Новости и аналитикаИнтернет-мероприятияРегиональные мероприятия Порядок уплаты страховых взносов и предоставления отчетности в Пенсионный Фонд России

Порядок уплаты страховых взносов и предоставления отчетности в Пенсионный Фонд России

17 июня в конференц-зале компании "Агентство правовой информации "Гарант" состоялась интернет-конференция начальника Управления организации администрирования страховых взносов и взыскания задолженности Отделения Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю Гайдар Марины Викторовны и начальника Управления организации персонифицированного учета Отделения Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю Абрамкиной Инны Григорьевны.

Ведущая интернет-конференции - Анастасия Рагулина (АПИ "Гарант")

Ведущая: Доброе утро, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем нашу интернет-конференцию.

Тема конференции: "Порядок уплаты страховых взносов и предоставления отчетности в Пенсионный Фонд России".

На сегодняшний день одним из приоритетных направлений в работе Правительства Российской Федерации является совершенствование пенсионной системы. В целях реализации совершенствования пенсионной системы с 1 января 2011 года вступили в силу изменения в законодательстве об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Эти изменения коснулись разных аспектов деятельности указанных фондов: изменен (продлен) срок действия переходного периода по страховым взносам для отдельных категорий работодателей; определены органы, контролирующие применение пониженных тарифов по этим взносам; изменено распределение взносов по обязательному медицинскому страхованию между федеральным и территориальными фондами; внесены уточнения в методику определения предельной величины базы для начисления страховых взносов, изменены сроки представления отчетности по страховым взносам.

Учитывая важность и актуальность данной темы, в ходе Интернет-конференции мы рассмотрим вопросы, связанные с особенностями расчета и порядка уплаты страховых взносов с учетом нововведений.

Позвольте представить наших гостей:
- начальник управления организации администрирования страховых взносов и взыскания задолженности Отделения Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю Гайдар Гайдар М.В. и
- начальник управления организации персонифицированного учета Отделения Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю Абрамкина Абрамкина И.Г.

Уважаемые Марина Викторовна и Инна Григорьевна, спасибо, что нашли время ответить на вопросы Интернет-аудитории.

К моменту начала интернет-конференции поступило несколько десятков самых разных вопросов. Наши уважаемые гости постараются ответить на максимальное количество поступивших вопросов.
Перейдем к первому вопросу, который поступил от индивидуального предпринимателя Пристяжнюк. Вопрос заключается в следующем: "В 2012 году произойдет снижение процентных ставок страховых взносов в Пенсионный фонд. Эти ставки различны для среднего и малого бизнеса. В чем заключаются эти различия и какие ставки будут у среднего и у малого бизнеса?"

Гайдар М.В.: В соответствие с поручением Президента Российской Федерации Правительство в настоящее время разрабатывает механизм снижения тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, обязательное медицинское страхование с 1 января 2012 года до уровня, близкого к уровню, который был до 1 января 2011 года. Но, к сожалению, действующее законодательство о страховых взносах, пока не содержит этих отсылочных норм о снижении размеров тарифов для плательщиков, поэтому как только Правительством и Президентом будет принято решение, все эти нормативные документы будут размещены в средствах массовой информации.

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос задан Финансовым управлением администрации муниципального образования Выселковский район: "При предоставлении отчетности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, определяется в полных рублях. Сумма страховых взносов менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля (форма РСВ-1 ПФР), а по индивидуальному (персонифицированному) учету в системе обязательного пенсионного страхования: сведения о страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц (форма СЗВ-6-1 и СЗВ-6-2) предоставляются в копейках по каждому застрахованному лицу. В связи с этим, при сверке вышеуказанных форм у пенсионного фонда возникают неоправданные "расхождения" каждый отчетный период на 1 рубль (за счет округления).

Можно ли формы РСВ-1 ПФР и СЗВ-6-1 и СЗВ-6-2 привести в соответствие по суммовым показателям, т.е. предоставлять в рублях или копейках?"

