Электроэнергетический комплекс Краснодарского края: проблемы энергодефицита

27 февраля в конференц-зале компании "Агентство правовой информации "Гарант" состоялась Интернет-конференция председателя комитета Законодательного собрания Краснодарского края по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи Зезюлина Григория Ивановича и председателя Совета молодых депутатов Краснодарского края муниципального образования Каневской район, председателя подкомитета по вопросам энергетики и энергосбережения комитета Совета молодых депутатов Краснодарского края по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи, директора ООО "Кубаньтрансэнерго" Герасименко Виктора Викторовича.

Тема конференции: "Электроэнергетический комплекс Краснодарского края: проблемы энергодефицита"

Ведущая Интернет-конференции — Ирина Науменко (АПИ "Гарант"). 

Ведущая: Доброе утро, уважаемая Интернет-аудитория! Мы начинаем нашу Интернет-конференцию. Электроснабжение потребителей Краснодарского края только на 34% обеспечивается собственными источниками. Около 66% электроэнергии поступает из соседних регионов - энергосистема Краснодарского края является одной их самых дефицитных по электрической энергии среди энергосистем Южного федерального округа Российской  Федерации.                                                                                                                                    При этом край динамично развивается. Идет массовое жилищное и промышленное строительство, развивается курортно-рекреационная сфера, в ближайшие годы на Кубани пройдут мероприятия мирового значения: Олимпиада, Формула 1 и чемпионат мира по футболу. Все это предопределяет необходимость широкомасштабных работ по энергосбережению во всех секторах экономики края и ставит серьезную задачу наличия пиковых мощностей.                Проблема энергоэффективности имеет свою специфику. В регионе наблюдается парадоксальная ситуация: нехватка энергетических ресурсов, с одной стороны, и наличие богатейших природных резервов – с другой. Краснодарский край уникален, т.к. обладает всеми видами возобновляемых источников энергии: ветровой, солнечной, геотермальной, а также энергией биомассы.
Обо всем этом мы поговорим на сегодняшней Интернет-конференции.
Позвольте представить наших гостей:                                                                                      Зезюлин Григорий Иванович — председатель комитета Законодательного собрания Краснодарского края по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи;                                                                                                                               Герасименко Виктор Викторович — председатель Совета молодых депутатов Краснодарского края муниципального образования Каневской район, председатель подкомитета по вопросам энергетики и энергосбережения комитета Совета молодых депутатов Краснодарского края по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи, директор ООО "Кубаньтрансэнерго".                                                                                                                         К моменту начала Интернет-конференции поступило несколько десятков самых разных вопросов. Наши уважаемые гости постараются ответить на максимальное количество поступивших вопросов.
Перейдем к первому вопросу, который поступил от Макарова Владимира: "Уважаемый Григорий Иванович! Давно известно о том, что в Краснодарском крае существует дефицит электроэнергии. В 90-х это выражалось повсеместными "веерами", в 00-х ситуация наладилась, но информация в СМИ об энергодефиците все равно периодически появляется. С чем это связано? Существует ли на самом деле данная проблема? Какие меры принимаются в направлении решения вопроса? Стоит ли бояться жителям края "конца света"?"

Григорий Иванович: Уважаемый Владимир, к сожалению, такая проблема существует, и она охватывает всю территорию края.

Сегодня наша энергосистема работает, можно сказать, на пределе. Очень большой процент изношенных сетей, передаётся по устаревшим схемам. По этим и ряду других причин мы имеем достаточно высокие потери. Всё это, разумеется, отражается и на тарифах. С другой стороны, как Вы правильно заметили, растёт энергопотребление в регионе.

Основные производственные фонды энергетики Кубани создавались несколько десятилетий тому назад и к настоящему времени исчерпали свой ресурс. Износ оборудования ОАО "Кубаньэнерго" составляет в среднем около 70 процентов при среднем по России — 52 процента. С каждым годом увеличивается количество оборудования, зданий и сооружений, выработавших свой ресурс и подлежащих замене, реконструкции или техническому перевооружению, поскольку модернизация подстанций, электрических и тепловых сетей в последние 7 — 10 лет практически не проводилась.
Общее техническое состояние обследованных электрических и тепловых сетей близко к критическому, и в дальнейшем при существующих темпах перевооружения ситуация будет ухудшаться, так как программы капитального строительства и реконструкции реализуются на 50 — 80 процентов.

Плановый рост потребления электроэнергии в связи с Олимпиадой, ростом промышленного производства, развитием сельхозпроизводства и переработки составляет 5,5 % в год. Уже сейчас, особенно в сельских районах края, жители жалуются на низкое качество энергоснабжения (напряжение 140 — 180 В, недостаток мощности). Это происходит от того, что отрасль не успевает осуществлять перевооружение сетей с темпами, которые диктует развитие экономики не успевает за этими процессами. Поэтому эти вопросы комитет сегодня считает приоритетными.

Ответ на проблему один — нужно развивать сети и оптимизировать их структуру, бороться за повышение качества энергоснабжения, в первую очередь, населения. И мы этим уже достаточно давно занимаемся. Заменить всё и сразу, конечно, не получается. Надо определить болевые точки отрасли, комплексно смотреть на развитие и начинать с узловых объектов: центров питания, трансформаторных подстанций, усовершенствовать схемы доставки и пр.

