Статья: "Моя работа похожа на тренерскую"

Становясь командиром студенческого отряда, Дмитрий ПЕРШЕЕВ вряд ли мог предположить, что через 15 лет он будет руководить бизнесом, в котором работает семь с половиной тысяч человек по всей России. Директор компании "Гарант" сегодня у нас в гостях.

Дмитрий Першеев, 39 лет, родился в Москве. Окончил факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ, после чего три года учился в аспирантуре. В 1990 г. вместе с тремя выпускниками факультета ВМиК МГУ начал работу над созданием уникальной гипертекстовой технологии "Гарант", это же время считается моментом появления системы ГАРАНТ. В 1996 г. окончил юридический факультет МГУ. Женат, воспитывает 15-летнюю дочь.

- Дмитрий, расскажите, как возникла Ваша компания.

- В студенческие годы мы с друзьями много работали в составе студотрядов. В конце 80-х они стали отходить от строительной деятельности и заниматься тем, что было тематически ближе студентам и аспирантам, которые в них работали. Так мы получили предложение организовать научно-студенческий отряд и поехать на Дальний Восток, чтобы помочь внедрить в леспромхозах новую для того времени технику - персональные компьютеры. Однако с самого начала было понятно, что компьютеры в чистом виде не представляют особой ценности, нужны программы, причем специальные. Так, готовясь к летнему выездному сезону, мы разработали программы автоматизации начисления заработной платы, складского учета и т.д. Небольшая группа разработчиков занималась работой над справочником по трудовому законодательству. Собственно, эта работа и явилась предпосылкой для создания компании.

Было начало 1991 года, Ельцин и Горбачев сражались за власть. В условиях стремительно меняющегося законодательства система официального опубликования нормативных актов часто давала сбои. А зарождающемуся бизнес-сообществу необходимо было вести дела: платить налоги, арендовать помещения, нанимать сотрудников. Выходит, сделав первый шаг практически вслепую, мы вступили на верный путь.

- Почему именно Вы возглавили компанию?

- Это было исторически обусловлено, так как я был командиром студенческого отряда. По инерции я стал руководителем сначала творческого коллектива, а потом и компании. Борьбы за власть у нас не было.

- Что повлияло на формирование Вас как руководителя?

- Это длительный процесс, и он продолжается до сих пор. Когда мы начинали, нас было всего 4 человека, и серьезной разницы между руководителем и подчиненными не ощущалось: я вместе со всеми занимался разработкой программы и обработкой информации. Но потом постепенно стали приходить новые люди. Опыт руководства давался не без "ошибок трудных". Жизнь каждый день преподносит нам уроки, правда, иногда зарабатываешь и хорошие оценки.

Безусловно, были сложности. Например, вызванные кризисами. Ни одно внешнее потрясение не прошло для нас бесследно. Но нам удавалось выходить из затруднительных ситуаций без особых потерь за счет того, что костяк компании всегда составляли честные, спокойные люди.

- Каких управленческих принципов, выработанных в начале пути, Вы придерживаетесь и сегодня?

- Сейчас выходит очень много книг, написанных миллиардерами, которые рассказывают о своих секретах ведения бизнеса. Я не могу похвастаться, что как руководитель я открыл что-то новое. Основные принципы, которыми я руководствуюсь, - не управленческие, а скорее общечеловеческие. С одной стороны, я уважительно отношусь к сотрудникам, пользователям, с другой - ожидаю от них того же. Как принцип можно выделить консервативность в хорошем смысле этого слова, разумность, последовательность. Мы все эти годы занимаемся одним и тем же делом. Не мечемся из стороны в сторону в зависимости от конъюнктуры. В конечном счете, оказалось, что эта политика в целом привела к заметным результатам.

- Вы производите впечатление демократичного руководителя. Так ли это?

- Внешне, возможно, это и так. Некоторое время назад обнаружилась любопытная вещь. Периодически в нашей компании специалисты сдают экзамены. Интересно, что когда я сижу в составе экзаменационной комиссии, сотрудники показывают более слабые знания. Оказалось, само мое присутствие вызывало у сотрудников стресс. Поэтому с некоторых пор я отказался от "судейства".

У меня есть желание быть открытым: дверь в мой кабинет всегда настежь, и секретаря, если обратили внимание, на входе нет. Но в действительности все обстоит немного иначе. Наверно, лев, гуляющий по прерии, тоже ощущает себя "белым и пушистым", не замечая, что остальные звери если не боятся, то обходят его стороной. Думаю, нечто подобное есть и в отношении ко мне сотрудников.

- Дмитрий, а Вы знаете, какого мнения о Вас сотрудники?

- Думаю, у меня имидж честного человека, который держит свое слово. Одна из задач руководителя - распознавать в отношениях фальшь. Я знаю, что есть люди, которые относятся ко мне не очень дружелюбно, однако я и не требую к себе симпатии. Я не стараюсь стать другом для каждого из нескольких тысяч специалистов.

- Что Вы цените в сотрудниках?

- В числе своих подчиненных я хотел бы видеть людей высокопрофессиональных и корректных в общении. Если человек профессионально хорош, но излишне конфликтен, то на этих стычках мы теряем много времени и энергии, а значит, нет смысла держать такого сотрудника в компании. С другой стороны, наша компания - не общество любви и дружбы, поэтому для нас приоритетны умения и навыки сотрудника.