Гайдар М.В.: При представлении расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное, обязательное медицинское страхование, мы делам ссылку на Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закон 212-ФЗ). В частности, пунктом 3 статьи 15 вышеупомянутого Закона 212-ФЗ определено, что в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат, и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных – для плательщиков страховых взносов – физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

Например, при начислении страховых взносов за январь месяц, облагаемая база умножается на тариф страховых взносов – появляется определенная сумма страховых взносов. Следующий месяц - февраль, исчисляется как облагаемая база за январь плюс облагаемая база за февраль, полученную сумму умножаем на тариф страховых взносов и вычитаем сумму страховых взносов, исчисленную в январе. Получается сумма, которая идет к уплате за февраль. Таким образом, если плательщиком страховых взносов будет соблюдаться этот порядок, то отклонений в один рубль не будет.

Абрамкина И.Г.: В настоящее время в части документов персонифицированного учета упрощены и упорядочены проверки сумм начисленных и уплаченных страховых взносов в части расхождений между РВС-1 и сведений персонифицированного учета. И по одному страхователю допустимо расхождение до10 рублей в пределах десяти пачек. А свыше десяти пачек – плюс по одному рублю на пачку.

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос касается проверок и задан главным бухгалтером "Калиниское МУП "Градостроительство": "Какие организации попадают под проверку, т.е. какие критерии будут предъявляться к организации?"

Гайдар М.В.: Ежегодно Пенсионным фондом и Фондом социального страхования утверждаются планы-графики выездных проверок на следующий год. В декабре предыдущего года мы этот график утверждаем и он действует на следующий год. Какие критерии основные? Наличие несоответствия в представленных в территориальные органы Пенсионного фонда России и территориальные органы Фонда социального страхования расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам. Следующий критерий – если у плательщика страховых взносов очень много выплат, финансируемых за счет средств Фонда социального страхования. Следующий момент – это несвоевременное представлений индивидуальных сведений. Следующий – наличие у плательщика сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами. И, конечно, обращается большое внимание, если сумма выплат значительная, а то и превосходит те выплаты, которые подлежат обложению страховыми взносами. Затем, если плательщик применяет пониженный тариф страховых взносов, в том числе и наряду с общим тарифом. Непосредственно, уже выходя на выездную документальную проверку, специалисты Пенсионного фонда внимательно изучают документы, подтверждающий пониженный тариф и правильность начисления и уплаты страховых взносов. Следующий критерий – выявление несоответствия в расчетах по итогам проведения камеральных проверок, в том числе, когда плательщиком допущена ошибка в расчете, и органы Пенсионного фонда просят пояснить, в чем причина этого расхождения, а плательщик не реагирует на требование органов Пенсионного фонда. Это тоже будет одним из критериев, что организация может быть выбрана в качестве объекта на выездную проверку. Следующий критерий – это наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд. Конечно же, следующий критерий, если плательщик крупнейший, имеются большие суммы облагаемой базы, большое количество застрахованных лиц, тут у нас уже очень широкая сфера интересов с Фондом социального страхования, так как мы проводим совместные проверки, и, как правило, на больших предприятиях существенные идут выплаты за счет средств Фонда социального страхования. Следующий критерий – это уменьшение суммы начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности, то есть значительно уменьшается заработная плата, это наталкивает на определенные подозрения, которые могут послужить поводом для выездной проверки. И мы также имеем информацию от органов Федеральной налоговой службы об участии плательщиков в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов, проще сказать, в выплате заработной платы в конвертах, неофициально. Следующий критерий – это многократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам. Вы тоже понимаете, что это наталкивает на какие-то определенные размышления. Плательщики, которые не ведут финансово-хозяйственную деятельность, и у нас есть тому подтверждения, в план-график мы такие организации не включаем.

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос звучит таким образом: "Организация выплачивает компенсацию за использование автомобиля в служебных целях своим сотрудникам. Облагается ли компенсация страховыми взносами?"

