"О механизмах контроля в сфере эвакуации транспортных средств в Нижнем Новгороде"

"О механизмах контроля в сфере эвакуации транспортных средств в Нижнем Новгороде"Ведущая: 

- Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Сегодня, 16 ноября компания "Гарант-ЦМИКИ" проводит интернет-конференцию в пресс-центре Медиа Страйк Холл и я с удовольствием представляю нашего гостя, руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области Михаила Леонидовича Теодоровича.

Теодорович М.Л.:

- Спасибо!Добрый день!

Ведущая:

- Тема интернет-конференции звучит так: "О механизмах контроля в сфере эвакуации транспортных средств в Нижнем Новгороде".

Предложены вопросы для обсуждения :

- Необходимость совершенствования действующих норм и правил эвакуации автомобилей на штрафстоянки;

- Практика работы Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области над проблемой;

- Пути решения проблемы эвакуации автомобилей в Нижнем Новгороде в законодательном поле.

Я также рада представить генерального директора компании Гарант-ЦМИКИ Виктора Васильевича Трянина.

Трянин В.В.:

- Добрый день! На сайте www.cmiki.ru мы проводим очередную интернет-конференцию. Сегодня для выяснения какого-либо вопроса у руководителя органа власти достаточно просто зайти в интернет, не надо записываться на приём, тратить время на дорогу, высиживать очереди. Тема конференции достаточно актуальная для многих автолюбителей. Это проблемы, связанные с эвакуацией транспортных средств , увеличением количества транспорта и недостатком парковочных мест. Мы на себе испытали это, сходив в театр "Комедия". Когда вышли из театра и попали в такую комедийную ситуацию : машины нет! В принципе, вечером там единственно, из-за чего могут образоваться заторы на этой улице, это транспортные средства тех людей, которые являются зрителями. Но когда мы вышли из театра, нас ждал один добрый человек на такси и за небольшое количество рублей он согласился нас отвезти в ГАИ и на штрафстоянку...

Сегодня мы имеем значительное количество вопросов от наших граждан по этой теме. На наиболее актуальные вопросы мы надеемся получить ответ от Михаила Леонидовича в рамках сегодняшнего мероприятия.

Теодорович М.Л.:

- Да, спасибо!

Ведущая:

- В подготовке интернет-конференции приняли активное участие сотрудники Управления федеральной антимонопольной службы и руководитель пресс-службы Царева Елена Павловна. Приступаем к нашей интернет-конференции.

На момент проведения поступило более 20 вопросов, часть вопросов которые еще будет поступать, мы опубликуем обязательно на нашем сайте www.cmiki.ru .

На наиболее важные мы сегодня постараемся получить ответ и данные ответы будут опубликованы на сайте www.cmiki.ru и в дальнейшем размещены в правовой системе ГАРАНТ, а также на сайте антимонопольной службы по Нижегородской области.

Вопрос задает Кораблев М.В.:

- Автомобиль был эвакуирован, на штрафстоянке было обнаружено повреждение лакокрасочного покрытия, куда и к кому обращаться по этому поводу и с кого взыскивать ремонт автомобиля? Кто в дальнейшем должен будет осматривать авто на наличие повреждений? Спасибо большое за ответ!

Теодорович М.Л.:

- Добрый день еще раз, коллеги!

Я хотел бы, прежде чем ответить на этот вопрос гражданина Кораблева М.В., к сожалению здесь нет имени и отчества полностью, поэтому я буду пользоваться инициалами , за что прошу извинить. Я хотел бы сказать несколько общих слов, точнее высказать несколько общих соображений в отношении самой проблемы. На наш взгляд, она существует в нескольких плоскостях.

Отчетливо ясно, что наверное, главное на сегодня - это человеческое измерение, это те чувства, то социальное настроение, которое рождается у людей, возникает у людей, у граждан, у нижегородцев и не только. В связи с этой достаточно бурной деятельностью в Нижнем Новгороде, которую мы все наблюдаем. Люди раздражены, это отчетливо понятно, люди говорят о том, что фактически ситуация с эвакуацией напоминает охоту за деньгами. Вышел из машины, вернулся — машины нет, стояла, никому не мешала — пропала! Возникает вопрос: Зачем? Какой в этом смысл? Никакого смысла, кроме того, чтобы ввести человека в расходы, заставить его заплатить штраф в этом, несомненно, нет. Эвакуатор, который забирает машину, создает пробку, и эта пробка как раз все и портит, не сама машина, а бурная деятельность по эвакуации усугубляет дорожную ситуацию, особенно в таких местах как площадь Горького, Звездинка и так далее. Там эти пробки возникают за 10 мин., потом рассасываются часами. Об этом говорят люди... Работая на площади Горького, мы видим это из наших окон, к сожалению, это сильно похоже на правду. Это проблема.

И вторая составляющая — это экономическая. Мы по долгу службы смотрим на нее с позиции конкуренции. Чего хотят люди — люди хотят работать, люди хотят денег, люди хотят зарабатывать, люди хотят распоряжаться своим временем. А что происходит при такой вот необъяснимой схеме: высокие риски. Вы привезли груз в магазин, вы позанимались бумагами, вышли — вашей машины нет. Значит, ваш бизнес на сегодня полетел, все ваши поставщики недовольны , они не получили товар, вы на нервах, вы в расходах, кому от этого хорошо? Всем от этого плохо!

А приехали туристы из другого города: Нижний заслуженно становится одним из признанных центров туризма, но сама эта конструкция выездной эвакуации просто отпугивает людей, как-будто вот специально придумано, на всякий случай, чтобы их не было слишком уж много, этих туристов. Придумана схема эвакуации: приехал, поставил, до свидания! И вся семья - папа, мама, двое детей - с небольшим количеством денег в чужом городе начинают метаться, тратить деньги на такси, чтобы найти это место сначала, ГАИ и потом штрафстоянку. И вся эта радость становится туристическим приключением. В конце концов есть разные способы получить экстремальные ощущения, есть экстремальный туризм, и возможно, кто-то думает, что это новый его вид родился, но нижегородцы самими своими вопросами голосуют категорически против, чтобы на территории Нижнего Новгорода такого рода экстремальный туризм развивался.

Но если вернемся в проконкурентное поле, получается вот что: получается, что для бизнеса, для работы и для расходования денег на товары и услуги созданы дополнительные угрозы и риски и вся эта конструкция, вся эта система деятельности распугивает бизнес, распугивает людей, которые приносят в город деньги , которые дает людям заработать. Таким образом получается, что она де-факто работает против стратегических жизненных интересов нижегородцев. Несомненно ее надо очеловечивать. И нами внесены соответствующие предложения в город и область. Но, к сожалению, все очень внимательно слушают, никто не переспрашивает ни о чем, такое ощущение, что у всех есть свое мнение на этот счет. И те, от кого зависит решение в этой сфере, убеждены в собственной правоте. Каждый действует в своем понимании служебного долга. Мы исполняем свой долг, делаем свою работу и отслеживаем ситуации, в надежде, что наша активность поможет ей вернуться в такое русло, когда она не будет напрягать людей, не будет напрягать бизнес.

Ну а теперь по вопросам.

Гражданин Кораблев задает вопрос и этот же вопрос задали гражданин Фурашов, а также Валентина из Нижнего Новгорода. Вопрос о том, что после эвакуации на штрафстоянке было обнаружено повреждение лакокрасочного покрытия, куда обращаться? Такую машину забирать нельзя: надо добиваться составления протокола, документа прямо на штрафстоянке, фиксирующего повреждение. Не возбраняется использовать при этом предметы фото, видео фиксации. Надо помнить, что при эвакуации автомобиля инспектор ДПС обязан составить протокол, где наличествующие повреждения так же должны быть все учтены и указаны. И в таком случае неплохо озаботиться доказательствами того, что машина была изначально хорошей, потому что здесь возможны коллизии. И все, что есть на эту тему, желательно иметь под рукой и не забыть представить при доказательстве своей правоты.