- Что, На Ваш взгляд, является самым важным для карьерного роста?

- Не буду оригинален, если скажу, что для карьеры нужны специфические менеджерские способности. Не каждый человек хочет стать директором. Есть люди амбициозные, а есть довольные своей работой, не желающие расширять зону своей ответственности. Единственным критерием является практика. Есть те, кто хотят руководить, но это по разным причинам может не получиться. Коллектив у нас сложный, все с высшим образованием, некоторые с двумя. Поэтому руководителю иногда бывает трудно быть лидером для столь подготовленной публики. И быть первым и в профессиональном плане, и в интеллектуальном, и в харизматическом.

- Некоторые Ваши подчиненные имеют степень МВА. Не хотите последовать их примеру?

- Нет! Мне приходилось читать книги по программе МВА, и я не нашел в них ничего нового для себя. Образование и знания - вещи не тождественные. Предпринимательской деятельностью я занимаюсь давно, и многие премудрости менеджмента познал на практике. А вот высшее юридическое образование мне было необходимо. Мы занимаемся юридическими базами данных, и мне очень хотелось быть специалистом в этой области.

У нас есть собственная "гарантовская" школа МВА, которую ежегодно оканчивают 20 человек. Программа составлена совместно с одной известной бизнес-школой и частично скорректирована с учетом потребностей нашего бизнеса. Небольшое количество часов даже читается специалистами нашей компании. Как правило, будущие мастера делового администрирования либо имеют управленческий опыт, либо входят в кадровый резерв. И очень приятно, что на 20 вакантных мест у нас бывает 30-40 заявлений от кандидатов.

- Первые выпускники "гарантовской" школы уже начали карьерное восхождение?

- Да, они занимают заметные места в компании. К тому же у компании много дочерних структур, и часть выпускников их возглавляет, некоторые становятся руководителями партнерских компаний. Конечно, это происходит не во всех случаях, но 80-90 процентов нашего кадрового резерва оправдывает возложенные на него надежды.

- Как Вы думаете, Вам удалось создать оптимальный микроклимат в компании?

- Мне иногда кажется, что моя работа похожа на тренерскую. Только "гонять" приходится не спортсменов, а сотрудников. Конечно, они сильно устают и временами обижаются на тренера. Но назавтра - повышают свой разряд или получают медаль.

Думаю, нам удалось не перегнуть палку, и, хотя многие сотрудники работают на пределе возможностей, после выходных они хотят идти на работу. То, что этот баланс найден, подтверждает такой факт. В компании есть традиция вручать сотрудникам, проработавшим в компании десять лет, золотой значок "Гарант". Недавно мы вручили 68-ой значок.

- Я знаю, что в Вашей компании существуют свои правила поведения для сотрудников. Как они создавались?

- Наше "Положение о персонале" адресовано, скорее, новичкам. Оно подсказывает, как нужно одеваться, как пользоваться интернетом, как относиться к конкурентам и т.д.

Поначалу существовала проблема "культурологического" характера. Вспомните, еще 15 лет назад мы жили в другой стране. Тогда разговаривать с приятелем по телефону четверть рабочего дня было нормально. В начале 90-х мне иногда приходилось объяснять работникам очевидные вещи, например, что копировальный аппарат нужно использовать в производственных целях, а лекции подруге лучше отксерить в другом месте.

- Дмитрий, а Вы сами соблюдаете эти правила?

- Да. Лично меня эти правила не сковывают и большинство сотрудников, мне кажется, тоже. Они в основном разъясняющие. К примеру, в положении есть подсказка, как себя вести себя сотруднику, если к нему напрямую, минуя его непосредственного руководителя, обращается вышестоящий менеджер. Этот момент, кстати, мы просто списали из Устава Вооруженных Сил.

- Как Вы любите проводить свободное время?

- Занимаюсь конным спортом, люблю мотоцикл. О том и другом я мечтал в детстве. Когда общаешься с лошадьми, то очень хорошо отдыхаешь. Это особенно важно, если день выдался напряженным. Уже через час-другой чувствуешь, что силы восстановлены. А вот на мотоцикле нельзя ездить уставшим. Это вещь жесткая, требующая мобилизации всех внутренних ресурсов.

- Судя по всему, Вы живете в гармонии с собой. Это и предопределяет Ваш успех в бизнесе?

- Бизнес, который мы строили, не был задуман для личного обогащения. С единственной целью - купить квартиру, машину, а на выходные летать в Ниццу. Для меня компания - не частное развлечение. У Юрия Шевчука есть песня "Я получил эту роль". Это полностью совпадает с тем, как я себя ощущаю. Волей судьбы я стал во главе этого бизнеса и несу за него ответственность. И моя задача - не столько двигать себя, сколько добиться лучшего результата со всем коллективом. Да, мы ставим задачи по развитию рынка и достижению финансовых показателей, но, по сути, это вторично. Главнее - поддерживать некий созданный нами мир. А деньги - это просто мера качества нашей работы

Анастасия ДЕНИСОВА