Гайдар М.В.: В 212-м законе есть статья 9, которая как раз и говорит о том, какие виды выплат не облагаются страховыми взносами. Так вот пунктом 2 части 1 статьи 9 предусмотрено освобождение от обложения страховыми взносами всех видов установленных законодательством Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, компенсационных выплат. Компенсационные выплаты должны быть в пределах норм, которые установлены в соответствии с законодательством. И в частности, вопрос, который был задан, связан с исполнением работником трудовых обязанностей и оговорен в подпункте "и". Компенсация, выплачиваемая организацией своему сотруднику за использование личного транспорта, не будет подлежать обложению страховыми взносами в пределах суммы, которая определена письменным соглашением между организацией и сотрудником. Но тут уже идет ссылка на Трудовой кодекс, статью 188. И еще один момент - обязательное условие, что использование транспорта связано с исполнением сотрудником своих трудовых обязанностей: либо он имеет разъездной характер работы, либо используется в служебных целях. Также следует иметь подтверждение, что используемое имущество является личным имуществом данного сотрудника (технический паспорт на машину). Чтобы обосновать суммы возмещенных расходов, сотрудник должен представить работодателю документы, подтверждающие произведенные им затраты (например, затраты на бензин).

Для того чтобы сумма компенсации не облагалась взносами, необходимо выполнение всех вышеперечисленных условий.

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос: "Облагается ли страховыми взносами оплата работнику дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом с 2011 года?"

Гайдар М.В.: Эта сумма будет облагаться, потому что с 1 января текущего года Федеральным законом от 08.12.2010 № 339-ФЗ внесены изменения в 212-й Закон, которыми расширен объект обложения страховыми взносами. Страховыми взносами облагаются все выплаты, вознаграждения, которые начислены в пользу физического лица, в частности, в рамках трудовых отношений.

В этой связи облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке на основании части 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ как выплаты, производимые работникам в рамках трудовых отношений, суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами (статья 262 Трудового кодекса Российской Федерации).

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос: "Организация применяет общий режим налогообложения. Облагается ли страховыми взносами сумма вознаграждения за проделанную работу по срочному трудовому договору, заключенному на 1 месяц? Каков порядок обложения страховыми взносами выплат по гражданско-правовому договору?"

Гайдар М.В.: На какое время заключен трудовой договор не имеет никакого значения, хоть на день, хоть на месяц, на год. Ведь объектом обложения страховыми взносами признаются все выплаты и вознаграждения, начисляемые плательщиками в пользу своего наемного работника в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг. А срок трудовых отношений здесь не имеет никакого значения.

И на второй вопрос: порядок обложения страховыми взносами выплат по гражданско-правовому договору. Выплаты в рамках трудовых (включая срочный трудовой договор на месяц), гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), являются объектом обложения страховыми взносами. Выплаты по гражданско-правовым договорам, заключенными с индивидуальным предпринимателем, частным нотариусом и адвокатом не включаются в объект обложения, так как данная категория плательщиков самостоятельно уплачивают страховые взносы.

В отношении выплат, производимых по гражданско-правовому договору, необходимо учитывать, что в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона № 212-ФЗ вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, в базу для начисления страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС РФ, не включаются. Таким образом, организации, которые производят выплаты по договорам гражданско-правового характера, начисляют на данные выплаты только страховые взносы, подлежащие уплате в ПФ РФ, ФФОМС РФ, ТФОМС РФ.

Кроме того, в соответствии с пп. "ж" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для организаций все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера.

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос задала Гольцева Юлия Александровна: "Моя семья проживает в дачном товариществе. Мы все имеем постоянную регистрацию по месту проживания. Возможно ли средства материнского капитала направить на улучшение жилищных условий (строительство второго этажа)?"

Абрамкина И.Г.: В соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", средства материнского семейного капитала на основании заявления о распоряжении средств могут направляться на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, которое осуществляется гражданами без привлечения сторонних организаций, осуществляющих это строительство или эту реконструкцию.

При этом одним из необходимых документов, представляемых владельцем государственного сертификата на материнский семейный капитал является копия документа, подтверждающего право собственности лица, которое получило этот сертификат или супруга лица, получившего сертификат, на тот земельный участок, на котором осуществляется строительство объекта, или право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком, или право пожизненного наследуемого владения таким земельным участком, или право аренды такого земельного участка, или право безвозмездного срочного пользования земельным участком, который предназначен для жилищного строительства и на котором осуществляется строительство объекта индивидуального жилищного строительства.

