О положении семей Калужской области, имеющих детей - инвалидов

21 июля в 11-00 в Общественной палате Калужской области прошел интернет-круглый стол на тему "О положении семей Калужской области, имеющих детей - инвалидов".

Организаторы мероприятия - Общественная палата Калужской области, ООО "Компания ТЕКТОН", ИА "Гарант".

 

Участники мероприятия:

  • Алмазов Николай Иванович – председатель Общественной палаты Калужской области
  • Коновалова Мария Павловна – секретарь Общественной палаты Калужской области, директор Калужской областной специальной библиотеки для слепых имени Н.Островского
  • Боровикова Маргарита Петровна – председатель комиссии по вопросам семьи, материнства, детства и защиты прав женщин Общественной палаты Калужской области, преподаватель государственного образовательного учреждения "Калужский базовый медицинский колледж"
  • Белозор Александр Александрович - член комиссии по вопросам здравоохранения, социального развития, положения инвалидов и пожилых людей Общественной палаты Калужской области, главный врач ГУЗ "Калужская городская больница скорой медицинской помощи"
  • Зеленев Алексей Иванович – член комиссии по вопросам здравоохранения, социального развития, положения инвалидов и пожилых людей Общественной палаты Калужской области, председатель Калужской региональной общественной организации "Союз Чернобыль".

Ведущая интернет-интервью – Кузютина Ирина (ООО "Компания ТЕКТОН").

Ведущая: Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем работу в рамках интернет-круглого стола. Тема нашей беседы: "О положении семей Калужской области, имеющих детей инвалидов". В течение месяца к нам поступали вопросы от жителей нашего региона. Чаще всего калужане спрашивают: "Каково реальное положение семей с детьми – инвалидами, которые проживают на территории Калужской области?

Алмазов Н.И.: Прежде всего, отмечу, что в Калужской области на протяжении последних лет вопросам и проблемам семей, имеющих детей инвалидов уделяется постоянное внимание Губернатора Калужской области, Законодательного Собрания, органов исполнительной власти муниципальных образований. Тем не менее, вопросы воспитания ребенка инвалида в семье остаются очень актуальными.

Губернатор Калужской области выступил за принятие ФЗ "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья" на Совете при Президенте РФ по делам инвалидов. Губернатор представил опыт Калужского региона по внедрению интегрированного обучения как наиболее эффективной формы социализации детей-инвалидов. В трех детских садах Калуги созданы условия для инклюзивного дошкольного образования. В них дети-инвалиды по слуху и зрению занимаются вместе со здоровыми сверстниками. Например, в 61-м дошкольном образовательном учреждении области действуют специализированные группы для детей с нарушениями слуха, речи, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата. Губернатор коснулся и ряда проблем, с которыми сталкиваются все регионы при внедрении инклюзивного образования. Он обратил внимание на необходимость разработки унифицированной методики преподавания предметов в школах с инклюзивным обучением.

Сейчас принимаются законы и постановления, защищающие и облегчающие жизнь инвалидов, проводятся общественные мероприятия, конкурсы, фестивали.

Уже давно замечено, что среди детей с ограниченными возможностями немало художников, музыкантов, то есть тех людей, чьи творческие способности и интересы разносторонние.

Особое внимание в калужском регионе, прежде всего, уделяется индивидуальной и групповой работе с родителями и детьми, оказанию юридической помощи. Учитывая особенности семей, воспитывающих ребенка-инвалида, составляются индивидуальные программы реабилитации, в которых отражаются основные направления работы с семьей и курс реабилитационных мероприятий.

Полагаю, не менее важно в реабилитации нетипичных детей использование комплексного подхода. Специалист по социальной работе, педагог-психолог, воспитатель, логопеды и врачи работают не только с самим ребенком, но и с родителями. Для них проводятся родительские собрания, индивидуальное консультирование.

Для улучшения положения таких семей необходимо, чтобы Законодательное Собрание и Правительство области продолжило работу, связанную с увеличением размеров пособий гражданам, имеющим детей-инвалидов, расширение социальных льгот семьям, воспитывающим детей-инвалидов, координировало деятельность различных организаций, связанных с медико-социальным обеспечением таких семей.

