+7 495 134-28-57

Может ли аудит защитить бизнес и руководство компании?

17 июня 2022

Может ли аудит защитить бизнес и руководство компании?

Маргарита Дружинина
Маргарита Дружинина

Управляющий партнер АКГ «Правовест Аудит», WiseAdvice Consulting Group

17 июня 2022

Ответ на этот вопрос у каждого свой. Он зависит от того, какой аудит вы проводите (или НЕ проводите) и в какой компании. Давайте разберемся, когда обязательный или инициативный аудит лишь констатация достоверности бухгалтерской отчетности, а когда — это инструмент контроля финансовых и налоговых рисков, который может принести дополнительные выгоды бизнесу и защиту руководству компании.

От чего защищать или что угрожает бизнесу и руководству?

В первую очередь — это налоговые риски, влекущие за собой не только финансовые проблемы компании в виде солидных сумм доначислений налогов, пени и штрафов, но и личные — в виде субсидиарной ответственности за налоговые долги бизнеса, уголовной ответственности за неуплату налогов.

Конечно, в зоне особого риска «оптимизаторы», которые используют в работе всевозможные схемы минимизации налогового бремени. Стремление сэкономить «здесь и сейчас» без учета указанных последствий зачастую приводит к потерям, превышающим «экономию», а иногда и к банкротству компании. Так, например, игры с налогами привели к доначислениям почти 2 млрд руб., банкротству компании и субсидиарной ответственности нескольких руководителей, возглавлявших ее в разные периоды. Теперь именно они будут гасить этот немалый долг бюджету (Постановление АС МО от 51.07.2021 года по делу № А40-92521/16 (отказное Определение ВС РФ от 22.10.2021 № 305-ЭС21-18513). А можно еще получить и реальный срок лишения свободы (например, Апелляционное определение суда Ростовского областного суда от 02.03.2020 по делу № 22-616/2020, Постановление Президиума Тульского областного суда от 25.06.2019 по делу № 44у-57/2019, Определение ВС ЧР по делу № 1-385/2020).

Применение налоговых схем неминуемо приводит к повышенному интересу налоговых органов и сулит как минимум встречу с руководством инспекции, где обязательно будут побуждать к добровольной доплате причитающихся налогов, а как максимум — выездную налоговую проверку с доначислениями в несколько десятков-сотен млн руб. в бюджет. Кстати, о «среднем чеке» на 1 выездную проверку организаций, суммы продолжают расти (официальная статистика — отчет ф.2-НК):

Если компания-должник не в состоянии погасить налоговый долг, налоговый орган взыщет его с контролирующих должника лиц (КДЛ) (ст. 61.11-61.14 Федерального закона от 26.10.2002 года 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

К сведению! КДЛ могут быть признаны не только действующие руководители и учредители, но и иные лица, имеющие возможность опосредованно влиять на решения должника (например, члены совета директоров, бывшие руководители/учредители, бухгалтеры и пр.).

Так, в части долгов перед бюджетом субсидиарная ответственность руководителя может наступить за принятие деловых решений, идущих вразрез с нормами налогового законодательства, которые привели к искажению налоговых обязательств и неуплате налога. Например, нарушения положений ст. 54.1 НК РФ путем (с учетом письма ФНС от 10.03.2021 года №БВ-4-7/3060@):

  • создания различных схем с использованием «технических» компаний (созданных для формального документооборота, которые не ведут реальную предпринимательскую деятельность, фактически сделка исполняется иным лицом);
  • формального дробления бизнеса с целью сохранения спецрежима (УСН), снижения налоговых обязательств при применении ОСН;
  • притворных сделок, существующих только на бумаге и прикрывающих истинные сделки (менее выгодные с налоговой точки зрения) и пр.

