Компания и партнеры Cотрудничество Сотрудничество с органами государственной власти Интернет-мероприятия Региональные интернет-мероприятия Социально-правовые аспекты деятельности министерства природных ресурсов по осуществлению контроля за использованием и охраной недр, лесов и водных объектов

Социально-правовые аспекты деятельности министерства природных ресурсов по осуществлению контроля за использованием и охраной недр, лесов и водных объектов

26 октября в 12-00 состоялось интернет-интервью с Министром природных ресурсов Калужской области Разумовским Олегом Олеговичем.

Тема: "Социально-правовые аспекты деятельности Министерства природных ресурсов по осуществлению контроля за использованием и охраной недр, лесов и водных объектов".

Организаторы – Министерство природных ресурсов Калужской области, ООО "Компания "Тектон", ИА "ГАРАНТ".

Ведущий – Новиков Р.В. (ООО "Компания "Тектон").

Ведущий: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем интернет-интервью с Министром природных ресурсов Калужской области Разумовским Олегом Олеговичем. Тема нашей беседы: "Социально-правовые аспекты деятельности Министерства природных ресурсов по осуществлению контроля за использованием и охраной недр, лесов и водных объектов".

Олег Олегович, первый вопрос: многие экологи, да и сами чиновники, критикуют принятый Лесной кодекс. По вашему мнению, какие изменения необходимо внести в законодательство для повышения эффективности мероприятий по охране и защите лесов?

Разумовский О.О: В первую очередь необходимо восстановление правовой основы для осуществления деятельности государственной лесной охраны, обеспечение независимости органов государственной лесной охраны от организаций, ведущих хозяйственную деятельность в лесах.

Существующий Лесной кодекс РФ не предусматривает наличие государственной лесной охраны, что делает невозможной эффективную профилактику и пресечение правонарушений и ведет к резкому росту количества незаконных рубок, поджогов и других правонарушений.

В настоящее время одной из основных проблем в лесном хозяйстве является наличие фактов незаконных рубок. На данный момент в лесном законодательстве отсутствует понятие "незаконная рубка". Положение статьи 51 Лесного кодекса РФ в действующей редакции ограничивает объем деятельности уполномоченных органов государственной власти и должностных лиц по охране лесов только такими негативными факторами, как пожары, загрязнение, вредные организмы и "иное негативное воздействие". Отсутствие в лесном законодательстве положений о том, что леса подлежат охране от незаконных рубок, существенно затруднило привлечение незаконных лесозаготовителей к ответственности.

В то же время охрана лесов от незаконных рубок не может осуществляться должностными лицами, осуществляющими государственный лесной контроль и надзор (государственными лесными инспекторами). В соответствии с пунктами 10, 12 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года №394, государственный лесной контроль и надзор осуществляется должностными лицами уполномоченных органов на основании соответствующих приказов и распоряжений в форме плановых и внеплановых проверок. При этом все контрольные мероприятия, осуществляемые при проведении государственного лесного контроля и надзора, регламентируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора".

Вместе с тем, незаконные рубки и иные нарушения лесного законодательства, совершаемые непосредственно на лесных участках, осуществляемые лицами, не имеющими прав на использование лесов, государственным лесным контролем и надзором не охватываются, но требуют, как правило, оперативного пресечения непосредственно на лесных участках.

Ведущий: Вопрос от Калашниковой Г., г. Рязань. Будут ли "горельники" (частично или полностью уничтоженные огнем участки) выставляться на продажу?

Разумовский О.О: На лесных участках, пройденных пожарами, обязательно будут проводиться мероприятия по разработке горельников и лесовосстановлению. Данные мероприятия необходимы для обеспечения санитарной безопасности в лесах, предупреждения массового размножения стволовых вредителей и возникновения новых очагов лесных пожаров, а также предотвращения экономического и экологического ущерба.

Министерством природных ресурсов области разрабатывается целевая программа "Охрана лесов от пожаров на территории Калужской области (2011-2015 годы)", в которую включены мероприятия по разработке горельников и проведению лесовосстановительных работ.

В настоящее время проводится лесопатологическое обследование поврежденных лесных участков, в ходе которого намечаются санитарно-оздоровительные мероприятия.

Заготовка древесины на арендованных лесных участках будет осуществляться арендаторами при внесении изменений в проекты освоения лесов на основании подаваемых лесных деклараций.

На лесных участках, не предоставленных в аренду, будет осуществляться продажа лесных насаждений по результатам аукционов в соответствии с Законом Калужской области от 18.12.2009 № 615-ОЗ "Об исключительных случаях заготовки на территории Калужской области древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, а также елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников на основании договоров купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков".