В целях выработки единой политики по проведению реструктуризации и дальнейшему функционированию коммунальной энергетики края, реструктуризации энергетической отрасли, защиты экономических интересов потребителей края, снижения затрат на оплату электрической энергии, увеличения конкурентоспособности продукции, а также для обеспечения эффективного развития и совершенствования электроэнергии края, надежного и бесперебойного снабжения электрической энергией потребителей в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 28.01.2003

№ 84 "Осоздании открытого акционерного общества "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" в 2003 году была создана независимая электросетевая компания ОАО "НЭСК".

За период с момента создания указанным акционерным обществом проводится последовательная работа по приведению муниципального электросетевого комплекса в нормативное состояние.
За период с 2005 года по настоящее время ОАО "НЭСК-электросети" активно и последовательно проводится работа по разработке и внедрению:

1.Мероприятий по уменьшению потерь электрической сети (включающие мероприятия по совершенствованию управления режимами потребления электроэнергии, по автоматизации управления режимами электропотребления (регулирование графиков нагрузки и т.д.), по реконструкции системы электроснабжения, по совершенствованию учета электрической энергии);
2. Схем управления режимами электропотребления:
переключений в рабочей схеме электроснабжения, обеспечивающих снижение потерь электроэнергии за счет уменьшения потерь холостого хода и потерь за счет перераспределения потоков в элементах;
регулирования напряжения в точках питания для минимизации потерь электроэнергии при его допустимых отклонениях у потребителей;
выравнивания нагрузок фаз в сетях 0,4 кВ.
3. Экономически обоснованных малозатратных адресных рекомендаций по снижению потерь в электрической сети 10 кВ электрических сетей городов, включающие мероприятия по совершенствованию управления режимами потребления электроэнергии, переключения в схеме, рекомендаций по замене трансформаторов в схеме сети 10 кВ, введению устройств компенсации, симметрированию нагрузок сети по фазам и изменению сечения проводников магистрали;
4. Высокоточному картированию основного оборудования и сетей с применением GPS-технологии, позволившей идентифицировать малоразмерные объекты (опоры ЛЭП распределительных сетей напряжением 6-10 кВ, трансформаторные подстанции).

На основании собранных данных уже рассчитаны и внедряются схемы переключений систем энергоснабжения муниципальных образований: Горячий Ключ, Новокубанск, Анапа, Туапсе и Приморско-Ахтарск, Хадыженск, Белореченск, Апшеронск, Гулькевичский район, Тихорецк, Кореновск. При этом электрические потери сократились от 0,5 до 2,5 % в абсолютном выражении. Сейчас эта работа проводится в отношении города Краснодара.

К сожалению, все эти работы достаточно технологически сложны и их нельзя выполнить одномоментно. Возможности инвестиционной программы сетевых организаций ограничены размером роста тарифов. Тем не менее, такая работа ведется.

В настоящее время в Краснодарском крае построены или строятся энергообъекты, которые позволят обеспечить надежное питание существующих и присоединение дополнительных потребителей Краснодарского края, в том числе Юго-Западного энергорайона:
ПС 500 кВ "Кубанская 1503 МВА с ВЛ 500 кВ"Кубанская-Тихорецкая" (311км);
ПС 500 кВ Анапа "Бужора" электрической мощностью - 501 МВА;
ВЛ 500 кВ "Анапа – Андреевская";
ВЛ 500 кВ "Анапа – Кубанская";
ПС 220 кВ "Яблоновская" 250 МВА;
ПС 220 кВ"Вышестеблиевская" 250 МВА;
ПС 220 кВ"Бужора" 250 МВА; (2011-2012);
ПС 220 кВ"АбинскийПромпарк" 250 МВА.

Обсуждается также перевод ПС "Центральная", ПС "Путевая" в центральной части города Краснодара с напряжения 35 кВ на 110 кВ, что существенно стабилизирует ситуацию в энергоснабжении центральной части города Краснодара.
Также проводится работа по привлечению в топливно-энергетический баланс края возобновляемых источников энергии.

Так, в п. Мирном, Ейского района, инвестором ООО "Ейская ВЭС", планируется строительство ветропарка мощностью 60 МВт, со сроком ввода в эксплуатацию в 2013 году.

Строительство и ввод данных энергообъектов позволит создать необходимый резерв электрической мощности и обеспечит возможность развития бизнеса через понятный механизм технологического присоединения.

Так что "конца света" в крае не предвидится. 

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос: "Планируется ли строительство атомной электростанции на Кубани в связи с острым дефицитом электроэнергии?"

Григорий Иванович: Эта тема звучит очень давно, еще с 70-х годов намечалось строительство станции в районе Мостовского района. Но в связи с тем, что были большие проблемы экологического характера, строительство станции было прекращено. На данный момент эта тема не поднимается и строительство атомной электростанции в Краснодарском крае не планируется.

В рамках реализации ФЦП "Развитие города Сочи как горноклиматического курорта" для повышения надежности электроснабжения Сочинского энергорайона предусматривается строительство 4 электростанций суммарной мощностью 1050 МВт, в том числе — Адлерская ТЭЦ (360 МВт), Кудепстинская ТЭЦ 360 (МВт). Реализация вышеуказанных проектов позволит увеличить общий объем вырабатываемой на территории Краснодарского края электрической и тепловой энергии в 2 раза.

В 2011 году на территории Краснодарского края завершена реконструкция Краснодарской ТЭЦ с установкой ПГУ-410.

В ходе реализации проекта произведена замена изношенного оборудования на современное, что позволило увеличить установленную мощность более 30%, и обеспечить стабильное и надежное энергоснабжение Центральной части Краснодарского края. 

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос касается возобновляемых источников энергии: "Планируется ли строительство на Черноморском и Азовском побережьях Краснодарского края двух ветропарков? Насколько реальны данные проекты?"

Григорий Иванович: Краснодарский край по своим климатическим и природным особенностям, активно развивающейся экономике, развитой сетевой инфраструктуре и наличием существенного дефицита энергоснабжения является одним из наиболее привлекательных регионов для развития возобновляемой энергетики.

Обширные прибрежные зоны Азовского и Черного моря, а также протяженная область Армавирского ветрового коридора (зона интенсивных постоянных по силе и направлению ветров) представляют практический интерес для масштабного развития ветроэнергетики.

Ейский район — один из интенсивно развивающихся районов Краснодарского края, энергоснабжение которого осуществляется через подстанцию 100МВт от тупиковой высоковольтной линии электропередачи ОАО "Кубаньэнерго" за счет генерирующих мощностей ОАО "Ростовэнерго", что не обеспечивает необходимой надежности качества энергоснабжения района.
Развитие ветроэнергетики обеспечит экологически чистое энергоснабжение интенсивно развивающегося и дефицитного по электроэнергии района Краснодарского края, являющегося одним из крупных рекреационных районов страны и снижение энергодефицита и повышение надежности и качества энергоснабжения потребителей в условиях подключения к существующей тупиковой линии электропередачи местной энергосистемы ОАО "Кубаньэнерго".
Проект предусматривает строительство трех ветроэлектростанций в поселках Ейского района Краснодарского края:

В конце 2007 г. вЕйском районе был установлен, сертифицирован и пущен в эксплуатацию комплекс, состоящий их трех 70 метровых мачт, оснащенных современным измерительным оборудованием для автоматизированного сбора, обработки и передачи ветроинформации.
В 2009 года начата установка измерительных мачт вПриморско-Ахтарском, Абинском, Успенском, Темрюкском, Каневском районах Краснодарского края.

Полученные результаты ветромониторинга показали существенно более высокий ветроэнергетический потенциал района предполагаемого создания ВЭС, чем предсказания справочников и известных баз данных. В п. Мирном, Ейского района, инвестором ООО "Ейская ВЭС", планируется строительство ветропарка мощностью 60 МВт, со сроком ввода в эксплуатацию в 2013 году. 

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос поступил от Олега Васильевича: "Григорий Иванович, добрый день. Краснодарский край признан одним из самых быстроразвивающихся субъектов РФ. Интересует следующий вопрос. Если Краснодарский край стремится к европейскому уровню, то планируется ли реализация проектов по переводу промышленных объектов на альтернативные источники энергии? В частности, переход на солнечные батареи. Можно учитывать тот факт, что краю присущ один из самых продолжительных периодов солнечного сияния".

Григорий Иванович: Это тема действительно интересная. Промышленные объекты полностью перевести на альтернативные источники энергии вряд ли удастся — слишком большие мощности солнечных батарей нужно будет ввести. А вот замещение альтернативными источниками малых мощностей вполне возможно. Например — в системах уличного наружного освещения.
С 2006 года по инициативе администраций Краснодарского края и города Краснодара начались работы по реализации автономных солнечных энергосистем в коммунальном хозяйстве. Первые автобусные остановки с автономной подсветкой на основе солнечных модулей были реализованы в городе Краснодаре, а затем в Армавире.

В этих же городах началась реализация автономных фотоэнергосистем для освещения подъездов домов, автономных солнечных фонарей для освещения пешеходных переходов в зонах отсутствия электрических подводок.
Фирма "Солнечный ветер" сегодня является единственным промышленным производителем двусторонних солнечных элементов и модулей. Коэффициент двусторонности солнечных элементов и модулей в производстве достигает 90% (типовой уровень — 50%).

В г. Анапе функционирует солнечно-топливная котельная городской больницы, площадь солнечных коллекторов 413 кв.м.

Комитет последовательно работает над развитием этой темы.

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос поступил от Центра спортивной подготовки по гребле на байдарках и каноэ: "Какие действия, программы будут приняты в 2012 году для улучшения энергообеспечения бюджетных учреждений, в частности центров спортивной подготовки?".

Григорий Иванович: Для центров спортивной подготовки отдельной программы нет. Улучшение энергоснабжения бюджетных учреждений в целом будет осуществляться в рамках реализации инвестиционных программ ОАО "Кубаньэнерго" и ОАО "НЭСК-электросети".

В соответствии с 261-ФЗ проблемы внедрения энергосберегающих технологий возложены непосредственно на руководителей предприятий и учреждений.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" проведение энергетического обследования является обязательным, в том числе для следующих лиц:
1. органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
2. организации с участием государства или муниципального образования
До 31 декабря 2012 года по итогам энергетического обследования для каждойорганизации должен быть составлен технический паспорт. После этого будет видно, какие мероприятия по повышению энергоэффективности должна провести организация. 

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос поступил от СОШ №83 и звучит таким образом: "Какая динамика цен на энергообеспечение прогнозируется на 2012-2013 г.? С чем это связано?"

Григорий Иванович: Уже во всех средствах массовой информации проходила информация о том, что для населения рост тарифов в 2012 году будет ограничен 6%, на 2013 год прогнозируемый рост тарифа составит до 10% к 2012 году.

Рост цен нерегулируемого сектора рынка, на котором работают все остальные потребители, в 2012 году прогнозируется на уровне 7 — 8 %, а в 2013 году прогнозируемый рост тарифа составит 9 — 11 % к 2012 году.

Изменение предельных индексов тарифов и соответственно их рост определяется в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013—2014г.г., разработанным Минэкономразвития России. 

