базе Ленинского лесхоза Липецкого района были проведены показательные учения по отработке вопросов взаимодействия при тушении лесных пожаров.

С этого же времени постановлениями главы администрации области на территории региона был введен особый противопожарный режим на период с 28.04. по 15.10.2011 года и ограничено пребывание граждан в лесах. Установлен запрет на разведение костров в населенных пунктах, садоводческих и огороднических товариществах, а также лесных массивах. Кроме того, запрещено сжигание сухой травы и пожнивных остатков на полях.

На учет взято 70 населенных пунктов, расположенных на территориях 10 муниципальных районов области, 15 садоводческих товариществ, 15 детских оздоровительных лагерей, находящихся на землях лесного фонда или граничащих с ним.

На сегодняшний день на территории региона действует 37 федеральных пожарных частей и 36 отдельных пожарно-спасательных постов, что позволяет обеспечить прикрытие области до 99,6 %.
В населенных пунктах, потенциально подверженных угрозе лесных пожаров, созданы добровольные пожарные формирования, которые на сегодняшний день насчитывают около 1000 человек.
Наряду с этим, в области созданы значительные финансовые и материальные ресурсы, призванные обеспечить эффективное проведение противопожарных мероприятий.

Всего в 2011г. на охрану лесов от пожаров выделено более 21 млн. руб. Соблюдение законности при использовании указанных денежных средств находится на постоянном контроле органов прокуратуры.
Прокуратура добилась, чтобы все арендаторы лесных участков разработали проекты освоения лесов, в которых были бы предусмотрены полноценные противопожарные мероприятия.

Проверки, проведенные в лесхозах области, показали, что руководством лесохозяйственных предприятий приняты меры, направленные на предупреждение возникновения лесных пожаров и их своевременную ликвидацию: определены маршруты наземного патрулирования, места для забора воды, расположение мест отдыха, созданы необходимые запасы горюче-смазочных материалов, организовано обучение по пожарной безопасности.

Отдельные нарушения законодательства о пожарной безопасности являлись основанием для незамедлительного принятия мер прокурорского реагирования. К примеру, проведенной прокурором Задонского района проверкой установлено, что в нарушение действующего законодательства о пожарной безопасности администрациями ряда сельских поселений не приобреталось необходимое противопожарное оборудование. В этой связи прокурор в судебном порядке потребовал признать незаконным бездействие глав администраций и возложить на них обязанность приобрести необходимую технику (мотопомпы). Требования прокурора удовлетворены в полном объеме. Всего по результатам проверок горрайпрокурорами в адрес директоров лесхозов и глав сельских поселений внесено 48 представлений, объявлено 69 предостережений о недопустимости нарушений закона, 27 лиц привлечены к административной ответственности. В суды направлено 18 заявлений о признании незаконными бездействий администраций сельских поселений и обязании лесопользователей разработать проект освоения лесов и получить по нему положительное заключение.

Ведущий: Следующий вопрос нам задает Петрова Ирина из Липецка. За последние полтора года идёт очень много разговоров об обеспечении законности в деятельности управляющих компаний, но конкретных результатов пока, к сожалению, не видно. Такое ощущение, что управляющие организации рассчитывают на свою безнаказанность и нашу правовую безграмотность. Когда же будут предприняты меры в отношении нарушителей?

Пантюшин И.С.: Во исполнение указания Генерального прокурора РФ от 15.09.2003 № 7/3-1-991-2000 "Об усилении надзора за соблюдением прав граждан в жилищно-коммунальной сфере" усилия горрайпрокуроров сконцентрированы на обеспечении защиты жилищных прав граждан, в т.ч. в части содержания и ремонта жилых помещений, своевременного предоставления качественных коммунальных услуг, соблюдении действующего законодательства при расходовании средств Фонда содействия реформирования ЖКХ на проведение капитального ремонта жилых домов и переселение из ветхого (аварийного) жилья, своевременном выявлении и пресечении фактов нарушений законности в указанной сфере. Приоритетное значение придавалось осуществлению надзора за деятельностью предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, органов местного самоуправления, контролирующих органов.

К сожалению, результаты прокурорских проверок свидетельствуют о том, что не все должностные лица органов местного самоуправления и руководители предприятий ЖКХ в полном объеме исполняют свои служебные обязанности.

