Компания и партнеры Cотрудничество Сотрудничество с органами государственной власти Интернет-мероприятия Региональные интернет-мероприятия Первые итоги реализации программы Ивановской области "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста на 2011-2013 годы"

Первые итоги реализации программы Ивановской области "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста на 2011-2013 годы"

5 августа в конференц-зале ООО "Гарант-Инфо" состоялась интернет-конференция начальника Департамента социальной защиты населения Ивановской области Эрмиш Ирины Геннадьевны. Исходный текст стенограммы размещен на сайте компании ООО "Гарант-Инфо" г. Иваново www.garantinfo.ru.

Тема интернет-конференции: "Первые итоги реализации программы Ивановской области "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста на 2011-2013 годы".

Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория, уважаемые гости.

Разрешите представить нашего гостя - начальника Департамента социальной защиты населения Ивановской области - Эрмиш Ирину Геннадьевну. Ирина Геннадьевна, добрый день! Прежде всего разрешите поблагодарить Вас за то, что нашли время приехать сегодня к нам.

Итак, мы начинаем нашу интернет-конференцию, тема которой "Первые итоги реализации программы Ивановской области "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста" на 2011-2013 годы". Перейдем к обсуждению поступивших вопросов.

Итак, первый вопрос. Ирина Геннадьевна, каковы основные задачи программы Ивановской области "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста" на 2011-2013 годы?

Эрмиш И.Г.: Я начну ответ на этот вопрос с цифр статистики. Сегодня в области проживает 271 тысяча граждан старшего поколения. Кто относится к этой категории? Во всем мире принято считать, что это люди, находящиеся за чертой трудоспособного возраста. В России таковыми считаются женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет. 271 тысяча - это почти 26% от общей численности населения области. По этому показателю Ивановская область относится к числу, так скажем, самых "старых" регионов России, старше нас только 6 регионов РФ. Программа была разработана именно потому, что это 26% населения, они требуют огромного внимания, учитывая их возраст и статус.

Вопросу качества жизни граждан старшего поколения в последнее время уделяется большое внимание. Осенью прошлого года состоялся Государственный Совет под председательством Президента страны Дмитрия Анатольевича Медведева, где рассматривались проблемы старшего поколения. Соответственно, у нас в области была разработана и принята программа по повышению качества жизни пожилых граждан. Ключевая, генеральная задача этой программы сформулирована в ее названии. Если разобрать её по направлениям, то к задачам программы относится и улучшение социального обслуживания с повышением его качества и усиление социальной защищенности граждан старшего поколения, улучшение качества медицинского обслуживания, развитие коммуникативных способностей пожилых граждан, их культурное, досуговое обслуживание.

Программа носит комплексный характер. В ее реализации участвуют все органы исполнительной власти, ветеранские организации, различные партийные объединения. Сегодня мы находимся в активной стадии реализации этой программы.

Ведущая: Спасибо огромное, перейдем к следующему вопросу. Каковы первые итоги реализации этой программы?

Эрмиш И.Г.: Программа была принята 1 марта текущего года. Она включает несколько разделов. Большой и самый ресурсоёмкий раздел - это обеспечение мер социальной поддержки граждан старшего поколения. Я должна сказать, что в целом на реализацию мер социальной поддержки различных льготных категорий (основную часть которых составляют, конечно, граждане старшего поколения) из консолидированного бюджета области направляется ежегодно около 1,5 млрд рублей: предоставляются льготы ветеранам труда, труженикам тыла, гражданам, отнесенным к категории реабилитированных. Вы знаете, что с 2006 года в регионе введена новая категория - ветеран труда Ивановской области. Таких граждан сегодня почти 19 тысяч. Тот раздел, про который я говорю, реализуется в полном объеме на основании нормативных документов, принятых в области, за счет средств областного бюджета.