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос: "Каким образом можно доказать, что поломка того или иного электрического прибора происходит по причине резкого отключения или перепада электрической энергии? Кто должен возместить ущерб и как это доказать?"

Григорий Иванович: Для того чтобы официально доказать, что поломка электрического прибора произошла по причине резкого отключения или перепада электрической энергии на вводе необходимо установить сертифицированный прибор учета качества поставляемой электрической энергии (например, AR—5), согласовав это действие с поставщиком электрической энергии и сетевой организации. Возмещение ущерба по нашему мнению должна осуществлять сетевая организация. На настоящее время не каждый может установить данный прибор. В этом случае необходимо создать комиссию, которая могла бы подтвердить факт резкого отключения или перепада электрической энергии в вашем доме, территории или поселении. С данным актом необходимо обратиться с энергоснабжающую организацию. В том случае, если она данный акт не примет, то данный спор можно решить в судебном порядке. 

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос: "Разъясните порядок оформления в собственность или порядок постановки сетей коммунальной инфраструктуры (линий электропередач) на баланс ответственной организации и как определить ответственного?"

Григорий Иванович: В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" орган местного самоуправления до принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия.
Далее правообладатель земельного участка осуществляет строительство сетей инженерной инфраструктуры.

При этом органам местного самоуправления рекомендуется принимать созданные за счет правообладателя земельного участка за пределами границ земельного участка сети инженерно-технического обеспечения в муниципальную собственность.

В реальности складывается ситуация, когда застройщик, построив сети инженерной инфраструктуры обеспечения земельных участков и являясь их собственником, не только не имеет возможности для их квалифицированной эксплуатации, но и своими действиями нарушает нормальный технологический режим функционирования поставщиков энергоресурсов, что способствует росту потерь ресурсов, снижению качества ресурсоснабжения населения. Это зачастую выражается в том, что правообладателем земельного участка и имеющейся на этом земельном участке инженерной инфраструктуры, в конечном итоге становятся граждане, проживающие в многоквартирных домах, возведенных на этих земельных участках. В этом случае, граждане начинают оплачивать содержание инженерной инфраструктуры, не входящей в состав общедомового имущества, что существенно увеличивает расходы граждан на коммунальные услуги.

Так, например, в потребительском кооператив по водоснабжению и водоотведению "Дом" внутриквартальные сети холодного водоснабжения и водоотведения находятся на балансе кооператива. Расчет с "Краснодар-Водоканал" осуществляется согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в соответствии с показаниями средств измерений.

Граждане оплачивают потери ресурсов, которые происходят в наружных сетях и несут затраты на содержание этих сетей.

Зачастую правообладателем земельного участка и придомовой инженерной инфраструктуры, становится застройщик, который, как правило, фактически уже компенсировал затраты, понесенные на строительство придомовых инженерных сетей, в оплате 1 м2 жилья, проданного гражданам. Эти застройщики не передают наружную инженерную инфраструктуру гражданам, а создают организации, занимающие эксплуатацией этих сетей. При этом эти организации, как правило, малочисленны, но имеют полную структуру управленческого персонала с соответствующей величиной оплаты труда и другими затратами. Для этих организаций в соответствии с законодательством устанавливаются тарифы на соответствующие услуги. Создание подобного рода малоэффективных организаций также негативно влияет на общую суммарную стоимость соответствующих услуг в регионе и отрицательно сказывается на надежности и качестве предоставляемых услуг. В этом случае, граждане фактически также, в конечном итоге, начинают оплачивать содержание инженерной инфраструктуры, не входящей в состав общедомового имущества, что существенно увеличивает расходы граждан на коммунальные услуги.
Например, основным видом деятельности ООО "Фирма "Нефтестройиндустрия-Юг" являются строительство, ремонт гражданских и промышленных объектов, производство и реализация строительных материалов, строительство, ремонт, отделка и оформление жилых и производственных помещений, а также любые виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Услуги по передаче электрической энергии потребителям не являются основным видом деятельности.

Однако, на балансе ООО "Фирма "Нефтестройиндустрия-Юг" в собственности, а также на основании договоров аренды имущества электросетевого оборудования находятся пять трансформаторных подстанций 6(10)/0,4 кВ, а также кабельные линии электропередач 0,4 – 6 кВ.
Аналогичные перечисленным выше ситуациям имеют место на территории всего Краснодарского края.

Построенные за счет дольщиков электрические сети застройщиком не передаются в муниципальную собственность. При этом, организациями-застройщиками предоставляются материалы в региональную энергетическую комиссию — департамент цен и тарифов Краснодарского края, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации утверждает тарифы на услуги по передаче электроэнергии по сетям. Таким образом, собственники жилых посещений, за счет которых построены электрические сети, оплачивают содержание этих сетей в составе тарифов на электрическую энергию, в том числе и дважды несут расходы на строительство этих сетей при покупке жилья и обновление существующих и строительство новых сетей в виде амортизационных отчислений и в виде арендной платы (в случае передачи застройщиками в аренду другим организациям).

Комитет сейчас продумывает комплекс мер, чтобы изменить ситуацию. 

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос касается проблемы бесхозяйных сетей и звучит следующим образом: "Если на территории поселения существуют бесхозные электрические подстанции, кто должен их взять на баланс (или в собственность): поселение или электрические сети? Какая организация должна обслуживать бесхозные подземные куски электрических кабелей, расположенные на общественной территории: поселение или электрические электросети?"

