Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
![]() |
| VitalikRadko / Depositphotos.com |
Девятый ААС (апелляционная инстанция) отказался рассматривать заявление клиники о признании распространенных в сети сведений (отзывов пациентов) не соответствующими действительности, после того как в дело вмешался владелец сайта, на котором опубликованы эти отзывы (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2018 г. № 09АП-43429/18).
Напомним, что законодательство РФ предусматривает две процессуальные возможности опровергнуть сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию: "простой" и "сложный".
"Сложный" путь предполагает, что безвинно опороченное лицо само отыщет обидчика и вчинит ему иск о защите чести, достоинства и деловой репутации, то есть о признании сведений не соответствующими действительности, порочащими деловую репутацию, и об их опровержении (п. 1 ст. 152 Гражданского кодекса). Обидчик же будет принужден доказывать, что спорные сведения соответствуют действительности. Такой иск рассматривается в обычном – исковом – порядке.
Однако иногда невозможно установить того, кто придумал и распространил свои клеветнические измышления. В этом случае пострадавший может пойти по "легкому" пути – обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений порочащими и не соответствующими действительности (п. 8 ст. 152 ГК РФ). Такое заявление рассматривается в порядке особого производства – по правилам установления фактов, имеющих юридическое значение (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. № 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц"). Поскольку состязательности в таком деле нет, то и стандарты доказывания гораздо ниже.
Этим обстоятельством и воспользовалась клиника, которая жаждала стереть из сети гневные отклики от имени бывших пациентов. Она обнаружила 22 веб – адреса, на которых публиковались нелестные отзывы, и вписала их все, "оптом", в одно заявление в суд о признании сведений по этим адресам не соответствующих действительности. К заявлению были присовокуплены объяснения о том, что, дескать, установить владельцев сайтов не представляется возможным. Арбитражный суд первой инстанции вполне удовлетворился этими данными и признал информацию по всем 22 сетевым адресам не соответствующей действительности (ложной) и порочащей деловую репутацию заявителя.
Отметим, что описанная схема не нова, и очень многие организации расправляются с негативными интернет-отзывами о себе именно так.
Однако в данном деле клинику ждал сюрприз: владелец одного из сайтов, упомянутых в заявлении, узнал о деле и – посчитав, что решение суда нарушает его права как СМИ и не соответствует фактическим обстоятельствам, – подал апелляционную жалобу.
После такого демарша арбитражный суд второй инстанции был вынужден предыдущее решение целиком отменить, а заявление клиники – оставить без рассмотрения:
Таким образом, активное вмешательство всего одного веб-портала с отзывами пациентов позволило сохранить спорные отзывы и на остальных адресах, упомянутых в заявлении клиники.
Документы по теме: