Централизованное снабжение

Как документально оформить и отразить в бюджетном учете поступление объектов основных средств (движимого имущества) в рамках централизованного снабжения при движении объектов между учреждениями разных уровней бюджетов (оплата имущества будет осуществляться в рамках исполнения бюджета одного публично-правового образования, а право собственности на него будет переходить к другому публично-правовому образованию) расскажут эксперты службы Правового консалтинга «Гарант» А. А. Семенюк, В. В. Пименов

Действующие в настоящее время нормативно-правовые акты, определяющие порядок ведения бюджетного учета, не содержат специального порядка организации учета при централизованном снабжении.

Следовательно, учреждениям, постоянно получающим основные средства по централизованному снабжению, в рамках учетной политики желательно определить подробный порядок организации бюджетного учета в подобных ситуациях. При этом положения Инструкций, утвержденных приказами Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 157н) и от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 162н), в данном случае следует применять в системной взаимосвязи с нормами гражданского законодательства.

Документальное оформление
В рамках централизованного снабжения в учреждение могут поступать следующие виды имущества:
— закрепленное за учреждением на праве оперативного управления (ст. 120, 296 ГК РФ);
— передаваемое учреждению на праве безвозмездного пользования (глава 36 ГК РФ);
— передаваемое на хранение (глава 47 ГК РФ);
— статус которого не определен.
В дальнейшем на основании поступающих в организацию документов статус имущества может изменяться и, соответственно, будет изменяться порядок его дальнейшего учета.
При осуществлении централизованного снабжения отгрузка конечным получателям имущества может осуществляться:
— поставщиками в соответствии с условиями государственных (муниципальных) контрактов;
— учреждениями (органами власти, местного самоуправления), ранее принявшими от поставщиков приобретенное в рамках государственных (муниципальных) контрактов имущество.
Обратите внимание: по общему правилу право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения только с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).
Иными словами, для подтверждения возникновения права оперативного управления и, как следствие, для отражения поступающих в рамках централизованного снабжения активов в балансовом учете учреждение должно располагать документами, подтверждающими:
— принятие уполномоченным органом решения о передаче имущества на праве оперативного управления;
— приемку-передачу имущества на основании такого решения.
Так, решение о закреплении имущества на праве оперативного управления может быть оформлено в виде отдельного правового акта уполномоченного органа власти (местного самоуправления) или же может содержаться в государственном (муниципальном) контракте, иных документах (правовых актах).
Сам факт передачи имущества на праве оперативного управления, кроме Извещения (форма 0504805), может подтверждаться двусторонними актами приема-передачи (иными аналогичными документами) с обязательным приложением пообъектных описей передаваемого имущества и технической документации (при наличии). В том случае, если в соответствии с контрактом отгрузка имущества осуществлялась непосредственно получателям (минуя склады заказчика) и на момент такой отгрузки в установленном порядке было принято решение о закреплении соответствующего имущества на праве оперативного управления в качестве документов, подтверждающих право оперативного управления учреждения на полученное имущество, могут рассматриваться накладные, товарно-транспортные накладные (или их копии), предоставленные поставщиками.

В рассматриваемой ситуации оплата имущества будет осуществляться в рамках исполнения бюджета одного публично-правового образования, а право собственности на приобретаемое имущество будет переходить к другому публично-правовому образованию. В целях организации учета решение о переходе права собственности должно быть оформлено документально.

По общему правилу имущество в рамках централизованного снабжения передается заказчиком (поставщиком) в собственность соответствующего публично-правового образования (субъекта РФ, муниципального образования) через органы власти (местного самоуправления) по управлению государственным (муниципальным) имуществом, которые отражают такое имущество в составе казны.

В то же время не исключаем, что имущество может быть отгружено конечным получателям, а по факту отгрузки в уполномоченный орган будет направлена информация о поступлении имущества в собственность публично-правового образования для отражения информации в соответствующем реестре. Безусловно, подобный порядок документооборота должен быть согласован с таким органом в установленном порядке.

Бюджетный учет
Основываясь на положениях Инструкций № 157н и 162н, рассмотрим некоторые бухгалтерские записи, которые могут быть сделаны в учете государственного (муниципального) заказчика и учреждения, принимающего имущество, в том случае, если отгрузка имущества осуществляется непосредственно конечному получателю.

Учет у передающей стороны
Если по условиям контракта материальные ценности поступают на склад заказчика для последующей передачи конечным получателям, могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи:
Дебет КРБ 1 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства - иное движимое имущество учреждения»
Кредит КРБ 1 302 31 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
— заказчиком приняты к учету материальные ценности, подлежащие передаче;

Дебет КРБ 1 401 20 251
«Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
Кредит КРБ 1 106 31 410
«Уменьшение вложений в основные средства - иное движимое имущество учреждения»
— на основании Извещения (форма 0504805) и акта приема-передачи отражена передача имущества.

