Компания и партнеры Cотрудничество Сотрудничество с органами государственной власти Интернет-мероприятия Региональные интернет-мероприятия Основные направления деятельности министерства дорожного хозяйства Калужской области по улучшению и дальнейшему развитию региональной сети автомобильных дорог общего пользования

Основные направления деятельности министерства дорожного хозяйства Калужской области по улучшению и дальнейшему развитию региональной сети автомобильных дорог общего пользования

9 декабря в 12-00 состоялось интернет-интервью с Министром дорожного хозяйства Калужской области Набиевым Ринатом Хадиевичем.

Тема: "Основные направления деятельности министерства дорожного хозяйства Калужской области по улучшению и дальнейшему развитию региональной сети автомобильных дорог общего пользования".

Организаторы - Министерство дорожного хозяйства Калужской области, ООО "Компания "Тектон", ИА "ГАРАНТ".

Ведущий - Новиков Р.В. (ГК "Тектон"). 

Ведущий: Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем интернет-интервью. Наш гость - Министр дорожного хозяйства Калужской области Набиев Ринат Хадиевич.

Тема нашей беседы: "Основные направления деятельности министерства дорожного хозяйства Калужской области по улучшению и дальнейшему развитию региональной сети автомобильных дорог общего пользования".

Ринат Хадиевич, первый вопрос. Какой объем средств из областного бюджета получит министерство дорожного хозяйства на ремонт и поддержание текущего состояния дорог регионального значения на 2010 -2011 г.? 

Набиев Р.Х: В 2010 году размер ассигнований на ремонт и капитальный ремонт региональных автомобильных дорог и искусственных сооружений составит 1,27 млрд. рублей, в том числе 290,76 млн. рублей - средства областного бюджета и 980,98 млн. рублей - средства федерального бюджетного кредита.

На капитальный ремонт и ремонт автодорог и сооружений в 2011 году расходы областного бюджета запланированы в объеме 1, 875 млрд. рублей, доля затрат областного бюджета по данной статье расходов составит 63,0 % общего объема расходов на дорожное хозяйство в 2011 году.

Объем ассигнований, предусмотренных в текущем году в областном бюджете на содержание, составляет 787, 45 млн. рублей. 

Ведущий: Вопрос от Рахимова М., г. Калуга. Можете ли вы назвать те дороги/дорожные направления, которые планируется ремонтировать в первоочередном порядке? 

Набиев Р.Х: Запланированные в областном бюджете средства на ремонт и капитальный ремонтпозволят отремонтировать около 200 км региональных автодорог и чуть более 230 пог. м искусственных дорожных сооружений, находящихся в аварийном состоянии, и имеющих важное социально-экономическое значение для области.

В 2011 году будет завершен капремонт автодороги Козельск-Ульяново-Дудоровский-Хвастовичи, протяженностью почти 65 км, выполнены работы по капитальному ремонту на автодороге Московское большое кольцо - Лапшинка в Боровском районе, протяженностью 2 км.

Средства по ремонту будут в приоритетном порядке направлены на ликвидацию "недоремонта" на региональных автодорогах, относящихся к опорной сети, что позволит в следующем году отремонтировать около 135 км автодорог в Боровском, Жуковском, Кировском, Барятинском, Куйбышевском, Малоярославецком, Мосальском, Спас-Деменском, Сухиничском и Ферзиковском районах. 

Ведущий: Вопрос от Сонина К., г. Обнинск. Ринат Хадиевич, по вашей оценке, насколько открытым и конкурентным является рынок дорожно-строительных работ в регионе? Что мешает развитию региональной транспортной инфраструктуры?

Набиев Р.Х: Министерство дорожного хозяйства Калужской области осуществляет размещение заказа на проведение проектно-изыскательских работ, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание объектов дорожного хозяйства путем проведения торгов в соответствии с Федеральным Законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Органом исполнительной власти, который обеспечивает функционирование и развитие системы размещения государственных заказов, организацию публичных торгов, в том числе открытых аукционов в электронной форме с целью обеспечения добросовестной конкуренции, экономического и социального развития региона в интересах его населения является Министерство конкурентной политики и тарифов Калужской области.

До 31.12.2010 года информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд размещается на официальном сайте http://tender.admoblkaluga.ru, а с 01 января 2011 года на федеральной электронной площадке ЗАО "Сбербанк - АСТ" (www.sberbank-ast.ru). 

Что касается второй части вопроса, в данном случае стоит говорить о факторах, не способствующих ее развитию. Одним из них является так называемый "недоремонт" автодорог общего пользования Калужской области.

Исходя из целей социально-экономического развития области и задач, поставленных Губернатором Калужской области А.Д. Артамоновым и Правительством Калужской области, приоритетным направлением деятельности министерства дорожного хозяйства в 2011 году является улучшение транспортно-эксплуатационного состояния существующей сети автодорог общего пользования, находящихся в собственности Калужской области.

Данная цель может быть достигнута за счет ликвидации "недоремонта" автодорог общего пользования и поэтапного перехода на нормативы финансовых затрат по содержанию автодорог общего пользования в соответствии с утвержденным постановлением Правительства Калужской области от 28.06.2010 № 248 "О нормативах финансовых затрат на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения". 

Ведущий: Долгосрочная целевая программа "Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог Калужской области на период 2010-2017 годов и на перспективу до 2020 года" предполагает снижение доли автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, не соответствующих нормативным требованиям, до 10% (к 2020 г). Возможно ли это в условиях недофинансирования отрасли и отсутствия современной техники?  

Набиев Р.Х: Комплекс мероприятий по ремонту автомобильных дорог позволит в текущем году снизить значение доли дорог, не соответствующих нормативным требованиям, до средне российского уровня - 60,5 %. В 2011 году объем финансирования дорожных работ составит 2,99 млрд. рублей, что больше уровня 2009 года почти на 70,0 %.

При сохранении существующей тенденции финансирования дорожных работ, общая протяженность отремонтированных региональных автодорог опорной сети к 2014 году должна составить почти 1200 км или 96,0 %. В среднесрочной перспективе за 2011-2013 годы доля дорог, не соответствующих нормативным требованиям будет снижена до 49,0 %. Кроме того, в соответствии с утвержденным планом перехода на нормативы финансовых затрат на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог, обеспечение потребности в средствах на содержание поэтапно к 2017 году достигнет 100-процентного значения.

Техническое оснащение подрядных организаций, занятых на дорожных работах в Калужской области позволяют в полной мере применять передовые технологии устройства покрытий, соответствующих международным стандартам, с применением гранитных наполнителей и модификаторов. В качестве примера могу сказать, что активное применение при проведении ремонтных работ на объектах автодорожной инфраструктуры области получила технология холодного ресайклинга. Эффективность данной технологии заключается в том, что она позволяет увеличить сроки образования "отраженных" трещин с одного года до 5-7 лет, а также укрепить дорожное основание за счет стабилизации рабочего слоя грунтов с добавлением вяжущих материалов.

А то, что к 2020 году будет достигнут показатель не более 10 % автомобильных дорог не соответствующих нормативным требованиям нет никаких сомнений. Более того, я думаю, что этого показателя мы достигнем гораздо раньше. 

Ведущий: Вопрос от Некурящего В.В., г. Калуга. В Америке в 20 веке работали под лозунгом: "сельские дороги олицетворяют здоровье нации". Результаты хорошо известны. В 21 веке в бюджете РФ предусмотрено пять млрд. рублей на строительство и реконструкцию сельских дорог. Какая сумма из федерального бюджета будет направлена на "оздоровление" сельских дорог Калужской области? 

