Актуальные проблемы развития системы образования региона и приоритетные задачи на 2011 год

3 мая 2011 года в 11:00 в конференц-зале управления образования и науки Липецкой области состоялась интернет-конференция, на которой выступил начальник управления образования и науки Липецкой области Юрий Николаевич Таран.

Тема интернет-конференции: "Актуальные проблемы развития системы образования региона и приоритетные задачи на 2011 год".

Ведущий: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Сегодня компания "Гарант" и управление образования и науки Липецкой области проводят интернет-конференцию, посвященную деятельности управления.
Юрий Николаевич, что удалось сделать в Липецкой области для того, чтобы заострить внимание общества на проблемах педагогов, поднять престиж учительской профессии? А что, к сожалению, так и осталось в планах?

Таран Ю.Н.: Я понимаю, что данный вопрос связан с завершением "Года учителя", который был объявлен указом президента Российской Федерации. Восприятие "Года учителя" в обществе и педагогической среде было неоднозначным. Все привыкли, что если объявляется какой-то тематический год, то непременно последуют материальные блага. Однако, целью "Года учителя" было привлечь внимание педагогов и общества в целом к тому, что сейчас есть в региональном и федеральном образовании. Те задачи, которые мы ставили на "Год учителя", в основном, удалось реализовать, все, что планировалось, сумели достичь, но хотелось бы отметить, что, родительская общественность, к сожалению, еще пассивна в обсуждении проблем образования. В наших планах не было, но "Год учителя" показал, что нам сегодня надо более остро говорить о проблеме оплаты труда педагогов. Обычно этот вопрос звучит только относительно того, когда и на сколько будут повышать заработную плату. Анализ предыдущего года показал, что нужно обращать внимание на такое понятие, как производительность труда учителя, а ранее мы вообще об этом никогда не говорили. Также нужно говорить о том, что есть большое дифференцирование, большое различие по тому, как сегодня строится оплата труда. Несмотря на то, что она в принципе осуществляется по одним нормативам, заработок педагогов в территориях региона отличается. Средняя зарплата учителя, например, в Добринском или Липецком районах отличается от средней зарплаты в Воловском районе на три тысячи рублей, и это существенная разница, которая также наблюдается и в оплате труда директоров и учителей одной школы, поэтому уже в этом году мы проводим цикл встреч, и это не всегда приятные разговоры. Понятно, что обсуждается больная тема, но её надо решать. Я хочу, чтобы учителя уже сегодня знали, что денег в образовании сейчас достаточно, но они не всегда правильно используются, и мы вскрываем ситуации, когда заработная плата руководителей школ достигает тридцати пяти - сорока пяти тысяч рублей, при этом средняя зарплата учителя остается на уровне девяти тысяч рублей. Считаю это абсолютно неправильным. Это свидетельствует о том, что руководители недобросовестно относятся к вопросам распределения денежных средств среди коллектива. Поэтому во втором полугодии 2011 года мы эту работу продолжим и четко установим взаимосвязь заработной платы с результатами труда, а если говорить откровенно, то это ещё вопрос взаимосвязи заработной платы и совести руководителей школ. Ну и, завершая свой ответ, хотелось бы сказать, что вопрос престижа учительской профессии мы напрямую связываем с работой самого учителя, а также с развитием системы образования. Сегодня каждая четвертая семья старшеклассника тратит время и средства на поиск репетитора, для того, чтобы он получил дополнительное образование, и это говорит о том, что уровень и престиж работы учителя не самый высокий. Здесь как бы улица с двухсторонним движением, с одной стороны, государство и общество должны принимать определенные меры, в том числе и относительно заработной платы и улучшения престижа учителя, а с другой стороны - само педагогическое сообщество должно повышать свой профессиональный уровень.

Ведущий: Спасибо за ответ! Следующий вопрос поступил к нам от Трубилина Евгения из города Чаплыгин. Здравствуйте, Юрий Николаевич! От учителей старшего возраста, которых у нас немало, особенно в районных школах, приходится слышать, что их очень беспокоит, кто придет им на смену. Я окончил педагогический ВУЗ в прошлом году и тружусь не по специальности. Мои однокурсники, побывав на педпрактике, часто разочаровываются и говорят, что работа с детьми – это не для них, что существуют более престижные профессии. Что планируется сделать для решения этой проблемы?

