Компания и партнеры Cотрудничество Сотрудничество с органами государственной власти Интернет-мероприятия Региональные интернет-мероприятия Первый заместитель Председателя Правительства Ивановской области, руководитель Комплекса развития инфраструктуры Ивановской области Фомин А.Г.

Первый заместитель Председателя Правительства Ивановской области, руководитель Комплекса развития инфраструктуры Ивановской области Фомин А.Г.

19 ноября в конференц-зале компании "Гарант-Инфо" состоялась интернет-конференция первого заместителя Председателя Правительства Ивановской области, руководителя Комплекса развития инфраструктуры Ивановской области Фомина Александра Германовича на тему "Жилищно-коммунальное хозяйство, дороги и транспорт Ивановской области".

Ведущая интернет-конференции: специалист по связям с общественностью компании ООО "Гарант-Инфо" Мясникова Екатерина Александровна.

Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория, уважаемые гости. Добрый день, уважаемый Александр Германович. Разрешите представить нашего гостя - первого заместителя Председателя Правительства Ивановской области, руководителя Комплекса развития инфраструктуры Ивановской области Александра Германовича Фомина. Уважаемый Александр Германович, прежде всего, позвольте поблагодарить вас за то, что вы смогли приехать к нам.

Мы начинаем нашу интернет-конференцию, тема которой – "Жилищно-коммунальное хозяйство, дороги и транспорт Ивановской области". Важность этой темы не вызывает никаких сомнений. Это подтверждает огромное количество вопросов, которое поступило от интернет-аудитории.
Итак, первый вопрос. Александр Германович, каким обещает быть отопительный сезон в этом году? Есть ли моменты, которые требуют особого внимания?

Фомин А.Г.: Давать стопроцентные прогнозы, каким будет этот сезон - дело неблагодарное. Многое зависит от температуры зимой, а это напрямую влияет на режим работы поставщиков тепла и вызывает более или менее серьезные нагрузки на разводящие сети. Но в целом, все, что нужно было сделать для подготовки к отопительному сезону, Ивановская область сделала на всех уровнях.

В первую очередь, были исправлены недостатки, которые отмечались в ходе отопительного сезона прошлого года. Я хочу сказать, что это огромная работа. Мы живем от отопительного сезона до отопительного сезона. Буквально на следующий день после того, как закончится отопительный сезон, создается комиссия по подготовке к следующему. Разворачивается большая работа, которая включает в себя и подготовку сетей, и подготовку жилого фонда, и систем водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения. Готовится проведение конкурса по поставке топлива и многое другое.

2010-й год уже показал, что и в этой сфере кризис немножко отходит. В этом году было существенно увеличено количество замененных ветхих трубопроводов. Если в 2009-м году - порядка 45 км по тепловым сетям и 30 км по водопроводным, то в текущем году были заменены 61 км теплотрассы, 42 км водопроводов. Если учитывать изношенность наших сетей, которая достигает 60 и более процентов, то каждый вложенный в замену сетей рубль, безусловно, окупается за счет снижения потерь.

Принципиально то, что в этом году произошел качественный перелом в модернизации системы теплоснабжения нашей области. Во-первых, это активное строительство новых котельных не только в больших городах, но и в маленьких поселках. Хотелось бы отметить поселок Петровский. Вы знаете ситуацию с Петровским комбинатом, и понятно, что котельная, которая зависит от работы комбината, не могла быть востребована. Комбинат стоит, и котельная бы отапливала только население, а цена за это тепло была бы просто немыслимая. Поэтому было принято решение, и в кратчайшие сроки - за два с небольшим месяца - была построена новая газовая котельная. Сегодня она работает, отапливает все объекты в Петровском. И если вспомнить накал страстей, который был связан с задержкой на пару недель введения объекта в эксплуатацию, то сегодня из Петровского даже жалоб нет. Единственное, что многие поселки, которые получали раньше тепло от котельной Петровского спирткомбината, приспособили себе батареи, сделали разводку горячей воды, обеспечив себе горячее водоснабжение там, где его и по проекту не было, а мощность старой котельной позволяла откачивать эту воду. Это были, конечно, потери, но сама котельная с этим справлялась. Рассчитанная же на номинальное потребление газовая котельная в принципе не допускает несанкционированного горячего водоразбора, и, соответственно, подпитки холодной водой, иначе она не будет справляться со своей главной функцией - отоплением. Сейчас мы вместе с местными властями занимаемся регулировкой этого вопроса, чтобы и жителей поддержать, и обеспечить номинальный режим работы котельной.