К примеру, итоги проведенных горрайпрокурорами проверок соблюдения законности в жилищной сфере при переселении граждан из ветхого и аварийного жилья, а также проведения капитального ремонта жилых помещений за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ показали, что органами местного самоуправления, управляющими и подрядными организациями зачастую требования федерального законодательства при выполнении мероприятий Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не соблюдаются.

Наиболее распространенными нарушениями являются несоблюдение порядка привлечения управляющими компаниями подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, ненадлежащий контроль со стороны органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств за качеством проводимых работ, превышение тридцатипроцентного лимита оплаты подрядчикам работ без согласования актов их приемки с органом местного самоуправления и т.д.

В зимний период выявлялись многочисленные нарушения со стороны как организаций жилищно-коммунального хозяйства, так и владельцев зданий, руководителей образовательных учреждений.
По результатам проверки соблюдения управляющими организациями Липецка стандарта раскрытия информации о своей деятельности в адрес 13 руководителей, которыми не были раскрыты сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности и выполняемых работах по содержанию и текущему ремонту общего имущества, прокурорами были внесены представления.

Одним из важнейших приоритетов был надзор за законностью при обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. По указанию прокурора области был установлен особый порядок рассмотрения обращений ветеранов войны, срок разрешения которых был сокращен до 10 суток.
За 6 месяцев 2011 года в защиту жилищных прав ветеранов войны горрайпрокурорами внесено 13 представлений, опротестовано 6 незаконных правовых актов.

Всего в первом полугодии 2011 года было выявлено 1454 нарушений в сфере эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства и исполнения жилищного законодательства. В органы представительной и исполнительной власти области, местного самоуправления, контролирующие и правоохранительные структуры, руководителям предприятий и организаций внесено 177 представлений. Опротестовано 145 незаконных правовых актов, предостережено 18 должностных лиц. По результатам проведенных проверок к дисциплинарной ответственности привлечено 66 человек; к административной ответственности - 36. В защиту интересов граждан направлено 195 исковых заявлений в суд, что почти вдвое больше, чем в прошлом году.

Конечно же, сами по себе эти цифры ничего не говорят, но за ними судьбы людей, чьи права мы смогли защитить.

По каждому обращению к нам мы проводим проверку, принимая в рамках предоставленных нам полномочий, меры по устранению выявленных нарушений и привлечению виновных к установленный законом ответственности.

Уверен, что совместно с органами власти мы сумеем переломить ситуацию и в такой "болезненной" сфере как ЖКХ.

Ведущий: Недавно стало известно, что в скором времени в отношении наркозависимых правонарушителей будет возможна замена уголовного наказания на принудительное лечение в случае совершения ими преступлений небольшой степени тяжести. Интересно ваше мнение на этот счет. Что это даст, и как это будет способствовать борьбе с наркоманией?

Пантюшин И.С.: Действительно, такое предложение по инициативе службы по контролю за оборотом наркотических средств обсуждалось 08.04.2011 на заседании "круглого стола" в управлении ФСКН области с представителями правоохранительных органов и органов государственной власти региона.
Борьба с наркоманией - насущная проблема нашего времени, но это задача, требующая серьезного комплексного подхода.

Возможность введения в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство норм поощрительного характера заслуживает внимания. Их применение может дать положительный эффект в борьбе с преступностью в целом, в том числе способствовать борьбе с наркоманией.

Однако прекращение уголовного преследования в качестве варианта побуждения к лечению от наркозависимости в отношении лиц, совершивших преступление небольшой тяжести, не всегда может быть признано обоснованным.

Действующее законодательство уже содержит в себе положения, предусматривающие право следователя и суда прекратить уголовное преследование в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 75 УК РФ, то есть, если оно вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным (часть 1 статьи 28 УПК РФ). Регламентация и дальнейшая конкретизация данной нормы применительно к наркопреступлениям являются излишними.

Поэтому представляется, что добровольное желание виновного избавиться от наркозависимости должно учитываться судом при назначении наказания, либо решении вопроса о прекращении уголовного дела наряду с иными обстоятельствами, относящимися к личности преступника и мотивами совершенного им преступления.

Поэтому, не оспаривая важность вопроса профилактики наркопреступлений, прокуратурой области предложенная концепция не была поддержана.

Ведущий: Следующий вопрос поступил к нам от Найдёнова Николая из Липецка. Пантюшин И.С., мне доводилось слышать, что прокуратура Липецкой области помогает детям-сиротам. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом и о других благотворительных мероприятиях. Спасибо.

Пантюшин И.С.: Во-первых, мне бы хотелось отметить, что вопрос соблюдения федерального и регионального законодательства в части обеспечения прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей находится на постоянном контроле в прокуратуре области. Прокуроры добиваются неукоснительного исполнения требований по защите личных, имущественных, жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Например, в 2011 прокурорами проводилась активная работа по предъявлению исков в интересах детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Так, если в 2010 в суды направлено 36 заявлений данной категории, за анализируемый период - 142.

Адекватность принятых мер, активизация работы органов власти на данном направлении, свидетельствует об эффективности принимаемых мер прокурорского реагирования.

Мы все знаем: "чужих детей" не бывает, поэтому осуществляя защиту детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в силу своих непосредственных обязанностей, коллектив прокуратуры области принял решение об установлении шефства над ребятами из школы-интерната № 2 г. Липецка.
Наше сотрудничество пришлось на празднование 66 годовщины Великой Победы. В праздничных мероприятиях приняли участие учащиеся школы-интерната. 25 мая для ребят прозвенел "последний звонок". Поздравить своих подшефных с таким значимым событием пришли оперативные работники прокуратуры области. Выпускникам кадетского класса были вручены благодарственные письма за активное участие в проведении торжественного мероприятия.

Мы в самом начале пути нашего взаимодействия, сотрудничества.

Ведущий: Спасибо. Следующий вопрос задают нам жители города Ельца. Нас беспокоит вопрос о защите детей от преступных посягательств в Липецкой области. Какова статистика подобных преступлений, какие мероприятия запланированы для предотвращения подобных преступлений?

Пантюшин И.С.: Любой вопрос, касающийся прав детей, всегда будет актуальным. Наша основная цель - средствами прокурорского надзора обеспечить право граждан, в силу несовершеннолетнего возраста лишенных возможности проявить заботу о себе и принять меры к защите их прав и интересов, и, в первую очередь, по защите детей от преступных посягательств.

В области выработана система противодействия криминальным проявлениям в отношении несовершеннолетних, реализуется комплекс мер по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми, что в целом способствовало снижению количества преступлений данной категории.

Приведу для сравнения статистику: в 2008 году в отношении несовершеннолетних было совершено 851 преступление, в 2009 г. - 669, в 2010г.-653, в 1 полугодии 2011-312(1 полугодие 2010-371). Наверное, стоит отметить, что большинство преступлений корыстной направленности против несовершеннолетних совершено лицами, которые на момент их совершения сами не достигли 18-летнего возраста. Кроме того, дети, воспитывающиеся в семье, где один или оба родителя злоупотребляют спиртными напитками, ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в том числе подвергая их систематическому унижению, побоям, строят свою модель поведения также с позиции силы, что приводит к совершению противоправных деяний в отношении сверстников.

Сфера семейно-бытовых отношений является доминирующей в системе профилактики преступлений против жизни и здоровья несовершеннолетних, часто преступления в отношении детей совершаются самыми близкими им лицами, родителями. В текущем периоде 2011 установлено 11 (6 месяцев 2010 - 8) преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ.

Во все времена самыми ответственными были обязанности отца и матери. За воспитание своего ребенка мы отвечаем не только перед обществом, но и перед своей совестью. Принимаемые нами меры, как видно из статистических данных, приносят свои результаты. Тем не менее, формирование основ поведения ребенка закладываются исключительно в семье. Ребенок не рождается хорошим или плохим, его воспитывает , прежде всего, пример собственных родителей. Хотя порой, очень тяжело объяснить сыну или дочери, что жизнь -единственное сочинение, которое нельзя переписать начисто.

Ведущий: Участвует ли прокуратура Липецкой области в мероприятиях по правовому просвещению граждан? Особенно вопрос актуален для старшеклассников и студентов специальных учебных заведений.