Таран Ю.Н.: Эта проблема вечная, никогда не было стопроцентного выхода на работу выпускников по той или иной специальности. К сожалению, педагогическая профессия относится к числу одной из самых сложных: она эмоционально затратная, это профессия, в которой человек постоянно находится в ситуации, когда ему необходимо принимать ответственные решения, которые касаются судьбы ребенка. Я считаю, что может быть действительно Евгению не повезло, у нас достаточно сбалансированная ситуация с кадрами, хотя, конечно же, наметилась тенденция старения среди кадрового состава. Но у нас в среднем около 13 % пенсионеров и 7% молодых педагогов. Педпрактика, действительно, очень серьезный показатель, и в принципе хорошо, когда люди после ее окончания принимают решение, что все таки педагогическая специальность не для них. Было бы страшнее, если те люди, которые не любят детей, не любят педагогическую профессию, пришли в школы. Мне бы хотелось сегодня сказать, что давно наметилась необходимость более тщательного отбора абитуриентов на педагогические специальности. Здесь нужны специальные психологические исследования и тесты, более строгий отбор, ведь речь идет о средствах, которые тратятся впустую. К примеру, в среднем тридцать пять тысяч в год стоит подготовка специалиста в вузе по педагогической специальности. Умножьте эту сумму на пять лет, и мы получаем сто семьдесят пять тысяч впустую потраченных рублей. Получается, что мы их попросту выбросили, специалист не пошел работать. Считаю это неправильным, к тому же человек, который выбрал одну специальность, а работает совсем в другой сфере тоже чувствует себя некомфортно.
Модернизация системы отбора на педагогические специальности в вузах необходима. И также не нужно забывать, что набор персонала - это полномочия образовательного учреждения, ведь молодой специалист приходит в школу и пишет заявление о приеме на работу на имя директора. Многие руководители сегодня на словах готовы принять молодых, а на деле, как мне кажется, работа ведется не должным образом. Скорее всего, это происходит от того, что учитель получает от объема часов, и нужно обеспечить соответствующую нагрузку и предусмотреть надбавки молодому специалисту, потому что он пока не может получать за результаты труда, и его нужно соответственно поощрить, проавансировать. Но на деле получается, что руководители школ от лозунгов к конкретным действиям переходят редко, и я считаю, что директорам школ сегодня нужно грамотно работать экономически и кадрово. Директора школ - очень редкие гости на пятых курсах педвузов, а они со своей стороны должны приезжать и приглашать новых учителей. Я обычно слышу: - "Вот как приглашать на четыре тысячи?" Не на четыре тысячи, безусловно, надо приглашать на заработную плату, которая соответствовала бы заработной плате по образовательному учреждению. Вот у меня совсем недавно был разговор с одним директором школы в Долгоруковском районе, который сказал, что у него трудится девушка с красным дипломом, выпускница одного из наших университетов, она воспитательница группы продленного дня и получает зарплату меньше четырех тысяч рублей. Все дело в том, что в день она работает два часа, 5 дней в неделю, таким образом, за десять рабочих часов в неделю она получает около четырех тысяч в месяц. Это, наверное, сопоставимая заработная плата, а если человек работает тридцать часов в неделю, то, конечно же, у него оплата его труда будет больше.
В мае директорам школ будет рекомендовано поприсутствовать на распределении выпускников, но не в качестве гостя, а в качестве работодателя, который заинтересован в том, чтобы кто-то пришел им на смену. Ещё раз подчеркну, что это надо делать и по совести и по закону.

Ведущий: Юрий Николаевич, для строителей главные показатели – введение новых квадратных метров жилья, для сельского хозяйства – тонны зерна. А каковы главные показатели для системы образования?

Таран Ю.Н.: Я могу сказать, что существуют два указа Президента об эффективности работы: это указ №825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" и указ №607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", где перечислено достаточно много показателей, в том числе по образованию около семидесяти, и они как раз и являются показателями эффективности нашей работы. Приведу несколько из них. Например, соотношение между количеством учащихся и работников отрасли. Мы используем такой термин, как индекс нагруженности учителя, иными словами, какое количество учителей приходится на количество учеников. К сожалению, пока мы не выходим на существующие государственные нормативы. Что касается наполняемости класса, то продуктивная наполняемость в городской школе двадцать пять человек, в сельской - четырнадцать. У нас эти нормативы по многим городским школам, особенно в маленьких городах, не выполняются, да и в Липецке, и в Ельце еще есть пока к чему стремиться. Также, безусловно, существует такой показатель, как ЕГЭ, а также результаты участия наших ребят в различных конкурсных испытаниях, в том числе олимпиадах по общеобразовательным предметам. Существуют сегодня и несколько показателей развития системы образования, а так же уровень заработной платы учителя и отличие ее от средней заработной платы по экономике. Считаю, что работа по определению показателей развития образования должна рассматриваться комплексно.

