Перспективы развития Ивановской области

14 апреля в конференц-зале ООО "Гарант-Инфо" состоялась интернет-конференция губернатора Ивановской области, председателя Правительства Ивановской области Меня Михаила Александровича.

Тема интернет-конференции: "Перспективы развития Ивановской области".

Ведущая интернет-конференции - специалист по связям с общественностью компании ООО "Гарант-Инфо" Мясникова Екатерина Александровна.

Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория, уважаемые гости. Сегодня знаменательный день для нашей компании. Разрешите представить нашего гостя - губернатора Ивановской области, председателя Правительства Ивановской области Михаила Александровича Меня.

Добрый день, Михаил Александрович. Прежде всего я хотела бы поблагодарить Вас за то, что нашли время приехать и ответить на наши вопросы.

Мы начинаем нашу интернет-конференцию, тема которой – "Перспективы развития Ивановской области". Мы получили достаточно много вопросов от жителей города Иванова и Ивановской области, из которых впоследствии были отобраны ключевые. Давайте перейдем к их обсуждению.

Как долго будет продолжаться реформирование системы образования? Это сильно сказывается на всех, участвующих в этом процессе, людях, от мала до велика.

Мень М.А.: Я, наверное, могу отвечать только за некую региональную составляющую, поскольку концепцию и стратегию развития образования в стране определяет Министерство образования и науки, а мы уже работаем в указанной системе координат. Я думаю, что нас еще ждут серьезные изменения в системе работы как школьного, так и высшего образования.

На прошлой неделе я был в Москве на очень интересном семинаре для руководителей регионов. К сожалению, они проходят не часто. В числе участников был и Министр образования. Мы долго говорили о многих вещах. В первую очередь, разговор шел об укрупнении определенных ВУЗов и о присоединении средних учебных профильных заведений к ВУЗам. На сегодняшний день эта работа начинается по всем регионам, и мы прекрасно понимаем, что она предстоит и у нас. Пока я не буду ничего озвучивать, потому что мы только сейчас формируем некие предложения как со стороны ВУЗов, так и со стороны учебных заведений, но процесс укрупнения будет. Приведу один пример возможного укрупнения: у нас в регионе давно шла речь о том, чтобы Шуйский университет стал частью Ивановского Государственного университета.

В образовательном сообществе активно обсуждаются инициативы Премьер-министра страны Владимира Владимировича Путина относительно будущей финансовой поддержки для регионов. Мы сейчас определяем, какие у нас есть возможности не просто по, так скажем, защищенным статьям бюджета в сфере образования, это зарплата, в первую очередь, но и те средства, которые идут на развитие. То есть нам здесь будет оказана некая помощь. Я пока тоже не буду говорить, какие цифры, потому что еще идет обсуждение и в Министерстве пока четко не сформулировано, какой будет сумма поддержки нашему региону. Но я думаю, что мы сможем поддержать наше образование, в том числе наших учителей. В режиме онлайн мы видим сегодня много изменений.

Я думаю, что в перспективе тоже будет много различных процессов. Наверное, мы можем дискутировать об их правильности. Так сейчас идет очень серьезная дискуссия о ЕГЭ, но я не думаю, что моя точка зрения может повлиять на эти процессы. Еще раз повторю, что мы работаем в той системе координат, которую задает нам Министерство образования, мы стоим в строю и выполняем те задачи, которые нам ставятся.

Национальный проект "Образование", комплексный проект модернизации образования, национальная инициатива "Наша новая школа" - все проекты в сфере образования направлены на позитивные перемены. Выявлены лидеры образования, сформирована конкурентная среда, привлечены значительные финансовые средства для развития региональной системы образования, существенно обновлена инфраструктура общего образования, реализованы принципиально новые инновационные идеи: стопроцентная информатизация, создание управляющих советов, создание системы независимой внешней оценки качества образования образования и др. На новое качество образования направлено и введение федерального государственного образовательного стандарта, которое планируется до 2020 года. Только так, как нам представляется, и можно обеспечить развитие образования и науки.

Ведущая: Спасибо огромное, перейдем к следующему вопросу, который также касается образования. Михаил Александрович, наслышаны о том, что вы прочитали лекцию на юридическом факультете ИвГУ. Это единственный факультет, с которым вы планируете наладить контакт, или у других факультетов и университетов также есть шанс?

Мень М.А.: Обязательно есть. Дело в том, что я в течение последних 10-12 лет стараюсь не терять педагогические навыки. Когда я работал в Москве, в Подмосковье читал лекции в ВУЗах и решил продолжать эту практику в Ивановской области.