Пантюшин И.С.: Прокуратурой области уделяется большое внимание правовой пропаганде. На лекциях, сходах граждан, в трудовых коллективах, правовых рубриках популярных еженедельников оперативные работники прокуратуры разъясняют действующее законодательство, стараются самым исчерпывающим образом ответить на вопросы граждан.

Особенное внимание, безусловно, нами уделяется правовому воспитанию несовершеннолетних.
Совместно с другими заинтересованными ведомствами мы систематически проводим с учащимися разнообразные "круглые столы", где в ходе живой дискуссии рассказываем об ответственности несовершеннолетних за совершение правонарушений и преступлений, об их правах и обязанностях, об опасности наркотизации и алкоголизма и др.

По инициативе прокуратуры в ряде районов области проведены конкурсы рисунков и плакатов, направленные на профилактику наркомании.

В прошедшем году в рамках повышения эффективности правового воспитания молодежи нами был организован и проведен "круглый стол" на тему: "Нюрнбергский процесс: суд времени", в котором принял участие советник Генерального прокурора РФ, бывший Генеральный прокурор СССР, президент Межрегиональной общественной организации "Выдающиеся полководцы и флотоводцы Отечества", доктор юридических наук, профессор Сухарев А.Я.

В дискуссии об уроках истории и проблемах современности приняли участие представители исторической науки, студенты исторических и правовых факультетов вузов области, воспитанники кадетских классов учреждений общего образования, ветераны. С целью повышения эффективности работы по созданию единого правового пространства на территории области, исключению из регионального и местного законодательства положений, способствующих различным коррупционным проявлениям, "Союз юристов Липецкой области" и прокуратура области заключили соглашение о сотрудничестве. Примером такого сотрудничества стало участие прокуратуры в реализации проекта, разработанного правовым управлением Липецкого областного Совета депутатов совместно с Ассоциацией юристов России и направленного на профессиональную адаптацию студентов правовых факультетов вузов области. К примеру, студенты юридических факультетов ЕГУ им И.А. Бунина, Елецкого филиала НОУ "РосНОУ" активно участвуют в правовом просвещении населения города, оказывают помощь на добровольной основе в написании обращений граждан в здании прокуратуры города в дни приема прокурора и его заместителей.

Учитывая актуальность для населения региона вопросов ценовой политики на продукты питания, прокуратура области приняла участие в первом заседании дискуссионного клуба "Мост", созданного по инициативе липецкого журналистского сообщества. К участию в разговоре, прошедшем в формате ток-шоу, были приглашены представители государственной власти, контролирующих органов, руководители региональных политических партий, в т.ч. "Единой России", ЛДПР, "Справедливой России", КПРФ, представители научных кругов Липецкой области, товаропроизводители, администрация сети продовольственных магазинов "Пролетарский".

Ежегодно в предверии новогодних праздников с целью предупреждения трагических событий, связанных с гибелью людей на пожарах, прокуратура разъясняет ответственность за нарушение федерального законодательства о пожарной безопасности, в т.ч. при использовании и реализации населению пиротехнических изделий.

Благодаря, в т.ч. и такой разъяснительной работе, нам удалось избежать трагедии, подобной пожару в развлекательном учреждении города Перми, унесшем более ста молодых жизней.

Значительно возросло количество выступлений оперативных работников, посвященных проблемам борьбы с коррупцией.

В эфире телерадиокомпании "ВГТРК-Липецк" начальник отдела прокуратуры области по надзору за исполнение законодательства о противодействии коррупции проинформировал население о мерах, принимаемых по пресечению таких проявлений в учреждениях здравоохранения. В последствии указанный сюжет был отмечен на межрегиональном конкурсе в Саратове на лучший антикоррупционный видеоматериал.

Мы строим правовое общество, поэтому поднятая тема искоренения правового нигилизма, бесспорно, актуальна, и мы будем Тамепризнательны всем неравнодушным гражданам за их предложения о путях совершенствования этой работы.

Ведущий: Следующий вопрос нам задает Росткова Раиса Сергеевна, пенсионерка из Данкова. Пантюшин И.С., возможно, мне не к Вам нужно обратиться, но почему же так часто повышаются цены на лекарства? Кто это контролирует, и кто может наказать продавцов за это? Спасибо.