Набиев Р.Х: Мероприятия по приросту количества сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, включены в подпрограмму "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)". Общий объем субсидий на указанные цели в федеральном бюджете в период 2011-2013 годов составит 18,0 млрд. рублей, в том числе по годам: 2011 год - 5,0 млрд. рублей, 2012 - 6,0 млрд. рублей, 2013 год - 7,0 млрд. рублей. Координацию указанных мероприятий осуществляют Министерство транспорта Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. В настоящее время определены основные и дополнительные критерии отбора объектов строительства сельских автомобильных дорог, а порядок распределения субсидий находится в стадии согласования. Предварительная заявка Калужской области, подготовленная совместно с министерствами дорожного хозяйства и сельского хозяйства Калужской области, направлена на рассмотрение в Федеральное дорожное агентство. Окончательное решение по размеру субсидии бюджету Калужской области на указанные цели будет принято в январе - феврале 2011 года. И конечно все мы прекрасно понимаем, что 5 млрд. рублей на всю Россию - это не такие большие средства. 

Ведущий: Вопрос от Донина А., г. Малоярославец. Какой процент дорог в регионе функционирует с превышением нормативной нагрузки? 

Набиев Р.Х: Анализ технического состояния сети региональных автомобильных дорог и их загрузки свидетельствует о том, что уже в настоящее время часть протяженности дорог имеют параметры, не соответствующие существующим размерам интенсивности движения. Существующие объемы транспортных потоков на региональной сети автодорог устанавливаются на основании данных весеннего и осеннего осмотров.

Наиболее высокие значения интенсивности наблюдаются в Пригороде г. Калуги, а также в Боровском, Тарусском, Малоярославецком, Дзержинском, Козельском, Думиничском, Людиновском и Кировском районах области. Результаты прогноза, сделанные в соответствии с "Руководством по прогнозированию интенсивности движения на автомобильных дорогах" (Росавтодор, 2003 г.), показывают, что к 2015 году интенсивность движения на 25,0 процентах протяженности региональной сети превысит расчетные значения СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги". Это в свою очередь приведет к повышенному износу дорожного покрытия. 

Ведущий: Вопрос от Елина В., п. Жилетово. Появятся ли в области платные автодороги? 

Набиев Р.Х: Правительством Калужской области подготовлен ряд обращений в адрес Правительства Российской Федерации на имя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина о переводе в эксплуатацию на платной основе участка (км 173 - км 311) автомобильной дороги федерального значения М-3 "Украина" после ее реконструкции, общей протяженностью 137,6 км.

Решение о реконструкции с последующей эксплуатацией на платной основе федеральной автомобильной дороги М-3 "Украина" утверждено Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 2146-р "Об утверждении программы деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочный период (2010-2015 годы)".

В 2010 году при поддержке федерального бюджета за счет средств бюджетного кредита производятся работы по капитальному ремонту 2 и 3 участков автомобильной дороги Козельск - Ульяново - Дудоровский - Хвастовичи, в 2011 году будут продолжены работы на 1 и 4 участках указанной дороги, которая будет использована в качестве альтернативы платной автомобильной дороги М-3. 

Ведущий: Вопрос от Городова И., г. Боровск. Хотелось бы узнать ваше мнение по поводу лоббируемого законопроекта о "возрождении" дорожных фондов? 

Набиев Р.Х: Решение о создании системы федерального и региональных дорожных фондов было принято на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина 19 мая текущего года во исполнение поручения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, данного 10 декабря 2009 года.

Возникновению и усугублению проблем неудовлетворительного состояния дорожной инфраструктуры в целом по России способствовало недостаточное финансовое обеспечение дорожной отрасли на протяжении ряда лет, когда на федеральном уровне в ходе проведения налоговых реформ был упразднен механизм целевых поступлений, обеспечивавших финансирование дорожного комплекса в целом. Налоги, перестав быть закрепленными источниками формирования доходной базы дорожных фондов, стали поступать в бюджеты соответствующего уровня, и там "растворяться" в общем объеме доходов. Учитывая то, что дорожную отрасль до последнего времени не рассматривали в качестве приоритетного направления расходования бюджетных ассигнований, уровень ее финансового обеспечения резко снизился. Для обеспечения перехода отрасли на нормативы финансовых затрат при одновременном повышении эффективности бюджетных расходов необходимо воссоздать систему устойчивого финансирования расходов на транспортную инфраструктуру.

Такую систему и призваны образовать дорожные фонды, с четким определением доходных источников за счет конкретных налоговых поступлений и сборов в достаточном объеме и прозрачными процедурами их целевого расходования.