Здесь есть несколько плюсов. Во-первых, это еще одна обратная связь с аудиторией. Я не просто читаю лекции, а в конце, как правило, задаю вопросы и общаюсь со студентами. Я чувствую, понимаю, чем живет молодежь, это очень важно, чтобы понимать, какие проблемы, какие интересы у того поколения, которому мы будем передавать страну через какое-то время. Кроме этого, это безусловно важно для ребят, потому что они могут получить из первых уст информацию о политике, об экономике региона, о том, куда он двигается. Конечно, у меня в ближайших планах встречи и лекции не только с теми ребятами, которые учатся на юрфаке, подобного рода лекция с дальнейшим обменом мнениями будет с теми ребятами, которые учатся экономике. Мы поговорим о региональной экономике, о ее развитии. Я думаю, что это тоже будет очень интересная и взаимополезная беседа.

Ведущая: Следующий вопрос. Возможно ли такое, что в нашем городе когда-нибудь будут хорошие дороги? Если да, то когда ждать этого чуда?

Мень М.А.: Как известно, в России две проблемы. Одна из них - дороги. Если другую проблему нам решить достаточно сложно, то за дороги мы все-таки побороться можем. Я напомню уважаемым нашим телезрителям, слушателям, читателям, что за последние пять лет нам удалось немножко переломить ситуацию. Конечно, она очень далека от совершенства, и каждую весну мы видим ужасное состояние дорог. Но у нас такой климат, и не всегда качество работ соответствует общеевропейским стандартам и нормам. Каждую весну мы опять сталкиваемся с тем, что как будто ничего за лето не сделано.

Но отмечу, что за последние пять лет в сфере ремонта дорог областного центра сделано немало. В общей сложности, за это время было потрачено около 1 млрд. рублей. Ремонтировались центральные проспекты - Фридриха Энгельса, Ленина, Строителей, Текстильщиков, крупные улицы - Лежневская, 10 Августа, Карла Маркса, Громобоя, Куконковых и другие. И, конечно, стоит задача - продолжать начатый масштабный ремонт.

Теперь пришло время заняться и второстепенными дорогами. Я уже рассказывал неоднократно о проекте, участия в котором удалось достичь благодаря сотрудничеству с фракцией Единой России в ГосДуме. Наш регион получил свыше 200 млн рублей именно на дворы. Здесь я хочу сразу поставить некий акцент - на 3500 дворов на территории областного центра - это очень много. За один сезон сделать такое количество дворов невозможно, вы должны нас понять. Я настоятельно рекомендовал городским властям сверстать программу на 3-4 года, они сейчас работают над этим, чтобы никто не остался обиженным. В этом году мы сможем сделать чуть больше 500 дворовых территорий. Можно попытаться сделать еще больше, но это будет халтура, такого допускать нельзя. Поэтому уважаемые друзья, товарищи, граждане, наберитесь терпения, мы постараемся никого не обойти.

Примерно около 10 лет назад были так называемые региональные дорожные фонды, которые давали возможность регионам иметь больший денежный ресурс для ремонта собственных дорог. Другой вопрос, что 10 лет назад у федерального бюджета были совершенно иные возможности, но тогда управление процессом все равно было чуть больше. После этого было принято решение о ликвидации региональных дорожных фондов и в конечном итоге, это это ухудшило ситуацию. Это не только моя позиция, это позиция многих моих коллег, губернаторов и сейчас уже к счастью и федеральные чиновники различного уровня соглашаются с этим. Мы очень надеемся на то, что с 2012 года региональные дорожные фонды вернуться, то есть люди уже будут понимать, когда в определенном налоге, в стоимости за бензин, в стоимости налога на автотранспорт та денежка, которая заложена, пойдет непосредственно по назначению. Мы на это возлагаем серьезные надежды, но это не означает, что мы будем сидеть сложа руки до тех пор, пока это не произойдет. В этом году будем очень активно ремонтировать то, что есть.

Плюс, конечно, мы не останавливаем наш глобальный проект - объездная дорога вокруг города Иванова. Это жизненно важный проект для жителей, поскольку это дорога, которая будет обводить грузовой транспорт вокруг областного центра и, конечно, это наша экология, наш воздух, это сохраненное дорожное покрытие, поскольку в основном разбивают дороги грузовики. К сожалению, в этом году у нас не сильная федеральная поддержка, поэтому мы работаем только региональным бюджетом. Это конечно, не те объемы, но может быть, опираясь на соответствующие поручения руководителей, нам удастся чего-то добиться, даже федеральной поддержки. Будет сделано за этот весенне-летне-осенний сезон достаточно много. Предлагаю осенью встретиться и подвести некий итог.