В селе Чернцы Шуйского района построены две блочно-модульные угольные котельные. Мы столкнулись с тем, что некоторые акционерные общества в этом сезоне отказались отапливать население, поэтому некоторые поселки вынуждены были перевести на индивидуальное отопление. Мы понимаем, что эта мера более чем непопулярная, не совсем соответствующая 21 веку, но очень соответствующая реалиям, сложившимся в Ивановской области с точки зрения поставщиков тепла. На данном этапе – это выход. Мы постарались поддержать население там, где потребовался такой перевод. Общая сумма целевых адресных субсидий составила порядка 6 млн рублей для того, чтобы можно было перевести на индивидуальное отопление.

Топливо – всегда отдельная тема. Напомним, что в 2006, 2007, да и в 2008 году были большие проблемы с поставками топлива, с оплатой за топливо, с качеством топлива. Доходило до судебных процессов. Сегодня с поставкой топлива нет проблем. Мы имеем запасы более чем нормативные. Это и по углю, и по топочному мазуту. Поставки идут по графику, сбоев поставки нет.

Одна из главных проблем начала отопительного сезона - это задолженности за топливно-энергетические ресурсы прошлых лет. Эта сумма, действительно, достаточно серьезная. За энергетические ресурсы – 840,3 млн рублей, в том числе за газ - 7,8 млн рублей, тепловую энергию - 797,8 млн рублей и по электроэнергии - 34,7 млн рублей. Много времени и усилий потребовалось для того, чтобы местные власти, потребители и поставщики энергоресурсов вместе со мной разобрали полностью ситуацию, нашли компромиссы, нашли, в чем областное правительство может поддержать. На первое октября по сравнению с прошлым годом мы смогли добиться того, что задолженность снизилась в ряде управляющих и ресурсоснабжающих компаний и в Иванове, и в Кинешме, и в Кохме. Хотя суммы, которые я вам назвал, достаточно впечатляющие: с ними еще работать и работать.

Есть еще один нюанс, который можно отметить. Вы знаете, что в марте произошла смена власти во многих муниципальных округах, районах и поселках. Для многих людей это первый отопительный сезон. Они столкнулись с проблемами, накопленными до них, и на ходу учатся с ними справляться. Поэтому задача Правительства, комплекса развития инфраструктуры, который я возглавляю, была еще в том, чтобы поддержать новых глав, помочь им разобраться в ситуации, принять те управленческие решения, которые не принимались раньше и которые могут привести к улучшению ситуации. Я хочу сказать, что многие главы начинают успешно справляться со своими обязанностями. Могу привести в пример Лежневский район. Поэтому я думаю, что мы вместе с ними отработали успешно, и отопительный сезон в этом году начался достаточно мягко. С 1 по 5 октября 98% котельных работало и подавало тепло. Если оглядываться на прошлый год, то последние котельные запускали после 20 ноября, а в этом году мы достаточно оперативно вошли в отопительный сезон, но комплекс проблем, которые нужно было решить для этого, был достаточно существенным.

Ведущая: Спасибо огромное. Следующий вопрос. Что вы можете сказать о модернизации угольных котельных? В чем ее преимущество? Где и сколько таких котельных планируется построить в ближайшее время?

Фомин А.Г.: Во-первых, мы собираемся построить около 13 котельных в ближайшее время. В Петровском и в Чернцах они уже работают. Сейчас ведется и скоро закончится строительство котельной в Пестяковском районе - поселке Демидово, там инвестиции составила порядка 13 млн рублей. На следующей неделе должны приехать три собранные блочно-модульные котельные в Южский район и в Талицы. Уже заканчивается работа по подготовке места их установки, фундамента, подводки. Мы планируем, что новые котельные появятся в Заволжском районе. Это очень важно для нас, потому что Заволжский район потребляет от старых котельных такое количество тепловой энергии, что приходится доплачивать за население порядка 100 млн рублей в год. Правительство области поддерживает все системы коммунальной инфраструктуры на подготовку и прохождение осенне-зимнего периода, и сумма, предусмотренная в этом году к возмещению, составляет 731 млн рублей. Будут еще строиться котельные в Лежневском, Заволжском, Приволжском, Тейковском и в Пучежском районах. Уже сейчас ведется строительство или подготовка к строительству 13 новых котельных. Это подтверждает, что в этом году мы смогли сделать качественный прорыв.