Также применение налоговых схем или «просто» неуплата налогов из-за незнания законодательства чревато для руководителя компании риском привлечения его к материальной ответственности собственниками компаний (учредителями, акционерами). Уже есть масса судебных примеров, когда руководителям пришлось возместить собственникам убытки в виде налоговых доначислений, пени, штрафов (Постановления КС РФ от 08.12.2017 года № 39-П, п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 года № 62, Определение ВС РФ от 11.05.2018 года № А43-15211/2014, Постановление АС Волго-Вятского округа от 28.05.2020 года по делу № А29-7590/2019 (отказное определение ВС РФ от 14.09.2020 года № 301-ЭС20-12245). Причем даже если инициатором внедрения схем экономии на налогах был сам собственник. Например, учредитель успешно взыскал с гендиректора в судебном порядке убытки в виде налоговых доначислений в размере почти 44 млн руб. (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 20.08.2021 года по делу № А70-13656/2019).

Что касается бухгалтеров компаний, то и их нередко вместе с руководителями привлекают к субсидиарной и уголовной ответственности за долги перед бюджетом. Так, например, основанием для «субсидиарки» главбуха могут стать факты наличия полномочий контролирующего должника лица (КДЛ), умышленного не отражения в бухучете или отчетности информации о сделках, искажении отчетности с целью сокрытия доходов, снижения налогооблагаемой базы, участие в выводе активов и пр. (Определение ВС РФ от 27.11.2019 года № 305-ЭС19-21244 по делу № А40-161770/2014).

К уголовной ответственности бухгалтера может привести даже ошибка в неправильном определении режима налогообложения (ч.1 ст.199 УК РФ). На практике такое уголовное дело прекратили по нереабилитирующим основаниям - по амнистии (п.3 ч.1 ст.27 УПК РФ), т.е. фактически вина бухгалтера в неуплате налогов осталась признанной (пп.14 п.1 ст.31 НК РФ, ст.ст.124, 1064 ГК РФ, ст.ст.131-132 ГПК РФ) Налоговые органы пытались взыскать с него ущерб в размере доначисленных налогов — 2,8 млн руб. и «субсидиарку» - почти 23 млн руб. (Определение АС Свердловской области от 20.05.2021 года по делу № А60-59392/2016). В итоге эта история закончилась для бухгалтера почти удачно, в отличии от руководителя компании, который этот долг будет гасить из своих средств. Подробнее об ответственности бухгалтера >>

Мораль вышеизложенного такова: руководитель компании и бухгалтер являются весьма уязвимыми в части налогов и связанных с ними рисков.

Практика показывает, что руководитель не всегда осознает уровень налоговых рисков. На первом месте, конечно, бизнес-процесс. А осторожные предупреждения главбуха о том, что «так нельзя делать», вызывают раздражение — своими опасениями бухгалтерия мешает получать прибыль. Жаль, что бухгалтер в большинстве таких случаев оказывается прав...

Кстати, налоговые риски есть не только при применении схем. Под доначисления могут поспасть и благонадежные налогоплательщики, если, например, по неосторожности заключили сделку с «нехорошим» контрагентом, который не заплатил налоги, не имел ресурсов для исполнения договоров. Например, такая ситуация возможна, если компания по просьбе поставщика-производителя заключила договор с «его компанией», которая оказалась технической, а должная осмотрительность проявлена не была — доверились надежному поставщику. Товар действительно был поставлен, т.е. сделка реальна, но она не могла быть осуществлена заявленным контрагентом в силу отсутствия материальных и трудовых ресурсов, поэтому налоговые риски в такой ситуации весьма существенны (отказ и вычетах по НДС, определение сумм расходов расчетным способом, пени и штраф). Поэтому контрагента «по рекомендации» тоже важно проверять, проявляя должную степень коммерческой осмотрительности чтобы можно было отбить претензии инспекции (Письмо ФНС от 10.03.2021 года № БВ-4-7/3060).

Кроме того, к повышенному вниманию налоговой инспекции приводит применение льгот и законных преференций, установленных НК РФ: льготные ставки по налогам, применение «амортизационных» премий, возмещение НДС и т.п. Но чтобы сэкономить для компании деньги бухгалтер должен быть уверен в безупречности налогового учета. Довольно часто даже самому профессиональному бухгалтеру нужна поддержка. Как это не странно, но у компании может быть и риск «ПЕРЕПЛАТЫ налогов», т.е. нерациональное их исчисление. Устранение этого риска даст дополнительную экономию оборотных средств, в т.ч. по привлеченным кредитам.