Ведущая: С какими проблемами сталкиваются родители, воспитывающие детей инвалидов?

Белозор А.А.: Проблем у семей, воспитывающих детей-инвалидов, предостаточно. Много нареканий вызывает работа МСЭ по вопросам освидетельствования и составления индивидуальных программ реабилитации.

У семей, воспитывающих детей-инвалидов, не хватает информации, куда обращаться в сложившейся ситуации, нет согласованности между службами, занимающимися данной проблемой. Ребенок-инвалид чаще всего ограничен в общении со сверстниками из-за нехватки средств полноценных средств реабилитации.

Не в полном объеме дети-инвалиды обеспечены лекарственными средствами как основного, так и сопутствующих заболеваний; в области насущными вопросами являются организация первоочередного обслуживания детей-инвалидов в ЛПУ и развитие службы "социального такси". Не хватает высококвалифицированных кадров и специального реабилитационного оборудования школ и ДДУ.

Существует острая необходимость открытия коррекционных групп и классов на базе социально-реабилитационных центров.

Коновалова М.П.: Уважаемые коллеги, хотелось бы сделать следующее дополнение. Нередко проблема в самих родителях. Они стесняются своих детей, которые не похожи на всех остальных. Запирают их в четырех стенах, не дают общаться со сверстниками. Для таких родителей их ребенок – позор; свидетельство их, родительской, неполноценности. Это – ущербная позиция. Следует менять подобные установки. Пусть ребенок ограничен физически, но у него, наверняка, есть творческие способности, есть шанс реализовать себя в учебе. Настоящий родитель должен сделать все, чтобы помочь своему ребенку добиться успеха, несмотря на объективные трудности.

Ведущая: Спасибо, Мария Павловна, за дополнение. В продолжение начатой вами темы следующий вопрос: "Изменилось ли в обществе отношение к инвалидам"?

Коновалова М.П.: По официальной статистике, в России инвалиды составляют около 10 процентов всего населения, или, говоря иначе, почти в каждой четвертой семье есть инвалиды. Тема инвалидности близка большинству россиян. И, несмотря на это, большой процент здоровых людей противопоставляет себя инвалидам и говорит о существовании больших отличий между собой и людьми с ограниченными возможностями.
Основа разобщенности в том, что инвалиды выделяются по внешнему виду. "Инвалиды выглядят и ведут себя иначе, чем другие граждане, поэтому не вписываются в общество". Большинству здоровых россиян не откажешь в гуманизме и сочувствии: подавляющее большинство категорически не согласны с тем, что "инвалиды являются обузой для общества".

Мы проводили опрос среди школьников и студентов. Большинство опрошенных согласны с тем, что люди с ограниченными физическими возможностями могут внести значительный вклад в жизнь общества. Они вполне способны работать так же продуктивно, как и люди без инвалидности.

Боровикова М.П.: Действительно, многолетние исследования показали, что отношение к интеграции инвалидов в обществе более лояльное, чем у самих инвалидов. В девяностые годы каждый третий инвалид считал, что люди с ограниченными возможностями должны жить обособленной жизнью, со своими учебными заведениями, предприятиями, больницами и т. д. Но в последние годы отношение к инвалидам стало активно меняться.

При этом инвалиды-опорники уверены, что отношение к ним изменилось. Среди них наибольшая часть по сравнению с другими группами инвалидов настроены оптимистично и уверены, что к ним стали явно лучше относиться.

А вот половина инвалидов по зрению считают, что их положение в обществе скорее ухудшилось. И причина этого – "уход в прошлое традиций поддержки инвалидов", принятие новых социальных законов и переход к рынку. В результате получилось, что именно инвалиды по зрению больше всего сожалеют о потере советской системы поддержки.

И только 29 процентов инвалидов по зрению считают, что общество стало к ним внимательнее.

Сообщество глухих и слабослышащих тоже многое потеряло от изменения системы социальной поддержки – ушли в прошлое предприятия для глухих, не действуют уже каналы занятости. Но, тем не менее, 33 процента участвующих в опросе глухих и слабослышащих настроены оптимистично, они считают, что отношение к инвалидам в последние годы явно улучшилось.

Вывод - больше всего почувствовали улучшение те, чье положение в советском обществе было самым незавидным, – это опорники. А вот инвалидам по зрению новая социальная система принесла разочарование.

Буквально все инвалиды, особенно женщины, сталкивались с грубым к ним отношением в поликлиниках, больницах, на транспорте.

Людей, в том числе даже медперсонал, раздражает медлительность инвалидов, их ограничения в физических возможностях, даже если это особо и не мешает окружающим. Особо тяжело переносят такое отношение люди с нарушением опорно-двигательного аппарата. Большинство уверены, что самая ущемленная группа – это дети-инвалиды. А права нарушаются чаще всего по отношению к людям с нарушением интеллекта.

И еще один прискорбный факт: лидерство по грубому отношению к инвалидам многие годы держат мегаполисы. Маленькие города и поселения менее технически оснащены, там сложнее получить квалифицированную помощь, но отношение в них к инвалидам более сердечное.

Ведущая: В Калужской области, была разработана и принята целевая программа "Семья и дети (2009-2013 годы)". На каком этапе реализации находится данный проект?

Алмазов Н.И.: В настоящее время в области разрабатывается долгосрочная целевая программа в рамках федеральной целевой программы "Доступная среда на 2011-2015 годы", которая позволит привлечь к решению проблем маломобильных групп населения, дополнительные средства из федерального бюджета.

В рамках реализации программы планируется создание центров по профилактике детской инвалидности, внедрение методики раннего вмешательства на базе социально-реабилитационных центров, клубов взаимопомощи и психологического консультирования близкого и дальнего социального окружения детей-инвалидов; создание интерактивного интернет-портала по вопросам социальной защиты и реабилитации детей-инвалидов.

Ведущая: Вопрос от жительницы г. Калуги Козловой Е.А.: "По вашему мнению, необходимо ужесточать меры воздействия, применительно к отцам – злостным неплательщикам алиментов, бросившим свои семьи, детей – инвалидов буквально на произвол судьбы или нет?

Зеленев А.И.: Семейный кодекс РФ, вступивший в силу в 1996 году, закрепил важнейшие положения, способствующие реализации права несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи на получение содержания, ситуация такова, что далеко не все дети получают положенное им по закону после развода родителей.

Во-первых, практика применения Семейного кодекса показала, что суды не в полной мере используют все предоставленные им законом возможности. Часто к делу подходят формально. Например, в статье 24 Семейного кодекса сказано, что суд при разводе родителей обязан рассмотреть вопрос о том, с кого из них и в каком размере взимать алименты на детей. Однако на практике эти вопросы часто не рассматриваются и интересы детей не учитываются.

Во-вторых, при взыскании алиментов суды не анализируют обстановку в семье, материальное положение отца и матери. Положение статьи 81 Семейного кодекса, позволяющее увеличивать или уменьшать предусмотренную законом долю, практически не используется. "Суды "штампуют" решения: один ребенок - 25 процентов от всех видов заработка, двое детей - 33 процента, трое – 50. Практически не работает статья 83 Семейного кодекса о взыскании алиментов в твердой денежной сумме. При ее определении судьи исходят из минимального размера оплаты труда.

Алиментные дела, как правило, рассматриваются мировыми судьями, которые рассматривают только простые, бесспорные дела. Рассмотрение дел по алиментам на ребенка-инвалида надо осуществлять адресно, ориентируясь на конкретную семью, конкретного ребенка. Такие алиментные дела должны вести только районные суды.

Те из матерей, которые хоть когда-нибудь получали алименты на ребенка-инвалида от бывшего мужа, знают, что основные испытания начинаются тогда, когда алименты взысканы и выписан исполнительный лист. Более 30 процентов обращений связаны с жалобами на формальное отношение к своим обязанностям судебных приставов, которые работают по старинке, ни шатко, ни валко.

Хотя методов воздействия на нерадивых отцов и матерей масса. Например, когда приставы стали обращаться в Федеральную пограничную службу с тем, чтобы право выезда должников по алиментам за пределы России было ограничено, многие из них безропотно расплатились.

Депутаты ГД РФ предлагают прописать в Семейном кодексе минимальный размер алиментов как при их взыскании в долях к заработку, так и в твердой денежной сумме.

Размер алиментов должен быть привязан к региональному прожиточному минимуму. То есть алименты могут быть взысканы в размере 25 процентов, но их сумма не может быть меньше установленного в регионе прожиточного минимума для детей. Следующая мера - продление выплаты алиментов. Сейчас алименты выплачиваются только по достижении ребенком 18 лет. Однако это совсем не тот возраст, когда человека, особенно ребенка-инвалида, можно считать финансово самостоятельным.

Женщина, оставшаяся с маленьким ребенком на руках, не должна сама бегать по инстанциям и собирать для суда различные справки. Все матери знают, что многие бумажки при этом просто невозможно получить! Каким документом подтвердить, что человек не работает, но доходы у него есть? А такое ведь в нашей жизни сплошь и рядом. Бывшая жена часто не знает, где теперь трудится муж, где он живет и тем более как живет.

Предлагаемые депутатами ГД меры ужесточения коснутся и Уголовного кодекса, точнее, статьи 157, которая предусматривает уголовную ответственность за злостное уклонение от уплаты алиментов. Сейчас в статье нет определения, что такое "злостное уклонение". Если такое обвинение к родителю применить, то он сразу начинает платить. Имея долг в 10 тысяч рублей, заплатит те же 200-300 рублей и сразу перестает считаться злостным неплательщиком. И все. Посадить его уже нельзя. Прием известный. В обязательном порядке необходимо ужесточить меры к отцам, злостным неплательщикам алиментов.

Ведущая: Должны ли выплачиваться дополнительные денежные средства родителям на содержание детей-инвалидов, которые живут и учатся в специнтернате?

Зеленев А.И.: Дополнительные денежные средства родителям на содержание детей-инвалидов, находящихся в специнтернатах не выплачиваются. Перечень социальных льгот, прав и гарантий, предоставляется в соответствии с действующим законодательством РФ инвалидам независимо от причины инвалидности.

Ведущая: Вопрос от жительницы г. Боровска Светланы Г.: "Я не работаю. Осуществляю уход за своим ребенком-инвалидом. Положены ли мне какие-нибудь выплаты"?

Белозор А.А: Да. Законом предусмотрена компенсация в размере 1200 рублей "...неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет..." (Указ Президента РФ от 13 мая 2008 г. N 774 "О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами").

Ведущая: Работают ли в Калужской области благотворительные организации, которые занимаются вопросами детей-инвалидов?
Боровикова М.П.:. В Калужской области есть благотворительные организации, которые занимаются проблемами детей-инвалидов – это Региональный благотворительный фонд "Возрождение", Калужская областная общественная благотворительная организация "Еврейский общинный центр ХЭСЭД-Дага" ("Забота") и Молодежный Благотворительный Фонд "Леонардо" и др.

Каким образом обучаются дети-инвалиды, которые не могут посещать общеобразовательные учреждения?

Белозор А.А: Согласно Постановлению Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861 Для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, органы управления образованием и образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, с согласия родителей (законных представителей) обеспечивают обучение этих детей на дому.

Основанием для организации обучения на дому ребенка-инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Обучение на дому детей-инвалидов осуществляет образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы (далее именуется - образовательное учреждение), как правило, ближайшее к их месту жительства.

Зачисление ребенка-инвалида в образовательное учреждение осуществляется в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для приема граждан в образовательные учреждения.

Образовательное учреждение детям-инвалидам, обучающимся на дому:

  • предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющиеся в библиотеке образовательного учреждения;
  • обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
  • осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию;
  • выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Родители (законные представители) могут при обучении ребенка-инвалида на дому дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений. Такие педагогические работники по договоренности с образовательным учреждением могут участвовать совместно с педагогическими работниками данного образовательного учреждения в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка-инвалида.

Обучение и воспитание ребенка-инвалида в негосударственном образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию и реализующем общеобразовательные программы, может осуществляться только при наличии в нем специальных образовательных условий для обучения и воспитания, включая специальные образовательные программы, разработанные с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалидов, коррекционные методы, технические средства, среду жизнедеятельности, специально подготовленных педагогов, а также медицинское обслуживание, социальные и иные условия, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных программ детьми-инвалидами.

Родителям (законным представителям), имеющим детей-инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

Дополнительные расходы, связанные с осуществлением обучения и воспитания ребенка-инвалида на дому и в негосударственном образовательном учреждении, сверх установленного норматива финансирования производятся родителями (законными представителями).

Ведущая: В каких оздоровительных лагерях проходят смены для талантливых детей с ограниченными возможностями?

Боровикова М.П.: С 1 января 2010 года федеральным законодательством введен новый механизм организации детского отдыха и оздоровления. Он заключается в том, что с Фонда социального страхования сняты все функции, связанные с детским отдыхом. Полномочия по обеспечению отдыха и оздоровления детей закреплены за органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В этой связи перед регионом поставлена задача по подготовке всей необходимой нормативной правовой базы, выстраивания нового механизма взаимодействия, и самое главное финансового обеспечения детского отдыха.

Определены средства областного бюджета в объеме 142 млн. рублей для проведения детской оздоровительной кампании. Этот объем средств соответствует уровню прошлого года. На организацию детского отдыха в 2010 году предусмотрено: средства областного бюджета - 142006,1 тыс. рублей, средства федерального бюджета - 43335,0 тыс. рублей; планируется средств местных бюджетов - 32000,0 тыс. рублей.

Кроме того, областным законом региональное министерство по делам семьи, демографической и социальной политике определено уполномоченным органом на обеспечение отдыха и оздоровления детей.
В Калужской области организация отдыха и оздоровления детей осуществляется круглогодично. В рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой программы в зимне-весенний период уже отдохнули на базе государственных учреждений Калужской области в санаторных оздоровительных сменах - 1074 детей, в загородных оздоровительных сменах - 796 детей.

Нынешним летом оздоровительные учреждения области ждут к себе на отдых порядка 85 тысяч детей. Это составит 85% от общего количества детей от 7 до 17 лет, из них более 50 тысяч детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В регионе работают 18 загородных оздоровительных учреждений, 5 санаториев, 13 палаточных лагерей и более 300 лагерей с дневным пребыванием детей. Утверждена социальная стоимость путевок: в загородные оздоровительные лагеря сезонного действия - 8 тыс. 100 руб.; в лагеря круглогодичного действия - 9 тыс. 300 руб., а санаторная путевка обойдется в 13 тыс. 482 руб. Впервые в этом году отраслевым ведомством области закуплено 4251путевка для отдыха детей в загородных лагерях, 2500 путевок - это в пансионаты на побережье Черного и Азовского морей.

По-прежнему немалая часть стоимости путевки оплачивается из бюджетов всех уровней. При сотрудничестве с постоянным Комитетом Союзного государства планируется организация отдыха детей, проживающих на территории, наиболее пострадавшей от воздействия аварии на Чернобыльской АЭС, в санатории "Золотой колос" на Черном море. В летний период 2010 года планируется охватить организованным отдыхом более 9 тысяч детей и подростков, что в сравнении с 2009 годом на 1,5 тысячи детей больше.

Алмазов Н.И.: Постановлением правительства Калужской области утверждена долгосрочная целевая программа "Организация отдыха и оздоровления детей и подростков Калужской области в 2010-2015 годах", в которой определены: категории получателей путевок, порядок установления норматива оплаты стоимости путевки, определение типов оздоровительных учреждений, установление возраста детей и критерии адресности. В Калужской области максимально сохранены ранее действующие параметры: санаторное оздоровление - оплачивается из бюджета области в размере 100% оплаты, дети работников бюджетных организаций 95%, остальные 50% средств - для организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в июле и августе. Планируется организовать дополнительные конкурсные процедуры по закупке путевок в загородные оздоровительные учреждения.

Новый механизм организации детской оздоровительной кампании позволит направлять на отдых детей всех категорий, независимо от места работы родителей и социального статуса семьи. В рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой программы "Организация отдыха и оздоровления детей и подростков Калужской области" появилась возможность новых форм отдыха детей: программы выходного дня для семей с детьми инвалидами, специализированные профильные лагеря с дневным пребыванием детей.

Ведущая: Выражаем благодарность вам, Николай Иванович, и всем членам Общественной палаты Калужской области за участие в столь важном для жителей нашего региона диалоге. Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Читать ГАРАНТ.РУ в и