Григорий Иванович: Бесхозяйные сети представляют собой большую проблему для края не только в области электроэнергетики. Вопросы их приема в собственность и их передачи сетевым организациям регулируются Гражданским кодексом и постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 № 580 "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей".

По этому вопросу я хотел бы, чтобы с нашей аудиторией поделился директор ООО "Кубаньтрансэнерго", председатель Совета молодых депутатов Краснодарского края муниципального образования Каневской район, председатель подкомитета по вопросам энергетики и энергосбережения комитета Совета молодых депутатов Краснодарского края по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи Герасименко Виктор Викторович.

Виктор Викторович: Проблема с бесхозяйными сетями стоит очень остро, и энергетическая безопасность Краснодарского края напрямую связана с наличием и состоянием бесхозяйных объектов, которые появились в основном вследствие ликвидации предприятий в середине 90-х годов. Бесхозяйные объекты характеризуются низкой надежностью электроснабжения, недостаточной пропускной способностью электрической мощности, высокими потерями и учета контроля потребления, а также повышенная травмоопасность. Вместе с тем необходимо учесть наличие также помимо бесхозяйных сетей непрофильного комплекса градообразующих предприятий и муниципальных образований. Это сети сахарных заводов, мясокомбинатов. На примере Каневского поселения – это поселок Газовиков, на примере Гулькевичского – сети сахарного завода. Согласно 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" действия по оформлению, принятию на баланс бесхозяйных и непрофильных объектов электросетевого комплекса должно осуществляться муниципальным образованием. Но как показывает практика, нечестная игра энергосбытовых компаний в отношении муниципальных образований, которые приняли на баланс бесхозяйные объекты в части оплаты потерь электроэнергии, в настоящее время толкнула намерения муниципалитетов создавать и создало искусственный тормоз для дальнейших действий. Хочу сказать, что желание энергосбытовых компаний обогатиться за счет бюджета поселений получило широкую огласку.

Немаловажным является факт отсутствия со стороны глав муниципальных образований четких намерений в решении проблем бесхозяйных и непрофильных электросетей. Поскольку необходимо затратить определенный финансовый ресурс на изготовление паспортов, соблюсти процедуру признания объекта бесхозяйным в суде, заняться поиском сетевой компании для организации передачи электрической энергии. Разработать ремонтную и инвестиционные программы. Зачастую в поселениях на оформление обслуживания бесхозяйного непрофильного электросетевого комплекса нет средств.

Я считаю, что выход должен идти сверху и необходимо принятие на уровне Законодательного Собрания края постановления направленного на активизацию работы поселений по принятию бесхозяйно-непрофильного электросетевого комплекса, определение источников финансирования работ по оформлению этого имущества. Также необходимо сформировать единый реестр непрофильных и бесхозяйных сетей и оформить технические паспорта на оборудование. После чего признать объекты бесхозяйными через суд и поставить на баланс муниципального образования на условиях безвозмездного пользования, либо на других правах владения непосредственно электросетевому предприятию, которое уже обеспечит весь комплекс необходимых мер, которое позволит качественно и бесперебойно снабжать энергией поселения нашего края.

Григорий Иванович: На мой взгляд, тут проблема еще вот в чем заключается: энергоснабжающие организации, как монополисты, не всегда с охотой берут себе на баланс бесхозяйные сети. Мотивируя это тем, что электросети находятся в ненадлежащем состоянии, не хотят ремонтировать их, хотя составляющая в тарифе существует. Т.о. они увеличивают свою собственность. Виктор Викторович уже приводил в пример сахарный завод в Гулькевичи. Когда-то НЭСК брала на баланс все городские электросети. Сахарный завод в свое время передавать сети отказался. Далее он обанкротился и сети стали ничейными. Теперь НЭКС готова забрать их при условии ремонта на сумму 17 млн.руб. При этом она сети эксплуатирует, снабжают электроэнергией поселок сахарного завода, но ответственность за качество энергообеспечения не несет. Мы стараемся навести порядок в этом вопросе. Как сказал Виктор Викторович, для начала необходимо провести аудит по всем энегоустановкам. Сейчас в данном вопросе нам очень помогает Федеральный закон, по которому на юридических и физических лиц накладываются санкции за невыполнение предусмотренных мероприятий. Так штраф для физических лиц составляет до 15 тысяч рублей, для юридических еще больше.

Виктор Викторович: Григорий Иванович, разрешите дополнить. Бесхозяйные сети характеризуют большие потери электрической энергии, что в конечном итоге включается в тариф. Т.е. передача имущества на баланс сетевого предприятия, которое будет воздействовать на снижение потерь теми или иными способами: выявлять безучетное, бездоговорное потребление, в конечном итоге приведет к снижению тарифов на территории Краснодарского края.

В настоящее время сложилась такая ситуация: потери электрической энергии в сетях, которые находятся на балансе муниципальных образований, оплачивает само муниципальное образование. Муниципалитет не является организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, оплату за передачу не требует, но несет бремя по оплате потерь электрической энергии, которая достигает до 40% от приема электроэнергии в сеть, что естественно плачевно сказывается на бюджете поселения.

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос поступил от Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Туапсинского района: "Как должна тарифицироваться электроэнергия в дачных поселениях, находящихся в черте города?"

Григорий Иванович: Аналогичные обращения членов садоводческих товариществ неоднократно рассматривались в комитетах и в комиссии Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам тарифной и ценовой политики.

В соответствии с Федеральным законом от 15.04.98 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) — некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, а не для удовлетворения потребностей граждан в жилище или в улучшении жилищных условий в сельской местности.

