Статья "Что популярно на рынке делового ПО"

Михаил Глинников

На этот вопрос отвечают посетители выставки "Управление 2000"

Редакция журнала "Мир ПК" провела опрос посетителей выставки "Управление 2000" с целью выявить степень популярности продуктов в сфере делового ПО на отечественном рынке.

Ежегодная выставка, посвященная проблемам управления, проведена вот уже в четвертый раз в Москве в Центральном доме художника. Ее организатором выступила фирма "ЭКСПО-сервис 1" при активной поддержке Правительства Москвы.

На сей раз выставку отличало активное участие чиновников - к стендам префектур административных округов Москвы прибавилась даже "первая ласточка" из региона - стенд администрации Орловской области.

Организаторы позиционируют выставку как исключительно адресную, рассчитанную прежде всего на директоров предприятий и руководителей территориальных органов власти, а одной из главных задач такого форума считают развитие высокой культуры использования информационных технологий у руководителей высшего и среднего звена административных и государственных структур.

Действительно, эта выставка уникальна, поскольку является реальной "территорией диалога" между госструктурами и органами власти, с одной стороны, и коммерческими структурами - с другой. Это очень важно, ведь сформировавшийся за последнее время мощный коммерческий сектор рынка регулируется своими внутренними законами. И подчас государство ему либо мешает, либо вовсе не нужно. Однако и государство тоже относится к коммерческому рынку настороженно. К сожалению, этот водораздел существует, и выставка "Управление 2000" призвана сократить его: способствовать конструктивному диалогу этих двух сторон - власти и коммерции.

Увы, выставка пока довольно слабо освещает ситуацию на рынке труда и взаимодействие с регионами. Для проведения конференций и семинаров места уже маловато, но в будущем организаторы планируют использовать еще конференц-залы мэрии Москвы и Президент-отеля.

Тем не менее в экспозиции приняли участие 135 фирм, а посетило ее за четыре дня около 14 тыс. специалистов. Среди распространенных анкет мы отобрали 136.

По возрасту посетители делились на две категории: первая - люди зрелые (36 - 45 лет), занимающие на предприятиях руководящие должности, а вторая - молодежь, студенты московских экономических вузов и института управления (рис. 1).

Самым же пожилым нашим респондентом оказался 77-летний преподаватель столичного вуза.

Среди ответивших на анкету 31,7% являются руководителями, причем 70% из них занимают ключевые позиции на своих предприятиях. Это несомненное достижение организаторов, чему в немалой степени способствовали как сложившийся за прошедшие годы имидж выставки, так и акцент на адресной информации руководству предприятий. Так что политика - не гнаться за числом посетителей, а привлекать на выставку именно руководителей государственных и коммерческих структур - принесла свои плоды (рис. 2).

Мы просили в анкетах указать одну - самую популярную - программу в каждой категории. Оценивалась именно популярность, и участники опроса указывали те системы, которые, как говорится, "на слуху". Вопросы функциональной полноты, качества программ и сопровождения не затрагивались.

Среди систем управления предприятием лидерство досталось комплексу "Парус 8". Действительно, корпорация "Парус", особенно в течение последнего года, очень активно занимается рынком крупных корпоративных проектов, разрабатывая для него серьезные, "тяжеловесные" решения. На втором месте - фирма "1С" с комплексной конфигурацией "1С:Предприятие 7.7". Эта система ориентирована прежде всего на малые и средние предприятия (рис. 3).

Самой популярной бухгалтерской программой посетители выставки назвали "1С: Бухгалтерию" - ей принадлежит бесспорное лидерство в этой категории. Активная маркетинговая политика компании "1С", сеть из более чем 2300 постоянных партнеров, отлаженная схема информационно-технического сопровождения программы сделали свое дело, так что и результат вполне закономерный (рис. 4).

В классе систем автоматизации торговли участники нашего опроса отдали пальму первенства пакету "1С:Торговля", который входит в комплексную конфигурацию "1С:Предприятие 7.7". На втором месте продукты компании "Парус" (рис. 5).

В классе информационно-справочных систем пакет "Гарант" неожиданно опередил продукт фирмы "КонсультантПлюс". А ведь обычно лидерство принадлежало правовым базам "КонсультантПлюс" (см. "Мир ПК", N 6/2000, с.98 и N 1/01, с.96). По мнению некоторых участников опроса, интерфейс "Гаранта" удобнее, да и выборку нужных документов из баз программа делает довольно оперативно. Впрочем, многие респонденты используют обе системы: и "Гарант", и "КонсультантПлюс". Популярность системы "Кодекс", судя по ответам посетителей выставки, оказалась существенно выше, по сравнению с опросом наших читателей (см. "Мир ПК", N 1/01, с.96). Скорее всего, получившаяся картина все-таки характерна для столицы, ведь на выставку пришли в основном москвичи. В целом же по России расстановка сил может оказаться иной.