Почему мы при такой достаточно плотной газификации области все-таки уделяем большое внимание и угольным котельным? Во-первых, потому что скоро у нас цена за газ сравняется с ценой угля. Во-вторых, у газа есть такая особенность, что во время сильных морозов могут потребовать снизить потребление и перейти на резервные источники. С углем такой проблемы нет. Плюс то, что у нас во многих районах есть такие поселки, в которых надо ставить маломощные котельные. Угольная котельная здесь как нельзя лучше подходит для решения задач. На следующий год мы планируем модернизировать практически все угольные котельные области, заменив котлы. Мы провели переговоры с заводом, который их производит, и хотим на те средства, которые выделяются Правительством области на модернизацию инфраструктуры, провести глобальную модернизацию угольных котельных. Устаревшие и закоксованные котлы имеют достаточно низкий коэффициент полезного действия, а новые котлы позволят экономить топливо до 50%. В масштабах области это более 10 млн рублей. Если в следующем году мы сможем провести такую модернизацию, то буквально за год - два мы почувствуем, что та сумма, которую я называл - 700 млн рублей - для области начнет снижаться, а значит, этим деньгам будет находиться другое применение.

Очень хочется отметить, что такой большой объем модернизации старых котельных и строительства новых производится, главным образом, не за счет бюджетных средств. В этом году были найдены инвесторы, которые приходят и вкладывают деньги. Котельная в селе Чернцы - такой проект, в Петровском инвесторы вкладывают большую часть средств, в Демидово инвестор вложил 13 млн в строительство котельной. В Талицах общая стоимость проекта трех котельных, о которых я говорил, - порядка 74 млн рублей, из которых 24 млн рублей - тоже средства инвесторов. Государственно-частное партнерство дает хорошие результаты. Мы не тратим из бюджета деньги, а получаем искомый результат. Учитывая то, что тариф устанавливает наша служба по тарифам, те инвесторы, которые пришли, не получат возможность ускоренных, условно в течение года, возможностей окупить свои затраты. У них есть бизнес-план, все просчитано, утверждено нашим РСТ. Все обязательно окупится и начнет приносить прибыль, но в таком плановом порядке, чтобы не почувствовали жители. Обычно на 1-2-3 года сохраняется тот тариф, который был, а потом он должен снизиться, потому что произойдет окупаемость этой котельной.

Вот такая перспектива по котельным. Мы думаем, что если эти тенденции сохранятся, есть шанс в течение двух - максимум трех лет обновить практически всю систему отопления области, что повлечет существенное снижение затрат на отопление и сэкономит бюджетные средства.

Ведущая: Как вы оцениваете финансирование ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства в 2010 году?

Фомин А.Г.: В этом году, в основном, проводились работы по ремонту объектов жилищно-коммунального хозяйства за счет средств либо области, либо городов и поселков. Мы только сейчас смогли устранить те нарушения, которые были допущены с начала года в отношениях с фондом содействия реформированию ЖКХ. Принято решение о возобновлении финансирования, 184 млн должны все-таки в область поступить. В этом году работы велись на внутренние средства. Более 530 млн рублей было направлено на капитальный текущий ремонт жилищного фонда, реконструкцию и модернизацию котельных, тепловых сетей, тепловых насосных станций, центральных тепловых пунктов, водозаборов, обновление трансформаторных подстанций - всех составляющих коммунальной инфраструктуры. В том числе, эти деньги пошли на закупку специализированной техники, коммунальной спецтехники и техники для содержания улично-дорожных сетей и мостов. Хотелось бы больше денег, поскольку жилищный фонд находится не в самом лучшем состоянии, но то, что область выходит из кризиса, дает свои плоды. Мы смогли общими усилиями выделить более 0,5 млрд. рублей на эту работу, что говорит о нашем понимании важности этой проблемы и о том, что ресурсы внутренние достаточно серьезные есть.

В следующем году мы надеемся, что кроме денег наших местных, будут еще получены деньги от фонда реформирования ЖКХ в очень (по прогнозам) серьезной сумме. Поскольку это только прогнозы, и все прорабатывается на уровне правительства Российской Федерации, то подробности мы озвучим позже, если они получат шанс стать реальностью, но планы хорошие.

Ведущая: Сейчас большое внимание привлекает установка домовых приборов учета на вводах сетей холодного и горячего водоснабжения многоквартирных домов. С какой целью проводится это мероприятие? Кто платит за установку этих приборов? Если утечка происходит в результате повреждения трубы в доме, кто будет платить за эту воду и кто будет ремонтировать трубы?

Фомин А.Г.: Вопрос очень серьезный и болезненный, потому что затрагивает всех жителей и сейчас идет переходный процесс установки счетчиков, отладки системы расчетов по ним. Мы знаем, что действует 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений....". Самое главное по этому закону – собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до даты принятия этого закона, обязаны в срок до 1 января 2012 года обеспечить оснащение таких домов приборами учета воды, природного газа, тепловой энергии, электричества и т.д. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными общедомовыми приборами учета. Возьмем, к примеру, Иваново. Мы каждый год выделяли сотни миллионов рублей на так называемую нереализованную воду - разницу между суммой оплаты по нормативу и показаниями счетчика и тем, что выставляют энергетики. Где-то это теряется, никто не знает, потому что не было контрольных точек. Только установка общедомовых счетчиков дает право жителям платить только за то, что они потребили и чтобы с них никто больше не требовал того, чего они не потребили. Ведь сейчас в нормативы стараются заложить потери не только общедомовые, но и другие.

