Статья "Весь рынок наш!"

Александр Грек

Как показало авторитетное исследование, результаты которого были опубликованы вчера, практически весь рынок бухгалтерского программного обеспечения для небольших предприятий контролируют российские производители. Давнишний лидер этого рынка - "1:С" - сохранил свои позиции, но за следующие места в рейтинге разворачивается борьба.

Центр исследований экономических систем "БизнесПрограммы-Сервис "опубликовал результаты анкетирования посетителей выставки "Бухучет и Аудит - 2000 ". Этот опрос, который проводится ежегодно, наиболее точно показывает распределение долей компаний-производителей на рынке бухгалтерского программного обеспечения для предприятий со штатом до 100 человек. Более крупные компании приобретают системы иного класса, в основном западные.

Первое место на рынке бухгалтерского ПО для малых компаний уже не первый год занимает компания "1:С". Последние три года компания увеличивала свою рыночную долю на 10% ежегодно. Этот феноменальный успех связывают с именем генерального директора компании Бориса Нуралиева. "Большинство владельцев компаний по производству бухгалтерского ПО сами начинали разрабатывать свои программы, - говорит генеральный директор Центра исследований экономических систем Николай Комлев. - В маркетинговой политике руководимых ими компаний явно прослеживается "производственный" след. Главным условием победы на рынке они считают максимальное улучшение самого продукта. Нуралиев изначально имел преимущество:разработкой программ с самого начала занимался его брат Сергей, а сам Борис все силы направил на бизнес. Он побеждал не столько самим продуктом, сколько построением своей сбытовой сети, сочетая полную свободу дилеров с жестким централизованным управлением в собственной компании".

Второе место стабильно занимает компания "Информатик" с продуктом "Инфо-Бухгалтер". Заметно подросла доля компании "Интеллект-Сервис", продвигающая программу БЭСТ, - с 6% до 10%. Этот рост связывают с грамотной маркетинговой политикой компании после кризиса:были введены специальные цены, усилена работа с дилерами. Вложения в рекламу в кризисный период были близки к пределу собственных возможностей компании.

Следующие три компании - ДИЦ ( "Турбо-Бухгалтер") , "Инфин" и "Парус". Каждая из них занимает около 5% рынка. Несмотря на то что "Парус" имеет сильные позиции на рынке систем для средних предприятий, с точки зрения малых компаний все три производителя равны.

Интересно появление в рейтинге исчезнувшего было "Инфософта" - старожила рынка. В 1995 г. доля этой компании достигала 15%. Потом у нее начались внутренние проблемы, чуть было не приведшие к гибели компании. Сейчас, судя по всему, компания с ними справилась.

Компания "ИНЭК" до недавнего времени была известна своими аналитическими системами. Буквально в прошлом году она вывела на рынок свое бухгалтерское приложение и сразу завоевала 1% рынка.

Появление в рейтинге компании "Инотек" Николай Комлев связывает с общим увеличением интереса к программным решениям, использующим параллельный учет. "Если поднять правительственные документы, то уже с января этого года мы должны были перейти на международные стандарты учета, - говорит он. - А "Инотек" традиционно силен в этой области".

Рынок правовых систем практически монополизировали две компании - "Гарант" и "Консультант Плюс". Это понятно:корни у этих компаний общие.

"Большая доля рынка "Консультанта" объясняется тем, что по аналогии с "1:С" он больше сосредоточился на сбытовой сети, а "Гарант" - на продукте, - считает Николай Комлев. - Почему подтянулась доля "Гаранта"? В отличие от бухгалтерских программ правовых систем в компании может быть несколько. Люди ставят порой по три системы".

Признавая рейтинги центра "Бизнес-ПрограммыСервис" наиболее компетентными независимыми исследованиями в отрасли, не все согласны с ними. "Эти рейтинги хороши тем, что делаются регулярно и давно, - говорит директор "Салона Финансист" Дмитрий Соколов. - Они показывают больше популярность продуктов, чем реальные доли рынка". По его словам, "Салон Финансист" за месяц продал 44 коробки программ "1:С", 24 - БЭСТ, 21 - "Инфо-Бухгалтера". То есть суммарная доля "Информатика" и "Интеллект-Сервиса" равна доле "1:С". Тем не менее Дмитрий признается, что компания у него не среднестатистическая. "У нас есть много грамотных консультантов, которые могут дать квалифицированный совет, - говорит он. - Реклама компаний тут малоэффективна. Подавляющего преимущества у какого-нибудь продукта нет.