Как защитить бизнес и руководство от риска доначисления налогов, а значит от субсидиарной, материальной и уголовной ответственности и получить дополнительные резервы экономии?

Аудит с «подсказками» в моменте, защита от ИФНС и страховка на 3 года

Узнать цену за 1 мин
Виктория Варламова
Руководитель отдела консалтинга Советник налоговой службы II ранга
Варламова

Защити себя сам

Это первично. Для этого необходимо:

1) Не применять налоговых схем;

2) Организовать проверку контрагентов;

3) Минимизировать риск назначения выездных налоговых проверок, не нарушая 12 критериев отбора на выездные проверки (средний уровень рентабельности, налоговой нагрузки и зарплаты по отрасли, отсутствие убытков, оптимальный уровень вычетов НДС и т.п.); Подробнее о 12 критериях>>

Обратите внимание, «антисанкционный» мораторий на выездные проверки НЕ касается налоговых проверок. Исключения составляют лишь IT-компании. Их освободили от выездных налоговых проверок на 3 года (за некоторым исключением), при этом камеральные проверки не отменены. Поэтому надеяться на ослабление налогового контроля напрасно. Бюджету нужны деньги...

Мнение эксперта.

Вадим Чимидов, Советник государственной гражданской службы РФ II класса, руководитель направления налоговой практики и арбитражных споров «Правовест Аудит»:

«Несмотря на принимаемые государством меры экономической поддержки бизнеса, нет оснований считать, что налоговый контроль ослабевает. И даже мораторий на выездные проверки аккредитованных IT-компаний дает законное основание налоговым органам истребовать подтверждающие льготы документы в формате камерального контроля. В текущей ситуации выявление налоговых рисков, их предупреждение и минимизация не только сохраняют свою актуальность, но и приобретают для налогоплательщиков большую значимость, особенно при усложнении моделей хозяйствования (трансграничные операции и т.п.)».

4) Организовать внутренний контроль и соблюдать его правила (правила документооборота, проведение инвентаризации и др.);

5) Проверять квалификацию сотрудников финансовой службы. Особенно это важно, если бизнес растет, а у вас прежние бухгалтеры.

Хорошо, если у компании есть отдел внутреннего аудита, который может своевременно проконтролировать выполнение вышеперечисленных правил, в т.ч. сообщит бухгалтерии о нюансах применения изменений налогового законодательства, проконсультирует по льготам или налоговым последствиям предстоящей сделки. Но даже он не несет финансовой ответственности за необнаруженные ошибки, если налоговый орган доначислит налоги.

Как же предотвратить налоговые риски и возможные финансовые потери, чтобы руководство и собственники компании «спали спокойно», уплатив положенные налоги, но не переплачивая их, из-за боязни споров с налоговым инспектором?

Помогаем не ошибаться и защищаем от ИФНС:

приходите на наши вебинары и круглые столы

Записаться
Вадим Чимидов
Руководитель направления налоговой практики и споров
Чимидов

Аудит аудиту — рознь

Многие компании, которые проводят обязательный или инициативный аудит, считают, что аудит минимизирует все налоговые риски и этого достаточно для спокойствия бизнеса. Действительно ли это так? Взгляд и контроль сторонних специалистов: аудиторов, налоговых консультантов и юристов не будет лишним. Аудит – это всегда дополнительный контроль, а значит и порядок в учете и отчетности.

