Новое и актуальное в регистрации прав на недвижимость

23 августа 2017 года состоялось интернет-интервью с руководителем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области Кораблевым Владимиром Геннадьевичем.

Организатор мероприятия: региональный партнер разработчика системы ГАРАНТ – ООО "Гарант-Западная Сибирь".

Ведущий: директор ООО "Гарант-Западная Сибирь" Э. Д. Павленко.

Ведущий: Уточнены объекты недвижимости, которые подлежат кадастровому учету и права на которые регистрируются. Что это за объекты?

 Кораблев В. Г.: Согласно новому Закону, кадастровому учету и регистрации подлежат такие объекты недвижимости как:

- машино-место (допустимые размеры которых установлены действующим законодательством)

- единый недвижимый комплекс;

- предприятие как имущественный комплекс.

Ранее регистрация на машино-место осуществлялась в виде доли в праве общей долевой собственности на объект недвижимости (здание, помещение), в котором расположено машино-место. В настоящее время появилась возможность постановки на учет и регистрации такого машино-места путем выдела доли в натуре.

До вступления в силу Закона о государственной регистрации недвижимости внесение сведений о едином недвижимом комплексе в кадастр недвижимости не было предусмотрено.

В настоящее время учет единого недвижимого комплекса и регистрация права на него проводятся в следующих случаях:

- завершение строительства объектов недвижимости, проектная документация которых предусматривает их эксплуатацию в качестве такого комплекса;

- объединение по заявлению собственника учтенных и зарегистрированных объектов недвижимости, которые имеют единое назначение и неразрывно связаны физически или технологически либо расположены на одном земельном участке.

Особенностью регистрации права на предприятие как имущественный комплекс является следующее:

- регистрация осуществляется как на всех комплекс в целом, так и на каждый объект, являющийся составной частью такого комплекса.

Ведущий: Учитывает недвижимость и проводит госрегистрацию прав на нее Росреестр. Как это происходит? Какие нужны документы?

Кораблев В. Г.: Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав определен статьей 29 Закона о регистрации недвижимости. Он включает в себя:

1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных Законом;

3) проведение правовой экспертизы документов, (проверка документов на предмет наличия или отсутствия оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав);

4) внесение в ЕГРН сведений либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований;

5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Основанием для проведения регистрации являются такие документы как:

- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений; свидетельства о праве на наследство;

- вступившие в законную силу судебные акты;

- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти и другие.

Если с заявлением о государственной регистрации прав обращается представитель заявителя, то необходимо представить документ, который будет подтверждать полномочия представителя.

Ведущий: Кадастровый учет объектов и госрегистрация прав проводится как одновременно, так и отдельно. Какие в этом преимущества?

Кораблев В. Г.: Законом о регистрации недвижимости предусмотрено осуществление кадастрового учета и государственной регистрации одновременно. Ранее одновременная процедура не была предусмотрена законодательством. Основные преимущества:

- сокращение количество процедур для оформления права (раньше необходимо было пройти процедуру постановки на кадастровый учет, а после обратиться с заявлением о регистрации);

- сокращение временных затрат;

- проведение правовой экспертизы одним специалистом (государственным регистратором) представленного с заявлением пакета документов (что позволяет сразу выявить все основания для принятия решения о приостановлении как кадастрового учета, так и государственной регистрации прав)

Ведущий: Когда учет и госрегистрация осуществляются одновременно? А когда отдельно?

Кораблев В. Г.: Как и ранее, зарегистрировать права на объекты недвижимости по общему правилу невозможно, если они не учтены в кадастре недвижимости.

Согласно новому Закону учет и регистрация объекта недвижимости осуществляются одновременно, если такой объект не был поставлен на учет. Ранее такая процедура не была предусмотрена. Однако существуют исключения, когда кадастровый учет может проводиться без одновременной регистрации либо наоборот регистрация права проводится без одновременного кадастрового учета. Такие случаи оговорены Законом.

Учет и регистрация проводятся одновременно в следующих случаях:

- создание объекта недвижимости (за исключением ситуации, когда кадастровый учет можно осуществить без одновременной регистрации прав);

- образование объекта недвижимости (кроме случаев, когда кадастровый учет проводится без одновременной регистрации прав);

- прекращение существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;

- образование или прекращение существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие регистрации, за исключением случая, установленного Законом.

Регистрация без одновременного кадастрового учета проводится:

- при регистрации сделок с имуществом;

- при регистрации ранее возникшего права на объект недвижимости.

В Законе также определены исключительные ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения регистрации прав на объекты недвижимости. Такое проведение учета возможно, в частности, в следующих случаях:

- создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта строительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, органом местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия;

- прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;

- изменение основных характеристик объекта.

Ведущий: В каком случае происходит отказ в приеме документов и когда документы возвращаются без рассмотрения? Что это за случаи?

Кораблев В. Г.: В приеме заявления и прилагаемых к нему документов будет отказано в случае, если не установлена личность лица, обратившегося за осуществлением учетно-регистрационных действий: не предъявлен документ, удостоверяющий личность, или лицо отказалось предъявить документ, удостоверяющий его личность.