Следующий раздел - это организация социального обслуживания граждан старшего поколения. Отмечу, что в целом в области достаточно развитая сеть социального обслуживания. На территории каждого муниципального образования функционирует центр социального обслуживания. Клиентами этих служб, в основном, являются граждане старшего поколения. Сегодня на базе центров социального обслуживания, в рамках программы, созданы межведомственные мобильные бригады (у нас действует уже 21 такая бригада). Это направление работы впервые было сформулировано в нашей программе. Мы с большим вниманием подошли к его развитию, поскольку Ивановская область относится к числу сельских регионов. В основном все службы, которые предоставляют различные государственные и муниципальные услуги гражданам, располагаются на территории районных центров. Для граждан пожилого возраста, проживающих в сельской местности, доступность этих услуг является проблемой. Учитывая возраст, маломобильность этой категории населения, мы выявили потребность в приближении муниципальных и государственных услуг к месту жительства пожилых. Мобильные бригады носят межведомственный характер и формируются из специалистов разных служб. В эти бригады входят специалисты социальной защиты населения, социального обслуживания, активно участвуют медики и специалисты службы занятости, специалисты иных ведомств. Мы очень тесно работаем с главами муниципальных образований, с главами сельских поселений. Каждый выезд бригады формируется таким образом: сначала определяются потребности в тех или иных специалистах, после этого комплектуется бригада и осуществляется информирование граждан – люди знают, что к ним приедут специалисты определенных ведомств и они помогут решить те или иные вопросы. Согласно отчетным данным, с момента реализации этой программы осуществлено 211 выездов в отдаленные населенные пункты и обслужено более 3 тысяч человек.

Следующее, что было организовано в рамках программы - это межведомственные бригады по оказанию неотложной социальной и медицинской помощи гражданам старшего поколения. Это также создано для граждан, которые проживают в отдаленных населенных пунктах, где нет приближенного пункта медицинского обслуживания, социальных услуг. Точно также мы работаем с главами сельских поселений: поступает сигнал, и бригада неотложной помощи выезжает на место, обследует ситуацию и принимает решение - при необходимости человека госпитализируют или принимают на социальное обслуживание. Таких неотложных случаев в текущем году уже было 48. Всем гражданам оказана необходимая помощь.

Следующее направление - это оказание транспортных услуг гражданам старшего поколения. Данная услуга (называется она "социальное такси") очень востребована. Пока у нас созданы 4 подразделения "социальное такси". За истекший период времени услугой воспользовались более 500 человек – она привлекательна для граждан старшего поколения в первую очередь ценой. Поскольку это "социальное такси", одной категории граждан, имеющей низкие доходы, транспортные услуги поставляются бесплатно, а другой категории - за частичную плату. В любом случае оплата транспортных услуг ниже, чем при использовании услуг такси в обычном порядке.

Следующее очень интересное и востребованное направление, которое мы начали реализовывать в этом году с принятием программы - это открытие Интернет-клубов для граждан пожилого возраста. Я думаю, вполне вероятно, что обученные уже в наших Интернет-клубах граждане, сегодня (в рамках интернет-конференции) как раз и задают нам вопросы. В 9 центрах социального обслуживания организованы специальные пункты по обучению граждан компьютерной грамотности. Мы привлекали к участию в реализации этого направления и общественные объединения, нашли серьезный отклик и понимание со стороны общественности. Эта услуга очень востребована, у нас даже имеется небольшая очередность на курсы. Около 150 человек уже прошли обучение и стали уверенными пользователями компьютера. Мы планируем, что за год будет обучено около 300 человек. Активно включился в эту работу Ивановский учебно-методический центр информатизации и оценки качества образования, который располагается на территории города Иваново и точно также проводит обучение, в том числе граждан пожилого возраста. Число обученных за весь период работы этого центра составляет более 300 человек, 53 из них - пенсионеры.

Следующее направление, которое также начало развиваться с принятием программы, - это "библиотека на дому". Эта услуга оказалась тоже очень востребованной, – в первую очередь гражданами, которые проживают в сельской местности. Как вы понимаете, библиотеки сегодня есть в основном в районных центрах, и доступность библиотечных услуг для граждан, которые проживают в отдаленных населенных пунктах, не очень высока. У того, у кого есть родственники, которые могут достать необходимую литературу и периодические издания, проблем нет. А когда человек проживает один или в семье пенсионеров, проблемы могут возникнуть. В данном случае социальные работники взяли на себя обязательство по заявкам доставлять ту или иную литературу гражданам. По нашим данным уже около 10 тысяч человек воспользовались этими услугами.