Отмечу, что в ближайшее время, на заседании правительства, которое будет во вторник на следующей неделе, мы будем обсуждать проблему дорог. В том числе будет поднята проблема городских дворовых территорий, это очень серьезная часть заседания, где я сам послушаю выступления городских чиновников. Я хочу понять тот принцип, по которому они формировали список из 500 дворов на ремонт. Так что следите за ближайшим заседанием Правительства.

Ведущая: Вопрос по транспорту. Почему не добавляют транспорт на загруженные маршруты? Это же выгодно!

Мень М.А.: Разберемся с этой ситуацией, дело в том, что на сегодняшний день работают в большинстве своем рыночные механизмы. Мы должны прекрасно понимать, что и городские власти, и региональные, которые отвечают за межмуниципальные перевозки стараются формировать лоты таким образом, чтобы были и вершки и корешки - и выгодный маршрут, и не очень выгодный. Потому что если все вывести в прямой рынок, то мы можем просто оставить людей без транспортной связи. Я думаю, что здесь и наш департамент транспорта, и городские власти в первую очередь будут эту ситуацию исправлять.

Я посмотрю очень внимательно на перечень тех маршрутов, которые действительно рентабельны и почему-то не имеют достойной загрузки. Вообще с транспортом очень много серьезных проблем. Много сложных взаимоотношений между собой у перевозчиков, есть конкуренция. Мне приходит огромное количество писем, пасквилей друг на друга от участников тендеров. Но не мы изобретали ту законодательную базу, которая существует и регламентирует проведение этих конкурсов и аукционов. К этим законам много нареканий, но еще раз повторю, что мы живем в той системе координат, которая есть и стараемся в ручном режиме регулировать все процессы.

Не могу не коснуться темы с троллейбусами, которая возникла буквально вчера. Кто-то из городских чиновников в безумном порыве заявил о том, что со временем будут ликвидироваться троллейбусы. Это полнейший абсурд. У городских властей действительно есть мысли относительно корректировки троллейбусных маршрутов, но никакую задачу по ликвидации такого замечательного, экологически чистого, хотя и не рентабельного, но выгодного для граждан транспортного средства как троллейбус, городская муниципальная власть своим структурным подразделениям не ставила. Поэтому мы будем анализировать, кто с такой инициативой выходил, вплоть до кадровых выводов. Сегодня по моей просьбе парламентская комиссия депутатов областной думы разбиралась с этим, принимали представителя трудового коллектива с ТТУ. Я прекрасно понимаю, что на сегодняшний день троллейбусные перевозки - это очень датационная конструкция. Но говорить о их ликвидации - это совершенное безумие. Я категорически против и не допущу этого.

Ведущая: В последнее время много разговоров ведется о Вашей активности в социальных сетях. Какова практическая польза от данного предприятия?

Мень М.А.: Вы знаете, мир меняется, и современные механизмы коммуникаций начинают все более и более активно принимать участие в жизни любого человека. Я как человек современный стараюсь использовать все средства коммуникаций для общения с людьми региона. Сами люди этого ждут, им это нравится. Кроме того это и есть определенный элемент народовластия. Сегодня для того, чтобы сообщить губернатору какую-то новость, попросить обратить внимание на какую-то проблему нужно просто зарегистрироваться в сети Twitter, ВКонтакте или в сети Facebook. В Twitterе есть мой непосредственный аккаунт, который я веду самостоятельно. В сети ВКонтакте есть страничка Ивановской области, которую я минимум раз в неделю просматриваю самостоятельно относительно того, каковы общественные настроения, какие вопросы есть, стараюсь отвечать максимально. В социальной сети Facebook, которая менее популярна у нас в регионе, тоже присутствует мой аккаунт, он запараллелен с социальной сетью Twitter, то есть то, что я сообщаю в Twitterе транслируется и в социальной сети Facebook.

Активно пользуются социальными сетями и мои заместители, и руководители органов государственной власти, и абсолютно подавляющее большинство глав администраций муниципальных образований. Это удобно с точки зрения публичных поручений. По сути, это некий публичный элемент электронного правительства. Люди видят, что если ко мне пришло обращение, достаточно острое и достойное по значимости того, чтобы им серьезно заниматься, то я переадресую его или "ретвичу", как принято говорить профессиональным языком, на одного из своих заместителей или главу администрации того или иного муниципального образования. Это сигнал того, что я дал им поручение разбираться в этом вопросе. Пользователи видят реальную ситуацию, как реагирует губернатор на их обращения.