Пантюшин И.С.: Начиная с августа 2009 года, нами осуществляется ежемесячный мониторинг соблюдения законодательства в сфере ценообразования на лекарственные средства аптечными учреждениями всех форм собственности.

Несмотря на то, что экономическая ситуация в стране, к сожалению, вынуждает многих производителей лекарственных средств повышать цены на свою продукцию, в Липецкой области нам удалось не допустить массовых нарушений порядка ценообразования на лекарственные средства, в т.ч. в период сезонных обострений респираторных заболеваний.

С этой целью горрайпрокурорами систематически проводятся проверки исполнения требований постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 № 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства" и приказа Управления по ценам и контролю в сфере размещения государственных заказов Липецкой области от 25.02.2010 № 5, которым с 01.03.2010 установлены предельные оптовые и розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.

В прошлом году случаи необоснованного завышения цен на лекарственные препараты были допущены только в 28 аптечных учреждениях из 476, осуществляющих фармацевтическую деятельность на территории области.

Вместе с тем, нельзя не признать, что нарушения в сфере оказания населению фармацевтических услуг носят достаточно распространенный характер. Например, прокурором Октябрьского района г. Липецка установлены факты несоблюдения сроков обеспечения лекарствами льготной категории граждан, в связи с чем люди были вынуждены приобретать порой очень дорогостоящие, но жизненно необходимые им лекарства за счет собственных средств.

Имели место нарушения действующего законодательства о лицензировании медицинской и фармацевтической деятельности.

В отдельных аптечных учреждениях отсутствовал минимальный ассортимент лекарств, установленный действующим законодательством, нарушались условия их хранения.

Только в этом году за допущенные нарушения в данной сфере по требованию горрайпрокуроров 46 должностных лиц аптечных учреждений привлечено к дисциплинарной ответственности, 77 - к административной ответственности, направлено в суд 7 исковых заявлений, объявлено 2 предостережения о недопустимости нарушения закона.

Ведущий: Пантюшин И.С., нас радует, что в последнее время не стало видно игровых автоматов. Похоже, что в решении этого вопроса постепенно наводится порядок. Интересно, а будет ли наводиться порядок с вопросом проституции в нашем городе? В печатных изданиях свободно публикуются объявления, в которых указаны телефоны досугов и притонов, иногда попадаются визитки и рекламные материалы соответствующего содержания. Неужели так сложно найти преступников и наказать их? Вопрос поступил к нам от Меркуленко Инны Андреевны, пенсионерки из Липецка.

Пантюшин И.С.: Действительно, результаты ежедневного мониторинга общедоступных Интернет-ресурсов, включая gdecasino.org и forumcasino.ru, свидетельствуют о том, что новых данных о местах проведения на территории региона азартных игр не размещалось. Повторные рейды по ранее выявленным местам проведения азартных игр позволили постепенно переломить ситуацию. Количество незаконных игорных заведений неуклонно сокращается.

Что касается второй части вашего вопроса, к сожалению, проблемы недостаточно эффективной борьбы с проституцией объясняются в т.ч. и несовершенством нашего законодательства. В их числе можно назвать отсутствие четкого законодательного определения понятия "проституция", сложность доказывания фактов вступления в половую связь за плату, нехватка кадров.

Не случайно проблема борьбы с проституцией приобрела международный характер.

Держатели притонов давно используют новые технологии. Вместо устаревших объявлений в газетах - online-реклама во всемирной сети. Распространение такой информации в сети Интернет вообще вне поля правового регулирования.

Одним из типичных случаев лжепредпринимательства является создание коммерческих организаций для оказания, к примеру, массажных услуг без реального намерения заниматься коммерческой деятельностью, а с целью прикрытия содержания притонов для занятия проституцией.

Содержатели и руководители таких "фирм" фактически не могут быть привлечены к уголовной ответственности, поскольку чрезвычайно трудно доказать истинный характер их деятельности.

Ведущий: Следующий вопрос поступил к нам от Кутищевой Евгении, предпринимателя из Лебедяни. Здравствуйте. Прочитала в газете, что при областной прокуратуре действует межведомственная рабочая группа по содействию малому и среднему бизнесу, а также общественный совет по защите предпринимателей. Стоит ли мне, как предпринимателю, обращаться туда в случае необходимости, и как это сделать?