Применение данной схемы позволит, прежде всего, повысить эффективность планирования расходов на дорожное хозяйство, а также более четко прогнозировать ожидаемые результаты. 

Ведущий: Вопрос отКалистратова В. Е., г. Калуга. Для поддержания качества дорог каждый автомобилист выплачивает так называемый "дорожный налог". Какой процент от транспортного налога идет на содержание дорожных фондов региона? 

Набиев Р.Х: На сегодня дорожная отрасль региона финансируется из общих доходов бюджета Калужской области в размере, устанавливаемом законом о бюджете на соответствующий финансовый год. В соответствии со статьей 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета, поэтому определить долю конкретного налогового поступления (в данном случае - транспортного налога) в расходах на дорожную отрасль нельзя. Как раз система дорожных фондов, которая на федеральном уровне заработает с 2011 года, а на региональном уровне - с 2012 года, и будет определять целевые источники доходов, которые будут направляться на дорожное хозяйство. Для этого Правительством Российской Федерации подготовлены соответствующие изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации, а также поправки в Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-Ф3 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации". В настоящее время в Калужской области средства от уплаты транспортного налога физическими лицами поступают в местные бюджеты. 

Ведущий:  Вопрос от Ибрагимова Р., город, к сожалению, не указан. Какова действительная строительная себестоимость 1 км дороги в Калужской области? 

Набиев Р.Х:  На данный вопрос нельзя дать однозначный ответ, так как показатель себестоимости зависит от многих составляющих, в частности: от технической категории, количества полос движения, типа дорожной одежды, от принятых проектом конструктивных решений, от количества и видов искусственных сооружений, возводимых на строящейся либо реконструируемой дороге. Экономический анализ себестоимости 1 км дороги при учете всех параметров может отличаться в разы. Например, себестоимость 1 км дороги, введенной в эксплуатацию 24.07.2010 на объекте "Реконструкция автодороги "Вязьма-Калуга" с км 155+152 по км 159+877 с обходом площадки индустриального парка "Росва" фактически составляет 25,5 млн. рублей, и тот же показатель себестоимости на другой дороге, введенной 31.08.2010 г. по объекту "Строительство автомобильной дороги к новому микрорайону массовой малоэтажной застройки в д. Воскресенское Ферзиковского района, III пусковой комплекс, фактически составляет 13,2 млн. рублей. Мы видим, как этот же показатель отличается практически в два раза, в расчет принята только себестоимость, без учета рентабельности предприятия, которая на каждом объекте также имеет разные значения. Этот пример ярко демонстрирует технико-экономические характеристики объектов, от которых зависит конечная стоимость строительства. Так в первом случае дорога имеет более высокую III техническую категорию, состоит из четырех кольцевых развязок, имеет сложную ливневую канализацию, применены индивидуальные барьерные ограждения на кольцевых развязках, использованы дорогие материалы. На другой дороге, имеющей IV техническую категорию, построенную без примыканий и пересечений, проведена частичная реконструкция путем уширения существующего покрытия и частичное новое строительство без применения сложных конструктивных решений, другими словами, обычная дорога шириной 7,5 м. 

Ведущий: Какой орган осуществляет надзор над строительством, эксплуатацией и ремонтом дорог? 

Набиев Р.Х: Надзор осуществляет различные организации в части своей компетенции - это министерство дорожного хозяйства Калужской области и Государственное учреждение ГУ "Калугадорзаказчик", со стороны проектной организации, так называемый авторский надзор, Инспекция Государственного строительного надзора (ГАСН). Кроме того, за эффективностью расходования средств и их целевым использованием осуществляется надзор со стороны Росдортехнология, счетной палаты России и области, органов экономической безопасности при Губернаторе, прокуратуры и т.д. 

Ведущий: Анонимный вопрос. Как вы относитесь к идее "народного контроля" за состоянием дорог и работой дорожно-строительных компаний? 

Набиев Р.Х: Подобный контроль уже существует и успешно работает при Администрации Губернатора Калужской области - это так называемые коллективные обращения граждан, поступающие в адрес Губернатора Калужской области и его заместителей. В Администрации Губернатора Калужской области подобными вопросами занимается Управление по координации взаимодействия с территориями Администрации Губернатора области, отслеживающее полноценное разрешение уполномоченным органом поставленного в обращении вопроса. 

Ведущий: Вопрос от Руденича В., г. Нарофоминск. Ринат Хадиевич, понимаю, что вопрос болезненный. Но, если качество наших дорог неудовлетворительно, почему мы не возьмем на вооружение западные технологии? Приглашаем в область иностранных автомобилестроителей, а нужны компании, специализирующиеся на укладке дорожных покрытий. 

Набиев Р.Х: В нашем регионе широко применяются передовые технологии, в том числе Европейских стран и США.

На участках дорог, обслуживающих наиболее интенсивные транспортные потоки, организации дорожно-строительного комплекса применяют только современные методы укладки асфальтобетонных смесей, соответствующих международным стандартам. За счет этого дороги с новым дорожным покрытием имеют гарантию службы без ремонтов минимум 5 лет, без капремонтов - 11 лет. За последние 4 года доля региональных автомобильных дорог отремонтированных с применением новых технологий и материалов составила 52% от общей протяженности отремонтированных дорог.

Применение новых технологий при производстве дорожных работ позволяет улучшить транспортно-эксплуатационные характеристики дорог и увеличить в 1,5-2 раза межремонтные сроки, за счет чего ожидается экономический эффект в размере            1,54 млн. рублей на 1 км дороги за 5-летний период эксплуатации.

Активное применение при проведении ремонтных работ на объектах автодорожной инфраструктуры области получила технология холодного ресайклинга. Эффективность данной технологии заключается в том, что она позволяет увеличить сроки образования "отраженных" трещин с одного года до 5-7 лет, а также увеличить осевую нагрузку с 6 до 11 тонн на ось за счет укрепления дорожного основания.

В целях повышения устойчивости дорожного покрытия к воздействию воды, попеременного замораживания и оттаивания в настоящее время широкое применение получили гранитные наполнители, модифицированные битумы и широкий комплекс добавок. Применение модифицированных битумов позволяют увеличить сроки их окисления в процессе эксплуатации асфальтобетонного покрытия с 5 до 9 лет. Применение гранитных наполнителей обеспечивают увеличение сроков истираемости дорожной одежды и образования колейности, а также повышение показателя морозостойкости с 50 до 300 циклов попеременного замораживания и оттаивания.

Щебеночно-мастичный асфальтобетон, имеющий в своем составе до 70% гранитного щебня кубовидной формы, выдерживает нагрузки от движения большегрузов без образования колейности и обеспечивает шероховатость покрытия, улучшающую сцепления колеса автомобиля с дорогой. Повышенное содержание битума в составе смеси снижает водонасыщение и препятствует образованию трещин. Сегодня в г. Калуге и районных центрах области произведено переоборудование нескольких асфальтобетонных заводов для приготовления ЩМА.

Для устройства покрытия используются не только традиционные горячие асфальтобетоны, но и так называемые литые эмульсионно-минеральные смеси на основе эмульсий, которые позволяют заметно увеличить протяженность строительного сезона.

Использование эмульсий для подгрунтовки при устройстве асфальтобетонных покрытий и ямочном ремонте позволяет экономно расходовать битум при высоком качестве выполнения данного конструктива, наносить подгрунтовку на влажную поверхность, что достаточно важно в условиях нашего климата, выполнять работы при сравнительно низких температурах.

Для проведения высокопроизводительного и качественного ремонта асфальтобетонного покрытия предприятиями Калужской области, выполняющими работы по содержанию автодорог, приобретены комплексные механизмы для струйно-инъекционного метода ямочного ремонта германских производителей.

Все это свидетельствует о том, что сегодня отечественные организации при условии применения современных методов и технологий успешно справляются с поставленными задачами самостоятельно. 

Ведущий: Вопрос от Зуева И., г. Москва. Будет ли в Калужской области создана единая электронная база состояния дорог?