Ведущий: Спасибо, Юрий Николаевич! Следующий вопрос звучит более конкретно. Какие изменения произойдут при модернизации системы профессионального образования города Ельца, Липецкой области в 2011 году? Вопрос задал Виктор Щукин из Ельца.

Таран Ю.Н.: Вопрос актуальный, потому что Елец - второй по величине город в нашей области, который имеет систему профессионального образования, где работают университет, филиалы вузов, есть и начальное, среднее профессиональное образование. Причем, в Ельце представлены как государственные учреждения, так и негосударственные, есть федеральные учреждения среднего профессионального образования. Здесь мы видим несколько путей развития системы профессионального образования, и, прежде всего - это оптимизация сети, то есть появление более крупных образовательных учреждений. Этот вопрос связан с тем, что демографическая ситуация сегодня не позволяет использовать в полную силу здания, оснащенность и оборудование, которые задействованы сейчас. Здания профессиональных училищ наполнены всего на две трети, хотя могут вместить гораздо больше учащихся, но они, к сожалению, не приходят к нам на обучение. Вариант второй заключается в том, что мы будем максимально использовать ресурсы существующих учреждений. На базе Елецкого промышленно-экономического техникума мы сегодня создали ресурсный центр по машиностроению, который является базовой площадкой, где могут повышать квалификацию и преподаватели, также работники действующих предприятий, и где учащиеся могут получать повышенные разряды. В результате мы рассчитываем получить высококвалифицированных специалистов по машиностроительному профилю. Можно рассматривать ещё одно направление, которое тоже будет способствовать развитию профобразования. Это поиск новой формы работы наших учреждений согласно принимаемому закону "Об образовании". Если в законе будет принято решение о слиянии техникумов и училищ, то мы естественно будем обязаны исполнить этот закон, и существующие училища будут объединены с техникумами, а возможно какие-то училища смогут самостоятельно поднять свой профессиональный уровень и преобразуются в техникумы, то есть эта работа будет вестись уже не только по нашей инициативе, а в рамках реализации закона.

Ведущий: Юрий Николаевич, следующий вопрос нам задает Ларина Евгения из Липецка. Как обстоит дело с дистанционным обучением детей с ограниченными возможностями здоровья? Коснутся ли грядущие преобразования этой немаловажной для детей-инвалидов проблемы?

Таран Ю.Н.: Дистанционное обучение детей-инвалидов - это одно из направлений национального проекта "Образование" и в Липецкой области мы его реализуем третий год. Несмотря на то, что на эти цели выделены очень большие средства, я могу сразу сказать, что пока радости от этого очень мало. Мы создали центр дистанционного образования на базе нашей школы-интерната III – IV вида, за которым уже более ста детей закреплены, развезли оборудование, подключили к интернету, ведутся дистанционные занятия. Однако, несмотря на все это, есть серьезная проблема. Во-первых, технология дистанционного обучения достаточно сложна и дорога, и мы сегодня понимаем, что хотелось бы дойти до каждого ребенка, но даже тех больших средств, которые мы сегодня получили, порой не хватает для того, чтобы установить качественную интернет-линию к самому удаленному селу. Это связано с тем, что мы тратим, не побоюсь этого слова, миллионы, для подключения нескольких детей к интернету, и поэтому порой средств просто не хватает.. Несмотря на то, что выделено порядка двадцати миллионов из федерального и областного бюджетов, мы надеялись на эти средства подключить к примеру двадцать человек, а подключаем пять человек, потому что цены очень высокие, и на мой взгляд, они просто непомерно завышены, и от этого обидно. Во-вторых, часто нет понимания со стороны родителей и учителей школ, где эти дети-инвалиды занимались. Ранее они были прикреплены к общеобразовательной школе, но учились на дому, а мы сегодня предлагаем юридически перевести детей из общеобразовательной школы в центр дистанционного образования. Взамен родитель получает оборудование, которое мы привозим, получает учителей, но, возникает вопрос смены специалистов, которые будут работать с этими детьми. Возникает вопрос взаимной ответственности. У нас были случаи, когда родители соглашались на это только в том случае, если это оборудование будет нами подарено. Но это оборудование стоит сотни тысяч рублей, естественно, оно не может быть подарено. Также огорчает непонимание со стороны учителей и врачей, которые начинают отговаривать родителей от этой программы. Нередко родителям задают вопросы: "Зачем вам это нужно? Вот ребенок у вас лежит дома, к нему и так приходят два или три учителя из школы и это нормально". Это ненормально, когда мы начинаем анализировать, выясняется, что ребенок все равно не получает образование должного качества, которое может быть сегодня получено с использованием современных технологий. Я призываю заинтересованных в решении этой проблемы обращаться в школу-интернат III – IV вида, руководителем которой является Народный Учитель России И.И. Батищев. На ее базе создан центр дистанционного образования. Посмотрите на то оборудование, которое там есть, что предлагается детям, и как это работает. Мы хотим, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья получили полноценное, на сколько это возможно, образование, но вышеуказанные моменты препятствуют тому, чтобы образованных детей становилось больше. Мы сейчас пытаемся набрать еще порядка пятидесяти человек для дистанционного образования, но возникает очень много трудностей. Эта проблема выражается еще и в том, что у детей очень много различных отклонений, и понятно, что эти дети должны заниматься в специальных коррекционных образовательных учреждениях, но этих детей вопреки здравому смыслу прикрепляют к общеобразовательным школам, а они все равно обучаются на дому. Вот факт: ребенок к четвертому классу не умеет ни хорошо читать, ни писать, а у него, кстати, стоят по предметам пятерки. Его мама считает, что учителя в этой школе хорошие, а в центре дистанционного образования все будет обстоять неизвестно как, возможно, ребенку нужно будет начинать обучение сначала. Поэтому я считаю, что работа в этом направлении должна вестись честно. Нельзя наживаться за счет детей с ограниченными возможностями здоровья. Что значит наживаться? К примеру, обучение на дому стоит определенных денег, и когда ребенок переходит в центр дистанционного образования, безусловно, школа теряет эти средства, и под этим предлогом многие учителя отговаривают от перехода в другое учреждение. Учитывая вышесказанное, вопросов по дистанционному образованию детей-инвалидов психологического и организационного характера очень много. Мы их решаем и решим в конце концов, но в очередной раз убеждаюсь, что все проблемы детей рождены взрослыми.

Ведущий: Спасибо! Какова сегодня роль работодателей в подготовке высокопрофессиональных кадров, с каждым годом предъявляющих все более высокие требования к качеству подготовки выпускников? Участвует ли сегодня работодатель в планировании объема выпускников по востребованным специальностям, делает ли заказ на специалистов, как это было раньше в советские времена? Вопрос задал Игорь Александрович, пенсионер из города Грязи.

Таран Ю.Н.: На все эти позиции сразу могу ответить положительно, но с одним комментарием. Конечно, сейчас это происходит в недостаточной степени и не в том объеме, как это было в советские времена, и в некоторых случаях формально. К примеру, сегодня училище решает по заявкам системы общепита обучить поваров-кондитеров, а когда встает вопрос о трудоустройстве, руководители предприятий общепита говорят - не гарантируем. Мы считаем, что это формальный подход к делу. Это первое. Второе, каждый работодатель желает получить не просто готового специалиста, а специалиста высокого класса, но мы же прекрасно понимаем, что из стен учреждения выходит молодой специалист, которого надо доучивать на производстве. Кроме того, многие работодатели сегодня не хотят нести ответственность за подготовку этих кадров. Причем, нам сегодня нужна не материальная поддержка на закупку оборудования, как это было ранее, - училища и техникумы имеют неплохое оборудование. Сегодня актуальна проблема предоставления мест для производственной практики. Теоретическую подготовку, основы, специалист получит в стенах учебного заведения, но познакомиться с реальным производством он может только на практике. Понятно, что это связано с затратами и изменением режима работы того или иного предприятия, поэтому работодатель идет на это очень неохотно. Оттого и получается, что молодой специалист часто не готов к работе на производстве. Хочу заметить, что эта проблема существует во всей стране, и на нее обратил внимание президент. К примеру, 31 августа 2010 на совместном заседании государственного Совета и комиссии по модернизации и техническому перевооружению предлагались пути решения этой проблемы. В принятой федеральной Программе развития образования есть подпрограмма, связанная с профессиональным образованием, где указано, что если регион желает получить федеральные деньги мало запланировать областное софинансирование, нужно также привлекать средства работодателя. Несмотря на хорошие наработки в этой области, связанные с национальным проектом "Образование", где целый ряд училищ и техникумов получали поддержку на федеральном и региональном уровнях, но масштабно эта работа еще не началась. Мы понимаем, что на каждое профессиональное училище или техникум должно быть порядка пятнадцати – двадцати пяти миллионов "живых денег" для решения только этой проблемы. Эти средства могут быть направлены и на модернизацию оборудования, и на ремонт жилых помещений, и на организацию стажировок преподавателей, а также на создание рабочих мест у себя на производстве. Привлекать средства работодателей - идея безусловно правильная, но сейчас работодатель пока не готов активно включаться в этот процесс.