Вторая проблема - как внутри дома поделить эти деньги за эту разницу. Установка общедомовых счетчиков позволит полностью отделить потребителя и определиться с количеством потребленного ими ресурса. Во-вторых, разница, которая будет, ляжет на хозяйственную деятельность тех предприятий, которые поставляют тепло, содержат сети. Они уже будут думать, где утечки. Если жители по счетчикам соберут отдельную сумму, и она не будет совпадать с тем, что выставили энергетики, значит разница - на их совести, где-то в их трубах что-то течет, где-то они теряют эту воду, пусть в этом разбираются. Такой момент для жителей наступит только при установке счетчиков. Сегодня многие управляющие компании организовывают эту работу, устанавливают счетчики либо за свой счет, понимая, что они начнут экономить в расчетах с поставщиками каких-то ресурсов, либо они закладывают это в тарифное обслуживание домов. И, когда жители на собраниях это утверждают, постепенно в течение нескольких лет жители компенсируют управляющей компании либо кредит, либо те средства, которые они затратили на установку этих счетчиков. В тех квартирах, которые остаются в муниципальной собственности, муниципалитет платит за установку счетчиков в той доле, которая причитается на их квартиры. Если в доме 100 квартир, из них - 30 квартир - муниципальных, 30% платит муниципалитет, это тоже понятно. Этот процесс сейчас идет полным ходом, выделяются деньги из областного бюджета, выделяют деньги муниципалитеты. До 2012 года, в основном, все счетчики кроме газа будут установлены, потому что уже проделана достаточно большая работа. Оплата по общедомовому прибору учета холодной и горячей воды производится по 307 постановлению Правительства и порядку предоставления коммунальных услуг. Берется сумма показаний всех приборов. Тем, у кого прибор внутри квартиры не стоит, рассчитывается по нормативу, показатели складываются, результат никогда не совпадает. Разница между показаниями общедомового прибора и суммой этих показаний раскладывается на владельцев квартир со счетчиками. Почему это происходит? Считается, что при оплате по нормативам эти потери учтены. Тот, кто платит по счетчику, оплачивает реальное потребление без учета потерь и поэтому разница раскладывается на них. Это красиво получается в теории, логично по формуле, но на практике это весьма несправедливо, потому что нормативы далеки от идеала. Когда, например, Водоканал приступал в городе Иваново к такому расчету, то получалось, что жители доплачивали намного больше, чем они потребили. Мы просто останавливали эту работу и говорили Водоканалу, чтобы разбирались в каждом конкретном доме. И находили незаконные врезки, подключения, находили квартиры, в которых прописан один, а приходит целый аул или табор и многое всплыло того, чего раньше было не видно, и никто за это не платил. Как только за это стало необходимо кому-то платить, тут же стали находиться причины столь существенной разницы. В идеале система будет справедлива, только если будет установлен общедомовой прибор учета, и в каждой квартире будет стоять свой прибор учета. В Иванове есть несколько домов, в которых это уже сделано, у них практически на весь дом 200 рублей в квартал эта корректировка. Люди точно платят то, что они потребили. Эта работа должна привести к наведению порядка в системе расчетов, но этот переходный процесс достаточно болезненный.

Очень много вопросов по газовым счетчикам, по их установке. Жители возмущаются абсолютно справедливо, ведь первая сумма, которую газовщики назвали за установку счетчика - 18 тысяч рублей. Далее она стала 15 тысяч рублей, потом Правительство области провело очень большую работу с газовщиками. Мы их приглашали, затребовали от них сметы, разбирали по каждой позиции. В результате давления общественности, внутренней работы с газовщиками, которую мы особо не афишировали, стоимость падала. Сегодня она по городу Иваново составляет от 4 до 6 тысяч рублей, в зависимости от особенностей установки. Мы считаем, что это не предел и продолжаем работу, хотя мы видим, что область сегодня вписывается в среднюю стоимость на установку счетчиков. Но поскольку есть примеры, где она ниже, я считаю, что есть, к чему стремиться. До абсурда доводить нельзя, нельзя говорить "За 500 рублей поставьте нам все, чтобы и работа была, и счетчик был, который стоит сам по себе 1500 рублей". Жители иногда тоже в своих требованиях перегибают палку, но, тем не менее, я думаю, что это должно быть в пределах от 3,5 до 4 тысяч, и мы будем стараться газовщиков подвинуть к этому. Существует также проблема по объему работ. Полностью нужно установить до 1 января 2012 года около 300 000 счетчиков. Расчет достаточно простой, осталось 14 месяцев, 300 000 делим на 14 месяцев получается, что каждый день около 700 счетчиков надо устанавливать. Это в принципе нереально. Нет такого количества людей, которые могут установить все счетчики, счетчиков таких нет. Промышленность выпускала в достаточном объеме общедомовые счетчики, а внутриквартирных счетчиков даже не выпускалось в таком количестве. Сегодня промышленность набирает обороты, увеличивает этот выпуск, но я считаю, что пока закон есть, мы должны рассчитывать на то, чтобы его выполнить. Про себя, как и любой человек, который эту арифметику осознал, понимаю, что, по всей видимости, сделать это будет нереально. Мы надеемся, что федеральный центр поймет и отсрочит полное выполнение 261-го закона. Но то, что закон правильный, закон нужный, что только установка счетчиков на все может навести порядок в расчетах - это не вызывает сомнений.

Если есть прорыв на трубах горячего или холодного водоснабжения, которые относятся к общему имуществу многоквартирных домов, то протечки устраняет управляющая компания, и она должна учесть объем воды. Дальше она все равно переложит на жителей оплату, но только она принимает решение и по ремонту, и по расчету с поставщиками. Если у вас в квартире прорвало что-то, то все равно платите вы.

Ведущая: Что сделано за год по вопросу переселения граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания или с высоким уровнем износа?

Фомин А.Г.: Приятно отметить, что за последние годы вообще в сфере расселения ветхого и аварийного жилого фонда сделано достаточно много. То, что у нас в течение года сотни семей будут получать новые квартиры - это реальность. В 2010 году закончена реализация региональной программы о переселении граждан из аварийного жилищного фонда. Эта программа была утверждена правительством Ивановской области 16 декабря 2008 года. Реализация программы осуществлялась с привлечением средств фонда содействия реформированию ЖКХ, и общий объем средств, затраченных на эту программу, составил по области 633 млн рублей, в том числе почти 436 млн - средства фонда, 197,5 млн рублей - средства бюджета Ивановской области. Эти консолидированные финансовые затраты и усилия привели к тому, что в ходе реализации программы переселено 1274 человека, ликвидировано 23 477 кв. м аварийного жилья. Главным образом, в городских округах Иванове, Кохме, Шуе, Вичуге и Родниковском городском поселении. Это то, что сделано на 2010 год по этому вопросу.

Поскольку город Иваново - это чуть меньше половины области, то интересно, что сделано в городе. В 2006 году, когда мы начали реализовывать программу выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством, были оформлены в городе и выданы 67 государственных жилищных сертификатов гражданам, уволенным с военной службы, ликвидаторам аварии на Чернобольской АЭС, переселенцам из районов Крайнего севера, вынужденным переселенцам. На это было потрачено 73 млн рублей, 164 человека улучшили свои жилищные условия.

Действует программа обеспечения жильем молодых семей - 913 из них признаны ее участниками. Я помню, как мы начинали в 2006 году эту программу в городе и с трудом находили молодые семьи, которые бы вступили, потому что видно было, насколько сильно неверие в то, что из этого что-то может получиться. Люди не верили, что они могут получить деньги. Уже сегодня очередь таких молодых семей около 1 000 человек. За это время свидетельства на получение субсидий на приобретение или строительство жилья было выдано 254 молодым семьям, в которых живет 707 человек, на общую сумму 111 млн рублей. Эти 111 млн рублей складывались из усилий федерального бюджета - 45 млн рублей, 47 млн рублей - областного бюджета, 19 млн рублей - бюджета города Иваново. Плюс еще действовали ипотечные программы, в которых 157 семей смогли получить жилье. Вы можете видеть, что менее чем за четыре года несколько сотен семей смогли улучшить свои жилищные условия. Буквально на днях мой коллега Андрей Николаевич Чужбинкин был в Министерстве регионального развития с тем, чтобы защищать наши интересы в продолжении этих программ. Я надеюсь, что они будут продолжаться, и люди будут участвовать в них и получат возможность улучшить свои жилищные условия.

Если говорить по области в целом, то можно просто цифрами охарактеризовать, что на реализацию программы по городскому округу Иваново было потрачено 339 млн, из бюджета Ивановской области в город пришло 64 млн рублей. Мы расселили аварийного жилья 299 квартир, то есть 45 аварийных многоквартирных домов расселили. По состоянию на 1 ноября 2010 года, расселили более 750 человек, осталось нерасселенными 27 жилых помещений. По области всего приобретено 477 квартир, которые потом были переданы в собственность городских округов, это очень серьезные цифры. Кардинально меняется ситуация в, казалось бы, совершенно безнадежном деле получения жилищных условий для большого количества наших граждан, которые не могут позволить себе даже ипотеку, не говоря уже о покупке жилья.