Вопрос задает Надежда Павловна:

- Могут ли эвакуировать машину в неправильно припаркованном месте, если в автомобиле находится животное (собака, кошка)?

Теодорович М.Л.:

- Правовых оснований для того, чтобы не эвакуировать, не существует. Тем более, что животное -существо подвижное, оно может спать и очень трудно будет доказать, что оно в это время не спало там где-то, а действительно его было видно, и на него надо было среагировать.

Наталья Юрьевна Васильева спрашивает:

- Возможно ли упростить правила оформления протокола после эвакуации транспортного средства? После эвакуации провела более 4 часов в отделе, чтобы получить заветную бумажку, и получить транспортное средство со штрафстоянки?

Теодорович М.Л.:

- Да, можно. Например, если сотрудник ГИБДД находится на штрафстоянке.

Вопрос задает Сергей Иванович, Н.Новгород:

- Возможно ли урегулировать принцип эвакуации транспортных средств? Очень часто становлюсь свидетелем, когда работающий эвакуатор становится причиной пробки в то время, как ТС никому не мешает (может стоит выписать штраф?

Теодорович М.Л.:

- Несомненно, да. Собственно говоря это и предполагает кодекс об административных правонарушениях. Неправильно запарковался — получите штраф. Наша логика, повторюсь, состоит в том, чтобы зонировать Нижний Новгород, как минимум Нижний Новгород, выделить территории, где деятельность эвакуаторов с высокой вероятностью приводит к появлению пробок и ограничить эвакуацию в то время суток, когда пробки более вероятны, ну, например, утром люди едут на работу, вечером с работы, как то так. Есть места, где вообще эвакуатор — это зло, это лекарство, которое гораздо хуже болезни. Соответственно такое зонирование может на наш взглядпривести к очень хорошим результатам. Точно так же эвакуаторы закрепить по территориям Нижнего Новгорода, например, по районам, магистралям, как то еще, тогда они не будут как охотники за добычей слетаться на несчастную легковушку, чтобы схватить ее первыми, не будет этой битвы за штраф, битвы за денежки и сами эвакуаторы не будут мешать ни друг другу, ни людям.

Следующий вопрос, Александр Михайлович, юрист:

- Попал в ситуацию, когда мое ТС эвакуировали у ресторана "Макдональдс".

Дело было зимой. Там мешали сугробы, рядом стоял автомобиль ДПС, но сотрудники ничего мне не сказали про запрет стоянки (обычно там стоит много машин). Когда вернулся, машину уже увезли. Почему вместо предупреждения нарушения, сотрудники ДПС предпочитают отправлять на штрафстоянку?

Теодорович М.Л.:

- Могу предположить, что это площадь Горького, Александр Михайлович. Это несомненно бизнес и ищите выгоду. "Шерше ля фам" - говорят французы в других случаях, а здесь ищите деньги. Я думаю, что Александр Михайлович мог бы адресовать свой вопрос в прокуратуру, или руководителям ГИБДД, наверное, это было бы закономерно.

Вопрос задает Шелест Марина Ивановна:

- При эвакуации автомобиля его не опечатали. Получается , что эвакуация была не по правилам. Что можно сделать в этом случае?

- Этот вопрос задается не впервые, его задают еще ряд граждан и ответ мы видим следующий: в случае, если эвакуация произведена не по правилам, возможно обращение в службу ГИБДД, службу эвакуации или сразу в суд. Но здесь надо учитывать процессуальные сроки на обжалование.

Игнатьев Владимир Васильевич задает вопрос:

- Могут ли вернуть машину, если хозяин авто успел подойти к эвакуатору во время погрузки авто?