Конечно, это ни в коем случае не должно подменять реальное общение, прямые эфиры на телевидении, на радио, встречи с трудовыми коллективами, когда я выезжаю на предприятия, посещаю муниципальные образования. У нас сложилась традиция, что именно весенне-летне-осенний период я наиболее активно начинаю ездить по муниципальным образованиям. Это связано прежде с проведением выездных правительств. Мы хотим, чтобы главы администраций готовили свои муниципалитеты к заседаниям правительства. Должна быть реальная польза от самого проведения выездного заседания - приведение в порядок дорог, фасадов. Сам приезд - это некое событие, к которому необходимо готовиться. Я очень много встречаюсь с людьми и еще раз повторю, что моя работа в социальных сетях ни в коем случае не подменяет работу с людьми, а только расширяет ее границы. Считаю, что это эффективно.

Ведущая: Какова на данный момент ситуация по вопросу инвестиционной привлекательности региона? Как вы её повышаете?

Мень М.А.: Инвестиционная привлекательность состоит из нескольких параметров, которые можно четко разделить надвое: первое - это то, что не зависит от нас, от регионального правительства, от муниципальных властей, от общества, от хозяйствующих субъектов; вторая составляющая - это то, что от нас зависит.

Первая - это отдаленность или приближенность того или иного региона к Москве или к другому центру, население, количество людей работоспособного возраста и так далее. Здесь есть моменты, на которые мы пока повлиять не можем. Например, низкая общая бюджетная обеспеченность, которую за 5-10 лет не изменишь.

Но есть и другая составляющая - развитая инфраструктура, которая безусловно влияет на инвестиционную привлекательность. Сроки согласования, отсутствие серьезных бюрократических препонов для бизнеса - вот с этим мы реально можем работать и это будем делать. Что касается инфраструктуры, здесь можно говорить об Иванвском аэропорте Южный. Несмотря на то, что пассажирооборот не очень большой, хотя уже два раза в день летают самолеты Москва-Иваново и два раза в неделю Санкт-Петербург - Иваново, это совершенно меняет отношение того бизнеса, который заинтересован в инвестициях из Москвы и Санкт-Петербурга. Нам сложно вариться в своем финансовом котле, необходимы инвестиции извне. Такие проекты региональной власти как возрождение аэропорта позитивно влияют на инвестиционную привлекательность, что и отметило агентство "Эксперт".

Мы находимся в постоянной борьбе с чиновниками второго и третьего уровня, которые порой ставят палки в колеса бизнесу при согласовании их проблем. Также ведется борьба с естественными монополиями, которые, к сожалению, не всегда адекватны в своих ценах на подключение и так далее. Здесь есть масса проблем, в которых у нас еще есть возможность совершенствоваться. На сегодняшний день инвестиционная привлекательность региона довольно приличная. Реализован ряд законодательный инициатив, касающихся господдержки инвесторов. В Ивановской области в одном из первых регионов ЦФО принят региональный закон о государственно-частном партнерстве. Принят областной законопроект, предполагающий льготы по налогу на имущество организаций, реализующих инвестпроекты от 1 млрд. рублей.

У нас присутствует самое главное, что важно в России для бизнеса - это политическая стабильность регионального масштаба. Это дорогого стоит и высоко ценится. Бизнес не хочет идти в тот регион, где есть политическая нестабильность, противоречия между ветвями власти, между так называемыми экономическими и политическими группами влияния - это пока самый важный и самый серьезный наш аргумент в привлечении инвестиций помимо развития инфраструктуры. Это важно, это используется и об этом мы говорим, не стесняясь.

Ведущая: Как обстоят дела с курортом "Плес"? Чем он будет привлекать гостей после окончания горнолыжного сезона и кому он будет доступен?

Мень М.А.: Когда поднимается тема Плеса, тут же возникает дискуссия, надо ли было так раскручивать Плес, не будет ли он доступен только обеспеченным и так далее. Я понимаю, что у других муниципалитетов, которые тоже заслужили развитие своих туристических возможностей, есть ревность. Но пока мы ограничены в финансовом плане.

За 5 лет Плес стал реальным курортом такого уровня и масштаба, что мы можем приглашать туда абсолютно любых гостей любого уровня. Для меня как для губернатора очень важны рабочие места. В Плесе нет никаких предприятий, и единственная возможность развиваться для этого муниципального образования - это туризм. Сегодня мы видим, что туда активно пошел инвестор, и то, что теперь зимний Плес стал интересен с туристической точки зрения, в корне изменило всю концепцию развития этого небольшого города.