Ведущая: Следующий вопрос, поступивший от интернет-аудитории, касается дорог. Известно, что Ивановская область вошла в число участников международного проекта по безопасности дорожного движения. Расскажите, пожалуйста, в чем суть проекта, какие новаторства будут введены, и как граждане области почувствуют это на себе.

Фомин А.Г.: Можно оценить ситуацию с безопасностью на дорогах по сухим цифрам статистики, но они достаточно страшные. За 9 месяцев 2010 года на территории области было совершено 1421 дорожно-транспортное происшествие, в которых погибли 108 человек и получили ранение 1813 участников дорожного движения. Рядом с нами, в нашей области, каждый день гибнут люди, происходят аварии, в которых люди получают повреждения. Понятно, что ситуация настолько серьезная, что если здесь ничего не делать, то это приведет со временем к ужасающим цифрам и просто к коллапсу на дорогах. Поэтому никакое количество вложенных средств и усилий не может быть достаточным. Мы надеемся, что количество средств и сил, вложенных в процесс безопасности дорожного движения, должен дать свое качество. А делается здесь достаточно много, по нескольким направлениям. Первое - это оснащение машин ГИБДД соответствующим оборудованием, установка на улицах города камер, фиксирующих превышение скорости - это, что называется, административные меры контроля и воздействия. Второе - оказание своевременной медицинской помощи. В целом, у нас сегодня средняя ситуация по России, хотя по некоторым показателям и динамике мы выглядим очень неплохо, идет снижение и количества аварий, и самое главное - очень заметное на общероссийском фоне - снижение тяжести последствий этих аварий, то есть существенное снижение смертности. Здесь как раз все эти меры дают свой результат. 28 октября мы были на заседании Консультативного совета по выполнению проекта по безопасности дорожного движения. Этот проект проводится по решению ООН, возглавляет работу по этому проекту Всемирная организация здравоохранения. Она проводится в 10 странах, и Ивановская область стала вторым после Липецкой области участником, который в эту программу включен. Мы подробно рассказывали обо всех составляющих безопасности дорожного движения в области. Участники совещания были приятно удивлены, было единогласно принято решение включить нашу область в эту программу. Участие в этой программе, во-первых, дает доступ к передовому мировому опыту, который обобщен, осознан международными организациями, апробирован в разных странах и станет доступен, в том числе, и для нас. 16-17 декабря к нам приезжают представители Всемирной организации здравоохранения, которые ведут эту программу. В делегацию войдут представители Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД, министерство транспорта, Минздравсоцразвития, Красного креста. Они приедут изучать непосредственно нашу ситуацию на месте и определять рабочий план действий. В основном, усилия будут направлены на пропаганду, на социальную рекламу простых вещей. Это пропаганда того, что нужно думать о себе и пристегиваться ремнями, пропаганда соблюдения правил дорожного движения в качестве соблюдения скоростного режима на дороге, это для нас крайне актуально. Камеры, которые установлены в городе, не действуют на большинство водителей. Можно распечатывать сотни штрафов в день, потому что люди носятся сломя голову, используя все лошадиные силы под капотом двигателя. Чем лучше мы делаем дороги в городе и области, тем скорости выше. В этой сфере точно нужно работать. Опыт ВОЗ здесь будет нелишним. Мы дали нашу статистику, которую подтвердило МВД и предоставило более подробную информацию. Те выводы, которые мы озвучивали, были подтверждены и их данными. Ранее область была в числе аутсайдеров, а теперь проделана большая работа, что видно в статистике по аварийности и состоянии дорог. У нас самые большие темпы снижения последствий ДТП. Мы предложили на заседании Консультативного совета включить еще один риск на дорогах - это алкогольное опьянение. Международный консультационный совет задумался, поскольку средств и отработанной методики по этой теме у них нет. Если такая тема появится, то будем считать, что Ивановская область была одним из соавторов.