В соответствие с Федеральным законом от 15 апреля 1998 года 66-фз "О садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединениях граждан" дачный участок предоставляется или приобретается гражданами в целях отдыха (с правом возведения жилого строения или без такого права, но, право регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем или хозяйственных строений, сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

Иными словами, дачный участок не может быть предназначен для индивидуального жилищного строительства и, следовательно, средства материнского семейного капитала не могут быть направлены на строительство дачного дома, расположенного на таком участке.

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос был задан Грицкевич Валерией Александровной, г. Краснодар: "Будет ли возможно в государственном пенсионном фонде при преждевременной кончине человека, не дожившего до наступления пенсионного возраста, его родственникам получить компенсацию в виде части накоплений?"

Абрамкина И.Г.: Если такое конечно случится, то правопреемники имеют право на получение накопительной части трудовой пенсии умершего застрахованного лица, которые учтены у него на индивидуальном лицевом счете. Средства выплачиваются в порядке правопреемства в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3.11.2007г. №741. Право на осуществление этих выплат имеют наследники первой и второй очереди. Первая очередь – это супруги, родители, дети - в равных долях каждый имеет право на получение этого капитала. Во вторую очередь имеют право наследования - братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки, но при условии, что отсутствуют правопреемники первой очереди. Здесь порядок обращения за получением средств четко регламентирован 741-м постановлением. Однако, даже при нарушении шестимесячного срока, предусмотренного для обращения, это право может быть восстановлено в судебном порядке.

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос был задан Ермаковой Марией Александровной: "Когда пенсионные отчисления станут делом добровольным?"

Абрамкина И.Г.: Это уже на сегодняшний день регламентировано 56-Федеральным законом от 30.03.2008 г. Программа государственного софинансирования и предполагает формирование своего пенсионного капитала за счет добровольных отчислений. Вступить в Программу можно с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года, и при уплате от двух до двенадцати тысяч рублей в год, можно получить софинансирование со стороны государства в этом же объеме. Предполагается, что срок нахождения в программе может быть до десяти лет с момента внесения первого взноса. Перечислять денежные средства можно удобным для Вас способом: через кредитную организацию разовым платежом один раз в год или несколькими платежами в течение года; через работодателя путем удержания из заработной платы сумму определенных Вами добровольных страховых взносов на накопительную часть будущей трудовой пенсии. Здесь необходимо отметить, что Вы вправе самостоятельно определять и изменять размер этих взносов, а также возобновлять или прекращать выплаты. Мне хотелось бы оставить контактный бесплатный круглосуточный телефон горячей линии: 8-800-505-55-55, по которому Вы можете узнать любой вопрос по этой Программе, а также на сайте Пенсионного фонда www.pfrf.ru.

Гайдар М.В.: Здесь я хочу дополнить коллегу тем, что именно Конституцией (ч.1 ст.39) нам гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае наступления страхового случая, то есть в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, которые установлены законом. Поэтому действующим на сегодняшний день законодательством определено, что социальное обеспечение осуществляется за счет средств, получаемых государством от обязательных отчислений работающего населения, и иного правового механизма для формирования финансового источника указанных социальных выплат в Российской Федерации не определено. А добровольно каждый гражданин может увеличить свой пенсионный капитал, о чем рассказала Инна Григорьевна, вступив в добровольные правоотношения.

Абрамкина И.Г.: Дополнительные правоотношения регламентированы 75-м Федеральным законом о негосударственных Пенсионных фондах, которые призваны для того, чтобы формировать дополнительные негосударственные пенсионные накопления. У каждого негосударственного Пенсионного фонда существует своя программа, и заключив договор о негосударственном пенсионном обеспечении, каждое застрахованное лицо имеет право на формирование дополнительных средств в пенсии.

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос нам задал Иван Александрович, г.Краснодар: "Будут ли пересматриваться тарифы страховых взносов в пенсионный фонд?"

Гайдар М.В.: В настоящее время по поручению Президента РФ Правительством рассматривается на законодательном уровне вопрос о понижении размеров тарифов страховых взносов до уровня не ниже уровня, действовавшего до 2011 года.

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос был задан Воронцовым Андреем Васильевичем: "Какую цель преследовало государство, резко увеличивая тарифы страховых взносов в пенсионный фонд? Достигнуты ли они?"