Теперь про цены, в Плесе стоимость одного подъема на горнолыжном подъемнике самая низкая на территории Центрального Федерального округа. Понятно, что это не будет продолжаться вечно. Наша детско-юношеская спортивная школа немножко демпингует и в общем-то мы ее поддерживаем в этом демпинге. Это делает Плес доступным. За этот летний сезон мы сделаем второй склон со своим подъемником. Я не буду сейчас подробно об этом рассказывать, поскольку это тема отдельной пресс-конференции, но все это увидят.

Что касается лета, мы знаем, что Плес привлекателен своими музеями, ривьерой, замечательной рекой Волгой, красивой набережной. Уверен, что те мероприятия, которые мы будем там проводить - это и фестивали, и различные конкурсы - привлекут достаточно много туристов, которых будут обслуживать наши люди и зарабатывать на этом. Извините меня за такую банальность, но люди, которые вылавливают леща в Волге, коптят его и продают, неплохо зарабатывают. Каждый может решить свой вопрос.

Сегодня уже понятно, что Плес даже без нашей активной поддержки начинает дальше развиваться. Мы постепенно можем его оставлять в свободном плавании и смотреть наши возможности по развитию Палеха, Холуя, Кинешмы, Южского района, Дунилово - тех мест, которые интересны с точки зрения привлечения туризма. Есть мнение, что туристическая отрасль несерьезна, это большая ошибка людей безграмотных, которые не знают мировую экономику и мировые примеры. Есть европейские страны, в которых малые города живут, и неплохо поверьте, за счет туристической отрасли, нужно и нам к этому стремиться. Это ни в коем случае не отменяет нашей промышленной политики, а касается тех мест, где нет промышленных предприятий, и вряд ли в ближайшее время найдется инвестор для их создания. Я думаю, что именно развитие туризма может подтолкнуть эти муниципальные образования к развитию в целом. Кроме того, в таких исторических красивых городах будет неправильно строить промышленные предприятия. Я хочу сказать, что сделаю все от меня зависящее, чтобы был сохранен исторический облик Плеса, ведь это и есть его главная изюминка. У нас уже был ряд серьезных конфликтов с крупными застройщиками, которые рисовали новорусские дворцы с просьбой дать им разрешение на их строительство в Плесе. Они все получили отказ и были вынуждены переделывать свои проекты под небольшие уютные двухэтажные дома, чтобы они не выпадали из культурной среды Плеса.

Для удобства гостей Плеса, путешествующих водным транспортом, летом этого года будет построен региональный центр водно-моторных видов спорта. Кроме того, в рамках реализации туристско-рекреационного кластера "Плес", в городе будет рекреационная зона "Утес". На мой взгляд, реализаия этого проекта поднимет на качественно новый уровень организацию круизных путешествий по прибрежным городам не только Золотого кольца, но и всего Поволжья. Таким образом, Плес является курортом, который рад принимать своих гостей круглый год.

Ведущая: Следующий вопрос связан с предыдущим. Что сегодня происходит в сфере туризма конкретно в городе Иванове? В чем основной туристический потенциал нашего города?

Мень М.А.: Думаю, что и город Иваново с туристической точки зрения очень интересный. Во-первых, у нас есть серьезные музеи, которые производят очень сильное впечатление на наших гостей: музей Бурылина, музей ситца, музей Вячеслава Зайцева, художественный музей, который мы недавно привели в порядок, и другие. Безусловно, интересные места для туризма есть и они должны развиваться дальше. Сейчас стали много говорить о стратегии развития Золотого кольца, в последнем журнале "Эксперт" была очень интересная статья про это. Я напомню, что возрождение Золотого кольца начиналось три года назад под председательством полпреда президента ЦФО Юрия Сергеевича Полтавченко. Губернаторы тех регионов, которые входят в Золотое кольцо, подписали базовое рамочное соглашение и начали постепенно развивать свои муниципалитеты. Мы должны сделать в Иванове достойные красивые объекты для того, чтобы турист, посещающий Золотое кольцо на автобусе, например, не проезжал с закрытыми шторками. Важно еще каким-то образом заставить туриста оставить здесь какую-то часть денег. Это главный смысл туризма.