Набиев Р.Х: Широким полем для внедрения новых технологий остаются и вопросы безопасности дорожного движения. В настоящее время наиболее перспективными решениями в данном направлении является применение интеллектуальных транспортных систем (ИТС): специализированных систем диспетчеризации и связи (включая системы мониторинга метеорологической информации, информационные системы и базы данных автомобильных дорог). Такие системы управления дорожным движением позволяют комплексно управлять светофорными объектами, знаками и табло переменной информации, скоростными потоками, системами видеонаблюдения, парковками, городским транспортом, обеспечением дорожной безопасности, системой обеспечения транспортной информацией пользователей дорог, системой электронных платежей и другими элементами.

В настоящее время ведется разработка программы обеспечения для мониторинга дорожного хозяйства региона в рамках реализации областной целевой программы "Использование результатов космической деятельности информационного и дистанционного зондирования земли".

В рамках ОЦП "Использование результатов космической деятельности и дистанционного зондирования Земли" в подведомственном министерству ГУ "Калугадорзаказчик" организован диспетчерский пункт, позволяющий контролировать местоположение специализированной дорожной техники, оборудованной абонентскими терминалами ГЛОНАСС/GPS, занятой на работах по содержанию, ремонту и строительству автомобильных дорог.

Мероприятия по оборудованию дорожной техники абонентскими терминалами спутникового позиционирования будут продолжены в 2011 году, что позволит осуществлять оперативный контроль за работой техники на конкретных объектах в случае возникновения неблагоприятных погодных условий.

В 2011 году планируется приобретение дорожной видеолаборатории ДВК-0,5. Данная видеолаборатория предназначена для выполнения комплекса работ по диагностике и паспортизации автомобильных дорог.

Что касается электронной базы состояния дорог, то в настоящее время прорабатывается вопрос создания единой федеральной электронной базы состояния дорог, основывающейся на данных о состоянии автомобильных дорог представляемых всеми регионами России.

Ведущий: Вопрос от Емельяновой И.С., г. Людиново. Кто отвечает за состояние трассы М-3 в Калужской области, и когда она, наконец, будет приведена в надлежащее состояние? 

Набиев Р.Х: Автомобильная дорога федерального значения М-3 "Украина" с км 106+753 до границы с Брянской областью, находится на содержании в Федеральном государственном учреждении "Управление автомагистрали Москва-Бобруйск". На участке автодороги с км 253+000 по км 260+000 в 2009 году был выполнен ремонт дороги в соответствии с программой капитального ремонта действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

В программу дорожных работ по реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог на 2010 год не включены участки данной автомобильной дороги по Калужской области. На сегодняшний день, обеспечение бесперебойного и безопасного движения автотранспорта по автомобильной дороге М-3 "Украина" осуществляется за счет средств содержания автодорог.

В перспективе автомобильная дорога федерального значения М-3 "Украина" на всем протяжении будет передана на праве оперативного управления Государственной компании "Российский автомобильные дороги", которая планирует проведение реконструкции данной автомобильной дороги с последующим переводом на платную основу. 

Ведущий: Анонимный вопрос из Козельска. Внесен ли вопрос строительства моста через р. Серена в с. Бурнашево в перечень мероприятий по развитию сети автодорог в планируемом периоде 2011-2012гг.? 

Набиев Р.Х: В перечень основных мероприятий по реализации долгосрочной целевой программы "Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог в Калужской области на период 2010-2017 годов и на перспективу до 2020 года" в 2011 году включены затраты на подготовку проектно-сметной документации по реконструкции мостового перехода через р. Серена на автодороге Козельск-Кудринская - Бурнашево в Козельском районе. Вопрос финансирования самой реконструкции будет рассмотрен дополнительно по мере исполнения консолидированного бюджета Калужской области. 

Ведущий: Это последний вопрос интернет-интервью с министром дорожного хозяйства Калужской области Набиевым Ринатом Хадиевичем. Благодарим вас за участие. Надеемся на дальнейшее сотрудничество в рамках совместных информационно-правовых мероприятий ООО "Компания "Тектон" и ИА "ГАРАНТ".

Читать ГАРАНТ.РУ в и