Гайдар М.В.: Увеличивая тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд государство преследовало цель повышения размеров социального обеспечения для граждан, получающих гарантированные государством социальные выплаты до уровня, не ниже МРОТ. Кроме того, размер страхового обеспечения (пенсии, пособия), начиная с 2010 года, значительно вырос. Следовательно, можно сказать, что цель достигнута.

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос поступил от главного бухгалтера общества с ограниченной ответственностью "Электроавтомат": "Какие изменения в законодательстве по страховым взносам ожидаются по УСН и ЕНВД с 01.01.12г. по индивидуальным предпринимателям без учета сотрудников?"

Гайдар М.В.: По поручению Президента Правительством рассматривается на законодательном уровне вопрос о понижении размеров тарифов страховых взносов. До какого уровня, пока сказать сложно.

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос от главного специалиста отдела внутрибанковского и налогового учета ОАО АБ "КУБАНЬБАНК". Состоит он из нескольких подвопросов. Первый: "У нас работает сотрудник, нерезидент, статус временно пребывающий (гражданин Узбекистана). Должны ли мы оформлять страховое пенсионное свидетельство и уплачивать страховые взносы?"

Абрамкина И.Г.: Действия в рамках пенсионного страхования работников – это и оформление страхового свидетельства, и предоставление сведений индивидуального персонифицированного учета, работодатель должен осуществлять только в отношении иностранных граждан, имеющих вид на жительство, то есть статуса временного пребывания недостаточно.

Гайдар М.В.: Уплату за таких сотрудников организация не должна осуществлять в соответствие с пунктом 1 статьи 9 Закона 212-ФЗ. Не подлежат обложению страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым и гражданско-правовым договорам в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства временно пребывающих на территории Российской Федерации.

Ведущая: Спасибо. Следующая ситуация: "У нас есть сотрудник-инвалид, его заработок превышает 463 тыс. руб. Начисляются ли страховые взносы свыше этой суммы?"

Гайдар М.В.: Статьей 8 Закона 212-ФЗ определено, что есть предельная база, после которой, если вознаграждение работника достигает этой суммы, страховые взносы далее не начисляются. В 2010 году такая предельная облагаемая база была определена в размере 415 тысяч рублей. Свыше нее страховые взносы не начислялись. В соответствии с ч.5 ст.8 Закона 212-ФЗ предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. Размер указанной предельной величины базы для начисления страховых взносов определяется и устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2010 года № 933 установлено, что база для начисления страховых взносов с учетом ее индексации составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 463 000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2011 года. Данная сумма одинакова для всех категорий работников и свыше нее страховые взносы не начисляются.

Ведущая: Спасибо. Третий вопрос касается заполнения форм отчетности: "В отчете РСВ-1 объясните, пожалуйста, правила округления строки 140 и строки 144. Почему они могут отличаться на 1 руб.?"

Гайдар М.В.: Пункт 7 статьи 15 Закона 212-ФЗ гласит, что сумма страховых взносов, подлежащая перечислению во внебюджетные фонды определяется в полных рублях. Сумма страховых взносов менее 50 копеек отбрасывается, сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля. Таким образом, если эти нормы закона будут выполняться, то округление при заполнении данных строк отчета абсолютно не потребуется. Проблема заключается в том, что плательщики, нарушая законодательство, делают перечисления в рублях с копейками.

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос: "Какой новый отчет по доходам сотрудников за 2009г., 2010 г. предстоит сдавать? Есть ли по нему информация?"

Гайдар М.В.: Вы знаете, этот вопрос не по адресу. В Пенсионный фонд отчеты по доходам не предоставляются.

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос "Какие проверки планирует проводить Пенсионный фонд?" Подобный вопрос уже звучал сегодня.

Гайдар М.В.: Да, там вопрос у нас был по критериям отбора для проведения выездной проверки. Этот вопрос о видах проводимых органами ПФР проверок. Законом 212-м предусмотрено, что территориальные органы Пенсионного фонда проводят камеральные и выездные проверки. Целью камеральных и выездных проверок является контроль за соблюдением плательщиками страховых взносов законодательства об обязательном социальном страховании в правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты. Для проведения камеральной проверки органом Пенсионного фонда не требуется никакого специального решения руководителя. Камеральная проверка проводится при представлении плательщиком отчета. Выездная проверка проводится на основании решения руководителя. Она должна быть обязательно запланирована, как я уже говорила, совместно с Фондом социального страхования. То есть это то, что предусмотрено в рамках закона. Кроме того, может быть проведена выездная проверка по поручению органа исполнительной власти вне утвержденного этого плана-графика. Такие проверки могут проводится по поручению органов прокуратуры, органов МВД.