Теодорович М.Л.:

- Да могут, задержание прекращается непосредственно на месте, если причина задержания устранена до начала движения эвакуатора. Погрузили машину, прикрепляют ее к платформе, в это время приходит владелец — открепляют, ставят на землю, сотрудник ГИБДД делает свою работу, но если эвакуатор поехал, то поехал, он уже не занимается своей работой, он уже участник дорожного движения.

Вопрос задает Мацуева Ирина Константиновна:

- Имеют ли право эвакуировать автомобиль в неположенном месте для парковки с работающим двигателем и включенной "аварийкой"?

Теодорович М.Л.:

- Да, так как имеются основания для эвакуации вашего автомобиля на штрафстоянку, то эвакуатор отвезет автомобиль на штрафстоянку, нет ограничений для эвакуации автомобилей с заведенным двигателем или "аварийкой".

Вопрос задает Федоров Иван Александрович:

- Могут ли эвакуировать машину из парковочного кармана, где машины стоят под углом к бордюру, а на табличке - параллельно? Но машины проезду не мешают.

Теодорович М.Л.:

- Производить подобного рода эвакуацию могут. Незаконность такой эвакуации возможно доказать в судебном порядке. Можно говорить о том, что разметка занесена снегом, например, или стерта колесами или что-то еще, или фактически она не соответствует дорожной ситуации, в общем какие-то такие вещи, которые ситуационно видны , но формально их нет. Их может вполне рассмотреть суд — тот самый орган, который может учесть все абсолютно подробности, если согласится с позицией истца.

Вопрос задает Евгений Анатольевич, Н.Новгород:

- Как формируется стоимость за эвакуацию? Почему она такая большая? Возможно ли оплатить штраф не на месте, а в течение какого-то времени?

Теодорович М.Л.:

- Штрафы подлежат регулированию, именно штрафы. Тарифы на эвакуацию устанавливаются в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. На наш взгляд тарифы должны быть с поправками на местные условия, они не должны быть чрезмерными, подход очень простой. Есть Нижний Новгород, есть города-миллионники и надо смотреть, какие цифры дефакто есть в других крупных городах округа и ориентироваться именно на них. Разумеется, эта рекомендация относится к тем, кто в состоянии их применять и полномочен применять те самые методические рекомендации, соответственно это критерии оптимизации. На наш взгляд совершенно не надо гнаться за деньгами, распугивая нижегородцев во все стороны, а наоборот надо чтобы эта деятельность оставляла ощущение осмысленности и справедливости происходящего, тогда это будет очистительная процедура и она будет реализовывать тот самый смысл, который заложен в нее законодателем и никакого другого, очистительный, но не карательный.

Вопрос задает Лещев И.Д, Н.Новгород:

- Будет ли изменён перечень нарушений правил дорожного движения, за которые автомобиль может быть эвакуирован?

Теодорович М.Л.:

- Законодательство меняется, приспосабливаясь к сегодняшним реалиям. 01.09.2016 вступили в силу поправки в КоАП РФ и ФЗ "О безопасности дорожного движения", которые затрагивают несколько пунктов, связанных с задержанием транспортного средства, т.е. с эвакуацией автомобиля на штрафстоянку за нарушение требований правил дорожного движения.

Фурашов И.Д. спрашивает:

- Кто контролирует сохранность автомобиля от места эвакуации до штрафстоянки? И кто будет отвечать, если впоследствии обнаружится повреждение кузова транспортного средства?

Теодорович М.Л.: На этот вопрос мы уже отвечали, далее.

Следующий вопрос задает Вилков В.С.:

- Будет ли введен порядок информирования водителя о том, что его транспортное средство эвакуировали?