В Законе приведен перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения. К ним, в частности, относятся:

- несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату;

- наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;

- если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении 5 дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует информация об уплате госпошлины и не представлен документ, подтверждающий ее уплату;

- в ЕГРН имеется запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя;

- отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или государственной регистрации прав.

Ведущий: Сокращен общий срок кадастрового учета и госрегистрации прав. Какой это срок? В какой срок проводится госрегистрация ипотеки?

Кораблев В. Г.: Сроки осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлены Законом о государственной регистрации недвижимости.

Учетно-регистрационные действия осуществляются в течение следующих сроков:

1) кадастровый учет – пять рабочих дней с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета;

семь рабочих дней – с даты приема многофункциональным центром.

2) государственная регистрация – семь рабочих дней с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав;

девять рабочих дней – с даты приема многофункциональным центром.

3) одновременная процедура – десять рабочих дней с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления;

Двенадцать рабочих дней – с даты приема многофункциональным центром

Государственная регистрация ипотеки осуществляется в срок не превышающий пять рабочих дней с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов или семи рабочих дней, если заявление было принято многофункциональным центром.

Ведущий: Расскажите об основании приостановления кадастрового учета и госрегистрации по решению госрегистратора. Каковы сроки, на которые приостанавливается учет и госрегистрация?

Кораблев В. Г.: На сегодняшний день Законом предусмотрено 55 оснований для приостановления кадастрового учета и государственной регистрации права. Наиболее часто встречающиеся:

- с заявлением обратилось лицо, которое не имеет права на обращение;

- заявителем не представлены документы, необходимые для проведения кадастрового учета и государственной регистрации;

- выявлены пересечения границ земельных участков с границами других земельных участков, границами населенных пунктов, муниципальных образований и т.д. (если учет и регистрация проводятся по земельному участку).

При выявлении таких оснований государственный регистратор приостанавливает учет и регистрацию на срок – 3 месяца.

Однако существует ряд случаев, когда учет и регистрация приостанавливаются на другие сроки.

Например, государственный регистратор принимает решение о приостановлении в связи с существованием судебного спора в отношении прав на недвижимое имущество, являющееся предметом ипотеки. В данном случае учет и регистрация приостанавливаются до разрешения спора судом.

Все основания и сроки приостановления осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прописаны в статье 26 Закона о регистрации недвижимости.

Если в течение срока приостановления не устранены причины, послужившие основанием для приостановления, регистратор принимает решение об отказе.

Ведущий: Кадастровый учет и госрегистрация могут проводиться без участия правообладателя. Как это осуществляется?

Кораблев В. Г.: Законом предусмотрено внесение сведений в единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия (без участия заявителя). Органы государственной власти, органы местного самоуправления, нотариусы, судебные органы обязаны направлять в орган регистрации права подготовленные документы (решения, акты).

Например, обязательному направлению в Росреестр подлежат следующие акты органов госвласти, органов местного самоуправления:

- об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости;

- об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка;

- об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;

Судебные органы направляют акты о наложении ареста, решения.

ФНС России направляет информацию об изменении сведений об организациях и индивидуальных предпринимателях.

Нотариусы направляют сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Ведущий: Кто и за что несет ответственность при осуществлении кадастрового учета и госрегистрации?

Кораблев В. Г.:  Ответственность за действия (бездействие) органа регистрации права, государственного регистратора установлена действующим Законом.

Регистратор несет ответственность:

- за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов);

- за необоснованное решение о приостановлении или отказе в кадастровом учете или регистрации прав или уклонение от их проведения.

Росреестр несет ответственность:

- за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН;

- за полноту и достоверность предоставляемых сведений;

- за незаконный отказ в кадастровом учете или регистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда.

При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.

Ответственность кадастрового инженера предусмотрена Законом о кадастровой деятельности.

Кадастровый инженер несет ответственность:

- за несоблюдение требований действующего законодательства;

- за недостоверность сведений межевого плана, технического плана, акта обследования или карты-плана территории, на основании которых осуществляется внесение сведений в ЕГРН.

Законом о регистрации недвижимости предусмотрена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления представлять заявления и документы для осуществления кадастрового учета и регистрации прав.

Например, такими документами являются:

- решение о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию;

- акт органа, на основании которого возникает право, ограничение права, обременение объекта;

- карта-план территории.

За непредставление таких документов органы государственной власти, органы местного самоуправления несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Ответственность заявителей (физических лиц, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей) также предусмотрена действующим законодательством.

Заявители несут ответственность:

- за непредоставление или несвоевременное представление необходимых документов;

- за предоставление недостоверных сведений.

Ведущий: Владимир Геннадьевич, благодарим вас за подробные исчерпывающие ответы! Желаем Вам успехов в профессиональной деятельности.

 

Кораблев В. Г.: Спасибо! «Гаранту» расти и развиваться.

Читать ГАРАНТ.РУ в и