До 2007 года в крае имелась возможность предоставлять членами садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан скидку к тарифу на электрическую энергию. В 2007 году эти возможности исчерпаны полностью и льготы по оплате за электрическую энергию не предоставлены никому. Обращаем Ваше внимание, что применение коэффициента 0,7 для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками является не льготой, а особым порядком ценообразования (решение Верховного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2003 г. № ГКПИ03-1247, определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 12 февраля 2004 г. № КАС04-15). В соответствии со статьей 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли для садоводства, животноводства, огородничества предоставляются на землях сельскохозяйственного назначения, а не на землях населенных пунктов.

Решение региональной энергетической комиссии—департамента цен и тарифов Краснодарского края об установлении тарифов для садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан не противоречит положениям статьи 35 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" поскольку названная статья не предусматривает обязанности органов государственной власти предоставлять какие либо льготы. Возможности предоставлять льготы для садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан по оплате за электрическую энергию в связи со значительными объемами перекрестного субсидирования не имеется, и в ближайшее время иметься не будет (в противном случае необходимо повысить тариф для других потребителей), что противоречит абзацу второму части пятой статьи 23 Федерального закона "Об электроэнергетике".

Помимо тарифа на дачные товарищества накладывается бремя содержания сетей и потери.

Виктор Викторович: Григорий Иванович, как Вы верно уже сказали. Это и есть проблема непрофильных электросетей.

Дело в том, что садоводческое товарищество заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком по головному прибору учета электрической энергии, который стоит на подстанции и учитывает потребление всего товарищества. Как правило, это нужды на водоподъем, на освещение, на энегоснабжение домика охраны и индивидуальное потребление членов-садоводов.

Сейчас законодательство определило возможность заключения индивидуальных договоров энергоснабжения каждого садовода в отдельности. Это дает четкое понимание необходимости произведения оплаты за потребленную электроэнергию. Вместе с тем необходима четкая организация пробора учета электрической энергии. Что соответственно не дает возможность производить некоторые манипуляции и допускать хищения энергии. Это соответственно снижает бремя садоводческих взносов.

Мы провели анализ на примере садоводческого товарищества "Газовик" Каневского района. Доля содержания электрических сетей в общем взносе в 1500 рублей составляет 40%.
Вместе с тем, хотелось бы отметить, что есть такая проблема как качественная эксплуатация этого электрооборудования. Т.е. садоводческому товариществу необходимо в соответствии со всеми нормами и правилами содержать персонал в необходимом количестве, средства защиты и затраты по технике и эксплуатации. Поэтому содержание сетей садоводческого товарищества является непрофильной деятельность товарищества. И эти сети в свою очередь должны быть переданы на баланс сетевой организации, которая будет осуществлять надлежащий контроль передачи электрической энергии, и повторюсь, что члены-садоводы сейчас получили возможность заключить индивидуальный договор энергоснабжения и оплачивать каждый по своему индивидуальному прибору учета непосредственно в энергоснабжающую организацию.

 

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос поступил от Администрация Шепсинского сельского поселения: "Какой орган должен проводить энергоаудит?"

Григорий Иванович: Энергоаудит осуществляется предприятием (организацией) любой формы собственности, имеющей соответствующих специалистов и оборудование, а также являющейся членом саморегулируемой организации.

Энергоаудиторская организация должна привлекаться их на конкурсной основе, в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Одним из ключевых вопросов при заключении договоров на проведение энергетических обследований и энергоаудита различного уровня является определение обоснованной стоимости работ. Удельная стоимость мероприятий в отсутствии госрегулирования в данном вопросе за одну и ту же работу может отличаться почти в 25 раз.

 

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос: "Какие мероприятия должен проводить ТСЖ по энергосбережению и меры профилактики энергодефицита?"

Григорий Иванович: Перечень мероприятий довольно обширен и отражен в приказах Министерства регионального развития Российской Федерации от 8 апреля 2011 г. № 161 "Об утверждении правил определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов и требований к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома, размещаемого на фасаде многоквартирного дома" и от 19 апреля 2010 г. № 182 "Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования" и в постановлении Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. № 18 "Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов".
Хотел бы отметить, что основная доля электроэнергии тратится на освещение, т.к. больших энергоустановок там, как правило, нет. Недавно на комитете рассматривался вопрос применения энергосберегаюих ламп, которые уже активно производятся и у нас в России. Уже есть положительные примеры, когда целые многоквартирные дома переходили на энергосберегающие лампы, экономия при этом составляет не менее 30%.

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос: "Какие принимаются меры и методики сокращения энергопотребления при уличном освещении?"

Григорий Иванович: Здесь все зависит от возможностей конкретного муниципального образования.
Здесь необходимо ориентироваться на участие муниципального образования в долгосрочная краевой целевой программе "Развитие систем наружного освещения населенных пунктов Краснодарского края на 2012 — 2014 годы" , утвержденной постановлением главы администрации (губернатором) Краснодарского края от 30 июня 2011 г. № 672.

Оценка состояния распределительных сетей наружного освещения Краснодарского края показывает, что средний износ кабельных линий составляет более 65 процентов, а воздушных линий - 56 процентов.

Немедленной замене подлежит около 320 км воздушной сети с износом более 80 процентов и более 370 км кабельных сетей с износом более 90 процентов.
Общее количество опор наружного освещения в Краснодарском крае составляет 94 тысяч штук, при этом износ более 70 процентов имеют 58 тысяч опор.