В 2010 году на дорогах области установили 10 светофорных объектов - Иваново, Кинешма, Шуя, Фурманов и Кохма. К сожалению, светофорные объекты, как объекты, действующие достаточно длительный срок, стоят у производителя очень дорого. Только на монтаж и текущее содержание уже существующих светофоров в области потрачено консолидировано почти 18,5 млн рублей. Казалось бы, висит прибор, моргает лампочка, но вы видите, что происходит, когда на Лежневской, например, на перекрестке с Воронина или Радищева светофор выключается - дорогу не перейти и аварийность резко возрастает, поэтому нужно срочно ремонтировать. В этом году установлено 44 искусственных неровности и не только в городе Иваново, но и в Верхнеландеховском, Комсомольском, Лежневском, Приволжском, Пучежском, Савинском районах. В первую очередь, у детских, образовательных учреждений. На это потрачено почти 765 тыс. рублей. Силовыми ограждениями оборудовали в этом году почти 2,5 км аварийно-опасных участка автомобильных дорог. Эти силовые ограждения препятствуют несанкционированному выходу пешеходов на проезжую часть, а те силовые ограждения, которые идут по центру дороги, исключают лобовые столкновения при неудачных обгонах или выезде на встречную полосу движения. Почти 61,5 км дорожной разметки нанесли в этом году на дорогах внутри населенных пунктах и на дорогах регионального значения. На это потрачены достаточно серьезные деньги, измеряемые миллионами рублей. Установлены вновь и заменены 1194 дорожных знаков, с общим объемом финансирования в 2 млн 228 тысяч рублей. В этом году уделяли большое внимание при ремонте дорог обязательному порядку и оборудованию тротуаров. На устройство тротуаров ушло 9,5 млн рублей, что позволило произвести строительство 12000 кв. м пешеходных дорожек. Сооружен 21 павильон на остановках общественного транспорта и, самое главное, что выполняются требования действующей нормативной базы в районе автобусных остановок, в районе заправок, которые строятся – часть дороги освещается. Такое освещение получили 112 км автодорог, что в значительной степени устраняет причину возникновения ДТП, совершаемых в условиях плохой видимости. Это то, что касается дорог, и это далеко не все.

Что касается здравоохранения, вы, наверное, знаете, что у нас сегодня развернут Центр помощи при дорожно-транспортных происшествиях в областной больнице, в Лежневе и Тейкове. По федеральной линии мы получили машины, оборудованные полным комплектом реанимационной аппаратуры, в эти больницы поставлено соответствующее оборудование, и оно уже работает. Выезжают эти машины на дорожно-транспортные происшествия, и своевременно оказываемая медицинская помощь позволяет снизить тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий. Более того, машины ГИБДД, которые сегодня получают не только приборы фиксации нарушений, но и оборудование, которое позволяет машине, прибыв на место ДТП, в реальном времени передавать изображение на центральный пункт, который определяет тяжесть последствий и направлять туда уже подготовленные бригады. Вся работа, которая ведется в области, высоко оценена международным сообществом, а что получится из нашего сотрудничества - посмотрим вместе с вами. Радует, что они хотят работать на базе каких-то наших подразделений и с воодушевлением восприняли информацию, что у нас в архитектурно-строительном университете есть кафедра дорожного движения. На базе этой кафедры совместно с университетом Хопкинса планируется вырабатывать свои программы, которые бы получили рекомендации применения на территории области и готовили специалистов уже с учетом самого передового опыта в сфере безопасности дорожного движения, так что работа разворачивается большая. Стоит она десятки, если не сотни миллионов рублей. Область эту работу усиливает и активно входит во все федеральные программы, в первую очередь, - в партийную программу "Безопасные дороги", которую партия "Единая Россия" организовала. Именно через участие в партийном проекте мы познакомились с международными инстанциями, и это привело к заключению договора между областью и организацией объединенных наций.

Ведущая: Спасибо огромное. Следующий вопрос жителей города и области связан с жарким летом 2010 года. Дороги области пострадали от лесных пожаров этого лета. Как решается и финансируется этот вопрос?

Фомин А.Г.: В таких районах, как Пестяковский, Южский и другие есть дороги, где много торфа. Многие из них просто проложены по торфу. Нормальные дороги в таких районах будут стоить очень дорого, это связано с выемкой торфа до определенной глубины, созданием подушки, укладкой покрытия и т.д. Дорога не должна страдать от пожара. Например, в Пестяковском районе просто горела сама дорога. Мы столкнулись с тем, что есть деревня Дубовичье в Пестяковском районе, в котором практически нет дороги как таковой. Там живет 60 человек, там есть дети, которые должны ездить в школу. Эта дорога горела, на ней теперь есть глубокие провалы, просадки. Она в таком состоянии, что дорожники боятся посылать туда грейдеры.

