Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2025 г. N 24-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 151 и статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан А.Г. Байгускаровой и М.Г. Мухаметчина"
КС допустил взыскание компенсации морального вреда с наследников совершившего преступление лица, чье дело прекращено в связи с его смертью.
Гражданин убил жену, до суда и приговора не дожил. Дети погибшей потребовали компенсацию морального вреда от его наследников. В иске было отказано, так как сами ответчики не причиняли морального вреда, а компенсация не была взыскана при жизни обвиняемого.
Потерпевшие обратились в Конституционный Суд РФ.
Суды по-разному применяют оспариваемые нормы. Одни связывают моральный вред с личностью наследодателя, что исключает возложение этого обязательства на его наследников, другие не видят препятствий для взыскания с них компенсации.
Оспариваемые нормы не противоречат Конституции. Они не запрещают взыскивать с наследников компенсацию морального вреда в пределах стоимости наследства, независимо от наличия на момент смерти причинителя вреда вступившего в силу судебного акта о выплате компенсации. Иной подход снижал бы правовую защищенность потерпевших, что не отвечало бы требованиям справедливости.
Дело заявителей подлежит пересмотру.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2025 г. N 1 "О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2013 года N 41 "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий"
Пленум ВС призвал суды во всех случаях рассматривать возможность избрания более мягкой меры пресечения.
Пленум Верховного Суда РФ обновил прежние разъяснения о применении судами меры пресечения.
Заключение под стражу подозреваемого или обвиняемого возможно лишь по преступлениям, за которые может быть назначено лишение свободы.
По преступлениям небольшой тяжести такая мера избирается только в исключительных случаях и при условии, что гражданином нарушена ранее избранная мера пресечения либо он скрылся от следствия или от суда.
По преступлениям средней тяжести без насилия или угрозы его применения к вышеназванным условиям добавляется отсутствие места жительства/пребывания гражданина в России, неустановление его личности. При этом отсутствие места жительства/пребывания, регистрации или документов, удостоверяющих личность, само по себе без иных оснований недостаточно для ареста.
В отношении обвиняемых в экономических преступлениях суды обязаны рассматривать возможность применения меры пресечения, которая позволит продолжить предпринимательскую деятельность.
Разъяснены вопросы избрания меры пресечения при участии гражданина в судебном заседании посредством видео-конференц-связи.
Во всех случаях судам следует обсуждать возможность применения более мягкой меры пресечения.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2025 г. N 2 "О внесении изменений в отдельные постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам"
Пленум ВС обновил разъяснения по вопросам выдачи преступников другим государствам и по поводу изменения территориальной подсудности уголовного дела.
В разъяснениях о выдаче преступников исключено упоминание о Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В некоторых пунктах она заменена Конвенцией СНГ о правах и основных свободах человека. Разъяснения дополнены ссылками на Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.
Не являются основанием для отказа в передаче лица иностранному государству отсутствие в нем вида исправительного учреждения, назначенного приговором российского суда, различия в правилах зачета срока меры пресечения в срок наказания.
Судам рекомендуется с учетом международных договоров РФ в сфере консульских сношений в качестве дополнительной гарантии прав осужденного рассматривать вопрос об уведомлении о рассмотрении материалов о его передаче для отбывания наказания в соответствующее консульское учреждение этого государства.
Дополнены разъяснения норм о подсудности уголовного дела.
Принятие судом решения об изменении территориальной подсудности разрешено обжаловать в апелляции до вынесения итогового решения по делу. При этом отказ суда в изменении подсудности считается промежуточным и не подлежащим самостоятельному обжалованию.
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2025 г. N 702 "Об утверждении Правил проверки соответствия пользователей государственной информационной системы, определенной в соответствии с частью 2 статьи 131 Федерального закона "О персональных данных", требованиям, указанным в части 7 статьи 131 Федерального закона "О персональных данных"
Утвержден порядок проверки пользователей госинформсистемы обезличенных данных.
С 1 сентября 2025 г. передача обезличенных персональных данных будет осуществляться операторами по требованию Минцифры в госинформсистему Министерства, которую определит Правительство.
Правительство по согласованию с ФСБ утвердило правила проверки соответствия пользователей указанной госинформсистемы требованиям Закона о персональных данных в целях предоставления доступа к ней. Проверку будет проводить Минцифры на основании запроса заявителя, который можно подать лично, направить по почте или через Единый портал. Определено содержание такого запроса для граждан и организаций. Срок его рассмотрения и проверки заявителя - не более 15 рабочих дней со дня получения. Проверка включает анализ возможной причастности пользователей к экстремистской деятельности или терроризму.
В случае соответствия заявителя установленным требованиям ему направят уведомление об этом, в ином случае - мотивированный отказ.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2025 г.
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 апреля 2025 г. N 215н "Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи"
Обновлены правила прикрепления к поликлинике за пределами региона проживания гражданина.
С 1 сентября 2025 г. сроком на 6 лет вводится новый порядок выбора гражданином медорганизации (кроме случаев оказания скорой медпомощи) за пределами региона, где он проживает и (или) получил полис ОМС, при предоставлении ему медпомощи в рамках программы госгарантий бесплатного оказания таковой.
Заявление о выборе медорганизации можно подать и через Госуслуги. Уточнено, какие данные указываются в нем.
Поликлинику можно выбирать из числа учреждений, участвующих в реализации территориальной программы госгарантий бесплатного оказания медпомощи, в т. ч. по территориально-участковому принципу.
Зарегистрировано в Минюсте России 27 мая 2025 г. Регистрационный № 82352.
Информационное письмо Банка России от 28 мая 2025 г. N ИН-018-52/86 "Информационное письмо Банка России о совершении операций с отдельными финансовыми инструментами и цифровыми финансовыми активами"
Банк России разрешил предлагать квалифицированным инвесторам финансовые инструменты с привязкой к цифровым валютам.
Финансовые организации могут предлагать только квалифицированным инвесторам производные финансовые инструменты, ценные бумаги и цифровые финансовые активы, доходность которых привязана к цифровой валюте.
Информационное письмо Банка России от 28 мая 2025 г. N ИН-03-23/87 "Информационное письмо Банка России в отношении операций кредитных организаций с цифровыми валютами и финансовыми инструментами, зависящими от цен (курсов) цифровых валют"
Об ограничениях для банков по операциям с цифровыми валютами.
Сообщается, что ЦБ планирует установить отдельные требования для расчета собственных средств и обязательных нормативов банков в отношении операций с цифровыми валютами и финансовыми инструментами, которые зависят от курсов таких валют.
До издания соответствующего акта банкам рекомендуется предусмотреть полное покрытие вложений в цифровые валюты собственными средствами и установить лимит по таким вложениям на консервативном уровне (например, не более 1% от собственных средств).