Но это не совсем так. Аудит аудиту - рознь…

Если компания проводит классический финансовый аудит, то необходимо понимать, что аудиторское заключение подтверждает ТОЛЬКО достоверность БУХГАЛТЕРСКОЙ (финансовой) отчетности. Причем на достоверность влияют только существенные ошибки. А налоговый учет проверяют с учетом того, как существенные ошибки в исчислении налогов могут отразиться на бухгалтерской отчетности. Причем уровень существенности в каждой компании для каждого клиента рассчитывается индивидуально. Например, неуплата налога в 6 млн руб. может быть несущественной ошибкой для крупной компании, и ее аудиторы могут не заметить. Но если при доначислении этой суммы налоговым органом собственники бизнеса взыщут нанесенный им ущерб в виде штрафа (20%) и пени с руководителя, в нашем примере, штраф составит 1 млн 200 тыс. руб., а это для «личного кармана» топ-менеджера ощутимый урон.

Кроме того, при классическом финансовом аудите небольшая выборка первичных документов. А довольно часто, отсутствие первичных документов, в т.ч. внутренних или их некорректное заполнение являются основанием для доначисления налога на прибыль. Кроме того, при небольшой выборке первичных и юридически значимых документов, в т.ч. договоров, нельзя исключить риски финансовых злоупотреблений должностных лиц. В нашей практике немало случаев, когда сотрудники компании заключали договоры со «своими» компаниями по завышенным ценам или просто выводили деньги под несуществующие услуги. Так, собственник бизнеса, обеспокоенный ухудшением финансового состояния компании обратился к нам, чтобы найти «слабое звено», которое приводит к финансовым потерям. В ходе проверки было установлено, что на предприятии не проводилась инвентаризация, не было в наличии оригиналов многих документов, отсутствовали документы, подтверждающие передачу продукции на ответственное хранение, расходы компании осуществлялись без предоставления каких - либо подтверждающих чеков и накладных, значительные суммы кредиторской задолженности отражались в отчетности без документального подтверждения. В итоге сумма документально неподтвержденных расходов составила более 500 млн руб. - такие финансовые риски могли серьезно отразится на бизнесе, вплоть до прекращения его существования. Собственнику был представлен подробный отчет о состоянии дел в его компании, что позволило вовремя принять ряд решений - заменить руководство и взыскать с бывшего генерального директора материальный ущерб.

В другой истории по результатам проведённого аудита были выявлены серьезные масштабы недобросовестных действий руководителя, который «уводил» выручку из компании. Оформив на себя юридическое лицо, он выкупал 70% импортируемой продукции с минимальной наценкой, в результате чего был причинен ущерб аудируемой компании в размере 80 млн руб. Эти деньги бывшему руководителю теперь придется вернуть.

Поэтому если ограничиваться формальным финансовым аудитом – польза будет, но налоговые риски и другие несущественные для отчетности, но значимые для руководства компании риски под контроль взять не удастся.

Чтобы получить максимальную пользу от аудита, тем более, если эта процедура для вас обязательна, необходимо дополнить задание на аудит углубленной проверкой налогового учета и отчетности, анализом возможных способов оптимизации налоговых платежей и получить от аудиторской компании подтвержденные расширенные гарантии на компенсацию действительного ущерба в случае необнаружения ошибок (ВСЕХ, а не только существенных!).

Мнение эксперта

Ольга Легонькова, директор по развитию, методолог компании «Правовест Аудит», аттестованный аудитор, диплом АССА по международной финансовой отчетности DipIFR:

«Сейчас наиболее востребован и популярен аудит с налоговым уклоном, который не только оценит профессиональным взглядом бухгалтерский учет и отчетность компании, но и налоговый учет, выявит налоговые риски и финансовые резервы, о которых, возможно, вы не подозревали. Такой вид аудита у нас именуется комплексным аудитом или системным комплексным аудитом. По итогам аудита компания получает не только аудиторское заключение, но и оцифрованные налоговые риски и резервы. Эта информация позволяет принимать правильные управленческие решения, в т.ч. по снижению-нивелированию рисков.