Мероприятия по разработке горельников планируется провести в течение 2010 – 2012 годов.

Ведущий: Вопрос от Суркова К., г. Калуга. Олег Олегович, будут ли скорректированы планы по заготовке лесов в связи с участившимися пожарами?

Разумовский О.О: С целью разработки лесных участков, пройденных пожарами, а также создания противопожарных разрывов вокруг населенных пунктов, где существует реальная угроза от лесных пожаров, планы по заготовке древесины будут скорректированы с учетом вырубки горельников. Запас древесины, подлежащей заготовке при проведении санитарных рубок, составляет около 200 тысяч кубических метров.

Ведущий: Вопрос от Лавочкина С., г. Людиново. Входит ли в планы министерства поддержка и развитие школьных лесничеств?

Разумовский О.О: Важным аспектом в работе министерства природных ресурсов Калужской области является профориентация учащихся общеобразовательных школ. Главную роль в этом вопросе играют школьные лесничества.

В настоящее время при лесничествах функционируют 13 школьных лесничеств, объединяющих около 500 учащихся.

За школьными лесничествами закреплено около 4 тысяч гектар леса. Ребята участвуют в проведении лесохозяйственных работ, занимаются научно-исследовательской работой.

В текущем году школьниками было посажено 25 гектар лесных культур, 20 тысяч штук деревьев и кустарников при озеленении территорий поселков и школ; проведен уход за лесными культурами и питомниками на площади 50 гектар; заготовлено семян и лекарственного сырья – 393 кг; изготовлено и размещено 500 искусственных гнезд и кормушек для птиц; развешено более 300 листовок на противопожарную тему.

Ежегодно школьные лесничества принимают участие в проводимых мероприятиях "День защиты от экологической опасности", "День птиц", конкурсе "Защитим лес".

Члены школьных лесничеств являются постоянными участниками Всероссийского конкурса "За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам Планеты" ("ПОДРОСТ") и ежегодно становятся его лауреатами и призерами.

В настоящее время разработана областная целевая программа "Патриотическое воспитание населения Калужской области на 2011-2015 годы", которой предусмотрено финансирование расходов на проведение мероприятий школьными лесничествами в сумме 123 тысяч рублей в год.

Ведущий: Вопрос от Кузьмичева Григория Анатольевича, г. Калуга. Аномальная жара этим летом привела к обмелению рек, озёр прудов. Не скажется ли это на обеспечении населения Калуги водой?

Разумовский О.О: Снабжение населения города Калуги водой осуществляется через централизованную систему водоснабжения с забором воды из реки Оки, имеющей достаточный объём запаса воды для этих целей даже в маловодные годы редкой повторяемости. Около 60% населения города получает воду из подземных водозаборов. Озёра и пруды используются только для купания и бытовых целей.

Ведущий: Согласно тексту программы "Экология и природные ресурсы Калужской области (2003-2010 годы)", 98% всех очистных сооружений в Калужской области "работают неэффективно или совсем не работают". Почему в области сложилась такая ситуация? Олег Олегович, предполагается ли выделение средств из федерального/ областного бюджета для внедрения современных водоочистительных технологий, налаживания работы водоочистительных сооружений?

Разумовский О.О: Наиболее сложная ситуация в настоящее время сложилась с очисткой стоков в сельских населенных пунктах. В 70-80 годы в сельских населенных пунктах велось интенсивное строительство благоустроенного жилья, возводились 2-х этажные 16-ти квартирные жилые дома.

Для очистки стоков строились очистные сооружения канализации небольшой производительности. Эксплуатация данных сооружений производилась колхозами, совхозами или специализированными районными организациями. В 90-е годы из-за банкротства многих сельскохозяйственных предприятий большинство очистных сооружений сельских населенных пунктов перестало эксплуатироваться, пришли в негодность, разрушились. Сегодня у администраций нет средств на реконструкцию и должную эксплуатацию очистных сооружений.

В соответствии с изменением бюджетного законодательства с 1 января 2005 года вместо платы за пользование водными объектами, поступавшей в областной бюджет, введен водный налог, который полностью зачисляется в федеральный бюджет. В результате этого с 2005 года подпрограмма, в том виде, в котором она была принята, не реализуется. С 2005 года финансирование водоохранных и водохозяйственных мероприятий осуществляется по новой схеме, в соответствии с которой основным источником финансирования является федеральный бюджет. Выделение федеральных средств на внедрение современных водоочистных технологий и налаживание работы водоочистных сооружений на период действия программы не предусматривалось.