Органы контроля за уплатой страховых взносов вправе проводить проверки банков в целях контроля за выполнением ими обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п.4 ст.33 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ).

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос звучит так: "Организация сдала персонифицированный отчет за 2-е полугодие 2010 г. в срок 15.02.2011года. Пришел протокол, что отчет принят. А в июне 2011 года вдруг поступает информация (устно по телефону) о том, что надо пересдать (исходные данные, не корректировка) персонифицированный отчет за 2 полугодие 2010 года, потому что в графе "уплачен" не идут суммы по нескольким людям за год при суммировании графы "уплачено" за 1-е полугодие и за 2-е полугодие 2010 года. При этом предусмотрено наказание за несвоевременную сдачу отчетности. Правомерно ли предъявленное в устной форме требование сдать отчет без письменного уведомления? Чем чревато невыполнение данного требования?"

Абрамкина И.Г.: Если Вы получили положительный протокол о сдаче отчета, это не значит, что при условии его обработки не могут быть обнаружены дополнительные ошибки. Специалисты Пенсионного фонда имеют право уведомить страхователя как в устной форме, так и по телефону о предоставлении уточняющей информации, потому что мы находимся в режиме жестких графиков, и в целях сокращения сроков специалисты могут обратиться к Вам даже по телефону. А в Ваших интересах эту информацию скорейшим образом исправить и предоставить точную информацию, потому что в случае ее неисправления, пенсионные интересы Ваших сотрудников будут нарушены, и деньги не будут разнесены по лицевым счетам застрахованных лиц до 1 июля. Наказания за несвоевременную сдачу отчета, если он был первично принят, не предусматривается.

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос был задан индивидуальным предпринимателем: "С 1 июня 2011 года увеличился МРОТ 4611 руб. Сколько теперь будет платить предприниматель, не имеющих наемных работников, страховых взносов, исходя из стоимости страхового года?"

Гайдар М.В.: В 2011 году для индивидуального предпринимателя даже с увеличением МРОТ с 1 июня ничего не изменяется. Опять же делаю ссылку на Закон 212-ФЗ, часть 2 статьи 13 которого гласит, что стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз. На начало финансового года МРОТ был установлен 4330 рублей и, исходя из этого сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащая уплате в 2011 году, как была 13 509 рублей 60 копеек, так и остается. При этом граждане – индивидуальные предприниматели, 1966 года рождения и старше уплачивают только на страховую часть, а у граждан 1967 года рождения и моложе сумма страховых 13 509 рублей 60 копеек делится на две части: на страховую и накопительную. На страховую часть за 2011 год необходимо уплатить 10 392 рубля, на накопительную - 3 117 рублей 60 копеек.

Индивидуальные предприниматели уплачивают также взносы и на обязательное медицинское страхование. В 2011 году в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования уплачивается сумма 1610 рублей 76 копеек, в территориальный фонд медицинского страхования 1039 рублей 20 копеек.

Ведущая: Благодарю. Следующий вопрос был задан бухгалтерией администрации Тихорецкого городского поселения: "В 2011 году в Управляющую компанию начали передавать накопительную часть. За какой период это необходимо сделать? Где можно увидеть перечень Управляющих компаний?"

Абрамкина И.Г.: По первому вопросу - он не совсем корректно задан. Но я попробую ответить с нескольких сторон, возможно задающий увидит ответ на свой вопрос. В соответствии с 111-ФЗ, средства пенсионных накоплений граждан из ПФР в Управляющие компании передаются ежегодно, не позднее 31 марта. В соответствии с 56-ФЗ добровольные средства граждан, вступивших в Программу государственного софинансирования (мы уже говорили об этой программе), передаются ежеквартально.