Весь туризм делится на то, чтобы заставить человека остановиться пообедать, купить сувениры, а лучше всего - оставить его ночевать. Это целое искусство и целая наука, как вести туристический бизнес. На моей родине в Сергиев-Посаде главная туристическая проблема в том, что там не останавливаются ночевать по двум причинам: отсутствует инфраструктура, до сих пор нет достойных гостиниц, а вторая, от них не зависящая, - в том, что Сергиев-Посад находится близко к Москве и даже иностранные гости, предпочитают воскресенье или субботу полностью посвятить Сергиев-Посаду и уехать в Москву. Они не полностью "выпотрашивают" их карманы, если говорить простым языком. В нашей области возможность оставлять на ночь как раз есть. Мы будем двигаться дальше - Иваново, Кинешма, там может быть очень серьезный туристический центр. Вы знаете, что мы доделываем театр Островского, это тоже очень привлекательный объект. Надеюсь, что к середине лета мы уже сможем открыть его в восстановленном виде, а набережная там уже прекрасна, лишь немного не хватает инфраструктуры гостеприимства.

Ведущая: Михаил Александрович, Вы уже рассказали про формирование электронного правительства, как оно повлияет на качество оказания государственных услуг?

Мень М.А.: Только ускорит. В настоящее время работает региональный портал госуслуг: на нем опубликовано 58 государственных и около 700 муниципальных услуг. Сейчас на сайте можно найти информацию о получении государственных услуг и некоторые формы для заполнения, однако ведется работа, чтобы жители региона в ближайшем будущем смогли получать госуслуги в режиме онлайн.

На формирование электронного правительства и переход к предоставлению государственных услуг в электронном виде предусмотрено свыше 100,7 тыс. рублей. В этом году будут проведены мероприятия по развитию системы межведомственного электронного взаимодействия, созданию автоматизированной информационной системы государственного заказа Ивановской области, развитию инфраструктуры доступа к услугам в электронном виде с помощью универсальной электронной карты. Карта объединит тот огромный пакет документов, который на сегодняшний день есть у каждого человека - паспорт, полис ОМС, банковский счет, водительские права и др. Она будет выдаваться жителям области с 1 января 2012 года.

В настоящее время ведется работа по разработке нормативной правовой базы по внедрению на территории Ивановской области универсальной электронной карты.

Дело в том, что мы еще, конечно, далеки от реализации таких мощных проектов как в Татарстане, Пермском крае, где совершенно иная бюджетная обеспеченность, другие возможности. Безусловно мы сейчас только стартуем в этом плане, но это действительно вещь, упрощающая работу принципа одного окна для людей и прохождение всех бюрократических процедур. Наши эксперименты в социальных сетях уже дали эффект быстроты дохождения информации до высшего должностного лица и думаю, что дальнейшие наши наработки в рамках электронного правительства тоже будут оказывать в этом серьезную помощь.

Ведущая: Где можно проявить себя на данный момент молодому человеку с активной жизненной позицией и желанием работать для своего региона?

Мень М.А.: Сложно сразу ответить, потому что запросы у молодежи разные. Кто-то хочет работать в бизнесе, кто-то делать научную карьеру, идти в аспирантуру и так далее. Кто-то не против пойти в государственную и муниципальную власть. Вы знаете, что я почти каждый год объявляю конкурс на замещение вакантных должностей помощников губернатора для выпускников ВУЗов, и за пять с лишним лет многие из тех, кого я набрал в первый год, уже достигли руководящих постов в правительстве региона. Я обратил внимание на то, что молодой специалист с креативным мышлением, со знанием языка и знанием персонального компьютера сейчас востребован. Постулат, что кадры решают все, никто не отменял. И мы нуждаемся в серьезных кадрах, и наши коллеги из муниципальных образований нуждаются в них, и абсолютно весь бизнес нуждается в специалистах, потому что те, с кем я общаюсь, говорят, что проблема с людьми есть. Сейчас талантливая, продвинутая, активная, ищущая молодежь может подобрать себе место в любой сфере, потому что креативных и образованных кадров реально не хватает.

Ведущая: Что можно сказать о текстильно-промышленном кластере в нашем городе? Когда можно будет говорить об отступлении кризиса, что ждать дальше?

Мень М.А.: Это разговор тоже, наверное, отдельной пресс-конференции, поскольку в промышленном плане мы базируемся на ряде отраслей, в первую очередь - это машиностроение и текстиль. Это две отрасли, которые являются базовыми для нашего региона.