Отдельно нужно сказать о том, что для граждан старшего поколения принципиально важными являются вопросы сохранения и укрепления здоровья. В нашей программе серьезное внимание уделяется этому направлению. Здесь мы работаем совместно с органами и учреждениями здравоохранения. Что касается наших учреждений социального обслуживания, то в 12 районах области созданы школы здоровья для граждан пожилого возраста. В них прошли обучение более 200 человек. В основном школы здоровья организуются на базе отделений дневного пребывания для граждан старшего поколения. Есть одна школа, которая располагается на территории Иванова, это школа по обучению навыкам ухода за пожилыми и больными людьми. Пока на территории города Иваново мы просто исследуем это направление на востребованность. Как оказалось, эти вопросы актуальны для трудоспособных граждан, которые в силу семейных обстоятельств имеют необходимость обучения этим навыкам. На сегодняшний день мы имеем многочисленные положительные отклики со стороны жителей областного центра, которые уже прошли обучение, и будем исследовать это направление на предмет востребованности в других муниципальных образованиях. Его развитие возможно путем осуществления выездных семинарских занятий специалистами Ивановского комплексного центра по заявкам наших служб в другие муниципальные образования.

По линии здравоохранения также в рамках программы организуются и открыты школы здоровья по профильным направлениям, где пожилым рассказывают, как нужно себя вести при том или ином заболевании (среди них такие, как "гипертонические заболевания", "сахарный диабет", "заболевания желудочно-кишечного тракта", "суставные заболевания" и "профилактика травматизма у пожилых"). За истекший период обучение в этих школах здоровья на базе учреждений здравоохранения уже прошли более 300 человек.

Что касается развития информационного направления для граждан старшего поколения, то в настоящее время созданы телефоны "Горячая линия" во всех центрах социального обслуживания. Сейчас пожилые люди могут по телефону осведомиться об услугах, предоставляемых нашими учреждениями, получить консультационную помощь. Информацию о номерах этих телефонов граждане могут узнать из местных средств массовой информации, а также через глав сельских поселений, с которыми мы очень тесно взаимодействуем. С мая в областном Департаменте действует телефон "Горячая линия", звонок на который является бесплатным для жителей всей области. Я напомню, что телефон горячей линии функционировал с 2006 года, но основными пользователями этой услуги были жители города Иваново, поскольку это городской телефон, и звонок на него был бесплатным только для них. С мая текущего года эта бесплатная услуга доступна и для жителей удаленных уголков нашей области. Я оставлю для вас этот номер, чтобы большее количество жителей могли им воспользоваться, – 8-800-100-1660.

Очень хорошо воспринимаются нашими пожилыми людьми все культурные, спортивные и досуговые мероприятия, которые организуются для них и в муниципальных образованиях, и областными структурами, в частности – органами социальной защиты населения; активно подключился к реализации этой программы Департамент спорта. Так, за зимний период было проведено несколько спортивных мероприятий для пожилых – в основном, лыжные состязания, шахматные турниры. Я думаю, что это направление имеет перспективы развития. Библиотеки очень активно включились в работу с пожилыми гражданами. Должна напомнить, что на территории области на базе учреждений социального обслуживания работает 55 клубов ветеранов; в основном их участниками являются женщины, которые занимаются и танцевальным творчеством, и хоровым, вяжут, вышивают. Здесь каждый желающий может найти занятие по душе. Самое важное, и это подтверждается практикой, - это, конечно, общение, возможность найти собеседника по интересам. Вот одна из основных функций, которую выполняют сегодня наши учреждения. Реализация программы будет продолжаться, ее действие не ограничивается этим годом. Причем, возможно, что дальнейшие мероприятия будут появляться и формулироваться самими пожилыми гражданами.

Что очень важно - в начале реализации этой программы мы заказали социально-экономическое исследование положения граждан пожилого возраста. Исследование выполнял Ивановский государственный университет, кафедра социальной работы и прикладной социологии. Результаты исследования нам представлены и будут использованы для дальнейшей корректировки программы.

Ведущая: Мне 71 год. Состояние моего здоровья оценивается как нормальное. Где я могу пообщаться с близкими по возрасту людьми?

Эрмиш И.Г.: Отчасти я на этот вопрос уже ответила. Напомню, что в каждом муниципальном образовании есть центр социального обслуживания, на базе которого действуют отделения обслуживания на дому (для тех, кто не может сам себя обслуживать, кому требуется помощник - социальный работник), отделения временного проживания (куда граждане помещаются на определенный период времени - до 6 месяцев, где им предоставляются услуги и социальные, и медицинские, и бытовые). И есть отделение дневного пребывания. В сообществе социальных работников мы называем эти отделения "детскими садами для стариков", куда люди приходят пообщаться с равными себе по возрасту, по интересам, сформировать навыки ведения здорового образа жизни, получить дополнительные социальные услуги. Там также организуется питание. У нас уже есть постоянные клиенты таких отделений. Могу добавить, что 71 год - это тот возраст, когда можно быть активным участником различных мероприятий, организуемых в отделениях дневного пребывания. Мы приглашаем сюда всех желающих. Телефоны и адреса отделений дневного пребывания есть на сайте Департамента. Кроме этого можно воспользоваться телефоном "Горячая линия", где консультанты дадут исчерпывающую информацию.