Если предусматривалось в этом вопросе, как гражданин может распорядиться своей накопительной частью и с какой периодичностью он может подавать заявления на перевод средств из различных компаний, здесь я поясню, что в соответствии с 111-ФЗ каждый гражданин вправе ежегодно менять свое волеизъявление и подавать следующие виды заявлений: он может перейти из Пенсионного фонда Российской Федерации в любую Управляющую компанию, которых на сегодняшний день 54; отказаться от формирования накопительной части через Пенсионный фонд Российской Федерации и выбрать негосударственный Пенсионный фонд (в настоящее время их 118). Но при этом гражданин должен заключить договор с выбранным НПФ. Кроме того, если он неудовлетворен деятельностью какой-то из Управляющих компаний, он может сменить эту компанию и перейти в другую, вернуться в Пенсионный фонд Российской Федерации или поменять негосударственный Пенсионный фонд. Все это гражданин вправе делать с 1 января по 31 декабря текущего года. Но обращаю внимание, что если в течение года происходит подача нескольких заявлений различного характера, то окончательный выбор будет сделан Пенсионным фондом на основании последнего по дате заявления. И на второй вопрос, где можно увидеть перечень Управляющих компаний? Перечень Управляющих компаний всегда размещается на стендах в территориальных управлениях Пенсионного фонда, также в организациях-трансферагентах, с которыми Пенсионный фонд заключает соглашения о взаимном удостоверении подписей, а также на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации www.pfrf.ru.

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос был задан Еленой Николаевной ЗАО "Статус-Аудит": "Сельхозпроизводители реализуют своим работникам в счет заработной платы свою продукцию по сниженным ценам - льготная продажа (цена ниже рыночной). Следует ли начислять страховые взносы на разницу между рыночной ценой и продажной ценой своим работникам?"

Гайдар М.В.: Здесь надо сказать, что при расчете базы для начисления страховых взносов на выплаты и иные вознаграждения, которые производятся в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), стоимость этих товаров (работ, услуг) учитывается на день их выплаты исходя из цен, которые стороны оговорили в договоре между собой. Но при этом, надо конечно отметить, что при государственном регулировании цен на какие-либо виды товаров цена определяется, исходя из государственных регулируемых розничных цен. И при этом надо не забыть, что в стоимость таких товаров будет включаться соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов. Таким образом, база для уплаты страховых взносов в данном случае будет формироваться из расчета льготной стоимости продукции, реализованной работодателем своим работникам. Разница между рыночной ценой и продажной ценой для работников обложению не подлежит.

Ведущая: Следующий вопрос: "При реализации зерна по льготной цене, количество подлежащее реализации по льготной цене зерна считается за отработанное в колхозе время (за год). Следует ли начислять страховые взносы на разницу?"

Гайдар М.В.: Здесь наверно, вопрос задается в том плане, что рассматривается уже не выдача заработной платы в натуральной форме, а имеет место купля-продажа. То есть реализация зерна идет по льготной цене и эта цена зависит от того, сколько работник отработал или не отработал. Так вот, объектом обложения страховыми взносами являются выплаты в виде вознаграждения в рамках трудовых отношений. Здесь это не усматривается. По какой цене зерно реализовано своим работникам к начислению страховых взносов и к заработной плате не имеет никакого отношения. Страховые взносы не начисляются.

Ведущая: Спасибо и следующий вопрос: "Содержание детей в детском дошкольном учреждении, когда оплата для работников ниже, чем не для работников. Начисляются ли страховые взносы на разницу оплаты за детсад?"

Гайдар М.В.: Опять же повторюсь, что объектом обложения страховыми взносами являются выплаты в рамках трудовых отношений, тут из данного вопроса, мы видим, что оплату за содержание ребенка в детском дошкольном учреждении вносит непосредственно работник, а не работодатель. Оплата за содержание детей в детском дошкольном учреждении родителями не является выплатами в рамках трудовых отношений, гражданско-правовых договоров. Поэтому они не будут являться объектом обложения страховыми взносами в полном объеме. Страховые взносы на разницу оплаты за содержание ребенка в детском саду не начисляются.

Ведущая: Это был заключительный вопрос. Позвольте поблагодарить вас за содержательные интересные ответы. Спасибо.

Гайдар М.В.: Спасибо.

Абрамкина И.Г.: Спасибо.