Ведущий: Спасибо! Юрий Николаевич, ни для кого не секрет что обсуждение нового образовательного стандарта для старшеклассников вызывает у граждан волну возмущения. Возможно, это происходит из-за недостатка информации, ведь мы, обычные граждане, слишком мало знаем о структуре современного образования и грядущих изменениях в образовательных стандартах. Интересно Ваше мнение на этот счет.

Таран Ю.Н.: Я как-то ранее уже высказывался, что у нас обычно пересказывают пересказы других. Хочу при этом обратить внимание, что образовательный стандарт - это серьезный нормативный документ, и, на мой взгляд, он не требует широкого обсуждения, его должны обсуждать компетентные специалисты. Потому что стандарт, - это, прежде всего определенные понятия, связанные с суммой знаний умений и навыков, которые должен освоить ребенок. Считаю, что стандарты также нельзя обсуждать в целом, нужно смотреть на отдельные области образования. Например, образовательный стандарт для старшеклассников планируется ввести только к 2020 году, поэтому подходить с мерками начала двадцать первого века к тому, что будет осуществляться уже в третьем десятилетии, неправильно. Еще десять лет назад, например, мобильный телефон был дорогой игрушкой, а сегодня он есть у многих младших школьников. Нам предстоит понять, что сегодня важнее для школьника, для специалиста будущего: каллиграфия, умение пользоваться ручкой, или умение пользоваться клавиатурой. Вот такие вопросы, конечно же, должны обсуждать специалисты, и это участие должно быть не эмоциональным, а рациональным, основанным на знаниях о том, как развивается система образования. Мы сегодня говорим и о нанотехнологиях, и использовании космоса. Понятно, что школа должна готовить ребенка и к будущему, а главные споры сегодня ограничиваются в основном тем, какие предметы будут по выбору, а какие обязательными. Получается ещё, что спорят те, которые эти предметы выбирать не будут. Это актуально для учителей тех детей, которые сейчас только готовятся пойти в школу. Я считаю, что у новых стандартов очень много позитивного, ведь даже та математика, которую сейчас преподают в школе, - это открытия, сделанные до XVIII века. А что, открыто учеными в последние десятилетия, практически не находит отражения в школьной программе. А история? У нас история начинает переписываться с каждым десятилетием. Что у нас было в семнадцатом году прошлого века? Революция, или большевистский переворот? Вот эти серьезные вопросы должны найти отражение в новых образовательных стандартах, ведь то, что еще вчера было понятно, сегодня представляется расплывчато. Я считаю, что разработчики стандартов проделали очень большую работу, и обсуждать, в том числе и на уровне общества, их нужно рационально, исходя из тех перспектив, которые будут в будущем. Сейчас в обществе нередки мнения о том, что нужно вернуться к тому, что было в Советском Союзе, но так ведь не бывает. Если мы говорим, к примеру, о модернизации экономики, то естественно, нужно модернизировать и образование. Интегрироваться в школьную программу должны современные научные отрасли, также я поддерживаю то, что в программу должны включаться такие предметы, как "естествознание" и "Россия в современном мире". Сейчас получается, что критикуются предметы, которых еще нет в школьной программе, а нужно не критиковать, нужно нам всем вместе подумать, как эти предметы сделать полезней. Вот, к примеру, глобализация, к которой все мы относимся осторожно. Но она же имеет место в современном мире, и россияне путешествуют сегодня по всем странам и континентам и наблюдают то, к чему школа пока, к сожалению, не готовит. Также хочу еще раз отметить, что стандарты будут внедряться постепенно. С сентября этого года начнут внедряться стандарты начальной школы, а стандарты для старшеклассников будут введены только через десять лет, и говорить о том, что они плохие, сегодня рано.

Ведущий: Спасибо, Юрий Николаевич! Следующий вопрос особенно актуален для жителей нашего города. Что делается с ситуацией по нехватке мест в детских садах, и что делать тем, кому не досталось места в детском саду?