Очень сильно была повреждена дорога Южа - Мугреевский. Там горела дорога, и техника, которая туда шла, разбила все вдрызг. Поэтому проблема восстановления таких дорог достаточно болезненна, денег на дороги и так не хватает, а тут пришлось исправлять эту ситуацию. На восстановление дороги протяженностью 7,7 км Талицы - Мугреевский выделено более 50 млн рублей, это федеральные деньги, и работы там уже практически закончены. Эту дорогу сделали существенно лучше, чем она была до пожара. Буквально на днях мы с губернатором обсуждали вопрос по дороге Нижний Ландех - Дубовичье. Он распорядился выделить средства для того, чтобы привести ее в проходимое состояние. Будет выделено 7 млн рублей из областного бюджета. Дорожники уже анализируют, что нужно сделать, чтобы ее восстановить. Буквально позавчера обсудили с губернатором вопрос о дороге Южа – Талицы - Мугреевский. На участок Талицы - Мугреевский затратили 50 млн и привели в соответствие, участок Южа - Талицы считался более крепким, хотя дорога там никогда не была в хорошем состоянии. Подписано распоряжение выделить деньги на приведение ее в нормативное состояние, сумма больше миллиона рублей. Это позволит в этих погодных условиях привести ее в надлежащий вид, чтобы выстоять осенне-зимний период, а в следующем году мы решим, что делать с ней дальше. Как бы тяжело не было, Правительство Ивановской области находит средства для того, чтобы поддержать эти дороги в проходимом состоянии и не отрезать жителей от цивилизации. Работать мы будем, несмотря на погодные условия, потому что речь не идет об укладке асфальта, а все остальное можно делать и зимой.

Ведущая: В этом году были проведены торги и заключены долгосрочные государственные контракты на содержание автодорог. Расскажите, пожалуйста, подробнее о преимуществах данного мероприятия.

Фомин А.Г.: Во-первых, заключение долгосрочных государственных контрактов рекомендуется Росавтодором, и это абсолютно правильно. До 2006 года на ремонт дорог выделялось 28-30 млн рублей в год, этих денег не хватало даже яму залатать. Дорожники не очень спешили с покупкой техники, с выпуском хороших асфальтовых смесей, потому что понимали, что на эти деньги ничего не сделаешь. А когда мы в 2006 году выделили сначала 100 млн, а потом с учетом федеральных денег 400 млн, дорожники поверили в долгосрочную перспективу, модернизировали асфальтовые заводы. Теперь такой завод уже не один в области. После этого были закуплены фрезы, 15-тонные катки, другая дорожная техника. Идея заключения долгосрочных государственных контрактов подразумевает то, что дорожники, заключив его, могли быть уверенными в завтрашнем дне, могли планировать деньги и модернизировать свои предприятия для выполнения этого государственного контракта. Летом этого года мы впервые заключили два таких контракта на два года на содержание автомобильных дорог 4 районов Ивановской области - Родниковского, Лухского, Фурмановского и Приволжского. Предприятия, которые выиграли, начали прорабатывать вопросы модернизации своих предприятий, закупки новой техники, закупки по лизингу. Ведь без долгосрочной перспективы в финансово-кредитную схему без лизинга никто входить не хотел, а сегодня они активно работают и с лизинговыми компаниями. Мы надеемся, что это приведет к улучшению ситуации и с ремонтом дорог, и с их содержанием достаточно быстро. Если этот опыт окажется удачным, то со следующего года мы будем расширять эту практику.

На дорогах постоянно появляются ямки, которые нужно оперативно закрывать, но уже ноябрь, асфальтовые заводы останавливаются. Этим никто до апреля-мая заниматься не будет. К этому времени эта ямка станет серьезной ямой. В городе Иваново с 2006 года начали применять ремонт дорог литым асфальтом, который позволяет работать до -10 С, покупали термобункеры. Асфальтовая смесь находится в них при температуре 240 градусов. Машина поддерживает эту температуру, готовится смесь с повышенным содержанием высококачественного битума. Когда такая смесь попадает в воду, вода испаряется и такая пломба стоит лучше, чем сама дорога, если все сделано правильно и по технологии. Вы видите, что в городе Иваново круглый год эта технология работала. Я хочу, чтобы она была внедрена на межмуниципальных дорогах, дорогах общего пользования. В настоящее время департамент дорожного хозяйства начал переговоры с участниками этого рынка с тем, чтобы они объединялись, закупали такую технику, чтобы они договорились с одним из асфальтовых заводов о внедрении технологии литого асфальта. Если мы эту работу осилим, тогда наши дороги получат поддержку в тот неблагоприятный период, который занимает в нашей полосе почти полгода. Это существенно снизит темпы разрушения дорог в неблагоприятных погодных условиях и сделает их более надежными и проходимыми. Кстати, город Кинешма, переняв опыт города Иваново, уже закупает бункеры и будет применять такую же технологию.

Ведущая: Александр Германович, большое спасибо вам за подробные и исчерпывающие ответы. На самом деле вопросы еще есть, но мы целенаправленно оставляем немного времени для того, чтобы вы пообщались с присутствующими в этом зале.

От лица компании Гарант я благодарю вас за то, что вы нашли возможность приехать к нам и ответили на столь важные вопросы. Мы желаем вам успехов в профессиональной деятельности и новых побед. Огромное спасибо!

Фомин А.Г.: Спасибо огромное за приглашение!

Читать ГАРАНТ.РУ в и