Более 62 процентов из общего количества установленных опор наружного освещения имеют сверхнормативный срок службы. Более 29 процентов общего количества опор, имеющих износ свыше 80 процентов, подлежит немедленной замене.

Количество светильников наружного освещения со сверхнормативным сроком службы составляет более 70 процентов от их общего числа.
Более 24 процентов светильников имеют износ от 60 до 70 процентов и также подлежат замене.
Лишь 40 процентов пунктов питания систем наружного освещения имеют автоматическое управление.

Реализация мероприятий Программы позволит:
увеличить протяженность сетей наружного освещения в населенных пунктах Краснодарского края;
увеличить количество светоприборов без увеличения расхода электроэнергии и бюджетных средств на их содержание;
повысить уровень освещенности территории населенных пунктов путем строительства, реконструкции и ремонта систем наружного освещения.

На эти цели в 2012 году предусмотрено 150,0 млн. руб.
Ответственным за выполнение мероприятий Программы является департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.

Субсидии из краевого бюджета предоставляются местным бюджетам с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации и Краснодарского края, относительно проверки на предмет эффективности использования средств краевого бюджета, направляемых на капитальные вложения в объекты муниципальной собственности, и на основании соглашения, заключенного департаментом с органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края о предоставлении субсидии.

 

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос: "В Динском районе выделяются земли (по материнскому капиталу). Инфраструктура не развита. Планируется ли выделение финансирования на развитие инфраструктуры, в частности на развитие энергоснабжение?"

Григорий Иванович: В соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11 марта 2010 года N 134-р "О формировании инвестиционных предложений Краснодарского края и признании утратившими силу отдельных распоряжений главы администрации (губернатора) Краснодарского края" создан Единый реестр инвестиционных проектов Краснодарского края, в который включены проекты по комплексному освоению земельных участков. Обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой предполагается как за счет муниципальных образований края с привлечением средств краевого бюджета.
В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 апреля 2010 г. № 314 "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Жилище" на 2011 — 2015 годы" на эти цели Динскому району предназначено 17,0 млн. руб. Выделение средств зависит от наличия софинансирования в местном бюджете.

 

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос: "Чем обусловлены высокие тарифы на подключение к сетям как физических, так и юридических лиц? Для юридических лиц такое подключение бывает непомерно дорого".

Григорий Иванович: В соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, приказом ФСТ России от 30.11.2010 № 365-э/5 "Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям", дляэнергоснабжения заявителей, заинтересованных в технологическом присоединении с присоединенной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, в размере 550 рублей за одно присоединение (с НДС), при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

К юридическим лицам — некоммерческим организациям, на которых распространяется вышеуказанная плата, относятся:
садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) — некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее — садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение);
содержащиеся за счет прихожан религиозные организации;
объединенные хозяйственные постройки граждан (погреба, сараи и иные сооружения аналогичного назначения).

В целях предотвращения злоупотреблений разработаны и утверждены стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов на строительство и реконструкцию объектов электросетевого хозяйства при технологическом присоединении энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к распределительным электрическим сетям ОАО "Кубаньэнерго" и ОАО "НЭСК-электросети".

Виктор Викторович: Ненадлежащие исполнение сетевыми организациями своих обязательств в части технологического присоединения и порождает такие проблемы.

Наблюдается четкий дисбаланс в отношении между принятием постановления и его исполнением. Уже давно вышло и действует 861 постановление, которое говорит, что сетевая организация обязана обеспечить весь комплекс мероприятий по технологическому присоединению в пределах 25 метров до границ земельного участка. Но у нас получается так, что закон есть, а его не исполняют.

Здесь необходим жесточайший контроль за соблюдением сетевой организацией своих обязательств по технологическому присоединению со стороны надзорных органов этой отрасли. Имеет место быть еще одна проблема, которая немало важна – отсутствие юридической грамотности предпринимателей и организаций. 

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос: "Должен ли потребитель оплачивать установку и приобретение электросчетчиков, если разграничение балансовой стоимости производится по узлу учета?"

Григорий Иванович: Ситуация действительно парадоксальная — ведь мы не ходим на рынок со своими весами. Тем не менее, в соответствии с действующим законодательством в сфере электроэнергетики граница балансовой принадлежности проходит по клеммам прибора учета. Поэтому потребитель оплачивает приобретение, установку и поверку приборов учета.
Виктор Викторович: Если прибор учета является расчетным со стороны сетевой организации, то она обязана обеспечить весь комплекс мер по контролю технических характеристик и его замене.
На уровне федерального законодательства предусматривается установка прибора учета у потребителя, так и у сетевой организации. Эти приборы используются в качестве учетных по согласованию сторон.

Как показала практика сейчас 60% приборов учета, находящихся у потребителей Краснодарского края не соответствует классу точности. Ранее при подписании актов разграничения балансовой принадлежности приборы учета находились на балансе у собственника объекта электроснабжения, который должен нести бремя по содержанию и эксплуатации данного прибора учета.

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос звучит следующим образом: "Как выдаются технические условия энергоснабжения: платно или бесплатно? Если платно, то какова стоимость?"
Григорий Иванович: Технические условия выдаются за плату. Стоимость присоединения установлена приказами региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края от 6 мая 2011 г. № 7/2011-э "Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "Кубаньэнерго" и от 08.06.2011 № 16/2011-э "Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "НЭСК-электросети".

 Григорий Иванович: Технические условия выдаются за плату. Стоимость присоединения установлена приказами региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края от 6 мая 2011 г. № 7/2011-э "Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "Кубаньэнерго" и от 08.06.2011 № 16/2011-э "Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "НЭСК-электросети".