Таран Ю.Н.: Для решения этого вопроса делается достаточно много, и это полномочия муниципалитетов, то есть каждый ищет свои варианты. К примеру, в Ельце открываются группы дошкольников в школах, а Липецк по этому пути не идет, считают, что наши школы переполнены. На мой взгляд ситуация с дошкольными учреждениями достаточно странная. Возможно, она связана с тем, что у нас очень высоко доверие к власти со стороны граждан, ведь в Липецке сегодня очень мало фирм, занимающихся частными детскими садами. Учитывая, что средняя заработная плата жителей по экономике и по среднему доходу на душу населения сопоставима с тем, что есть сегодня в Белгородской и Воронежской области, но у нас один частный детский сад, а в Воронеже в пять раз больше. С чем это связано? Для меня это пока загадка. Сегодня по этому вопросу к нам обращаются и состоятельные люди, которые могут нанять гувернера и няню, но они желают, чтобы их малыши ходили в детский сад и развивались в группе со своими сверстниками, в процессе социализации. Наша система дошкольного образования, действительно, одна из лучших в мире. Но она очень дорогостоящая, потому что фактически детский сад является учреждением полного дня, где ребенок и кушает, и спит, где с ним проводят развивающие занятия. Учтите также, что все это работает на хорошем уровне и соответствует жестким санитарным нормам. К примеру, в США и в странах западной Европы в массовых детских садах питание детей является компетенцией родителей, у нас же питание организовано, а мамы и папы ещё предъявляют претензии. Понятно же, что организация питания экономит средства родителей. Скажу также, что глава администрации Олег Королев выступил с инициативой, в которой предусмотрены денежные компенсации для тех родителей, которые не могут устроить ребенка от трех до шести лет в детский сад. В сумме из областного бюджета на семью будет выделено пять тысяч рублей. Мама сама может воспитывать ребенка дома, либо нанять частного воспитателя или няню.

Ведущий: И следующий вопрос связан с предыдущим. Какие меры будут приниматься для решения проблемы дефицита кадров в дошкольных учреждениях в 2011 году?

Таран Ю.Н.: У нас сегодня многие детские сады не укомплектованы кадрами, и если брать в целом заработную плату работников системы образования, получается, что в дошкольных учреждениях она низкая. Нами были предприняты меры по решению данной ситуации. Во-первых, с 1 января на 5% была повышена заработная плата работникам дошкольных учреждений, и с первого июня она повысится еще на 6,5%. Детские сады относятся к полномочиям муниципалитетов, и муниципалитетам сегодня необходимо изыскивать средства для повышения заработной платы. Если говорить откровенно, тут очень много нюансов. К примеру, зарплата работника детского сада в Липецке и в районном центре номинально одинакова, а уровень жизни и уровень цен отличается. В районах воспитатель может получать зарплату на уровне средней зарплаты по району. Каждому муниципалитету эту проблему нужно решать индивидуально, готовых рецептов тут нет, надо и зарплату повышать, и детские сады строить.

Ведущий: Спасибо за ответ. Юрий Николаевич, будет ли в ближайшее время совершенствоваться система оплаты труда педагогов? Я посещал Китай прошлым летом и был удивлён тому, что в этой стране "учитель" и "чиновник" - это профессии-синонимы по престижности. Вопрос задает Копытин Владимир, бизнесмен из города Грязи.

Таран Ю.Н.: Естественно, система оплаты труда педагогов будет совершенствоваться, и нам хотелось бы заложить туда некоторые принципы. Например, взаимосвязь средней заработной платы руководителя образовательного учреждения от средней заработной платы педагогов, чтобы не было порой такой вопиющей разницы. Нам бы хотелось заложить более серьезный отрыв в оплате труда специалистов высокой категории от тех, кто имеет просто подтверждение своей педагогической квалификации. На тему престижности мы уже говорили, и в целом я хочу сказать, что сегодня разрабатывается ряд позиций, связанный с тем, чтобы признать педагогов государственными или муниципальными служащими, но эта пока только идея. Опять же в этой системе много перекосов, когда, к примеру, у директора школы есть семь заместителей, естественно, это ложится нагрузкой на фонд оплаты учителей. Ставка завуча формируется из учительских зарплат. Если на пятьсот детей в одной школе у директора семь заместителей, а в другой школе на такое же количество детей пять заместителей, то становится ясно, что можно управляться и без лишних заместителей. Работа в этом направлении, безусловно, предстоит большая. Если говорить о престиже учительской профессии, могу повториться, что зарплата руководителей школы во многом сопоставима с зарплатами чиновников. Для меня было откровением то, что когда мы приглашаем на работу к себе в управление, очень многие отказываются. Мне стало ясно, почему. Зарплата консультанта в управлении ниже зарплаты многих директоров школ.

Ведущий: Спасибо! Следующий вопрос поступил к нам от юриста Александра из Липецка. Юрий Николаевич, оказывать платные услуги школам не запрещали уже с 1992 года, однако с 2011-го 83-ФЗ открывает такому заработку широкую дорогу. Это касается описанных законом так называемых автономных учреждений, в этот статус может перейти и школа. Поэтому у меня такие вопросы: какова цель 83-ФЗ относительно средних образовательных заведений или, иначе, как "автономия" может способствовать решению поставленных перед школой задач, и есть ли смысл в статусе автономии школе, которая не планирует в принципе изыскивать иные источники финансирования, кроме бюджетных денег?

Таран Ю.Н.: Ну и следующий вопрос, как я вижу, сопоставим с этим вопросом, только в нем приводится пример из армии.