Интересно, кстати, что в некоторых анкетах лучшей информационно-справочной системой называют Internet. Это отражение последних тенденций, и, вероятно, с течением времени все больше людей будет рассматривать Internet именно с этой точки зрения (рис. 6).

Среди программ для бизнеса - планирования - аналитики лидерство отдано продукту Project Expert фирмы "Про-Инвест" - она более известна на нашем рынке аналитических программ, второе место заняла Microsoft Project, третье - у системы "Триумф-Аналитик" компании "Парус" (рис. 7).

Среди систем автоматизации складского учета лидирует пакет "1С: Склад", входящий в комплексную конфигурацию "1С:Предприятие". Распространенность последней на рынке малых и средних предприятий - а именно этот рынок является массовым в нашей стране - и дала такую картину. На втором месте - продукты "Фолио", на третьем - пакет серии "БЭСТ" компании "Интеллект-Сервис" (рис. 8).

В классе систем автоматизации документооборота ответы были очень разнообразны. Объясняется это прежде всего тем, что нет пока единого мнения, что понимать под системой документооборота. И первое место здесь поделили два продукта: "Дело" и Lotus Notes - вроде бы совершенно "из разных опер". Многие посетители выставки используют для автоматизации документооборота собственные разработки, которые попали в пункт "Другие" (рис. 9).

Конечно, нам было интересно узнать - какова цель прихода участников нашего опроса на выставку? Что они хотели бы здесь найти, о чем им интересно было бы прочитать в нашем издании? И такого рода вопросы тоже были включены в нашу анкету.

После обработки результатов анкетирования мы убедились, что спектр интересов посетителей выставки "Управление 2000" очень широк.

Руководителей высшего звена интересовала в основном информация о системах управления холдингом или предприятием, о применении АСУ и САПР в комплексе с системой управления производством. Они хотели бы познакомиться с опытом успешных внедрений корпоративных информационных систем. Многие ключевые менеджеры предприятий пришли на выставку, чтобы установить контакты с фирмами, оказывающими услуги по консалтингу, реструктуризации долгов предприятия. Они обращали внимание прежде всего на управленческий, финансовый и бизнес-консалтинг, системы управления проектами, новые инструменты для планирования, а также на вопросы оптимизации закупок товаров, автоматизации документооборота и использования Internet в бизнесе. Многих руководителей привлекли на выставке системы подбора персонала и управления им и системы бизнес-образования. Ведущие менеджеры компаний хотели получить информацию о том, какие организации проводят семинары по проблемам управления.

Начальников отделов автоматизации интересовал опыт практического внедрения систем управления на предприятиях, АСУ и САПР, а также системы автоматизации производства и средства обеспечения информационной безопасности при работе с Internet.

Специалисты в области построения информационных систем нашли на выставке ответы на вопросы об управленческом консалтинге, о реализации логистических процессов в КИС, построении контура оперативного управления предприятием, а также о работе с электронными архивами.

В свою очередь специалистов в области консалтинга интересовало все новое, что предлагают коллеги по консультированию предприятий (методы, средства), многие пришли в поисках делового партнерства. Они также хотели получить свежую информацию об опыте использования информационных технологий в управлении.

Программисты пристально изучали средства и способы реализации идей электронной коммерции, новые средства разработки БД, системы управления проектами, программно-аппаратные средства защиты информации в сети, СУБД и ERP-системы.

Довольно большая группа опрошенных оказались студентами - хотя мы и не выделяли их в отдельную категорию при составлении анкет. Молодежь привлекли на выставку новые технологии в сфере Internet - создание Web-страниц, Web-дизайн, электронная коммерция, а также вопросы защиты информации при работе в Сети. Кроме того, они искали на форуме новые материалы по вопросам предпринимательства, менеджмента, управления персоналом. В одной анкете была указана и такая область интересов респондента, как хакинг.

Все перечисленное выше показывает, что интерес к сфере практического применения делового ПО растет. Отрадно, что на выставку приходит все больше руководителей из реального сектора экономики - металлургии, лесопромышленного комплекса, пищевой промышленности. Посетители выставки "Управление 2000" имеют вполне конкретные цели и довольно четко представляют, какие результаты хотят получить от внедрения тех или иных программных продуктов. Сегодня уже всем ясно, что перспективы управления, как такового, лежат в области информационных технологий. И это доказал неподдельный интерес к экспозиции как действующих управленцев, так и будущих.

Об авторе

Михаил Глинников - научный редактор журнала "Мир ПК". Контактный тел.: (095) 253-92-27.