У такого аудита есть и еще один неоспоримый «плюс» - проверка проводится в несколько этапов, что обеспечивает верное применение законодательства в течение года, избегая ошибок, уточненной отчетности и внимания налоговых органов». Подробнее о поэтапном аудите >>

НАЧАТЬ АУДИТ СЕЙЧАС

Сразу получить помощь аудиторов, в т.ч. по новым ФСБУ, выявить налоговые риски и ошибки до сдачи отчетности

Узнать цену аудита
Наталья Игуш
Генеральный директор
Игуш

Но при поиске идеального варианта аудита с «налоговым уклоном» важно обращать повышенное внимание на условия договора с аудиторской компанией для оценки степени защиты клиента от возможных финансовых потерь.

Важно понимать, за что именно отвечают аудиторы, и в каком размере определена их ответственность.

Аудиторская компания не обязана страховать свою профессиональную ответственность, это ее право (подп. 4.1. п. 1 ст. 13 № 307-ФЗ).

Для осуществления аудиторской деятельности компания обязана быть членом саморегулируемой организации аудиторов (СРО) (п.2. ст.3 Федерального закона от 30.12.08 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности») и в общих случаях по норме закона выплаты по обязательствам членов СРО, возникшим в результате причинения ими вреда осуществляется из компенсационного фонда СРО, создание которого обязательно (п. 3 ч. 3 ст. 17, ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Следует отметить, что на практике конструкция обеспечения ответственности профессиональной деятельности в виде выплат из компенсационных фондов СРО практически не работает, т.к. для осуществления выплат необходимо решение суда о применении к субъекту такой деятельности ответственности в виде взыскания убытков. Например, к субъектам аудиторской деятельности такое решение получить проблематично, т.к. сложно доказать противоправность действий аудитора в силу выборочности проверки документов, а также причинно-следственную связь между качеством аудиторской проверки и санкциями налогового органа. При этом противоправность действий и причинно-следственная связь между действиями и причиненными убытками являются необходимыми условиями для взыскания убытков.

Следовательно, наличие страхования профессиональной деятельности у аудиторской компании не только свидетельствует о том, что компания трепетно относится к своей репутации и настроена на долгосрочное сотрудничество с клиентами, но и дает реальную возможность возмещения клиентам убытков.

Но не каждая страховка гарантирует выплаты при доначислении налогов. Как правило, аудиторские компании страхуют свою ответственность на сумму, равную стоимости оказанных услуг. Т.е. если аудит обошелся компании в 200 тыс. руб. и заказчику удастся доказать, что аудиторские услуги привели к убыткам, например, в размере штрафов и пени по результатам выездной налоговой проверки в сумме 3 млн руб., максимум, что сможет получить заказчик — сумму, потраченную на некачественный аудит, т.е. 200 тыс. руб.

Кроме того, следует тщательно проанализировать, какие события в соответствии с условиями договора относятся к страховым случаям.

Кстати, при изучении страхового полиса, выданного аудиторской компании, обратите внимание на следующие моменты:

  • какой страховой компанией выдан (прекрасно, если страховщик — известная компания на рынке с хорошей репутацией по выплатам);
  • какова сумма страхового возмещения (чем больше сумма, тем лучше для клиента аудиторской компании);
  • какой срок действия (полис не должен быть просроченным);
  • какой перечень рисков покрывает полис.

Например, ответственность «Правовест Аудит» застрахована в компании «Ингосстрах». Заказчику аудита готовы возместить фактические убытки:

  • штрафы и пени, которые начислила ФНС клиенту (заказчику), если аудиторская компания при проверке налоговой отчетности не указала на имеющиеся нарушения;
  • расходы по получению дубликатов документов, которые были утрачены по вине аудитора.

Мнение эксперта:

Сергей Худяков, Старший юрист по гражданско-правовым и корпоративным спорам компании «Правовест Аудит»

«У нас застрахованы все виды осуществляемой деятельности, включая аудит (обязательный и инициативный), прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги. Имеющаяся расширенная страховка покрывает не только допущенные ошибки и/или упущения, но и выданные рекомендации в рамках договоров с расширенными аудиторскими процедурами, включающие проверку налогов и налоговой отчетности.