Ведущая: Если цены на продукты в магазине ниже, то, как правило, их качество хуже. Как быть нам, пожилым людям, живущим на одну пенсию?

Эрмиш И.Г.: С 2010 года государством решена глобальная проблема низкой доходности пенсионеров. На государственном уровне введена федеральная социальная доплата, она предоставляется тем пенсионерам, которые имеют материальное обеспечение ниже величины прожиточного минимума. Ежегодно в каждом субъекте РФ законом, то есть представительным органом власти, принимается величина прожиточного минимума для пенсионера. В прошлом году на 2011 год величина прожиточного минимума была принята в размере 4304 рубля, - мы ориентируемся на эту сумму. Те граждане, из числа пенсионеров, которые имеют доход ниже этой суммы, получают федеральную социальную доплату. По данным Пенсионного фонда, а выплата проводится по его линии, таких у нас в целом за год было 25 тысяч человек. К этому нужно добавить, что сегодня средний размер пенсии по Ивановской области составляет около 8000 рублей, то есть большая часть пенсионеров получает пенсию выше величины прожиточного минимума. Кроме того, большинство пенсионеров получает льготы. Только 20% пенсионеров их не получает. Программой предусмотрено развитие сети социальных магазинов, в которых все основные продукты продаются по сниженным ценам. Это не значит, что они плохого качества. Это означает, что владелец той или иной торговой точки принимает на себя социальные обязательства, заключает соответствующее соглашение с органом местного самоуправления о том, что его торговая точка будет продавать определенный перечень продуктов по сниженным ценам. Это развитие частно-государственного партнерства в рамках реализации этой программы. На территории города Иваново более 30 торговых точек работают со статусом социального магазина по реализации продукции по сниженным ценам.

Ведущая: Боюсь социальных работников и волонтеров, переживаю за свое имущество. Что нужно знать, чтобы быть в безопасности?

Эрмиш И.Г.: Опасения, наверное, обоснованы, поскольку в последнее время средства массовой информации наполнены сведениями о том, что есть люди, которые готовы воспользоваться доверчивостью пожилых. О чем нужно помнить, оформляясь на социальное обслуживание на дому? Во-первых, никаких договоров между физическими лицами быть не должно. При зачислении человека на социальное обслуживание на дому для прикрепления к нему социального работника заключается договор между гражданином и учреждением. В этом договоре оговариваются различные условия: какие услуги будут предоставляться, по какому графику социальный работник будет посещать пожилого человека, сколько будут стоить эти услуги. Поясню: есть определенный гарантированный перечень услуг - бесплатный, есть также перечень услуг, который предоставляется сверх гарантированного, за деньги. Стоимость этих услуг зависит от дохода пенсионера. До постановки пенсионера на обслуживание должно состояться знакомство с социальным работником, они должны побеседовать, обговорить все нюансы взаимодействия. Наши работники имеют удостоверения. Если пойти по правильному пути, заключив договор, познакомившись заранее со своим социальным работником, опасения исчезнут.

Ведущая: Моя бабушка живет в сельской местности, социальной помощи не получает. Куда следует обратиться, чтобы ей предоставлялись социальные услуги на дому?

Эрмиш И.Г.: Существуют отделения социального обслуживания на дому. Для предоставления социальных услуг на дому родственникам или самому пенсионеру необходимо сделать звонок в центр социального обслуживания, обозначить потребность в таком виде услуг. Уже обследовав его социально-бытовое положение, исследовав потребности в тех или иных видах услуг, будет принято решение: либо ему будут предоставлены социальные услуги на дому, либо предложено социальное обслуживание в условиях временного проживания, либо какие-то другие виды услуг. Родственники могут обратиться от имени пенсионера, обозначить все проблемы.

Ведущая: В новостях видели, что для женщин пожилого возраста есть танцевальный кружок. Как туда попасть и где получать информацию о досуговых мероприятиях для пенсионеров?

Эрмиш И.Г.: На все подобные вопросы я буду адресовать интернет-аудиторию в центры социального обслуживания. За всей информацией о досуговых мероприятиях, о работе клубных объединений, в число которых входят и танцевальные кружки, и хоры ветеранов, необходимо обращаться в центры либо на телефон "Горячая линия" Департамента, а мы подскажем, куда удобнее обратиться, где такие клубы есть.

Ведущая: Какова процедура получения книг в библиотеке на дому?

Эрмиш И.Г.: Как правило, информацию о потребности в данном виде услуг мы получаем от глав сельских поселений. Если пенсионеры на территории поселения заинтересованы в такой услуге, выезжает мобильная бригада, определяются с предпочтениями в чтении и по каталогу библиотеки определяют перечень литературы, который необходимо доставить пенсионеру. По мере прочтения той или иной книги, социальный работник просто производит обмен.

Ведущая: Мои дети уже выросли, у них своя жизнь, а ухаживать за мной некому. Есть ли в Иванове дома престарелых, где можно жить постоянно?

Эрмиш И.Г.: Этот вид обслуживания мы с вами еще не обсуждали. У нас в области функционируют 10 учреждений стационарного социального обслуживания, но не нужно снимать со счетов и отделения временного проживания, которые открыты в 24 муниципальных образованиях. Сегодня доступность стационарного социального обслуживания для граждан пожилого возраста максимальная, очередности для зачисления на этот вид обслуживания нет. Благодаря тому, что в 2008 году введён в эксплуатацию новый спальный корпус в Богородском доме-интернате, проблема очередности в дома-интернаты в Ивановской области закрыта. Кроме того, в 24 муниципальных образованиях функционируют отделения временного проживания. Полагаю, это то, с чего следует начать - понять, сможет ли человек проживать в подобных учреждениях. Этот вид обслуживания наиболее приближен к месту жительства. Как правило, эти услуги востребованы гражданами, проживающими в сельской местности. Так, если человек одинок, зимой ему в силу возраста и имеющихся заболеваний тяжело себя обслуживать, тяжело топить дом, принести воды, - в этом случае, как правило, на зимний период, мы предлагаем места в отделениях временного проживания. Обозначить проблему самообслуживания нужно в органы социальной защиты населения по месту жительства.

Ведущая: Можно ли обучение работе на компьютере, в Интернете пройти на дому?

Эрмиш И.Г.: На данный момент дистанционно мы не обучаем компьютерной грамотности, Интернет-клубы созданы на базе отделений дневного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов. Но по мере возрастания такой потребности этот вопрос можно будет решить. Сегодня очень активно к реализации этого направления привлекаются различные общественные структуры. Думаю, ряд занятий можно провести и на дому. Предлагаю заявителю обозначиться, и мы в индивидуальном порядке посмотрим, что можно сделать.

Ведущая: Сейчас лето, и на даче я постоянно в движении, а зимой опять буду сидеть дома, врач ругает, что в холодное время мало двигаюсь. По телевизору рассказывают о том, что в разных городах, особенно в Европе, все делают зарядку. Когда в Иванове будет также?

Эрмиш И.Г.: Хороший вопрос, я бы его адресовала присутствующим сегодня на конференции телевизионным средствам массовой информации. Наверное, это предложение на перспективу – о тематической программе для пожилых, которую можно ввести на нашем Ивановском телевидении. Да, есть над чем подумать, а пока приглашаю к участию в работе наших групп здоровья, открытых при центрах социального обслуживания.

Ведущая: Маме 82 года, она нуждается в постоянном уходе. Я готова быть постоянно рядом, но не имею навыков по уходу за больными родственниками. К кому я могу обратиться?

Эрмиш И.Г.: К сожалению, непонятно, из какой территории области этот вопрос. Я уже говорила в начале нашего общения, что в городе Иваново при Комплексном центре социального обслуживания открыта школа для обучения родственников пожилых и инвалидов навыкам ухода за больными людьми. В этой школе даются очень полезные знания и серьезные навыки. Если это вопрос от жителя города Иваново, то я приглашаю его поучаствовать в работе нашей школы, а если вопрос от жителя другого населенного пункта, то я прошу позвонить на телефон горячей линии, обозначить ту территорию, на которой он проживает. Возможно уже в ближайшее время мы будем формировать график выезда преподавателей этой школы для проведения семинаров, в ходе которых навыки помощи по уходу за больными, сведения о необходимой медицинской помощи будут донесены до слушателей этих семинаров.

Ведущая: Ирина Геннадьевна, спасибо огромное за подробные и исчерпывающие ответы, а главное - за заботу о старшем поколении. Разрешите от лица компании Гарант поблагодарить вас за то, что приехали. Желаем вам успехов и новых побед!

Эрмиш И.Г.: Спасибо большое!

Читать ГАРАНТ.РУ в и