Текстиль помимо всего прочего является еще и брендовой отраслью, нас позиционируют по этой отрасли, узнают по ней и по-прежнему удерживаем лидирующие позиции в стране по выпуску подобного рода продукции. Доля ивановских хлопчатобумажных тканей в общем объеме российского производства составляет почти 80% производства. Объем отгруженной текстильной продукции Ивановской области по итогам 2010 года вырос более чем на 26% и составил 26 млрд. рублей.

Конечно, когда мы вступили в рыночные условия, ситуация совершенно изменилась. На меня произвел впечатление рассказ о Яковлевском комбинате, где самой главной проблемой были вагоны, с помощью которых осуществлялась отгрузка в распределительные центры в Москву, Санкт-Петербург, потому что продукция была чрезмерно востребована. Отсутствовала рыночной конкуренции, в связи с чем была просто спокойная безмаркетинговая продажа своей продукции. Сейчас, когда мы находимся в жестких конкурентных условиях с китайскими коллегами, турецкими, пакистанскими, индийскими, ситуация обострилась. Плюс к этому, не всегда существует эффективный менеджмент на предприятиях. Мы знаем примеры, когда на наших глазах из-за субъективных причин, рейдерских захватов и так далее разваливались предприятия. В любом случае мы сейчас боремся в федеральном бюджете за сохранение субсидирования процентной ставки на приобретение материала, на приобретение оборудования и так далее. На днях мне докладывал наш сенатор Юрий Валентинович Смирнов, который занимается этим вопросом, что пока ситуация развивается положительно. Мы сохраним эти средства, потому что именно в кризис во многом благодаря этой поддержке устояли многие текстильные предприятия, в том числе и крупный холдинг "Шуйские ситцы".
Сейчас опять, у них в том числе, начинаются серьезные проблемы, которые связаны и с объективными причинами, потому что цена на хлопок растет. В связи с этим мы обязаны думать и предпринимать какие-то меры по дальнейшему движению развития легкой промышленности.

Уже достаточно давно родилась идея по строительству предприятия, которое будет выпускать синтетическое волокно. Мы постепенно ее реализуем, потому что синтетики все больше и больше во всем мире. Кроме того, это совершенно иная гамма продукции, расширенная - это и стройматериалы, и спецодежда, все, что угодно, вплоть до дорожного покрытия. Проблема только в одном - в инвесторах, потому что на сегодняшний день мы уже имеем концепцию этого предприятия. Сейчас нужно найти средства для создания этого проекта. Работа ведется активно, у нас есть поддержка Президента страны, Премьер-министра страны. Я думаю, что все-таки определенные позитивные сдвиги будут. Есть, конечно, и субъективные причины, такие как цена на хлопок и не всегда честная конкуренция, контрафакт, контрабанда - целый набор проблем, с которыми мы боремся вместе с федеральной властью. По сути, клубок этих мер и определенный набор преференций, поддержки - это и есть основы текстильного кластера, который существовал с советских времен на территории Ивановской области. Сейчас, конечно, важно удержать эти позиции и сохранить базовые предприятия, которые должны продолжать работать.

В рамках текстильно-промышленного кластера появился ряд новых оптово-логистических центров, с открытием которых мы позиционируем область и как регион, куда можно приехать за оптовыми закупками. Открылся центр развития текстильного дизайна. В настоящее время мы получили поддержку Председателя Правительства РФ В.В.Путина по созданию комбината синтетического волокна в регионе. Совместно с профильными федеральными министерствами ведется подбор стратегического инвестора, прошли переговоры с руководством ВЭБа по финансированию проекта.

Ведущая: Расскажите подробнее об "Индустриальном парке "Родники". Что это такое?

Мень М.А.: Вообще, все мировые экономики во многом и очень часто базируются на подобного рода индустриальных парках. Индустриальный парк в принципе - это все равно, что большое офисное здание, только в офисном здании предоставляются помещения, Wi-Fi, телефонная связь, в которой инвестор размещается на готовой инфраструктуре. Тоже самое происходит с промышленными предприятиями в индустриальных и технопарках. Сейчас совместно с нашим партнером, группой Нордтекс, мы развиваем этот индустриальный парк. Уже 6 компаний стали резидентами этого индустриального парка и работают достаточно активно. Сейчас речь идет о возможных вариантах федеральной поддержки этого индустриального парка. Есть надежда, что мы можем ее получить в том числе на развитие инфраструктуры, потому что сам по себе парк пока не большой, но есть возможность за счет прирезки федеральных земель обанкротившегося сельскохозяйственного федерального предприятия, у которого есть большое количество земель.

