Статья "Мы займем свободную нишу"

Генеральный директор "Гаранта" Дмитрий Першеев собирается оказывать консалтинговые услуги online. При этом он заверяет, что новая услуга не отберет хлеб у юрисконсультов.

Дмитрий Викторович, расскажите, какие нововведения уже запущены и появятся в скором времени?
- В середине 2004 года мы решили изменить вектор своего развития - перейти из информационной области деятельности в информационно-правовую. Компания начала сразу три новых проекта.
У первого, запущенного в начале 2005 года "Прайма", до сих пор нет аналогов. Российское законодательство очень динамично, в среднем в день происходит до 1 тыс. изменений. Хозяйствующему субъекту практически невозможно уследить за таким потоком информации. Поэтому компания предложила желающим заполнить подробную анкету об их информационных интересах в области права. В соответствии с опросным листом мы ежедневно формируем индивидуальные ленты новостей, специфичных для данного клиента. Все материалы условно делятся на важные и неважные. Стоимость услуги - процент от общей цены обслуживания системы "Гарант". Технология подборки - наше ноу-хау. Также предоставляется банк аннотаций к важнейшим документам, входящим в комплект, и обзоры законодательства, создаваемые в "Прайме" по индивидуальным поисковым запросам. Сегодня у услуги 20 тыс. пользователей. Также мы готовим целый ряд печатных материалов. Пользователи получают ежемесячный журнал "Арбитражное правосудие в России", где рассматривается практика Высшего арбитражного суда и федеральных окружных арбитражных судов, журнал "Законодательство" и вестники ФАС.

А из более свежего?
-  Следующий проект - online-семинары. Выступление лектора, как правило ведущего специалиста в своей области, руководителя органа государственной власти и управления, транслируется по спутниковому интернет-каналу нашим партнерам. Слушатели могут располагаться в лектории партнерского офиса и в режиме реального времени получать ответы на свои вопросы. В опытном режиме к системе подключено уже 25 городов, они предоставляют услугу более 3-х месяцев. До конца 2006 года их число удвоится. Пока семинары проводятся еженедельно и в большинстве городов входят в объем стандартного сервиса. Иногда партнер принимает решение о компенсации пользователями части затрат, например связанных с арендой помещения. Стоимость этого проекта - $100 тыс. плюс абонентская плата оператору.
И, наконец, в ноябре мы представили нашим пользователям новую версию Гаранта с интегрированной online-правовой поддержкой. Образно говоря, СПС - это огромный справочник, включающий почти 2 млн документов. Серьезный специалист может с его помощью решить практически любую задачу в области права. Но в некоторых случаях пользователи, даже имея в распоряжении полный массив информации и современный поисковый механизм, не могут найти ответ на вопрос. Им требуются дополнительные специальные знания. На эти случаи и рассчитан проект. Не выходя из системы, пользователь по интернет-каналу в online-режиме задает вопрос, с которым начинает работать специалист консалтинговой службы компании. Уникальность сервиса в его интегрированности со справочной системой. Услуга будет оказываться по всей стране вне зависимости от местонахождения потребителя.

Не становитесь ли вы конкурентами юридических консультационных компаний?
-  Мы будем стремиться занять практически свободную нишу на границе между самостоятельным решением правовой проблемы бухгалтером или юристом с помощью системы "Гарант" и той деятельностью, которою в основном занимают консалтинговые, аудиторские, адвокатские компании. Мы не собираемся заниматься рассмотрением сложных юридических вопросов, проводить экспертизу или разработку договоров, оказывать представительство в суде, заниматься поддержкой при налоговых проверках, аудиторской, адвокатской деятельностью. Мы определили для себя сегмент экспресс-консультаций через электронные каналы связи. Предметом наших консультаций являются текущие изменения законодательства, применение законодательства, конкретные вопросы пользователей.

Довольно масштабный проект. Как вы собираетесь его организовывать?
-  В городах-партнерах будут созданы сертифицированные консультационные центры. Количество сотрудников рассчитывается на основе собранной нами статистической информации о запросах, которые ранее обслуживались бесплатно. Интересно, что выявилась некие территориальные особенности этой статистики. В среднем в месяц услугой пользуются 15-20% потребителей. Но есть уникальные города, например Чебоксары, где за консультацией хотя бы один раз в месяц обращаются все пользователи. В целом по стране консультационная служба обретет несколько сотен новых сотрудников.

А как будет обеспечиваться единое качество сервиса и какова будет его стоимость?
-  Каждый ответ регионального специалиста, прежде чем отправиться к пользователю, пройдет проверку в консультационной службе центрального офиса. Стоимость вопроса зависит от степени его сложности. Всего будет три категории вопросов - легкие (20-30 минут работы), средней сложности (до 2-х часов), и сложные (около 4-х часов). Час работы консультанта в среднем по стране стоит 900 рублей. Соответственно, легкие вопросы обойдутся в 900 рублей, средней сложности - 1800 рублей и сложные - около 3500 рублей. Стоимость категорий будет несколько разниться в зависимости от региона. За годы работы мы накопили статистическую базу ответов, на ее основе мы и оцениваем сложность вопроса.
Консультационный проект поддерживает наиболее востребованные темы: налоговое право, проблемы бухгалтерского учета, трудовое право, вопросы, возникающие в процессе хозяйственной деятельности. И если возникают экзотические вопросы, например о международном публичном праве, мы можем отказаться от подготовки ответа, сославшись на отсутствие компетенции в данной области. Также за рамки проекта online-консалтинга выходят сверхсложные проблемы.

Какая ответственность предусмотрена за ошибочный совет?
-  Консультационный бизнес основан на репутации, она и является главным показателем качества услуг. Все остальное - в пределах действующего законодательства. Если пользователь сможет доказать связь между нашими действиями и понесенными им издержками, мы возместим ущерб в рамках действующего законодательства.

Гарант планирует наращивать партнерскую сеть?
-  Последние несколько лет число наших партнеров особенно не увеличивалось. Это связано с тем, что мы ее уже сформировали - охвачены все города с населением более 50 тыс. человек. Осталось немного мест, где имеет смысл дополнительно открывать подобные организации. Если говорить о концентрации партнеров на единой сбытовой территории, то их излишнее количество приводит к повышенной конкуренции. С точки зрения наших стратегических интересов это не целесообразно. Мы предпочитаем иметь постоянную партнерскую сеть. Например, в Москве работает всего 6 организаций.
Однако такой подход не исключает возникновения конфликтов с партнерами. Прежде всего это связано с нежеланием развиваться в рамках стратегии "Гаранта". Также раньше случались ситуации, когда первые лица партнерской компании оказывались связанными с распространением контрафактных копий. Отношения с этими организациями были разорваны.

Расскажите о структуре доходов компании.
-  Большую часть выручки дает сервисное обслуживание системы. Цена приобретения сопоставима со стоимостью месячного обслуживания. На ноябрь 2006 г. мы "вели" 90 тыс. организаций, и потому первое предоставление системы для нескольких тысяч новых компаний составляет очень небольшую долю в доходе "Гаранта".

БОКС
Гарант

Компания "Гарант" - разработчик одноименной справочной правовой системы. Клиентская база - 90 тыс. пользователей на ноябрь 2006 года. Объем базы данных - почти 2 млн документов. До 1999 года компания работала в основном в Москве и Санкт Петербурге. С 1999 года Гарант начал строить профессиональную партнерскую сеть. Сейчас она охватывает более 250 организаций в более чем 500 городах России.

Н. Анищук