Помимо страховки клиентам предоставляются дополнительные гарантии качества услуг по договорам с расширенными аудиторскими процедурами. Такие гарантии заключаются в оказании консультационно-правовой поддержки клиента налоговыми юристами после проведения аудита (подготовка заключений, возражений, представление интересов в налоговом органе) на протяжении 3 лет (срок риска назначения выездной проверки) при проведении налоговой проверки, если аудитор в ходе проверки не обнаружил ошибки, которые привели или могут привести к доначислению налогов, взысканию пеней, штрафов. Такой основательный подход к поддержке клиентов на практике пользуется успехом, его действительно ценят и часто выбирают. Тем более, что на рынке аудиторских услуг — это самый лучший выбор с такими условиями для клиентов».

Аудит — не затраты, а инвестиции с ROI >1000%

Не верите? Cм. кейсы из нашей практики

Читать
Маргарита Дружинина
Управляющий партнер
Дружинина

Рассмотрим отличия классического финансового аудита с «обычными» условиями страхования от системного комплексного аудита в компании «Правовест Аудит» с расширенными гарантиями и страховкой от налоговых претензий.

Скачать Чек-лист

И самое главное — важны не только сами условия страховки, но и то, как она работает на практике.

Мнение эксперта

Наталья Игуш, генеральный директор «Правовест Аудит», аттестованный аудитор

«Часто спрашивают, в чем польза системного комплексного аудита и как расширенное страхование и защита налоговых юристов может им помочь на практике. При проведении такого аудита мы даем страховку по договору с Ингосстрах до 30 млн руб. Это означает, что если к клиенту будут предъявлены претензии налоговых органов по проверенному нами периоду, а клиент соблюдал все наши рекомендации, то мы предоставим юридическую поддержку силами наших налоговых юристов, а если отстоять доначисления не удастся -компания „Ингосстрах“ компенсирует штрафы и пени в рамках этой страховки».

Проведение аудита — это сложная и трудоемкая процедура, требующая высокого уровня профессионализма. Вместе с тем, даже высокий уровень подготовки аудиторов, подтвержденный различными сертификатами, к сожалению, не может гарантировать, безупречность проведения проверки и выявления абсолютно всех возможных нарушений в деятельности проверяемой организации. Как известно, не ошибается тот, кто ничего не делает.

Вынуждены признать, что недавно у компании «Правовест Аудит» произошел страховой случай — выявлена ошибка, допущенная аудитором. Но он показал, что Страховка от налоговых претензий ДЕЙСТВИТЕЛЬНО РАБОТАЕТ!!! Приведем пример, ярко показывающий, как работает страховка и защита налоговых юристов, и как можно быстро и эффективно решить возникшие проблемы с налоговыми органами.

Компанией был выбран комплексный аудит, и именно этот выбор помог компании избежать лишней волокиты и быстро урегулировать конфликт с инспекцией.

Новый главбух компании обнаружил, что при наличии обособленного подразделения в Москве, компания представляла декларации по налогу на прибыль и уплачивала этот налог по месту нахождения головной компании в Московской области без распределения. Такая ситуация грозила приостановкой операций по счетам до уплаты налогов в «обособку», риском начисления пени и штрафов. Выявленную проблему решили оперативно, благодаря слаженной работе аудиторов, налоговых юристов и компании-клиента:

Аудит в 2022 году?

Поможем вам, в т.ч. с новыми ФСБУ!

Узнать цену за 1 минуту
Ольга Легонькова
Директор по развитию, методолог
Легонькова
Занимаем 15 место среди аудиторско-консалтинговых компаний России
Система менеджмента качества соответствует стандарту ISO 9001:2008
Членство в Институте профессиональных бухгалтеров
В составе WiseAdvice Consulting Group

Мнение редакции

Может ли аудит защитить бизнес и руководство компании? Думаем, что теперь ответ очевиден. Главное — выбрать действительно полезный аудит с дополнительной защитой, гарантиями налоговых юристов и расширенной страховкой от налоговых претензий!

Многоканальный
+7 495 134-28-57