Компания и партнеры Компания ГАРАНТ Пресс-центр "Гарант" в СМИ Компенсации работнику за использование его автомобиля бюджетным учреждением

Компенсации работнику за использование его автомобиля бюджетным учреждением

Ю.А. КОШЕЛЕВА,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ,
В.В. ПИМЕНОВ,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

При использовании бюджетным учреждением автомобиля работника законодательством предусмотрены два варианта компенсации: непосредственно выплата работнику компенсации за использование личного транспорта и выплата работнику арендной платы на основании заключенного с ним договора аренды транспортного средства. Об особенностях каждого из вариантов и документальном оформлении подобных взаимоотношений между работником и работодателем (бюджетным учреждением) рассказано в этой статье.
Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой – п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ). Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств (далее – ЛБО) и с учетом принятых и неисполненных обязательств (п. 2. ст. 161 БК РФ).
От выбранного учреждением способа оплаты за используемые транспортные средства зависят порядок планирования расходов в бюджетной смете в разрезе кодов бюджетной классификации РФ, порядок признания расходов на горюче-смазочные материалы (далее – ГСМ), расходные материалы и другое для целей налогообложения прибыли организаций, а также порядок налогообложения выплат налогом на доходы физических лиц (НДФЛ).

Выплата компенсации за использование личного транспорта сотрудников. В соответствии со ст. 188 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) при использовании работником его личного имущества в интересах работодателя и с его согласия работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. При этом размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.
Таким образом, для выплаты компенсации работнику за использование личного автомобиля стороны должны заключить соглашение об использовании личного имущества работника. Для заключения соглашения работник должен представить документы, подтверждающие право собственности на автомобиль или право управления и распоряжения автомобилем (копию паспорта транспортного средства, заверенную в установленном порядке, или доверенность).
В настоящее время выплата работникам бюджетных учреждений компенсации за использование ими личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок производится в соответствии с предельными нормами, установленными приказом Минфина России от 04.02.2000 N 16н (далее – Приказ N 16н). Следовательно, в бюджетной смете учреждения компенсация за использование работником личного транспортного средства может быть запланирована в размерах, не превышающих установленные Приказом N 16н предельные нормы.
Разъяснения о порядке применения бюджетными учреждениями норм компенсации за использование личных легковых автомобилей сотрудников для служебных поездок даны в письме Минфина России от 20.10.2003 N 14-04-12/5.
Условия выплаты компенсации работникам бюджетных учреждений за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок, а также порядок применения предельных норм, предусмотренных законодательством, установлен письмом Минфина России от 21.07.1992 N 57.
Выплата компенсации работникам учреждений за использование ими для служебных поездок личных легковых автомобилей производится в тех случаях, когда их работа по роду служебной деятельности связана с постоянными служебными разъездами в соответствии с их должностными обязанностями.
Размер компенсации за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля иностранной марки зависит от того, к какому классу автомобиля по своим техническим параметрам может быть приравнен этот автомобиль.
Основанием для выплаты компенсации работникам, использующим личные легковые автомобили для служебных поездок, является приказ руководителя учреждения, в котором предусматриваются размеры этой компенсации. Конкретный размер компенсации определяется в зависимости от интенсивности использования личного легкового автомобиля для служебных поездок. В размерах компенсации работнику уже учтено возмещение затрат по эксплуатации используемого для служебных поездок личного легкового автомобиля (сумма износа, затраты на ГСМ, техническое обслуживание и текущий ремонт).
Таким образом, при выплате работнику компенсации за использование его автомобиля в служебных целях работник самостоятельно оплачивает все расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией автомобиля (ГСМ, приобретение запчастей, ремонт и т.д.). В этом случае учреждение выплачивает работнику только компенсацию, размер которой установлен приказом руководителя.
Компенсация выплачивается один раз в месяц независимо от количества календарных дней. За время нахождения работника в отпуске, командировке, отсутствия на работе вследствие временной нетрудоспособности, а также по другим причинам, когда личный автомобиль не эксплуатируется, компенсация не выплачивается. Выплата компенсации руководителям бюджетных учреждений производится с разрешения вышестоящих органов управления.
При отнесении расходов на конкретные коды бюджетной классификации по их экономическому содержанию бюджетные учреждения руководствуются Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н (далее – Указания N 145н). Обращаем внимание, что в настоящее время приказом Минфина России от 30.12.2009 N 150н утверждены новые Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, данный приказ находится на регистрации в Минюсте России, соответственно, до даты регистрации не подлежит применению.
Кроме того, в части применения статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления (далее – КОСГУ) следует руководствоваться Методическими рекомендациями по применению классификации операций сектора государственного управления (далее – Методические рекомендации), разработанными Минфином России в целях разъяснения положений Указаний N 145н (доведены письмом Минфина России от 21.07.2009 N 02-05-10/2931).
В соответствии с Указаниями N 145н расходы на выплату компенсации работникам бюджетных учреждений за использование личного транспорта для служебных целей производятся по подстатье 212 "Прочие выплаты" КОСГУ.
Все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, не подлежат обложению НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ (НК РФ).
При этом специальные нормы расходов на выплату компенсаций для целей НДФЛ налоговым законодательством не установлены. Согласно разъяснениям, данным в письме Минфина России от 13.04.2007 N 14-05-07/6, не облагается НДФЛ сумма компенсации за использование личного транспорта, выплачиваемая работникам бюджетных учреждений в пределах норм, установленных Приказом N 16н. Сумма компенсации, превышающая указанные нормы, подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.
Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, произведенные учреждением в рамках приносящей доход деятельности, в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализаций, в пределах установленных норм.
Расходы в виде выплаты работникам компенсации за использование личного транспорта могут быть учтены в целях налогообложения прибыли только в тех случаях, когда их работа связана с постоянными служебными разъездами в соответствии с должностными обязанностями.
Нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92 (далее – Постановление N 92).
Согласно Постановлению N 92 нормы расходов на выплату компенсации в целях налогообложения прибыли составляют:

  • по легковым автомобилям с рабочим объемом двигателя до 2 000 см3 включительно – 1 200 руб. в мес.;
  • по легковым автомобилям с рабочим объемом двигателя свыше 2 000 см3 включительно – 1 500 руб. в мес.

В приведенных выше размерах компенсации работнику учтено возмещение затрат по эксплуатации используемого для служебных поездок личного легкового автомобиля (сумма износа, затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт) (письмо Минфина России от 16.11.2006 N 03-03-02/275, п. 3 письма Минфина России от 21.07.1992 N 57).
В рамках приносящей доход деятельности учреждением может быть установлена выплата компенсации в размере, превышающем установленные нормы. Однако суммы компенсаций, выплаченные сверх норм, установленных Постановлением N 92, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 38 ст. 270 НК РФ).
Если предполагается, что расходы на ГСМ и другие эксплуатационные расходы по использованию автомобиля работника будет нести учреждение, то в этом случае с работником может быть заключен договор аренды транспортного средства.

Договор аренды транспортного средства. По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование – ст. 606 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). В соответствии с гражданским законодательством РФ организация может заключить либо договор аренды транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ), либо договор аренды транспортного средства без экипажа (ст. 642 ГК РФ).
При этом необходимо учитывать, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ). Таким образом, арендодатель должен предоставить учреждению документы, подтверждающие право собственности на автомобиль.
Договор аренды без экипажа целесообразно заключать, если работник использует арендованное транспортное средство для исполнения своих должностных обязанностей в пределах установленного рабочего времени. По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ст. 642 ГК РФ).
Арендатор в течение всего срока действия договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта (ст. 644 ГК РФ). Арендатор своими силами осуществляет управление арендованным транспортным средством и его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую (ст. 645 ГК РФ).
В соответствии с Указаниями N 145н расходы бюджетов бюджетной системы РФ по оплате арендной платы в соответствии с заключенными договорами аренды транспортных средств для государственных (муниципальных) нужд относятся на подстатью 224 "Арендная плата за пользование имуществом". При этом расходы на эксплуатацию транспортного средства относятся на соответствующие статьи, подстатьи КОСГУ в зависимости от их экономического содержания (225, 226, 340).
Доходы физического лица, полученные от сдачи в аренду автомобиля, признаются объектом налогообложения и подлежат обложению НДФЛ по налоговой ставке в размере 13% (подп. 4 п. 1 ст. 208 НК РФ, ст. 210 НК РФ, п. 1 ст. 224 НК РФ). Учреждение в данном случае является налоговым агентом и должно удержать налог при выплате арендной платы (ст. 226 НК РФ).
В случае заключения договора аренды без экипажа в рамках приносящей доход деятельности, учреждение в целях налогообложения прибыли может учесть расходы на ГСМ и на ремонт (ст. 260 НК РФ).
Если работники будут самостоятельно управлять автомобилем, учреждение может заключить договор аренды с экипажем. Авторы статьи обращают внимание, что оказание услуг для учреждения по управлению транспортным средством по договору аренды транспортного средства с экипажем может производиться сотрудником только в нерабочее время. В противном случае сотрудник будет получать за выполнение трудовых функций, предусмотренных трудовым договором, не только заработную плату, но и вознаграждение по договору аренды.
В соответствии со ст. 107 ТК РФ видами времени отдыха являются:

  • перерывы в течение рабочего дня (смены);
  • ежедневный (междусменный) отдых;
  • выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
  • нерабочие праздничные дни;
  • отпуска.

Временем отдыха работник распоряжается самостоятельно.
Гражданско-правовые отношения по договору аренды транспортного средства с экипажем в соответствии со ст. 11 ТК РФ судом могут быть переквалифицированы в трудовые. Чтобы этого не произошло, необходимо соблюдать следующие условия:

  • предмет договора не должен совпадать с должностными обязанностями сотрудника;
  • в договоре не должно быть положений, которые содержат элементы трудовых отношений.

По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ).
Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов (ст. 636 ГК РФ).
Поскольку договор аренды транспортного средства с экипажем содержит два предмета договора – это передача права по владению и пользованию автомобиля и услуги по управлению и технической эксплуатации автомобиля, следовательно, в таком договоре необходимо предусмотреть сумму вознаграждения за аренду автомобиля и сумму вознаграждения за услуги по управлению и по технической эксплуатации.
Согласно Указаниям N 145н и Методическим рекомендациям расходы учреждения по договору аренды транспортного средства с экипажем следует производить по следующим кодам КОСГУ:

  • арендную плату – по подстатье 224 "Арендная плата за пользование имуществом" КОСГУ;
  • оплату услуг по управлению и технической эксплуатации автомобиля – по подстатье 222 "Транспортные услуги" КОСГУ.

Оплата ГСМ в случае заключения такого договора производится учреждением по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
В целях налогообложения прибыли при осуществлении приносящей доход деятельности расходы на ГСМ могут быть учтены в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ) либо в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как затраты на содержание служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ) в зависимости от назначения используемого транспорта (письмо УФНС России по г. Москве от 13.04.2007 N 20-12/035154).
В то же время расходы, связанные с содержанием транспортного средства (приобретение запчастей и ремонт автомобиля), не могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку обязанность по поддержанию надлежащего состояния сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей, лежит на арендодателе (ст. 634 ГК РФ).
Таким образом, при использовании автомобиля работника учреждение может выбрать наиболее приемлемый для себя вариант: выплачивать компенсацию за использование работником личного автомобиля в служебных целях либо заключить с работником договор аренды транспортного средства. Учесть расходы учреждения на ГСМ (другие эксплуатационные расходы) в составе расходов в целях налогообложения прибыли по приносящей доход деятельности можно только в случае заключения договора аренды.
Поскольку нормы компенсации за использование личных легковых автомобилей, установленные действующим законодательством, не отвечают современным экономическим условиям и уровню цен, в случае, если учреждение планирует осуществлять расходы на ГСМ и другие эксплуатационные расходы по использованию автомобиля работника, по мнению авторов статьи, оптимальным является заключение с работником договора аренды транспортного средства без экипажа. Аналогичные рекомендации содержатся в письме Минфина России от 26.05.2009 N 03-03-07/13.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 N 14-ФЗ.
3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
4. Приказ Минфина России от 04.02.2000 N 16н.
5. Письмо Минфина России от 20.10.2003 N 14-04-12/5.
6. Письмо Минфина России от 26.05.2009 N 03-03-07/13.
7. Письмо Минфина России от 21.07.2009 N 02-05-10/2931.
8. Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ.