Компания и партнеры Cотрудничество Сотрудничество с органами государственной власти Интернет-мероприятия Региональные интернет-мероприятия Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в вопросах-ответах налоговой службы

Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в вопросах-ответах налоговой службы

Манакова Е.К.

30 июля 2013 года в 11:00 в Управлении Федеральной налоговой службы России по Омской области состоялось интернет-интервью с начальником отдела по досудебному урегулированию налоговых споров УФНС России по Омской области Еленой Манаковой.

Тема интернет-интервью: " Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров ".

Организатор мероприятия: ООО «Агентство Правовой Информации «Гарант-Энтерпрайз», отдел по работе с налогоплательщиками и СМИ УФНС России по Омской области.

Ведущая интернет-интервью: Петрякова Ольга Николаевна (ведущий специалист по работе с органами государственной власти ООО «АПИ «Гарант-Энтерпрайз»)

Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем интернет-интервью. Позвольте представить – начальника отдела по досудебному урегулированию налоговых споров УФНС России по Омской области Елену Кимовну Манакову. Тема нашей беседы: «Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров».

Сегодня мы поговорим о целях и основных механизмах развития принятой концепции, ее плюсах и минусах.

Елена Кимовна, добрый день. Позвольте задать Вам первый вопрос: ФНС России утвердила "Концепцию развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации". Документ определяет цели, принципы, задачи и основные механизмы развития досудебного урегулирования налоговых споров на 2013 – 2018 годы. Каковы основные направления развития согласно данной концепции? Что ждет налогоплательщиков с 1 января 2014 года?

Манакова Е.К.: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория.

Согласно новой концепции развития системы досудебного урегулирования налоговых споров, основным направлением деятельности налоговых органов в данной сфере является сокращение судебных споров, оперативное реагирование на нарушения, выявляемые внутри налоговой системы при рассмотрении жалоб и устранение внутриведомственных ошибок. Стратегической целью является развитие внесудебных механизмов урегулирования налоговых споров, позволяющих добиться разрешения налоговых споров без участия суда, в том числе путём развития примирительных процедур, повышение прозрачности процедуры рассмотрения жалоб.

Как вы знаете, с 03 августа 2013 года вступает в силу Федеральный закон № 153- ФЗ «О внесении изменений в часть 1 Налогового кодекса Российской Федерации». Согласно данному Закону, систему досудебного урегулирования ждут существенные изменения, а именно:

- введён с 01.01.2014 обязательный досудебный порядок обжалования всех ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц;

- увеличен срок для вступления в силу решений налогового органа с 10 дней до 1 месяца. Это изменение улучшает положение налогоплательщиков, поскольку срок на подачу апелляционной жалобы также возрастает.

- впервые на законодательном уровне закреплены форма и содержание жалоб, а также основания для оставления жалоб без рассмотрения, регламентирован вопрос направления налогоплательщиком с жалобой документов, не представленных ранее в налоговый орган.

- следует также отметить, что изменились сроки рассмотрения жалоб. Для жалоб на решения, принятые в порядке статей 101 и 101.4 НК РФ, срок рассмотрения составляет 1 месяц (с правом продлить рассмотрение ещё на месяц), для иных жалоб – 15 рабочих дней (с правом продления на 15 рабочих дней).

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос: Какие меры предпринимает налоговая служба по повышению открытости и доступности для налогоплательщиков процедуры обжалования?

Манакова Е.К.: Налоговыми органами постоянно совершенствуется система рассмотрения жалоб, мы постоянно открыты для живого, непосредственного диалога с плательщиками. Официальный сайт ФНС содержит массу полезной информации по вопросам налогообложения вообще и проблемам досудебного урегулирования, в частности. В инспекциях имеются видеоэкраны, стенды, на которых размещена информация об особенностях и порядке досудебного обжалования, налогоплательщикам раздаются брошюры, где в максимально доступной форме изложена информация, необходимая для подачи жалобы и апелляционной жалобы, нами на постоянной основе организовываются открытые семинары, горячие линии, выездные встречи с налогоплательщиками, которые способствуют не только повышению налоговой грамотности населения, но и росту взаимопонимания между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Ведущая: Елена Кимовна, а есть ли у налогоплательщиков возможность, ознакомится с результатами уже рассмотренных жалоб и принятых по ним решений, а также тех жалоб, которые перешли в стадию судебного разрешения? Как можно это сделать?

Манакова Е.К.: С начала года действует электронный сервис «узнать о жалобе» на сайте налоговой службы, на котором любой налогоплательщик может получить информацию о сроках рассмотрения своей жалобы, а позже – и о результатах её рассмотрения, в отношении же ознакомления с содержанием решений, мы должны понимать - в налоговом праве действует принцип налоговой тайны, нарушение которого недопустимо. Что касается судебного разбирательства, едва ли актуально создание подобного ресурса, поскольку на данном этапе решение по жалобе уже вынесено и в правомочия налоговых органов не входит предоставление информации по исковым заявлениям налогоплательщиков.

Ведущая: А есть ли у вас статистика результатов рассмотрения арбитражными судами налоговых споров после их отрицательного рассмотрения в досудебном порядке?

Манакова Е.К.:  Конечно, данный анализ состояния налоговых споров в суде отделом по досудебному урегулированию налоговых споров проводится.

Из рассмотренных судами в  1 полугодии 2013 года дел  более 70 процентов сумм, оспариваемых налогоплательщиками, рассмотрено в пользу бюджета.

Ведущая: Благодарю. Следующий вопрос:  О каких результатах применения досудебного аудита в системе налоговых органов можно говорить на данный момент в целом, и каких успехов удалось добиться за первое полугодие 2013 года? Каково соотношение количества удовлетворенных жалоб налогоплательщиков и количества отказов?  Как известно, одной из задач досудебного урегулирования налоговых споров является анализ причин возникновения налоговых споров и принятие мер по их дальнейшему исключению. Ведется ли такой анализ в Омской области, и каковы результаты такого анализа?

Манакова Е.К.:  Разумеется, отделом по досудебному урегулированию налоговых споров ежеквартально подводятся итоги работы отдела за отчётный период с анализом причин удовлетворения жалоб налогоплательщиков с целью исключения подобных  недостатков в дальнейшей работе.

Так, в 1 полугодии 2013 года  Управлением ФНС России по Омской области рассмотрено 190 жалоб, из них 38,9% удовлетворены на сумму более 116 млн. рублей (17,9 %). 

Следует отметить в 1 полугодии 2013 года тенденцию к снижению как количества рассмотренных жалоб на 20%, так и оспариваемой суммы требований по жалобам в 2 раза по сравнению с 1 полугодием прошлого года.

Основными причинами удовлетворения налоговых споров  являются неверное применение норм налогового законодательства и отсутствие надлежащей доказательственной базы. Довольно часто в качестве повода для обжалования позиции инспекции выступает факт предоставления налогоплательщиком новых, ранее не представленных в ходе проверки, документов. Вследствие чего, повторно обращаем внимание налогоплательщиков на новеллу в законодательстве, в соответствии с которой им с 03.08.2013 необходимо указать причину невозможности представить документы в инспекцию в ходе проверки. В противном случае, в принятии данных документов Управление будет, в полном соответствии с Кодексом, отказано.

Ведущая: Елена Кимовна,  а могут ли налоговые органы оставить жалобу вообще без рассмотрения?

Манакова Е.К.:  Мной уже упоминалось о вступлении в силу Федерального Закона № 153-ФЗ, законодательно закрепившего, в том числе, и право вышестоящего налогового органа оставить жалобу без рассмотрения, если она не содержит ряда обязательных реквизитов, например, не подписана лицом, подавшим жалобу, не приложена заверенная копия доверенности на имя представителя, подписавшего жалобу, пропущен срок обжалования, предусмотренный Кодексом. В таком случае, жалоба оставляется без рассмотрения, о чём сообщается подателю жалобы (апелляционной жалобы) с разъяснением причин подобного решения Управления и права на подачу повторной жалобы при условии устранения причин, приведших к оставлению её без рассмотрения.

Ведущая: Есть ли отличия обжалования решений, вступивших и не вступивших в силу?

Манакова Е.К.:  Кодексом предусмотрен различный порядок и сроки обжалования решений налогового органа вступивших и не вступивших в силу.

Так, апелляционная жалоба подаётся, с 03.08.2013 года, на невступившее в силу решение налогового органа в течение 1 месяца со дня получения.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана в течение года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Ведущая: В какой налоговый орган необходимо подавать жалобу, если организация сменила место учета?

Манакова Е.К.:  В данном случае, безусловно, действует правило: жалоба на ненормативный акт налогового органа должна быть подана в тот налоговый орган, которым вынесено обжалуемое решение.

Ведущая: Спасибо. Елена Кимовна, от граждан поступило ряд частных вопросов, вот первый из них: Ответ на поданную мной жалобу пришел спустя три месяца. С решением я не согласен. В каком порядке я могу обратиться в суд для обжалования данного решения, сроки то упущены?

