Новый Таможенный кодекс - новые принципы таможенного регулирования

  В НОМЕРЕ:

ДИАЛОГ С ВЛАСТЬЮ
Интернет-конференции - информация из первоисточника

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Новации налогового законодательства 2004 года

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Новый Таможенный кодекс - новые принципы таможенного регулирования

ХОРОШИЕ НОВОСТИ
Новинки для бухгалтера и финансиста в системе ГАРАНТ

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Новый Таможенный кодекс -
новые принципы таможенного регулирования

Светлана Романова, компания "Гарант"

Многолетние попытки реформирования таможенного законодательства завершены:

с 1 января 2004 года вступает в силу новый Таможенный кодекс РФ - документ, в котором найден разумный компромисс, сочетающий в себе интересы и бизнес-сообщества, и государства. Потребность в принятии нового Кодекса продиктована практическими проблемами развития экономики и внешней торговли нашей страны. Принятие Кодекса приближает Россию к первой десятке стран с наиболее развитым таможенным законодательством и является важным шагом на пути вступления России во Всемирную Торговую Организацию, поскольку в нем полностью учтены международные принципы и стандарты.

Существенным преимуществом Кодекса 2003 года является его построение по принципу предельно прямого действия, а также прозрачность и упрощение таможенных процедур - ранее существовавшее ведомственное регулирование таможенных отношений уходит в прошлое.

В основу Кодекса заложена абсолютно новая концепция работы таможни. Речь идет о системе анализа и управления рисками. Суть данной системы заключается в переходе от сплошного, тотального контроля товаров, пересекающих границу, к выбору тех целей, которые потенциально могут нанести ущерб государству (контроль будет направлен на наиболее рисковые операции и поставки, где есть повышенное налогообложение, устойчивый характер нарушений, либо создается угроза нарушений других государственных интересов).

Новеллой законодательства является глава Кодекса об участии таможенных органов в защите обладателя исключительных прав (интеллектуальной собственности) и принятии таможенными органами в случае необходимости мер, связанных с приостановлением выпуска таких товаров.

Срок таможенного оформления и выпуска товаров по новому Таможенному кодексу сокращен до 3 дней (ранее - 10 дней). Выпуск товаров исчисляется с момента предоставления таможенной декларации, документов и товаров. Если используется форма предварительного декларирования, которая предоставляется за 15 дней до ввоза, срок исчисляется с момента предоставления товара. Одним из новых моментов является то, что неуплата таможенных платежей не является основанием для отказа принятия таможенной декларации: она может быть принята, причем с расчетом таможенных платежей, без их фактического перевода на счета таможенных органов.

Масштабные изменения с 1 января 2004 года произойдут также в околотаможенной сфере: вместо лицензирования вводится так называемая система реестров, которая будет носить не разрешительный, а более облегченный - заявительный характер.

Много дискуссий вызывает устанавливаемый размер обеспечения уплаты таможенных платежей, которое должна предоставить компания для осуществления деятельности в качестве таможенного брокера, - 50 млн руб. Меняется сама суть института таможенных брокеров: брокер становится как бы налоговым агентом, выступающим поручителем по обеспечению уплаты таможенных платежей. Соответственно, те компании, которые выдержат новые требования и войдут в Реестр таможенных брокеров, станут ответственнее работать на рынке услуг на территории всей страны. Возможность таможенного брокера, включенного в Реестр, осуществлять свою деятельность на территории всей России и заключать договор в любом регионе страны также является нововведением.

В качестве важнейших норм нового Кодекса следует назвать статью 68 "Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для отдельных лиц", которая приближает нашу страну к наиболее цивилизованным формам работы с участниками ВЭД и ориентирована на их работу "в открытую". Так называемые добропорядочные участники ВЭД (требования к таким участникам названы в указанной статье), берут на себя обязательство по предоставлению таможенным органам своей системы учета коммерческой документации, а таможенные органы обязуются выпустить товар до совершения таможенного оформления.

Нельзя не упомянуть и о тех изменениях, которые относятся к ввозу и вывозу товаров и транспортных средств для личного пользования физическими лицами и применению таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров и транспортных средств. С 1 января 2004 года предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, если стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, за исключением транспортных средств, не превышает 65 000 руб. В отношении транспортных средств, а также товаров, стоимость которых превышает 65 000 руб., но не более 650 000 руб., в части такого превышения применяются единые ставки таможенных пошлин и налогов, устанавливаемые Правительством РФ.

Подводя итог, хочется подчеркнуть следующее: на новый Таможенный Кодекс России возлагают много надежд как законодатель, так и простые граждане и предприниматели. Насколько оправдаются эти надежды, во многом зависит от готовности участников ВЭД и таможенников отказаться от старых привычек и "играть по новым правилам". Возможно, в дальнейшем Кодекс потребует доработки и усовершенствования, но в роли арбитра в данном случае может выступать только правоприменительная практика.

предыдущая статья

следующая статья


Грани Гаранта N1 (9), 2004. Учредитель - ООО НПП "Гарант-Сервис".
Главный редактор - Шер Л.Л.
Адрес редакции: 119992, Москва, Воробьевы горы, МГУ.
© ООО НПП "Гарант-Сервис", 2004. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.