Если по условиям контракта отгрузка имущества производится непосредственно конечным получателям и на день такой отгрузки принято решение о передаче имущества в собственность соответствующего публично-правового образования, то следует применять следующие корреспонденции:
Дебет КРБ 1 401 20 251
«Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
Кредит КРБ 1 302 31 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
— отражена отгрузка материальных ценностей в пользу учреждения (грузополучателя) в сумме выплат на их приобретение на основании документов, представленных поставщиком с одновременным отражением увеличения по забалансовому счету 05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению».

На основании полученного Извещения (форма 0504805), подтверждающего получение учреждением (грузополучателем) материальных ценностей, отгруженных в его адрес, производится уменьшение по забалансовому счету 05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению».

Учет у принимающей стороны
В любом из ниже перечисленных случаев имущество должно быть отражено в казне соответствующего публично-правового образования. При этом оформляются следующие бухгалтерские записи:
Дебет КРБ 1 108 52 310
«Увеличение стоимости движимого имущества, составляющего казну»
Кредит КДБ 1 401 10 151
«Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»
— отражены в казне, полученные по централизованному снабжению материальные ценности;

Дебет КРБ 1 401 20 241
«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»
Кредит КРБ 1 108 52 410
«Уменьшение стоимости движимого имущества, составляющего казну»
— органом по управлению имуществом материальные ценности переданы в оперативное управление учреждению.

Если на дату поступления имущества принято решение о передаче его в собственность соответствующего публично-правового образования и о закреплении его за учреждением на праве оперативного управления, то оформляются записи:
Дебет КРБ 1 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства - иное движимое имущество учреждения»
Кредит КДБ 1 401 10 180
«Прочие доходы»
— получены материальные ценности в оперативное управление от органа по управлению имуществом.

Если условиями поставки предусмотрен переход права собственности по отгрузке вне зависимости от получения материальных ценностей, но в учреждение поступили Извещение (форма 0504805) и сопроводительные документы поставщика (перевозчика), удостоверяющие отправку груза, оформляются записи:
Дебет КРБ 1 107 31 310
«Увеличение стоимости основных средств — иного движимого имущества учреждения в пути»
Кредит КДБ 1 401 10 180
«Прочие доходы»
— Извещение (форма 0504805) и сопроводительные документы поставщика (перевозчика) поступили в учреждение;

Дебет КРБ 1 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства - иное движимое имущество учреждения»
Кредит КРБ 1 107 31 310
«Увеличение стоимости основных средств — иного движимого имущества учреждения в пути»
— отражено фактическое поступление материальных ценностей.

Если на дату поступления имущества принято решение о передаче его в собственность соответствующего публично-правового образования, но отсутствуют Извещение (форма 0504805) и иные документы, подтверждающие закрепление полученного имущества на праве оперативного управления, могут быть оформлены следующие записи:
Увеличение по забалансовому счету 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению» при принятии материальных ценностей учреждением при отсутствии Извещения (форма 0504805) и сопроводительных документы.
Информация о получении имущества направляется учреждением главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств и в орган по управлению государственным (муниципальным) имуществом;
При поступлении Извещения (форма 0504805) и сопроводительных документов, оформленных на учреждение делается запись с одновременным отражением уменьшения по забалансовому счету 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению»:
Дебет КРБ 1 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства - иное движимое имущество учреждения»
Кредит КДБ 1 401 10 180
«Прочие доходы»

В отдельных случаях до поступления Извещения (форма 0504805) учреждением может быть получено право на использование фактически полученного имущества. В целях организации обособленного учета имущества с правом использования к забалансовому счету 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению» могут открываться аналитические счета: «Имущество с правом использования», «Имущество на хранении» и т. п. Кроме того, учетной политикой может быть предусмотрена возможность дополнительного учета имущества, числящегося на забалансовом счете 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению», на обособленных аналитических счетах, открытых к забалансовым счетам 01 «Имущество, полученное в пользование», 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».

При поступлении в учреждение имущества в рамках централизованного снабжения суммы, указанные в документах поставщика (учреждения-заказчика), должны учитываться по дебету счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» наряду с другими расходами учреждения, которые будут формировать первоначальную (фактическую) стоимость основного средства согласно пунктам 23, 47 Инструкции № 157н. После того, как первоначальная (фактическая) стоимость сформирована и объект отвечает условиям отнесения к основным средствам (в том числе оформлены документы, предусмотренные п. 6 Инструкции № 162н), затраты, отраженные на счете 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы», переносятся в дебет счетов 0 101 00 000 «Основные средства».

Нередко документы от государственных (муниципальных) заказчиков поступают в учреждения, получившие имущество в рамках централизованного снабжения, со значительными задержками. В то же время объект может не требовать дополнительных вложений и эксплуатироваться в учреждении в соответствии с полученным разрешением. По нашему мнению, при включении в состав основных средств подобных объектов по ним может быть доначислена амортизация с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором выполнялись следующие условия:
— объект фактически был введен в эксплуатацию;
— право собственности на актив перешло к публично-правовому образованию;
— объект был закреплен за учреждением на праве оперативного управления.
Запись в учете в данном случае будет следующая:
Дебет КРБ 1 401 20 271
«Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»
Кредит 1 104 30 000
«Амортизация иного движимого имущества учреждения».