Теодорович М.Л.:

- Эта идея абсолютно очевидна, при огромной распространенности онлайн-сервисов было бы всего лишь разумно создать такую услугу, чтобы можно было обратиться к какой-то базе и прямо с места событий узнать, куда потащили и где ее искать , свою машинку. Но, правда, это лишит бизнеса тех людей, которые дежурят, добрых людей, как сказал один из ведущих, которые за небольшие 3 000 рублей от театра Комедии едут до улицы Агрономической. Всего-то за 3000 рублей. Пустяк. В обычное время это бы стоило 150-170 рублей. Это лишает людей бизнеса, может быть это причина, в силу которой до сих пор такой онлайн-сервис не появился. Хотя при тех формах штрафов, которые взимаются и при той угрозе и ущербу, которые такая эвакуация наносит городу, на наш взгляд, имела бы смысл. Несомненно это бы повысило конкурентную привлекательность нашего города, в особенности в глазах приезжающих туристов. Мы в первую очередь говорим о туристах, приезжающих на автомобилях, а не на автобусах.

И еще один вопрос от Вилкова В.С.:

- Постановление об административном правонарушении отменено и производство по делу прекращено за истечением сроков привлечения к административной ответственности. Сумму оплаченного штрафа обещают вернуть. Возвращается ли сумма за эвакуацию ТС?

Теодорович М.Л.:

- В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным пунктом 1, пунктом 2 (за исключением случаев недостижения физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, либо передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в связи с наличием в противоправных действиях (бездействии) признаков преступления), пунктами 3, 8 и 9 части 1 статьи 24.5 настоящего Кодекса, расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства относятся на счет федерального бюджета, а в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, находившемуся в производстве органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении по иным основаниям обязанность по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства возлагается на лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), повлекшие задержание транспортного средства, его родителей или иных законных представителей. Решение вопроса об отнесении расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства на счет федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации либо о возложении обязанности по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства на лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), повлекшие задержание транспортного средства, его родителей или иных законных представителей отражается в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Еще раз, если производство прекращено, то в Постановлении должно быть указано и как минимум, получая такое постановление, надо обратиться к лицу, которое выдает это постановление либо если это происходит непосредственно на глазах ответчика и при его участии в момент принятия такого решения надо заявить о необходимости указания в постановления истца или источника покрытия понесенных и незаконно возложенных на гражданина расходов.

Ведущая:

- Михаил Леонидович, а сроки возвращения денежной суммы какие-то предусмотрены, то есть штраф взяли необоснованно, какие сроки, есть ли это в законодательстве?

Теодорович М.Л.:

- Несомненно, есть, но на этот вопрос у меня нет сейчас точного ответа, мы его подготовим и я думаю, что через вас сможем разместить.

Ведущая:

- Да, потому, что забирают-то быстро, оплачиваешь на месте , оплачиваешь через конкретный банкомат — с приличной комиссией...

Теодорович М.Л.:

- Огромное количество способов заплатить, в каких-то случаях есть комиссия, с высокой вероятностью сама комиссия, если гражданин настаивает на этом, может быть взыскана через суд, посредством судебного решения, что касается возврата денег, то при наличии процессуальных сроков для этого сама процедура короткой не будет, потому что как правило платят карточкой, деньги приходят на карточку и сама история возврата, когда решение уже принято, может занять до месяца.

Ведущая:

- Большое спасибо!

Теодорович М.Л.: Это длинная история, к счастью деньги не настолько огромные, но тем не менее очень чувствительны. Поэтому несомненно, это один из факторов раздражения для граждан.

Ведущая:Ольга Николаевна из Дзержинска спрашивает:

- За что и в каких случаях могут эвакуировать автомобиль?

Теодорович М.Л.:

- Неправильная парковка, стоянка.

Отсутствие у водителя тех документов, что дают законное право управлять машиной.

Обнаружение автодорожным полицейским состояния алкогольного опьянения водителя. Особенно в случаях явного риска для других участников автотранспортного движения.

Существенные поломки в автомобиле.

Нарушение Правил автодорожного движения по различным причинам, в том числе и нарушение разметки на дорогах или запрещающих проезд знаков.

Отказ водителя пройти процедуру медосвидетельствования на предмет наличия (либо отсутствия) алкогольного либо наркотического опьянения.

Обнаружение в конструктивах автомобиля нелегально используемых либо запрещенных установок.

Транспортировка опасных грузов с явными нарушениями специальных правил.

