Компания и партнеры Компания ГАРАНТ Пресс-центр "Гарант" в СМИ Статья "Вот товарищ с Востока, он танцует жестоко."

Статья "Вот товарищ с Востока, он танцует жестоко."

Андрей Семеркин

Российские компании найдут инвесторов на Западе. Если смогут

Российский ИТ-бизнес пребывает в странном состоянии. С одной стороны, в мире за Россией признается "право на будущее". Лидеры мирового информационного рынка говорят, что в РФ умеют готовить программистов, и подсчитывают, сколько в какой компании трудится выходцев из России. В то же время транснациональные гиганты ИТ-рынка не спешат инвестировать в российские компании. Вот уже и Венгрия становится "второй Силиконовой долиной" (См. об этом "Кш" N 5 от 12 февраля 2001 года), а в России, как говорится, конь не валялся. Весной 2000 года ММВБ сообщила о намерении организовать площадку для торговли акциями компаний сектора hi-tech. Рынок на инициативу отреагировал вяло. Американский NASDАQ в это время начал свое продолжающееся и поныне падение. Видимо, идея создать "русский NASDАQ" была рождена в недобрый час. Впрочем, дело вовсе не в том, что кризис американского NASDАQ создал неблагоприятный фон для своего русского "младшего брата", а в том, что российские ИТ-компании к зарубежным инвестициям объективно не готовы.

Россия - страна ресурсная

Менеджерам российских ИТ-компаний прошлогодняя инициатива ММВБ показалась интересной, но несвоевременной. "В ближайшие два года идея не будет жизнеспособной", - считает президент холдинга "Ланит" Георгий Генс. Генеральный директор Kraftway Computers Алексей Кудрявцев говорит, что проект сможет успешно воплотиться только через три-четыре года. А президент группы компаний DPI Евгений Бутман полагает, что в обозримом будущем идея вообще не будет востребована.

Исполнительный директор Cognitive Technologies Ольга Ускова настроена более оптимистично: "Рано или поздно инвестиционный рынок будет создан, потому что инвесторы, готовые играть на бирже, в стране есть. Посмотрите, сколько ездит по Москве шестисотых "мерседесов". За них люди заплатили более $40 тыс. А если у человека есть $40 тысяч "на баловство", значит, он может позволить себе играть на бирже. Он потенциальный инвестор. И задача состоит в том, чтобы заинтересовать его вложить деньги в ИТ-бизнес. Этот сектор более чем перспективен. Конечно, сегодня в России сектор программного обеспечения не выдерживает сравнения с сектором телекоммуникаций, но потенциал рынка ПО огромен. Обороты компаний-разработчиков ПО в развитых странах превышают обороты телекоммуникационных компаний".

Президент корпорации "Парус" Александр Карпачев видит несколько причин, препятствующих инвестициям в российский ИТ-сектор: "Во-первых, в России не отлажена технология работы фондового рынка. Во-вторых, не так много ИТ-компаний, которые могут составить основу "русского NASDАQ". Далеко не все из них смогут соответствовать высоким требованиям, предъявляемым к публичным компаниям (размеры фирмы, ее обороты, наличие клиентской базы, культура менеджмента, прозрачность бухгалтерской отчетности). В-третьих, в России не самый благоприятный инвестиционный климат, особенно для создания открытых акционерных обществ".