Пантюшин И.С.: Безусловно стоит, если вы считаете, что ваши права нарушены. Для этого вам необходимо написать заявление территориальному прокурору либо непосредственно в прокуратуру области.

Вы можете обратиться к нам через интернет-приемную, созданную на сайте прокуратуры области либо по телефону доверия, его номер размешен на нашем сайте. Ежедневно с 9-00 до 18-00 в прокуратуре области ведет прием дежурный прокурор, составлен график приема граждан руководителями прокуратуры.

Мы открыты для всех, выбирайте удобный для вас способ.

По вашему заявлению мы проведем проверку и, если информация о допущенных нарушениях подтвердится, примем все необходимые меры к восстановлению ваших прав.

Вообще хотелось бы отметить, что в создании инвестиционно привлекательного имиджа области есть и немалая заслуга прокуратуры, всемерно защищающей права и законные интересы субъектов малого и среднего бизнеса. К примеру, с начала года прокуратура отказала в удовлетворении 72% поступивших из государственных контролирующих органов заявлений о согласовании в проведении внеплановых проверок субъектов малого и среднего бизнеса, опротестовано 90 незаконных правовых актов, ущемляющих права предпринимателей, по результатам рассмотрения представлений прокурора 36 должностных лиц привлечено к административной ответственности.

В центре постоянного внимания органов прокуратуры находится деятельность уполномоченных органов при исполнении контрольно-надзорных функций и реализации разрешительных процедур. При этом прокурорами выявлялись многочисленные грубые нарушения требований законодательства в работе вышеназванных органов.

К примеру, в связи с выявленными нарушениями внесено представление в адрес руководителя ГУМЧС РФ по Липецкой области с постановкой вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц.

Прокурорами Хлевенского, Краснинского и Воловского районов принесено 28 протестов на Правила содержания территорий и элементов внешнего благоустройства в сельских муниципальных образованиях, которыми вопреки требованиям действующего законодательства на хозяйствующие субъекты возлагалась обязанность уборки территории на расстоянии 50 метров от периметра предоставленного им земельного участка.

Работа в данном направлении организована на постоянной основе и будет продолжена в дальнейшем.

Ведущий: Пантюшин И.С., интернет-аудиторию интересует каков общий срок ответа на сообщение о преступлении, направленном в районную прокуратуру? Что делать, если ответ так и не получен?

Пантюшин И.С.: В связи с изменившимся уголовно-процессуальным законодательством органы прокуратуры в настоящее время не наделены полномочиями по разрешению сообщений о преступлениях.

В соответствии с приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27.12.2007 № 212 "О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях" поступающие в органы прокуратуры подобные сообщения по почте или иными средствами связи незамедлительно фиксируются в Книге учета сообщений о преступлениях и безотлагательно передаются в орган, уполномоченный рассматривать их в соответствии с законом.
В случаях, когда о фактах готовящегося или совершенного преступления сообщается в ходе личного приема граждан, заявителю разъясняется порядок подачи заявления, сообщается наименование и адрес органа, компетентного рассмотреть и разрешить сообщение о преступлении.

Согласно ст. 144 УПК РФ решение по сообщению о преступлении должно быть принято компетентным органом расследования в трехсуточный срок. Вместе с тем, в зависимости от сложности доследственной проверки он может быть продлен до 10 суток, а в случае производства документальных проверок, ревизий, исследований - до 30 суток. В случае принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела копия соответствующего постановления должна быть направлена заявителю в течение 24 часов. О возбуждении уголовного дела заявитель уведомляется незамедлительно.

Нарушения федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях могут быть обжалованы прокурору либо в судебном порядке.

Ведущий: В последнее время в прессе широко обсуждается вопрос о значительных нарушениях, допущенных при строительстве детского сада №17, сказано также, что подобные дефекты выявлены и в других вновь сданных в эксплуатацию социальных учреждениях. Скажите, пожалуйста, кто виноват в этом, и почему так получается, что новые здания строятся с таким халатным отношением?

Пантюшин И.С.: Прокуратурой Октябрьского района г. Липецка по заданию прокуратуры Липецкой области проведена проверка по факту разрушения здания МДОУ детского сада № 17 г. Липецка, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Теперика, д. 8.

Строительство детского сада осуществляло ЗАО "Промстрой", проектная документация была составлена ОАО ПИ "Липецкгражданпроект". По проектной документации строительства детского сада Управлением Главгосэкспертизы России по Липецкой области было выдано положительное заключение.

Однако при проектировании и производстве работ нулевого цикла в полной мере не были учтены специфические свойства грунтов.

Гидрологические условия площадки детского сада за период с 1991 по 2011 г., начиная с периода начала строительства до периода эксплуатации здания свидетельствуют об интенсивном техногенном подтоплении участка, что связано с рядом факторов, как объективного , так и субъективного характера, в т. ч. отсутствие на территории 26 микрорайона эффективно работающей ливневой канализации; утечки и аварийные сбросы воды из систем тепло-, водоснабжения и канализации на территории жилой застройки 26 микрорайона.

Распоряжением главы администрации г. Липецка Гулевского М.В. от 17.06.2011 г. № 423-р "О ликвидации последствий непреодолимой силы" постановлено приостановить работу детского сада № 17 г. Липецка и незамедлительно приступить к выполнению комплекса работ, направленного на приведение помещения детского сада в пригодное для эксплуатации состояние. В результате работы комиссии по определению причин осадки фундамента здания и проверке соответствия выполненных конструкций здания проектным решениям было установлено, что строительные работы ЗАО "Промстрой" выполнены с нарушением правил безопасности, что повлекло причинение крупного ущерба.

08.07.2011 прокурор Октябрьского района направил материалы проверки по факту нарушения правил безопасности при ведении строительных работ, что повлекло разрушение здания детского сада в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного преследования.

Вместе с тем, сложившаяся ситуация свидетельствует о недостаточно эффективной работе государственных контролирующих органов в сфере строительства.

Наша задача средствами прокурорского надзора добиться кардинального изменения этими органами своего отношения к исполнению возложенных на них полномочий.

Ведущий: Следующий вопрос поступил к нам от Марии Яковлевны, липецкого учителя. В 2009 году я вложила все сбережения, оставшиеся после смерти мужа, ветерана войны, в размере 150 000 руб. в кооператив "Жильё в кредит" под 28% годовых. Через некоторое время выяснилось, что кооператив был организован с целью обмана граждан. Директора так и не нашли. По этому делу был суд, но судебные исполнители разводят руками. Что делать?

Пантюшин И.С.: Мошенничество - один из самых изощренных преступлений против собственности, так как построено на знании психологии и стереотипов поведения человека. Основной принцип указанного вида преступления - ввести жертву в заблуждение и побудить её добровольно передать деньги, имущество, материальные права мошеннику. Поэтому правоохранительные органы постоянно предупреждают: "Будьте бдительны! Не поддавайтесь соблазну получить что-либо на чрезмерно выгодных условиях, существенным образом отличающихся от тех, что предлагают на рынке аналогичных услуг".

К сожалению, информации содержащейся в Вашем ответе , недостаточно для развернутого ответа. Поэтому предлагаю в Вам прийти в прокуратуру области на прием к дежурному прокурору с заявлением , в котором следует подробно изложить ситуацию, в которой Вы оказались. Если такой вариант для Вас затруднителен, то можно направить заявление по почте либо воспользоваться возможностями Интернет-приемной, открытой на сайте прокуратуры области.

Ведущий: В 2010 году я узнал, что являюсь ответчиком по делу о наследстве. Я подал заявление в Левобережную прокуратуру с просьбой провести прокурорскую проверку на законность действия нотариуса, но в прокуратуре мне порекомендовали подать заявление в суд и доказывать свою правоту самостоятельно. Я не доволен таким ответом. Что мне делать? Вопрос поступил к нам от Александра Дмитриевича из Липецка.

 

Пантюшин И.С.: Ответ районного прокурора вы можете обжаловать в прокуратуру области. У нас достаточно квалифицированных специалистов способных проверить ваши доводы и, в случае, если это в нашей компетенции, защитить ваши права.

Стенограмма интернет-конференции размещается на сайтах: ООО "Гарант-Сервис" www.garant48.ru; ИА ГАРАНТ http://www.garant.ru/action/regional/; Прокуратура Липецкой области www.lipprok.ru.

Читать ГАРАНТ.РУ в и