Анонсы
Программа повышения квалификации "О контрактной системе в сфере закупок" (44-ФЗ)"

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа повышения квалификации "О корпоративном заказе" (223-ФЗ от 18.07.2011)

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна
Выберите тему программы повышения квалификации для юристов ...

Новости

Опоздание рейсового автобуса не образует составов административных правонарушений

Транспорт
Опоздание рейсового автобуса не образует составов административных правонарушений
© mr_Brightside / Фотобанк Фотодженика

Пассажир, который долго и безрезультатно ждал прибытия рейсового автобуса на остановку общественного транспорта, пожаловался в Роспотребнадзор и потребовал привлечь перевозчика к административной ответственности (Постановление Двадцать первого ААС от 21 марта 2024 г. № 21АП-81/24):

  • за введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги) (ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ), и
  • за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы (ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ).

Роспотребнадзор отказался возбуждать дело, сославшись на мораторий, – проверять перевозчика с взаимодействием с ним по такой жалобе нельзя из-за постановления Правительства РФ № 336 от 10  марта 2022 г., а составлять протокол об АП без такой проверки нельзя из-за ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ.

Обжалование отказа в арбитражном суде ни к каким результатам не привело, – суд счел, что в данном случае не имеется составов указанных нарушений:

  • потребитель потребовал привлечь к ответственности перевозчика за то, что он не выполнил рейс автобуса по маршруту № 21 с отправлением в 7 часов 25 минут, а так же умолчал об этом, не предупредив потребителей о нарушении расписания движения, чем были нарушены права заявителя как потребителя. При этом согласно материалам дела, автобус вышел на линию и сломался;
  • обращаясь в Роспотребнадзор и затем в суд, заявитель полагал, что ситуация, когда общественный транспорт (в данном случае автобус № 21) не выполняет рейс по расписанию (в данном случае автобус отсутствовал на остановочном пункте в 7.25 час.), может являться основанием для возбуждения в отношении перевозчика дел об административном правонарушении, предусмотренных ст. 14.7 и 14.8 КоАП РФ;
  • между тем объектом административных правонарушений, предусмотренных данными статьями, являются общественные отношения в области защиты прав потребителей. В сложившейся правоприменительной практике под обманом потребителя понимается преднамеренное введение его в заблуждение путем ложного заявления, обещания, а также умолчания о фактах, которые могли бы повлиять на совершение сделки. При этом такие действия являются скрытыми, невидимыми для потребителя;
  • общие условия перевозок пассажиров и багажа автобусами определяются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта";
  • согласно чч. 4, 6 ст. 19 Закона № 259-ФЗ перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта; в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров;
  • согласно пп. 3, 4 "Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 октября 2020 г. № 1586, расписание регулярных перевозок определяется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена остановка транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров, при установлении или изменении такого маршрута регулярных перевозок. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта. Пунктом 11 тех же Правил установлены требования к информированию пассажиров о расписании движения общественного транспорта в местах остановки транспортного средства;
  • информирование пассажиров о задержках рейса транспортного средства, в том числе в случае его поломки, законодательством не предусмотрено;
  • таким образом, опоздание либо отсутствие автобуса в установленное графиком его движения время само по себе не может рассматриваться как нарушающее права потребителя на информацию о лице, оказывающем услугу по перевозке, либо о самой услуге, а также свидетельствовать об обмане потребителя;
  • в то же время какие-либо факты, свидетельствующие о представлении гражданину (неопределенному кругу лиц) недостоверной информации о расписании автобуса, выполняющего рейс по маршруту № 21, в сообщении заявителя не указаны;
  • при таких обстоятельствах следует признать, что обращение заявителя не содержало информации о событиях административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 14.7, 14.8 КоАП РФ, в связи с чем не требовало проведения проверки Роспотребнадзором по такому обращению.

К сведению: недавно ВС РФ высказался по проблеме невозможности привлечения к административной ответственности нарушителей по жалобам потерпевших, обусловленной введенным мораторием на проверки в совокупности с запретом возбуждать дела об АП без проведения КНМ с взаимодействием.  Правда, выводы ВС РФ касаются исключительно полномочий МВД России и органов дознания. Подробнее о правовой позиции ВС РФ см. в нашей новости.

Читать ГАРАНТ.РУ в Новости и Дзен

Документы по теме:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Читайте также:

Оформлять иск необходимо по ГОСТу

Кто может войти в комиссию по проверке знания требований охраны труда

Сверхнормативная медпомощь: как определить добросовестное поведение медицинской лаборатории?

Должен ли опыт участника закупки по Закону № 44-ФЗ полностью соответствовать ее объекту

Мы используем Cookies в целях улучшения наших сервисов и обеспечения работоспособности веб-сайта, статистических исследований и обзоров. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера.
Подробнее

Актуальное