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос поступил от главного бухгалтера общества с ограниченной ответственностью "Газовик" Федоровой Татьяны Михайловны и звучит следующим образом: "Почему поставщик электроэнергии требует предоплату за электроэнергию даже в том случае, если есть переплата в размере 50% от ежемесячной суммы за электроэнергию и при этом присылают организации уведомление об отключении электроэнергии при неоплате авансового платежа?"

Григорий Иванович: Так устроена компьютерная программа учета платежей. Программа в случае непоступления платежа автоматически печатает данное уведомление. Чтобы избежать данной ситуации, вам необходимо произвести сверку расчетов со сбытовой организацией.
Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос поступил от Стрекаловской Наталии: "Уважаемый Григорий Иванович! Если произойдёт вновь переход на летнее время, двухтарифные счётчики будут снова перепрограммировать или нет?"

Григорий Иванович: Увы, придется их перепрограммировать вновь. Такая проблема существует.
Учитывая положения Федерального закона от 03.06.2011 № 107-ФЗ "Об исчислении времени" (опубликован 06.06.2011, вступил в силу 06.08.2011) об изменении порядка исчисления времени в Российской Федерации, в части отказа от перехода с летнего времени на зимнее и обратно, поскольку мероприятия по перепрограммированию непосредственно связаны с изменениями федерального законодательства, администрация Краснодарского края считает, что проведение работ должно осуществляться за счет сетевой организации без взимания дополнительных средств с потребителей. РЭК – департаментом дано указание энергоснабжающим организациям региона, что проведение работ должно осуществляться за счет сетевой организации без взимания дополнительных средств с потребителей.

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос поступил анонимно: "Здравствуйте. На Гидрострое по улице Невкипелого жильцы платят за свет через "Краснодарстрой" — компанию, которая строила все эти дома. Временами свет отключают днем на несколько часов за неуплату "Краснодарстроя" НЭСКу. когда потребителей перепишут, как положено на НЭСК?"

Григорий Иванович: Никто никого "переписывать" без вашего личного участия не будет. Для решения проблемы вам необходимо обратиться в сбытовую организацию, в данном случае в ОАО "НЭСК".

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос поступил от Валентины Ткачук: "Уважаемый Григорий Иванович! Насколько мы знаем, у нас в Гулькевичи планируется строительство новых социальных объектов: многоквартирный дом для детей-сирот, детский сад и др. Мы очень этому рады, но есть и определенное беспокойство. Не вызовет ли подключение этих объектов ухудшения в энергоснабжении жилых домов в частном секторе? Сети старые, скачки в электроснабжении постоянные. Кто определяет увеличение лимитов и отвечает за качественное электроснабжение в случае подключения новых объектов к старым сетям?"

Григорий Иванович: я сам из Гулькевичского района, работал председателем районного совета и о проблемах знаю не понаслышке. В Гулькевичи 2 подстанции, каждая по 10 мВт. В этом году по инвестиционной программе Кубаньэнерго будет произведена замена одной из подстанций. Увеличение мощности при этом составит 5 мВт, что для района достаточно много. Поэтому ухудшения энергоснабжения не будет.

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос поступил от закрытого акционерного общества "Строй Интернейшнл": "Мы – организация застройщик. Нам Краснодарские электросети выдвигают технические условия, по которым мы должны построить трансформаторную будку и протащить коммуникации. Запускаем дом в эксплуатацию. Передаем дом в собственность муниципальных образований или энергосберегающих организаций. И получается, что трансформаторная будка и коммуникации числятся у нас на балансе. Администрация города предлагает узаконить и зарегистрировать сети как объект недвижимости и подарить городу, либо продать (но никто не покупает). А если подарить городу – то необходимо изменить бухучёт, налоги – этот вариант тоже не подходит. Оставить на балансе – мы не энергосбытовая организация. Вопрос: что делать с этими построенными коммуникациями?"

Григорий Иванович: Со стороны закона данные коммуникации у вас должны приобрести муниципалитет или сетевая организация.

Виктор Викторович: У нас была подобная ситуация. Построили многоквартирный дом, к этому дому построили трансформаторную подстанцию и подключили ее. По окончании строительства строительная организация передала данную подстанцию вместе с купленными квартирами собственникам жилья как общедолевую собственность. После чего жильцы передали в безвозмездное пользование ее "Кубаньтрансэнерго". Жильцы заинтересованы в получении качественной услуги по передаче энергии и не несут затраты на содержание данного имущества, РЭК со своей стороны видит, что нет никакой завышенной стоимости и тариф на уровне Краснодарского края не повысился. Поэтому вам необходимо обратится в сетевую организацию по передаче имущества в безвозмездное пользование.

ЗАО "Строй Интернейшнл": В себестоимость квадратного метра жилья не были включены данные технические условия по электроснабжению. Нашей организации эти условия были выданы, когда дом уже был наполовину построен. Дольщики уже внесли свои доли. Сначала нас хотели подключить к одной подстанции, затем передумали и подключили к другой.

Григорий Иванович: В силу того, что у вас в стоимость строительства не были включены эти технические условия, т.е. вы понесли затраты, Вам необходимо написать официальное обращение и мы будем разбираться в данном вопросе.

Ведущая: Это был заключительный вопрос. Уважаемый Григорий Иванович и Виктор Викторович, позвольте поблагодарить вас за содержательные интересные ответы. Спасибо.

Григорий Иванович: Спасибо.
Виктор Викторович: Спасибо.

Читать ГАРАНТ.РУ в и