Ведущая:

- А наличие летней резины в зимний период - имеют право эвакуировать автомобиль?

Теодорович М.Л.:

- При наличии регулирования, запрещающего эксплуатацию летней резины - это фактор, это техническая неисправность, то есть это неспособность автомобиля и невозможность эксплуатировать его в фактических условиях. Если бы мог этот автомобиль достоять там где-то в кустах, то летом — пожалуйста, садитесь, езжайте, а зимой — нет. Если водитель отказался пройти процедуру медосвидетельствования, тоже — да, если нарушены правила дорожного движения, по различным причинам, которые указаны в соответствующих пунктах или обнаружены в конструктивах автомобиля и нелегально (незаконно) используемые изменения. Например, газовое оборудование, незарегистрированное, незаконное нахождение в салоне газового оборудования, нанесение логотипов, прочих знаков, относящихся к государственным оперативным службам, незаконная установка мигалок, сигнализаций и так далее.

Вопрос задает Евгений Дмитриевич, Нижний Новгород:

- За рулем машины находился не собственник, машину эвакуировали. Кто должен оплачивать штраф и штраф-стоянку?

Теодорович М.Л.:

- Возврат задержанных транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляется незамедлительно после устранения причины их задержания.

Ведущая:

- В городе Дзержинск совсем недавно был случай: пока папа спал, ребенок 8-ми лет взял ключи и уехал на машине в школу, его заметили сотрудники ДПС и соответственно машину забрали, что в таком случае?

Теодорович М.Л.:

- Ребенок несовершеннолетний, он ограничен в дееспособности и за его действия отвечают родители. Это к папе. Конечно, он может гордиться, что его сын уехал в школу на машине, с другой стороны, обучив мальчика таким компетенциям, нужно предполагать, что он попробует их применить.

Ведущая:

- Будет административный штраф?

Теодорович М.Л.:

- Все к папе, дальше, в зависимости от того, какое решение примут представители органов власти, с учетом фактических обстоятельств, все это к папе или к маме.

Вопрос задает Сергей, Нижний Новгород:

- Слышал, что осенью будут внесены изменения об эвакуации транспортного средства. Чего коснутся эти изменения?

Теодорович М.Л.:

- Оплату услуг эвакуации можно производить после получения автомобиля со штрафстоянки. И отсутствие оплаты не является основанием для продолжения задержания транспортного средства.

Появилось понятие "возврат транспортного средства". С 1 сентября решение о возврате принимает инспектор, ведомство которого и ведет это дело.

Расширены требования к составлению протокола. Водителю эвакуированного автомобиля обязаны передать копию протокола с решением о возврате.

Возврат задержанных транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляется незамедлительно после устранения причины их задержания.

Здесь нужно сказать о принципиальных вещах, урегулировано понятие "возврат транспортного средства" - раньше этого не было. Теперь это действие определено как некая процедура, описаны ее участники и ее порядок, другими словами, здесь некий правовой капкан ликвидирован, расширены требования по составлению Протокола. Соответственно, водителю теперь обязаны передать копию протокола с решением о возврате транспортного средства. Эта процедура начинается с эвакуации и заканчивается вручением копии протокола о возврате. Это некий цикл правовых действий, который завершается этим актом, раньше этого не было. Машину можно забрать незамедлительно после устранения причины задержания.

На этом наши вопросы исчерпаны, их больше, чем было ответов, но как мы уже говорили некоторые позиции одновременно волнуют многих людей и поэтому давая один ответ мы одновременно отвечали на вопросы, заданные несколькими нашими гражданами, нижегородцами. Поэтому мы завершаем.

Ведущая:

- Все ответы мы опубликуем на сайте www.cmiki.ru. В дальнейшем они появятся в правовой системе ГАРАНТ.

Спасибо всем большое. Отдельное спасибо Михаилу Леонидовичу и всем, кто участвовал в подготовке данного мероприятия.

Читать ГАРАНТ.РУ в и