Ведущий: Да. Тогда позвольте мне его зачитать. Юрий Николаевич, как вы считаете, почему вообще встал вопрос о развитии платных услуг в школах? Как это соотносится с общим представлением о государственном среднем образовании? В вооруженных силах, например, никому в голову не приходит предоставить войсковым частям возможность заработать на стороне. Неужели государство не может финансировать образование в полном объеме? Этот вопрос нам задал Владимир Петрович, пенсионер из Ельца.

Таран Ю.Н.: Попробую ответить на эти два вопроса. Я могу сказать, что 83-й федеральный закон как раз сегодня позволяет не просто зарабатывать. Немного не так у нас трактуется этот закон. Он сегодня дает возможность по-другому формировать бюджет образовательный учреждений. В конференц-зале, где мы сейчас с вами находимся, два года назад мы принимали делегацию Аньшаньского педагогического университета из Китая, и я для себя сделал открытие. Ректор этого университета не является педагогом. Он менеджер. И мы сегодня постепенно приходим к тому, что руководителю школы необязательно иметь ученые степени, быть профессионалом именно в педагогической сфере. Не это важно. Ведь мы сегодня говорим о проблемах энергосбережения, уборки территории, проблемах подбора кадров, финансирования и бюджета. Это все задачи директора. К примеру, сегодня школа проводит много мероприятий: это и спортивные состязания, и концерты и прочее. Может ли школа сегодня, организовывая эти мероприятия, зарабатывать? Конечно же. Существуют средства, которые закладываются на культуру, на спорт в муниципалитеты, и школа может, проводя эти мероприятия, получать из бюджета только по другой строке. Та же самая бухгалтерия в школе. В каждом крупном общеобразовательном учреждении должна быть самостоятельная бухгалтерия, тогда легче управлять всеми процессами. Сегодня пока в школе зарплата бухгалтеров черпается из зарплаты педагогических работников. По нашему мнению, это неправильно. Тот же самый 83-й закон позволяет муниципалитету сформировать муниципальный заказ и передать школе деньги отдельной строкой на бухгалтерскую службу, не забирая деньги из того бюджета, который мы передаем школе в расчете на каждого ученика и учителя. Мы также понимаем, что на ученика должно быть определенное количество педагогических работников и прочего персонала, но когда количество прочего персонала зашкаливает, то здесь, естественно, надо принимать меры. Считается так, что на двух учителей приходится один прочий персонал, а у нас же получается один к одному, а порой и больше. Естественно, денег не хватает. Нынешний закон как раз таки все это регулирует, кроме того, он учитывает и то, что школа уже активно занимается платными образовательными услугами, но делает это нецивилизованно. Сегодня родители готовы заплатить дополнительные деньги за то, чтобы ребенок получил дополнительное образование, а школа это делает нелегально. Почему бы не дать школе возможность легального заработка? Но я еще раз подчеркну, что здесь не должно быть никаких перекосов, здесь должна быть совесть, и должен быть закон. То, что сегодня дети получают бесплатно, нужно и в дальнейшем оставить бесплатным. У меня недавно спросили про группы продленного дня. Конечно, они были и будут бесплатными, но сегодня у школы появляется возможность искать новые источники финансирования, и это не обязательно родительская плата. Пока, конечно же, рассуждать на эту тему сложно, но некоторые позиции ясны уже сегодня. Вот нам говорят, не закрывайте нашу школу, это единственный объект в селе, где проходят все мероприятия, начиная с выборов, заканчивая концертами. Ответ, конечно же, напрашивается сам собой, ведь если школа работает и как спортивный центр, и как место для проведения культурных и массовых мероприятий, тогда почему бы это не развить. Также могу сказать, что во многих селах существует две библиотеки, сельская и школьная, а контингент читателей один. Здесь можно передать функцию библиотеки вместе с деньгами школе и не содержать лишнее здание и лишних людей.
Из заданного вопроса мне понравилось предложение, где сказано о смысле автономии в случае, если школа не желает искать другие источники финансирования, кроме бюджетных денег. Если школа не планирует развиваться в этом направлении, то становиться автономией ей совсем не обязательно, поэтому у нас на сегодняшний день автономных учреждений образования минимально и большая часть школ как были, так и останутся бюджетными.

Ведущий: Спасибо за ответ! Следующий вопрос поступил к нам от Таисии Ивановны, учителя из Липецка. Здравствуйте, Юрий Николаевич! Мне, как опытному педагогу, кажется, что одна из задач школы - нивелирование социального неравенства. Ситуация, когда в одном классе часть детей будет учиться по продвинутой программе, так как их родители смогут себе это позволить, явно не способствует нормальному психологическому климату. И сможет ли школа оказать помощь ребенку из малообеспеченной семьи?

Таран Ю.Н.: Я, честно говоря, не совсем понимаю, о чем говорит педагог, о каком социальном неравенстве может идти речь, если после четвертого класса детей начинают распределять по склонности к тому или иному предмету. Уже в начальной школе видно, кто гуманитарий, кто технарь, кто математик, кто склонен к физкультуре и спорту. Безусловно, должна быть гармония, но кто-то будет учиться в "А", кто-то в "Б". Я здесь не вижу серьезной проблемы. Есть система обучения в начальной школе, в том числе и система развивающего обучения Занкова, и это не система обучения для привилегированных людей. Таисия Ивановна безусловно права, когда упоминает о том что школа должна нивелировать социальное неравенство. Здесь я полностью согласен, но выбором программы обучения мы никакого социального неравенства не культивируем. Также сегодня важно понять, что школа должна честно сказать ребенку после девятого класса, что ему, возможно, нет смысла идти в десятый. Вам не обязательно идти в университет, ведь у вас такая склонность и уровень развития, что вам лучше работать руками. Ты будешь классный токарь, электрик, тебе не надо становиться посредственным юристом или программистом. Так нет, у нас всеми правдами-неправдами затягивают в десятый класс, а родители рады. Отсюда у нас переизбыток юристов и экономистов, а как я уже говорил, наши профтехучилища не заполнены, и 80% вакансий сегодня на рынке - это рабочие специальности. А потом спрашивают: "Почему каменщик у нас получает по сорок по пятьдесят тысяч, и где найти сегодня хорошего каменщика?" У нас целый ряд рабочих профессий вообще на грани вымирания. Сегодня ребят не заманишь на бульдозеристов и фрезеровщиков. Они везде требуются, но практически никто не идет. Даже школьная форма, на которой мы сегодня настаиваем, - это и есть возможность исключения социального неравенства. Один пришел в джинсах от "версаче" а другой в джинсах за 500 рублей, - вот здесь отображается социальное неравенство. Бояться различных программ, как способа показать социальное неравенство, не надо.

Ведущий: Спасибо за ответ, и заключительный вопрос. Юрий Николаевич, я слышал, что в ближайшем будущем могут увеличить срок обучения в школе до 12 или даже 14 лет, также это может коснуться и ВУЗов. Меня, как родителя очень беспокоит этот вопрос, ведь если дети начнут самостоятельно зарабатывать в 25 - 26 лет, то мне, как и многим другим родителям придётся обеспечивать своих детей на 3-4 года дольше. Вопрос поступил от Андрея Алексеевича, жителя Добринки.

Таран Ю.Н.: Меня как отца троих детей очень радует позиция Андрея Алексеевича, особенно относительно того, что он думает, что будет обеспечивать детей только до 25-26 лет. Моему старшему сыну столько же, но пока о полном самостоятельном финансировании говорить не приходится. Ну а в целом могу сказать, что такие идеи культивируются уже лет двадцать, временами они забываются. Нет, пока никто не говорит о том, что будет изменен одиннадцатилетний срок обучения. Что касается вузов, то здесь наоборот, вузы переходят на двухступенчатую систему образования, где бакалавриат будет четыре года, это просто высшее образование. Я могу сказать, что ничего не надо бояться. Когда я поступал в начале восьмидесятых годов в высшее учебное заведение, в нашем педагогическом университете филологический факультет обучал четыре года, индустриально-педагогический факультет так же учил четыре года. То, что мы видим сейчас, это хорошо забытое старое. С появлением пятого года появились дни самостоятельной работы, которая, конечно же, важна, но не на первом месте. Магистратура, которая предполагается на два года, это, конечно же, для избранных, это научно-исследовательская деятельность и серьезный шаг в науку.

Ведущий: Спасибо! К сожалению, время нашей конференции ограничено и на все вопросы, поступившие от интернет-аудитории, мы не сможем сейчас ответить. Ответы на вопросы будут размещены на сайтах, указанных в анонсе данного мероприятия.
От имени интернет-аудитории и присутствующих журналистов мы благодарим Вас, Юрий Николаевич, за то, что нашли время ответить на вопросы, которые на сегодняшний день очень актуальны.
Мы получили развернутые ответы на каждый из вопросов. Большое спасибо!

Стенограмма интернет-конференции размещена на сайте ООО "Гарант-Сервис" www.garant48.ru, на сайте ИА ГАРАНТ www.garant.ru и на сайте управления образования и науки Липецкой области http://deptno.lipetsk.ru/.

Читать ГАРАНТ.РУ в и