Вы знаете, что в Брянске, где проходило мероприятие под председательством Владимира Владимировича Путина, мы поднимали этот вопрос, и премьер-министром было дано поручение нам помогать. В случае решения этого вопроса и доработки инфраструктуры, мы сможем говорить о размещении уже каких-то серьезных и крупных предприятий на территории технопарка, потому что сейчас другие схемы привлечения инвестиций работают гораздо сложнее. Инвесторы сейчас балованные, они выбирают между регионами и, конечно, такой индустриальный парк, где все понятно в схемах подключения, все взаимоотношения ясны, есть определенная защищенность проектов. Это безусловно срабатывает.

Частные инвестиции в проект "Родники" составили уже 1,7 млрд. рублей. На 79 гектарах промышленной территории работает шесть производственных компаний. Парк располагает более 300 тысячами кв. м прощадей, где есть все необходимые коммуникации. Имеется собственная новая ТЭЦ мощностью 17 Мвт, ж/д ветка, построена новая станция водоподготовки. Преимуществом является и транспортная доступность парка.

По общим подсчетам, в результате реализации проекта "Индустриальный парк "Родники" объем частных инвестиций составит не менее 20 млрд рублей, будет создано более 4 000 новых рабочих мест, общий объем выпуска продукции на территории парка должен превысить 30 млрд рублей, объем налоговых поступлений в бюджеты - до 2 млрд. рублей в год.

Ведущая: Михаил Александрович, вопрос от мамы двоих девочек, которые, получив в 2010 году высшее образование, уехали из города Иванова в Москву и Ярославль: "Как сделать так, чтобы наши дети считали город привлекательным для жизни?"

Мень М.А.: Это вопрос двух проблем. Первая - это общая инфраструктура и культурная среда, вторая - это качественные рабочие места. То,что касается инфраструктуры, над этим мы работаем, направление здесь понятно абсолютно: это и дороги, и связь, и транспорт. Более-менее развитие налажено: аэропорт работает, 3G начал нормально функционировать у всех компаний, так что в этом плане можно быть спокойными. То, что касается культурной среды, то ее мы тоже стараемся развивать в меру наших возможностей.

Остается вторая проблема, главная - это качественные рабочие места. Честно скажу, что обидно, когда здоровые, молодые, крепкие физически люди уезжают работать в Москву в охране и вот с этим бороться крайне сложно, поскольку люди считают, что для них интереснее будет работать сутки через трое в Москве в охране нежели здесь на предприятии. Это вопрос системный, проблема не только наша, а многих других регионов, которые находятся вблизи Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов. Вторая проблема здесь - это непосредственное создание рабочих мест для молодежи, выпускников ВУЗов. Есть только один способ, над которым мы работаем - это привлечение инвестиций и открытие новых предприятий, в первую очередь - производственных.

Ведущая: В каком состоянии сейчас находится жилищное строительство? Каковы итоги 2010 года и начала 2011? Что в планах?

Мень М.А.: Жилищное строительство сегодня является одним из самых приоритетных направлений деятельности регионального правительства. Нами всегда уделялось серьезное внимание развитию этого сектора экономики: по сравнению с 2005 годом объем введенного в эксплуатацию жилья в Ивановской области увеличился на 87%. В прошедшем году ввод жилья в регионе составил 190,7 тысяч кв.м. По сравнению с 2009 годом этот показатель вырос на 2,3%.

В 2010 году несмотря на кризис и очень тяжелую ситуацию, мы ввели кв.м жилья чуть больше, чем в предыдущем, 2009 году. Немногие регионы добились того, что сработали в плюс. В этом году первый квартал не очень удачный, но как правило, он не показателен, поскольку основные сдачи идут во втором полугодии. Мы очень надеемся на то, что несмотря на проблемы, связанные с тем, что как раз в 2011 году на выходе те проекты, которые начинались в самый разгар кризиса, мы не потеряем темпы строительства жилья. Это очень серьезное подспорье людям, чем больше квадратных метров, тем больше появляется конкуренции, тем ниже цена за квадратный метр.

Ведущая: Михаил Александрович, большое спасибо Вам за подробные и исчерпывающие ответы. На самом деле вопросы еще есть, но мы целенаправленно оставляем время для того, чтобы была возможность ответить на вопросы присутствующих в этом зале.

От лица компании Гарант я искренне благодарю Вас за участие. Мы желаем Вам успехов и новых побед. Также хотим поздравить Вас с получением ордена Почета. Еще раз огромное спасибо! Надеемся, что эта встреча была не последней!

Мень М.А.: Спасибо, обязательно!

Читать ГАРАНТ.РУ в и