Выделение средств из областного бюджета для решения вопроса возможно только в рамках принятой целевой программы. Решение и координация данного вопроса находится в ведении министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства области.

Ведущий: Вопрос от Егора Рюмина, г. Малоярославец. Какова процедура перевода лесных земель в нелесные?

Разумовский О.О: Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и Положением о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 48.

Ведущий: Вопрос от Терешиной В., г. Калуга. В каком объёме может вырубать лес собственник земельного участка, если частный дом находится в лесной полосе?

Разумовский О.О: В соответствии с Лесным и Земельным кодексами РФ, собственник земельного участка может вырубать только те деревья, которые произрастают в границах земельного участка, находящиеся в его собственности.

Ведущий: Вопрос от Когана Е. И., г. Калуга. Будет ли проведена в ближайшее время очистка русла реки Оки? Понимаем, что процедура дорогостоящая, но хотелось бы видеть нашу Оку судоходной.

Разумовский О.О: Расчистка фарватера реки Оки согласно статье 8 "Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации" осуществляется бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.

В Калужской области вопросами выделения средств на расчистку участка реки Оки, проходящей по территории области, занимается Московско-Окское бассейновое управление.

У субъектов Российской Федерации на сегодняшний день таких полномочий нет. По имеющейся информации проведение данных работ уполномоченными органами в ближайшее время не планируется.

Ведущий: Вопрос от Мохова Матвея Павловича, г. Калуга. Какие организации наносят наибольший вред рекам нашего региона? Интересно, какое место занимают в этом списке наши "гости" - инвесторы?

Разумовский О.О: Основными загрязнителями водных объектов области являются предприятия жилищно-коммунального хозяйства ООО "Калугаоблводоканал" (участки г. Калуги, г. Людиново, г. Сосенский), МП "Водоканал" (г. Обнинск), УМП "Водоканал" (г. Малоярославец), сбрасывающие наибольший объем недостаточно очищенных сточных вод.
Предприятия, построенные с помощью иностранных инвесторов, преимущественно сбрасывают сточные воды в городскую канализацию и имеют меньший объём сточных вод по сравнению с другими водопользователями.

Ведущий: Обязаны ли арендаторы в обязательном порядке страховать лесные участки на арендованной территории?

Разумовский О.О: Страхование арендаторами лесных участков на арендованной территории не обязательно. Законодательством РФ данная процедура не предусмотрена.

Ведущий: Вопрос от Страхова К., г. Рязань. Где в Калужской области можно купить/ арендовать карьер?

Разумовский О.О: На начало 2010 года по результатам геологоразведочных работ на территории области выявлено, разведано и подготовлено для промышленного освоения 570 месторождений твердых полезных ископаемых по 21 виду минерального сырья, имеющих федеральное и областное значение.

Из общего количества месторождений твердых полезных ископаемых 492 или 86% относятся к общераспространенным полезным ископаемым, в том числе песок, ПГС (песчано-гравийные смеси), суглинки, известняки, керамзитовые глины, торф и сапропель (кроме используемых в лечебных целях), трепел, мел, тугоплавкие глины, гипс, песчаники. Из них 110 месторождений или 22,4 % находятся в настоящее время в распределенном фонде. 78 месторождений - это необщераспространенные твердые полезные ископаемые, представленные огнеупорными и палыгорскитовыми глинами, бурым углем, стекольными и формовочными песками, фосфоритами, каменной солью, минеральными красками, карбонатными породами для известкования почв, цементным сырьем. Из них 7 месторождений или 9 % находятся в распределенном фонде.

В соответствии с действующим законодательством субъекты РФ наделены полномочиями в части предоставления в пользование участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые. Участки недр, содержащие необщераспространенные полезные ископаемые, находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

На территории Калужской области предоставление недр в пользование в целях геологического изучения, разработки и добычи месторождений необщераспространенных полезных ископаемых и подземных вод осуществляется отделом геологии и лицензирования по Калужской области (КАЛУГАНЕДРА) в соответствии с Законом РФ № 2395-1 "О недрах".

Предоставление недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых осуществляется министерством природных ресурсов Калужской области в соответствии с законом Калужской области № 76-ОЗ "О порядке предоставления недр в пользование и порядке пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Калужской области".

Ведущий: Это последний вопрос интернет-интервью с министром природных ресурсов Калужской области Разумовским Олегом Олеговичем. Благодарим вас за интересную и содержательную беседу. Надеемся на дальнейшее сотрудничество в рамках совместных информационно-правовых мероприятий ООО "Компания "Тектон" и ИА "ГАРАНТ".

Читать ГАРАНТ.РУ в и