Манакова Е.К.:  Здесь необходимо установить причину несвоевременного получения решения по жалобе налогоплательщиком. С уверенностью могу утверждать, что у нас отсутствуют случаи нарушения сроков рассмотрения жалоб налогоплательщиков, а также сроков направления результатов рассмотрения адресату. По правилам, решение по жалобе направляется лицу, подавшему жалобу, в течение 3 дней с момента принятия решения, решение (до 03.08.2013) выносится в течение 1 месяца (по необходимости срок может быть продлён ещё на 15 рабочих дней) со дня поступления жалобы в Управление. Следует указать, что данное решение направляется по юридическому адресу организации, подавшей жалобу, либо по адресу регистрации физического лица. В случае указания в жалобе намерения получить решение лично либо по адресу фактического местонахождения, Управление всегда идёт навстречу пожеланиям плательщиков.

В соответствии с пунктом 3 статьи 138 НК РФ, налогоплательщик имеет право обжаловать ненормативный акт налогового органа в суде в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о принятом решении. 

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос: Мне приходит налоговое уведомление об уплате налога на земельный участок, но кадастровый номер указан не такой, как в свидетельстве на землю, соответственно  и налог может быть рассчитан не правильно. Обращалась в налоговую через личный кабинет, но ответ так и не получен, как быть в данном случае?

Манакова Е.К.:  Согласно пункту 1.2 Регламента взаимодействия инспекций ФНС России с налогоплательщиками в рамках интернет-сервиса «личный кабинет», утвержденного Приказом ФНС России от 18.12.2012 № ММВ-7-6/976@ данный сервис предназначен, в том числе, для обращения в налоговые органы без личного визита в налоговую инспекцию.

В соответствии с пунктами 90 и 93 Административного регламента ФНС России по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию, утвержденного Приказом ФНС России от 02.07.2012 № 99н письменный запрос может быть представлен заявителем непосредственно, направлен по почте, передан в электронной форме без электронной подписи через сеть "Интернет" (далее - Интернет-запрос). Индивидуальное информирование на основании письменного запроса осуществляется в течение 30 календарных дней со дня его регистрации в инспекции ФНС России.

По всей видимости, 30-дневный срок исполнения обращения, предусмотренный Федеральным законом № 59 –ФЗ «О рассмотрении обращений граждан  в Российской Федерации», ещё не истёк, инспекция готовит ответ на Ваш вопрос.

В случае неполучения ответа после истечения предельного срока на его рассмотрение, обратитесь за разъяснениями  с помощью сервиса «обращение в УФНС (ИФНС) России».

Ведущая: Елена Кимовна, концепцией развития налогового аудита предполагается, что при разрешении налоговых споров возрастет ответственность налоговиков за принятие решений, не соответствующих закону. Какие формы ответственности применяются в случае доказательства обоснованности доводов поступающей жалобы?

Манакова Е.К.:  В соответствии со статьей 12 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Ведущая: А как часто в практике разрешения налоговых споров выявляются несоответствия различных ведомственных разъяснений? И предусмотрен ли порядок их устранения?

Манакова Е.К.:  На сайте ФНС России содержатся разъяснения, обязательные для применения нижестоящими налоговыми органами. Несоответствия в таких разъяснениях не встречаются, это строго контролируется. Разночтения возникают между ведомственными разъяснениями и судебной практикой, что приводит к корректировке таких разъяснений.

Ведущая: Может быть, назрела необходимость создания самостоятельного (независимого) органа, на который будет возложена функция урегулирования налогового спора в досудебном порядке?

Манакова Е.К.:  Независимым (самостоятельным) органом, осуществляющим разрешение налогового спора, является суд. Создание аналогичного досудебного органа не оправдано. Кроме того, вышестоящий налоговый орган обладает достаточной самостоятельностью и независимостью в принятии решений по жалобам.

Ведущая: Спасибо.  Елена Кимовна, как вы считаете, возможна ли в будущем подача жалобы через Интернет с применением электронно-цифровой подписи?

Манакова Е.К.:  Согласно новой статье 139.2 НК РФ (введенной Федеральным Законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ и действующей с 03.08.2013) жалоба подается в письменной форме, т.е. подача жалобы через интернет не предусмотрена. Вместе с тем, полагаю, что законодатель может урегулировать данный вопрос.

Ведущая: А что бы Вы могли предложить для совершенствования механизма досудебного урегулирования налоговых споров?

Манакова Е.К.:  Как неоднократно мною упоминалось, 03.07.2013 официально опубликован Федеральный Закон № 153-ФЗ, практически переписавший нормативное обоснование порядка досудебного урегулирования заново. Новые нормы, ещё не вступившие в силу, только подлежат проверке временем и ситуациями, ещё не очевидны имеющиеся в них плюсы и минусы, соответственно, предлагать что-то по их усовершенствованию мне представляется преждевременным.  

Ведущая: Елена Кимовна, благодарим Вас за участие в интернет-интревью, за подробные ответы на вопросы. Надеемся на дальнейшее сотрудничество в области информирования налогоплательщиков. Желаем Вам профессиональных успехов!

Читать ГАРАНТ.РУ в и